Оглавление

Введение. 3

1. Функции финансов, их взаимосвязь……………………………………………..4

2. Типы финансовой политики государства. 7

3. Отрасли и формы страхования. Участники страховых отношений. 10

Заключение. 17

Задачи. 16

Список использованной литературы.. 20

Введение

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, финансовое регулирование экономических и социальных процессов, финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Данная работа призвана сформировать теоретический уровень и практическую направленность в будущей деятельности экономиста, бухгалтера.

Цель данной работы – формирование теоретической базы для понимания экономического механизма формирования и использования денежных фондов государства и организаций, определение признаков и функций финансов, формулирование целей и задач финансовой политики, разработки финансового механизма.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. дать характеристику функций финансов, их взаимосвязь;

2. рассмотреть типы финансовой политики государства;

3. изучить отрасли и формы страхования. Обозначить участников страховых отношений.

Для закрепления теоретической части необходимо решить задачи.

1. Функции финансов, их взаимосвязь

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1.       Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2.       Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

3.       Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4.       Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1.       Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ[1].

Государственные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов, через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

2.       Контрольная функция государственных и муниципальных Финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

▪            контроль за изменением финансовых показателей,  состоянием платежей и расчетов;

▪            контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1)       контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2)       контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3)       контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

2. Типы финансовой политики государства

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны[2]. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим, использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов[3].

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические нефинансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

При проведении финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Типы финансовой политики. Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

В 70-х годах в основу финансовой политики многих государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории[4]. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как такового, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.

3. Отрасли и формы страхования. Участники страховых отношений

 

Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в объеме страховой ответственности, степени риска и категориях страхователей однородные и взаимосвязанные понятия в области страхования подлежат классификации.

Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности. Соответственно по форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным.

 Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:

1. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи[5].

Закон обычно предусматривает:

- перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;                                                                             

- объем страховой ответственности;  

- уровень или нормы страхового обеспечения;

- порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;

- периодичность внесения страховых платежей;

- основные права страховщиков и страхователей.      

2. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов. Для этого страховые органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.

3. Автоматичность распространение обязательного страхования на объекты, указанные в законе. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о появлении в хозяйстве подлежащего страхованию объекта. Данное имущество автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации оно будет учтено, а страхователю предъявлены к уплате страховые взносы. Так, например, действующее законодательство устанавливает, что строения, принадлежащие гражданам, считаются застрахованными с момента установления на постоянное место и возведения крыши.

4. Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени.

5. Бессрочность обязательного страхования. Она действует в течение всего периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. Только бесхозное и ветхое имущество не подлежит страхованию. При переходе имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет силу только при гибели застрахованного имущества.

6.  Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект[6].

В РФ к сфере обязательного страхования относятся:

· Обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, строения, животные), гибель или повреждение которых затрагивает не только личные, но и общественные интересы;

· Государственное обязательное личное страхование должностных лиц таможенных органов РФ;

· Государственное обязательное страхование личности от риска, радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;

· Государственное обязательное страхование медицинских и научных работников на случай инфицирования СПИДом;

· Государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;

· Государственное обязательное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

· Государственное обязательное личное страхование сотрудников Государственной налоговой службы РФ;

· обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав гражданской авиации, горноспасательные отряды, полярники, взрывники, инкассаторы, испытатели новой техники и др.)[7].

Добровольная форма страхования построена на соблюдении следующих принципов:

1. Добровольное страхование действует в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты  и наиболее  общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

2. Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей. Страховщик не имеет права отказываться от страхования объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям страхования. Данный принцип гарантирует заключение договора страхования по первому (даже устному) требованию страхователя.

3. Выборочный охват добровольным страхованием, связанный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. Кроме того, по условиям страхования действуют ограничения для заключения договоров.

4. Добровольное страхование всегда ограниченно сроком страхования. При этом начало и окончание срока особо оговариваются в договоре, если страховой случай произошел в период страхования. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного перезаключения договоров на новый срок.

5. Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Вступление в силу договора добровольного страхования обусловлено уплатой разового или первого страхового взноса. Неуплата очередного взноса по долгосрочному страхованию влечет за собой прекращение действия договора.

Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя. По имущественному страхованию страхователь может определять размер страховой суммы в пределах страховой оценки имущества. По личному страхованию страховая сумма по договору устанавливается соглашением сторон.

Набор различных видов страхования, к которым может прибегнуть страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Виды страхования однородных объектов группируются в отрасли, составляющие основу классификации страхования. Становление страхового рынка, появление новых объектов страхования и рисков в сфере предпринимательства, внешнеэкономической деятельности, финансово-кредитных операций обусловливает выделение таких отраслей страхования, как имущественное, личное и страхование ответственности.

К основным участникам страховых отношений относятся:

Страховщиком может быть только российская компания. Для каждого вида страхования, которым страховщик собирается заниматься, он должен рассчитать по определенной методике тарифы, разработать правила страхования и представить их в страховой надзор. А также выполнить некоторые другие условия.

Наконец, рассмотрим, как и было обещано, вопрос о нескольких страховщиках в одном договоре страхования. Такой тип взаимоотношений носит название сострахования. Он применяется, когда страховщики специализируются по разным видам страхования или по страхованию от разных опасностей, а страхователь хочет застраховаться одновременно по нескольким видам страхования или от нескольких опасностей.

Страхователь - это лицо, участвующее в согласовании условий договора.

Другая сторона договора страхования - страхователь. Он вместе со стаховщиком участвует в процедуре согласования условий договора. При этом вовсе не обязательно, чтобы:

- защищались интересы самого страхователя;

- именно страхователь получал страховую выплату;

- страховой взнос платил именно страхователь;

- страховой случай произошел со страхователем[8].

Не наличие страхового интереса, не страховой случай и даже не уплата страхового взноса, а именно участие в согласовании условий договора и только оно делает лицо страхователем.

Хороший пример - обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев. Страхователем в нем является организация-перевозчик, а страховую выплату в случае травмы во время поездки получает пассажир. Т.е. страхуется интерес пассажира. Транспортная организация не имеет интереса в жизни и здоровье пассажира, но страховать этот чужой интерес - обязанность перевозчика и поэтому он, а не пассажир, заключает договор со страховщиком и является страхователем. А вот с добровольным страхованием пассажиров дело обстоит иначе. Перевозчику незачем страховать пассажиров на сумму большую, чем он обязан, а пассажир может этого пожелать и поэтому уже он, а не перевозчик дополнительно к обязательному заключит договор добровольного страхования и будет страхователем.

Что касается третьих лиц в договоре страхования, то участниками страховых отношений являются:

Выгодоприобретатель. Вы заключили договор страхования жизни и в нем записали, что в случае вашей смерти выплату следует произвести не жене и не детям, а любимой внучке. Внучка в этом случае - выгодоприобретатель. Если бы она не была указана в договоре, то выплату получили бы ваша жена и дети, но не в качестве выгодоприобретателей, а как наследники. А если бы в договоре было указание произвести выплату жене, то она получила бы выплату не как наследник, а как выгодоприобретатель. Это большая разница, поскольку выгодоприобретатель получает выплату сразу и в полном объеме, а наследник - только с момента вступления в права наследования, т.е., как правило, через шесть месяцев после смерти, и должен делить ее с другими наследниками.

Распространены случаи страхования детей до достижения ими определенного возраста. Когда ребенку исполнится 18 лет следует выплатить ему накопленную родителями сумму. Дети в этом случае - выгодоприобретатели.

Если вы используете автомашину по доверенности, то можете застраховать ее в качестве страхователя, но получателем выплаты можете назначить владельца машины. Тогда он - выгодоприобретатель. Но может и владелец машины застраховать ее в качестве страхователя, а получателем выплаты назначить того, кто фактически пользуется ей и ремонтирует. Тогда выгодоприобретателем является пользователь.

Застрахованное лицо. В договорах страхования имущества застрахованным может быть только выгодоприобретатель, т.е. запрещается страховать имущество в пользу лица, у которого отсутствует интерес в сохранении этого имущества.

Заключение

Как мы выяснили, финансы — система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. дана характеристика функций финансов, их взаимосвязь;

2. рассмотрены типы финансовой политики государства;

3. изучены отрасли и формы страхования. Обозначены участники страховых отношений.

Для закрепления теоретической части были решены две задачи.

Задачи

Задача 1. Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли. Составить план распределения прибыли совместного предприятия.

Решение представлено в таблице 1.

Таблица 1.

План распределения прибыли совместного предприятия за год

Показатель

Сумма

1. Выручка, поступившая на текущий валютный счет, тыс. евро

115,0

2. Выручка, тыс. руб.

10000

3. Выручка, всего в пересчете на рубли (п.1*32,3+п.2)

13714,5

4. Затраты, тыс. евро

75,0

5. Затраты, тыс. руб.

7000

6. Себестоимость всего, тыс. руб. (п.4*32,3+п.5)

9422,5

7. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. (п.3-п.6)

4292

8. Прибыль от прочей реализации, тыс. руб.

1500

9. Балансовая прибыль, тыс. руб. (п.7+п.8)

5792

10. Сумма прочих налогов, выплачиваемых за счет балансовой прибыли, тыс. руб.

750

11. Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.(п.9-п.10)

5042

12. Сумма налога на прибыль, тыс. руб.(п.11*24%)

1210

13. Чистая прибыль, тыс. руб. (п.11-п.12)

3832

14. Резервный фонд, тыс. руб.

800

15. Фонд накопления, тыс. руб.

800

16. Фонд потребления, тыс. руб.

2200

17.Прибыль к распределению между участниками, тыс. руб. (п.13+п.14+п.15+п.16)

7632

18. Доля российского участника, тыс. руб. (п.17*30%)

2290

19. Сумма налога на доходы от долевого участия, тыс. руб. (п.18*6%)

137,4

20. Чистый доход российского участника, тыс. руб. (п.18-п.19)

2152,6

21. Доход иностранного участника, тыс. руб. (п.17-п.20)

5479,4

22. Доход иностранного участника, тыс. евро (п.21/34,15)

160,45

Данные для расчета:

Доля российского участника (акционерного общества) в уставном капитале совместного предприятия 30%.

Ставки налогов: на прибыль 24%, на доходы от долевого участия 6%.

Валютный курс рубля к ЕВРО составляет при получении выручки и при учете затрат 32 руб. 30 коп, а при получении доходов иностранным партнером 34 руб. 15 коп.

Задача 2. Составить план распределения чистой прибыли российского акционерного общества на год и определить размер дивидендов по обыкновенным акциям.

Данные для расчета:

Уставный капитал общества составляет 1000 тыс. руб. Сумма привилегированных акций 250 тыс. руб. привилегированные акции выпущены с фиксированным размером дивиденда 33%. Акционерное общество выпустило облигации на сумму 500 тыс. руб. с купонной ставкой 12% годовых. Купонный доход выплачивается 1 раз в год.

План распределения чистой прибыли акционерного общества на год

Показатель

Сумма

1. Прибыль, полученная от основной деятельности, тыс. руб.

915

    Выплата процентов по облигациям, тыс. руб. (500+12%)

60

2. Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности, тыс. руб.

855

3. Чистая прибыль всего, тыс. руб. (п.1+п.2)

1770

4. Отчисления от прибыли:

    В резервный фонд, тыс. руб. (1000*25%)

250

    В фонд накопления, тыс. руб.

250

    На социальные нужды, тыс. руб.

200

    На благотворительные цели, тыс. руб.

300

Фонд дивидендов по привилегированным акциям, тыс. руб.

333

Фонд дивидендов по обыкновенным акциям, тыс. руб.(1770-1000-333)

437

Ставка дивиденда на 1 обыкновенную акцию в % к ее номинальной стоимости

65,52

Д=Р чист. / Эао *100,

Рчист.- прибыль, направляемая на выплату дивидендов по обыкновенным акциям,

Эаоразница между величиной уставного капитала и суммой привилигированных акций (объем эмиссии, представленный обыкновенными акциями).                                 Список использованной литературы

1. Балабанов И. Т. Финансы. – СПб., 2005.

2. А. Г. Баранов - «Непосильный рост»// «Коммерсант-Деньги» № 50 (253), 2005.

3. Белых Л.П. Основы финансового рынка: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.-251с.

4. Букато В.И., Львов Ю.И. «Банки, банковские операции в России» - М.: «Финансы и статистика», 2004.-521с.

5. Бюджетная система Российской Федерации:/ М.В. Романовский. – М., 2005.

6. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М., 2002.-297с.

7. Валенцева Н.И. Кредитный механизм и его составные элементы. М., 2005.-358с.

8. "Деньги, кредит, банки" под ред. проф. Жукова Е.Ф., М, ЮНИТИ, 2005г.

9. Деньги. Кредит. Банки. Под ред. док. эк. Наук О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2006.

10. Кизиль Е.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.-235с.

11. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 258с.

12. Справочник финансиста предпряития. – М.: ИНФРА-М, 2003.

13. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -298с.

14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалева. – М., 2002г.-524с.

15. И. Швакман - «Как оживить российские финансы»// «Эксперт», № 35, 2005.


[1] Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -98с.

[2] Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М., 2002.-197с.

[3] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалева. – М., 2002г.-224с.

[4] А. Г. Баранов - «Непосильный рост»// «Коммерсант-Деньги» № 50 (253), 2005.

[5] Деньги. Кредит. Банки. Под ред. док. эк. Наук О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2006.

[6] И. Швакман - «Как оживить российские финансы»// «Эксперт», № 35, 2005.

[7] Валенцева Н.И. Кредитный механизм и его составные элементы. М., 2005.-158с.

[8] Букато В.И., Львов Ю.И. «Банки, банковские операции в России» - М.: «Финансы и статистика», 2004.-421с.