ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
на тему «Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях»
Исполнитель:
Майорова О.О.
специальность ФиК
курс 3
№ зачетной книжки 06ФФД41005
Руководитель:
Мехдиев М.В.
Владимир – 2007
Оглавление:
Введение…………………...………………………………………………….3
1. Виды и характеристика ЧС…………………………………………….6
2. Основные поражающие факторы при ЧС…………………………….8
3. Виды оповещения при ЧС…………………………………………….10
4. Доврачебная помощь………………………………………………….13
5. Меры по защите человека от ЧС…………………………….……….16
Список использованной литературы………………………………………19
Введение
С получением информации о чрезвычайной ситуации начинает действовать КЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную службу.
Комиссия по ЧС с момента получения данных об угрозе возникновения должна:
1) обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала объекта и населения в сжатые сроки.
2) Принять решения заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой
3) Выбрать мероприятия и осуществить их в последовательности, определяемой обстановкой.
Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе плана по предупреждению и ликвидации ЧС, в которой вносят уточнения с учетом ожидаемого вида ЧС.
Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС объекта при угрозе и возникновению чрезвычайной ситуации в каждом случае будет определяться:
1) Типом аварии или видом стихийного бедствия
2) Масштабом последствий ЧС
3) Удалением источника аварии от объекта
4) Метеоусловиями на момент возникновения ЧС
5) Рельефом местности и характером застройки
6) Наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами.
С возникновением ЧС по распоряжению руководителя объекта вводится чрезвычайный режим функционирования объектового звена РСЧС и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных в разделе П Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, по защите персонала и территории объекта, по предотвращению развития и ликвидации ЧС.
Первый этап: принятие экстренных мер по защите персонала, предотвращению ЧС.
К экстренным мерам защиты персонала объекта относятся:
Оповещение об опасности и информирование о правилах поведения
Медицинская профилактика и использование средств защиты, исходя из обстановки;
Эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей
Оказание пострадавшим первой медицинской и другой видов помощи.
В соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС вводятся и наращиваются силы и средства для проведения АСР, в ходе которых проводят розыск пострадавших, извлечение из завалов, оказывают пострадавшим первую медицинскую помощь, локализуют очаг поражения, ликвидируют пожары, разбирают завалы.
Работы связанные со спасением людей проводятся до полного их завершения
При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления [5 c.211-213].
Связь является основным средством, обеспечивающим управление службами, формированиями и структурными подразделениями объекта. Ответственность за организацию связи и оповещение несет начальник отдела, а непосредственно организует и обеспечивает связь и оповещение начальник служб оповещения и связи ГО объекта.
Для связи используют радио, проводные, подвижные и сигнальные средства.
В ходе работ организуется комендантская служба, охрана материальных ценностей, учет пострадавших и погибших.
На втором этапе решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия. Проводятся работы по восстановлению энергетических коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения. Осуществляется санитарная обработка людей, дезинфекция одежды, транспорта, техники и дорог. Создаются необходимые условия для жизнеобеспечения пострадавшего населения, сохранения и поддержания здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зонах ЧС и при эвакуации.
Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся под руководством Комитета Чрезвычайных ситуаций местных территориальных органов власти с привлечением КЧС объектов, они включают:
1) Временное размещение населения, оставшегося без крова
2) Обеспечение людей незагрязненными продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
3) Создание условий для нормальной деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
4) Организацию учета и распределения материальной помощи
5) Проведение необходимых санитарно-гигеенических противоэпидемических мероприятий
6) Проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний
7) Расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.
О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую комиссию по ЧС и органы управления ГО и ЧС [2 c.315-320].
1. Виды и характеристика ЧС
Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят перманентный характер (перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся, от латинского permaneo - остаюсь, продолжаюсь).
Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация.
Словарь русского языка С. Ожегова предлагает следующее определение: чрезвычайный - исключительный, очень большой, превосходящий все.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайные ситуации делятся на ситуации мирного и военного времени.
Экстремальное событие - это отклонение от нормы процессов или явлений.
Авария - это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Техногенные аварии – в большинстве случаев связаны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство веществ или энергии.
Взрыв – процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной энергии в механическую работу.
Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причины возникновения пожаров на промышленных объектах делятся на две группы. Первая – это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнем, вторая – нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий.
Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасное природное явление - это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Наиболее часто в пределах нашей страны встречают следующие опасные природные явления: землетрясения – стихийное бедствие, вулканическое извержение, сели – внезапно возникающий в руслах горных рек временной поток, оползень – скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести, наводнения – затопления значительных территорий.
Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью живых организмов и экономическим ущербом.
К орудию массового поражения обычно относят ядерное, химическое, биологическое.
Ядерное относится к наиболее мощному оружию массового поражения. Состоит из ядерных боеприпасов, средств доставки и средств управления.
Под химическим оружием понимается совокупность отравляющих веществ и средств, с помощью которых их применяют. Химическое оружие предназначено для поражения незащищенных людей и животных путем заражения воздуха.
Биологическое оружие представляет собой болезнетворные микробы и токсины, предназначенные для поражения людей, животных, растений. Установить быстро и точно факт применения биологических средств поражения, а также их возбудитель весьма сложно [1 c.63-72].
2. Основные поражающие факторы при ЧС
Основными видами последствий чрезвычайных ситуаций являются: разрушения, заболевания, гибель, различного вида заражения (радиоактивное, химическое, бактериальное) и др.
Кроме этого люди, находясь в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, испытывают психотравмирующие факторы. Идет нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. При этом психогенное воздействие испытывают и люди, находящиеся вне зоны действия чрезвычайной ситуации. По существу, это ожидание чрезвычайной ситуации и её последствий.
Если радиус действия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций можно определить расчетом, то радиус действия психотравмирующего воздействия может быть любым. При этом развивается фобия (от греческого phobos - страх, боязнь), т.е. навязчивый, не приходящий страх перед чем-либо.
В 1945 году, после атомной бомбардировки американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, радиацией было задето примерно 160 тыс. жителей, но страх перед ядерным оружием стали испытывать все жители планеты. После аварии на Чернобыльской АЭС более 15 млн. людей стали испытывать страх перед радиацией. Так называемая радиофобия способна привести к таким психическим расстройствам, что могут развиться заболевания, отмечаемые при лучевой болезни. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).
Для жителей России психотравмирующие факторы усугубляются тем, что остро не хватает специалистов в области психологии человека. По разным оценкам у нас от 1,5 до 4 тыс. подобных специалистов, а, например, в США их десятки тысяч.
Опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней населением, сооружениями, флорой и фауной, образуют очаг поражения.
При этом различают:
· простой очаг поражения - это очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора (например, разрушения от взрыва или пожара);
· сложный очаг поражения - это очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, вызвавшие пожар и разгерметизацию емкостей с химически - опасными веществами).
Чаще всего очаги поражения сложные. Например, землетрясения приносят не только разрушения, но и пожары, инфекционные заболевания и психические расстройства оставшихся в живых жителей.
Формы очагов поражения зависят от природы источника, например, при землетрясении - круглая форма, ураган образует форму в виде полосы, а пожар или оползень образуют очаг поражения неправильной формы [1 c.62-77].
3. Виды оповещения при ЧС
3.1 Организация и задачи оповещения
- Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих доведение до организаций и населения сигналов (распоряжений) и информации о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении и начале эвакуационных мероприятий;
- Основной задачей оповещения является обеспечение своевременного доведения до организаций и населения сигналов и информации обо всех видах опасности.
3.2 Сигналы оповещения
- Предупреждение организаций и населения о непосредственной угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о принятии своевременных мер защиты проводит управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации муниципального образования Корсаковского района на основании соответствующих сигналов, получаемых от вышестоящих органов управления, данных разведки, прогнозирования обстановки и информации из соседних районов. - Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый в системе оповещения гражданской обороны и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также населением. - Оповещение населения о стихийных бедствиях, опасности поражения аварийно-химическими опасными веществами и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф осуществляется путем передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях и действиях населения по местным сетям проводного вещания, радиовещания и подвижным громкоговорящим установкам а также другим местным техническим средствам связи и оповещения. Сигнал «Радиационная опасность» передается при непосредственной угрозе радиоактивного заражения или при его обнаружении. Под непосредственной угрозой радиоактивного заражения понимается вероятность заражения данной территории в течение одного часа. Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или обнаружении химического, а также бактериологического заражения. Сигнал «Угроза катастрофического затопления» подается при угрозе или непосредственном нарушении плотины гидротехнического узла [3 c.431-433].
3.3 Порядок оповещения и информирования руководящего состава
- Доведение сигналов (распоряжений) об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и начале эвакуации до предприятий, учреждений, организаций и руководящего состава проводится по существующей системе централизованного оповещения, системе единой дежурно-диспетчерской службы и всем имеющимся каналам связи системы связи установленным порядком. - Предприятия, учреждения и организации подтверждают получение сигналов (распоряжений) и доводят их до своего руководящего состава и подчиненных подразделений. - С получением сигналов оповещения «Химическая тревога» и «Радиационная опасность» решение на передачу текстов сообщений для проживающего на территории муниципального образования населения может принять глава муниципального образования (по данным прогноза радиационной и химической обстановки и по данным разведки). - При обнаружении заражения территории предприятия, учреждения, организации руководитель предприятия, учреждения, организации самостоятельно подает соответствующий сигнал оповещения и докладывает об этом главе муниципального образования.
3.4 Порядок оповещения и информирования населения
а) Оповещение населения о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, об угрозе катастрофического затопления осуществляется одновременно по автоматизированной системе централизованного оповещения с помощью дистанционно управляемых электросирен, а также с использованием действующих сетей проводного вещания, радиовещания. б) В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения и доведения до него информации об обстановке и его действиях в сложившихся условиях установлен следующий порядок оповещения: - Основным способом оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, считается передача речевой информации с использованием сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения. - Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации производится включение электросирен, что означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!». - С получением сигнала «Внимание всем!» все население и персонал предприятий, учреждений и организаций обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радиоприемники и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные станции, включается сеть наружной звукофиксации. в) Во всех случаях задействования систем оповещения с включением электросирен до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного, радио и телевизионного вещания. г) Тексты сообщений с указанием порядка действий населения по сигналам оповещения, предварительно записанные и заложенные на рабочие места дикторов радио и телевизионных студий (дежурных операторов узлов проводного вещания), передаются по распоряжению оперативного дежурного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации муниципального образования Корсаковского района с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается двух-трех кратное повторение речевого сообщения. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочего места оперативного дежурного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации муниципального образования Корсаковского района. Доведение информации населению, находящемуся на транспортных узлах (вокзалы) и в транспортных средствах, а также оповещение указанного населения возлагается на руководителей соответствующих организаций. При этом предусматривается возможность оповещения указанного населения и управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Для оповещения и информации населения можно использовать локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Оповещение о начале эвакуации населения организуется по месту работы, учебы и жительства руководителями предприятий, организаций и учреждений [4 c.310-320].
4. Доврачебная помощь
4.1. Первая доврачебная неотложная помощь (ПДНП) представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников.
Основными задачами ПДНП являются:
а) проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего; б) предупреждение возможных осложнений; в) обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего.
4.2. Первая помощь пострадавшему должна оказываться быстро и под руководством одного человека, так как противоречивые советы со стороны, суета, споры и растерянность ведут к потере драгоценного времени. Вместе с тем вызов врача или доставка пострадавшего в медпункт (больницу) должны быть выполнены незамедлительно. 4.3. Алгоритм действий по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавшего должен быть следующим:
а) применение средств индивидуальной защиты спасателем (при необходимости, в зависимости от ситуации); б) устранение причины воздействия угрожающих факторов (вывод пострадавшего из загазованной зоны, освобождение пострадавшего от действия электрического тока, извлечение утопающего из воды и т.д.); в) срочная оценка состояния пострадавшего (визуальный осмотр, справиться о самочувствии, определить наличие признаков жизни); г) позвать на помощь окружающих, а также попросить вызвать «скорую»; д) придание пострадавшему безопасного для каждого конкретного случая положения; е) принять меры по устранению опасных для жизни состояний (проведение реанимационных мероприятий, остановка кровотечения и т.д.) ж) не оставлять пострадавшего без внимания, постоянно контролировать его состояние, продолжать поддерживать жизненные функции его организма до прибытия медицинских работников [3 c.366-369].
4.4. Оказывающий помощь должен знать:
• основы работы в экстремальных условиях; • признаки (симптомы) нарушений жизненно важных систем организма; • правила, методы, приемы оказания ПДНП применительно к особенностям конкретного человека в зависимости от ситуации; • способы транспортировки пострадавших и др.
4.5. Оказывающий помощь должен уметь:
• оценивать состояние пострадавшего, диагностировать вид, особенности поражения (травмы), определять вид необходимой первой медицинской помощи, последовательность проведения соответствующих мероприятий; • правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи, контролировать эффективность и при необходимости корректировать реанимационные мероприятия с учетом состояния пострадавшего; • останавливать кровотечение путем наложения жгута, давящих повязок и др.; накладывать повязки, косынки, транспортные шины при переломах костей скелета, вывихах, тяжелых ушибах; • оказывать помощь при поражениях электрическим током, в том числе в экстремальных условиях (на опорах ЛЭП и пр.), при утоплениях, тепловом, солнечном ударе, при острых отравлениях; • использовать подручные средства при оказании ПДНП, при переносе, погрузке, транспортировке пострадавшего; • определить необходимость вызова скорой медицинской помощи, медицинского работника, эвакуировать пострадавшего попутным (неприспособленным) транспортом, пользоваться аптечкой скорой помощи [1 c.77-80].
5. Меры по защите человека от ЧС
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68 –ФЗ в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, которая располагает всем необходимым, чтобы защитить население и национальное достояние от катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель создания РСЧС – объединение усилий центральных, республиканских, краевых, областных и городских органов исполнительной власти, а также возможностей организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный.
Территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. В министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации создаются функциональные подсистемы РСЧС, задача которых – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах.
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1)повседневной деятельности
2) повышенной готовности
3)чрезвычайный
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий.
Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; эвакуация населения, материальных ценностей в безопасные районы; оповещение населения об опасностях;
Гражданская оборона РФ формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от обстановки системы ГО может функционировать в режиме: повседневной деятельности; повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия на основании указаний регионального центра, глав администрации города, которые закрепляются приказом по предприятию и доводятся до сведения всех руководителей и персонала подразделений.
Основными способами защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются: своевременное оповещение; защитные сооружения ГО – убежища и противорадиационные укрытия; использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи; проведение эвакомероприятий.
В случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации Федеральные или местные органы ГО ЧС осуществляют оповещение – передачу речевой информации с использованием городских сетей проводного, радио - , телевизионного вещания и локальных средств.
Перед передачей речевой информации могут включаться электросирены, различные сигнальные устройства, что означает подачу предварительного сигнала «Внимание всем».
От оружия массового поражения людей защищают убежища. К конструкции убежищ и их размещению предъявляются следующие требования.
1) ограждающие конструкции убежишь должны бить прочными и обеспечивать как ослабление ионизирующих и других видов излучения до допустимого уровня, так и защиту от прогрева при пожарах.
2) Убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей.
3) Убежища должны быть оборудованы в заглубленной части зданий.
Или вне зданий.
Под убежище приспосабливаются подвалы, тоннели, шахты, рудники и т.п.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Они делятся на СИЗ: органов дыхания и кожи. К ним относятся также индивидуальный противохимический пакет и индивидуальная аптечка.
К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы респираторы, а также противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка. Основной принцип защиты – противогаз. Противопылевый респиратор применяется для защиты органов дыхания от пылей. Противопыльная тканевая маска состоит из корпуса и крепления. Корпус делается из 4-5 слоев ткани. Для верхнего слоя пригодны бязь, штапельное полотно, трикотаж, для внутренних слоев – фланель, хлопчатобумажная ткань [1 c.77-83].
Для ватно-марлевой повязки используют кусок марли размером 100х50см. На его середину накладывают слой ваты размером 100х50.
По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие. К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда. Фильтрующие средства защиты кожи изготавливают в виде хлопчатобумажного обмундирования и белья.
К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет ИПП – 8, 10 и пакет перевязочный индивидуальный (ПП).
Однако не всегда средства коллективной защиты и СИЗ могут обеспечить полную защиту персонала и населения в ЧС. В этих случаях очень важно быстро и умело оказать пострадавшим первую медицинскую помощь [6 c.187-188].
Список использованной литературы
1. Мехдиев Ш.З. Безопасность жизнедеятельности: «Учебное пособие». – Владимир: ВГПУ, 2006. – 146 с.;
2. «Безопасность жизнедеятельности», О. Русак, К. Малаян, Н. Занько. Учебное пособие. 5-е издание, стер./Под ред. О.Н. Русака. – СПБ.: Издательство «Лань», 2002. – 448 с., ил. – (Учебники для вузов, специальная литература);
3. Хван Т.А., Хван П.А., Х30 Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.;
4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник/Под ред. проф. Э.А.Арустамова: - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 496 с.;
5. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности (Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.;
6. Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в ЧС: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 224 с. ил.