Содержание
Введение. 3
Задание 1. Сравнение основных положений МСФО 12 «Налоги на прибыль» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». 4
Задание 2. Подготовка финансовых отчетов предприятия. 8
Задание 3. Решение практической и ситуационной задачи. 15
Список использованной литературы.. 19
Введение
Хотя российские ПБУ и приняты «во исполнение программы реформирования бухучета в соответствии с МСФО», они нередко отличаются от международных стандартов и по букве, и в особенности по духу. Особенно интересно проследить такие различия на примере ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и IAS 12 “Income Taxes” (МСФО 12 «Налоги на прибыль», далее – просто МСФО 12).
Такое
сопоставление интересно не только с теоретической точки зрения. Из утвержденной
Минфином в середине прошлого года концепции развития российского бухучета
(приказ от 1 июля
Цель работы заключается в проведении сравнительного анализа основных положений МСФО 12 «Налоги на прибыль» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
- рассмотрим цели и проведем сравнение в стандартах;
- рассмотрим задачи и проведем сравнение в стандартах;
- рассмотрим принципы и проведем сравнение в стандартах;
- рассмотрим методы и проведем сравнение в стандартах;
Задание 1. Сравнение основных положений МСФО 12 «Налоги на прибыль» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
Основные положения |
МСФО 12 |
ПБУ 18/02 |
Комментарии |
Цели |
конечная цель применения МСФО 12 – это формирование на балансе предприятия отложенных налоговых обязательств (deferred tax liabilities) и отложенных налоговых активов (deferred tax assets). |
Объявленная разработчиками российского стандарта цель – установить взаимосвязь между показателем бухгалтерской прибыли и величиной базы по налогу на прибыль (п. 1 ПБУ 18). |
Оба, как следует из названий, посвящены учету налога на прибыль (доходы). Однако это не сводится к простому отражению в учете налоговых начислений и платежей. |
Задачи |
Принципиальная задача, которую решает МСФО 12, заключается в том, чтобы показать в отчетности не только текущие, но и будущие налоговые последствия операций, которые компания провела за отчетный период, а также то, как повлияет на налог на прибыль возмещение стоимости отраженных в отчетности активов и погашение обязательств компании. |
использование ПБУ 18 позволит рассчитать базу по налогу на прибыль по данным бухгалтерского учета, таким образом, избавив компанию от необходимости вести обособленный учет по налогу на прибыль. |
- |
Методы |
МСФО 12 предполагает оценивать предстоящие обязательства компании по налогу на прибыль. Однако речь идет не о прогнозе финансового результата деятельности компании в будущем. Вместо этого стандарт берет за основу одну простую идею. Выбытие или иное использование активов, а также погашение обязательств, отраженных на балансе компании, в будущем не должно привести к возникновению налога на прибыль. |
Российский стандарт предполагает, что компания постоянно отслеживает различия, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом, и формирует на их основе проводки по начислению отложенных налоговых активов и обязательств (ОНА и ОНО). |
ПБУ 18 разрешает, а МСФО 12 даже предписывает сальдированное (свернутое) отражение в отчетности налоговых обязательств и активов (п. 19 ПБУ 18 и п. 71 МСФО 12). Однако международный стандарт содержит оговорку, согласно которой свернутое представление разрешается только в том случае, если по налоговому законодательству между отложенными и текущими налогами возможен взаимозачет. Согласно этому правилу, например, российский налог на прибыль в отчетности следовало бы отражать отдельно по каждому из трех бюджетов – муниципальному, региональному и федеральному. Ведь взаимозачет между различными бюджетами запрещен (п. 5 ст. 78 НК РФ). Однако ПБУ 18 не содержит такого требования. |
Информативность для пользователей |
для пользователей отчетности имеют значение лишь отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства МСФО 12 вполне успешно справится с этой задачей |
если применять ПБУ 18 не с самого начала работы предприятия, то это никогда не позволит сформировать ОНА и ОНО по прошлым операциям, которые привели к различиям в текущей бухгалтерской и налоговой стоимости активов и обязательств[4,111] |
в соответствии с ПБУ 18 к возникновению в будущем постоянных налоговых разниц, тогда как международный стандарт «распознает» отложенные налоговые активы и обязательства. |
Простота в применении |
международный стандарт применяется единовременно – на отчетную дату. |
для корректной работы по ПБУ 18 отложенные налоги и постоянные разницы необходимо начислять в течение всего года |
Ни один из рассмотренных стандартов не возможен без подробного налогового учета. |
Соотношение затрат и выгод - рациональность |
В соотношении затрат и выгод МСФО 12 более выгоден. С этой точки зрения скорейший переход на МСФО можно только приветствовать |
Любые «непроизводительные» затраты – бессмысленные проводки, лишние вычисления и т.д. – неприемлемы. Между тем, российское ПБУ заставляет бухгалтеров учитывать постоянные разницы, которые не представляют никакого интереса для пользователей отчетности, поскольку не информируют их о будущих налоговых платежах. Единственное их предназначение ПНО – участие в формуле, которая, в свою очередь, не дает ничего, кроме значения налога на прибыль. А налог на прибыль и так известен по данным налогового учета, заменить который ПБУ 18 не в состоянии. [2,76] |
можно сделать вывод, что детище Минфина проигрывает международному стандарту «по всем статьям». |
Задание 2. Подготовка финансовых отчетов предприятия
Используя
изложенную ниже информацию, составьте бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и
убытках ОАО Сибтекстиль. Основной деятельностью ОАО Сибтекстиль является
производство текстильных изделий. Место регистрации – Россия, г. Новосибирск.
Адрес –
Данные для отчетности:
Показатели |
Сумма |
Выручка от реализации |
980000 |
Себестоимость реализованной продукции |
460000 |
Общие административные расходы |
280000 |
Налог на прибыль |
36000 |
Износ основных средств |
70000 |
Расходы денежных средств на приобретение земли |
153000 |
Поступление денежных средств от продажи земли |
195000 |
Счета к получению |
80000 |
Денежные средства |
56000 |
Товарно материальные запасы |
49000 |
Краткосрочные ценные бумаги |
87000 |
Основные средства |
195000 |
Собственный капитал |
95000 |
Расходы будущих периодов |
70000 |
Кредиторская задолженность |
126000 |
Бухгалтерский баланс
Международными стандартами не предусмотрена какая либо стандартная форма баланса и определяется лишь круг обязательных статей баланса: [4,91]
· основные средства;
· нематериальные активы;
· финансовые активы;
· инвестиции, учтенные по методу участия;
· запасы;
· торговые и другие дебиторские задолженности;
· денежные средства и их эквиваленты;
· задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;
· налоговые обязательства;
· резервы;
· долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;
· доля меньшинства;
· выпущенный капитал и резервы.
Решение о выделении в балансе того или иного показателя должно принимать руководство предприятия, основываясь на существенности статьи, целесообразности обособленного ее отражения и интересах пользователей отчетности. [4,84]
В соответствии с МСФО в балансе можно не разделять активы и обязательства на долгосрочные и краткосрочные, однако в отчетности должно раскрываться, какие активы или обязательства будут погашены (реализованы или использованы) в течение 12 месяцев после отчетной даты. Российская форма баланса заведомо предусматривает разделение активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Чаще всего предприятия не отступают от установленной формы, не добавляют строки в баланс и не удаляют лишние. В балансе по МСФО, как правило, нет пустых строк, они просто удаляются.
Отчет о прибылях и убытках
Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, а в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований к составлению документации. Требование наличия надлежащей документации часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Основополагающий принцип МСФО, заключающийся в том, что содержание финансовой отчетности важнее формы представления информации или ее извлечения, находится в противоречии с положением о необходимости наличия достаточной документации для отражения операции. Различие в сроках учета операций, в отношении которых не имеется достаточной документации в соответствии с российской системой учета, приводит к многочисленным расхождениям между МСФО и российской системой учета в отчете о прибылях и убытках. Самый распространенный пример несоответствия – многие российские предприятия признают выручку не по дате отгрузки, а по дате счета-фактуры, который может выписываться через 2-3 недели после даты отгрузки (когда, например, цена на продукцию рассчитывается на основе какого-либо индикатора за период времени до и после даты счета-фактуры).
В соответствии с МСФО обязательными показателями для раскрытия в Отчете о прибылях и убытках являются: [2,112]
- выручка;
- финансовый результат от основной деятельности;
- финансовые расходы;
- доля в прибыли/убытке зависимых предприятий и от участия в совместной деятельности;
- налог на прибыль;
- финансовый результат от обычной деятельности;
- чрезвычайные доходы и расходы;
- чистая прибыль/убыток за период.
Российские стандарты учета предполагают формирование Отчета о прибылях и убытках в формате «по назначению затрат», то есть затраты разделяются на себестоимость продаж, управленческие, операционные расходы и т. д. МСФО позволяют предприятию самостоятельно выбирать метод раскрытия затрат в Отчете о прибылях и убытках: по назначению затрат или по элементам затрат (например, амортизация, расходы на оплату труда, покупная стоимость товаров, скорректированная на изменение запасов и т. д.). В российской практике по такому принципу расходы раскрываются в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). [4,94]
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ |
|||||||||||||||||||||
за |
|
20 |
|
г. |
|||||||||||||||||
КОДЫ |
|||||||||||||||||||||
Форма N 2 по OКУД |
0710002 |
||||||||||||||||||||
Дата (год, месяц, число) |
|
|
|
||||||||||||||||||
Организация |
|
по ОКПО |
|
||||||||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика |
|
ИНН |
|
||||||||||||||||||
Вид деятельности |
|
по ОКВЭД |
|
||||||||||||||||||
Организационно-правовая форма/форма собственности |
|
|
|||||||||||||||||||
|
по ОКОПФ/ОКФС |
||||||||||||||||||||
Единица измерения: тыс.руб./млн.руб. (ненужное зачеркнуть) |
по ОКЕИ |
384/385 |
|||||||||||||||||||
Показатель |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
|
||||||||||||||||||
наименование |
код |
|
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|||||||||||||||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
980000 |
|
|
|||||||||||||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
|
||||||||||||||||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
|
( |
460000 |
) |
( |
|
) |
|
|||||||||||||
Валовая прибыль |
|
520000 |
|
|
|||||||||||||||||
Коммерческие расходы |
|
( |
280000 |
) |
( |
|
) |
|
|||||||||||||
Управленческие расходы |
|
( |
) |
( |
|
) |
|
||||||||||||||
Прибыль (убыток) от продаж |
|
240000 |
|
|
|||||||||||||||||
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
||||||||||||||||||
Проценты к получению |
|
||||||||||||||||||||
Проценты к уплате |
|
( |
) |
( |
|
) |
|
||||||||||||||
Доходы от участия в других организациях |
|
|
|
||||||||||||||||||
Прочие операционные доходы |
|
|
|
||||||||||||||||||
Прочие операционные расходы |
|
( |
) |
( |
|
) |
|
||||||||||||||
Внереализационные доходы |
|
|
|
||||||||||||||||||
Внереализационные расходы |
|
( |
) |
( |
|
) |
|
||||||||||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
|
240000 |
|
|
|||||||||||||||||
Отложенные налоговые активы |
|
||||||||||||||||||||
Отложенные налоговые обязательства |
|
|
|
||||||||||||||||||
Текущий налог на прибыль |
|
( |
36000 |
) |
( |
|
) |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
|
204000 |
|
|
|||||||||||||||||
СПРАВОЧНО |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Постоянные налоговые обязательства (активы) |
|
||||||||||||||||||||
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Бухгалтерский баланс
АКТИВ |
Сумма |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы |
|
Основные средства |
125000 |
Незавершенное строительство |
|
Доходные вложения в материальные ценности |
|
Долгосрочные финансовые вложения |
|
Отложенные налоговые активы |
|
Прочие внеоборотные активы |
|
ИТОГО по разделу I |
125000 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
119000 |
в том числе: |
|
расходы будущих периодов
|
70000 |
сырье, материалы и другие аналогичные |
49000 |
ценности |
|
Налог на добавленную стоимость по приобретен- ным ценностям |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
|
в том числе покупатели и заказчики |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
|
в том числе покупатели и заказчики |
|
Прочие дебиторы |
80000 |
Краткосрочные финансовые вложения |
87000 |
Денежные средства |
56000 |
Прочие оборотные активы |
|
ИТОГО по разделу II |
342000 |
БАЛАНС |
467000 |
ПАССИВ |
|
1 |
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал |
95000 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
|
Добавочный капитал |
|
Резервный капитал |
|
в том числе: |
|
резервы, образованные в соответствии с |
|
законодательством |
|
резервы, образованные в соответствии с |
|
учредительными документами |
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
204000 |
ИТОГО по разделу III |
299000 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
|
Отложенные налоговые обязательства |
|
Прочие долгосрочные обязательства |
|
ИТОГО по разделу IV |
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
|
Кредиторская задолженность |
126000 |
в том числе: |
|
поставщики и подрядчики |
126000 |
задолженность перед персоналом организации |
|
задолженность перед государственными вне- бюджетными фондами |
|
задолженность по налогам и сборам |
|
прочие кредиторы |
42000 |
Задолженность перед участниками (учредителя- ми) по выплате доходов |
|
Доходы будущих периодов |
|
Резервы предстоящих расходов |
|
Прочие краткосрочные обязательства |
|
ИТОГО по разделу V |
168000 |
БАЛАНС |
467000 |
Задание 3. Решение практической и ситуационной задачи.
Практическая задача
Компания приобрела
легковой автомобиль за $20,000 в декабре 20X1 г. Предполагается, что легковой
автомобиль проработает 5 лет, величина пробега составит
Рассчитайте величину начисленного износа в 20X2 г., используя линейный метод, метод по сумме изделий (производственный) и метод удвоенного уменьшающегося остатка.
Линейный способ начисления амортизации.
Линейный способ состоит в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. При этом способе амортизацию начисляют исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В организациях с сезонным характером работ амортизация основных средств начисляется с использованием данного способа, но только в течение месяцев фактической работы сезонной организации в текущем году. Годовая сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной стоимости на норму амортизации.
Приобретен объект стоимостью 20 000 долл. Срок полезного использования — 5 лет. Принимаем первоначальную стоимость объекта при постановке на учет за 100%. Годовая норма амортизации составит:
100% / 5 лет = 20%.
Годовая сумма амортизации
20 000 долл.. *20 /100 = 4 000 долл..
Способ удвоенного уменьшаемого остатка.
Годовую сумму начисления амортизации определяют исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, принимаемой на начало каждого отчетного года, и нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет объекта основных средств исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Применение этого метода не позволяет начислить полную амортизацию стоимости объекта в установленный срок. Поэтому при использовании его чаще применяется ускоренная амортизация, при которой норма амортизационных отчислений увеличивается в 1,5—2 раза.
Годовую сумму амортизации определяют умножением остаточной стоимости объекта в конце каждого года на увеличенную норму амортизации.
Первоначальная стоимость объекта 20 000 долл. Срок полезного использования 5 лет. Ликвидационная стоимость объекта — 4000 долл. Годовая норма амортизации в нашем примере — 20%, а при ускоренной амортизации — 20% * 2 = 40%.
Период |
Годовая сумма амортизации |
Накопленный износ |
Остаточная стоимость |
Конец 1-го года |
20000*40% =8000 |
8000 |
12000 |
Конец 2-го года |
12000*40% = 4800 |
12800 |
7200 |
Конец 3-го года |
7200*40% = 2280 |
15080 |
4920 |
Конец 4-го года |
920 |
16000 |
4000 |
В последний год сумма амортизации исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало последнего года ликвидационной стоимости.
Производственный метод.
При этом способе ежегодную сумму амортизации определяют путем умножения процента, исчисленного как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции или работ за срок его полезного использования на показатель фактически выполненного объема продукции или работ за данный отчетный период.
Первоначальная стоимость объекта 20
000 долл. Срок полезной службы — 5 лет. Величина пробега за весь нормативный
период эксплуатации объекта —
Определяем процент ежегодного начисления амортизации: (20000/200000) * 100 = 10%.
Период |
Фактический пробег |
Годовая сумма амортизации, долл. |
20х2 г. |
48000 |
48000 х 10%=4800 |
В течение отчетного периода амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления, в размере 1/12 от годовой суммы.
На практике сумму амортизации за отчетный месяц определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют амортизацию, начисленную по поступившим основным средствам в прошлом месяце, и вычитают амортизацию по выбывшим основным средствам в прошлом месяце.
Ситуационное задание
Определите, нужно ли создавать резерв и, если да, то как будете оценивать сумму. Обоснуйте ответ. Если требуется раскрытие, укажите, какая информация должна содержаться в примечаниях к финансовой отчетности.
В течение трех месяцев на предприятии проводилась выездная налоговая проверка, в ходе которой были выявлены некоторые нарушения порядка и сроков уплаты налогов. За несколько дней до представления финансовой отчетности компания получила акт налоговой проверки, в котором сумма штрафа и недоимки по налогам определена в размере $200,000. Компания готова признать часть нарушений и уплатить соответствующую сумму налогов, но по некоторым вопросам готова отстаивать свою позицию в суде. Признанная сумма налогов, пени и штрафов - $95,000.
Создавать резерв нужно. В резерв закладываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. [6,49]
Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется. Поэтому для оценки суммы резерва необходимо составить смету. В данном случае резерв необходимо создать на 200000 долл., так как компании выставлен акт именно на эту сумму, а то что компания признает сумму налогов, пени и штрафов только на 95000 долл., еще ничего не означает, так как нет никакой гарантии того, что компания отстоит свою позицию в суде.
Список использованной литературы
1. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности : Постановление правительства РФ от 06.03.98 №283 – Аудит. – 2004 - №4.
2. Международные стандарты финансовой отчетности, - М. Аскери- АССА,2003 год.-240 с.
3. Бакаев А.С. Основные направления развития бухгалтерского учета в России – Бухгалтерский учет , 2003
4. Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003. – 176с.
5. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях /Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800с.
6. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 256с.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА-М, 2002
8. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 608с.