Содержание
Введение. 3
1. Структура Группы Всемирного банка. 4
2. Организационная структура управления МБРР. 6
3. Основные направления деятельности МБРР. 7
4. Проблемы взаимодействия России и Всемирного банка. 9
5. Задача. 14
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
На сегодняшний день объективной тенденцией развития мировой экономики являются процессы интеграции и глобализации. Многие сложные экономические и политические проблемы могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления экономических связей.
Одной из наиболее влиятельных международных валютно-кредитных организаций является Группа Всемирного банка, в которую входят Международный Банк Реконструкции и Развития; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития; Международный центр по разрешению инвестиционных споров; Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
Целью данной контрольной работы является изучение структуры и основных направлений деятельности Группы Всемирного банка, а также проблем взаимодействия ее с Россией.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
- Рассмотреть структуры Группы всемирного банка;
- Изучить организационную структуру управления МБРР;
- Рассмотреть основные направления деятельности МБРР;
- Выявить основные проблемы взаимодействия Всемирного банка с Россией;
- Решить задачу о нахождении скорости обращения денег.
Основой написания контрольной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, таких как Вахания В.В., Мазуров Е.К., Моисеев А.А., Самодурова Н.В., Солоненко В., Шмырева А.И., Климов А.Ю. Колесников В.И.
1. Структура Группы Всемирного банка
Группа Всемирного Банка имеет следующую структуру:[1]
-Международный Банк Реконструкции и Развития;
-Международная финансовая корпорация;
-Международная ассоциация развития;
-Международный центр по разрешению инвестиционных споров;
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
МФК – структура Группы Всемирного Банка по финансированию частного сектора – проводит пересмотр своих экологических и социальных политик, допустимых норм промышленных загрязнений и требований в области обнародования информации. После завершения процесса пересмотра и утверждения эти стандарты, - которые, как опасаются общественные организации, будут значительно снижены по сравнению с существующими кредитными руководствами МФК, - станут новыми ориентирами для международной кредитно-финансовой практики частных коммерческих банков, таких как «экваториальные» банки, агентств по кредитованию экспорта и других международных финансовых институтов.
В результате Бреттон-Вудских соглашений был так же создан Международный банк реконструкции и развития (МБРР), входящий в Группу Всемирного банка и занимающий в ней ключевое положение. МБРР (или Мировой банк) является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.[2]
Международный банк реконструкции и развития тесно связан с Международным валютным Фондом. В первую очередь, это касается членства в МБРР. Страны, рассчитывающие на вступление в Мировой банк, предварительно должны быть приняты в МВФ. По состоянию на 1 июля 2002 г. число стран-членов данных организаций составило 183.[3] Каждая страна-член МБРР выступает в качестве акционера банка. Количество акций, принадлежащих тому или иному акционеру Мирового банка, определяется экономической мощью государства в мировой экономике и соответствует его квоте в МВФ. Каждое государство располагает 150 голосами плюс 1 за каждую акцию. Как и в МВФ, наибольшая подписка на капитал и число голосов принадлежат США (16,8 и 16,4 соответственно).[4] Структура управления и распределение обязанностей у данных организаций также идентичны.
Штаб-квартира МБРР находятся в Вашингтоне, что дает возможность США как ведущему акционеру с наибольшей квотой голосов 16,8% в МБРР влиять на политику этой организации.[5]
МБРР может кредитовать как правительства и центральные банки, так и юридические лица.
МБРР совершает операции под обязательные гарантии правительств стран-членов.
2. Организационная структура управления МБРР
Организационная структура управления МБРР включает три основных блока: Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель. В свою очередь, названные выше ключевые элементы имеют локальные подразделения, определенным образом взаимодействующие между собой.[6]
Ведущее место в структуре управления МБРР принадлежит Совету управляющих. Каждая страна-участник МБРР представлена в Совете управляющих одним управляющим, а также его заместителем. В качестве управляющих МБРР выступают, как правило, министры финансов или главы Центральных банков стран-участниц. Управляющие собираются один раз в год на сессии, на которой обсуждается деятельность МБРР за прошедший год и вырабатываются основные стратегии на последующие периоды.
Одним из важных штабных подразделений Совета управляющих является Временный комитет по вопросам международной политики. Ввиду того, что сам Временный комитет не имеет полномочий для принятия решений, на него возложены функции совещательного характера.
Еще одним штабным подразделением Совета управляющих с совещательными полномочиями является Комитет по развитию, занимающийся вопросами экономического развития в глобальном масштабе.
Вторым важным звеном в организационной структуре управления МБРР является Исполнительный совет, или Директорат. Он состоит из двадцати четырех исполнительных директоров, семь из которых назначаются странами с наибольшими взносами в капитал МБРР, а остальные члены Директората избираются по принципу географического представительства. Выборы и назначение исполнительных директоров проводится с периодичностью раз в два года. Согласно уставу МБРР Директорат занимается широким кругом политических и административных вопросов, а также несет ответственность за ведение текущих дел МБРР.
3. Основные направления деятельности МБРР
В соответствии с межправительственным соглашением – основным документом, определяющим статус МБРР, целями данного финансового института являются: [7]
· содействие реконструкции и развитию на территориях государств-членов, посредством использования поощрительных мер для капиталовложений в производственные сферы;
· поощрение частных иностранных капиталовложений в такой ситуации, когда довольно сложно получить частный капитал на приемлемых условиях;
· предоставление займов для целей производства в дополнение к частным капиталовложениям;
· содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов государств, являющихся участниками Всемирного банка.
В кредитной практике МБРР используются мультивалютные займы, так называемый валютный пул, с изменяющейся ставкой, а также моновалютные займы с фиксированной или изменяющейся ставкой. Стоимость каждого вида предоставляемого кредита зависит от страны, которая получает этот заем, а остальные условия для всех видов равны. Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые (бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, представляющиеся конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств представляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе).
МБРР производит выпуск «глобальных» среднесрочных и долгосрочных облигаций. Отличие такого рода облигаций от национальных и еврооблигаций состоит в том, что они имеют мировое хождение и не привязываются к национальному или региональному рынку. Подобная специфика этих облигаций увеличивает их ликвидность и делает их более доступными для инвесторов из развивающихся стран. Выделение кредитов МБРР странам-заемщикам происходит только после достижения договоренности с правительством и центральным банком страны о выполнении согласованной с МВФ программы мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в денежно-кредитной и бюджетной сферах и в области внешнеэкономического регулирования.
4. Проблемы взаимодействия России и Всемирного банка
Первая проблема состоит в несоответствии целей, на которые выдаются займы, с фактическими направлениями их использования.
В мае – июле 2001 г. Счетной палатой РФ была проанализирована реализация портфеля проектов МБРР.[8] На момент проверки отсутствовал утвержденный порядок оценки эффективности проектов МБРР в России. Контроль за целевым расходованием средств займов органами исполнительной власти РФ и представителями МБРР не осуществлялся. Инспекторы Счетной палаты отмечают, что многие проекты МБРР не имеют конкретных целей, что затрудняет определение целесообразности привлечения займов. К таким проектам относятся «Правовая реформа» (58 млн. долл.), «Развитие финансовых учреждений» (200 млн. долл.), «Совершенствование портфеля проектов» (40 млн. долл.), «Поддержка сельскохозяйственной реформы» (240 млн. долл.), «Содействие осуществлению приватизации» и другие.[9]
Реализация проекта «Содействие осуществлению приватизации» была поручена Государственным антимонопольным комитетом общественно-государственному фонду «Российский центр приватизации».[10] Проверка Счетной палаты показала, что проекты по приватизационному займу не в полной мере соответствовали целям, предусмотренным в соглашении между Россией и МБРР. Были выявлены факты нецелевого и неэффективного расходования средств приватизационного займа. Так, часть его средств была направлена ФКЦБ на развитие государственной системы расчетов, клиринга и хранения ценных бумаг в РФ. Счетная палата отмечает, что в последние годы средства МБРР использовались в основном для решения текущих вопросов, и часть проблем и проектов, для решения которых привлекались займы МБРР, не связаны с реальным сектором экономики и решением задач социально-экономического развития РФ. Такая ситуация, безусловно, в значительной мере снижает эффективность привлекаемых займов.
Вторая проблема заключается в значительном отставании расходования заемных средств от намеченных сроков их освоения.
Срыв графиков реализации проектов снижает эффективность использования средств займов, уменьшает долю средств займов на конкретные цели за счет увеличения административных расходов на содержание групп реализации проектов, осуществляющих координацию и управление инвестиционными проектами.[11] Кроме того, это отрицательно сказывается на практической значимости проектов (ввод нового оборудования, технологий и т.д.), а также обусловливает необходимость выплачивать международной валютно-кредитной организации комиссию за обязательства на сумму зарезервированных средств. В итоге, федеральный бюджет несет значительные потери из-за срывов сроков реализации проектов. Только по уже продленным к апрелю 2001 г. проектам МБРР было уплачено около 15 млн. долл. дополнительных комиссионных за резервирование и неиспользованные средства (0,25%).[12] В результате незапланированного увеличения сроков возникают отрицательные финансовые потоки. Льготный период-период до начала выплат основной суммы займа и процентов по ней – по большинству проектов составляет 5 лет. Поэтому при реализации проекта свыше указанного срока прямые поступления кредита в каждый последующий год в рамках проекта могут оказаться ниже тех сумм, которые Россия возвратит кредитору в тот же год. Основные рекомендации по решению данной проблемы состоят в повышении качества составления проектов, учете экспертных оценок, закладываемых в основу проекта при прогнозировании сроков его реализации, а также ужесточении контроля за ходом реализации проекта российскими органами исполнительной власти. При этом, по мнению автора, необходима дополнительная независимая экспертиза проектов, осуществляемая организацией, не зависимой от исполнительной ветви власти, например, Счетной палатой РФ.
Третья проблема, возникающая в процессе взаимодействия России с международными организациями, - это проблема софинансирования.
Данная проблема во многом связана с кризисом 1998 года и в большей мере коснулась взаимодействия России с МБРР. Вызванные кризисом снижение курса рубля, падение доходов от сбора налогов и инфляция привели к снижению объемов местных и региональных бюджетов в реальном выражении, что значительно снизило возможности регионов в софинансировании некоторых проектов, а также увеличило риски невозврата средств Минфину России в рамках ранее заключенных соглашений о субзайме. Проблема обеспечения софинансирования с российской стороны значительно обострилась в 2000 г. с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.[13] Для полного разрешения проблем, связанных с казначейским исполнением проектов, потребуются значительные усилия со стороны федеральных органов исполнительной власти, направленные на обеспечение соответствия процедур реализации проектов требованиям Бюджетного кодекса. На сегодняшний день обозначенная проблема приобрела следующие черты. Платежи по обслуживанию и погашению задолженности Минфина РФ перед МБРР заранее закладываются в расходах федерального бюджета и производятся согласно установленному графику. При этом погашение задолженности субзаёмщиков перед федеральным бюджетом отражается в составе доходов федеральною бюджета и поступает на счета ГУФК Минфина РФ. Эта стадия требует особого внимания, поскольку на данный момент большинство субзаёмщиков оплачивают долг несвоевременно и платят, как правило, не те суммы, которые выставляются им в качестве счетов. Это требует, по мере возможности, усиления оперативного финансового контроля, проводимого Департаментом государственного финансового контроля Минфина РФ и Федеральным казначейством Минфина РФ, с целью обеспечения своевременности поступления средств субзаемщиков в федеральный бюджет.
Четвертая проблема состоит в колоссальных расходах на оплату деятельности групп реализации проектов. Данная проблема возникает при реализации проектов МБРР. Группы реализации проектов (ГРП) – это рабочие группы, заключившие договор с Минфином РФ по управлению займами в рамках целей инвестиционного проекта.[14] Проблема заключается в том, что на настоящий момент не разработаны единые подходы к учету результатов интеллектуальной деятельности (формирование нематериальных активов), финансируемой за счет займов МБРР; нет отработанного и постоянно действующего механизма информирования заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций о проводящихся за счет средств займов разработках и о их результативности. По этой причине большинство работ, выполненных консультантами (в том числе и иностранными) в группах реализации проектов, а также штатными работниками ГРП, на содержание которых оценочно израсходовано более 250 млн. долл., фактически не используется. Не принято на уровне федеральных органов исполнительной власти решение о едином подходе к установлению размеров заработной платы работников ГРП, оплата труда которых фактически производится из бюджетных средств. Все это приводит к тому, что размеры должностных окладов сотрудников ГРП в десятки раз превышают оклады работников бюджетной сферы и государственных служащих, выполняющих аналогичную работу. При этом, во-первых, ГРП не несут никакой ответственности за реализацию проекта, во-вторых, выполняют работу, которую могли бы выполнять сами государственные служащие. Кроме того, иностранным консультантам незаконно предоставляются скрытые налоговые льготы, они не уплачивают налоги на территории РФ. Приведенный во второй главе анализ выборочной проверки отдельных проектов и контрактов, финансируемых за счет проекта развития кредитного портфеля, показал необоснованность расходов на оплату деятельности ГРП.
В качестве путей решения обозначенной проблемы предлагаются следующие меры:[15]
- прекратить практику заключения контрактов на выполнение различного рода консультационных работ и услуг, которые может и должно осуществляться соответствующими структурными подразделениями министерств и ведомств, согласно возложенным на них функциональным обязанностям;
- законодательно урегулировать вопрос о ставках заработной платы работников групп реализации проектов, фактически финансируемых за счет средств федерального бюджета, приравняв их или к существующей единой тарифной сетке оплаты труда, или к денежному содержанию государственных служащих.
Автору представляется целесообразным передать работу по управлению средствами инвестиционного займа соответствующим подразделениям Минфина РФ и Минэкономики РФ, которые занимаются реализацией инвестиционного проекта. При этом из тех сумм, которые ежегодно уходят на содержание ГРП, можно было бы создать эффективно действующий премиальный фонд для государственных служащих, выплаты из которого проводились бы при условии успешной реализации проекта. Именно принцип материальной заинтересованности чиновников в успешности реализации проекта, наравне с предъявляемой к ним высокой ответственностью, способствовал бы большей эффективности в управлении средствами заимствований.
5. Задача № 16
Условие задачи:
Масса денег в обращении 40 ден. ед., реальный объем производства 80 ден. ед.; уровень цен 4 ден. ед.
Как изменится скорость обращения денег, если масса денег в обращении увеличится на 20 ден. ед., реальный объем производства возрастет на 40 ден. ед., а цены возрастут до 5 ден. ед.
Решение:
Скорость обращения денег находится из уравнения Фишера:
MV=PQ, где
V- скорость обращения денег;
M- количество денег;
P-уровень цен;
Q- количество реализованных товаров.
Тогда
V1=80*4/40=8
V2= (80+40)*5/(40+20)=10
Соответственно, скорость обращения возрастет в 10/8=1,25 раза.
Ответ: скорость обращения денег возрастет в 1,25 раза.
Заключение
В ходе выполнения данной контрольной работы рассмотрены структура и основные направления деятельности Всемирного банка, а так же основные проблемы взаимодействия Всемирного банка с Россией.
В группу Всемирного банка входят Международный Банк Реконструкции и Развития; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития; Международный центр по разрешению инвестиционных споров; Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Одной из наиболее влиятельных структур является МБРР.Штаб-квартира МБРР находятся в Вашингтоне, что дает возможность США как ведущему акционеру с наибольшей квотой голосов 16,8% в МБРР влиять на политику этой организации. МБРР может кредитовать как правительства и центральные банки, так и юридические лица. МБРР совершает операции под обязательные гарантии правительств стран-членов.
Одними из основных направлений деятельности является содействие реконструкции и развитию на территориях государств-членов, посредством использования поощрительных мер для капиталовложений в производственные сферы и предоставление займов для целей производства в дополнение к частным капиталовложениям. В кредитной практике МБРР используются мультивалютные займы, так называемый валютный пул, с изменяющейся ставкой, а также моновалютные займы с фиксированной или изменяющейся ставкой.
МБРР производит выпуск «глобальных» среднесрочных и долгосрочных облигаций. Выделение кредитов МБРР странам-заемщикам происходит только после достижения договоренности с правительством и центральным банком страны о выполнении согласованной с МВФ программы мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в денежно-кредитной и бюджетной сферах и в области внешнеэкономического регулирования.
В контрольной работе также решена задача на нахождение скорости обращения денег.
Список литературы
1. Вахания В.В. Организационно-правовые связи Группы Всемирного Банка с мировыми организациями и гражданским обществом. // Банковское право, 2005, №3, с. 58-64.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2004. – 576 с.
3. Мазуров Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов. // Вестник Московского Университета, 2002, №4, с.34-56.
4. Моисеев А.А. Международные валютно-кредитные организации: правовые аспекты деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «МНИМН», 1999. – 271 с.
5. Результативность взаимодействия России с Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями. // Вопросы экономики, 2005, №3, с.78-86.
6. Самодурова Н.В. Всемирный банк, МВФ и ЕБРР. Особенности кредитной деятельности. // Банковское дело, 2004, №9, с. 36-40.
7. Солоненко В. Международный банк реконструкции и развития. // Финансовый бизнес, 2004, №4, с. 21-26.
8. Шмырева А.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные институты: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 97 с.
9. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002. – 272 с.
[1] Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002. –с. 160
[2] Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002. –с. 165
[3] Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002. –с. 172
[4] Солоненко В. Международный банк реконструкции и развития. // Финансовый бизнес, 2004, №4, с. 21.
[5] Солоненко В. Международный банк реконструкции и развития. // Финансовый бизнес, 2004, №4, с. 22.
[6] Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002. –с. 176
[7] Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2004. –с. 317
[8] Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2004. –с. 320
[9] Солоненко В. Международный банк реконструкции и развития. // Финансовый бизнес, 2004, №4, с. 24.
[10] Результативность взаимодействия России с Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями. // Вопросы экономики, 2005, №3, с.78.
[11] Результативность взаимодействия России с Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями. // Вопросы экономики, 2005, №3, с.80.
[12] Солоненко В. Международный банк реконструкции и развития. // Финансовый бизнес, 2004, №4, с. 25.
[13] Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2004. –с. 322
[14] Результативность взаимодействия России с Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями. // Вопросы экономики, 2005, №3, с.84.
[15] Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2004. –с. 3270.