Содержание

Введение. 3

1. Учет поступления товаров в торговой организации на складе и в бухгалтерии, документальное оформление поступления товаров, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета. 4

1.1. Учет поступления товаров в оптовой торговле. 4

1.2. Учет поступления товаров в розничной торговле. 11

2. Практическое задание. 17

Задание 3. Тест. 21

Список литературы.. 25

Введение

От  работы  торговых организаций  во  многом   зависит   эффективность функционирования всего народнохозяйственного  комплекса,  сбалансированность внутреннего рынка,  удовлетворение  растущих  потребностей  людей.  В  новых условиях хозяйствования сфера торговли будет значительно  расширена.

Усиление роли товарно-денежных  отношений  связано  не  только  с  развитием  торговли  предметами  потребления,  но  и  с  переходов  к  торговле  средствами  поступления.  Эти  две  формы  становятся   важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

Цель работы заключается в изучение поступлении товаров на торговых  предприятиях.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи

- сущность, состояние и задачи оптовой и розничной торговли в современных условиях хозяйствования.

- роль и задачи бухгалтерского учета поступления товаров в оптовой и розничной торговле

- документальное оформление поступления товаров.

- бухгалтерский учет поступления товаров.

1. Учет поступления товаров в торговой организации на складе и в бухгалтерии, документальное оформление поступления товаров, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета

1.1. Учет поступления товаров в оптовой торговле

Поставщики отгружают в адрес оптовых организаций товары в соответствии с заключенными с ними договорами, определяю­щими права и обязанности сторон. Основными реквизитами договора являются наименование сторон (поставщика и покупателя), предмет договора (наименование и количество товара), имущественная ответственность сторон за невыполнение или не­надлежащее выполнение договора, цены, сроки поставки, поря­док расчетов, тара и упаковка и т.д. За невыполнение условий договоров предусматриваются штрафные санкции. Кроме того, с виновной стороны могут быть взысканы убытки в размере, не по­крытом штрафом или неустойкой. Однако уплата штрафов и воз­мещение убытков не освобождают нарушителя договора от его исполнения. В целях контроля за ходом заключения договоров их регистрируют в специальных журналах. Для учета их выполнения на каждый договор может открываться карточка, в которую записываются основные условия договора, а затем на основании по­ступающих приходных документов делаются отметки о его вы­полнении. Периодически проверяются итоги выполнения дого­воров и при их невыполнении предъявляются претензии постав­щикам.

В целях сохранности поступающих товаров поставщик обязан обеспечить: строгое соблюдение установленных правил упаков­ки, затаривания, маркировки и опломбирования отдельных мест; вложение в каждое тарное место документа (упаковочного ярлы­ка, кипной карты и т.д.), свидетельствующего о наименовании и количестве товаров, находящихся в данном тарном месте; четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соот­ветствие указанных в них данных о количестве товаров фактически отгружаемому, своевременную отсылку этих документов полу­чателю; строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузке и креплению и др.[10, 56]

Получатель обязан: обеспечить приемку товаров по количест­ву и качеству в установленные договором сроки; обеспечить кон­троль за правильным их оприходованием материально ответст­венными лицами; создать условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования не­достач и хищений товаров.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от: места приемки (на складе поставщика, от органов транспорта, на складе покупателя); характера приемки (по коли­честву, качеству и комплектности); наличия или отсутствия соответствующих сопроводительных документов и т.д.

Приемка товаров по весу брутто, указанному на таре, или при­емка по весу нетто и количеству товарных единиц (в поврежден­ной таре) производится в том месте, где принимаются товары.

Порядок приемки товаров на складе поставщика. Товары на складе поставщика принимает, как правило, материально ответ­ственное лицо покупателя по доверенности. Доверенность оформляется на бланках типовой формы, подписывается руково­дителем и главным бухгалтером организации или лицами, упол­номоченными ими. После чего на ней ставится печать. Доверен­ности регистрируются в бухгалтерии в специальном журнале, где указываются: номер доверенности; дата выдачи; срок ее действия; должность, фамилия лица, кому выдана доверенность, его под­пись; наименование поставщика и название товаров, которые не­обходимо получить; отметка о получении товара по данной дове­ренности (после его получения). Если товар по выданной дове­ренности не будет получен, то она аннулируется. При этом бух­галтер погашает ее надписью «Не использована» и делает об этом отметку в журнале. Неиспользованные доверенности хранятся в бухгалтерии.

Бланки доверенностей являются документами строгой отчет­ности. Не допускается выдача незаполненных доверенностей. При получении (приемке) товаров от местных поставщиков мож­но вместо разовых доверенностей предоставлять им список лиц (с образцами подписей этих работников), которым доверяется по­лучать товарно-материальные ценности. В случае увольнения ра­ботника организация сообщает поставщику об аннулировании постоянной доверенности.

Доверенность при получении товара предъявляется постав­щику вместе с документами, удостоверяющими личность получа­теля. При приемке товара проверяется соответствие количества и качества товаров данным сопроводительных документов. Прием­ка товаров производится по весу брутто и количеству мест, по­ставляемых в таре, а если товары не имеют тары, то они принима­ются по весу нетто путем пересчета или взвешивания. Если товар принимается по массе брутто, то об этом делается надпись на со­проводительном документе и ставятся подписи материально от­ветственного лица, получившего и сдавшего товар. [9,101]

Приемка товаров на станции железной дороги (пристани) произ­водится материально ответственным лицом получателя (кладов­щиками, экспедиторами и т.д.) при предъявлении доверенности (обычно постоянной), грузовой квитанции, паспорта. При этом оптовые организации в соответствии с действующими на транс­порте правилами перевозок грузов обязаны проверить, обеспече­на ли сохранность груза при перевозке, в частности:

наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, автофургоне и т.д.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие защитной маркировки груза и исправность тары;

соответствие наименования груза и транспортной маркиров­ки на нем данным, указанным в транспортном документе;

соблюдение установленных правил перевозки, обеспечиваю­щих предохранение грузов от повреждения и порчи (укладка гру­за, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроков доставки.

Оптовые организации обязаны потребовать от органов транс­порта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действую­щими на транспорте, и другими нормативными актами. В случае получения от органов транспорта груза без проверки количества мест, веса и его состояния получатель обязан потребовать от орга­нов транспорта отметки об этом на транспортном документе.

На полученный от железной дороги товар экспедитор выпи­сывает накладную на его отправку на склад автомобильным транспортом через агента-водителя). В случае обнаружения недо­стачи товаров при приемке их на складе от агента составляется акт. Если товары от органов транспорта принимает кладовщик (заведующий складом), являющийся материально ответственным лицом, то он расписывается в получении товаров в сопроводительных документах, либо составляется «Акт о приемке товаров» (ф. № ТОРГ-1), который применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соот­ветствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Этот акт составляется также при приемке товаров на складах оп­товой организации членами приемной комиссии, уполномочен­ными на это руководителем организации. [10, 63]

В случае поступления товаров без сопроводительных докумен­тов поставщика их принимает комиссия, уполномоченная на это руководителем организации, которая составляет «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (ф. № ТОРГ-4). Акт составляется при участии материально ответственного лица в трех экземплярах: первый - передается в бухгалтерию, второй — остает­ся у материально ответственного лица, третий - направляется по­ставщику с просьбой срочно выслать необходимые документы. Кроме того, комиссия составляет в трех экземплярах «Акт об опри­ходовании тары, не указанной в счете поставщика» (ф. № ТОРГ-5), который применяется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаков­ке товаров в том случае, когда они не показываются отдельно в сче­те поставщика, и их стоимость включена в цену товара.

При поступлении без согласия покупателя товаров, не преду­смотренных в договоре, либо при отсутствии договорных отно­шений, они принимаются на ответственное хранение, о чем сооб­щается поставщику. Такие товары учитываются за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответ­ственное хранение». В установленные покупателем сроки постав­щик должен распорядиться принятыми на ответственное хране­ние товарами. Если поставщик в этот срок не распорядится това­ром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его по­ставщику. Необходимые расходы, понесенные покупателем в свя­зи с принятием товара на ответственное хранение, его реализаци­ей и возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком. При этом вырученное от реализации товара передается постав­щику за вычетом причитающегося покупателю. [10, 64]

На складе оптовых организаций товары принимаются при до­ставке поставщиком по весу брутто и количеству мест, а при необ­ходимости и по весу нетто и количеству товарных единиц в каж­дом тарном месте. Оптовые организации, переотправляющие то­вары в таре или упаковке первоначального отправителя (изгото­вителя), должны производить приемку товаров по количеству и качеству внутри тарных мест лишь в случаях, предусмотренных договорами, а также при несоответствии фактического веса брут­то весу брутто, указанному в сопроводительных документах либо в поврежденной, открытой или немаркированной таре, а также при наличии признаков порчи (течь, бой и т.д.). Порядок прием­ки товаров на оптовых складах и сроки ее проведения устанавли­ваются в договорах на их поставку.

Приемка товаров по количеству производится по транспорт­ным и сопроводительным документам (счету-фактуре, специфи­кации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изгото­вителя), удостоверяющим их количество, а приемка товаров по качеству и комплектности — по сопроводительным документам, удостоверяющих их качество и комплектность (технический пас­порт, сертификат и т.д.).

В бухгалтерском учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным оприходованием товаров со стороны материально ответственных лиц согласно документам поставщиков. Поставщики при отгрузке товаров в адрес оптовых организаций выписывают документы: коммерческие (товарные); транспортные и страховые; платежно-банковские (расчетные). [8, 87]

Коммерческие (товарные) документы дают количественную, качественную и стоимостную характеристики товаров. К доку­ментам, характеризующим количество товара, относятся: счет-фактура, спецификация, товарный ярлык, упаковочный ярлык, товарная накладная, приходный групповой отвес, товарно-транс­портная накладная, кипная карта, отвесы и т.д. Документами, ха­рактеризующими качество товара, являются: качественные удос­товерения, технические паспорта, сертификаты, справки о ре­зультатах лабораторных анализов и др.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 было утверждено «Правило ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». На основа­нии данного постановления все организации обязаны составлять счета-фактуры, вести журнал учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам. Счет-фактура составляется поставщиком на имя покупателя и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость покупате­лям после оприходования товара и его оплаты. Счет-фактура яв­ляется документом, служащим основанием для принятия предъ­явленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. В счете-фактуре должны быть указаны: порядко­вый номер и дата выписки; наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетно­го документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказа­ния услуг); наименование поставляемых товаров; цена за едини­цу без учета налога; стоимость товаров без и с учетом налога; на­логовая ставка и сумма налога; страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации и т.д. Счет-фактура под­писывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации, заверяется печатью организации.

Спецификация (ф. № ТОРГ-10) применяется, если отфакту­рованная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п. Она выписывается в двух экземплярах материально ответственным лицом: один экземпляр прилагается к счету-фактуре, направляе­мому покупателю, второй - передается в бухгалтерию. В специ­фикации перечисляется каждое отдельное место с товаром и про­ставляется его масса. Масса тары отражается отдельно. Тара, отпущенная с товаром по этой спецификации, указывается на оборотной стороне бланка. Упакованный товар передается экспе­диции, агенту (экспедитору, водителю) по количеству мест или массе брутто под расписку на бланке спецификации. Специфика­ция обычно дополняет счет-фактуру. [10, 66]

Товарный ярлык (ф. № ТОРГ-11) применяется для учета то­варно-материальных ценностей в местах хранения товара. Он за­полняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка, хранится вместе с товаром по месту его нахождения.

Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) составляется в двух эк­земплярах: один остается у поставщика, другой — передается по­купателю.

Приходный групповой отвес (ф. № ТОРГ-17) составляется в трех экземплярах работниками организации-получателя. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — весовщику желез­ной дороги, водного транспорта или лицу, сопровождающему груз, третий - остается у материально ответственного лица. В нем в обязательном порядке указывается, в каком состоянии прибыл товар, груз. Данные о состоянии товара подтверждаются подпи­сями представителя транспортной организации (поставщика) и грузополучателя (покупателя). В случае необходимости предъявления поставщику претензии приходные групповые отвесы со­ставляются в четырех экземплярах. [8, 116]

Упаковочный ярлык (ф. № ТОРГ-9) применяется при упаков­ке товара. Он выписывается в трех экземплярах на каждое отдель­ное место (ящик, тюк и т.д.), подписывается материально ответст­венными лицами и упаковщиком. Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в ящик (тюк), второй — с указанием массы каж­дого места прилагается к счету-фактуре (если он не подлежит по-ящичной сертификации), третий - остается на складе.

При доставке товаров автомобильным транспортом применя­ется товарно-транспортная накладная, которая может быть выпи­сана в четырех или пяти экземплярах. Один экземпляр остается у поставщика, второй - предназначен покупателю, третий - используется в качестве пропуска на вывоз товаров от поставщика и передается в бюро пропусков, четвертый и пятый — сдают авто­транспортной организации для расчетов за транспорт и как при­ложение к путевому листу.

Сертификат о качестве удостоверяет качество фактически по­ставленного товара и его соответствие условиям договора. В нем дается характеристика товара либо подтверждается соответствие определенным стандартам или техническим условиям.

Техническая документация (паспорта, схемы, инструкции и т.д.) представляется при поставке товаров длительного пользова­ния. Ж. документам, удостоверяющим качество товара, относятся также протоколы испытаний, справки лабораторного анализа и т.д.

Транспортные документы обычно выписываются грузоперевозчиком, они удостоверяют, что товар принят им к перевозке. В за­висимости от того, каким видом транспорта перевозятся товары, они подразделяются: железнодорожная накладная, коносамент, товарно-транспортная накладная (путевые листы, автодорожная накладная), коммерческий акт, экспедиторская накладная и др.

Коносамент (водная накладная) — это документ, предоставля­емый отправителю (поставщику) судовладельцем в удостоверение принятия груза к перевозке.

Железнодорожная накладная выписывается железной доро­гой и подтверждает факт принятия железной дорогой товара к отправке..

В оптовых организациях могут применяться и другие товар­ные (коммерческие), транспортные и расчетные документы. Если договором порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Поступившие от поставщиков документы оптовая организа­ция регистрирует в журнале учета счетов-фактур. Он использует­ся для контроля за своевременным поступлением и оприходова­нием товаров материально ответственными лицами. Товарные и расчетные документы поставщиков проверяются оптовой орга­низацией с точки зрения соблюдения условий договора поставки (ассортимент, количество, правильность цен, качество, срок по­ставки, расходы по перевозке и др.), арифметические ошибки и т.д. Проверенные документы передают руководителю оптовой ор­ганизации или уполномоченному им работнику для акцепта (со­гласие на оплату поставщику за товар).

Синтетический учет поступления товаров в оптовых органи­зациях осуществляется на активном счете «Товары», субсчет 1 «Товары на складах», а тары — на субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя». Остаток товаров по этому счету отражается во втором разделе баланса «Оборотные активы» по покупной стоимости (стоимости их приобретения). Поступающие товары и тара при­ходуются по дебету счета «Товары» с кредитованием счетов по учету расчетов. Поступление товаров и тары можно отражать в учете с использованием счета «Заготовление и приобретение ма­териальных ценностей» в порядке, аналогичным порядку учета соответствующих операций с материалами. Однако торговые ор­ганизации практически этот счет не применяют. На поступившие товары составляются следующие бухгалтерские записи:

на сумму фактически поступивших товаров от поставщиков по покупной стоимости

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах» К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; на сумму налога на добавленную стоимость, относящегося к поступившим товарам, —

Д-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. « Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если в первичных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, сумма налога на добавленную стоимость отдельной строкой не выделена, то приобретенные товары прихо­дуются по полной стоимости приобретения, включая НДС. Если организация-поставщик освобождена от уплаты НДС и она по просьбе покупателя выставила ему счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС и покупатель сумму налога возместил из бюдже­та, то поставщик-льготник уплачивает в бюджет ту сумму НДС, которую он указал в этих документах. На сумму поступившей от поставщиков тары производится бухгалтерская запись:

Д-т сч. «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром порожняя» К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если при поступлении товаров в счет поставщика включены транспортные расходы, оплаченные за счет оптовой организации, то сумма их отражается в учете проводкой:

Д-т сч. «Расходы на продажу»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Выявленная при приемке товаров претензия отражается в уче­те следующим образом:

на сумму претензий, предъявленных поставщику (при предо­плате) или транспортной организации по покупной стоимости, -

Д-т сч. «Расчеты с разными дебиторами кредиторами», суб­счет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму налога на добавленную стоимость, относящегося к сумме предъявленной претензии, -

Д-т сч. «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», суб­счет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

на сумму недостачи товаров по покупной стоимости —

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму налога на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям, относящегося к недостающим товарам, -

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

при списании недостачи товаров за счет материально ответст­венного лица сумма недостачи увеличивается на величину торго­вой надбавки —

Д-т сч. «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб­счет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница меж­ду суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансо­вой стоимостью по недостачам ценностей»;

при отнесении суммы недостачи товаров на виновных по по­купной стоимости -

Д-т сч. «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб­счет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

при списании суммы недостачи за счет оптовой организации по покупной стоимости вместе с налогом на добавленную стои­мость -

Д-т сч. «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Излишки, выявленные при приемке товаров, приходуются в обычном порядке.

Товары могут поступать на склад от:

подотчетных лиц —

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Расчеты с подотчетными лицами»;

учредителей -                 

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкла­дам в уставный (складочный) капитал»;

структурных и других подразделений —

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»,

К-т сч. «Внутрихозяйственные расчеты».

Товары могут поступать от других материально ответственных лиц (кладовщиков) и при этом составляется проводка:

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах».

Поступление товаров в счет займов отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т счетов «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Внесение товаров в качестве средств целевого финансирова­ния отражается в учете:

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Целевое финансирование».

Если при инвентаризации товаров на складе обнаружены из­лишки, то составляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Прочие доходы и расходы».

Оплата поставщикам за поступившие от них товары произво­дится по безналичному или наличному (до 10 тыс. руб.) расчетам. При этом составляются бухгалтерские записи:

при оплате с расчетного счета —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Расчетные счета»;

при оплате наличными (до 10 тыс. руб.) —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Касса»;

при оплате чеками или аккредитивами —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Специальные счета в банках»;

при зачете по товарообменным операциям —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т счетов «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расче­ты с разными дебиторами и кредиторами»;

при оплате за счет полученного кредита или займа —

Д-т сч. « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т счетов «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

при погашении задолженности структурными подразделе­ниями —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Внутрихозяйственные расчеты».

При оприходовании и оплате поставщикам за поступившие товары производится зачет НДС составлением бухгалтерской записи:

Д-т сч. «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Если при расчетах с поставщиками товаров используются то­варные (коммерческие) векселя, то операции по поступлению то­варов могут отражаться сразу по кредиту счета «Расчеты с постав­щиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные», либо составлением бухгалтерской записи:

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные».

При этом подтоварными (коммерческими) векселями понима­ются такие, при которых выдача, принятие к платежу или индосси­рование осуществляются в погашение обязательств, возникших в ходе исполнения договоров поставки, купли-продажи, подряда и прочих сделок торгово-производственного характера. Однако оп­лата за поступившие товары может производиться и финансовыми векселями, учитываемыми на счете «Финансовые вложения».

Товарный вексель выписывается покупателем (простой век­сель) поставщику с учетом причитающихся процентов. В целях равномерного включения в издержки обращения сумм причита­ющихся к уплате по векселю процентов составляются бухгалтер­ские записи:

на общую сумму по векселю процентов -

Д-т сч. «Расходы будущих периодов»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные»;

ежемесячно равными долями до истечения срока платежа по векселю списывается сумма процентов на счета по учету затрат —

Д-т сч. «Расходы на продажу».

К-т сч. «Расходы будущих периодов».

Таким образом, на счете «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками», субсчет «Векселя выданные» числится сумма, на кото­рую выписан вексель. При его погашении составляются такие же проводки, как и при оплате поставщикам за поступившие от них товары.                                  

Аналитический учет по субсчету «Векселя выданные» осуще­ствляется по векселям, срок оплаты которых не наступил, и про­сроченным. Бухгалтерский контроль за своевременным оприхо­дованием и оплатой товаров ведется в регистрах бухгалтерского учета путем сопоставления суммы, уплаченной поставщику (на основании расчетных документов), и суммы оприходованных товаров материально ответственными лицами (на основании то­варных документов). Эти суммы сопоставляются по каждому поставщику и по каждой партии поступивших товаров в журна­ле-ордере (машинограмме) по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который ведется позиционным линейным спо­собом. Данный регистр открывают на каждый месяц. Записи в него начального сальдо производятся из такого же регистра за предыдущий месяц. После отражения в журнале-ордере за ме­сяц сумм оприходованных товаров и оплаченных поставщикам денежных средств определяется конечное сальдо по счету «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками» в разрезе каждой партии поставляемых товаров. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам по: акцептованным и другим расчет­ным документам, срок оплаты которых не наступил; не опла­ченным в срок расчетным документам; неотфактурованным по­ставкам; авансам выданным; выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; просроченным оплатой векселям; а также по векселям по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках груп­пы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых со­ставляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

Аналитический учет товаров в оптовых организациях ведется по материально ответственным лицам, наименованиям товаров по количеству, цене (покупной) и сумме.

1.2. Учет поступления товаров в розничной торговле

В розничные торговые организации товары поступают от ино­городних (промышленных, сельскохозяйственных, оптовых, внеш­неторговых и других организаций) и одногородних поставщиков. На поставку товаров розничные организации, как и оптовые, заключают с поставщиками договоры поставки. Поставка товаров осуществляется поставщиками путем отгрузки их транспортом или передачи товаров покупателю на определенных в договоре ус­ловиях. Если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров при­надлежит поставщикам.

От местных (одногородних) поставщиков товары в розничные торговые организации доставляются автотранспортом поставщи­ка (если товары принимаются в розничных организациях) или розничной организацией (если товары принимаются в месте на­хождения поставщика).

От иногородних поставщиков товары могут поставляться как автомобильным транспортом, так и железнодорожным, водным или авиа транспортом.

Порядок приемки и документальное оформление поступле­ния товаров со складов поставщиков, на железнодорожных стан­циях, водных пристанях в розничной торговле аналогичен поряд­ку, установленному в оптовых организациях (п. 2.2). Остановимся на особенностях документального оформления получения и при­емки товаров в розничной торговле.

Так, в розничных торговых организациях (особенно специа­лизирующихся на продаже продовольственных товаров) чаще, чем в оптовых производится поставка от одногородних постав­щиков (хлебозаводы, гормолзаводы, мясокомбинаты и т.д.). Вследствие чего широкое распространение получила централизо­ванная доставка товаров автомобильным транспортом. Если роз­ничная торговая организация имеет сеть подразделений (магази­нов), то она разрабатывает графики и маршруты кольцевого заво­за, предварительно согласовав их с поставщиками, что обеспечи­вает значительную экономию транспортных расходов. При цент­рализованной доставке и кольцевом завозе доверенности могут не предъявляться, их заменяет печать (штамп) магазина.

При централизованной доставке товары принимаются по: ве­су нетто (мясные, колбасные, рыбные); количеству фактически поступивших единиц, измеряемых в штуках, пакетах, пачках и т.п. (молочные, непродовольственные товары); весу брутто за вы­четом веса тары по трафарету (масло топленое, сырковая масса, сахар, крупа и др.); количеству мест и весу по маркировке (моро­женое) и т.д. Таким образом, товары в розничной торговле прини­маются в основном по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте.

При невозможности перевески товаров без тары вес нетто оп­ределяется путем проверки веса брутто в момент его получения и веса тары после освобождения ее из-под товара. Результаты про­верки оформляются актом. Акт о завесе тары (ф. № ТОРГ-6) со­ставляется в одном экземпляре членами комиссии с участием представителя заинтересованной организации и передается мате­риально ответственным лицом с товарным отчетом в бухгалтерию организации. Если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с претензией направляет­ся поставщику для возмещения потерь. При получении скидок от поставщиков на завес тары розничная организация не предъявля­ет им претензии на возмещение потерь от завеса тары. Розничные торговые организации обязаны регистрировать в журнале товар­но-материальные ценности, требующие составления акта на за­вес тары. Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (ф. № ТОРГ-7) заполняется бухгалтером на основании приемных товарных документов.

При приемке яиц в розничной торговле производится их кон­трольная (выборочная) проверка, о чем составляется акт. Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц (ф. № ТОРГ-22) состав­ляется в одном экземпляре членами комиссии с участием специ­алиста по контролю за качеством и прикладывается к приемному акту. При необходимости выдачи акта поставщику он составляет­ся в двух экземплярах.

Ткани, поступившие в кусках (кипах), часто имеют больший метраж, чем это указано в ярлыке, поэтому их следует перемери­вать одновременно с приемкой тканей по качеству и результаты отражать в акте. Акт о перемеривании тканей (ф. № ТОРГ-24) применяется в магазинах для учета излишков (недостач), выяв­ленных при перемеривании тканей по всем или отдельным груп­пам до отпуска их в продажу. Перемеривание производится чле­нами комиссии в составе товароведа, представителя обществен­ности и материально ответственного лица. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии: один — остается у матери­ально ответственного лица, а второй - прилагается к приходным документам и передается в бухгалтерию. Фактическая мера длины куска проставляется на ярлыке производителя чернилами или шариковой ручкой и скрепляется подписями членов комиссии. На ярлыке указываются номер и дата акта. Выявленные излишки тканей приходуются.

Товары, по которым образуются отходы при подготовке к про­даже, приходуются чистым  весом за вычетом отходов (в размере скидок на отходы). К таким товарам относятся: колбасные изде­лия, мясокопчености, битая птица и др. Суммы отходов рассчи­тываются непосредственно на сопроводительных документах по­ставщиков и дополнительные акты не составляются. [10, 68]

Если при приемке товаров, полученных в порядке централизо­ванной доставки, будут выявлены некачественные товары или то­вары с истекшими сроками реализации, то магазин имеет право отказаться от приемки и возвратить их поставщику тем же транс­портом, на котором они были доставлены. Молоко, скисшее в ма­газинах розничной торговли до истечения установленного срока реализации (при соблюдении установленных санитарными прави­лами условий хранения), возвращается поставщикам после про­верки качества с возмещением полной стоимости молока. Выяв­ленные розничными организациями в ходе приемки отдельные деформированные или горелые хлебобулочные изделия подлежат возврату поставщику (изготовителю) за его счет и транспортом, доставившим данную партию изделий. В этом случае на обороте накладной делается отметка о возврате изделий с указанием коли­чества и причин возврата, а в накладной — количество фактически принятых изделий. Черствые хлебобулочные изделия, а также из­делия, деформированные по вине магазина, возвращаются по­ставщикам (изготовителям), от которых они были получены со скидкой, установленной договором поставки. Транспортные рас­ходы по возврату этих изделий относятся за счет розничных торго­вых организаций. Вывоз недоброкачественных, черствых и дефор­мированных хлебобулочных изделий производится транспортом, доставившим магазину очередную партию изделий, с учетом воз­можности загрузки машины. В этом случае выписывается товар­но-транспортная накладная на возврат поставщику изделий. По­ставщик (изготовитель) может отказаться от приема черствых, де­формированных изделий, если они загрязнены, имеют посторон­ний запах и не отвечают санитарным требованиям.

Возврат ликеро-водочных изделий вследствие выпадения винного камня, помутнения, кулеза шампанского, вытечки ми­неральных вод производится за счет поставщика, если они храни­лись в надлежащих условиях с соблюдением требований стандар­тов и технических условий и время их хранения не превышает га­рантийные сроки. Если ликеро-водочные изделия потеряли то­варный вид по вине розничных организаций, то они доставляют­ся изготовителю и перерабатываются за их счет.

В розничной торговле, как и в оптовой, документальное по­ступление товаров и их оприходование оформляются тремя вида­ми документов: товарными (коммерческими); расчетно-платеж-ными (расчетными); транспортными и страховыми (см. п. 2.2). Однако в розничной торговле, кроме вышеперечисленных, могут часто применяться товарная накладная (ф. № ТОРГ-12), наклад­ная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ф. № ТОРГ-13) и расходно-приходная накладная (для мелкорознич­ной торговли) (ф. № ТОРГ-14). При приемке товаров от сторон­них организаций товарная накладная составляется в двух экземп­лярах: первый — остается в организации, сдающей товарно-мате­риальные ценности и является основанием для их списания; вто­рой — передается розничной торговой организации и является ос­нованием для оприходования этих ценностей.

Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, та­ры применяется для учета движения товарно-материальных цен­ностей (товаров, тары) внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Составляется она в двух экземплярах материально ответствен­ным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-мате­риальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подраз­делению основанием для списания товарно-материальных ценно­стей, а второй - принимающему подразделению для их оприходо­вания. Заполненный документ подписывается материально ответ­ственными лицами отпустившими и получившими ценности.

Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торгов­ли) применяется для отпуска товаров на лотки, продавцам с теле­жек, разносов и т.п., на которые не составляются товарные отче­ты. Накладная выписывается в двух экземплярах материально от­ветственным лицом, отпускающим товар: один — передается про­давцу товара, а второй — остается в магазине. По окончании рабо­чего дня в накладной производят запись о сдаче продавцом вы­ручки за проданные товары в кассу организации (магазина) и об остатке непроданных товаров. Если продавец не может возвра­тить непроданные товары, то в накладной производится запись остатков.

Исходя из вышеизложенного следует, что товары, поступаю­щие в розничную торговлю, приходуются материально ответствен­ными лицами в день их поступления по фактическому наличию.

Синтетический учет поступления товаров в розничной тор­говле ведется на активном счете «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Поступление товаров отражается в дебете указанного счета, а выбытие - в кредите в одной и той же оценке. Дебетовое сальдо по данному счету отражается во втором разделе баланса «Оборотные активы» по покупной стоимости (стоимости приобретения). В розничных торговых организациях на счете «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» товары учи­тываются либо по покупным, либо по продажным ценам. При учете товаров по продажным ценам разница между стоимостью по продажным ценам и их покупной стоимостью отражается на пассивном контрарном регулирующем счете «Торговая наценка». При поступлении товаров торговую надбавку записывают в кре­дит данного счета. Остаток на счете «Торговая наценка» — креди­товый; он показывает сумму торговой надбавки, относящуюся к остатку товаров в организациях розничной торговли. На субсчете 2 «Товары в розничной торговле» учитывается наличие и движе­ние стеклянной посуды (бутылок, банок и т.д.), на субсчете 3 «Та­ра под товаром и порожняя» — наличие и движение тары под то­варом и тары порожней (кроме стеклянной посуды).

Поступление товаров и тары можно отражать в учете с исполь­зованием счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Учет расчетов с поставщиками за поступившие товары и тару осуществляется на пассивном счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который кредитуется при их оприходовании. В дебете этого счета отражаются суммы, уплаченные поставщику, с кредитованием счетов по учету денежных средств и расчетов.

При поступлении товаров в розничную торговлю составляют­ся следующие бухгалтерские записи:

на стоимость оприходованных товаров по покупным ценам —

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму налога на добавленную стоимость по приобретен­ным товарам (с 01.01.2000 г.) –

Д-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным

ценностям»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму торговой надбавки на поступившие товары (при уче­те товаров по продажным ценам) —

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Торговая наценка»;

на сумму поступившей с товаром тары, указанной в счете по­ставщика, —

Д-т сч. «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму транспортных расходов, произведенных поставщи­ком за счет розничной организации и включенных в счет постав­щика, —

Д-т сч. «Расходы на продажу»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму предъявленных претензий по покупной стоимости (при предоплате) —

Д-т сч. «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», суб­счет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму налога на добавленную стоимость, относящегося к сумме предъявленных претензий, —

Д-т сч. «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», суб­счет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

на сумму недостачи товаров по покупной стоимости -

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму налога на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям, относящимся к недостающим товарам, -

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

на сумму торговой надбавки, относящуюся к недостающим товарам при их списании за счет материально ответственного лица, —

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница меж­ду суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансо­вой стоимостью по недостачам ценностей»;

списание суммы недостачи товаров на виновных лиц по про­дажной стоимости —

Д-т сч. «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб­счет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

списание суммы недостачи товаров за счет розничной органи­зации по покупной стоимости товаров, включая сумму НДС по приобретенным товарам, —

Д-т сч. «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей».

После всех приведенных записей по дебету субсчета 2 «Товары в розничной торговле» будет отражена сумма фактически посту­пивших и оприходованных материально ответственными лицами товаров по продажной или покупной стоимости в зависимости от учетной политики, избранной розничной торговой организаци­ей. По кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается сумма, подлежащая уплате поставщику по счету.

Товары в розничной торговле могут поступать от:

подотчетных лиц -

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Расчеты с подотчетными лицами»;

разных дебиторов и кредиторов -

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

магазинов, принадлежащих одной торговой организации (аналитический учет по отдельным материально ответственным лицам), -

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Товары, субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;

учредителей в качестве взноса в уставной капитал —

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкла­дам в уставный (складочный) капитал»;

подразделений, принадлежащих торговой организации —

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Внутрихозяйственные расчеты»;

заимодавцев, юридических и физических лиц в качестве средств целевого финансирования —

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т счетов «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», «Целевое фи­нансирование» .

Вышеуказанные бухгалтерские записи отражаются по покуп­ной стоимости, а на сумму торговой надбавки (при учете товаров по продажным ценам) необходимо дебетовать счет «Товары» и кредитовать счет «Торговая наценка».

Излишки товаров, выявленные при их инвентаризации, отра­жаются бухгалтерскими записями:

на покупную стоимость товаров -

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Прочие доходы и расходы»;

на торговую надбавку —

Д-т сч. «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

К-т сч. «Торговая наценка».

Оплата расчетных документов поставщиков товаров произво­дится наличными (до 10 тыс. руб.) и безналичным путем. При этом составляются бухгалтерские записи на суммы:

перечислений с расчетного счета -

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Расчетные счета»;

оплаты наличными из кассы —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Касса»;

оплаты наличными через подотчетных лиц —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Расчеты с подотчетными лицами»;

перечислений со специальных счетов по выставленным ак­кредитивам и расчетным чекам —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Специальные счета в банках»;

перечислений с валютного счета —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Валютные счета»;

зачета по товарообменным операциям —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т счетов «Расчеты с покупателями и заказчиками», ты с разными дебиторами и кредиторами»;

перечислений поставщику за счет полученного в коммерче­ском банке кредита —

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т счетов «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

оформленного коммерческого векселя —

«Расче-

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные»;

кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, -

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками^ и подрядчиками»

К-т сч. «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет поступления товаров ведется по каждому товарному и расчетно-платежному документу поставщика с ис­пользованием позиционного метода записей в учетных регистрах по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При расче­тах в порядке плановых платежей аналитический учет осуществля­ется по каждому поставщику. Позиционный метод состоит в том, что в дебете счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за­писи производятся на основании расчетных документов (при оп­лате поставщикам), а в кредите - на основании товарных и транс­портных документов, подтверждающих оприходование товаров материально ответственными лицами. Такой порядок записей позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным оприходованием товаров, а также за расчетами с поставщиками.

Аналитический учет товаров в розничной торговле осуществ­ляется по каждому материально ответственному лицу либо по по­купным, либо по продажным ценам.

2. Практическое задание

На основании движения товаров за месяц рассчитать стоимость реализованных товаров за месяц и остаток товаров на складе на конец месяца. Рассмотреть применение различных вариантов методов оценки товаров, которые могут быть предусмотрены учетной политикой торговой органи­зации. Сделать выводы о влиянии различных методов учета товаров на величину материальных затрат торговой организации и остатков товаров на конец отчетного периода.

Торговая организация «Горпромторг» занимается торговлей электрооборудованием и является плательщиком НДС. На 01.05 на складе организации имеется остаток электролампочек в количестве 100 штук по учетной цене 5 руб. за 1 единицу. Организация заключает договора поставки с различными поставщиками на приобретение товаров. 05.05 от Базы снабжения № 1 поступило 200 электролампочек; цена, указанная в товаросопроводительном документе, - 6 руб. за 1 единицу без НДС. 10.05 поступили 200 электролампочек от завода «Труд» по цене 5 руб. за 1 единицу, без НДС. 25.05 от базы снабжения поступило 200 электролампочек по цене 7 руб. за 1 единицу без НДС. Согласно товарному отчету, продажа электролампочек в мае производилась: 04.05 - 50 штук, 07.05-100 штук, 11.05-350 штук, 27.05-100 штук.

Рассмотрим применение различных вариантов методов оценки товаров, которые могут быть предусмотрены учетной политикой торговой органи­зации и рассчитаем стоимость реализованных товаров за месяц.

Списание МПЗ по средней себестоимости

Дата

Количество (шт.)

Цена за 1ед.

Стоимость, д.е.

На 1.05.

100

5

500

Поступило: 05.05.

База снабжения №1

200

6

1200

10.05. Завод «Труд»

200

5

1000

25.05 База Снабжения

200

7

1400

Итого

600

X

3600

Продано по   средней себестоимости

600

5,86

3516

Остаток   на 1.06

По  средней себестоимости

100

5,86

586

Метод списания МПЗ по средней себестоимости заключается в следующем. По каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца).

Стоимость материалов, списанных в производство, определяется умножением их количества на среднюю себестоимость. Стоимость остатка на конец месяца определяется умножением количества материала на остатке на среднюю себестоимость. Таким образом, средняя себестоимость единицы материалов может изменяться от месяца к месяцу. Сальдо по счетам учета МПЗ отражается по средней себестоимости.

На начало месяца в организации остаток товаров составляет 100 шт, в течение месяца поступили электролампочек 600 шт. (табл)

В течение месяца продано 600 шт.

Средняя себестоимость электролампочек составляет:

(500+3600) : (100+600) = 5,86 руб. за шт

Стоимость проданных товаров составляет: 600 * 5,86 = 3516 руб.

Остаток товара на конец месяца: (100+600) – 600 = 100 шт

Стоимость остатка товара на конец месяца: 100 х 5,86 = 586 руб.

Списание МПЗ по методу ФИФО

Дата

Количество (шт.)

Цена за 1ед.

Стоимость, д.е.

На 1.05.

100

5

500

Поступило: 05.05.

База снабжения №1

200

6

1200

10.05. Завод «Труд»

200

5

1000

25.05 База Снабжения

200

7

1400

Итого

600

X

3600

Продано     за май по ФИФО

600

5,67

3400

Остаток        на 1.06.

По ФИФО

100

7

700

Метод ФИФО (от английского First In First Out) еще называют моделью конвейера. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.

В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующим результатам:

·         Материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.

·         Остаток материалов на счете 10 отражается по более высоким ценам.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться.

В литературе предложено два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО.

1.      Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2.      Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

На начало месяца остаток электролампочек  составлял 100 штук по цене 5 руб за штуку.

Остаток на начало месяца составляет: 100 х 5 = 500руб

В течение месяца поступило: (см. табл.)

Общая стоимость поступивших деталей  составляет: 3600 руб.

За месяц продано 600 штук, остаток на конец месяца составляет 100 электролампочек.

Всего продано 600 электролампочек, причем сначала полностью списывается остаток на начало месяца (100 электролампочек), затем списывается первая партия деталей , затем вторая и т.д.

 Стоимость списанных товаров составляет: (100*5)+(200*6) + (200*5)+ (100*7) = 3400 руб.

Средняя себестоимость одной электролампочки составляет: 3400/600 = 5,67 руб.

Стоимость остатка электролампочек составляет: (500+3600) – 3400 = 700 руб.

При этом варианте необходимо точно определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как в следующем месяце они будут списываться первыми.

Остаток составляют 100 шт. на начало месяца

Остальные партии остаются на конец месяца полностью.

Списание МПЗ по методу ЛИФО

Дата

Количество (шт.)

Цена за 1ед.

Стоимость, д.е.

На 1.05.

100

5

500

Поступило: 05.05.

База снабжения №1

200

6

1200

10.05. Завод «Труд»

200

5

1000

25.05 База Снабжения

200

7

1400

Итого

600

X

3600

Продано по ЛИФО

600

6

3600

Остаток     на 1.06.

По ЛИФО

100

5

500

Метод ЛИФО (от английского Last In First Out) называют также моделью бочки. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения.

В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ЛИФО приводит к следующим результатам:

·         Материалы списываются в производство по большей стоимости, соответственно, себестоимость продукции выше и прибыль ниже.

·         Остаток материалов на счете 10 отражается по более низким ценам.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ЛИФО прибыль будет снижаться.

В литературе предложено два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ЛИФО.

1) Сначала списываются материалы по стоимости последней приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается предыдущая и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2) Определяется остаток материалов на конец месяца по цене первых по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

На начало месяца остаток товара составлял 1000 деталей по цене 5 руб за единицу.

В течение месяца поступило: (см. табл.)

Общая стоимость поступивших деталей  составляет: 3600 руб.

За месяц продано 600 единиц, остаток на конец месяца составляет 100 электролампочек.

Всего продано 600 электролампочек, причем сначала полностью списывается последняя партия (200 шт.), затем списывается предыдущая партия (200 шт.) и т.д.. Если общее количество больше, то оставшееся количество списывается из остатка.

Стоимость проданных товаров: (200*7)+(200*5)+(200*6) = 3600руб

Средняя себестоимость одной списанной шт. составляет:

3600/600 = 6 руб.

Стоимость остатка составляет: (500+3600) – 3600 = 500 руб.

Таким образом, при методе ЛИФО стоимость проданных товаров и остатка также одинаковы при использовании обоих вариантов. При втором варианте достаточно точно определить, товары из каких именно партий составляют остаток на складе, а стоимость проданных товаров определяется расчетным путем без обязательного отнесения на конкретную партию, тогда как при первом варианте нужно точно определять, из каких именно партий материалы списываются и остаются на конец месяца. При частых закупках товаров первый вариант неудобен из-за трудоемкости расчетов.

Все приведенные выше расчеты сведем для наглядности в единую таблицу.

Варианты учёта МПЗ

Дата

Количество (шт.)

Цена за 1ед.

Стоимость, д.е.

На 1.05.

100

5

500

Поступило: 05.05.

База снабжения №1

200

6

1200

10.05. Завод «Труд»

200

5

1000

25.05 База Снабжения

200

7

1400

Итого

600

X

3600

Продано за май: По ФИФО

600

5,67

3400

По ЛИФО

600

6

3600

По                средней себестоимости

600

5,86

3516

Остаток              на 1.06

По ФИФО

100

7

700

По ЛИФО

100

5

500

По                средней себестоимости

100

5,86

586

Таким образом, можно сделать вывод, что для торговой организации предпочтительнее всего метод ФиФо.

Составим журнал хозяйственных операций

Журнал хозяйственных операций

Содержание операции

Регулирующий нормативный акт

Название первичного документа

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

04.05 Произведена продажа товара

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

334,50

51,03

62

90/3

90/1

68

05.05. От базы снабжения №1 поступили товары

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

1200

216

41

19

60

60

07.05 Произведена продажа товара

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

669

102,06

62

90/3

90/1

68

10.05 От завода труд поступили товары

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

1000

180

41

19

60

60

11.05 Произведена продажа товара

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

2341,50

357,21

62

90/3

90/1

68

25.05От базы снабжения №1 поступили товары

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

1400

252

41

19

60

60

27.05 Произведена продажа товара

Гражданский кодекс, договор купли-продажи

Накладная торг-12, счет-фактура

669

102,06

62

90/3

90/1

68

Задание 3. Тест

Ответить на приведенные ниже тесты, выбрав один из предложенных вариантов ответов и сделав после каждого ответа ссылку на соответствующий нормативный акт, подтверждающий правильность ответа.

1. Приемка товаров в ненарушенной таре ведется:

1.1. По количеству единиц, массе нетто и качеству.

1.2. По количеству мест и массе брутто или по количеству товарных единиц в соответствии с маркировкой на таре.

1.3. По количеству мест и массе брутто.

В соответствии с правилами приема товаров при приемке проверяется соответствие количества и качества товаров данным сопроводительных документов. Прием­ка товаров производится по весу брутто и количеству мест, по­ставляемых в таре, а если товары не имеют тары, то они принима­ются по весу нетто путем пересчета или взвешивания. Если товар принимается по массе брутто, то об этом делается надпись на со­проводительном документе и ставятся подписи материально от­ветственного лица, получившего и сдавшего товар.

Правильный ответ: 1.3. По количеству мест и массе брутто.

2.  Выявленная при приемке недостача или порча товаров по вине поставщика или транс­портной организации относится в дебет:

2.1. Счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

2.2.  Разных счетов в зависимости от условий договора поставки, времени оплаты товаров и т.д.

2.3. Счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям».

В соответствии с планом счетов, утвержденного приказом МинФина РФ от 31.10.2000г.№94 н. выявленная при приемке недостача или порча товаров по вине поставщика или транс­портной организации относится в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Правильный ответ: 2.1. Счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

3. Метод ФИФО означает, что проданные товары списываются, начиная:

3.1. С цен первых закупок в хронологическом порядке их поступления.

3.2. С цен последних закупок в хронологическом порядке их поступления.

3.3. С самых низких цен закупки.

В соответствии с ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» в редакции от 24.03.2000 г. метод ФИФО (от английского First In First Out) еще называют моделью конвейера. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.

Правильный ответ : 3.1. С цен первых закупок в хронологическом порядке их поступления.

4. Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота применяется, когда:

4.1. Ведется раздельный учет товаров, облагаемых НДС по ставке 10 и 18%.

4.2. На разные группы товаров устанавливаются разные размеры торговых наценок.

4.3. На все товары устанавливается одинаковый процент торговой наценки.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации расчет валового дохода по ассортименту товарооборота применяется, когда на все товары устанавливается одинаковый процент торговой наценки

 Правильный ответ 4.3.

5.  В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации то­вары определяются как:

5.1.  Часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являю­щаяся конечным результатом производственного процесса.

5.2.  Часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полу­ченная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

5.3.  Часть имущества организации, используемая при производстве продукции, выполне­нии работ, оказании услуг, предназначенная для продажи или используемая для управленческих нужд.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в редакции от 24.03.2001 г. товар это - часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полу­ченная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Правильный ответ : 5.2.

6.  Товары, приобретенные организацией розничной торговли, для дальнейшей перепродажи, не могут оцениваться:

6.1. По стоимости приобретения.

6.2. По средней себестоимости.

6.3. По продажной стоимости с учетом наценок (скидок).

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в редакции от 24.03.2001 г. товары, приобретенные организацией розничной торговли, для дальнейшей перепродажи, не могут оцениваться по продажной стоимости с учетом наценок (скидок).

Правильный ответ : 6.3. По продажной стоимости с учетом наценок (скидок).

7.  Транспортные расходы, оплаченные поставщиком за счет покупателя, покупатель может относить в случаях, предусмотренных учетной политикой предприятия, на издержки обращения, если:

7.1. Это предусматривается условиями договора поставки.

7.2. Они включены отдельной строкой в счет на оплату.

7.3.  Это предусматривается условиями договора поставки, и они включены отдельной строкой в счет на оплату.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» транспортные расходы, оплаченные поставщиком за счет покупателя, покупатель может относить в случаях, предусмотренных учетной политикой предприятия, на издержки обращения, если это предусматривается условиями договора поставки, и они включены отдельной строкой в счет на оплату

Правильный ответ: 7.3.

8. Налоговые органы не вправе контролировать правильность цены на товар, когда:

8.1. Сделка заключена между взаимозависимыми лицами.

8.2. Изменение цен связано с сезонными колебаниями потребительского спроса на товары.

8.3. Сделка является товарообменной операцией.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы не вправе контролировать правильность цены на товар, когда сделка является товарообменной операцией.

Правильный ответ: 8.3. Сделка является товарообменной операцией.

9. Расчет валового дохода на основе общего товарооборота производится в тех случаях, когда:

9.1. На все товары устанавливается один и тот же процент торговой наценки.

9.2. Все товары облагаются по одной ставке НДС.

9.3. Отсутствует аналитический учет товаров с разными процентами торговой наценки.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации расчет валового дохода по ассортименту товарооборота применяется, когда на все товары устанавливается один и тот же процент торговой наценки

Правильный ответ 9.1.

10. В соответствии с нормативными правовыми актами, по условиям договора купли-продажи:

10.1.  Одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму.

10.2.  Каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

10.3.  Поставщик-продавец, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязу­ется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях,  не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации по условиям договора купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму

Правильный ответ: 10.1.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2004.

         2.Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 2005 г. № 30.

         3.Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2005 г. № 32.

4. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г., №34н.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 31,10.2000г. №94н.

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95г., №49.

8. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «МАРТ», 2003.

9. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004.

10. Баканов М.И. Бухгалтерский учет в торговле.- М- «Финансы и статистика» - 2004 г.