Содержание
1. Анализ объема производства. 3
2. Методика анализа эффективности капитальных и финансовых вложений. 8
3. Задача. 12
Список литературы.. 14
1. Анализ объема производства
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
1) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;
2) оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам;
3) оценка роста производства продукции высшей категории качества;
4) выявление факторов, влияющих на выполнение плана производства и реализации продукции, улучшение ее качества;
5) выявление и оценка внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции.
Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой. Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности организации и соответствующей форме статистической отчетности[1].
Анализ предполагает исследование динамики всего комплекса затрат на производство и реализацию услуг по основному виду деятельности в разрезе экономических элементов. Такой подход позволяет выявить изменения материало-, фондо- и зарплатоемкости (трудоемкости) услуг. Пристального внимания требует выявление причин увеличения расходов на оплату услуг сторонних организаций. В ходе анализа раскрываются конкретные причины изменения доли амортизации в общем объеме затрат и оценивается ее влияние на экономические результаты производственной деятельности. Кроме того, в процессе проведения комплексного экономического анализа формируются базы данных о затратах на оказание услуг для оценки возможных тенденций в их изменении, разработки и выбора оптимальных решений по управлению производственными затратами, а также для повышения эффективности их расходования. Результаты проведенного комплексного анализа необходимы:
- при разработке стратегии развития организации и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку он является важным этапом управленческого цикла;
- для оценки привлекательности организации с точки зрения внешнего инвестора и определения позиции организации в национальных и мировых рейтингах;
- для выявления резервов и неиспользованных возможностей, имеющихся в организации, обоснования направлений адаптации внутреннего ее потенциала к изменениям условий внешней среды.
Результаты внутреннего анализа в связи с этим являются обоснованной информационной базой осмысления и принятия необходимых изменений в управлении затратами и результатами деятельности организации[2].
В проведении комплексного анализа затрат следует руководствоваться следующими общеметодологическими принципами:
1) системный подход (организация рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из взаимосвязи подсистем);
2) принцип комплексного анализа всех подсистем и составляющих ее элементов;
3) динамический принцип и принцип сравнительного анализа (анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм и т.п.);
4) принцип учета специфики в формировании затрат организации (в частности, отраслевой).
Необходимо отметить, что важными факторами, оказывающими существенное влияние на показатель изменения затрат на 1 руб. продукции, являются объем производства, изменение переменных и постоянных затрат, которые, в свою очередь, могут увеличиться или уменьшиться за счет цен на потребляемые ресурсы или материалы. Кроме того, на величину рассматриваемого показателя может повлиять и изменение стоимости услуг в связи с инфляцией, изменением рынка сбыта (потребителей) и др. Для обобщающего показателя затрат на 1 руб. продукции, т.е. без выделения отдельных видов услуг, существенным может оказаться именно их структура.
Одним из способов анализа и прогнозирования будущих издержек является прямой расчет затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции[3]. В тех ситуациях, когда соотнесение материалов, труда (например, затраты прямых материалов и труда устанавливаются на основе спецификаций на продукт) и (в ряде случаев) оборудования с единицами выпуска не представляет особых трудностей, данный способ может дать весьма точный прогноз будущих затрат. Однако в отношении анализа косвенных производственных затрат, таких, как техническое обслуживание, электроэнергия и т.п., возникают проблемы. Существенно ограничивающим использование данного подхода недостатком, особенно в случае сложного технологического процесса, является его трудоемкость, влекущая за собой высокие издержки.
Если предприятие планирует аналогичную деятельность в будущем, то можно проанализировать прошлые затраты, которые важны не только как база для сопоставления с текущими издержками, но и как инструмент для прогнозирования возможного объема будущих затрат.
Выбор независимой переменной - важнейшая составляющая анализа затрат. Необходимо выявить такой показатель, с изменением которого будут наиболее тесно связаны колебания вычисляемой величины затрат. Если подобная зависимость издержек наблюдается от нескольких показателей, то обычно избирается тот, который предполагает наименьшую стоимость сбора информации. В подавляющем большинстве случаев под такой независимой переменной понимается показатель объема.
Естественно, что для анализа эффекта влияния изменений объема на издержки сам этот объем можно было определить и измерить. Способ измерения объема зависит, с одной стороны, от избранных единиц его измерения (например, объем производства может быть выражен как в денежных единицах, так и в количестве выпущенной продукции), а с другой стороны, от того, с какой целью будут использоваться полученные результаты. Можно выделить две основные группы целей: прогнозирование дохода, анализ безубыточности и ценообразование; составление сметы расходов и контроль уровня издержек.
Поскольку хозяйственная деятельность на промышленных предприятиях так или иначе связана с объемом выпуска, затраты обычно рассматриваются как функция объема выпуска, хотя, конечно, последний показатель не является единственным[4]. Несмотря на существование других факторов, оказывающих влияние на затраты в краткосрочном периоде (уровень цен, степень загрузки производственных мощностей, ассортимент выпускаемых изделий), общее допущение, принятое в подходе к анализу затрат, состоит в том, что все остальные независимые переменные, кроме выпуска продукции, считаются неизменными в течение производственного цикла[5].
Если результаты анализа предполагается использовать в краткосрочном периоде для прогнозирования дохода при различных объемах продаж, определения уровня безубыточности и ценообразования, то вполне приемлемым критерием является объем продаж, выраженный в денежных единицах. При этом представляется целесообразным проанализировать сметные и фактические данные по направлениям: общее отклонение по продажам, отклонения по ценам, отклонения по проданным и произведенным количествам. Заметим, что объем продаж в денежном выражении не всегда является тем показателем, с помощью которого можно судить об объеме издержек, поэтому его использование должно ограничиваться ситуациями, при которых между ними прослеживается явная логическая связь.
2. Методика анализа эффективности капитальных и финансовых вложений
Анализ внеоборотных активов предусматривает расчет дополнительных относительных коэффициентов на основе данных бухгалтерской отчетности. Они подразделяются на две группы:
- коэффициенты движения и состояния внеоборотного капитала;
- коэффициенты эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности.
Эти коэффициенты рассчитываются для всех видов внеоборотного капитала: нематериальных активов, основных средств, капитальных вложений и доходных вложений в материальные ценности. Рассмотрим методику построения аналитических таблиц и оценки данных коэффициентов на примере основных средств.
Коэффициенты могут быть рассчитаны на начало и конец года. В этом случае возможна оценка изменения показателей движения и состояния внеоборотного капитала за отчетный год. Показатели движения и состояния целесообразно рассчитывать не только в целом по основному капиталу, но и в разрезе его основных видов. Данные ф. N 5 позволяют рассчитать коэффициенты для активной части производственных средств (в том числе для зданий и сооружений, машин, оборудования, транспортных средств) и по группе прочих основных средств. Необходимость такого анализа обусловлена управленческими целями и выработкой оптимальной политики управления процессом воспроизводства основного капитала.
Для полной характеристики использования внеоборотных активов применяют систему коэффициентов, включающую обобщающие и частные технико - экономические показатели.
На показатели деятельности предприятий оказывают воздействие как экономические, так и организационные факторы. Кроме того, предприятия как самостоятельные экономические субъекты хозяйственной деятельности обладают правом распределять результаты деятельности, т.е. прибыль, имеют экономическую свободу в выборе партнеров и делают этот выбор исходя только из целей экономической целесообразности и собственной выгоды. Необходимым элементом их хозяйствования в современных условиях является самостоятельность в организации снабжения производства сырьем, найме персонала и распоряжении произведенной продукцией, а также в решении вопросов, касающихся финансирования капитальных вложений, обеспечения предприятия оборотными средствами, и иных задач исходя из собственного видения перспектив осуществления производственной деятельности. Таковы основные элементы самостоятельной деятельности любого предприятия, и на основе их учета строится система финансового анализа.
Организации приобретают в большинстве случаев ценные бумаги других организаций на неопределенный срок. При приобретении ценных бумаг преследуются следующие цели:
- получение прибыли от произведенных инвестиций;
- установление контроля над организацией, ценные бумаги которой приобретены, и т.д.
В соответствии со ст.143 ГК РФ к ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Финансовые вложения в ценные бумаги принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора. Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть суммы:
- уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
- уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;
- вознаграждений, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги;
- расходов по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету;
- иных расходов, непосредственно связанных с приобретением ценных бумаг.
При приобретении ценных бумаг других организаций принимается во внимание стабильность покупателей, рынка сбыта, сфера деятельности, длительность функционирования.
Организации осуществляют финансовые вложения в другие организации посредством приобретения акций или облигаций. Эти инвестиции могут быть краткосрочными или долгосрочными.
Вложения организации в акции и иные ценные бумаги других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются при составлении годового бухгалтерского баланса на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости. Вышеуказанная корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов организации в конце отчетного года.
Выбор метода учета инвестиций зависит также от того, насколько существенное влияние оказала эта операция на инвестора и установлен ли контроль над оперативной и финансовой деятельностью организации, акции которой были приобретены. При этом существенным считается влияние, при котором инвестор оказывает заметное воздействие на оперативную и финансовую политику инвестируемой им организации независимо от доли приобретенных акций или других ценных бумаг.
В процессе анализа эффективности финансовых вложений изучается объем и структура инвестирования в финансовые активы с определением темпов роста, доходности финансовых вложений как в целом, так и по отдельным финансовым инструментам.
Доходность ценных бумаг сравнивается также с гарантированным доходом, в качестве которого принимается ставка рефинансирования Банка России либо процент по государственным облигациям или казначейским обязательствам.
Оценка и прогнозирование экономической эффективности приобретенных или приобретаемых ценных бумаг может быть произведена с помощью как абсолютных, так и относительных показателей, то есть посредством определения текущей рыночной цены (по которой возможно приобретение) и внутренней стоимости (исходя из субъективной оценки каждого инвестора) или посредством расчета относительно доходности. В этом случае различие между ценой и стоимостью финансового актива состоит в том, что цена является объективным показателем, а внутренняя стоимость - расчетным показателем (результатом собственного подхода инвестора).
Расчет текущей внутренней стоимости может быть произведен посредством деления ожидаемого возвратного денежного потока за определенный период на ожидаемую или требуемую норму доходности по финансовому инструменту с учетом числа периодов получения доходов[6].
Если сумма инвестиционных затрат, то есть рыночная стоимость ценной бумаги, будет выше текущей стоимости ценной бумаги, держателю этой ценной бумаги выгодно ее продать, но инвестору в этом случае приобретать ее нет выгоды в связи с тем, что он получит прибыль меньше ожидаемой.
Исходя из вышеизложенного текущая стоимость ценной бумаги зависит от:
- ожидаемых денежных поступлений;
- продолжительности прогнозируемого периода получения доходов;
- требуемой нормы прибыли.
3. Задача
По приведенным в таблице данным необходимо определить:
- недостающие показатели по труду и заработной плате и их изменения в абсолютных и относительных выражениях;
- влияние факторов на изменение фонда оплаты труда, используя формулу:
ФОТ= Р/ ПТ* ЗП
где ФОТ- фонд оплаты труда, тыс. руб.; Р- объем продаж, тыс. руб.; ПТ- производительность труда, тыс.руб.; ЗП- средняя заработная плата 1 работника, тыс.руб..
По результатам расчетов сделать выводы и разработать пути оптимизации расходов на оплату труда.
Таблица 1
Показатели |
Предшествующий период |
Отчетный период |
1. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
1231 |
1449 |
2.Среднесписочная численность работников, кол. чел. |
94 |
89 |
3. Средняя заработная плата 1 работника, тыс. руб. |
7 |
? |
4. Производительность труда, тыс. руб. |
? |
? |
5. Объем продаж, тыс. руб. |
7926 |
9799 |
Решение
Средняя заработная плата 1 работника определяется как:
Фонд оплаты труда / Среднесписочную численность работников = 1231 тыс. руб. / 94 чел. = 13,09 тыс. руб. – за предыдущий период.
За отчетный период этот показатель равен 1449 тыс. руб./ 89 чел. = 16,28 тыс. руб.
Производительность труда определим как:
Объем продаж / Среднесписочную численность работников
За предыдущий период производительность труда составит:
7926 тыс.руб. / 94 чел. = 84,32 тыс.руб на 1 чел.
За отчетный период – 9799тыс. руб. / 89 чел. = 110 тыс. руб. на 1 чел.
Рассчитаем теперь влияние каждого фактора на изменение фонда оплаты труда.
При изменении (увеличении) объема продаж за отчетный период на 1873 тыс. руб. фонд оплаты труда вырос на 290 тыс. руб.:
9799 / 84,32 * 13,09 = 1521 тыс. руб., 1521 тыс. руб. – 1231 тыс. руб. = 290 тыс. руб.
При увеличении производительности труда на 25,68 тыс. руб. за отчетный период, фонд оплаты труда снизился на 65 тыс. руб.:
9799 / 110 * 13,09 = 1166 тыс. руб., 1166 тыс. руб. – 1231 тыс. руб. = - 65 тыс. руб.
При увеличении средней заработной платы 1 рабочего на 3,19 тыс. руб., фонд оплаты труда вырос на 219 тыс. руб.:
9799 / 110 * 16,28 = 1450 тыс.руб., 1450 – 1231 = 219 тыс. руб.
Как видно из приведенных расчетов, увеличение объема продаж и средней заработной платы 1 работника, фонд оплаты труда также увеличился. И наоборот, при увеличении производительности труда фонд оплаты снизился на 65 тыс. руб.
Таким образом, предприятию в целях снижения расходов на оплату труда необходимо повышать производительность труда работников снижая при этом среднесписочную численность работников (например, за счет автоматизации производства).
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Т. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; Финансы и статистика, 2004.
2. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: Финансы и статистика, 1991.
3. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. – Киев: Высшая школа, 1990.
4. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 203 с.
5. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и статистика, 1991.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2004.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минск: ИСЗ, 1996.
[1] Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 83 с.
[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2004.- с.64.
[3] Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 84 с.
[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2004.- 81 с.
[5] Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 123 с.
[6] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минск: ИСЗ, 1996.- 154с.