ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Фамилия, имя, отчество Краснова Евгения Александровна
Факультет Психолого-философский
Курс 5 (заочный)
Проходил педпрактику в МОУСОШ №33 г. Новосибирска с 10 мая 2006 года по 14 июня 2006 года
Руководитель практики
СОДЕРЖАНИЕ
ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА.. 3
1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ.. 4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ПРАКТИКИ.. 5
3. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ.. 8
Урок №1. 8
Урок №2. 12
4. СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА
Красновой Евгении Александровны
Психолого-философского факультета 5 курса
Новосибирского Гуманитарного Института
практика проводится в МОУСОШ № 33 Заельцовского района г. Новосибирска
с
10 мая
методист Соловьева Елена Викторовна
руководитель от НГИ
директор образовательного учреждения Веремчук Тамара Ивановна
адрес учреждения г. Новосибирск ул. Линейная 33 / 4
1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ п/п |
Календарные сроки проведения |
Содержание работы |
Отметка о выполнении |
1 |
10.05.06.-12.05.06. |
Изучение нормативной документации, устава школы и других документов |
+ |
2 |
10.05.06.-17.05.06. |
Изучение документации, анализ источников |
+ |
3 |
12.05.06.-28.05.06. |
Посещение уроков. Анализ уроков. |
+ |
4 |
17.05.06.-24.05.06. |
Наблюдение, анализ документации, общение с педагогами |
+ |
5 |
17.05.06.-19.05.06. |
Обсуждение составленной программы с педагогами и администрацией |
+ |
6 |
23.05.06-25.05.06. |
Самостоятельное проведение занятий. |
+ |
7 |
26.05.06.-06.06.06. |
Анализ результатов, наблюдение |
|
8 |
06.06.06.-14.06.06. |
Общение с педагогами и руководством, наблюдение за работой педагогов, психологов |
+ |
Студент _____________________________________________________
подпись расшифровка подписи
Руководитель _____________________________________________________
подпись расшифровка подписи
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ПРАКТИКИ
В качестве базы для прохождения производственной практики было выбрано МОУСОШ № 33 Заельцовского района г. Новосибирска. В школе работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив, члены которого постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, о чем свидетельствуют уровень профессиональной квалификации учителей школы, динамика обучения педагогов на курсах повышения квалификации и обучающих семинарах всех уровней.
Высокий образовательный уровень ученики ежегодно подтверждают при поступлении в ВУЗы.
Руководство СОШ создает благоприятные условия для карьерного роста педагогов. В-первую очередь, это естественно обязательное лицензирование и аккредитация учебного заведения. Во-вторых, обязательная аттестация учителей, которая позволяет подтвердить или повысить уровень квалификации педагогов. Обязательное прохождение педагогами курсов повышения квалификации, посещение семинаров и других мероприятий, способствующих профессиональному и личностному росту.
Школа предъявляет высокие требования, как к подготовке учеников, так и к подготовке педагогов, и руководство делает все возможное, чтобы педагогический состав соответствовал необходимому уровню.
Школа имеет хорошее состояние материально-технической базы. Основная проблема школы - создание уровня повышенной подготовки, целью которого является всестороннее обучение, воспитание и развитие детей.
Цель МОУСОШ – в ходе воспитания и обучения сформировать у учеников:
- готовность к самопознанию, самоопределению, самореализации и саморазвитию;
- развить познавательные мотивы, навыки мыслительной деятельности;
- сформировать понимание своего гражданского долга и ответственности за выполняемое дело, готовность к реализации своего личного потенциала при выполнении различных социальных ролей; обеспечить продвинутый уровень базовых знаний, необходимый для поступления в ВУЗы, т.е. обеспечить высокое качество воспитания и обучения детей.
Одним из основных недостатков действующей системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и учащегося).
Переоценка преподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь для жизни человека в неизменной природной и социальной среде. В современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями совершенно необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания (с преподавателя) на учение (ученика), организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, что возможно лишь в условиях полной индивидуализации в обучении.
Вторым недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, для 20-30 учащихся единый темп ведения урока, обусловленный индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Сегодня, выбирая свою педагогическую концепцию, коллектив школы не может не определиться в ответах на мировоззренческие вопросы: каково назначение учителя, его место в современном обществе, какие ценности должны быть положены в основу его деятельности? Профессионализм, высокое развитие педагогических способностей, профессиональные и личностные ценности, установки и мотивы самосовершенствования, представление о своей миссии, целях и принципах педагогической деятельности – вот основные «опорные» личностные характеристики педагога как профессионала.
Таким образом, основными проблемами МОУСОШ №33 являются недостаточное финансирование и нехватка средств для осуществления намеченной стратегии, недостаточная мотивация персонала, проблема с выявлением одаренных учеников и внедрение индивидуального обучения.
3. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Урок №1
1. Тема: Конфликт и пути его решения.
2. Цели и задачи:
- формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.
- определить понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт»;
- рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;
- на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
3. Структура (план):
- Приветствие.
- Актуализация знаний и постановка целей и задач.
- Основная часть занятия.
- Подведение итогов.
4. Оборудование (приборы, наглядные пособия, ТСО):
- схемы «модель конфликта», «функции конфликта»,
- алгоритм действия в конфликтной ситуации,
- конфликтные ситуации, набор карточек-плакатов
5. Использованная литература:
- Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М: Трикста, 2005.
- Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: Сова, 1993.
- Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! – М., 2001.
- Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. – М., 2001.
6. Подробный ход урока:
I. Приветствие.
II. Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.
Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «толерантность», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
III. Ход занятия.
Учащиеся садятся по группам.
Просим вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт:
Положительно. |
Не знаю. |
Отрицательно. |
Психолог. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
(По ходу рассказа на экране появляется модель конфликта.)
МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.
Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему «Функции конфликта».
Учащиеся дополняют схему и проверяют ее.
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Позитивные |
Негативные |
1. Познание друг друга |
1. ______________________ |
2 .__________________ |
2. Социальная пассивность |
3. __________________ |
3.Снижение качества деятельности |
4. Развитие личности |
4. Депрессия. Угроза здоровью |
5. Ослабление психической напряженности |
5. Ощущение насилия, давления |
6. Повышение авторитета, самооценки |
6. ________________________ |
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
Конструктивное |
Деструктивное |
1. Юмор 2. Уступка 3. Компромисс 4. Сотрудничество 5. Осознание позиций сторон |
6. Угрозы, насилие 7. Грубость, унижение 8. Переход на личности 9. Уход от решения проблемы 10. Разрыв отношений |
Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.
На доске демонстрируется схема «Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений».
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА И ОТНОШЕНИЙ.
Обратите внимание, что от вас самих зависят ваши отношения с окружающими, а значит и ваше настроение. К счастью, мы живем в XXI, а не в каменном веке.
IV. Подведение итогов.
Беседа:
- Что нового для себя вы узнали сегодня?
- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Психолог. В завершении нашего занятия я предлагаю вам, если ваше мнение о конфликте изменилось, пересесть.
Урок №2
1. Тема: Эмоциональное отношение к выбору профессии
2. Цели и задачи:
- осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор;
- с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к выбору профессии;
- обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии.
3. Структура (план):
- Введение
- Основная часть
- Подведение итогов, заключение
4. Оборудование (приборы, наглядные пособия, ТСО):
бумага формата А 4, маркеры, фломастеры, карандаши
5. Использованная литература:
- Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96с.
- Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис, 2001. - 256с.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2004. - 125с.
6. Подробный ход урока:
1. Введение
Педагог: Ребята, выбор требует, прежде всего, знаний о себе самом, о мире профессий, а так же умений, основанных на знаниях. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на эмоциях. При оценке профессии мы говорим и своего действия «нравится – не нравится», «хочется - не хочется», «плохо – хорошо». Часто бывает, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем. Поэтому осознавать свои эмоции очень важно. Только на основе сознания мы можем их контролировать и изменять в случае необходимости. Такова тема нашей сегодняшней встречи.
Прежде, чем мы приступим к разбору темы, я предлагаю вам немного отдохнуть после учебного дня.
Психогимнастика «Доброе тепло».
Инструкция: Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.
А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.
Принятие правил работы.
Педагог: Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вспомним правила нашего круга: доброжелательность, искренность, я-высказывание, за пределами нашего круг я могу говорить только о своих ощущениях, впечатлениях, не обсуждая других участников.
2. Основная часть
Упражнение «Самая, самая профессия».
Инструкция: «Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствую данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми - самыми денежными?»
- самая зеленая профессия
- самая денежная профессия
- самая сладкая профессия
- самая смешная профессия
- самая серьезная профессия
Участники дают свои варианты ответов.
Упражнение «Проективный рисунок».
Инструкция: «Нарисуйте эмоции, мысли, которые возникают, когда вы думаете о вашей будущей профессии».
Педагог: предлагает положить свои рисунки в круг, встать и обойти рисунки других участников. Подумать над вопросами:
- Что из нарисованного ближе его автору?
- Что позволяет сделать такой вывод?
Далее участники группы высказываются в круг.
Таким образом, члены группы получит обратную связь от каждого участника группы и сможет сопоставить свое мнение большого количества людей о своем отношении к выбору.
Психогимнастика «Дотянись до звезды».
Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).
А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту а может быть она напомнила вам о минутах счастья, радости и вдохновения.
Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, какая она, запомните какой свет она излучает.
А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг.
3. Заключение
Обратная связь участников группы:
- Что для вас было сегодня полезным?
- Что вы узнали нового?
Психогимнастика «Спасибо за приятный день».
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает его руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит «Спасибо за приятный день!». Когда к группе присоединится последний человек, замкнем круг и завершим церемонию безмолвным крепким пожатием рук. Этим и завершается наше занятие.
4. СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Предмет Русский язык класс 10 «а»
Педагог: Шаляпина Ольга Николаевна
1. Тема: Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера.
2. Вид занятия: повторение пройденного материала, систематизация знаний.
3. Цели: Повторить сведения об особенностях описания; систематизировать знания об описательном типе речи.
4. Организационное начало:
- Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).
- Расширение «вербального облака» смысла словосочетания «зимний лес».
- «Вбирание» впечатлений через зрительный канал восприятия.
5. Содержание и методика повторения:
- Этап конструирования.
- Этап демонстрации (предъявление текстов).
- Организующее ядро.
- Этап актуализации имеющихся знаний.
У.: Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.
Высказывания учащихся.
У.: Сравните ваши высказывания с планом на доске. Это круг вопросов сегодняшнего урока.
Открывается запись на доске: Функционально-смысловые типы речи. Описание.
1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.
2. Виды текстов-описаний.
3. Особенности текстов-описаний:
3.1. композиционные;
3.2. лексические;
3.3. морфологические;
3.4. синтаксические.
6. Содержание и методика нового материала. Методы (приемы) обучения, последовательность их применения.
- Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).
7. Оценка научности и доступности изложения: материал не представляет трудности для усвоения и запоминания, ученики, которые хорошо знают данный материал, легко ориентируются.
8. Оценка применения демонстрационного эксперимента: соответствие программе, качество проведения и объяснение: наглядный и устный материал соответствует программе обучения, качество объяснений и проведение урока достаточно высоки.
9. Оценка основного содержания занятия:
- соответствие материала программе +
- воспитательный, включая мировоззренческий, аспект +
- реализация связи материала с жизнью +
- использование наглядно-стимульного материала +
10. Оценка активности обучающихся: какие приемы активизации были использованы.
11. Формы опроса, качество опроса (глубина и объем оцениваемых знаний), соответствие оценок знаниям обучающихся.
12. Оценка структуры занятия: занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает современным требованиям, на первоначальном этапе используется мотивация учащихся, дальше занятия стоиться по схеме: повторение – актуализация знаний – знакомство с новым материалом – закрепление материала – подведение итогов: рефлексия.
13. Оценка взаимоотношений педагога и обучающихся:
- Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса;
- Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития детей;
- Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному;
- Умение предусмотреть возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы;
- Рациональное распределение различных видов деятельности по времени
Карта анализа деятельности педагога
Уровень знаний педагога |
|||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Общая культура |
+ |
||||
Знание базовой программы |
+ |
||||
Знание педагогических технологий и инноваций |
+ |
||||
Знание диагностических методик |
+ |
||||
Знание индивидуальных особенностей воспитанников |
+ |
||||
Гностические умения |
|||||
Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования. |
+ |
||||
Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег |
+ |
||||
Умение добывать знания из собственной педагогической практики |
+ |
||||
Умение изучать личность каждого воспитанника и способности группы детей для выявления уровня их развития |
+ |
||||
Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. |
+ |
||||
Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать |
+ |
||||
Проектировочные умения |
|||||
Планирование системы воспитательно-образовательной работы |
+ |
||||
Планирование работы с детьми с учетом результатов диагностики |
+ |
||||
Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы |
+ |
||||
Умение создавать наглядные пособия, атрибуты и игры в соответствие с возрастными задачами. |
+ |
||||
Конструктивные умения |
|||||
Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса |
+ |
||||
Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития детей. |
+ |
||||
Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному. |
+ |
||||
Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. |
+ |
||||
Умение предусмотреть возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. |
+ |
||||
Рациональное распределение различных видов деятельности по времени. |
+ |
||||
Организаторские умения |
|||||
Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач. |
+ |
||||
Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. |
+ |
||||
Умение организовать деятельность родителей, включить их в педагогический процесс. |
+ |
||||
Коммуникативные умения |
|||||
Умение устанавливать контакты с детьми. |
+ |
||||
Умение устанавливать контакты с коллегами. |
+ |
||||
Умение устанавливать контакты с родителями группы. |
+ |
||||
Умение раскрывать систему перспективных линий развития каждого ребенка, внушать уверенность в успехе |
+ |
||||
Умение строить отношения в педагогическом коллективе |
+ |
||||
Предотвращение и разрешение конфликтов |
+ |
||||
Характер |
|||||
Уравновешенность |
+ |
||||
Инициативность |
+ |
||||
Требовательность |
+ |
||||
Справедливость |
+ |
||||
Чуткость |
+ |
||||
Терпеливость |
+ |
||||
Чувство такта |
+ |
||||
Чувство юмора |
+ |
||||
Общительность |
+ |
||||
Жизнерадостность, оптимизм |
+ |
||||
Доброжелательность |
+ |
||||
Искренность |
+ |
||||
Способности |
|||||
Ясность и критичность ума, изобретательность |
+ |
||||
Развитое воображение |
+ |
||||
Целенаправленная память |
+ |
||||
Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция |
+ |
||||
Наблюдательность, внимание |
+ |
||||
Артистические способности |
+ |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.
2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: Трикста, 2005.
4. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
5. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2004. - 125с.
7. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: Сова, 1993.
8. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис, 2001. - 256с.
9. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! – М., 2001.
10. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. – М., 2001.
11. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96с.