Содержание
Введение. 3
1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. 4
2. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами 8
3. Задача. 10
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
Налог на доходы физических лиц занимает важное место в российской налоговой системе, поскольку затрагивает широчайший круг физических лиц, являющихся как налоговыми резидентами Российской Федерации, так и нерезидентами, получающими доходы на территории Российской Федерации.
К налоговым правонарушениям, подлежащим несению ответственности относятся: нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения; непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода; неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и др.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, а также порядка исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
- рассмотреть виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;
- изучить порядок исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами;
- решить задачу о расчете налога на прибыль.
Основой написания контрольной работы послужили труды отечественных экономистов, таких как Донсков Е. В., Казанцев В. Д., Кисанова А. Н., Любимов Л.Л.
1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
Глава 16 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
- влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней[1]
- влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
- влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев
- влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.[2]
Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
Нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке
- влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Статья 119. Непредставление налоговой декларации
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,
-влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации
- влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня[3].
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
- влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
- влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
- влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
- влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации,
-влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога.
Деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, совершенные умышленно,
- влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
- влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Несоблюдение установленного Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,
- влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,
- влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 Кодекса,
- влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами
Налог на доходы физических лиц занимает важное место в российской налоговой системе, поскольку затрагивает широчайший круг физических лиц, являющихся как налоговыми резидентами Российской Федерации, так и нерезидентами, получающими доходы на территории Российской Федерации (см. ст. 207 НК РФ). По сути, бремя данного налога возлагается практически на все экономически активное население страны. Не позднее 30 апреля многие граждане, иностранцы и даже лица без гражданства обязаны подать декларацию по этому налогу. Для некоторых из них - это право, дающее возможность получить определенные налоговые льготы, а для некоторых - обязанность.
П. 4 ст. 229 НК РФ дает более широкий и конкретизированный список сведений, указываемых в декларации по налогу на доходы физических лиц: физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. [4]
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ, в первую очередь, в числе лиц, обязанных отчитываться по налогу, упоминаются индивидуальные предприниматели. При этом следует иметь в виду, что в отношении доходов, облагаемых по упрощенной системе налогообложения или облагаемых единым налогом на вмененный доход, эти лица не являются плательщиками НДФЛ и, следовательно, у них нет обязанности в декларировании этих доходов. Данная позиция подтверждается п. 4 ст. 346.26 НК РФ, где говорится, что уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также п. 3 ст. 346.11 НК РФ, из которой следует, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности).
На практике тема предоставления индивидуальным предпринимателем декларации по НДФЛ вызывала целый ряд вопросов. Например, еще в 2002 году в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам поступали запросы о необходимости представления деклараций по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями, не утратившими статуса индивидуального предпринимателя, но не осуществляющими по тем или иным причинам предпринимательскую деятельность и, соответственно, не получающими доходы. Правовая позиция налоговых органов по данному вопросу была изложена в Письме МНС РФ от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 "О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями".[5] Согласно данному документу пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ главы 23 "Налог на доходы физических лиц" установлено, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют и производят уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Обязанность представления декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями предусмотрена п. 5 ст. 227 НК РФ. При этом декларация по налогу на доходы физических лиц представляется указанными налогоплательщиками в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, независимо от результатов предпринимательской деятельности, а именно: получены доходы или имеет место превышение расходов над доходами, то есть налоговая база принимается равной нулю.
3. Задача
Условие задачи:
Налогооблагаемая прибыль организации за отчетный год составила
на 1 апреля 2002 – 150 тыс. р.;
на 1 июля 2002 – 330 тыс. р.;
на 1 октября 2002 – 570 тыс. р.;
за год – 780 тыс. р.
Авансовые платежи налога в 4 квартале прошлого года составили 21 тыс. р.
Исчислить сумму налога и порядок его уплаты за каждый отчетный период и в целом за налоговый период.
Решение:
Будем считать, что в задаче имеется ввиду, что 21 тыс.р. – это сумма авансового платежа за весь 4 квартал.
Согласно ст. 274 НК РФ сумма аванс. платежа в 1 квартале=21 тыс. руб.;
Сумма налога в 1 квартале=0,24*150 тыс. р.=36 тыс. р.
Согласно ст. 274 НК РФ сумма аванс. платежа во 2 квартале=1/3*21*3=21 тыс. руб.
Сумма налога во 2 квартале=0,24*330 тыс. р.=79,2 тыс. р.
Согласно ст. 274 НК РФ сумма аванс. платежа в 3 квартале=1/3*(21-21)*3=0 тыс. руб.
Сумма налога в 3 квартале=0,24*570 тыс. р.=136,8 тыс. р.
Согласно ст. 274 НК РФ сумма аванс. платежа в 4 квартале=1/3*(0-21)*3=-21 тыс. руб.
Сумма налога в 4 квартале=0,24*780 тыс. р.=187,2 тыс. р.
Таким образом, уплаченная сумма авансовых платежей за год составит 42 тыс. руб., а накопленная сумма налога к концу года=187,2 тыс. р., т.е. необходимо в конце отчетного периода доплатить 187,2-42=145,2 тыс. р.
Ответ: Сумма налога за отчетный период=187,2 тыс. р.
Заключение
В данной контрольной работе рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. За это предусматривается налоговая ответственность.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Также в контрольной работе рассмотрен порядок исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами. По сути, бремя данного налога возлагается практически на все экономически активное население страны. Не позднее 30 апреля многие граждане, иностранцы и даже лица без гражданства обязаны подать декларацию по этому налогу. Для некоторых из них - это право, дающее возможность получить определенные налоговые льготы, а для некоторых - обязанность.
Кроме того, в контрольной работе приведено решение задачи по расчету налога на прибыль.
Список литературы
1. Донсков Е. В. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2005. 480 с.
2. Казанцев В. Д. Особенность исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. // Налогоплательщик, 2006, № 2, с. 12-16.
3. Кисанова А. Н. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение// Налоги, 2005, № 7, с. 4-9.
4. Любимов Л.Л. Налоги. - М.: Бита-Пресс, 2003. – 320 с.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации, 2006.
[1] Кисанова А. Н. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение// Налоги, 2005, № 7, с. 4.
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации, 2006.
[3] Кисанова А. Н. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение// Налоги, 2005, № 7, с. 5
[4] Казанцев В. Д. Особенность исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. // Налогоплательщик, 2006, № 2, с. 13.
[5] Донсков Е. В. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2005. с. 215