Оглавление

 

Введение. 3

1. Характеристика системы MRP, история возникновения. 4

2. Цели системы MRP, элементы системы.. 7

3. Результаты MRP-системы.. 11

Заключение. 16

Задачи…………………………………………………………………………….17

Список используемой литературы.. 21

Введение

Растущая конкуренция на рынке и динамичный рост самой компании значительно повышают требования к системе ресурсного планирования в торговых компаниях. Но если проблем в управлении оборотными средствами все же не удалось избежать, для их решения потребуется целый комплекс мероприятий.

Система закупок является не менее важным бизнес-процессом, чем продажи. Правильнее сказать, что данные два процесса неразрывно связаны, поэтому только их скоординированная оптимизация может дать желаемый эффект. Из взаимосвязи планов продаж и закупок товаров строится торговый баланс, отображающий баланс движения денежных средств от торговой деятельности. То есть выплаты поставщикам за закупленные товары и поступления от покупателей за отгруженные им товары. Автоматическое формирование торговых балансов позволяет оперативно анализировать выполнение планов с точки зрения движения денежных средств, а также корректировать и прорабатывать различные сценарии планов.

Автоматизация процесса закупки подразумевает формирование опера­тивного плана закупок по мере зака­зов товаров покупателями и достиже­ния товарами нижней границы норматива. В качестве методов управления закупка­ми используются множество методов, но наиболее эффективен метод MRP.

Цель данной работы – организация закупок в системе MRP.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. дать характеристику системы MRP, история ее возникновения;

2. обозначить цели системы MRP, элементы системы;

3. дать характеристику полученным результатам MRP-системы.

 

1. Характеристика системы MRP, история возникновения

 

Система MRP-1 - одна из наиболее популярных в мире, основанная на логистической концепции "планирование потребностей/ресурсов". Данная система оперирует материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию. Основные цели этой системы - удовлетворение потребности в материальных ресурсах для планирования производства и доставки потребителям, поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

Система MRP-II - система планирования потребностей/ресурсов второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса. Преимущество систем MRP-2 перед системами MRP-1: более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования, что способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами.

Исследования, проведенные в США, показали, что использование логистической системы MRP-II позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 %, повысить рентабельность производства на 10, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 %. При этом на 16 % возрастает объем предоставляемых потребителям услуг.

Целями планирования потребностей/ресурсов являются сокращение запасов, поддержание высокого процента оказания услуг, координация графика доставки и деятельности по производству и закупке. Эти цели достижимы одновременно, что является преимуществом данных систем.

Базовыми микрологистическими подсистемами, основанными на концепции "планирования потребностей/ресурсов", в производстве и снабжении являются системы "планирования потребности в материалах/производственного планирования потребности в ресурсах" (materials/manufacturing requirements/resource planning, MRP I/MRP II), а в дистрибуции (распределении) - системы "планирования распределения продукции/ресурсов" (distribution requirements/resource planning, DRPI/DRPII).

В начале 60-х гг. в связи с ростом популярности вычислительных систем возникла идея использовать их для планирования производственных процессов. Необходимость этого была обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, параллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возникает избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока. Кроме того, из-за нарушения баланса поставок комплектующих возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, т. е. фактически невозможно было определить, например, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте.

Поэтому была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning). Реализация системы, работающей по этой методологии, представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя как запасы на складе, так и саму технологию производства. Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов и комплектующих в любое время в рамках срока планирования наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада.

Другими словами, MRP-система позволяет оптимально загружать производственные мощности, и при этом закупать именно столько сырья и материалов, сколько необходимо для выполнения текущего плана заказов и возможно обработать за соответствующий цикл производства.

Тем самым планирование текущей потребности в материалах позволяет разгрузить склады сырья и комплектующих (закупают их ровно в том объеме, который можно обработать за один производственный цикл и поступают прямо в производственные цеха), а также склады готовой продукции (производство идет в строгом соответствии с принятым планом заказов, и продукция, относящаяся к текущему заказу, должна быть произведена ровно к сроку его исполнения).

Идеальная реализация концепции MRP невыполнима в реальности. Например, из-за возможного срыва сроков поставок по различным причинам и последующей остановки производства. Поэтому в MRP-системах на каждый случай предусмотрен определенный страховой запас сырья и комплектующих (safety stock).

2. Цели системы MRP, элементы системы

 

Основными целями MRP-систем являются:

• удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

• поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

• планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP-система обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции на плановую перспективу. Система MRP вначале определяет, в какие сроки и сколько необходимо произвести конечной продукции. Затем определяются время и необходимые количества материальных ресурсов для выполнения производственного расписания. Входом данной системы являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание (графики выпуска готовой продукции). Таким образом, как и для микрологистических систем, основанных на принципах концепции "точно в срок", в MRPI основным является потребительский спрос.

Программный комплекс MRPI основан на систематизированных производственных расписаниях (графиках выпуска конечной продукции) (модуль MPS - Master Production Schedule) в зависимости от потребительского спроса и комплексной информации, получаемой из баз данных о материальных ресурсах и их запасах. Алгоритмы, заложенные в программные модули системы, первоначально переводят спрос на готовую продукцию в требуемый общий объем исходных материальных ресурсов. Затем программы вычисляют требования на исходные материальные ресурсы, полуфабрикаты, объем незавершенного производства, основанные на информации о соответствующем уровне запасов, и размещают заказы на объемы входных материальных ресурсов для участков производства (сборки) готовой продукции. Зависят заказы от специфицированных по номенклатуре и объемам требований на материальные ресурсы и времени их доставки на соответствующие рабочие места и склады.

После завершения необходимых вычислений в информационно-компьютерном центре фирмы формируется выходной комплекс машинограмм системы MRPI, который в документном виде передается производственным и логистическим менеджерам для принятия решений по обеспечению производственных участков и складского хозяйства фирмы необходимыми ресурсами[1].

К основным входным элементам MRP-системы относят:

• описание состояния материалов (Inventory Status File) - основной входной элемент MRP-программы. В нем должна быть отражена максимально полная информация о всех материалах и комплектующих, необходимых для производства конечного продукта. В этом элементе должен быть указан статус каждого материала, определяющий, имеется ли он на руках, на складе, в текущих заказах или его заказ только планируется, а также описания, его запасов, расположения, цены, возможных задержек поставок, реквизитов поставщиков. Такая информация должна быть заложена отдельно по каждому материалу, участвующему в производственном процессе;

• программа производства (Master Production Schedule) представляет собой оптимизированный график распределения времени Для производства необходимой партии готовой продукции В за планируемый период или диапазон периодов. Сначала создается пробная программа производства, впоследствии тестируемая на выполнимость дополнительно прогоном через CRP-систему (Capacity Requirements Planning), определяется достаточность производственных мощностей для осуществления. Если производственная программа признана выполнимой, она автоматически формируется в основную и становится входным элементом MRP-системы. Это необходимо, потому как требования по производственным ресурсам являются прозрачными для MRP-системы, которая формирует на основе производственной программы график возникновения потребностей в материалах. Однако если какие-либо материалы недоступны или невозможно выполнить план заказов, необходимый для поддержания реализуемой с точки зрения CPR производственной программы, MRP-система указывает на необходимость внесения в нее корректировок;

• перечень составляющих конечного продукта (Bills of Material File) - это список материалов и их количество, требуемое для производства продукта. Таким образом, каждый конечный продукт имеет свой перечень составляющих. Кроме того, здесь содержится описание структуры конечного продукта, т. е. полная информация по технологии его сборки. Чрезвычайно важно поддерживать точность всех записей в этом элементе и, соответственно, корректировать их всякий раз при внесении изменений в структуру и/или технологию производства конечного продукта.

Напомним, что каждый из вышеуказанных входных элементов представляет собой компьютерный файл данных, использующийся MRP-программой. В настоящий момент MRP-системы реализованы на самых разнообразных аппаратных платформах и включены в качестве модулей в большинство финансово-экономических систем. Цикл ее работы состоит из следующих основных этапов:

1. Прежде всего, MRP-система, анализируя принятую программу производства, определяет оптимальный график производства на планируемый период.

2. Далее, материалы, не включенные в производственную программу, но присутствующие в текущих заказах, включаются в планирование отдельным пунктом.

3. На этом шаге на основе утвержденной программы производства и заказов на комплектующие, не входящие в нее, для каждого отдельно взятого материала вычисляется полная потребность в соответствии с перечнем составляющих конечного продукта.

Чистая потребность = Полная потребность - Инвентаризовано на руках - Страховой запас Резервирование для других целей,

где чистая потребность - потребность в заготовке материальных ресурсов;

полная потребность - потребность в материальных ресурсах для выполнения заданной программы производства;

инвентаризовано на руках - отпущено в производство материальных ресурсов;

резервирование для других целей - зарезервировано материальных ресурсов для корректировки производственной программы[2].

4. На основе полной потребности, учитывая вид материала, для каждого периода времени вычисляется чистая потребность по указанной формуле. Если чистая потребность в материале больше нуля, система автоматически создает заказ на материал.

5. Все заказы, созданные ранее текущего периода планирования, рассматриваются, в них при необходимости вносятся изменения, чтобы предотвратить преждевременные поставки и задержки поставок от поставщиков.

Эти изменения автоматически модифицируют описание состояния материалов, и в результате создается план заказов на каждый отдельный материал на весь срок планирования, обеспечение выполнения которого необходимо для поддержки программы производства.

3. Результаты MRP-системы

 

Основными результатами MRP-системы являются:

• план заказов {Planned Order Schedule) определяет, какое количество каждого материала должно быть заказано в каждый рассматриваемый период времени в течение срока планирования. План заказов является руководством для дальнейшей работы с поставщиками и, в частности, определяет производственную программу для внутреннего производства комплектующих (при наличии такового);

• изменения к плану заказов (Changes in planned orders) являются модификациями к ранее спланированным заказам. Заказы могут быть отменены, изменены или задержаны, а также перенесены на другой период.

А/ЛР-система формирует также некоторые дополнительные результаты, в виде отчетов, целью которых является обратить внимание менеджеров на "узкие места" в течение планируемого периода;

• отчет об "узких местах" планирования (Exception report) предназначен для того, чтобы заблаговременно проинформировать пользователя о промежутках времени в течение срока планирования, которые требуют особого внимания и в которые может возникнуть необходимость внешнего управленческого вмешательства. Типичными примерами ситуаций, которые должны быть отражены в этом отчете, могут быть непредвиденно запоздавшие заказы на комплектующие, избытки комплектующих на складах и т. п.;

• исполнительный отчет (Performance Report) является основным индикатором правильности работы MRP-системы и оповещает пользователя о возникших критических ситуациях в процессе планирования (например, полное израсходование страховых запасов по отдельным комплектующим), а также о всех возникающих системных ошибках в процессе работы MRP-программы;

• отчет о прогнозах (Planning Report) представляет собой информацию, используемую для составления прогнозов о возможном будущем изменении объемов и характеристик выпускаемой продукции и долгосрочного планирования потребностей в материалах.

Таким образом, использование MRP-системы для планирования производственных потребностей позволяет оптимизировать время поступления каждого материала, значительно тем самым снижая складские издержки и облегчая ведения производственного учета.

Микрологистические системы, основанные на MRP /-подходе, имеют недостатки и ограничения, к основным из которых относят:

• значительный объем вычислений, подготовки и предварительной обработки большого объема исходной информации, что увеличивает длительность производственного периода и логистического цикла;

• возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровень запасов или перейти на выпуск готовой продукции в малых объемах с высокой периодичностью;

• нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как основаны они на контроле и пополнении уровня запасов в фиксированных точках прохождения заказа;

• значительное число отказов в системе из-за ее большой размерности и перегруженности.

Эти недостатки накладываются на общий недостаток, присущий всем микрологистическим системам "толкающего" типа (push systems), к которым относятся и MRPI-системы, а именно недостаточно строгое отслеживание спроса с обязательным наличием страховых запасов[3].

Для микрологистической системы "толкающего" типа характерны производство деталей, компонентов, полуфабрикатов и сборка из них готовой продукции в соответствии с жестко заданным производственным расписанием. В результате материальные ресурсы, объем незавершенного производства как бы "выталкиваются" из одного звена внутрипроизводственной логистической системы в другое, а затем готовая продукция поступает в распределительную сеть. В такой системе предотвратить сбои в производственном процессе, а также учесть изменения спроса можно только созданием избыточных производственных и (или) страховых запасов между звеньями логистической системы, которые называются обычно буферными запасами. Наличие их замедляет оборачиваемость оборотных средств фирмы, увеличивает себестоимость готовой продукции, но обеспечивает большую устойчивость логистической системы при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков материальных ресурсов по сравнению с логистическими системами, основанными на концепции "точно в срок".

Системы MRPI преимущественно используются в том случае, когда спрос на исходные материальные ресурсы сильно зависит от спроса потребителей на конечную продукцию. Система MRPI может работать с широкой номенклатурой материальных ресурсов (многоассортиментными исходными материальными потоками). Применение систем MRPI позволяет фирмам достигать тех же целей, что и при использовании JIT-технологии, в частности, добиваться сокращения длительности полного логистического цикла и устранения излишних запасов, если время принятия решений по управлению производственными операциями и закупкам ресурсов сопоставимо с периодичностью изменения спроса[4].

Отмеченные недостатки и ограниченность применения MRP I потребовали разработки второго поколения этих систем, которое получило название системы MRPII. Они представляют собой интегрированные микрологистические системы, включающие финансовое планирование и логистические операции. Системы MRPII являются эффективным инструментом внутрифирменного планирования, позволяющим на практике претворять логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимуществом данных систем перед системами MRPI является более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса. Системы MRP II обеспечивают большую гибкость планирования, уменьшают логистические издержки по управлению запасами.

Система MRPI является главной составной частью системы MRPII. Важное место в системе MRPII занимают алгоритмы прогнозирования спроса, потребности в материальных ресурсах, уровня запасов. В сравнении с системой MRPI дополнительно решается комплекс задач контроля и регулирования уровня запасов материальных ресурсов, объема незавершенного производства и готовой продукции на ЭВМ: выбор стратегии пополнения запасов, расчет критических точек и точек заказа, анализ структуры запасов по методу ABC, сверхнормативных запасов и др.

Современная микропроцессорная техника и программное обеспечение позволили апробировать на практике микрологистические системы, основанные на схеме MRPII, в режиме реального времени ("on line"), с ежедневным обновлением баз данных, что значительно повысило эффективность планирования и управления материальными потоками[5].

Во многих странах предприняты попытки создать комбинированные системы MRPII - KANBAN для взаимного устранения недостатков, присущих каждой этой системе в отдельности. Обычно в такие комбинированные MRPII-системы используют для планирования и прогнозирования спроса, сбыта и закупок, а KANBAN-систему - для оперативного управления производством. Некоторые западные исследователи называют данную интегрированную микрологистическую систему MRP III.

С операционной точки зрения логистическая концепция "планирования потребностей/ресурсов" может быть использована и в системах дистрибуции, что явилось основанием для создания внешних микрологистических систем "планирования распределения продукции/ресурсов" (DRP). Системы DRP - это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибуции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют в основе общую логистическую концепцию "планирования потребностей/ресурсов", в то же время существенно различны.

Системы MRP определены производственным расписанием, которое регламентировано и контролируется фирмой - изготовителем готовой продукции. Функционирование же систем DRP базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Поэтому системы MRP обычно характеризуются большей стабильностью в отличие от систем DRP, работающих в условиях неопределенности спроса. Эта неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами готовой продукции в распределительных сетях. В то же время системы MRP контролируют запасы внутри производственных подразделений. Системы DRP планируют и регулируют уровень запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Заключение

 

Безусловно, будущее за полной авто­матизацией хранения и получения ин­формации и максимально возможной автоматизацией принятия решений на основании этой информации. Степень автоматизации принятия решений за­висит от многих факторов, например, таких как технические и финансовые возможности компании, стабильность рынка, специфика деятельности ком­пании и пр. На сегодняшний день наи­более эффективно комплексные зада­чи финансового учета и планирования могут быть решены при помощи вне­дрения в компании систем MRP - класса.

Такие системы позволяют устанавли­вать взаимосвязь между различными функциональными направлениями в компании, хранить большие объемы информации, обеспечивать к ней опе­ративный доступ, подавать информацию в необходимом для принятия ре­шений виде и т. д., но вместе с тем их внедрение требует значительных фи­нансовых вложений.

В рамках обозначенной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. дана характеристика системы MRP, история ее возникновения;

2. обозначены цели системы MRP, элементы системы;

3. дана характеристика полученным результатам MRP-системы.

Задачи

Задача 1

На основе АВС – анализа определить параметры запасов, не требующих контроля за запасами (класс), если известны следующие данные:

Обозначение запаса

А1

А2

А3

В1

В3

Объем спроса (шт.)

100

300

1000

500

4000

Цена (руб.)

200

150

20

80

10

Найдем долю каждого запаса в общем объеме (5900шт.). А1=1,69%; А2=5,08%; А3=16,95%; В1=8,47%; В3=67,8%.

Рассчитаем эту долю с накопительным итогом (эта операция носит технический характер и служит для удобства дальнейшего определения границ для групп ABC). Используем традиционное деление на три группы по показателю «доля с накопительным итогом»: А - до 50%, В - 50-80% и С - 80-100%. Данное распреде­ление полностью отвечает задачам склада оп­товой компании или розничной сети. Получилось, что запас В3 попадает в группу А, запас А3 в группу В, запасы А1,А2, В1 – в группу С.

Задача 2.

Фирме необходимо 1200 электродрелей в год. Затраты на оформление заказа 50 рублей, а затраты на хранение – 40% от стоимости одной дрели, равной 300 рублей. Определить экономический размер заказа, количество заказов в год и период времени между двумя заказами, если количество рабочих дней равно 250.

1.     Рз = 1200*300=360000руб.

2.     ОР = корень кв.из(2*Зт*ТЗ1)/ТЗ2,

где Зт – необходимый объем закупки товаров в год;

ТЗ1- размер текущих затрат по размещению, доставке;

ТЗ2 – расходы по хранению.

ОР = кор. кв. из (2*1200*50)/120 = 347/120=3раза.

3. период времени между двумя заказами = 250/3=83дня.

Задача 3.

Две фирмы А и Б расположенные на расстоянии 200 километров продают однотипный товар. Фирма А продает товар по цене 60 руб. фирма Б по цене 85 руб. Определить границы рынков для каждой фирмы.  Пусть фирма А построила склад оптовой торговли на расстоянии 50 км. Стоимость перевозки 12 руб. за км. Затраты  на хранение товара на складе 15 руб. за единицу. Определить новые  границы рынков.

1.     Границы рынков для фирмы А = 60 /200 = 300м.

Границы рынков для фирмы Б = 85 / 200 = 425м.

2.     Ра = 60+15 = 75руб.

Новые границы для фирмы А = 75/50+0,3 = 1,5+0,3 = 1,8км.

Таким образом, открыв новый оптовый склад фирмы А расширила свои границы рынка, несмотря на то, что цену в результате пришлось увеличить до 75руб.

Задача 4

Определите местоположение производства товара при следующих исходных данных:

- Тарифы на перевозку грузов равны:  (в руб./т.) для К1 – 10; К2 – 8; П1 – 5; П2 – 9.

- Объемы поставок (в т.) равны: для К1- 250; К2 – 150; П1 – 200; П2- 200.

- Координаты их даны в таблице:

Координаты

Клиент

Клиент

Поставщик

Поставщик

К1

К2

П1

П2

Х

50

300

150

450

У

150

500

200

400

1. Найдем расстояние, которое проезжают клиенты и поставщики до искомого предприятия.

Sк1 = 250/10 = 25км.

Sк2 = 19км.

Sп1 = 40км.

Sп2 = 22км.

2. В расчет возьмем ситуацию, когда сырье поступает на искомый объект, назовем его завод, а в дальнейшем уже готовый товар поступает к клиенту.

Найдем точку между К1 и П1, оно равно ((150+50/2) +(200+150/2). Получаем точку с координатами (100;175).

Теперь таким же образом найдем точку между К2 и П2, она равна (375; 450).

Теперь определим координаты искомого завода ((100+375/2)+(175+450/2)). Получаем точку с координатами (238; 313). 

Задача 5.

Руководитель производства определяет минимальный объем выручки за 1 день, чтобы сохранить производство. Определить  объем выручки, если известны данные, приводимые в таблице (FC= 10000 руб.):

Цена товара - 50 руб.;

Объем продаж- 500 шт.

Переменные издержки - 30 руб.

Vвыр. = 10000 / (50-30) = 500руб.

Полученного объема выручки хватит для покрытия лишь затрат, а не получения прибыли.

Задача 6.

Руководитель производства определяет минимальный объем выручки за 1 день, чтобы сохранить производство 4-х товаров. Определить объем выручки, если известны следующие данные, приводимые в таблице при FC=20000руб.  

Цена товаров (в руб.)

20

10

5

15

Объем продаж (в шт.)

100

50

200

150

Переменные издержки (в руб.)

30

30

30

30

Vвыр. = 20000 / 20-30 = -2000шт.

Vвыр. = 20000 / 10-30 = -1000шт.

Vвыр. = 20000 / 5-30 = -800шт.

Vвыр. = 20000 / 15-30 = -1333шт.

Руководителю предприятия необходимо срочно предпринять меры по улучшению создавшейся ситуации. В данном случае можно порекомендовать либо повышение цены, что в дальнейшем может привести к потере покупателей в случае, если установленная цена будет выше рыночных цен, либо снижение затрат.

Список используемой литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник для вузов. М., 2001.-259с.

2. Логистика. Учебное пос. / Под ред. Б.А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 2000.-375с.

3. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.-213с.

4. Практикум по логистике. Учеб. Пос./Под ред. Б.А. Аникина, М.: ИНФРА – М, 2002.-198с.

5. Смехов А.А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 2000.-245с.


[1] Логистика. Учебное пос. / Под ред. Б.А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 2000.-178с.

[2] Гаджинский А.М. Логистика. Учебник для вузов. М., 2001.-85с.

[3] Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.-123с.

[4] Практикум по логистике. Учеб. Пос./Под ред. Б.А. Аникина, М.: ИНФРА – М, 2002.-28с.

[5] Смехов А.А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 2000.-214с.