Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Инфляция: сущность, причины, экономические и социальные последствия.................................................................................................... 5
1.1. Сущность инфляции, ее природа и причины................................................................ 5
1.2. Социально-экономические последствия инфляции................................................... 12
Глава 2. Анализ инфляции за последние годы....................................... 20
2.1 Кризис 17 августа 1998 г.: причины и последствия.................................................... 20
2.2 Инфляция в 2000-2003 году.............................................................................................. 28
Заключение.................................................................................................. 35
Список использованной литературы....................................................... 38
Введение
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
Проблема инфляции приобретает особое значение в современном мире, поскольку с ее решением связано дальнейшее развитие экономики и других сфер жизни общества.
Актуальность изучаемой проблемы объясняется тем, что инфляция – важнейшая характеристика стран с рыночной экономикой. Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Предметом работы является инфляция.
Цель работы – раскрыть сущность инфляционных процессов в современной России.
Данная цель разворачивается в решение ряда задач:
· Рассмотреть сущность, причины, экономические и социальные последствия
· Проанализировать инфляцию за последние годы
Глава 1. Инфляция: сущность, причины, экономические и социальные последствия
1.1. Сущность инфляции, ее природа и причины
От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.[1]
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.
Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.
Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди.
Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
индекс цен индекс цен
этого года - прошедшего года
Темп инфляции = ---------------------------------------------- * 100%
индекс цен прошедшего года
Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
1. Должно быть постоянное равновесие государственного бюджета;
2. Центральный банк должен вести идеальную политику;
3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;
4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.
Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.
Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу(табл.1).
Таблица 1
Страна, год |
Рост цен, % |
Россия(1992) |
2501 |
Болгария(1991) |
457 |
Чехословакия(1991) |
54 |
Венгрия(1991) |
33 |
Польша(1990) |
249 |
Румыния(1991) |
252 |
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.
Причину инфляции нужно искать в трех видах монополий:
1. Государственная монополия на эмиссию денег;
2. Профсоюзная монополия;
3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.
Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.
Причины инфляции могут лежать и вне государства, их нужно искать в мировой торговле тоже.
Экономисты различают два типа инфляций.
Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров. "[2]
Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - средние издержки при данном объеме производства. такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:
общие затраты
Издержки на единицу продукции = ---------------------------------------
количество единиц продукции
Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.
Если мы будем рассматривать темпы роста цен, то можем выделить следующие виды инфляции:
1. Умеренная. Цены растут на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;
2. Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;
3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.
Некоторые экономисты боятся, что умеренная ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом нарастая как снежный ком, превратиться в более жесткую гиперинфляцию. Этот темп роста инфляции оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость. Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньги сейчас. Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые инфляционным психозом, усиливают давление на цены, и инфляция начинает кормить сама себя. Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют и получают более высокую номинальную заработную плату. А профсоюзы стремятся к такому повышению заработной платы, которой хватило бы не только на то, чтобы покрыть прошлогоднее повышение цен, но и компенсировать инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет еще в силе. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции перейти к галопирующей.[3]
Кроме разрушительных последствий для перераспределения, гиперинфляция может ускорить экономический крах. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности - ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость и т. д.
В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары надо назначить. А потребители не знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются избегать своих должников, чтобы не получать возвращенный долг в дешевых деньгах. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке и в конечном итоге может наступить экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускорят финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.
Существует соотношение роста цен по различным товарным группам:
1. Сбалансированная инфляция. Цены различных товарных групп
относительно друг друга не изменены;
2. Несбалансированная инфляция. Соотношение цен товарных групп
изменяется в разных процентах.
Также инфляцию можно подразделить на ожидаемую и неожиданную.
Инфляций и экономических кризисов не избежала ни одна страна. Даже самые тяжелые кризисы заканчивались, как правило, обновлением экономики и ее подъемом. Поэтому большинство исследователей рассматривают кризисы как переломный момент в научно-техническом, социальном, политическом и экономическом развитии. Исторические ситуации не повторяются однозначно, и поэтому даже собственный опыт нуждается в переосмыслении в сегодняшних условиях. Средства, которые помогли другим странам выйти из кризиса и преодолеть инфляцию, видимо, должны по-иному использоваться применительно к конкретной ситуации.
Прежде всего, надо по возможности наиболее точно поставить диагноз, какого вида инфляцию и кризис мы переживаем. Тогда можно будет оценить альтернативы выхода из сложившейся ситуации.
1.2. Социально-экономические последствия инфляции
Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.
Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.
Инфляция, вызванная повышением зарплаты. Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются большого повышения зарплаты, тогда этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы.[4]
Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию.
В реальном мире ситуация гораздо сложнее, чем простое разделение инфляции на два типа - инфляцию, вызванную увеличением спроса и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практике трудно различить эти два типа.
Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. Инфляция, обусловленная ростом издержек автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Инфляция, обусловленная ростом издержек порождает спад, а спад в свою очередь сдерживает дополнительное увеличение издержек.
Сам факт инфляции - снижение покупательной способности денежной единицы, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно приобрести за эту денежную единицу, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность денежной единицы, однако ваш реальный доход или уровень жизни снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.
Инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Классическим примером являются пожилые супруги, живущие на частную пенсию или ренту, которые обеспечивают фиксированный ежемесячный размер номинального дохода.
Инфляция также ухудшит положение землевладельцев, получающих фиксированную ренту, потому что с течением времени они станут получать денежные единицы, имеющие меньшую стоимость. В меньшей степени жертвами инфляции окажутся некоторые белые воротнички, часть служащих государственного сектора, доходы которых определяются фиксированной тарифной сеткой, а также живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению и другие трансфертные доходы семьи.
Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.
С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.
Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.
Инфляция может также сглазить владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость или покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справится с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.[5]
В государствах докапиталистической эпохи основными причинами кризисов, характеризуемых инфляцией, были:
а). растрата казны в связи с войнами, содержанием войск, расходами правящих лиц и государственного аппарата;
б). неурожаи в течение нескольких лет подряд.
Подобного рода кризисы, обусловленные чрезвычайным дефицитом государственного бюджета и переключением народного хозяйства на удовлетворение военных нужд, потрясли многие страны, участвовавшие в первой и второй мировых войнах.
С формированием рынков товаров, капитала, труда научно-техническое и социально-экономическое развитие стало периодически прерываться кризисами, вызываемыми нарушением воспроизводственных и межотраслевых пропорций. В данном случае инфляция бывает обусловлена отставанием темпов роста потребительской сферы от инвестиционной и более частными диспропорциями, влияющими на товарно-денежную сбалансированность.
Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда).[6]
К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т. д. ) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.
В 1992 г. Правительство РФ объявило о либерализации цен. Был снят административный контроль над ценами и производством, отменены рационирование ресурсов, квотирование экспорта и импорта, множественность обменного курса, точнее они остались в ограниченном масштабе. Попытки государства (в начале 1992 г.) проводить жёсткую налоговую и денежную политику при отсутствии сильной национальной валюты и валютного контроля оказались бессмысленными и потерпели крах. Потребовались меры к ужесточению контроля над потоком бесконтрольно эмитируемых рублей из государств «рублёвой зоны», а также таможенный и валютный контроль, прежде чем был наложен контроль над денежной системой. Из-за слабости правового и административного обеспечения договорной дисциплины неплатежи стали массовым явлением. Бурное развитие теневой экономики и преступности способствовали параличу ряда предприятий и предпринимателей, финансовой системы.
В результате либерализации цен темп их роста оказался настолько сильным, что денежная масса не успевала за ним, её не хватало для расчётов. Для увеличения её объёма Центральный Банк России расширил купюрность банкнот, а затем принял меры по организации расчётно-кассовых центров для безналичных расчётов. Эти меры оказались недостаточными. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены возросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная масса возросла в 5,1 раза, а цены выросли почти в 10 раз. В 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса – только в 2,9 раза. В определённой мере, восприняв идеи монетарной концепции, которая заключалась в том, что ЦБ изменяет количество денежных средств, находящихся в банковской системе, что даёт возможность изменять процентную ставку, воздействуя на инвестиции и доходы. Увеличение предложения денежной массы снижает процентную ставку, а уменьшение предложения денег её повышает, предприняло ряд реформ. В соответствии с этой концепцией государственное регулирование экономики должно осуществляться крайне ограничено, в основном за счёт устойчиво-равномерной денежной эмиссии. Поскольку инфляция возникает по причине избытка денег в обращении, необходимо уменьшить объём совокупного спроса населения.
Российский вариант инфляции, возникшей не из-за бюджетного дефицита, который, напротив, явился следствием инфляционных процессов, а по причине инфляционных затрат, требует не монетаристских методов её преодоления, а иного подхода. Попытки сдерживать инфляцию только путём ограничения денежной массы, хотя и дали определённые положительные результаты, но при этом повлекли за собой ряд негативных последствий: спаду производства, росту неплатежей, падению жизненного уровня.
Российская инфляция – это инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а не избытка денежной массы.
В России инфляция сочеталась одновременно со спадом производства, т.е. происходила стагфляция. Для России самый предпочтительный вариант регулирования инфляции – это стагфляционная политика, где применяется политика доходов – согласование и увязка темпов роста заработной платы и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Таким образом, антиинфляционная политика должна использовать два регулятора: рыночный и государственный.
Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т. д. ). Сюда же можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ.
Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт. уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г. г. вплотную подошли к гиперинфляции.
Инвестиционный голод длится в стране уже четыре года, пожалуй с 1988 года началась открытая нехватка вложений. Инвестиций выделяется меньше, чем необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.[7]
Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница. Говорят, что это 50 процентов в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25 процентов, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25 процентов куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т. д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.
Глава 2. Анализ инфляции за последние годы
2.1 Кризис 17 августа 1998 г.: причины и последствия
Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся, однако, большой ценой. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах.
Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции" (девальвации, неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.).
В России рост "отсроченной инфляции" происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. Активно работали "обналичивающие фирмы", и только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное положение, хотя это их, по-видимому, мало смутило, поскольку стоимость данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долл. ежегодно.
Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Так, каждый рубль задержки выплат из бюджета оборачивался в 5-6 руб. неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4 трлн. руб. Поданным Госкомстата России, полностью платят налоги только 16% предприятий, до 70% сделок осуществляется через взаимозачеты и бартер.
Высокие процентные ставки по ГКО-ОФЗ, спекулятивное надувание "фондового пузыря" (фондовый индекс за 1996-1997 гг. возрос почти в восемь раз) вытесняли с рынка прямые инвестиции. Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.
Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта: большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить. Отказ от экспортных пошлин в пользу акцизов привел к выравниванию и даже завышению цен на энергоносители в России по сравнению с ценами мирового рынка, что еще более усугубляло положение с конкурентоспособностью российских товаров.
В условиях отсутствия механизмов, обеспечивающих экономический рост, несовершенной фискальной системы, поддержания высокого Уровня потребления и интенсивного вывоза капитала за границу "отсроченная инфляция" быстро вытесняла текущую. Так, если в 1993 г. величина "отсроченной инфляции" составляла всего доли процента секущей, то в 1998 г. она уже в десять раз превышала последнюю. По-видимому, в 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция" вышла из-под государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно (см. рис. 1).
1993 1994 1995 1996 1997 1998
прогноз
Рисунок 1. Индекс "отсроченной инфляции" (в % к ВВП)
и индекс-дефлятор ВВП (в % к предыдущему году)
К неучтенным составляющим индекса "отсроченной инфляции" Относятся: прочие долговые обязательства правительства и субъектов Федерации; завышенные внутренние цены на энергоносители, услуги связи, кредиты, полученные под гарантии правительства России, и т.д. На относительный размер "отсроченной инфляции" влияет также завышенный Госкомстатом РФ объем ВВП. (Вследствие завышения цен при бартерных сделках размер ВВП переоценен на 30-40%. Кроме того, с целью учета теневой экономики ВВП был увеличен еще на 25%.) Таким образом, к середине 1998 г. "отсроченная инфляция" составляла не менее 400% ВВП России. В то же время критическим значением "отсроченной инфляции" в развитых странах мира является величина 60-120% ВВП.
Одновременно валовое накопление основного капитала по ППС сократилось до 50% в 1998 г. Хотя, например, Япония для обеспечения высоких темпов экономического роста несколько десятилетий подряд поддерживала валовое накопление основного капитала на уровне 25-30%. Ресурсы, полученные за счет роста "отсроченной инфляции", фактически шли на конечное потребление, то есть просто "проедались".
В подобных условиях могли развиваться лишь экспорто-ориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.
Финансовые средства оказались оторванными от реального сектора экономики и вращались либо в рамках рынка ГКО-ОФЗ, либо в замкнутых цепочках сырьевых экспортеров.
Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами даже несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Оптимистические заявления Госкомстата РФ об увеличении притока иностранных инвестиций, мягко говоря, не соответствуют действительности. Например, доход от продажи пакета акций "Связьинвеста" отнесен к прямым зарубежным инвестициям, тогда как он был полностью направлен в госбюджет и пошел на конечное потребление.
Из всех полученных Россией в 1997 г. более 50 млрд. долл. иностранных средств (за исключением доходов от экспорта и межправительственных кредитов) только около 1 млрд. долл., на наш взгляд, составляли прямые инвестиции, а свыше половины поступлений носили чисто спекулятивный характер.
Все это свидетельствует о том, что у государства не было сколько-нибудь продуманной политики экономического роста. Наоборот, инвестиционные ресурсы изымались из промышленности и шли либо на конечное потребление, либо на финансовый рынок, либо вывозились за границу.
Слабая государственная власть и исторически предопределенная зависимость экономики от политики в России обусловила создание олигополистической социально-экономической модели, следствием чего явились крайняя монополизация российского рынка 10% отечественных компаний выпускают более 70% продукции (для сравнения: 10% американских корпораций производят 37% продукции) и предельно высокая коррумпированность аппарата государственного управления (согласно рейтингу немецкой компании Transparency International, по уровню коррупции Россия занимает четвертое место в мире после Боливии, Колумбии и Нигерии).
Нынешний экономический кризис был фактически подготовлен:
- накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить,
- неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений;
- чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики;
- полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства; - непродуманной фискальной политикой.
Внешние факторы (восточноазиатский и мировой экономические кризисы, падение цен на нефть и т.д.) лини) ускорили наступление кризиса в России и увеличили его тяжесть.
Пренебрежение российских властей доверием населения, доверием внутренних и внешних инвесторов особенно наглядно выразилось в решениях 17 августа 1998 г. и последовавших затем заявлениях (и действиях) первых российских официальных лиц. Внезапное прекращение всяких платежей держателям ГКО - надо было это делать?. Это в первую очередь проблема отношений между Минфином, с одной стороны, и Центробанком и Сбербанком как главными держателями ГКО, с другой. Они вполне могли между собой договориться о реструктуризации, о пролонгации, о "замораживании" своих портфелей этих бумаг. Но не обваливать столь беспощадно коммерческие банки, имевшие когда-то неосторожность (или глупость, или жадность) поверить российскому государству. Следовало ли так бесцеремонно, так внезапно, без консультаций с кем бы то ни было объявлять трехмесячный мораторий на выплаты иностранным партнерам? Убежден, нет. Сколько теперь пройдет времени, прежде чем России вновь начнут хоть как-то доверять на международных финансовых рынках? А денег в мире сколько угодно, и нам вплоть до этого злосчастного дефолта продолжали давать их на вполне приемлемых условиях, и облигации наши за рубежом продолжали покупать. Да в конце концов неужели нельзя было цивилизованно договориться с нашими партнерами об отсрочке, тем более что уж кто-кто, а они-то никак, ни с какого боку ни раньше, ни сегодня не были заинтересованы в нашем банкротстве.
Проведенный краткий анализ причин кризиса позволяет сделать прогноз экономической ситуации в России на ближайшее будущее.
Рассмотрим классическую кривую развития кризиса (см. рис. 2)
Рисунок 2. Классическая кривая развития кризиса
Обратимые изменения подразумевают истощение финансовых и материальных ресурсов экономики, а необратимые являются следствием деградации основ государственности, срок восстановления которых затягивается на десятилетия, но возможно и нс восстановятся никогда (деградация научных школ и наукоемких отраслей промышленности, сокращение численности населения ниже критического уровня, потеря территориальной целостности страны, изменение политического строя и т.д.).
Положение России на кривой в настоящее время можно определить исходя из оценки динамики ее валового внутреннего продукта за 90-е годы.
ВВП России снижался, практически полностью повторяя форму классической кривой. В 1997 г. страна находилась в точке перелома, за которой должен был последовать экономический рост или вхождение в новый виток кризиса.
Чуда не произошло. Накопленный кризисный потенциал мгновенно преобразовался в ударную волну. Поскольку текущие и "отсроченные" ресурсы государства почти исчерпаны, можно ожидать, что кривая кризиса будет более крутой, чем в первой половине 90-х годов, и войдет в область необратимых изменений.
Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом отличают его от кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии, но при этом в определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста. Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического развития - основы существования самого государства. В результате его последствия будут значительно тяжелее.
Как показывает мировой опыт, относительно пологий участок кривой (время вхождения в кризис) составляет от двух до девяти месяцев, после чего начинается самопроизвольная интенсификация экономических процессов. Конкретное значение тренда кризисной кривой будет зависеть от выбранной стратегии развития и предпринимаемых мер.
По-видимому, правительство решило пойти сразу двумя путями: во-первых, ограничить оборот наличных денег, лимитировать их остатки на руках у населения и, во-вторых, запустить печатный станок. Предложенный механизм погашения ГКО-ОФЗ уже сам по себе подразумевает инфляцию, так как для обеспечения нормы доходности по их заменителям на уровне 20-30% темны экономического роста в течение ближайших трех-пяти лет должны превышать 5-7% годовых плюс возврат основной массы долга, что вряд ли достижимо.
Очевидно, внутренний долг будет покрываться за счет соответствующего роста инфляции. Кроме того, поскольку завышенный курс рубля и внутренний долг являются Заменителями текущей инфляции, девальвация рубля и отказ от ГКО-ОФЗ приведут к пропорциональному росту денежной массы для заимствования выбывающей части инструментов "отсроченной инфляции".
Одновременно ввиду практического блокирования банковской системы и роста панических ожиданий резко сократится сбор налогов, что неизбежно приведет к инфляционному финансированию бюджета. Попытка ужесточения фискальных мер в настоящих условиях будет лишь способствовать оттоку средств из промышленности в теневой сектор экономики и соответственно резкому падению объемов производства и инвестиций.
Массированное привлечение средств населения, институциональных и корпоративных инвесторов маловероятно, поскольку, несмотря на санацию внутреннего государственного долга и девальвацию рубля, никого не вводят в заблуждение истинные причины сложившейся ситуации. Доверие к государству как гаранту займов подорвано на неопределенный период. Скорее всего, начнется массированный отток валютных сбережений за границу.[8]
В существующих условиях вышеперечисленные факторы к декабрю 1998 г. вызовут резкий скачок инфляции до 60-80% в годовом исчислении. В феврале-марте 1999 г. последствия эмиссии в полной мере отразятся на рынке и, если не принимать упреждающих мер, то экономика перейдет в режим неконтролируемой гиперинфляции.
Источников восстановления равновесия и бюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны, попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той или иной мере должны быть сегодня использованы.
Первый источник - рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Многое из того, что предложило в своей "антикризисной" программе правительство, отправленное 23 августа т.г. в отставку, было разумно, и эту программу в некоторых главных, особенно налоговых, ее пунктах необходимо выполнять. Однако в перспективе по крайней мере нескольких ближайших месяцев здесь, конечно, вряд ли можно рассчитывать на какие-то существенные положительные сдвиги. Вместе с тем в принципе резервы заметного роста доходной части бюджета у нас огромны:
- снижение уровня налогообложения и на этой основе
- резкое расширение налогооблагаемой базы вплоть до возвращения значительной части ушедшей «в тень» экономики обратно в налоговую систему;
- установление государственной монополии на производство и оптовую торговлю спиртным;
- увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;
- дальнейшая приватизация государственной собственности, но не по воровским, а по более или менее реальным ценам;
- продажа земли и др.
Изложенный "плохой" (и, как мне кажется, наиболее реалистичный) сценарий неизбежно связан, таким образом, со значительными потерями как для населения, так и для наших внутренних и внешних инвесторов: ростом цен, резким снижением реальной зарплаты и пенсий, обесценением рублевых и валютных частных вкладов, быстрым "усыханием" государственных долгов перед предприятиями и задолженности по зарплате и социальным выплатам, обесценением всех государственных краткосрочных обязательств (похоже, что как минимум процентов на 70-80). Вопрос лишь в том, каковы масштабы этого всеобщего обесценения: видимо, будет уже хорошо, если с использованием различных способов индексации и компенсации его удастся ограничить по стоимости в пределах 50-70% от уровня августа 1998 г. И судя по первым шагам, новое правительство и Центробанк России, кажется, намерены придерживаться курса именно на минимизацию этого ущерба.
Итак. сложившаяся напряженная обстановка в стране не позволяет больше прибегать к ломовым приемам. Первейшим политическим и социальным приоритетом правительства и Центробанка на ближайшую перспективу должно стать максимально возможное восстановление доверия населения к российскому государству, к рублю, подорванного в ходе реформ последних лег. К идеале основными средствами при этом могли бы стать индексация зарплаты, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности валютных вкладов.
Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства - по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам зарплаты и пенсий, государственным цепным бумагам.
Любые же дальнейшие прямые или замаскированные попытки конфискации доходов, сбережений населения н вложений в государственные краткосрочные обязательства практически уже ничего существенного не дадут, а могут привести к абсолютно непредсказуемым политическим и социальным последствиям.
Как показывает мировой опыт, выход из кризиса цивилизованным демократическим путем возможен только при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Эти меры хорошо известны и в той или иной степени применялись и применяются всеми развитыми и развивающимися странами мира.
2.2 Инфляция в 2000-2003 году
В истекший период 2000 г. развитие инфляционных процессов формировалось под влиянием особенностей макроэкономической динамики. За первое полугодие 2000 г. инфляция составила 9.5%, в том числе за 1 квартал - 4,1%, а в период с апреля по июнь - 5,4%. В целом по итогам первого полугодия 2000 г. инфляция была ниже, чем в соответствующем периоде 1999 г., когда она составила 24,5%.
Инфляция в январе - июне 2000 г. развивалась на фоне сохраняющегося равновесного состояния системы долгосрочных базовых факторов, в числе которых - устойчивая динамика обменного курса рубля к доллару США, сравнительно невысокие инфляционные ожидания, умеренные темпы роста цен производителей промышленной продукции.
В сфере промышленного производства цены за шесть месяцев 2000 г. выросли на 17%. Некоторое ускорение в конце первого полугодия темпов роста ИЦПП было обусловлено особенностями макроэкономической ситуации, характеризующейся расширением производств.) и высокой инвестиционной активностью. Однако существуют и другие причины повышения стоимости промышленной продукции. Главная из них сопряжена с принятым Федеральной энергетической комиссией во второй половине апреля решением об увеличении с начала мая пун на газ для промышленных предприятий на 20,5%, в том числе для электроэнергетики - на 40%
Роль деловой эффективности в отраслях экономики, улучшение финансового состояния предприятий, позитивные ожидания экономических субъектов явились важными факторами оживления инвестиционных процессов в 1999 - 2000 годах.
На протяжении первого полугодия 2000 г. продолжалась активная инвестиционная деятельность предприятий и организаций, начавшаяся со второй половины 1999 г. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных за шесть месяцев т. г., по отношению к соответствующему периоду 1999 г. увеличился на 14,3% (по итогам шести месяцев предыдущего года объем инвестиции в основной капитал сократился на 5,7%).
Следует отметить, что, несмотря на высокие показатели инвестиционной деятельности, уровень инвестирования экономики в первые четыре месяца т. г. оставался все еще ниже докризисного периода. Так. инвестиции в основной капитал в январе - апреле 2000 г. составили по сравнению с январем - апрелем 1998 г. только 99% Прирост инвестиций на 17,1% в мае т. г. и 15,4% в июне по сравнению с соответствующими месяцами 1999 г позволил превзойти уровень инвестирования экономики в 1998 г. Инвестиции в основной капитал в январе - июне 2000 г. увеличились по сравнению с январем - июнем 1998 г. на 7,8%.
Среди отраслей экономики наиболее значимые объемы инвестиций в основной капитал направлялись в топливную промышленность, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Финансовые вложения российских предприятий и организации по итогам I квартала составили 180 млрд. руб., превысив в 1,1 раза осуществленный за этот же период объем инвестиций в основной капитал (162,3 млрд руб.) и в 1,8 раза - финансовые вложения в 1 квартале 1999 г. В январе - марте т. г. наиболее привлекательными среди отраслей промышленности были ценные бумаги предприятии машиностроения и металлообработки, топливной промышленности, а также черной и цветной металлургии.
В 2000 году, так же как и в предыдущем, отмечается увеличение зарубежных инвестиций российских предприятии. Так, в I квартале т. г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. зафиксирован заметный рост таких инвестиций По данным Госкомстата России, они составили 3,66 млрд. дол. США против 1,62 млрд. дол. США в I квартале 1999 года.
Улучшение общеэкономической ситуации в России способствовало увеличению притока иностранных инвестиций в страну. Объем иностранных инвестиций, поступивших и нефинансовый сектор экономики России в 1 квартале 2000 г., составил 2,45 млрд. дол. США, что в 1,6 раза превысило их поступление за аналогичный период предыдущего года (в 1 квартале 1999 г. отмечалось снижение иностранных инвестиций на 39,3%).
Дальнейшее развитие инвестиционного процесса во многом зависит от того, насколько удастся сохранить макроэкономическую стабильность, продолжить восстановительные процессы в производстве, сохранить тенденции оздоровления финансового положения предприятий.
Улучшение общеэкономической ситуации в первой половине 2000 г. оказывало положительное влияние на состояние бюджетной сферы. Так, в январе - апреле 2000 г консолидированный бюджет был исполнен с профицитом 3,5% ВВП, в то время как в январе - апреле 1999 г. дефицит консолидированного бюджета был равен 1,8% ВВП. (Здесь и далее данные по ВВП — оценка Департамента исследований и информации.) Федеральный бюджет в январе - апреле 2000 г. был сведен с профицитом в размере 2,S% ВВП, в то время как январе - апреле 1999 г дефицит федерального бюджета равнялся 2.3% ВВП.
Анализ помесячной динамики основных бюджетных параметров подтверждает сбалансированность федерального бюджета в анализируемом периоде, причем наибольшее превышение доходов над расходами наблюдалось в апреле текущего года. Следует при этом заметить, что законом «О федеральном бюджете на 2000 год» предусматривались предельные величины первичного профицита в размере 3,18%, а общего дефицита - 1,08% ВВП.
Рост налоговых поступлений в федеральный бюджет как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП был обусловлен не только увеличением налогооблагаемой базы в результате наращивания объемов производства, но также тем обстоятельством, что фактические цены на нефть, нефтепродукты и другие экспортные товары в анализируемом периоде 2000 г. были выше заложенных и бюджете значений.
Введение с начала 2000 г нового механизма распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней в пользу федерального бюджета также способствовало росту его доходов, Доля налоговых доходов федерального бюджета в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему за первые четыре месяца 1999 года достигла 60,4%, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,8 процентного пункта.
Успешное исполнение федерального бюджета привело к тому, что в январе - апреле 2000 г. объем погашений по внутренним и внешним долгам, осуществляемых Министерством финансов Российской Федерации, превысил объем заимствований. Сальдо внутренних заимствований в январе - апреле составило 5.6 млрд. руб. а сальдо внешних заимствовании равнялось 47,2 млрд. руб. В январе - апреле 1999 г дефицит бюджета покрывался за счет внешних заимствований, большая часть которых приходилась на кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. предоставленные Российской Федерации.
Проведение в 2000 г. сдержанной политики заимствований на рынке внутреннего долга повлекло за собой сокращение его величины. Так. и январе - мае 2000 г. объем обращающихся на рынке государственных ценных бумаг сократился на 4,1% и составил к началу июня 255,9 млрд. рублей.
Определяющее воздействие на результаты внешнеторговой деятельности в первом полугодии 2000 г. оказала чрезвычайно благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках: объем внешнеторгового оборота был существенно выше, чем в первом полугодии 1999 года.
По официальным данным ГТК и Госкомстата России, в январе - апреле 2000 г. относительно соответствующего периода 1999 г. внешнеторговый оборот увеличился на 28.2% - до 44.8 млрд. дол. Основную долю прироста торгового оборота России составило увеличение экспорта.
Значительные темпы прироста экспорта обеспечил высокий уровень цен на мировых рынках энергоресурсов, цветных металлов и ряда других товаров российского экспорта. Происходящее импортозамещение, а также сохраняющийся низкий спрос на импортные товары при сохранении низкого курса рубля к иностранным валютам обусловили незначительные темпы прироста импорта.
Высокие темпы роста экспорта при незначительном увеличении импорта обусловили существенный рост сальдо торгового баланса. В январе - апреле 2000 г. относительно января - апреля 1999 г сальдо торгового баланса удвоилось, составив 18,4 млрд. дол., и было самым высоким за период с 1994 года.
Динамика цен в потребительском секторе за 2001-2002 год (см. Приложение).
Инфляция в России к концу 2002г. составила 15,1-15,2%, невыполнение планировавшегося ранее правительством уровня инфляции (12-14%) связано с тем, что в прогнозах не было учтено укрепление евро по отношению к доллару. Объем импорта из Европы в Россию достаточно зачителен, что привело к увеличению цен на импорт и соответственно к росту рублевых цен в стране.
Инфляция в России в апреле 2003 г. составила 1%, а за первые 4 месяца 2003 г. - 6,2%. Об этом свидетельствует поступившая сводка Госкомстата. (Для сравнения - в апреле прошлого года-2002 г. инфляция составила 1,2%). Опережающими темпами в апреле - на 1,8% - выросли тарифы на платные услуги населению. Цены на продовольствие повысились на 1% (без плодоовощной продукции - на 0,5%), цены на непродовольственные товары - на 0,6%.
За январь-апрель 2003 г. тарифы на услуги повысились на 12,6%, цены на продовольствие - на 5,8% (без плодоовощной продукции - на 3,3%), цены на непродовольственные товары - на 3,5%. Инфляция в апреле превысила 1,5% в 7-ми субъектах РФ. Наибольшей она оказалась в Бурятии, где достигла 3,1%. Инфляция в Москве в апреле составила 1,9% и за 4 месяца 2003 г. - 5,9%, а в Санкт-Петербурге - 1,9% и 8,1% соответственно.
Среди основных групп продовольственных товаров в апреле более всего подорожали плодоовощная продукция - на 4,2%, крупа и бобовые - на 2,1%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 1,3%, рыба и морепродукты - на 1,1%. Снижение цен зафиксировано на сливочное масло - на 0,7%, сахар-песок - на 0,4%, молоко и молочную продукцию - на 0,2%.
Из числа основных групп непродовольственных товаров в апреле на 0,9% подорожали обувь и трикотажные изделия, на 0,8% - одежда и белье, медикаменты, на 0,7% - моющие средства, на 0,6% - ткани.
Среди платных услуг населению в апреле более всего - на 2,5% - выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. За ними следовали санаторно-оздоровительные услуги, подорожавшие на 2,1%, бытовые услуги - на 1,5%; медицинские услуги, услуги пассажирского транспорта и дошкольного воспитания - на 1,2%.
Инфляция составила в 2003 г 12%, что, по словам президента, характерно для всех стран в переходный период. Инфляция при этом регулярно снижается, что тоже очень важный и существенный показатель.
Для удержания инфляции в указанных пределах необходимо сочетание мер денежно-кредитной политики ЦБ, регулирующей номинальный обменный курс рубля, и бюджетной политики правительства, которая должна быть направлена на сдерживание укрепления реального курса рубля. Переход к более гибкой валютной политике для сдерживания инфляции, которая позволила с начала года номинальному курсу рубля укрепиться, позволил избежать более сильного всплеска инфляции с начала текущего года. Без этого инфляция была бы более высокой, кроме того, укрепление реального курса рубля не означает однозначно негативное влияние на рост ВВП страны в целом. Действительно, укрепление рубля в реальном выражении сдерживает экспорт, однако облегчает работу на внутреннем рынке. Таким образом, укрепление курса рубля влияет не на весь ВВП в целом, а на его составляющую.
Заключение
Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с забастовками в базовых отраслях экономики. В России политический фактор сыграл важную роль в развитии инфляции.
В процессе преобразования планово-распределительной системы в рыночную в российской экономике в наибольшей степени проявилась корректирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансформации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюджета, спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта, платежного баланса, валютного курса.
Под инфляцией понимается обесценение бумажных денег. В рыночной экономике инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, относительного подорожания золота и иностранной валюты. Однако не всегда рост цен означает инфляцию: в рынке возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего отмечается рост издержек производства (например, наблюдается удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи; рост дополнительных затрат, связанный с улучшением качества продукции, и т.д.).
Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, непроизводительный характер расходов государственного бюджета, его дефицит, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.
При закрытости экономики государственное регулирование цен создавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие. Либерализация всех сфер хозяйственной жизни резко нарушило это равновесие, а результатом отпуска цен была трансформация стоимостных пропорций в хозяйстве.
Темпы инфляции в России в январе 2002 года оказались гораздо выше всех официальных прогнозов. По данным Госкомстата, потребительские цены на товары и услуги за первый месяц текущего года выросли на 3.1%. Между тем, еще в начале последней декады января российское статистическое ведомство прогнозировало, что инфляция в январе составит 2.4%-2.7% "при сохранении сложившихся темпов изменения потребительских цен". Представители Минфина и Минэкономразвития - первые замминистра Алексей Улюкаев и Иван Матеров - примерно в это же время также давали сравнительно оптимистические оценки темпов роста цен на потребительском рынке в России. А.Улюкаев подтвердил свой октябрьский прогноз по уровню инфляции в январе 2002 года. По его мнению, она должна была составить 2.3%. И.Матеров был чуть менее оптимистичен. По его оценке, в январе 2002 года потребительские цены должны были вырасти на 2.5%.
За последние 5 лет только в послекризисном январе 1999 года темпы инфляции оказались выше, чем в январе 2002 года. Тогда потребительские цены выросли на 8.4%. В остальные годы этого пятилетия по январям инфляция была ниже. По итогам первого месяца 1997 года она составила 2.3%, в январе 1998 года - 1.5%, в январе 2000 года - 2.3%, а в январе 2001 года - 2.8%. Однако Правительство РФ пока не намерено пересматривать свой прогноз инфляции в целом на 2002 год.
Правительство Москвы озаботилось резким ростом цен в столице. Чиновники отметили, что несмотря на то, что покупательная способность москвичей выше, чем в среднем по РФ, она пока не успевает за ростом цен. В 2001 году при среднем уровне инфляции 18,5% мясо подорожало на 30-44%, соль - на 26%, молоко - на 23%, овощи - на 38%, картофель - на 35%, парикмахерские услуги - на 21%. В итоге сейчас мясо, яйца и ряд других видов продовольствия стоит в Москве столько же, сколько в Берлине, Мадриде и Лондоне.
Денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.
Структуру денежного обращения можно определять по разным признакам.
Классификация денежного обращения в зависимости от формы денег: безналичное и наличное денежное обращение.
Классификация денежного обращения в зависимости от экономического содержания отдельных его частей: а) денежно-расчетный оборот (расчетные отношения за товары и услуги), б) денежно-кредитный оборот (кредитные отношения), в) денежно-финансовый оборот (финансовые отношения).
Классификация денежного обращения в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги: а) оборот между банками (межбанковский); б) оборот между банками и юридическими и физическими лицами (банковский); в) оборот между юридическими лицами; г) оборот между юридическими и физическими лицами; д) оборот между физическими лицами.
Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.
Список использованной литературы
1. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1999.
2. Войтов А.Г. Экономика.–М., 2000.–584с
3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В. А. М. : Политиздат, 1997.
4. Макконнелл, Брю. Экономикс. Том 1. М. : Республика, 1999.
5. А. Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М. : Пресса, 2003.
6. В. Е. Маневич, В. Л. Перламутров. Об инфляционной политике.
7. Вопросы экономики N2, 1998.
8. Д. Воронин. Инфляция - худший из налогов. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести".
9. Е. Ясин. Из пропасти кризиса выкарабкаться можно. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести".
10. Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, " Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995
11. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.- М., 1998.
12. Ляско А. Реализация программы стабилизации не способна преодолеть кризис. // Вопросы экономики. 2001. №10.
13. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит. - 2002. - N 7. - С.50.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ. Финансы, 2001. - 334 с.
15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Дело ЛТД, 1999. - 352 с
16. Хикс Дж. Р., Аллен Р. Г. Д. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1993. - 331 с.
17. Хандруев А. / Рубль и экономика. Деньги и кредит, 2001. № 11
18. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1999 –357 с.
19. Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.
20. Экономика:Учебное пособие для вузов./Под общ. Ред. проф. А.Г. Грязновой.—М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001
21. Эклунд К. Эффективная экономика. М. Экономика, 2002
[1] Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996. – С. 142.
[2] Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, " Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995. С. 99.
[3] Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, " Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995. – С.345
[4] Ляско А. Реализация программы стабилизации не способна преодолеть кризис. // Вопросы экономики. - 2001- №10. С. 8
[5] Морозов. В. Анотомия кризиса - политика «отсроченной инфляции». // Вопросы экономики. - 1998 - №9
[6] Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996.
[7] Шмелев Н. Кризис внутри кризиса. // Вопросы экономики. - 1998 - №9.
[8] Эклунд К. Эффективная экономика. М. Экономика, 2002.