Содержание
Введение. 3
1. Ассортиментная политика предприятия, сущность и необходимость изучения в сфере торговли. 4
2. Характеристика магазина ООО «Надежда». 6
3. Ассортиментная политика ООО «Надежда». 9
3.1. Маркетинговые исследования потребительского рынка. 9
3.2. Анализ факторов, влияющих на поиск и выбор поставщиков, договорные отношения. 15
3.3. Организация розничной торговли в магазине «Надежда». 18
4. Совершенствование ассортиментной политики ООО «Надежда». 26
Заключение. 31
Список используемой литературы.. 32
Введение
В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей - выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных прибылей. Маркетинговые исследования должны играть первостепенную роль при открытии нового бизнеса или усилении существующих позиции фирмы на рынке. Нужно знать, насколько дорого обходятся предприятию маркетинговые просчеты. Финансовый крах компании на 50% обусловлен низким уровнем рыночных исследований и только 7% нехваткой финансовых ресурсов.
Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают тот рынок, на котором работают, и проблемы со сбытом относят к объективным, но на самом деле эти причины можно отнести смело к субъективным. Опыт показывает, что на большинстве малых и средних предприятиях трудно получить ответ на вопрос: " Какова ассортиментная политика вашего предприятия? На а какие сегменты рынка ориентирована реализация Вашей продукции " и т.д.
Цель данной курсовой работы – разработка оптимального ассортимента в товарной политике предприятия. В качестве примера была рассмотрена деятельность розничного магазина «Надежда».
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие ассортиментной политики, ее сущность в сфере торговли;
2. дать характеристику исследуемого предприятия;
3. рассмотреть ассортиментную политику на ООО «Надежда»;
4. дать рекомендации по усовершенствованию ассортиментной политики.
1. Ассортиментная политика предприятия, сущность и необходимость изучения в сфере торговли
Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товара, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения.
С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия следует остановиться на основных факторах определяющих формирование ассортимента торгового предприятия.
Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены[1].
Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуру реализованной продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения ми издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей[2].
Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия. На основании изложенного мы видим, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным. Выбор этой темы для написания курсовой работы не случаен, так как я считаю, эта тема недостаточно изучена и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя, и рентабельности предприятия.
2. Характеристика магазина ООО «Надежда»
Данная курсовая работа будет рассмотрена на примере ООО «Надежда», расположенного на ст. метро «Гагаринская», магазин занимается торговой деятельностью по продаже продовольственных товаров и сдает торговые площади в аренду.
Магазин
является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем
дохода. Магазин работает в зимнее время с 8.00 до 21.00, в летнее время с 8.00
до 22.00, без перерыва и выходных. Магазин имеет очень удобное место
расположение. Это говорит о том, что в нем всегда есть покупатели. Есть 4 складских помещения, кафетерий.
Площадь торгового зала
Вся площадь торгового зала подразделяется на:
- площадь для размещения торгового оборудования;
- движение покупателей;
- выкладки товаров;
- площадь для работы продавцов.
Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен и называется линейной планировкой.
В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров.
Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям.
В магазине имеется 3 отдела: гастрономический, бакалея, соки и воды, вино-водочный. Численность работников магазина – 32 человека. Штатное расписание составлено с учетом пропускной способности продавцов. В отделе гастроном – 8 человек, бакалея – 4 человека, отдел соки, воды – 2 человека, вино-водка – 2 человека. Разделение труда по функциональному признаку между работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления функций управления, а так же отделения основной работы (обслуживания покупателей) от вспомогательной работы. По функциональному признаку весь персонал магазин подразделяется на следующие группы работников:
1. административно-управленческий персонал;
2. торгово-оперативный персонал;
3. обслуживающий персонал.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности магазина ООО «Надежда» необходима система показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются
- товарооборот;
- издержки обращения;
- прибыль;
- рентабельность.
Составим таблицу экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия за 2005 год.
Основные показатели деятельности показаны в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели деятельности ООО "Надежда" за 2005г.
Показатели |
2005г. |
Отклонение от плана |
||
план |
факт |
тыс. руб. |
% |
|
1. Нетто-выручка от реализации продукции и услуг, тыс. руб. |
5600 |
5503,5 |
-96,5 |
98,28 |
2. Итого переменные расходы, тыс. руб. |
3600 |
3728,9 |
128,9 |
103,58 |
3. Итого условно-постоянные расходы с учетом амортизации |
1500 |
1449,1 |
-50,9 |
96,6 |
4. Маржинальный доход, тыс. руб. (п.1-п.2) |
2000 |
1 775 |
-225 |
88,75 |
5. Прибыль от реализации, тыс. руб. (п.4-п.3) |
500 |
326 |
-174 |
65,2 |
6. "Порог" рентабельности (безубыточный объем реализации) (п.3*п.1/ п.4) |
4200 |
4494 |
294 |
107 |
7. Маржинальная рентабельность, % (п.4/п.1) |
35,71 |
32,24 |
-3,47 |
По результатам таблицы можно сделать вывод о том, что план, разработанный на 2005г., не выполнен. Прежде всего, это связано с открытием супермаркета напротив исследуемого магазина. В связи с этим нетто-выручка от реализации продукции составила на 96,5 тыс. руб. или 1,72% меньше запланированной суммы.
Величина маржинального дохода соответственно тоже ниже запланированной суммы на 225 тыс. руб. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода.
В 2005г. предприятие продало продукции на сумму 5503,5 тыс. руб., что больше порогового объема продаж 4494,0 тыс. руб., в результате чего получило прибыль в размере 326 тыс. руб.
Несмотря на то, что в целом план на 2005г. не выполнен, пропорциональное сочетание различных показателей финансовой деятельности предприятия дало в итоге маржинальную рентабельность в размере 32,24%.
Таким образом, в связи с создавшимся положением предприятию просто необходимо менять ассортиментную политику.
3. Ассортиментная политика ООО «Надежда»
3.1. Маркетинговые исследования потребительского рынка
Обеспечение коммерческого успеха самым непосредственным образом зависит от глубокого и всестороннего изучения рынка и рыночных возможностей реализуемых товаров. В рамках маркетинга осуществляются следующие задачи:
- комплексное изучение потребителя и рынка;
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Маркетинговая стратегия предприятия основывается на нескольких основных принципах: первый принцип - наиболее полное изучение потребителя и рынка; второй принцип – определение оптимального ассортимента товаров; третий принцип – разработка наиболее эффективной сбытовой политики.
Основополагающим является первый принцип, остальные на нем базируются. Маркетинговые исследования обеспечивают до 80 % рыночного успеха, но не сами по себе, а при условии, что решения, определяющие деятельность предприятия, осуществляются на их основе[3]. Маркетинг полезен вкупе со всеми остальными мероприятиями по организации и совершенствованию деятельности фирмы.
Маркетинг уже давно находится на вооружении предприятий многих зарубежных стран. Сегодня наши предприятия также проводят маркетинговые исследования, не исключения ООО «Надежда». Здесь, маркетинг рассматривается как система управления реализацией товаров,ориентированная на рынок. Выделяются два базовых аспекта маркетинга.
Во-первых, управленческий маркетинг, главной целью которого становится удовлетворение требований рынка, строится структура управления предприятием. И во вторых, маркетинг - это система деятельности предприятия на самом рынке. Складывается и развивается система продвижения товаров с разнообразным набором приемов: совершенствование функций товаров, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама и др. В ООО «Надежда» управление маркетингом осуществляется путем разработки и осуществления программы маркетинга. Это документ, определяющий конкретную деятельность предприятия на рынке. Производится анализ возможности предприятия в целях получения представления о рыночных условиях деятельности предприятия и о его реальных возможностях.
Предприятие может достичь успеха на рынке, если будет ориентироваться, прежде всего, на запросы потребителя, обеспечивать ему выбор товаров. Необходимо понять покупателя и определить сферу его интересов. Такая работа проводится на основе специальных исследований, в частности типологии потребителя и сегментации рынка. Типология потребителя предполагает разделение потребителей на типические группы, имеющие схожее потребительское поведение. В моем случае это типология потребителей с учетом социально- экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол и возраст, род деятельности и т.д.)[4].
Одним из результатов изучения и прогнозирования рынка должна стать сегментация рынка. Это очень важно для работы магазина по формированию товарного предложения или ассортимента. На рынке, будет обеспечен бесперебойный сбыт только тому товару, который предназначен конкретной группе потребителя. Поэтому свойство товара должны быть ориентированы на определенные группы потребителя.
Разобьем рынок продтоваров района на группы потребителей:
1. По уровню доходов:
- высокий;
- средний;
- низкий.
2. По возрастной группе:
- до 20 лет;
- до 50 лет;
- свыше 50 лет.
Ассортиментная политика магазина ориентированна на эти слои населения. Любое предприятие знает, что его товары не могут удовлетворить потребности всех потребителей, они отличаются друг от друга запросами, привычками, поэтому необходимо остановиться на одной части сегмента рынка, которое оно в состоянии эффективно обслуживать, что и сделало торговое предприятие ООО «Надежда». При формировании ассортимента магазина были учтены следующие факторы: покупательский спрос, качество товара, производитель, упаковка, техническое оснащение, транспортные условия (способ доставки товара), наличие других розничных торговых магазинов в зоне деятельности данного магазина, учитывается взаимозаменяемость товаров.
Спрос на продтовары имеет свои особенности. Он характеризуется относительным постоянством, которое объясняется тем, что некоторые продтовары удовлетворяют повседневные потребности населения. Но, несмотря на устойчивость спроса он тоже подвержен изменениям под влиянием многих факторов. Например, снижение денежных доходов населения, высокий уровень инфляции. Анализ показывает, что наиболее устойчивыми группами продуктов питания, в потреблении семьей с малыми доходами (меньше прожиточного минимума), а так же при сокращении реальных доходов, или снижении покупательской способности гривны являются хлеб и хлебопродукты, растительные жиры, сахар, яйца, молочные продукты. Если произойдет колебание цен в сторону увеличения, то спрос на эти товары останется стабильно[5].
В магазине «Надежда» есть утвержденный ассортиментный перечень товаров. В этом перечне были учтены товары частого и периодического спроса. К товарам частого спроса относятся хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары, молоко и молочные товары. К товарам периодического спроса относятся деликатесы из рыбы, молочной гастрономии, вина, водка. Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от его специализации и величины торговой площади, местоположения.
Для наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения эффективности торговли важное экономическое значение имеет обеспечение в магазине устойчивости товарного ассортимента. Именно для этого руководство магазина приняло решение сдавать торговые площади магазина под аренду. Благодаря арендаторам в настоящее время покупатель может приобрести в магазине товары и продовольственного и непродовольственного характера.
Устойчивость товарного ассортимента магазина определяют с помощью коэффициента устойчивости ассортимента.
Ку = Оn / n * a
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
n - количество проверок.
При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже
- для универсамов и гастрономов - 0,90[6].
Ку в магазине «Надежда» равен 0,88. Это говорит о том, что этот показатель ближе нормативному, поэтому ассортимент магазина устойчивый. Ассортиментный перечень утверждает директор ООО «Надежда» на 1 год, по истечении которого в него вносят коррективы с учетом изменения производственного ассортимента товаров, конъюнктуры торговли и насыщения местного рынка товарами. Этот перечень является основным рабочим документом при комплектовании товарного ассортимента. Ответственность за соблюдение ассортиментного перечня возлагается на заведующую магазином.
Ассортиментная политика – это важная часть общей розничной стратегии. Предприятия стремятся оптимизировать ассортимент путем сужения его широты и уменьшение глубины, они торгуют популярными и ходовыми товарными группами, а в пределах групп – самыми быстро оборачивающимися товарами. Такая политика позволяет уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы и ускорить их товарооборачиваемость.
Логика такого решения ясна: не стоит вкладывать деньги в товары, которые дают малый оборот, а лучше сосредоточить усилия на торговле быстро оборачивающимися товарами. Широта и глубина ассортимента выбираются с учетом предпочтения потребителей. Зачастую приходится не о том, соответствует ли данный товар общей целенаправленности ассортимента, а о том, можно ли торговать ими рентабельно. Хотелось бы, что бы руководство предприятия задумывалось о повышении рентабельность предприятия, если будет принято решение включить данный товар в ассортимент.
Очень часто решение о включении в ассортимент или исключение того или оного товара руководители принимают исходя из привычки, подражание конкурентам, на основе интуиции. Хотелось бы, что бы, руководитель торгового предприятия избегал принятия таких решений. Ассортимент – это оружие в конкурентной борьбе и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. Это необходимо помнить. Большинство розничных магазинов, не исключение магазин «Надежда» включают в ассортимент товары, находящиеся на стадии роста или зрелости.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель, почти всегда определяет для себя предельную цену, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью. Цена товаров – это очень сильный аргумент в пользу его покупки. Но он, не всегда является побудительным мотивом[7].
Свободные розничные цены на товары народного потребления формируются торговым предприятием, которое осуществляет продажу этих товаров населению, исходя из стоимости закупки товаров и торговых надбавок. Уровень торговых надбавок определяется продавцом самостоятельно, исходя из уровня издержкоемкости и рентабельности затрат на реализацию товара, коньюктуры рынка, с учетом оптовой надбавки. В торговую надбавку включается налог на добавленную стоимость. Для обеспечения успешной политики установления цен торговое предприятие имеет упорядоченную методику формирования исходных цен на товары. Средняя торговая надбавка для магазина «Надежда» - 30%.
3.2. Анализ факторов, влияющих на поиск и выбор поставщиков, договорные отношения
Закупка товаров является важнейшим элементом процесса товароснабжения для торгового предприятия. Закупка товаров осуществляется в размерах, обеспечивающих стабильное поступление товаров в развернутом ассортименте. На основе данных покупательского спроса ведет поиск поставщиков.
Коммерческая работа по закупкам товаров в рыночных условиях базируется принципах современного маркетинга. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район, промышленность, сельское хозяйство, ассортимент вырабатываемых изделий. Необходимость скорейшего приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики организации четкого функционирования хозяйственных торговых предприятий с поставщиками товаров.
Целесообразней производить закупки у местных поставщиков, так как сокращаются транспортные расходы. Но необходимо изучить перечень иногородних поставщиков, после чего производится расчет эффективности договорных отношений. Основным источником продовольственных товаров является продукция сельского хозяйства. При этом все большее место принадлежит закупкам в децентрализованном порядке. И здесь очень важно развивать связи со всеми возможными поставщиками товарной массы:
- сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности и правовых форм;
- предприятиями пищевой промышленности;
- производственными предприятиями массового питания;
- предприятиями оптовой торговли;
- ярмарками;
- аукционами;
- различными торгово-закупочными фирмами[8].
Важно так же учитывать возможности местной промышленности. Большое значение при выборе того или иного поставщика потребительских товаров должно уделяться конкурентоспособности этих товаров на своем локальном потребительском рынке. Здесь в обязательном порядке в расчет должны приниматься качественные параметры предлагаемых к реализации товаров, их соответствие моде и предъявляемому спросу, возможности рекламных мероприятий и, конечно же, ценовой фактор. Все это характеризует престижность поставщика товаров.
Достижение желаемого результата в значительной степени зависит от правильно и продуманно составленных контрактов и договоров на поставку конкретных товаров. Учитывая сложную ресурсную ситуацию, отсутствие четко налаженных хозяйственных связей, слабую коммерческую подготовку персонала малых и средних торговых предприятий, ограниченные финансовые возможности усложняют работу коммерческого работника. На выбор источника товароснабжения оказывают влияние следующие факторы: мощность торгового предприятия, размещение магазина, специализация, форма продажи, качество товаров получаемых торговым предприятием.
С учетом действия этих факторов необходимо выявление наиболее целесообразных источников товароснабжения торгового предприятия, чему предшествует изучение поставщиков. Необходимость приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом отношении особую актуальность приобретают прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров.
Розничное предприятие при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров имеет больше доходов, чем при поставке товаров через оптовое звено. Эффективность прямых хозяйственных связей очевидна, она выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшение величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.
Наиболее рациональную и экономически целесообразную форму организации хозяйственных связей представляет собой организации прямых договорных связей розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставке товаров простого ассортимента (хлебобулочных изделий, молочных продуктов и д.р.) Торговое предприятие «Надежда» так же старается заключать прямые договорные отношения.
В процессе заключения договоров, самым главным является принцип свободы договоров. Суть – свобода выбора поставщиков товара, свобода определения условий договора. Договоры составляются путем составления одного документа, подписываемого двумя сторонами, или путем принятия поставщиком заказа покупателя к исполнению. Коммерческие работники обеспечивают своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров.
В договоре должны быть указаны: наименование, количество и развернутый ассортимент подлежащих поставке товаров, качество, сортность, комплектность товаров, общий срок действия договора поставки, цены на товары, общая сумма договора, требования предъявляемые к таре и упаковке, порядок расчета, имущественная ответственность за нарушение условий договора.
В рыночных отношениях профессионализм заключения договора заключается в том, чтобы в каждом его условии видеть реальный экономический интерес, т.е. чтобы договор дал возможность получить больше прибыли и нанести меньше имущественных потерь. Между магазином и поставщиком заключаются долгосрочные соглашения (с местными поставщиками), а так же краткосрочные и сезонные договора. В настоящее время магазинам следует сохранять и укреплять уже сложившиеся хозяйственные связи.
3.3. Организация розничной торговли в магазине «Надежда»
Под методом розничной продажи товаров населению подразумевается совокупность приемов, использование которых обеспечивает обслуживание покупателей в процессе продажи. Процесс продажи товаров включает такие основные элементы обслуживания, как ознакомление покупателей с предлагаемым ассортиментом товаров, отбор необходимых товаров, расчет и отпуск их покупателям.
В магазине «Надежда» применяется традиционный метод продажи продовольственных товаров. При продаже товаров продавцы должны строго соблюдать общие правила продажи и специальные правила продажи отдельных продовольственных товаров. Общие правила продажи регламентируются Основными правилами работы магазина. Продажа товаров в магазине осуществляется всем гражданам на общих основаниях за наличный расчет в дни и часы работы магазина. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих товарного вида, с истекшими сроками продажи, а также поступивших без установленной документации по качеству. Все работники магазина должны знать и неуклонно соблюдать санитарные правила. Продавец несет ответственность за нарушение правил торговли и цен, обвес, обсчет покупателя.
При продаже бакалейных товаров необходимо их предварительно расфасовать. При отпуске весовых товаров пользуются специальными совками. Кондитерские изделия продают в расфасованном виде, поштучно, а также взвешивая в присутствии покупателя. При продаже кондитерских изделий соблюдаются гарантийные сроки хранения и продажи, установленные стандартами. Гастрономические товары продают через прилавки обслуживания с помощью продавца. Продтовары купленные в розничной торговой сети, обратно от покупателей, как правило, не принимаются и не обмениваются. В случаях установления скрытых дефектов товаров или несоответствия наименованию и сорту, по которым они проданы, товары подлежат обмену.
Предметом технологии торговли является совокупность способов, приемов и целенаправленных трудовых операций производственного и коммерческого характера по доведению товаров от производства до потребителей. Особенностью технологии торговли заключается в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сфере употребления, но и происходит смена форм собственности. Поэтому в технологии торговли осуществляются торговый и технологический процессы.
Торговый процесс включает такие виды организации коммерческой работы как изучение спроса населения, конъюнктуры рынка, заказ товаров, управление запасами. Технологический процесс представляет собой движение товарной продукции от промышленности до конечных потребителей и включает такие операции как транспортировка, приемка, хранение, преобразование ассортимента товаров, контроль их качества, фасовка, упаковка, перемещение в пределах торгового предприятия. ТТП в магазине – это совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, целью которых является доведение товаров надлежащего качества до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне торгового обслуживания населения.
Технологический процесс в магазине осуществляется без участия покупателя. Здесь происходит обработка товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продажи. ТТП в магазине не существует сам по себе. Он обусловлен уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально технической базы, степени квалификации работников торговли, ростам благосостояния и культурного уровня населения.
Схема торгово-технологического процесса включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемка их по количеству и качеству, хранение и продажу. Основной операцией торгово-технологического процесса в магазине является продажа товаров. Вся деятельность магазина направлена на решение основной задачи – обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, наиболее полное удовлетворение их потребностей. Все остальные операции ТТП магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи торов, т.е. носят подчиненный характер, но от их выполнения зависит экономическая эффективность в целом.
Приемка товаров является первой технологической операцией. Приемка начинается с разгрузки автотранспорта, для этого используют тележки. На специально отведенной площади магазинов проводится приемка товаров по количеству. Поступающие товары принимают материально – ответственные лица (заведующая отделом). При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) в соответствии фактически доставленного количества товаров данных сопроводительных документов. Качественная приемка ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.
Документы, сопровождающие товары, должны содержать исчерпывающие сведения об их качестве и цене, что позволяет принятые товары сразу же направлять в продажу. Быстрота разгрузки транспорта и оформление документов является важнейшим организационным требованием. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры и неохлаждаемые кладовые. В кладовых магазина хранится гарантийный запас товаров, а так же товары периодического спроса. В кладовых, созданы условия хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, размещается товар с учетом частоты спроса, и времени их поступления.
Наиболее трудоемкая операция ТТП магазина является подготовка товаров к продажи: фасовка круп, макаронных изделий, муки, сахара, кондитерских изделий, сливочного масла и др. товаров. Но сейчас все больше товаров поступает уже расфасованными[9].
Торговля такими товарами позволяет ускорить процесс их продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. Подготовленные к продажи товары перемещают в торговый зал, в торговом зале их выкладывают на прилавки, прилавки-витрины, холодильные прилавки-витрины, горки. Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. При размещении товаров важную роль играют приемы их выкладки.
Подходя к
оборудованию, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на
уровне глаз и ниже. Поэтому на этой высоте (110 –
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладываются рядами на полках пристенных горок. Скоропортящиеся товары (колбасы, молочные продукты, кондитерские изделия) размещают в охлаждаемых витринах и прилавках по группам, видам и сортам. Выложенные товары снабжают четко оформленными ценниками.
Операции, связанные с открытием и закрытием магазина выполняет заведующая магазином и один из продавцов. Таким образом, магазин может быть открыт (или закрыт) только в присутствии этих двух сотрудников. Перед уходом из магазина эти работники осматривают все помещения магазина, проверяют работу холодильных установок в подсобных помещениях, кассовые аппараты, а также другие технические устройства. Недопустимо оставлять в торговом зале в открытых холодильных прилавках кулинарные изделия, молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия.
Принятые товары по количеству и качеству направляют в камеры и кладовые на хранение. Хранение товаров в магазине организованно с учетом их физико-химических свойств, правил товарного соседства, очередности поступления. В процессе хранения должна быть обеспечена сохранность количества и качества товаров. Хранение товаров в магазине предусматривает правильное их размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход в процессе хранения. Помещения для хранения товаров хорошо вентилируемы, чистые, оснащены необходимым оборудованием.
За каждой группой товаров закреплены постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. В штабелях хранят товары, затаренные в мешки (сахар, крупы, макаронные изделия и др.). На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами маркировкой наружу. В помещениях для хранения товаров строго соблюдается санитарный режим. Необходимо регулярно проводить дезинфекцию и дератизацию. В процессе хранения товаров в магазине могут возникать товарные потери (естественная убыль и активированные потери). Их размеры необходимо сводить к минимуму. Естественная убыль образуется в Сулу физико-химических свойств отдельных товаров. Она нормируется стандартами.
Актируемые потери (бой, лом, порча) возникают в результате неправильной транспортировки и нарушения режима хранения товаров. При наличии этих потерь должен быть составлен акт, в котором указывают причины их возникновения и виновные в этом лица. Завершающей стадией ТТП в магазине является розничная продажа товаров. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. От уровня организации этих операций зависит, сколько времени будет тратить покупатель на приобретение товаров, сколько покупок он сделает, какова эффективность работы магазина. Содержание операций по продаже товаров зависит от ассортимента реализуемых товаров и форм их продажи.
На предприятии «Надежда» формой продажи является обслуживание через прилавок. Заключительный этап ТТП состоит из следующих операций:
- встреча покупателей и выявление спроса;
- предложение и показ товаров;
- помощь в выборе товаров и консультация;
- предложение сопутствующих и новых товаров;
- произведение технологических операций, связанных с нарезкой и взвешиванием;
- расчетные операции;
- упаковка и выдача покупки.
Одной из важнейших операций является встреча покупателей и выявление спроса. При посещении магазина покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны персонала. Внешний вид работников магазина, порядок, чистота в торговом зале имеют важное значение. Выявление спроса покупателей предусматривает определение их намерений в отношении товаров. Эта операция выполняется ненавязчиво в вежливой форме. Затем продавец показывает необходимые товары. При этом обращается внимание на особенности товаров, если товар отсутствует, то предлагаются однородные товары.
Совершенствованию процесса купли-продажи и улучшения обслуживания покупателей способствуют услуги, оказываемые покупателю при продаже товаров. Они не являются основной функцией торговли, но является свидетельством заботы о покупателях. Торговое предприятие «Надежда» оказывает следующие обязательные услуги:
- демонстрация товаров имеющихся в продаже;
- упаковка товаров купленных в магазине;
- комплектование подарочных товаров из имеющихся в продаже товаров;
- организация кафетерия;
Дополнительными услугами являются:
- прием заказов на изготовление тортов;
- сбор стеклопосуды;
Сейчас руководителем ООО «Надежда» рассматриваются предложения по расширению круга услуг, оказываемых покупателю. Управление ТТП в магазине направлено на рациональное осуществление операций по приемке, хранению, продаже товаров и обслуживанию покупателей. Предметами управления в магазине, является ассортимент товаров, товарные запасы, товарные потоки, трудовой процесс и качество обслуживание покупателей. Управление ассортиментом товаров предусматривает соблюдение установленной для магазина товарной специализации, обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, определенных обязательным ассортиментным перечнем товаров, его устойчивости.
В магазине создаются такие условия, которые обеспечивают бесперебойную торговлю при необходимых объемах товарных запасов. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно нацелено на предупреждение отклонение товарных запасов от установленных нормативов. В магазине осуществляется постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий наблюдение за соответствие их установленным нормативам и повседневный контроль за условиями хранения товаров[10].
Целью управления товарными потоками являются обеспечение высокой производительности труда работников магазина при одновременном вытеснение тяжелого физического труда, ускорение процесса пополнения запасов товаров в торговом зале. Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и наличных денег, на работников предприятия возлагается материальная ответственность. Действующим трудовым законодательством установлены два вида материальной ответственности за причиненный ущерб:
- ограниченная;
- полная.
А так же две формы материальной ответственности:
- индивидуальная;
- коллективная.
В магазине «Надежда» материальная ответственность полная индивидуальная. С каждым работником заключается индивидуальный договор. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей в магазине способствуют так же повседневный контроль за работой материально ответственных лиц, своевременное проведение инвентаризации, контроль за правильностью и своевременностью составления товарно-денежных отчетов.
4. Совершенствование ассортиментной политики ООО «Надежда»
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование, как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Отсюда успешная реализация товаров, которая обеспечивает эффективность работы предприятия.
Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка мы рассматриваем через удовлетворение потребностей населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной, ценовой политики.
В ассортиментной политике любого предприятия должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах. Все это принципиально важно.
Что влияет на ухудшение спроса населения на товары магазина «Надежда»? Как уже было сказано, наличие супермаркета недалеко от исследуемого объекта. Ценовая политика магазинов такого формата разработана таким образом, что покупатель среди огромного ассортимента товаров может выбрать наиболее подходящий по ценовой категории товар. Возможно, следует разработать новую ассортиментную политику. Например, учитывая площадь магазина, можно выставить холодильные оборудования с готовыми полуфабрикатами мясных изделий (котлеты, голубцы и т.д.). Учитывая возрастающий спрос на такую продукцию и отсутствие такой продукции в конкурирующем с магазином супермаркете, можно предположить, что это привлечет новых покупателей.
В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Для характеристики ассортимента отдельных предприятий торговли и определения результативности ассортиментной политики нами были проанализированы структура ассортимента, его широта и частично глубина. Было выявлено, что можно охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету товарной реализации, причем чаще по групповому ассортименту. На предприятии ООО «Надежда» полноценный анализ ассортимента товаров не проводится.
Как показали исследования, практически все договоры и спецификации к ним не содержат сведений о развернутой номенклатуре товаров. При заключении коммерческих сделок, договоров поставки, контрактов строгого согласования внутригруппового ассортимента практически не бывает. Ситуация складывается в пользу производителя-поставщика и чаще “перекупщика”. Это неблагоприятно отражается на соответствии спроса и предложения, приводит к необоснованному завышению цен.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Как мы установили, что полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость, авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Магазин «Надежда» пользуется доверием у поставщиков товаров, потому как принимает товар крупными партиями, своевременно производит расчеты, имеет высокую степень надежности (высокие темпы товарооборота, высокую рентабельность и т.д.).
Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазина «Надежда» должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставки. Устойчивость ассортимента - ориентир для покупателя.
Каждая фирма, торговое предприятие, работая в определенной отрасли, старается удержаться в своих конкурентных преимуществах. Без разработки конкретной стратегии невозможно выжить и долговременно конкурировать на рынках.
В ООО «Надежда» частично проводятся маркетинговые исследования, планирование, но осуществляется это в основном экономистом под руководством заведующей магазином. Как и раньше, основные коммерческие функции выполняют руководители предприятий, что особенно характерно для муниципальных магазинов и обществ с ограниченной ответственностью. В силу загруженности и отсутствия знания рыночных процессов и малого опыта работы в новых условиях эти специалисты не обеспечивают высокой эффективности коммерческой деятельности по всем направлениям.
Расширение торговой сети, появление новых типов торговых предприятий обеспечили приток в торговлю работников, не имеющих специальной подготовки и не обладающих необходимым набором знаний, о чем свидетельствуют данные официальной статистики, выборочных обследований и экспертного опроса. Одновременно профессиональный уровень и сложившиеся стереотипы деятельности кадровых работников определенных категорий зачастую вступают в противоречие с требованиями изменившихся внешней и внутренней среды предприятия.
Ситуация складывается таким образом, что весовое оборудование нового типа (электронные весы), кассовые аппараты (Samsung) соответствуют пропускной способности магазина, а вот прилавки – витрины, холодильные витрины уже устарели, и портят внешний вид торгового зала. Новое торговое оборудование очень дорого обходится, но в тоже время эти затраты окупятся, так как условия хранения товара улучшаться, энергозатраты уменьшаться.
Для ООО «Надежда» можно порекомендовать следующее оборудование:
1. Вертикальные пристенные холодильные витрины открытого типа. Они предназначены для демонстрации и хранения охлажденных продуктов. Под потолком витрины находятся люминесцентные светильники и ночная штора, предназначенная для экономичного потребления энергии в режиме хранения.
2. Гастрономические холодильные витрины для демонстрации охлажденных продуктов. Охлаждение – естественное.
3. Пристенные витрины открытого типа с вентиляционным охлаждением. Предназначенные для демонстрации и хранения, охлажденных колбасных и молочных продуктов, упакованной рыбы и мяса.
ТТП в магазине «Надежда» протекает, отлажено, но, к сожалению, бывают разные казусы, которые отражаются на качестве товара. Все мы знаем, что зимой очень часто выключают электроэнергию. И вот на этот случай ничего не предусмотрено, хотя такие отключения уже стали нормой. Ведь в других предприятиях есть генераторы.
Мы пришли к убеждению о необходимости введения принципиально нового подхода к управлению коммерческой деятельностью. Этого можно достичь путем введения маркетинговых служб (или хотя бы их основных элементов) на каждом предприятии. Поскольку маркетинг является чисто рыночной концепцией управления коммерческой деятельностью предприятия, то он позволит наиболее гармонично сочетать рыночные интересы предприятия и потребителя. Практический маркетинг принесет реальную пользу предприятию лишь в том случае, когда его применение будет осуществлено квалифицированными специалистами, обладающими знаниями в области рыночной стратегии и тактики.
Служба маркетинга, адекватно отвечающая требованиям рынка, еще только зарождается. Ее развитие сдерживается отсутствием средств у предприятий, специально подготовленных кадров и методических разработок, адаптированных к местным условиям.
От вышеназванных факторов во многом зависит подход к ассортиментной политике предприятий, планированию закупочной деятельности, определяющей состав и структуру товарного предложения, степень удовлетворения покупательского спроса, организацию торгового обслуживания.
Заключение
Предприятия постепенно адаптируются к рыночной ситуации, наметились позитивные изменения в их работе. Коммерческая деятельность торговли в значительной степени активизировалась, произошло улучшение структуры товарооборота вследствие роста объема и изменения состава товарного предложения на основе расширения географии межрегиональных и международных связей. Повысилась степень удовлетворения покупательского спроса, как по объему, так и по структуре. Это связано с расширением, обновлением ассортимента и продвижением на рынок принципиально новых для населения области товаров и услуг.
В ходе реформы за счет развития и углубления сферы деятельности субъектов принципиально изменился содержательный аспект коммерческой деятельности предприятий торговли. Сейчас значительная часть розничных предприятий сочетают оптовую и розничную продажу, а оптовые - розничную. Расширяют розничную торговлю и производственные предприятия. Тем самым обеспечивают маневренность товарных ресурсов, быстрое доведение товаров до потребителя и возвратность вложенных средств.
Несмотря на то, что изучение ассортимента товаров - очень важная проблема (даже межотраслевая) до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие ассортиментной политики, ее сущность в сфере торговли;
2. дать характеристику исследуемого предприятия;
3. рассмотреть ассортиментную политику на ООО «Надежда»;
4. дать рекомендации по усовершенствованию ассортиментной политики.
Список используемой литературы
1. Артамонова Л.И. Организация торговли.- М.:Экономика, 2004.-345с.
2. Архипов В. Е. Маркетинг. Техника создания спроса.- М.: Вершина, 2005.-304с.
3. Берман Б.Б. Маркетинг.-М.: Экономика, 2004.-231с.
4. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2004.-496с.
5. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: Учебно – практическое пособие. – М.: Эксмо, 2006.-240с.
6. Котлер. Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать рынок. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-296с.
7. Малышенко М.М. Универсальный магазин.-М.: Просвещение, 2005.-341с.
8. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие. – М.: изд-во «Вузовский учебник», 2006.-272с.
9. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. Учебник для бизнес-школ. – М.: Норма, 2005.-384с.
10. Стоун М. Маркетинг, ориентированный на потребителя. – М.: Фаир-прес, 2003.-336с.
11. Украинцева А.А. Маркетинг. – М.: Проспект, 2006.-248с.
12. Устинов М.Т. Организация и управление торговли.- М.: Экономика, 2006.-512с.
13. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг.- М.: Экономика, 2005.-296с.
14. Эванс Д.Р. Маркетинг.-М.: Экономика, 2003.-259с.
15. Эдвардс Ч.Р. Реклама в розничной торговле.-М.: Экономика, 2004.-198с.
[1] Артамонова Л.И. Организация торговли.- М.:Экономика, 2004.-145с.
[2] Архипов В. Е. Маркетинг. Техника создания спроса.- М.: Вершина, 2005.-104с.
[3] Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: Учебно – практическое пособие. – М.: Эксмо, 2006.-140с.
[4] Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2004.-296с.
[5] Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: Учебно – практическое пособие. – М.: Эксмо, 2006.-184с.
[6] Устинов М.Т. Организация и управление торговли.- М.: Экономика, 2006.-212с.
[7] Малышенко М.М. Универсальный магазин.-М.: Просвещение, 2005.-241с.
[8] Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие. –М.: изд-во «Вузовский учебник», 2006.-172с.
[9] Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. Учебник для бизнес-школ. – М.: Норма, 2005.-184с.
[10] Украинцева А.А. Маркетинг. – М.: Проспект, 2006.-142с.