Содержание

1... Аудит таможенной стоимости товаров. 3

1.1. Аудит определения таможенной стоимости товаров. 3

1.2. Аудит документального оформления таможенной стоимости товаров  8

2... Задача. 14

Список литературы.. 15

1. Аудит таможенной стоимости товаров

1.1. Аудит определения таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость товаров используется при начислении таможенной пошлины, сборов и прочих таможенных платежей, установлении стоимости товаров для других таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации,  а также для ведения таможенной статистики.[6,79]

Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов. Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.       Аудитор вправе проверять соответствии таможенной стоимости товаров основным нормативным актам, регулирующих вопросы определения таможенной стоимости:

-   Таможенный Кодекс Российской Федерации[1,22]

-   Закон Российской Федерациии "О таможенном тарифе" , раздел III

-   Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 "О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации"[4,88]

Таможенная стоимость товара -  (англ. customs value) - стоимость товара (товаров и транспортных средств),  определяемая  в  соответствии  с  Законом Российской Федерации "О Таможенном  Тарифе"  и  используемая  при  обложении товара  пошлиной,  ведении  таможенной   статистики   внешней   торговли   и специальной   таможенной   статистики,   а   также   применении   иных   мер государственного регулирования  торгово-экономических  отношений,  связанных со   стоимостью   товара,   включая   осуществление    валютного    контроля внешнеторговых  сделок  и  расчетов  банков  по   ним   в   соответствии   с законодательными  актами  государства;  является  основой   для   исчисления таможенной пошлины, акцизов,  таможенных  сборов  и  налога  на  добавленную стоимость.  Система  определения  таможенная  стоимость  товара  (таможенной оценки товаров) основывается на общих принципах  такой  оценки,  принятых  в международной  практике,  и  распространяется   на   товары,   ввозимые   на Таможенную   Территорию   РФ.   Порядок   ее   применения    устанавливается Правительством РФ на основании положений закона РФ  "О  таможенном  тарифе".[7,119]

Следующим этапом аудита является проверка порядка определения таможенная  стоимость  товара,  вывозимых  с  таможенной территории  РФ,  также   устанавливается   Правительством   РФ.   Таможенная стоимость  товара  заявляется  декларантом   таможенному   органу   РФ   при перемещении  через  таможенную  границу  РФ.  Ее   определение   декларантом производится  согласно  методам  определения  таможенная  стоимость  товара, установленным законом РФ "О таможенном тарифе". Порядок и условия  заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма  таможенной  декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом  РФ  в  соответствии  с законодательством  РФ и ее соответствии также необходимо проверить аудитору.  Контроль  за  правильностью  определения  таможенная стоимость  товара  осуществляется  таможенным   органом   РФ,   производящим таможенное оформление товара.  Информация,  представляемая  декларантом  при заявлении таможенная стоимость товара, определенная в качестве  составляющей коммерческую тайну или  являющаяся  конфиденциальной,  может  использоваться таможенным  органом  РФ  исключительно  в  таможенных  целях  и   не   может передаваться  третьим  лицам,  включая  иные  государственные  органы,   без специального разрешения декларанта, за исключением случаев,  предусмотренных законодательством РФ. [4,72]

    Таможенная стоимость  (таможенная  оценка)  товара  это-  цена  сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на  момент  пересечения таможенной границы  РФ.  Аудитору также необходимо проверить цели использования таможенной стоимости товаров. Система  определения  таможенная  стоимость  товара используется как выше уже отмечалось для целей:

1) обложения товаров пошлиной;

2) внешнеэкономической и таможенной статистики;

3)применения иных мер государственного  регулирования  торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление  валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним,  в  соответствии  с законодательными актами России.

Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. Поэтому одним из основных этапов аудита является проверка цены сделки.

В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки. Их перечень приводится в п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 №1461.

Таможенная стоимость товаров представляет собой базу для исчисления таможенных платежей. [4,74]

Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.

Если информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, составляет коммерческую тайну или является конфиденциальной, то она может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях (ст.14 Закона "О таможенном тарифе").

Для качественного аудита заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а при необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости, декларант обязан по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения.

При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством Российской Федерации либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом Российской Федерации.       Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу Российской Федерации дополнительной информации, несет декларант. При этом увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки оплаты товара пошлиной.

Таможенный орган Российской Федерации, производящий контроль за правильностью таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара с учетом положений статьи 15 Закона "О таможенном тарифе", что также является этапом аудиторской проверки.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара (п.2 ст.16 Закона "О таможенном тарифе").

Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины (п.3 ст 16 Закона "О таможенном тарифе").

При несогласии декларанта с решением таможенного органа Российской Федерации в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации (раздел 13).

Следующим этапом аудита таможенной стоимости товаров является проверка метода определения таможенной стоимости.     

Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом "О таможенном тарифе":

- по цене сделки с ввозимыми товарами; (ст.19 Закона "О таможенном тарифе").        -    по цене сделки с идентичными товарами; (ст.20 Закона "О таможенном тарифе").

       - по цене сделки с однородными товарами; (ст.21 Закона "О таможенном тарифе").

    - вычитания стоимости; (ст.22 Закона "О таможенном тарифе").

    - сложения стоимости; ( ст.23 Закона "О таможенном тарифе").     - резервного метода. (ст.24 Закона "О таможенном тарифе").      Основным является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.       В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.       Однако, в случае непредставления декларантом доказательсв, подтверждающих достоверность определения таможенной стоимости, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного метода.

    Следует отметить, что методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

1.2. Аудит документального оформления таможенной стоимости товаров

      Конкретный перечень документов, необходимый для таможенного оформления, зависит от направления (ввоз или вывоз), цели перемещения товара через таможенную границу, условий перевозки, формы расчетов между партнерами, выбранного таможенного режима, а также конкретного кода товара по ТН ВЭД СНГ и связанных с ним ограничений.

Поэтому аудитору необходимо проверить следующий перечень используемых для таможенного оформления документов.

1. Документы, являющиеся основанием для поставки товара:

1.1. Контракт (договор) купли-продажи;

1.2. Договор мены (бартерный контракт);

1.3. Соглашение на поставку (при временном ввозе, поставке на выставку);

1.4. Письмо (гуманитарная помощь).

2. Документы, подтверждающие стоимость товара:

2.1. Спецификация;

2.2. Счет-фактура на партию товаров.

3. Счет-фактура (инвойс)

Оформляется отправителем (контрактодержателем). Предназначен для целей таможенного оформления груза, должен содержать следующие сведения:

- дата составления;

- наименование и реквизиты экспортера и импортера;

- номер и дата контракта;

- условия поставки;

- наименование и код товара по ТН ВЭД СНГ;

- вид и количество грузовых мест, данные об их маркировке;

- вес брутто/нетто;

- цена единицы товара:

- стоимость партии товара;

- подписи руководителя и главного бухгалтера, заверенные официальной печатью.

4. Товарно-транспортные документы

4.1. Коносамент (расписка капитана; при поставке груза морским транспортом);

4.2. Международная автомобильная накладная (CMR; при поставке груза автомобильным транспортом);

4.3. Товарно-транспортная накладная (внутрироссийская; иногда используется при перемещении товара в пределах стран СНГ вместо CMR);

4.4. Авианакладная (при поставке груза авиационным транспортом);

4.5. Железнодорожная накладная международная либо внутрироссийская (при поставке груза железнодорожным транспортом).

5. Часто поставка груза сопровождается дополнительными товаросопроводительными документами, оформляемыми грузоотправителем:

5.1. Упаковочный лист

Содержит следующие сведения:

- реквизиты грузополучателя и грузоотправителя;

- номер и дата контракта;

- наименование, количество, вид упаковки, число мест, вес брутто/нетто, габариты груза;

- номер транспортного средства.

5.2. Акт загрузки

Указываются сведения о грузе, номер транспортного средства, фамилия и паспортные данные водителя. Заверяется подписями руководителя предприятия, главного бухгалтера, кладовщика.

6. Документы, предназначенных непосредственно для производства таможенного оформления:

6.1. Документы, необходимые при оформлении доставки товара: 6.1.1. Договор поручительства владельца склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада, с таможенными органами, обеспечивающий обязательство перевозчика доставить товары и документы на них в установленные сроки из таможенного органа отправления до таможенного органа назначения.

6.1.2. Банковская гарантия

Выдается для представления в таможню в качестве выполнения обязательств перевозчика по обеспечению уплаты таможенных платежей от таможни отправления до таможни назначения.

6.1.3. Временная декларация

Используется при обеспечении уплаты таможенных платежей, вносимых на депозит таможенного органа, при доставке товаров от таможни отправления до таможни назначения.

6.2. Документы контроля за доставкой товара (ДКД, книжка МДП)

6.2.1. Документ контроля за доставкой (ДКД) Заполняется на специальных бланках декларантом, перевозчиком или должностным лицом таможенного органа отправления и подлежит сдаче таможенному органу оформления (при импорте) или выпуска (при экспорте). Служит для контроля доставки при перевозках груза между российскими таможнями.

6.2.2. Книжка МДП (CARNET TIR)

Оформляется при перевозках грузов автомобильным транспортом между таможнями, в том числе расположенными в различных государствах. Заполняется в месте отправки груза на бланке специальной формы международным перевозчиком, который несет ответственность перед таможенными органами за сохранность и доставку груза.

6.2.3. Лицензия таможенного перевозчика, регистрационная карточка таможенного перевозчика

Оформляются при перевозках грузов по лицензии таможенного перевозчика.

6.3. Лицензия на переработку товара

В Таможенном кодексе РФ предусмотрена возможность применения трех режимов переработки товаров с участием иностранных партнеров:

- переработка на таможенной территории;

- переработка для внутреннего потребления;

- переработка вне таможенной территории.

Применение этих режимов в отношении конкретного договора на переработку возможно только в случае предварительного получения лицензии. Лицензия выдается таможенным органом, в зоне деятельности которого находится российское предприятие.

6.4. Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных платежей:

6.4.1. Платежное поручение;

6.4.2. Заявление на перевод;

6.4.3. Квитанция.

6.5. Сертификат о происхождении товара

6.5.1. Сертификат о происхождении товара по форме "СТ-1" Удостоверяет происхождение товаров с таможенной территории стран СНГ.

6.5.2. Сертификат о происхождении товара по форме "А" Удостоверяет происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется национальная система преференций РФ.

6.6. Документы, предъявляемые при контроле за товарами со стороны других государственных органов (кроме таможенных)

6.6.1. Лицензия Министерства торговли РФ

Лицензия, если товар подлежит лицензированию, оформляется в целях осуществления государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью в РФ и совершенствования единого механизма регулирования ВЭД на территории РФ. Выдача лицензий осуществляется Уполномоченным Министерства торговли РФ.

6.6.2. Разрешение органов внутренних дел

При ввозе или вывозе оружия невоенного назначения.

6.6.3. Разрешение органов Министерства сельского хозяйства

При ввозе продукции растительного и животного происхождения (фитосанитарный и ветеринарный контроль).

6.6.4. Разрешение учреждений Министерства здравоохранения

При ввозе или вывозе лекарственных средств.

6.6.5. Разрешение органов Министерства связи При ввозе радиоэлектронных средств связи и высокочастотных устройств.

6.6.6. Сертификат соответствия товара

Сертификат соответствия (подтверждения безопасности) оформляется в целях обеспечения правомерной защиты здоровья потребителей и охраны окружающей среды, в органах, уполномоченных Госстандартом РФ.

6.6.7. Паспорт сделки

6.7. Документы, подтверждающие расчеты между отправителем и получателем товара (при условии платежа - предоплата):

6.7.1. Платежное поручение (если платежи по контракту производятся в рублях РФ);

6.7.2. Заявление на перевод (если платежи по контракту производятся в иностранной валюте). [1,147]

Также при аудите документального оформления проверяется унифицированный документ для таможенных целей,  заполняемый на каждую партию товаров, перемещаемых через таможенную  границу  Российской Федерации участниками внешнеторговых операций независимо от их  резиденства, юридического статуса, местоположения, пользования  таможенными  льготами  он называется  «грузовая  таможенная  декларация».  В  Г.Т.Д.  указывается  вид внешнеторговой  операции  (экспорта,  импорта),  торгующая  страна,   страна назначения,  валюта  платежа,  общая  фактическая  стоимость  и  т.д.   Этот документ решает задачи таможенного  обложения,  имеет  контрольную  функцию, подлежит   статистической   обработке.

  Совпадая   по   форме   с    единым административным документом,  -  стандартная  форма  таможенной  декларации, введенная с начала 1988 г. в странах EC, а затем и других  странах  Западной Европы;  представляет  собой  набор  однотипных  деклараций,  заполненных  в восьми экземплярах, и содержит полную информацию о  товаре  и  способах  его транспортировки; сведения об отправителе и  получателе  товара;  необходимые банковские, налоговые, страховые и др. данные. Каждый из восьми  экземпляров ЕАД  имеет  свой  цвет  и  назначение.  В  частности,  первые  три  из   них обеспечивают выполнение формальностей в  стране-экспортере  товара,  а  пять остальных - в стране-импортере товара. К  ЕАД  прикладываются  счет- фактура, сертификат  "происхождения",  а  также  (в  некоторых   случаях)   импортный сертификат,  документы  внешнеторгового  контроля.  ЕАД),  Г.Т.Д.  не  имеет формально-юридического признания за пределами РФ по  причине  расхождения  в применяемых классификаторах.

2.Задача

Организация по договору купли-продажи покупает у иностранного продавца товар по цене 1200 долл. США за единицу. До момента получе­ния товара от иностранного поставщика организация по другому договору купли-продажи с российской организацией получает 100% аванса за этот же товар в сумме 38768 рублей. В момент заключения договора купли-продажи с российским покупателем курс ЦБ РФ был равен 29,55 руб./USD, а в момент получения права собственности на товар у иностранного поставщи­ка-30,98 руб./USD.

Определите, как повлияло на размер фактической наценки на товар изменение курса рубля к иностранной валюте.

 

Полученный аванс за товар = 38768 руб.

Цена товара в момент заключения договора = 1200 долл.*29,55 = 35460 руб., фактическая наценка на товар 9,3%

Цена товара в момент получения права собственности = 1200 долл. *30,98 = 37176, фактическая наценка на товар = 4,1%

Поэтому можно сделать вывод, что с повышением курса рубля наценка на товар падает.

Список литературы

1.                Таможенный кодекс. - М.: Проспект, 2004.

2.                Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.П: Федеральный закон от 31.07.98 г. №146 - ФЗ// Финансовая Россия. 2003. №29-31.

3.                Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 05.08.00 г. №117 - ФЗ //Финансовая Россия. 2005. № 30.

4.                Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учёт и аудит внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2004.

5.                Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: Инфра-М, 2002.

6.                Кирьянова З.В. Аудит внешнеэкономической деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика ,2000

7.                Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл. Аудит - М.: Финансы и статистика, 2003.