Содержание
Введение. 3
1. Система лицензирования в Российской Федерации. 5
2. Лицензирование кредитных организаций. 12
2.1. Признаки банковских и небанковских кредитных организаций. 12
2.2. Понятие и виды банковских лицензий. 16
3. Лицензирование банковских операций. 21
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение
Рынок ценных бумаг - явление в России сравнительно новое, для большинства населения малопонятное. И это неудивительно, ведь в то время, когда другие страны накапливали опыт практической работы с ценными бумагами и оттачивали экономические отношения, мы довольствовались только тем, что предлагало нам государство, часто не понимая, для чего вообще могут быть нужны ценные бумаги. Возможно, поэтому ценные бумаги с таким трудом входят сейчас в жизнь общества. Многим нашим соотечественникам не только ценные бумаги, но и кредитные карточки, которые давно стали привычными во всех развитых странах, представляются чем-то ненадежным. Такое восприятие вполне естественно. Государство часто обманывало своих граждан, наполняя рынок облигациями, которые нельзя было ни продать, ни обменять, ни заложить. Например, облигации 2-процентного займа развития народного хозяйства СССР, распространенные после войны, удалось обменять на рубли лишь через полвека, когда они значительно обесценились. Преодолению негативного отношения к рынку ценных бумаг не способствуют многолетняя нестабильная экономическая ситуация в стране, частые финансовые «встряски»[1].
В последнее время объектом пристального внимания и изучения является предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам нормативных документов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим особое беспокойство вызывает, в частности, то, что нормативные акты некоторых субъектов федерации, касающиеся вексельного обращения, противоречат федеральному законодательству, а органы власти субъектов федерации чаще всего используют вексельное обращение для того, чтобы справиться с возникающими трудностями при пополнении доходной части бюджета. Выпущенные в таких случаях ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, порой превышают по объему доходную часть бюджета территорий. Экономически необоснованный выпуск долговых обязательств влечет за собой обращение взыскания на средства бюджета субъекта федерации, а также федерального бюджета Российской Федерации.
ФКЦБ делегировала Национальной ассоциации участников фондового рынка право получать и отбирать заявки кандидатов и затем рекомендовать ФКЦБ как органу, который выдает лицензии, одобрить заявление. Членство в саморегулируемой организации - необходимое условие получения лицензии. Но, став ее обладателями, профессиональные участники могут покинуть саморегулируемую организацию, поскольку за членство взимается плата и необходимо соблюдать повышенные по сравнению с нормами ФКЦБ стандарты.
Чтобы рынок ценных бумаг эффективно заработал, недостаточно внесения отдельных поправок в действующее законодательство. Необходима широкомасштабная система государственных мер, которая включала бы и активизацию контролирующих органов, и совершенствование законодательной базы. Материалы прокурорской практики свидетельствуют о том, что определяющую роль здесь играет деятельность ФКЦБ. Думается, что Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг следовало бы сосредоточить внимание, прежде всего на системной разработке проектов, обеспечивающих динамичное развитие рынка ценных бумаг, повышении профессиональной квалификации специалистов и персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов и инвесторов.
Цель данной работы – рассмотреть лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Задачи:
- рассмотреть систему лицензирования в РФ;
- выявить особенности лицензирования кредитных организаций;
- выявить особенности лицензирования банковских операций.
1. Система лицензирования в Российской Федерации
Государственный аппарат имеет множество способов прямо или косвенно влиять на развитие экономических отношений, нет такой страны во всем мире, где существовал бы полностью неуправляемый, свободный рынок.
Государственное регулирование является средством реализации общественных интересов, определяющим экономическую политику данной страны.
Лицензирование, среди множества других, является одним из средств государственного управления экономикой, это прямой административно-правовой метод воздействия на экономическую систему.
По мнению Савостина А.А., лицензирование, как и квотирование, и предоставление льгот в той или иной сфере экономической деятельности отдельным субъектам, «нельзя назвать вполне соответствующим рыночной экономике»[2]. В подтверждение своей позиции он приводит данные о том, что на начальном этапе рыночных преобразований в Российской Федерации более 70 % экспорта было подвержено квотированию и лицензированию, что приводило к различным злоупотреблениям. Однако, если не вводить лицензирования, злоупотреблений может быть столько же, если не еще больше.
В Российской Федерации действует лицензионно-разрешительная система. Анисимов Н.Н. считает, что «лицензионно-разрешительная деятельность органов государственной власти в целом направлена на обеспечение безопасности и общественного порядка»[3].
Лицензирование какой-либо деятельности представляет собой выдачу государством разрешения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на ее ведение в том случае, если их подготовленность соответствует особым установленным нормам и правилам для ведения такой деятельности. При этом они сами берут на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специально установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет им право вести эту деятельность.
С позиции государственных интересов основной целью применения лицензирования должно быть обеспечение защиты прав граждан от недобросовестного предпринимателя в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения особых условий его ведения. То есть, данный способ государственного регулирования должен обеспечивать определенный уровень «чистоты» и «прозрачности» участников конкретного бизнеса, осуществление которого без соблюдения определенных правил опасно, так как может привести к нарушению прав многих граждан.
Согласно статьи 49 Гражданского кодекса РФ лицензия определяется как специальное разрешение, только на основании которого юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых утверждается законом. Право на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия[4].
Основополагающим нормативным актом в области лицензирования в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[5] от 25 сентября 1998 года.
В ст.1 его определяется, что лицензирование проводится в целях защиты прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для установления правовых основ единого рынка. Действие настоящего закона распространяется на все виды деятельности, за исключением внешнеторговой и таможенной деятельности, деятельности по охране окружающей среды, а также связанной с использованием природных ресурсов и результатов интеллектуальной деятельности. Их регулирование установлено другими федеральными законами.
В данном нормативно-правовом акте даются понятия лицензии, лицензируемого вида деятельности, лицензирующего органа, соискателя лицензии и другие. Так, лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. То есть, из самого определения данного в законе, вытекает разрешительный характер лицензии.
В соответствии со ст.7 закона, лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдается федеральными органами власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации без каких либо изъятий, тогда как в случае, когда лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, такая деятельность может осуществляться только на территории данного субъекта, и лишь при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ, - и на их территории.
При выдаче лицензии предъявляются требования о соблюдении экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Дополнительно могут включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта (здание, сооружение, оборудование, технические средства и т.д.), в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Перечень документов, которые должны быть представлены для получения лицензии дается в законе и является исчерпывающим. Это означает, что требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Необходимо обратить внимание, что основанием для отказа в выдаче лицензии может быть только наличие в документах, представленных на рассмотрение, недостоверной или искаженной информации, а также несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Оценка целесообразности ведения соответствующей деятельности государственными органами при выдаче лицензии и прочие подобные вопросы в данном случае не могут иметь место. Это будет явным нарушением закона. Эти положения закреплены на федеральном уровне в силу их крайней важности. Это позволяет избежать злоупотреблений на уровне местных властей и чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы.
Действие лицензии может быть приостановлено только в случаях выявления органами государственной власти таких нарушений требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства, а также невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих его устранить выявленные нарушения. Решение о приостановлении лицензии может быть обжаловано в обычном порядке, то есть как в судебном, так и административном.
Аннулирование лицензии возможно только по решению суда. Это позволяет осуществлять своего рода «надзор» за деятельностью государственных органов, связанной с прекращением лицензии.
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»[6] при лицензировании применяются следующие основные понятия: лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с вышеназванным Федеральным законом; лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с вышеназванным Федеральным законом;
лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности; соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 08.08.2001 № 128-ФЗ) устранил ряд очевидных недостатков действующей в России системы лицензирования, а также максимально реализовал требования Гражданского кодекса РФ. Этот Закон:
- установил соблюдение на всей территории России единых основополагающих принципов осуществления лицензирования, определяющих единую государственную политику в области лицензирования отдельных видов деятельности;
- значительно сократил число лицензируемых видов деятельности и возможности его дальнейшего расширения (установил единство этого перечня);
- определил полномочия Правительства РФ, которые направлены на поддержание единых правил лицензирования на всей территории Российской Федерации, и, соответственно, обеспечение единства общего экономического пространства;
- уточнил порядок установления лицензионных требований и условий;
- уточнил права лицензирующих органов в сфере контроля за деятельностью лицензиатов, сузил их компетенцию и разделил ее с компетенцией других контрольно-надзорных органов.
В целях реализации положений Федерального закона РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» было принято Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[7]. Этим постановлением:
- утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование;
- утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих положения о лицензировании этих видов деятельности;
- установлен порядок уведомления лицензирующего органа субъекта РФ об осуществлении деятельности лицензиатом, получившим лицензию в ином субъекте РФ;
- возложено методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов положений о лицензировании отдельных видов деятельности на Министерство экономического развития и торговли РФ.
2. Лицензирование кредитных организаций
2.1. Признаки банковских и небанковских кредитных организаций
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»[8] кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Основными признаками кредитной организации являются следующие:
1. Кредитная организация является коммерческим юридическим лицом. Этот вывод следует из указания законодателя на основную цель деятельности кредитной организации — извлечение прибыли;
2. Кредитная организация может быть создана только в строго определенной законом организационно-правовой форме - хозяйственного общества. В соответствии с ГК РФ к хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество;
3. Кредитная организация осуществляет только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность;
4. Право осуществлять банковскую деятельность возникает у кредитной организации только после получения специального разрешения (лицензии) Банка России;
5. Кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности, то есть государственной, частной и иных форм собственности;
6. Кредитная организация является элементом банковской системы РФ.
Эти признаки являются общими для всех кредитных организаций.
Существует две разновидности кредитных организаций - банковские кредитные организации (банки) и небанковские кредитные организации.
Принципиальное отличие банковской кредитной организации от небанковской состоит в следующем. Только банковская кредитная организация имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
В настоящее время российскому законодательству известно три вида небанковских кредитных организаций.
1. Расчетные небанковские кредитные организации.
2. Небанковские кредитные организации инкассации.
3. Депозитно-кредитные небанковские кредитные организации.
В соответствии с Приказом ЦБ РФ «О введении в действие положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации»[9] расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие банковские операции:
1. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
2. осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Небанковские кредитные организации могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле — продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами. В рамках, предоставленных лицензией Банка России, расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять предусмотренные их уставом операции в национальной валюте РФ и иностранной валюте.
Временно свободные денежные средства расчетные небанковские кредитные организации вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги Федерального Правительства, отнесенные Банком России к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.
Деятельность расчетных небанковских кредитных организаций должна соответствовать установленным для них экономическим нормативам Банка России.
Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять банковскую операцию инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением, главным образом, операционных рисков, некоторые требования по регулированию их деятельности, в частности минимальной величине уставного капитала, для организаций инкассации не устанавливаются.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ «О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности»[10] инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов должна быть обеспечена надежной охраной. Охрана может осуществляться организацией, специализирующейся на предоставлении такого рода услуг, на основании соответствующего договора с небанковской кредитной организацией, либо собственной службой безопасности небанковской кредитной организации.
Небанковские депозитив-кредитные организации действуют на основании Положения Банка России «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции»[11].
Небанковские депозитив-кредитные организации вправе осуществлять следующие банковские операции и сделки в валюте РФ и, при наличии соответствующей лицензии, в иностранной валюте:
1. привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
2. размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
3. купля-продажа иностранной валюты исключительно в безналичной форме и исключительно от своего имени и за свой счет;
4. выдача банковских гарантий;
5. все сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в том числе с ценными бумагами в соответствии с требованиями федеральных законов).
2.2. Понятие и виды банковских лицензий
Банковская лицензия - это специальное разрешение Банка России на осуществление банковских операций в форме официального документа без ограничения срока действия.
Банковские лицензии можно условно разделить на две группы:
- лицензии, выдаваемые вновь созданной кредитной организации;
- лицензии, выдаваемые уже существующей кредитной организации по ее заявлению для расширения круга совершаемых ею операций.
Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк имеет право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
Небанковским кредитным организациям (НКО) могут быть выданы следующие виды лицензий:
- для расчетных НКО - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте;
- для организаций инкассации — лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
Для расширения своей деятельности кредитная организация может получить дополнительные лицензии. Правом на получение дополнительных лицензий обладает кредитная организация, которая:
- в течение последних 6 месяцев является финансово устойчивой;
- выполняет обязательные резервные и квалификационные требования Банка России;
- не имеет задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- имеет соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля;
- соблюдает технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций[12].
Виды лицензий, выдаваемых банку для расширения своей деятельности:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии такой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она может быть выдана одновременно с первой лицензией;
- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Она может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций или при наличии этой лицензии;
- генеральная лицензия - выдается банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру уставного капитала. При этом наличие лицензии, дающей право осуществлять операции с драгоценными металлами, не является обязательным условием для получения генеральной лицензии.
Условием получения дополнительных лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также генеральной лицензии является функционирование на рынке не менее 2 лет с момента государственной регистрации.
Основания отзыва лицензии у коммерческого банка содержатся в ст. 20 закона «О банках и банковской деятельности». Их перечень исчерпывающий. Установлены случаи, когда ЦБ РФ может, и случаи, когда ЦБ РФ обязан отозвать лицензию коммерческого банка.
Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия. Это чисто формальное основание, допускающее, что при получении банком лицензии им были использованы документы, содержащие существенные ошибки, установление которых на момент процедуры создания банка могло существенно повлиять на ход процесса;
2. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; это основание создает возможность отслеживать появление банков-призраков, которые не стремятся осуществлять банковскую деятельность;
3. установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; здесь речь идет о сокрытии доходов;
4. задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6. неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О ЦБ РФ (Банке России)» (норма довольно расплывчатая, поскольку круг нормативных актов, указанный в ней, довольно обширный);
7. неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8. наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Следует также указать, что основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации или ликвидации банка, но это право есть у всех юридических лиц, а не только у банка.
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1. если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
2. если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации;
3. если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4. если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, не предусмотренным законом о банках, не допускается. Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.
Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована. Кредитные организации не имеют права осуществлять банковские операции без лицензии. Такое поведение влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления таких операций, а также взыскание штрафа в 2-кратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего банковские операции без лицензии[13].
3. Лицензирование банковских операций
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
При представлении документов, Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
При выдаче лицензии предъявляются требования о соблюдении экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Дополнительно могут включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта (здание, сооружение, оборудование, технические средства и т.д.), в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Перечень документов, которые должны быть представлены для получения лицензии дается в законе и является исчерпывающим. Это означает, что требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Необходимо обратить внимание, что основанием для отказа в выдаче лицензии может быть только наличие в документах, представленных на рассмотрение, недостоверной или искаженной информации, а также несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Оценка целесообразности ведения соответствующей деятельности государственными органами при выдаче лицензии и прочие подобные вопросы в данном случае не могут иметь место. Это будет явным нарушением закона. Эти положения закреплены на федеральном уровне в силу их крайней важности. Это позволяет избежать злоупотреблений на уровне местных властей и чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы.
Заключение
Постановлением Правительства РФ № 326 от 11 апреля 2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 17.11.2000 г.) утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также перечень тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, среди федеральных лицензирующих органов Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения России, Министерство культуры, Министерство налогов и сборов РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ и другие.
На Министерство экономики РФ возложено методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти проектов положений о лицензировании конкретных видов деятельности, которые необходимы для конкретизации порядка выдачи лицензий. Отсутствие соответствующих положений не должно ущемлять право юридических лиц и частных предпринимателей на получение лицензии.
В связи с важностью данного процесса в федеральных органах власти РФ ведется постоянная работа по совершенствованию законодательства о лицензировании. Это подтверждается принятием множества нормативных актов по данному вопросу.
Таким образом, коснувшись системы лицензирования, действующей в Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что она является мощным инструментом регулирования экономики страны. Огромное количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, свидетельствует о большой общественной значимости разрешительно-лицензионного порядка, действующего в России, необходимого для действенной охраны интересов граждан государства.
В большей степени это зависит от того нормативного материала, на котором строится вся наша лицензионная система.
Вопрос же о степени вмешательства государства в экономику страны остается открытым, его решение всегда будет сугубо субъективным. Совершенно уверенно можно сказать лишь то, что в любом случае лицензирование является необходимой деятельностью для всякого государства.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке , согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
2. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 03.02.96 г. с последующими изменениями)
3. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года (в ред. от 29.12.2000 г.)
4. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
5. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 135
6. Положение ЦБ РФ «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» от 21 сентября 2001 г. № 153-П
7. Приказ ЦБ РФ «О введении в действие положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» от 8 сентября 1997г. № 02-390
8. Указание ЦБ РФ «О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности» от 1 июня 1998 г. № 244-У
9. Анисимов Н.Н. Проблемы правового регулирования ответственности за нарушение лицензионно-разрешительного порядка. // Государство и право. – 2000. - № 9.
10. Банковское дело: Учебник. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
11. Звягинцев Д.А. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. // Законодательство. – 2001. - №1.
12. Олейник О. М. Основы банковского права: Курс лекций. – М.: Велби, Проспект, 2004.
13. Савостин А.А. Основные аспекты государственного регулирования экономических отношений. // Юрист. – 2000. - № 10.
[1] Звягинцев Д.А. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. // Законодательство. – 2001. - №1. – С.24-27.
[2] Савостин А.А. Основные аспекты государственного регулирования экономических отношений. // Юрист. – 2000. - № 10. – С.34.
[3] Анисимов Н.Н. Проблемы правового регулирования ответственности за нарушение лицензионно-разрешительного порядка. // Государство и право. – 2000. - № 9. – С.29-30.
[4] Гражданский кодекс РФ. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
[5] ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года (в редакции от 29.12.2000 г.)
[6] ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
[7] Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 135
[8] ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 03.02.96 г. с последующими изменениями)
[9] Приказ ЦБ РФ «О введении в действие положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» от 8 сентября 1997г. № 02-390
[10] Указание ЦБ РФ «О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности» от 1 июня 1998 г. № 244-У
[11] Положение ЦБ РФ «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» от 21 сентября 2001 г. № 153-П
[12] Банковское дело: Учебник. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С.42.
[13] Олейник О. М. Основы банковского права: Курс лекций. – М.: Велби, Проспект, 2004. – С.79.