Содержание

1. Эргономические принципы использования техники в профессиях в выраженным творческим характером информации (исследователи, руководители и т.п.) 3

2. Проектирование дружественных пользователю вычислительных систем. 12

Задача. 16

Список литературы.. 18

1. Эргономические принципы использования техники в профессиях в выраженным творческим характером информации (исследователи, руководители и т.п.)

Творческий труд  -это самая сложная форма деятельности, так как она требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации и особых условий. Сюда относятся научные работники, писатели, ком­позиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы. Для их работы характерно создание новых алгоритмов деятельности, значи­тельный объем памяти, напряжение внимания (что повышает степень нервно-эмоционального напряжения), нерегламентированный график деятельности.[1]

В настоящее время работники, имеющие творческий характер информации в качестве основного рабочего инструмента применят электронно-вычислительные машины и  другую офисную технику (принтеры, сканеры, копировальные аппараты и т.д.).

Эргономические принципы использования техники являются важнейшими параметрами безопасности, и их неправильный выбор приводит к ухудшению здоровья пользователей.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам  человека Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении  необходимых технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние  готовности  к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к  быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное  развитие,  хорошее здоровье и высокая работоспособность.

В процессе работы руководитель или специалист непосредственно использует монитор, клавиатуру, мышь. Рассмотрим более подробно требования к устройству вычислительной техники с точки зрения эргономики.

Одним из основных параметров мониторов является частота вертикальной или кадровой развертки (частота обновления), которая (что признается подавляющим числом международных и национальных стандартов) должна быть не менее 85 Гц, желательно в режиме максимального разрешения. Особенно это важно при работе с графическими пакетами. В практической эргономике для определения усталостных характеристик человека-оператора применяется такой психофизиологический показатель, как критическая частота слияния мельканий (КЧСМ). Так вот КЧСМ зависит от яркости изображения, спектра излучения, местоположения изображения на сетчатке глаза, размеров наблюдаемого объекта, от возраста оператора и ряда других факторов, в том числе от времени работы человека с информационной моделью, вызывающей усталость. Но в любом случае она не может превысить 30-35 Гц в центральной области зрения. Этими цифрами, как вы уже догадались, определяется нижняя граница допустимой частоты вертикальной развертки монитора. Особенно высокой чувствительностью к изменению яркости изображения обладают окраинные области сетчатки.

По размерам экрана монитора приходится следовать моде, что по эргономическим меркам не всегда обосновано, — если еще несколько лет назад стандартными считались мониторы с диагональю экрана 14 дюймов, то теперь уже 15, 17 дюймов не выглядят слишком большой роскошью. В соответствии с веяниями прогресса при изменении размера экрана корректируется величина минимального светоизлучающего элемента экрана — экранного “зерна”. Размеры “зерна” — это еще один из стандартных параметров мониторов, хотя более правильным будет говорить о шаге теневой маски или апертурной решетки (в зависимости от технологии) экрана монитора на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ). Для мониторов с размером экрана 15 дюймов нормальной величиной “зерна” (в данном случае берется шаг по диагонали) считается 0,28 мм, а для мониторов в 17-19 дюймов его величина снижается до размеров 0,25 мм.

Взаимосвязанный с размером “зерна” показатель — разрешающая способность, оптимальные значения которой должны соответственно достигать следующих значений: для 15-дюймового — 800´ 600 точек или пикселей, для 17-дюймового — 1024´ 768 точек, для 19-дюймового — 1280´ 1024 точки, для 21-дюймового — 1600´ 1200 и т.д. Естественно, что размер “зерна” должен позволять поддерживать выбранное разрешение.

Для жидкокристаллических (ЖК) мониторов параметры пока похуже, чем для мониторов на ЭЛТ, но зато отсутствуют такие пороки, как искажение изображения. А если взять ЖК – мониторы с активной матрицей (ТFТ), то здесь достоинств больше. ЖК – мониторы более компактны, то есть меньше занимают места на рабочем месте оператора. Более легкие. Отсутствуют высокие напряжения и сопутствующие этому неионизирующие электромагнитные и ионизирующие рентгеновские излучения, нет вредного статического электричества, нет положительной ионизации воздуха, что является самым настоящим бичом при работе с мониторами на ЭЛТ, в воздух не выделяется озон — вещество первого класса опасности. То есть налицо большие достоинства по обеспечению безопасного труда. Однако у ЖК – мониторов недостаточная цветопередача, достигающая обычно 8 бит на составляющую цвета. Поэтому при необходимости создания цветонасыщенных изображений следует иметь в виду, что у мониторов на ЭЛТ этот показатель значительно лучше.

Есть еще один недостаток — “мертвые” точки на экранах ЖК – мониторов (особенно у активных), вызываемые технологическими проблемами их производства и интенсивностью эксплуатации (выгорают излучающие элементы). [2]

Цифровое управление, вытекающее из самой сути действия ЖК – монитора, естественно позволяет улучшить качество изображения по его стабильности, избежать геометрических искажений, присущих мониторам на ЭЛТ, и, соответственно, уменьшается количество регулировок.

ЖК – мониторы могут быть с панелями, работающими с собственной подсветкой и в отраженном свете. В последнем случае эргономические параметры мониторов, в частности, светотехнические, несколько хуже, поскольку зависят от условий окружающей среды.

Для обеспечения надежного считывания информации при соответствующей степени комфортности ее восприятия должны быть определены оптимальные диапазоны визуальных эргономических параметров.

Сравнительные эргономические параметры различных типов мониторов говорят о некотором постоянно тающем превосходстве мониторов на ЭЛТ над ЖК – мониторами:частота кадровой развертки у ЖК – мониторов практически достигла приемлемых для восприятия значений — 75-80 Гц (правда, у наиболее продвинутых моделей мониторов на ЭЛТ — 160 Гц); яркость изображения у мониторов на ЭЛТ изначально выше (270-400 кд/м2), но это не столько достоинство, сколько следствие конструктивных особенностей, тем более что и у ЖК - мониторов ее можно повышать и повышать — но нужно ли, ведь для нормального восприятия, в принципе, достаточно 250 кд/м2; размеры зерна, можно сказать, сравнялись, и у ЖК – мониторов здесь явно больше перспектив по его уменьшению, чем у конкурента; яркостной контраст у ЖК – мониторов может принимать значения 0,997-0,998, что конкурирующим мониторам на ЭЛТ уже в этой жизни не достигнуть никогда; ну а за плоскостность экрана ЖК – мониторам и бороться не надо, она задана априори технологией производства, чего не скажешь об ЭЛТ.

Способы регулировок параметров мониторов могут быть различными, что несущественно, так как они производятся значительно реже одного раза в рабочую смену, а это по эргономическим меркам — редко используемые органы управления. Конструктивно они могут быть выполнены в виде ручных регулирующих органов управления или как экранное меню с соответствующим назначением. При установке ручных органов управления, естественно, следует стремиться к сокращению их номенклатуры. При необходимости расположения органов управления на лицевой панели они должны закрываться крышкой или быть утоплены в корпус. В случае экранного меню возможно бесконечно большое число регулировок в зависимости от уровня подготовленности пользователя (который, в свою очередь, тоже может быть регламентирован в виде меню) или специфики работы, единственное условие — оптимальное формирование информационной модели. В настоящее время самым распространенным с небольшими вариациями является вывод пункта настройки и кнопок плюс/минус для увеличения и уменьшения параметров.

Количество регулировок параметров изображения монитора на ЭЛТ должно  содержать следующий минимум: пропорциональное сжатие/растяжение изображения по горизонтали и вертикали; сдвиг изображения по горизонтали и вертикали; коррекция “бочкообразных искажений” (то есть таких, когда края изображения на экране слишком выпуклы или, наоборот, вогнуты); коррекция трапециевидных параллелограммных искажений; установка цветовой температуры, то есть соотношения основных экранных цветов — красного, зеленого и синего (регулировка цветовой температуры с шагом не менее 100 Ко).

У большинства ЖК – мониторов значительно худшие показатели угла наблюдения, чем у мониторов на ЭЛТ. Одним из результатов этого является искаженная цветопередача.

Угол обзора экрана монитора определяет оптимальные размеры экрана и расстояние до пользователя. Оптимальные (в данном случае — максимальные) размеры экрана для рабочего места при условии размещения экрана монитора на минимально допустимом расстоянии от оператора 300-500 мм: если требуется оперативная реакция на движущиеся объекты, линейные размеры видимой области экрана должны быть не более 182 мм, что выливается примерно в 10-дюймовый; если обычный рабочий режим, это уже 19-дюймовый монитор.

Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ПК должен иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4 – 0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. Повышенная бликовость как экрана, так и корпуса ПК способствуют росту утомляемости человека-оператора. При вводе информации в компьютер глаза пользователя совершают движения от восприятия текста на бумаге (отражение света) к экрану дисплея (излучение света) и обратно. Другими словами, глаза должны постоянно приспосабливаться и перестраиваться с одного способа восприятия информации на другой.

На первых этапах развития вычислительной техники упор делался на развитие аппаратных средств. С ними же по преимуществу были связаны эргономические исследования и разработки. Решались вопросы выбора и проектирования средств ввода информации: клавиатуры, изометрического или изотонического джойстика, шара трассировки, мыши, светового пера, сенсорного экрана и графического планшета (дигитайзера), а также устройств распознавания речи и рукописного текста. Наибольшее число эргономических исследований и разработок было связано с клавиатурой - наиболее распространенным средством ввода алфавитно-цифровой информации.

Рабочие циклы при работе на клавишных аппаратах многократно повторяются, что приводит к нервно-мышечному утомлению и возникновению профессиональных заболеваний рук. В возникновении этих заболеваний существенную роль играет рабочая поза, а также форма, размеры и расположение клавиатуры.

Наклон клавиатуры -  угол между рабочей поверхностью стола или пульта и рабочей поверхностью клавиатуры должен регулироваться от 10 до 300. Клавиатура с нерегулируемым наклоном в указанном диапазоне также считается приемлемой.  

Рабочее усилие  нагрузка, требуемая для нажатия клавиши с целью передачи ею соответствующего сигнала, составляет 0,5 Н. Рекомендуется предоставлять пользователю возможность по собственному усмотрению регулировать рабочее усилие в пределах от 0,25 до 1,5 Н.

Смещение – расстояние, которое клавиша должна пройти при ее нажатии до момента передачи ею соответствующего сигнала. В большинстве клавиатур для активизации клавиши требуется 2 мм, полное смещение равно 4 мм.

Наличие визуальной обратной связи, выражающейся в появлении на экране дисплея соответствующего знака для каждой нажатой клавиши. Акустическая обратная связь рассматривается как дополнительная, но она несколько повышает общий уровень шума. Для предотвращения ошибочности выходных сигналов в следствие одновременного нажатия нескольких клавиш рекомендуется предусматривать блокировку клавиатуры.

Форма и поверхность клавиш должны:

- обеспечивать точное расположение пальцев пользователя;

- минимизировать отражение света и иметь для этого матовую отделку;

- обеспечивать подходящую поверхность для маркировки;

- предотвращать попадание в механизм скапливающихся на поверхности клавиш частичек пыли, грязи, влаги и т.п.;

- не иметь острых краев, мешающих нажатию клавиш;

- иметь вогнутое (чашеобразное) углубление для пальцев пользователя.

Расстояние между центрами клавиш должно быть в диапазоне от 17 до 19 мм.

Маркировка клавиш должна быть четкой и легкой для понимания. Размеры цифр и букв на них не должны быть менее 3 мм. Функциональные клавиши следует маркировать стандартными символами. Рекомендуется, чтобы функциональные клавиши отличались от остальных цветом, формой, положением или расстоянием между ними. Для стандартных клавиш рекомендуется нейтральный цвет, например бежевый или серый, а не белый, который дает повышенное отражение света.

Наилучшие условия работы пользователя с клавиатурой обеспечиваются когда его кисти и предплечья занимают положение, близкое к горизонтальному. Оптимальный диапазон движения пальцев расположен от 25 до 75 мм ниже уровня локтя. Высота расположения базового ряда клавиш над уровнем пола должна находиться в пределах от 720 до 750 мм. Расстояние от переднего края стола или пульта до последнего ряда клавиш не должно превышать 400 мм. На передней части клавиатуры следует предусматривать свободное пространство глубиной примерно 600 мм, которое используется в качестве опоры кистей рук пользователя.

Клавиатура должна быть отделена от дисплея, чтобы ее можно было удобно располагать для пользователя. Масса клавиатуры должна быть достаточной для того, чтобы предотвратить случайные ее сдвиги в процессе работы.

Мышь – устройство ввода координат, которое используется на плоской поверхности и обеспечивает генерацию значений координат X и Y, управляющих положением отслеживающего элемента на экране дисплея.

Мышь конструируется таким образом, чтобы оператор мог, поместив ее на рабочую поверхность, правильно ориентировать ее с точностью ±10 градусов без необходимости визуального контроля.

Контроллер должен легко перемещаться в любом направлении, не требуя при этом перехвата руки, а результирующее перемещение отслеживающего элемента на экране в том же направлении должно быть плавным и не отклоняться более чем на ±10градусов. Конструкция контроллера должна обеспечивать возможность работать с ним любой рукой. Перемещению линии от края и до края рабочей поверхности должно соответствовать перемещение отслеживающего элемента от края и до края экрана. Чтобы контроллер не уводил отслеживающий элемент за пределы экрана, предусматриваются индикаторы, помогающие оператору возвратить отслеживающий элемент на экран.

Мышь не должна иметь острых краев, а размеры должны укладываться в следующие пределы: ширина (расстояние между кончиками пальцев при захвате мыши) 40 – 70 мм; длина 70 – 120 мм; высота 25 – 40 мм.

Мышь должна соответствовать размеру руки. Многие современные мыши оснащены колесиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь следует за края большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный лежал на левой кнопке, средний на колесике, а безымянный на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движением пальцев, поскольку амплитуда движения такой мыши больше. При этом рука устает значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома.

Использование ковриков и подставок с валиками имеет смысл только тогда, когда под правой рукой стоит стол несколько (на высоту валика) выше рабочего, а коврик лежит на рабочем столе и представляет собой продолжение приставного. В противном случае предплечье зависает в воздухе, двигается, устает и т.д. К тому же и на локоть нагрузка больше.[3]

Таким образом, современная вычислительная техника, которую используют работники с творческим характером информации должна быть выполнена с учетом эргономических принципов.

2. Проектирование дружественных пользователю вычислительных систем

С точки зрения эргономики, самое важное в программе - создать такой пользовательский интерфейс (ПИ), который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении заданий на рабочем месте пользователя. Создание ПИ должно быть нацелено на следующие показатели эффективности:

а) Точность работы. Определяется тем, в какой степени результат работы пользователя соответствует предъявленным к нему требованиям. Показатель точности включает процент ошибок, которые совершил пользователь: число ошибок набора, возможность ложных путей или ответвлений, число неправильных обращений к данным, запросов и пр.

б) Функциональная полнота. Отражает степень использования первичных и обработанных данных, а также процедур обработки данных и формирования отчетов.

в) Завершенность работы. Описывает степень выполнения задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок.

Производительность работы отражает объем затраченных ресурсов при выполнении задачи, как вычислительных, так и психофизиологических.

Дизайн ПИ должен обеспечивать минимизацию усилий пользователя при выполнении работы и приводить к: сокращению длительности операций чтения, редактирования и поиска информации; уменьшению времени навигации и выбора команды; повышению общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени; увеличению длительности устойчивой работы пользователя и др.

Для оценки производительности используются соответствующие показатели, проверяемые специалистами по эргономике в процессе тестирования рабочего прототипа.

Удовлетворенность пользователя от работы тесно связана с комфортностью его взаимодействия с приложением. Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае: прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе; ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения пиктограмм (пользователю во время работы с программой должны встречаться лишь те выражения и графические образы, которые он обязан знать по характеру его работы); быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое расположение; наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).[4]

Рассмотрим основные принципы реализации современного ПИ.

а) Стилевая гибкость. Возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением, в том числе возможность в выборе пользователем собственных установок ПИ (цвет, пиктограммы, подсказки и пр.).

б) Наращивание функциональности. Возможность развивать приложение в рамках существующего интерфейса.

в) Масштабируемость.  Возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.

г) Адаптивность к действиям пользователя. Приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов (клавиатура, мышь, другие устройства) и многовариантность доступа к прикладным функциям (иконы, «горячие клавиши», меню).

д) Обеспеченность ресурсами. Пользователю интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, предназначенные для хранения и обработки данных, необходимых для поддержки пользователя (пользовательские словари, контекстно-зависимые списки, наборы данных по умолчанию или по последнему запросу, истории запросов и пр.)

е) Переносимость. При переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.

Специфическими характеристиками приложений, оснащенных современным мультимедийным интерфейсом, являются: потенциально высокая загруженность восприятия; структурная и семантическая сложность; большой объем информации, передаваемый через систему.

Перечисленные характеристики определяют уровень эргономических требований к данным программным продуктам.

Приложение является удобным для восприятия и понимания, если оно спроектировано таким образом, что передаваемая информация является легко воспринимаемой и понятной. Это особенно важно для мультимедиа-приложений, так как представление информации может быть сложным, а также могут представляться несколько типов информации одновременно. Как отмечается в [2], для облегчения восприятия необходимо, чтобы представляемая информация имела следующие характеристики:

а) Обнаруживаемость. б) Различимость. в) Ясность. г) Четкость. д) Последовательность. е) Лаконичность. ж) Удобочитаемость.

В целом для вычислительных систем, оснащенных современным интерфейсом, должны выполняться следующие рекомендации.

а) Облегчение понимания. б) Устранение перегрузки восприятия. в) Устранение перегрузки, вызываемой дополнительными действиями. г) Поддержка изучения. д). Структурирование информации. е). Возможность возврата к важным точкам. ж). Обеспечение функций поиска и навигации. з). Различные ракурсы объектов.

Высокое качество с точки зрения эргономики вычислительной системы увеличивает возможности пользователя по эффективной и результативной работе с системой.[5]

Определим основные принципы, которых должен придерживаться программист при построении интерфейсов прикладных программ: минимальность затрат ресурсов пользователя при вводе, модификации и просмотре данных;  максимальное взаимодействие программы и пользователя;  минимальный объём оперативной памяти пользователя.

Программное обеспечение должно удовлетворять следующим эргономическим принципам:

- минимального рабочего усилия: минимальность затрат ресурсов со стороны пользователя. Человек-оператор должен выполнять только необходимую работу, должны исключаться повторения одних и тех же действий, возникающих, например, при вводе данных. Должно быть исключено дублирование работы.

- максимального взаимодействия. Система должна полностью поддерживать пользователя. Так оператор не должен заниматься поиском информации. Вся необходимая для печати информация собрана на одном экране. Выводимая информация не должна требовать интерпретации или перекодировки, должна быть наиболее наглядной и легко читаемой.

- минимального объёма оперативной памяти пользователя. От человека-оператора требуется, чтобы он запоминал минимум информации как текущей, так и общей. Поскольку скорость переработки информации оператором и его пропускная способность существенно ограничены.

- минимального расстройства оператора (по производственным причинам), из-за какого-либо препятствия в решении задачи, из-за появления, обнаружения ошибок. Для чего целесообразно иметь методику самопроверки ПО и оборудования и обнаружения и предотвращения возможных ошибок.

- учёт профессиональных навыков пользователя.

Задача

Найти, сколько единиц оперативной информации максимально может принять оператор за минуту?

Решение:

За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза. Такая единица названа бит.

Следующей по величине единицей измерения количества информации является байт, причем 1 байт = 2 3 бит = 8 бит.

Кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт;

1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт.

Для оперативной передачи информации используют системы автоматизированной передачи информации - системы административно-управленческой связи.

В системах административно-управленческой связи чаще всего используются электрические проводные каналы связи. По пропускной способности их можно классифицировать на виды:

- низкоскоростные, скорость передачи информации в которых от 50 до 200 бод; это дискретные (телеграфные) каналы связи, как коммутируемые (абонентский телеграф), так и некоммутируемые;

- среднескоростные, использующие аналоговые (телефонные) линии связи; скорость передачи в них от 300 до 9600 бод, а в новых стандартах МККТТ до 33600 бод (стандарт V.34 бис);

- высокоскоростные (широкополосные), обеспечивающие скорость передачи информации выше 36000 бод; по этим каналам связи можно передавать и дискретную, и аналоговую информацию[6]

Скорость передачи дискретной информации по каналу связи измеряется в бодах. Один бод - это такая скорость, когда передается один бит в секунду (1 бод = 1 бит/с; 1 Кбод = 103 бит/с; 1Мбод=106 бит/с).[7]

Таким образом, если принять скорость передачи информации равной 36000 бод или 36 кБод, то можно узнать, сколько единиц оперативной информации максимально может принять оператор за минуту:

36 кБод *103 бит/с* 60 с = 22480 бит или 27810 байт или 27,16 Кбайт.

Список литературы

1.     Волошин В. Эргономика должна быть эргономной. - М., 1999

2.     Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Издательство МГУ, 2001.

3.     Литвак И. Эргономика – заботливая наука. - М., 1999, 297 c.

4.     Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001.

5.     Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. М.: Экономика, 1974.


[1] Волошин В. Эргономика должна быть эргономной. - М., 1999. – с. 45

[2] Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001.

[3] Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Издательство МГУ, 2001. – с. 75

[4] Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001. – с. 245.

[5] Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Издательство МГУ, 2001. – с. 155.

[6] Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001. – с. 271

[7] Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Издательство МГУ, 2001.