Содержание
Тема 1. Исследование педагогической деятельности преподавателя и его профессионального мастерства. 3
Тема 2. Методика изучения педагогической деятельности преподавателя (учителя) 5
Тема 3. Подготовка и проведение семинара. 7
Тема 4. Воспитательная работа в учебном заведении. 14
Тема 5. Изучение и обобщение различных видов проведения занятий практикантами. 17
Тема 1. Исследование педагогической деятельности преподавателя и его профессионального мастерства
Задание 1. Изучить содержание видов педагогической деятельности преподавателя и перечислить литературные источники, в которых дана их характеристика.
1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.
2. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
4. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.
5. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.
Задание 2. Дайте краткую характеристику педагога, чью деятельность и опыт Вы будете исследовать. Чем обусловлен выбор Вами именно этого преподавателя?
Веремейко Наталья Николаевна, педагог-психолог, высшее психолого-педагогическое образование, стаж работы – 16 лет.
Выбор данного преподавателя обусловлен тем, что данный педагог имеет достаточно большой опыт работы, находит общий язык с учениками и коллегами, может помочь и скорректировать практическую работу.
Задание 3. Дайте характеристику организаторской деятельности преподавателя.
- Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач.
- Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
- Умение организовать деятельность родителей, включить их в педагогический процесс
Задание 4. Охарактеризуйте информационно-объяснительную деятельность педагога.
- Умение раскрывать систему перспективных линий развития каждого ребенка, внушать уверенность в успехе.
- Умение строить отношения в педагогическом коллективе.
- Предотвращение и разрешение конфликтов.
Задание 5. Оцените коммуникативно-стимулирующую деятельность преподавателя.
- Умение устанавливать контакты с детьми.
- Умение устанавливать контакты с коллегами.
- Умение устанавливать контакты с родителями.
Задание 6. Определите ступень профессионального роста педагога, деятельность которого Вы изучаете, и охарактеризуйте, как она проявляется практически.
- Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования. - Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег - Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. - Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать |
Тема 2. Методика изучения педагогической деятельности преподавателя (учителя)
Задание 1. Дайте краткую характеристику методов, которые Вы планируете применить при изучении деятельности педагога.
- Наблюдение проведения занятий;
- наблюдение за профессиональной деятельностью педагога;
- наблюдение за деятельностью детей на занятиях у данного педагога;
- наблюдение и анализ деятельности педагога при работе с родителями и коллегами.
Задание 2. Подготовьте таблицу для проведения наблюдения в соответствии с выделенными Вами критериями.
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Гностические умения |
|||||
Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования. |
+ |
||||
Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег |
+ |
||||
Умение добывать знания из собственной педагогической практики |
+ |
||||
Умение изучать личность каждого воспитанника и способности группы детей для выявления уровня их развития |
+ |
||||
Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. |
+ |
||||
Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать |
+ |
||||
Проектировочные умения |
|||||
Планирование системы воспитательно-образовательной работы |
+ |
||||
Планирование работы с детьми с учетом результатов диагностики |
+ |
||||
Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы |
+ |
||||
Умение создавать наглядны пособия, атрибуты и игры в соответствие с возрастными задачами. |
+ |
||||
Конструктивные умения |
|||||
Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса |
+ |
||||
Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития детей. |
+ |
||||
Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному. |
+ |
||||
Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. |
+ |
||||
Умение предусмотреть возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. |
+ |
||||
Рациональное распределение различных видов деятельности по времени. |
+ |
||||
Организаторские умения |
|||||
Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач. |
+ |
||||
Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. |
+ |
||||
Умение организовать деятельность родителей, включить их в педагогический процесс. |
+ |
||||
Коммуникативные умения |
|||||
Умение устанавливать контакты с детьми. |
+ |
||||
Умение устанавливать контакты с коллегами. |
+ |
||||
Умение устанавливать контакты с родителями группы. |
+ |
||||
Умение раскрывать систему перспективных линий развития каждого ребенка, внушать уверенность в успехе |
+ |
||||
Умение строить отношения в педагогическом коллективе |
+ |
||||
Предотвращение и разрешение конфликтов |
+ |
Задание 3. После того как Вы посетили занятие, проанализируйте результаты своего наблюдения и напишите общие выводы.
В процессе занятия педагог легко находит общий язык с детьми, привлекает и удерживает внимание учащихся в ходе урока. Не заостряет внимание на негативных моментах, которые имеют место, а старается привлечь учеников к практической деятельности, активизировать их знания.
Задание 4. В какой форме Вы сообщили бы результаты своего наблюдения преподавателю, проводившему занятие?
В форме таблицы, в которой отмечались (например, по пятибалльной шкале) бы различные стороны деятельности педагога во время занятия. Подобная таблица представлена выше в задании 2.
Тема 3. Подготовка и проведение семинара
Задание 1. Составьте план и график вашей подготовки к проведению такого семинара.
Тема семинара: Конфликты и возможные пути преодоления
№ п/п |
Содержание работы |
Время, необходимое для ее выполнения |
1 |
Поиск и изучение литературы |
5 – 6 часов |
2 |
Выбор докладчиков, раздача материала |
1 – 2 часа |
3 |
Составление плана семинара |
1 час |
4 |
Изучение возможных вопросов |
3 часа |
5 |
Подготовка текста доклада |
3 часа |
6 |
Подготовка дополнительных вопросов по теме |
2 часа |
Задание 2. Перечислите, какая научная и методическая литература необходима для того, чтобы хорошо подготовиться к проведению семинара.
1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М: Трикста, 2005.
3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: Сова, 1993.
4. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! – М., 2001.
5. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. – М., 2001.
Задание 3. Сформулируйте цели проведения семинара в такой форме.
- формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.
- определить понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт»;
- рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;
- на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
Задание 4. Дайте характеристику группе (классу) и оцените возможность учащихся работать на занятии в предложенной Вами форме.
Уровень сформированных знаний позволяет ученикам 9 – 10 классов оценить значимость проблемы и рассмотреть ее с различных точек зрения. Форма семинара наиболее эффективна тогда, когда тема представляет интерес для учащихся, так как наличие докладчиков не всегда способствует полноценной работе всего класса (или части класса).
Задание 5. Какие трудности, на Ваш взгляд, могут возникнуть в ходе семинара? Как их предотвратить?
Как правило, основные трудности, которые могут возникнуть в ходе семинара, связаны с потерей интереса к рассматриваемой проблеме, поэтому основные пути удержания внимания учащихся – привлечение к обсуждаемой теме как можно большего количества учеников.
Задание 6. Составьте план семинара и график его проведения по времени.
№ п/п |
План семинара |
Время |
1 |
Приветствие |
3 мин. |
2 |
Актуализация знаний и постановка целей и задач |
5 мин. |
3 |
Выступление 1 докладчика |
5 мин. |
4 |
Обобщение сказанного 1 докладчиком |
1 мин. |
5 |
Вопросы к 1 докладчику |
3 мин. |
6 |
Выступление 2 докладчика |
5 мин. |
7 |
Обобщение сказанного 2 докладчиком |
1 мин. |
8 |
Вопросы ко 2 докладчику |
3 мин. |
9 |
Обобщение, выводы по теме |
10 мин. |
10 |
Подведение итогов |
5 мин. |
Задание 7. Какие задачи Вы как психолог-преподаватель должны решать на каждом этапе проведения семинара и какими методическими средствами это должно достигаться? Приведите примеры, конкретного использования этих приемов на материале данного семинара.
№ п/п |
Этапы проведения семинара |
Задачи |
Методические приемы |
Конкретные примеры |
1 |
Актуализация знаний и постановка целей и задач |
Привлечь внимание учеников к затрагиваемо проблеме |
Сообщение темы семинара и его актуальность |
конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями |
2 |
Обобщение сказанного докладчиком |
Подведение промежуточных итогов |
Обобщение и интерпретация понятий |
Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. |
3 |
Подведение итогов |
Закрепление материала |
Повторение вопросов, выявление запомнившихся знаний |
Что нового для себя вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше мнение о конфликте? |
Задание 8. С помощью каких приемов можно стимулировать активность работы внутри подгруппы на этапе генерации идей?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
для возникновения и поддержания произвольного внимания на уроке необходимы следующие условия:
- постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
- использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал;
- осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
Задание 9. Какие приемы можно использовать, чтобы побудить учащихся задавать вопросы докладчику?
- Особенности воздействующих раздражителей: новизна, сила, изменения в них;
- наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.
Задание 10. Проанализируйте результаты проведения семинара согласно приведенной ниже таблице.
Этапы |
Положительные моменты |
Слабые стороны |
Выводы |
Подготовки к семинару |
Умение работать с литературой |
Недостаточные данные по статистике |
|
Проведение семинара |
Глубокая проработка вопросов докладчиками; заинтересованность проблемой со стороны учащихся; ослабление внимание у некоторых учеников ко второй половине занятия. |
На семинаре вопросы задавались только частью учеников, другая часть была незаинтересована в проблеме |
Постараться привлечь как можно большее число выступающих, разбить одну тему на несколько человек. |
Задание 11. Какие сильные и слабые стороны Вы обнаружили в себе как будущем психологе во время подготовки и проведения семинара?
Недостаточное умение правильно организовать работу в классе, то есть часть учащихся осталась как бы в стороне от обсуждаемых проблем. Нехватка опыта в работе с большой группой учеников.
Сильная сторона – умение находить общий язык с учениками и другими педагогами.
Задание 12. Что необходимо сделать, чтобы избавиться от тех недостатков, которые Вы заметили в себе?
В первую очередь, понять, как необходимо организовывать работу, чтобы не оставалось учеников «в стороне». Во-вторых – набираться опыта преподавания на практике.
Задание 13. Заполните таблицу самооценки Вашей деятельности на семинаре. Оценка может быть сделана в пятибалльной шкале.
№ п/п |
Содержательный план |
Оценка |
Коммуникативный план |
Оценка |
Личностный, подтекст |
Оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Соответствие научным представлениям |
4 |
Установление контакта с обучаемыми |
5 |
Умение создать доброжелатель-ную атмосферу |
3 |
2 |
Логичность изложения |
4 |
Умение задавать вопросы |
5 |
Провоцирование негативных эмоций |
4 |
3 |
Доказательность (аргументированность) |
3 |
Использование техник активного слушания |
4 |
Умение управлять своими эмоциями |
4 |
4 |
Образность |
3 |
Адекватность невербальных реакций |
4 |
Эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию, степень эмпатии) |
|
5 |
Использование конкретных примеров для подтверждения теоретических положений |
4 |
Умение гибко менять дистанцию взаимодействия |
5 |
||
6 |
Умение снять конфликтное напряжение |
4 |
||||
7 |
Выход из контакта - завершение занятия |
4 |
||||
8 |
Оценка выраженности партнерского поведения |
5 |
||||
9 |
Наличие слов - «паразитов» |
4 |
Задание 14. Подведите общий итог проведения семинара.
Можно говорить о том, что семинар прошел успешно, так как докладчики хорошо подготовили не только материал, который преподносили ученикам, но и могли ответить на любые возникающие вопросы. Но необходимо отметить и тот факт, что не все ученики принимали активное участие в обсуждении, как негативный элемент можно отметить и недостаточный опыт проведения подобных семинаров.
Тема 4. Воспитательная работа в учебном заведении
Задание 1. Назовите основные руководящие документы, в соответствии с требованиями которых организуется воспитательный процесс в учебных заведениях.
Основными целями деятельности Школы является формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, с учетом здоровьесберегающих технологий, осуществление медицинской деятельности (при наличии лицензии) в соответствии с реализацией модели «Школы Здоровья», их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, развитие и совершенствование образовательного процесса, материально-технической базы, осуществление дополнительных мер социальной поддержки обучающихся и работников Учреждения.
1. Постановление Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 76
2. Постановление
Правительства РФ от 14 февраля
3. Приказ № 119 от 09.03.2005.
4. Приказ № 123 от 09.03.2005.
5. Письмо Рособразования от 17.03.2006 № 3193/12-14.
6. Устав МОУ СОШ № 33
Задание 2. Изучите организацию воспитательной работы в учебном заведении (по месту прохождения практики) и назовите основные мероприятия, составляющие ее содержание.
Воспитание — социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Таким образом, мероприятия, направленные на воспитание: уроки, занятия, беседы, семинары, различные досуговые мероприятия.
Задание 3. Поприсутствуйте на одном из воспитательных мероприятий и дайте его характеристику.
Внеклассное мероприятие по истории.
Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 годов.
Цели и задачи:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;
- развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Задание 4. Проведите не менее двух воспитательных мероприятий (информацию, беседу, диспут и др.) и изложите его название, тему и план.
1. Психологическая игра.
Цели:
- способствовать сплочению участников;
- приобрести опыт в публичном одобрении другого;
- осознать собственную реакцию на признание со стороны других.
Этапы игры:
- Разминка.
- Создание визитной карточки.
- Общение друг с другом.
- Работа в парах.
- Представление своего партнёра.
- Оформление портрета.
- Обсуждение игры.
2. Внеклассное занятие
Тема: Выбор профессии
Цели:
- Ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности.
- Показать ребятам как влияют способности на успех в профессиональной сфере.
- Способствовать созданию условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда.
Занятие предусматривает обязательный ритуал приветствия в начале занятия и получение «обратной связи» в конце занятия. Дидактический материал (тесты, картины, плакаты, таблицы, аудиовизуальные средства обучения и т.д.).
Задание 5. Вести систематическое наблюдение за одним из обучаемых в целях составления его психологической характеристики. Изложить выводы этой характеристики.
Найденов А. В беседе вял, формален. Выполняет предложенные задания без должного интереса. Не обнаруживает эмоциональной реакции на успех и неуспех в работе.
Вместе с тем при выполнении экспериментальных заданий наблюдаются такие периоды, когда он как бы «перестает думать» (сидит молча, прекратив выполнение задания). Требуется вмешательство, чтобы вернуть его к прерванной деятельности.
Визуальные наблюдения показали, что периоды «затишья» сменяются бурными проявлениями эмоций.
Тема 5. Изучение и обобщение различных видов проведения занятий практикантами
Задание 1. Перечислите темы, виды занятий, на которых Вы присутствовали в период прохождения практики.
1. Предмет: Русский язык
Тема: Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера.
2. Предмет: Психология
Тема: Волшебные средства понимания
3. Предмет: Психология
Тема: Я - хороший, я - плохой
4. Предмет: Психология
Тема: В мире профессий
5. Предмет: Литература
Тема: Герои произведений Ф.М.Достоевского в поисках смысла
Задание 2. Посетите занятия (занятие), проводимые Вашими коллегами, и дайте оценку методике их проведения, отметьте положительные стороны и недостатки.
В школе работает высокопрофессиональный состав педагогов, поэтому занятия и внеклассные мероприятия, проводимые преподавателями, заслуживают высокой оценки.
На различных занятиях педагоги используют методики, которые актуальны для определенного класса и определенного предмета. Различные способы привлечения внимания учениками также интересны у разных преподавателей.
Задание 3. На основе анализа занятий, на которых Вы присутствовали, выделите методические приемы, которые Вы можете использовать в своей практической деятельности.
- Показательный метод обучения: 1) показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; 2) показывается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; 3) показываются способы решения практической проблемы.
- Диалогический метод: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу
- Исследовательский метод: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)