Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты учета материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции. 5

1.1. Экономическая сущность затрат на производство. 5

1.2. Материальные затраты как объект бухгалтерского учета. 10

2.Бухгалтерский учет материальных затрат в составе себестоимости продукции( работ, услуг)на примере конкретного предприятия. 16

2.1. Характеристика предприятия. 16

2.2. Порядок оформления поступления на предприятие материалов. 19

2.3. Методы учета и оценки материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) 23

3. Совершенствование учета материальных затрат на предприятии. 29

Заключение. 31

Список литературы.. 33

Введение

Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.

При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.

Существующая в рамках централизованно управляемой экономики, система бухгалтерского учета затрат на производство своей основной целью ставила задачу получения точной и подробной информации обо всех фактически понесенных в процессе производства затрат  и калькулирования полной фактической себестоимости выпускаемой продукции, производимых работ и услуг. Эта информация использовалась для централизованного ценообразования и контроля установленных сверху плановых заданий. И хотя в рамках системы обработки информации о себестоимости имелась возможность получения информации о затратах с достаточно большой степенью оперативности и аналитичности, большая ее часть не востребовалось, так как не было глобального стимула для снижения затрат на производство и внедрения новых методов управления формированием себестоимости.

Сегодня существуют, на наш взгляд, две проблемы учета затрат:

Первая - заключается в переориентации отечественной теории и накопленной в этой области практического опыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений  в России.

Вторая, не менее важная проблема- изучение зарубежного опыта организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определению финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.

Адаптация отечественного учета к потребностям рыночной экономики- длительный и сложный процесс,  заимствуя из него все полезное для нас, необходимо беречь и сохранить традиции российского бухгалтерского учета, развивать и использовать в практике работы предприятий те разработки и начинания, которые не смогли получить своего развития и распространения в условиях централизованной экономики.

Исходя из выше сказанного выбранная тема исследования бухгалтерский учет материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) представляется актуальной.

Цель данной работы заключается в изучении учета материальных затрат на примере конкретного предприятия.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

- изучим экономическую сущность затрат на производство

- рассмотрим  материальные затраты как объект бухгалтерского учета

- изучим организацию учета материальных затрат на примере.

Объектом работы выступает ЗАО «МСУ-70».

Предметом данной работы являются материальные затраты.

В ходе подготовки курсовой работы использовались труды  как отечественных, так и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

1. Теоретические аспекты учета материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции

1.1. Экономическая сущность затрат на производство

Процесс производства - основополагающий в хозяйственной деятельности организации. По его характеру обычно определяют виды основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания, название организации. Главным показателем рентабельности производства является себестоимость. Себестоимость товарной продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды. [ 5, с.38 ]

Себестоимость продукции - это выраженные в денежном измерении затраты  предприятия ( за определенный период времени ) на изготовление продукции, находящейся на различных стадиях готовности: в незавершенном производстве, на складе готовой продукции, отгруженной в данном периоде покупателю. Различают общую себестоимость продукции и себестоимость единицы продукции. Чем выше производственные затраты, тем выше себестоимость. Себестоимость-это затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.

Себестоимость реализованной продукции- это выраженные в денежном измерении затраты организации на изготовление продукции, отгруженной (реализованной) покупателю в данном отчетном периоде. Себестоимость реализованной продукции- это часть (доля) себестоимости изготовленной продукции. Расходы  на реализованную продукцию и себестоимость реализованной продукции-понятия синонимы.[8, c.158]

Различают плановую (нормативную) себестоимость и фактическую (отчетную).

На  практике используются показатели всей товарной (валовой) продукции организации и себестоимости единицы продукции.

Кроме того, различают индивидуальную себестоимость- затраты отдельной организации, и среднеотраслевую- средние затраты на производство по данной отрасли и реализацию единицы продукции.

Расходы- это часть затрат, понесенных предприятием на изготовление продукции, реализованной в данном учетном периоде. Момент перехода затрат в состояние расходов определяется моментом отгрузки продукции.

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг). Чтобы провести различия между расходами данного периода и возникающими в связи с ними затратами, отметим следующее:

·                     затраты текущего года являются так же расходами предприятия за этот год;  

·                      затраты, понесенные до текущего года, становятся расходами данного года и        появляются как активы на начало этого года;

·                       затраты текущего года могут быть расходами будущих лет и будут

отражены как активы на конец текущего периода.

  Представление о затратах предприятия основывается на трех важных предположениях.

1.                  Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции.

2.                  Объем использованных ресурсов может быть представлен а натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к    денежному выражению затрат.

   Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами,   т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении          рассчитывают для определения функции (производства продукции, ее         

Управление затратами в организации призвано решать следующие задачи:

·                      выявление роли  управления затратами как фактора повышение

 экономических  результатов деятельности;

·                     определение затрат по основным функциям управления;

·                      расчет затрат по производственным подразделениям предприятия;

·                      исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ,услуг);

·                     подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

·                     выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;

·                    поиск снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

·                     выбор способов нормирования затрат;

·                     выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы    предприятия.

Управление затратами в организации предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла:

прогнозирование и  планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование управления, учет и анализ.

Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления). [ 10, с.72 ]

Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:

·                     системный подход к управлению затратами;

·                    единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;

·                    управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия- от создания  до утилизации;

·                    органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);

·                     недопущение излишних затрат;

·                     широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

·                     совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;

·                     повышение заинтересованности производственных подразделений

предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке. [6, c.196]

 В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), вступившем в действие с 1 января 2000 года, определено, что расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). [ 3, с.138 ]

       Причем, в ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов:

·                     в  связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

·                     вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение  акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;

·                     перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление  спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительного характера и иных аналогичных мероприятий;

·                     по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

·                     в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

·                     в виде запасов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных  ценностей, работ, услуг;

·                     в погашение кредитов, займов, полученных организацией, др.

       Отдельные виды расходов относятся не на себестоимость, а на счет прибылей и убытков. К ним относятся:

·                      затраты по аннулированнным производственным заказам;

·                      потери от уценки производственных запасов и  готовой  продукции;

·                      убытки от списания безнадежных долгов и т.д.

Ко всему  вышесказанному можно добавить, что себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для следующих целей:

·                      оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики,

·                      определения рентабельности производства и отдельных видов продукции,

·                      осуществления внутрипроизводственных расчетов,

·                      выявления резервов снижения себестоимости продукции,

·                      определения оптовых цен на продукцию,

·                      исчисления национального дохода в масштабах страны,

·                      расчета экономической эффективности внедрения новой

техники, технологии, организационно-технических мероприятий,

·                     обоснованию решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

       Управление себестоимостью продукции организаций- планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

1.2. Материальные затраты как объект бухгалтерского учета

 

Одним из важных участков бухгалтерского учета на предприятиях является учет материальных затрат на производство продукции и определение ее себестоимости.

Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы данного предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно. В связи с этим важное значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют. [10,стр.67]

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке ( лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы, расходы по оплате процентов банков по краткосрочным кредитам и др. согласно положениям гл.25 НК РФ ч. II (2)).

         Цель учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств. Непрерывный текущий учет издержек в местах возникновения затрат, повседневного выявления возможных отклонений от установленных норм, причин и виновников этих отклонений должен удовлетворять требованиям оперативного управления производством.

        В основе организации учета материальных затрат на производство лежат следующие принципы [ 6, c.87]:

·                    документирование затрат и полное их отражение на счетах учета

производства;

·                   группировка затрат по объемам учета и местам их возникновения;

·                   согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат- с нормативными, плановыми и т.д.;

·                    целесообразность расширения круга затрат, относящихся на объекты учета по прямому назначению;

·                    локализация затрат, вызываемых изготовлением определенной продукции.

Для правильной организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам.

Важнейшими из них являются: состав и вид затрат, места их возникновения и носители; роль и назначение в технологическом процессе изготовления продукции; способ включения в себестоимость продукции; отношение к объему производства и др. [ 8, с.121 ]

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

На предприятиях данная группировка затрат является основной.

В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:

1.     «Основные материалы».

2.      «Возвратные отходы (вычитаются)».

3.      «Вспомогательные материалы».

4.     «Топливо и энергия на технологические цели».

5.      «Расходы на оплату труда производственных рабочих».

6.      «Отчисления на социальные нужды».

7.      «Расходы на подготовку и освоение производства».

8.      «Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования».

9.      «Цеховые расходы».

10.            «Общехозяйственные расходы».

11.            «Потери от брака».

12.            «Прочие производственные расходы».

13.            «Коммерческие расходы».

Итог первых двенадцати статей образует производственную материальную себестоимость, а итог всех тринадцати статей - полную себестоимость продукции. [ 7, с.97 ]

По местам возникновения материальные затраты группируются и учитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т. е. центров затрат. Такая группировка затрат способствует ведению учета по этапам производственного процесса (передел, стадия, фаза, процесс, операция) и обеспечивает определение себестоимости продукции и организацию внутрипроизводственного хозяйственного расчета. Данная группировка затрат напрямую зависит от организационной структуры предприятия.

С вышеприведенной классификацией затрат тесно связана группировка затрат в зависимости от функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.,

Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе функций деятельности предприятия, и только потом - по объектам калькуляции.

Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат, обеспечивает более точное предоставление информации о произведенных затратах. Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

По отношению к полной себестоимости реализуемой товарной продукции все затраты предприятия в планировании и учете подразделяются на производственные и внепроизводственные (коммерческие).

В состав производственных затрат включают все затраты, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия и образующие ее производственную себестоимость.

Внепроизводственные (коммерческие) затраты связаны с реализацией продукции потребителям. Сюда включают транспортные расходы, не возмещаемые покупателями, расходы на рекламу и прочие сбытовые расходы.

Производственные и коммерческие расходы в совокупности формируют полную себестоимость продукции. [ 9, с.83 ]

Материальные затраты наиболее крупный элемент затрат на  производство, доля которого в общей сумме затрат  составляет  60-90%,  лишь  в  добывающих отраслях  промышленности  его  доля  невелика.  Состав  материальных  затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы  (за  вычетом  стоимости возвратных отходов по цене  их  возможного   использования  или  реализации, учитывая, что отходы одного производства могут получить  полноценным  сырьем для  другого).  В  стоимость  сырья  и  материалов  включается  комиссионные вознаграждения, оплаты брокерских и  иных  посреднических  услуг.  Стоимость потребленного в  процессе  производства  сырья  и  материалов  включается  в себестоимость продукции без налога на добавленную стоимость (НДС). [ 5, с.97 ]

К материальным затратам относится стоимость:

сырья  и  материалов,  которые  приобретаются  у  сторонних  предприятий   и организаций и входят в состав изготовляемой продукции, составляя ее  основу, или являются необходимым  компонентом  при  изготовлении  продукции  (работ, услуг);

покупных материалов, которые используются в процессе производства  продукции (работ, услуг)  для  обеспечения  нормального  технологического  процесса  и упаковки  продукции  или  используются   для   других   производственных   и хозяйственных нужд;

покупных комплектующих средств  и  полуфабрикатов,  подлежащих  монтажу  или  дополнительной обработке на данном предприятии;

работ и услуг производственного характера,  которые  выполняются  сторонними предприятиями или структурными подразделениями предприятий и не относятся  к основному виду деятельности;

используемого природного сырья в части отчислений  на  геологоразведочные  и геологопоисковые работы, рекультивацию земель,  включая  расходы  на  оплату работ по рекультивации земель,  которые  осуществляются  специализированными предприятиями, плату за древесину, проданную на пне, плату за воду,  которая выбирается  промышленными  предприятиями  из  водохозяйственных   систем   в пределах установленных лимитов,  возмещение  в  пределах  нормативов  потерь сельскохозяйственного производства при изъятии угодий для расширения  добычи минерального сырья;

приобретенного у сторонних предприятий и  организаций  какого-либо  топлива, которое используется в технологических  целях  на  производство  всех  видов энергии,  отопление   производственных   помещений,   транспортные   работы, связанные с  обслуживанием производства собственным транспортом;

приобретенной энергии всех видов, которая используется  на  технологические, энергетические и другие производственные нужды предприятия;

потерь от нехватки  материальных  ценностей  в  пределах  норм  естественной убыли.

Стоимость  прямых  материалов  вместе  со  стоимостью  прямого   труда образуют основную себестоимость. [ 7, с.121 ]

Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из:

- цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость),

-  наценок  (надбавок),  комиссионных   вознаграждений,   уплачиваемых        снабженческим и внешнеэкономическим организациям,

     - стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,

     - таможенных пошлин,

     -  платы  за  транспортировку,  хранение  и  доставку,  осуществляемые        сторонними организациями.

Материальные  затраты  при  калькулировании  себестоимости   продукции выделяются в виде самостоятельных статей, а также включаются в состав  таких комплексных  статей  затрат,  как  общепроизводственные,  общехозяйственные, коммерческие расходы.  В их состав входят следующие статьи затрат:  сырье  и материалы; топливо и энергия на технологические цели.

2.Бухгалтерский учет материальных затрат в составе себестоимости продукции( работ, услуг)на примере конкретного предприятия

2.1. Характеристика предприятия

Для того,  чтобы охарактеризовать деятельность на предприятии  ЗАО «МСУ-70»  необходимо  рассмотреть общие сведения о предприятии.

ЗАО «МСУ-70»  является обществом с ограниченной ответственностью. Правовое положение общества определяется Законодательством Российской Федерации.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банках и предполагает действия на основании законодательства Российской Федерации, Устава и           Учреди­тель­ного договора.

Согласно Уставу предприятие осуществляет следующие виды деятельности:     

-                     Производство лицензионных пеноблоков

-                    строгое соблюдение установленных тарифов по видам продукции;

-                    предоставление льгот отдельным категориям покупателям;

-                    своевременное предоставление отчетной информации вышестоящим организациям с уведомлением Учредителя;

-                    определение затрат машинного времени на отладку и решение задач;

-                    освоение типовых программ;

-                    запись, хранение и использование информации на ПЭВМ;

-                    разработка и внедрение более совершенных методов автоматизации и вычислительных работ, основанных на современной технике;

Основными источниками формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов являются:

-                    прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности;

-                    амортизационные отчисления;

-                    кредиты банков и других финансовых организаций;

-                    иное имущество, переданное Учредителем;

-                     иные источники не противоречащие законодательству РФ. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Основной целью создания и деятельности Предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей Участников Предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.

Учредители несут ответственность по обязательствам ЗАО «МСУ-70»    в размере Уставного капитала, который был создан за счет средств Учредителей. Он составил на момент образования предприятия 100 тысяч рублей и будет вноситься долями по 50 тыс. рублей каждым Учредителем.

После внесения обязательных платежей прибыль предприятия распределяется между Учредителями.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления соци­альных льгот работникам ЗАО «МСУ-70»   из фондов трудового коллектива.

Количество работников составляет около 175 человек, включая производственный персонал.

На предприятии постоянно ведется работа по расширению ассортимента и повышению качества выпускаемой и продаваемой продукции. На ЗАО «МСУ-70»  действует система по созданию новых и модификации старых изделий, основанная на творческой и инициативной работе конструкторского бюро.

Планирование и учет себестоимости на предприятии ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), Как правило наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции (VBП), ее структуры (УДi). Последние в свою очередь зависят от количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены материалов (Цi). Влияние этих факторов на изменение общей суммы материальных затрат определяется способом цепной подстановки.

Основным видом деятельности предприятия является произ­водство лицензионных пеноблоков.

В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятиями решения, выделяют следующие виды затрат:

-         переменные, постоянные, условно-постоянные – в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);

-         ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решения;

-         безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

-         вмененные затраты (упущенная выгода предприятия);

-         планируемые и непланируемые затраты.

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия, называются постоянными производственными предприятиями. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.

2.2. Порядок оформления поступления на предприятие материалов

 

Получение любых материальных ценностей представителем ЗАО «МСУ-70» осуществляется при предъявлении им соответствующей доверенности. При выдаче доверенность регистрируется бухгалтерией в журнале учета выданных доверенностей. В бухгалтерии филиала на основании накладной, выписанной поставщиком при передаче материальных ценностей, выписывается приходный ордер. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. При поступлении материалов на основании накладной поставщика в бухгалтерии филиала делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Одновременно делается проводка: Д-т 19 К-т 60 – отражена сумма НДС по приобретению материальных ценностей, затем отражается оплата полученных от поставщика материальных ценностей Д-т 60 К-т 51.

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает ЗАО «МСУ-70» расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д.

Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза, в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе.  Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор ЗАО «МСУ-70» вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад ЗАО «МСУ-70» и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором  ЗАО «МСУ-70».

Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., в ЗАО «МСУ-70» оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица ЗАО «МСУ-70» приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием  даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно – материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку

Движение материалов внутри организации оформляется при помощи:

-         лимитно – заборной карты

-         требования – накладной.

Лимитно – заборные карты используются для систематического отпуска материалов со склада, при этом делается проводка Д-т 20 К-т 10 – списаны в производство  материальные ценности. По окончании месяца лимитно – заборные карты сдаются складом в бухгалтерию. На основании карты составляется требование – накладная. Требование – накладная выписывается в двух экземплярах: один экземпляр служит основанием для списания ценностей, другой – для оприходования ценностей, если меняется материально-ответственное лицо.

Отпуск материальных ценностей сторонним организациям в ЗАО «МСУ-70» оформляется накладной на отпуск материалов на сторону. При предъявлении получателем доверенности на получение ценностей кладовщик один экземпляр накладной передает получателю материалов, а другой остается на складе как основание для отпуска материалов.

Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета. Записи в них делаются  на основании первичных документов в день совершения операции. Движение материалов по складу находит свое отражение в оборотно – сальдовой ведомости.

Расчет фактической себестоимости списываемых на производство материалов производится по методу фактической себестоимости  каждого вида материалов.

 

2.3. Методы учета и оценки материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)

Сырье и материалы ЗАО «МСУ-70» отпускаются в производство в стро­гом соответствии с действующими нормами расхода по мас­се, объему, площади или счету и оформляются лимитно-за­борными картами, требованиями, накладными. Под расхо­дом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве в ЗАО «МСУ-70» используют три следующих основных мето­да: документирование, партионного раскроя и инвентар­ный.

Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и мате­риалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных пред­приятиях.

Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на произ­водство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабо­чему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, ко­торое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявления результа­тов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативными. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического ко­личества израсходованного материала с расходом по нор­ме.

В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов.

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пя­тидневки или другого периода в ЗАО «МСУ-70» проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Факти­ческий расход сырья и материалов на производство опре­деляют прибавлением к остатку сырья и материалов на на­чало периода поступления сырья и материалов и вычита­нием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материа­лов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нор­мативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.

Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, мо­лочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности.

По истечении 1 месяца цехи составляют отчеты о рас­ходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продук­ции или на несколько видов продукции в целом. На осно­вании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каж­дому синтетическому счету в отдельности ведомости (ма­шинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сы­рья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производ­ственных счетов.

При обработке материалов образуются отходы производ­ства.

К ним относят остатки материалов, полученные в ре­зультате технологической обработки. Отходы, которые мо­гут быть использованы для изготовления продукции, или во вспомогательных цехах для хозяйственных нужд, или реализованы, называют возвратными или ценными. Отхо­ды, которые не представляют никакой ценности и не могут быть использованы, называют безвозвратными. Возврат­ные отходы уменьшают сумму затрат на производство, по­этому их списывают с кредита счета 20 «Основное произ­водство» в дебет счета 10 «Материалы». На основании накладных, по которым сданы отходы, составляют группировочную ведомость отходов.

Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы учитываются в составе косвенных расходов).

Фактическая себестоимость материалов в ЗАО «МСУ-70» определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществ­ляемые силами сторонних организаций.

На ЗАО «МСУ-70»  текущий учет материальных ценностей ведут по учет­ным ценам.

Списание материалов в производство может происхо­дить по средней себестоимости, по себестоимости пер­вых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Применяемый предприятием порядок списания расхода материалов на производство должен быть отражен в учетной политике.

Оценка запасов в ЗАО «МСУ-70» производится методом ФИФО, которая основана на допущении, что материаль­ные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени заку­пок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При при­менении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себесто­имости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной про­дукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок.

Метод ФИФО (от английского First In First Out) еще называют моделью конвейера. Он основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.

В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующим результатам:

·         Материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.

·         Остаток материалов на счете 10 отражается по более высоким ценам.

Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться.

В литературе предложено два способа определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО.

1.     Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и т.д. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2.     Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

Таблица 1

Списание МПЗ по методу ФИФО

Дата

Количество (шт.)

Цена за 1ед.

Стоимость, д.е.

На 1.05.

100

5

500

Поступило: 05.05.

База снабжения №1

200

6

1200

10.05. Завод «Труд»

200

5

1000

25.05 База Снабжения

200

7

1400

Итого

600

X

3600

Продано     за май по ФИФО

600

5,67

3400

Остаток        на 1.06.

По ФИФО

100

7

700

 

На начало месяца остаток электролампочек для оборудования по созданию пеноблоков составлял 100 штук по цене 5 руб за штуку.

Остаток на начало месяца составляет: 100 х 5 = 500руб

В течение месяца поступило: (см. табл.)

Общая стоимость поступивших деталей  составляет: 3600 руб.

За месяц продано 600 штук, остаток на конец месяца составляет 100 электролампочек.

Всего списано в производство 600 электролампочек, причем сначала полностью списывается остаток на начало месяца (100 электролампочек), затем списывается первая партия деталей , затем вторая и т.д.

 Стоимость списанных материалов составляет: (100*5)+(200*6) + (200*5)+ (100*7) = 3400 руб.

Средняя себестоимость одной электролампочки составляет: 3400/600 = 5,67 руб.

Стоимость остатка электролампочек составляет: (500+3600) – 3400 = 700 руб.

При этом варианте необходимо точно определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как в следующем месяце они будут списываться первыми.

Остаток составляют 100 шт. на начало месяца

Остальные партии остаются на конец месяца полностью.

Применение метода ФИФО, дает ЗАО «МСУ-70»  максимально возможную величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной для внешних пользователей.

Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов ЗАО «МСУ-70»  описывает в своей учетной политике.

3. Совершенствование учета материальных затрат на предприятии

В условиях современной экономики очевидна необходимость интеграции методов корпоративного управления в единую систему, обеспечивающую поддержку принятия экономически взвешенных управленческих решений, повышения производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но и его существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международном уровне.

Практика показывает, что в процессе совершенствования учета материальных затрат перед руководством предприятий сегодня встает необходимость создания адекватной информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений.

Создание такой базы возможно только при построении эффективной системы управленческого учета на ЗАО «МСУ-70»  .

Под системой управленческого учета понимается система сбора, анализа и представления финансовой и нефинансовой информации, на основании которой руководством предприятия принимаются стратегические и оперативные и решения.

Система управленческого учета и анализа является главным инструментом для планирования деятельности и оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, уверенность инвесторов и акционеров в наличии системы управленческого учета существенно повышает инвестиционную привлекательность компании.

В отличие от системы бухгалтерской и налоговой информации, ориентированной исключительно на внешних пользователей, пользователем результатов построения системы управленческого учета и анализа является само предприятие в лице стратегического менеджмента, а также руководства подразделений. Управленческий учет, в отличие от бухгалтерского и налогового учета, генерирует данные как в денежном, так и в натуральном выражении, а также аналитическую информацию.

Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Охватывая структуру управления бизнесом в целом, в том числе систему оценки деятельности подразделений и функциональных блоков, стратегическое управление и управление человеческими ресурсами, методология управленческого учета тесно связана с управленческими технологиями.

На практике отдельные элементы управленческого учета обычно используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы были объединены в единую структуру, ориентированную на достижение определенного результата.

В рамках достижения этой цели ЗАО «МСУ-70»  ставит перед собой следующие задачи:

- Стимулирование применения лучшего опыта зарубежных стран по развитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российских условиях.

- Разработка базовых методологических рекомендаций по вопросам организации и ведения управленческого учета материальных затрат на предприятиях с учетом российского и зарубежного опыта.

- Разъяснение управленческому звену, собственникам предприятий важности ведения управленческого учета.

- Ускорение процесса формирования профессионального сообщества, оказание поддержки процессам объединения профессионалов в области управленческого учета материальных затрат.

Заключение

Одним из важных участков бухгалтерского учета на предприятиях является учет материальных затрат на производство продукции и определение ее себестоимости.

Стоимость  прямых  материалов  вместе  со  стоимостью  прямого   труда образуют основную себестоимость.

Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из:

- цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость),

-  наценок  (надбавок),  комиссионных   вознаграждений,   уплачиваемых        снабженческим и внешнеэкономическим организациям,

     - стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,

     - таможенных пошлин,

     -  платы  за  транспортировку,  хранение  и  доставку,  осуществляемые        сторонними организациями.

Материальные  затраты  при  калькулировании  себестоимости   продукции выделяются в виде самостоятельных статей, а также включаются в состав  таких комплексных  статей  затрат,  как  общепроизводственные,  общехозяйственные, коммерческие расходы.  В их состав входят следующие статьи затрат:  сырье  и материалы; топливо и энергия на технологические цели.

При поступлении материалов на основании накладной поставщика в бухгалтерии филиала делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Одновременно делается проводка: Д-т 19 К-т 60 – отражена сумма НДС по приобретению материальных ценностей, затем отражается оплата полученных от поставщика материальных ценностей Д-т 60 К-т 51

Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета. Записи в них делаются  на основании первичных документов в день совершения операции. Движение материалов по складу находит свое отражение в оборотно – сальдовой ведомости.

Расчет фактической себестоимости списываемых на производство материалов производится по методу фактической себестоимости  каждого вида материалов.

Оценка запасов в ЗАО «МСУ-70» производится методом ФИФО, которая основана на допущении, что материаль­ные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени заку­пок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При при­менении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себесто­имости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной про­дукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок.

Применение метода ФИФО, дает ЗАО «МСУ-70»  максимально возможную величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной для внешних пользователей.

Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов ЗАО «МСУ-70»  описывает в своей учетной политике.

Список литературы

1.    Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96 г. // Российская газета. – 1996. – 24 ноября. – с последующими изменениями и дополнениями.

2.    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 № 32-Н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 1999. - №7.

3.    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г., № 33-Н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 1999. - №7.

4.    Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утверждено приказом МФ РФ от 28.06.00 № 60-Н // Нормативные акты для бухгалтера .- 2003.- № 12.

5.                       Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2003 г.-250 с

6.                Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Эк­спертное бюро, 1997 г.-450 с

7.    Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –М.: ПРИОР. 2002. –672 с.

       8. В. Палий, Вандер Управленческий учет (с элементами финансового учета), М.: «Экономика»,1999г.-238 стр.

        9. З.Рахмат, А.Шеремет "Бухгалтерский учет в рыночной  экономике",М.; "ИНФРА-М",2001 г.-350 стр.

        10.  Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл "Принципы бухгалтерского      учета", М.; "Финансы и статистика", 2002 г.-526 стр.

        11. Друри. Колин, "Введение в управленческий учет и производственный учет", М; 2001 г.- 265 стр.

        12.  Глушков  И.Е.  "Бух.  учет на современных предприятиях",     "ЭКОР", г. Новосибирск, 2001 г.- 64 стр.