Содержание
Введение. 3
1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, классификация, основания их применения. 4
2. Задержание. Основания освобождения задержанного. 8
3. Понятие и виды мер пресечения. 12
3.1. Понятие мер пресечения. 12
3.2 Основания, условия и порядок применения мер пресечения. 14
3.3. Виды мер пресечения. 17
4. Иные меры процессуального принуждения. 28
Заключение. 34
Список литературы.. 35
Введение
В правовой литературе меры уголовно-процессуального принуждения рассматриваются как предусмотренные и применяемые в установленном законодательством порядке компетентными органами и лицами в отношении определенной части участников процесса превентивно-обеспечительные средства принудительного характера. Социальная ценность этих мер заключается в возможности с их помощью устранять препятствия на пути успешного выполнения задач советского уголовного судопроизводства. Любая мера принуждения может использоваться лишь тогда, когда убеждение и воспитание не достигают своей цели и государство в лице правоохранительных органов для обеспечения выполнения требований закона вынуждено использовать процессуально принудительные рычаги воздействия.
К наиболее важным признакам таких средств относятся принудительность, использование их только в отношении ограниченного круга лиц, а также направленность на предотвращение ненадлежащего поведения участников уголовно-процессуальной деятельности и содействие собиранию и исследованию доказательств по уголовному делу.
Обязанность подвергнуться принуждению со стороны государства в случае совершения виновным преступления и понести уголовную ответственность – понятия не тождественные, прежде всего в силу того, что меры принуждения могут быть применены не к каждому лицу, совершившему преступление[1].
Цель работы рассмотреть меры принуждения в уголовном процессе РФ.
Задачи работы дать понятие мерам уголовно-процессуального принуждения, классифицировать их и рассмотреть отдельные виды данных мер принуждения.
1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, классификация, основания их применения
Меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли[2].
До середины 60-х годов XIX столетия, как известно, в России суд по сути был придатком администрации. Любые меры процессуального принуждения фактически носили сугубо полицейский характер, что создавало благодатнейшую почву творить в уголовном процессе безнаказанный произвол.
В результате судебной реформы 1864 г. в России была учреждена относительно самостоятельная, более или менее независимая судебная власть. Появились судебные следователи, которые вместе с судьями получили сравнительно широкую возможность контролировать законность действий полиции, осуществлявшей функции дознания и полицейского уголовного сыска. Что, по всей видимости, и давало дореволюционным российским правоведам основание характеризовать меры процессуального принуждения в пореформенном российском уголовном процессе как меры судебного принуждения. В число названных мер было принято включать три их разновидности:
1. Меры получения доказательств (привод, допрос, осмотр, обыск и выемка).
2. Меры обеспечения явки обвиняемых ("призыв" и привод обвиняемого и меры "пресечения обвиняемому способов уклониться от следствия и суда").
3. Меры обеспечения "судебного разбора", т.е. меры, имеющие целью обеспечивать поддержание должного порядка в ходе судебного разбирательства.
Возрождение прогрессивных идей и традиций российской судебной реформы 1864 г. состоялось в известной мере в период проведенной у нас судебно-правовой реформы 1922-1924 гг., когда были восстановлены судебные следователи и предприняты попытки поставить под их контроль законность действий милиции и других органов дознания.
Однако уже к концу 20-х годов следователи (в связи с передачей их из судов в прокуратуру) из судебных деятелей фактически превратились в прокурорских дознавателей. Затем административные должностные лица, именовавшиеся "следователями", но по своему правовому положению мало чем отличающиеся от обычных полицейских дознавателей, появились и в других наших полицейских ведомствах (МВД и КГБ). Бывшим Генеральным прокурором СССР было признано публично, что [3]"хозяином уголовного дела" на досудебных стадиях процесса у нас стал не суд, а прокурор. Так была похоронена идея установления судебного контроля за законностью действий органов расследования при производстве по уголовным делам, в том числе действий, связанных с применением мер процессуального принуждения.
Меры уголовно-процессуального принуждения обладают следующими признаками:
· осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права;
· применяются по решению должностных лиц и органов, осуществляющих производство по делу, к остальным участникам процесса;
· регламентированы уголовно-процессуальным правом.
Общим основанием и пределом применения мер процессуального принуждения является необходимость достижения целей правосудия, обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.
Меры процессуального принуждения применяются лишь при действительном или реально возможном появлении препятствий для движения дела.
Общими условиями применения процессуального принуждения служат:
· наличие возбужденного уголовного дела,
· надлежащий субъект применения (состоящий на соответствующей должности, принявший дело к своему производству, не подлежащий отводу),
· надлежащий объект (лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, то есть отсутствие служебного иммунитета).
Классификация мер принуждения производится по нескольким критериям:
· по содержанию принуждения: меры физического и психического принуждения;
· по процедуре применения: меры, применяемые в состязательном порядке (судом по ходатайству стороны) и меры, применяемые в розыскном порядке (органом расследования по своей инициативе);
· по основанию применения: меры последующего или превентивного характера. Последующее принуждение применяется как санкция за процессуальное нарушение и как мера восстановительного характера, а превентивное принуждение предупреждает возможное в будущем нарушение;
· по целям меры принуждения делят на группы: а) обеспечивающие получение доказательств, б) обеспечивающие гражданский иск или возможную конфискацию имущества, в) обеспечивающие порядок в ходе производства по делу, обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации меры процессуального принуждения систематизирует в три группы:
1) Задержание подозреваемого (глава 12);
2) Меры пресечения (глава 13);
3) Иные меры принуждения (глава 14).
Третья группа иных мер делиться еще на две:
а) применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111),
б) применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому (ч. 2 ст. 111).
При применении мер процессуального принуждения огромное значение имеет неукоснительное соблюдение положений ст. 21 Конституции РФ, воплощающей в себе одновременно правовые и общепризнанные нравственные требования, которые зафиксированы и в ряде авторитетных международных документов, касающихся защиты прав человека и его основных свобод. Суть этих требований заключается в запрете подвергать людей пыткам или обращению, сопряженному с жестокостью, бесчеловечностью либо унижением человеческого достоинства. Они представляют собой нормы общего характера, которые относятся ко всем процессуальным действиям.
Требования подобного рода обусловливают наличие в законодательстве, регламентирующем производство по уголовным делам, предписаний, направленных на исключение при любом процессуальном действии, в том числе при применении мер процессуального принуждения, любых форм насилия, угроз, домогательства, а равно бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с теми, кто в том или ином качестве оказался вовлеченным в уголовное судопроизводство.
2. Задержание. Основания освобождения задержанного
Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления[4].
Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения - как правило, заключения под стражу.
Фактическое задержание (захват) – это конкретные принудительные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишении его свободы передвижения. Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозреваемого.
Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от административного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении.
Задержание бывает двух видов: задержание подозреваемого и обвиняемого. Основания задержания подозреваемого предусмотрены ст. 91 УПК. Их четыре.
1) Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения сотрудниками правоохранительных органов, пострадавшим или иными лицами. Фактический захват может состояться и до того, как уголовное дело возбуждено.
2) Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.
3) На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище были обнаружены явные следы преступления.
4) Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные – менее веские улики (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной и т.д.). По данному основанию задержание возможно, при наличии одного из четырех дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться, если это лицо не имеет постоянного места жительства, не установлена личность подозреваемого, в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основания задержания подозреваемого должны быть установлены с помощью доказательств (протоколов допросов, предъявления для опознания, осмотра, обыска, а также иных документов – рапортов, объяснений, явок с повинной).
Цели задержания подозреваемого: проверка подозрения (установления причастности или непричастности лица к совершению преступления) и определение оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участникам процесса, уничтожить доказательства).
Специальные условия задержания подозреваемого: подозрение в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91 УПК РФ); соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц.
Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов.
1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и защитник допускается к участию в деле.
2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания.
3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании: прокурор, близкий или иной родственник подозреваемого, командование воинской части (если подозреваемый военнослужащий), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте содержания задержанного.
4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.
5) Содержание подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года[5].
6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:
· Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.
· Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
· Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.
Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели и условия. Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства органов уголовного преследования об избрании в отношении скрывающегося обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
Для некоторых категорий лиц в УПК предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Специфика такого порядка заключается в том, что при наличии оснований и условий, предусмотренных ст. 91 УПК, перечисленные лица могут быть подвергнуты рассматриваемой мере процессуального принуждения лишь в случае задержания на месте совершения ими преступления. Во всех остальных случаях любое из этих лиц, задержанное по подозрению в совершении преступления, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
При характеристике задержания как меры процессуального принуждения, применяемой при производстве по уголовным делам, важно иметь в виду, что правоприменительной практике известны другие разновидности задержания.
Широкое распространение имеет, например, задержание, именуемое административным. Такого рода задержание, осуществляемое в связи с производством по делам об административных проступках, в соответствии со ст. 27.5 КоАП не должно превышать 3 часа с момента доставления в орган, осуществивший задержание, либо с момента вытрезвления лица, задержанного в нетрезвом виде. В исключительных случаях (они перечислены в ч. 2 и 3 той же статьи КоАП) допускается административные задержание на срок до 48 часов.
3. Понятие и виды мер пресечения
3.1. Понятие мер пресечения
Меры пресечения – это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.
Меры пресечения являются одним из видов мер принуждения в уголовном процессе. Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, т.к. они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений[6].
Признаки понятия мер пресечения:
· Они применяются только к обвиняемому, и в исключительных случаях к подозреваемому. В то время как иные меры принуждения могут применяться к достаточно широкому кругу участников процесса (свидетелю, потерпевшему, владельцу арестовываемого имущества…).
· Их содержание состоит в том, что они на довольно длительный период ограничивают личную свободу обвиняемого (свободу передвижения, общения, совершения определенных действий, препятствующих доказыванию по делу).
· Они применяются со строго определенными целями: пресечь возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого: а) сокрытие от органов, ведущих производство; б) продолжение преступной деятельности; в) воспрепятствование установлению обстоятельств дела; а также обеспечить исполнение приговора (ст. 97 УПК).
Виды мер пресечения. Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения – заключение под стражу и домашний арест – физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения.
Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным. Они ограничивают личную свободу обвиняемого психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве), без специально установленного срока. "Добровольный" характер исполнения данных мер позволяет избирать их и без судебного решения. Суть психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.
Психолого-принудительные меры пресечения делятся еще на три группы по способу их обеспечения.
1) Меры пресечения, основанные на личном обещании самого обвиняемого. Это подписка о невыезде и надлежащем поведении. Подписка считается самой легкой мерой пресечения, поскольку ее содержание состоит в моральном обязательстве самого обвиняемого и не касается других граждан.
2) Меры пресечения, основанные на имущественной ответственности - залог. Когда залог вносится самим обвиняемым, тогда его надлежащее поведение обеспечивается угрозой утраты имущества. Залог ограничивает права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поэтому считается самой строгой из всех психолого-принудительных мер пресечения и применяется с санкции прокурора.
3) Меры пресечения, основанные на действиях третьих лиц. К этой группе относятся личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и залог, вносимый третьим лицом.
По характеристике правового статуса обвиняемого меры пресечения последней группы делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).
Третья группа психолого-принудительных мер пресечения состоит в непроцессуальных действиях иных лиц, обеспечивающих надлежащее поведение обвиняемого. Поэтому эти лица должны быть действительно способны влиять на обвиняемого. К ним при невыполнении возложенных обязанностей могут быть применены карательные меры: денежное взыскание с поручителей и лиц, присматривающих за несовершеннолетним; обращение в доход государства залога.
3.2 Основания, условия и порядок применения мер пресечения
Основания избрания мер пресечения – это уголовно-процессуальные доказательства о конкретных фактах, указывающих на возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого. Это доказательства о том, что обвиняемый или подозреваемый может: скрыться от дознания, предварительного расследования или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; воспрепятствовать выяснению истины по делу (угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства).
Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Мера пресечения продолжает действие при апелляционном и кассационном разбирательстве, когда уже вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, но он еще не вступил в законную силу. Мера пресечения обеспечивает исполнение приговора, поэтому она не может быть тяжелее грозящего обвиняемому наказания.
Условия избрания и применения мер пресечения вытекают из возможности назначения и отбывания наказания. Если по делу невозможно назначить наказание (например, в связи с истечением срока давности), то исключается и избрание меры пресечения.
Специальным условием для мер пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления. Это условие соблюдается при обоснованном привлечении лица в качестве обвиняемого. При применении меры пресечения в отношении подозреваемого, это условие особенно значимо. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого допускается в исключительных случаях при наличии веского подозрения в отношении данного лица (при наличии оснований для его задержания в качестве подозреваемого). При этом обвинение должно быть предъявлено данному лицу не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения или фактического задержания. Если обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется.
Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, иначе называют мотивами их применения. Статья 99 УПК среди них называет тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий. Этот перечень не исчерпывающий.
Действие меры пресечения складывается из ее избрания, применения и завершается отменой. Избрание меры пресечения это принятие решения о ней. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом - определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. Физически-принудительные меры пресечения (домашний арест и заключение под стражу) избираются только по судебному решению.
Применение меры пресечения – это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения. Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируются ст. 102-109 УПК и зависят от ее вида.
Отмена меры пресечения регулируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется при:
1) Признании незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;
2) Отпадении необходимости в ее применении;
3) Отпадении общих условий для применения меры пресечения (например, когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование)
4) Отпадении специальных условий для применения конкретных мер пресечения (например, когда истекает 10 суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого);.
Мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую при наличии соответствующих оснований.
Мера пресечения, избранная прокурором или по его указанию, отменяется или изменяется следователем или дознавателем с согласия прокурора. Однако эти правила не распространяются на отмену меры пресечения в связи отпадением условий ее применения.
3.3. Виды мер пресечения
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве обвиняемого (подозреваемого) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; в назначенный срок являться по их вызовам; иным путем не препятствовать производству по делу[7].
Надлежащее поведение обвиняемого – это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу и исполнению приговора.
Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства о явке. Обязательство о явке - по сути, есть разъяснение обязанности являться по вызову. Оно не относится к мерам пресечения, может применяться к свидетелю и потерпевшему, не требует наличия возбужденного дела и вынесения постановления, не запрещает покидать место пребывания.
Специальным условием избрания подписки о невыезде служит наличие постоянного или временного места жительства у обвиняемого (подозреваемого). Подписка о невыезде имеет психолого-принудительный характер, является личным обещанием и потому может применяться лишь с согласия обвиняемого. Отказ дать подписку о невыезде служит косвенным подтверждением намерения скрыться и при наличии иных оснований и условий может повлечь избрание более строгой меры пресечения.
При применении подписки о невыезде кроме вынесения постановления требуется составить саму подписку – письменное обязательство обвиняемого. При этом ему следует письменно разъяснить подробное содержание обязанности надлежащего поведения и предупредить о том, что при нарушении им своих обязательств может быть избрана более строгая мера пресечения.
Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что он ручается за надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого. Надлежащее поведение обвиняемого обеспечивается непроцессуальными действиями личного поручителя.
Специальным условием избрания данной меры пресечения является наличие одного или нескольких лиц, желающих и реально способных обеспечить надлежащее поведение обвиняемого. Поручитель должен заслуживать общественное доверие (в том числе доверие у следователя) и доверие у самого обвиняемого.
Личное поручительство избирается при письменном ходатайстве поручителя и согласии самого обвиняемого (подозреваемого).
Кроме мотивированного постановления об избрании личного поручительства требуется составить само письменное обязательство - подписку о личном поручительстве. При этом поручителю разъясняется сущность обвинения (подозрения), его права и обязанности. Поручитель предупреждается о возможной ответственности в виде денежного взыскания до 100 мрот при нарушении обвиняемым условий меры пресечения.
Наблюдение командования воинской части состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, к военнослужащему или призванному на военные сборы обвиняемому для обеспечения его надлежащего поведения[8].
Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) - прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы.
В соответствии с уставами Вооруженных Сил РФ к военнослужащему обвиняемому могут быть применены такие меры как лишение права ношения оружия, постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда, запреты направления на работу вне части в одиночном порядке, на назначение в караул и другие ответственные наряды, на увольнения из части, на отпуск. До разрешения уголовного дела обвиняемый может быть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжение командира - начальника.
При избрании данной меры пресечения постановление об этом направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо уголовного дела и его права и обязанности. Факт разъяснения отражается в протоколе или подписке.
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым состоит в обеспечении по письменному обязательству надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого тремя категориями лиц: 1) родителями, опекунами или попечителями (это "законное" поручительство); 2) другими заслуживающими доверия лицами (как при обычном личном поручительстве); 3) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство). Присмотр предусмотрен ст. 105 УПК.
Специальными условиями данной меры пресечения являются:
- недостижение обвиняемым на момент производства по делу возраста 18 лет.
- согласие (ходатайство) родителей, опекунов, попечителей и иных лиц. При невыполнении ими своих обязательств на них может быть судом наложено денежное взыскание в размере 100 мрот.
Залог состоит во внесении залогодателем ценностей на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого. Сущность залога заключается в том, что обвиняемый берет на себя обязательство надлежащего поведения под угрозой утраты заложенного имущества.
В качестве залогодателя может выступать как сам обвиняемый (подозреваемый), так и любое другое физическое или юридическое лицо.
Предметом залога могут быть деньги, ценные бумаги или иные ценности. Вид предмета залога и его размер определяется органом, избравшим данную меру пресечения с учетом характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
Специальными условиями избрания залога являются:
· наличие ходатайства залогодателя внести требуемую сумму залога и наличие этой суммы;
· согласие обвиняемого (подозреваемого);
· согласие прокурора, если залог избирается следователем или дознавателем.
О принятии залога составляется протокол, в котором указывается соответствующий платежный документ (квитанция) о внесении денег на депозитный счет. Копия протокола вручается залогодателю. Если залог избран вместо домашнего ареста или заключения под стражу, то после предъявления квитанции о внесении залога, обвиняемый или подозреваемый освобождается.
В случае ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) залог обращается в доход государства решением суда в порядке ст. 118 УПК. При этом в отношении обвиняемого может быть избрана более строгая мера пресечения. В остальных случаях при прекращении применения меры пресечения в виде залога, он возвращается залогодателю.
Правовая природа залога в уголовно-процессуальном праве существенно отличается от одноименного института в праве гражданском. Гражданский залог призван обеспечить принятые юридическими и физическими лицами обязательства по договору. При этом имущество или имущественные права добровольно передаются залогодателем в целях подтверждения его добросовестности и снижения риска по сделке с контрагентом. Предмет залога может передаваться залогодержателю или оставаться у залогодателя. Вне зависимости от этого у залогодержателя остаются преимущественные права перед другими кредиторами на удовлетворение своих имущественных требований за счет предмета залога[9].
Как мера пресечения домашний арест существовал в России еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 года. УПК РСФСР 1923 года также предусматривал домашний арест, который тогда достаточно широко применялся. Однако в УПК РСФСР 1960 года данная мера пресечения была исключена. Статья 107 УПК РФ вновь ее закрепила[10].
Содержание домашнего ареста состоит в запретах обвиняемому (подозреваемому): покидать определенное помещение (здание, участок территории), общаться с некоторыми лицами устно, письменно и по средствам связи, устанавливаемых в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого. Домашний арест является физически-принудительной мерой пресечения, изолирует обвиняемого (подозреваемого) от общества, избирается по решению суда без согласия обвиняемого (подозреваемого) и согласия органов, обеспечивающих соблюдение установленных ограничений.
Домашний арест предполагает ограничение обвиняемого 1) в свободе передвижения и (или) 2) в свободе общения. Свобода передвижения ограничивается запретами постоянно или в определенное время: покидать жилое помещение, здание, участок территории; посещать определенные места; выходить из жилого помещения без сопровождения. Свобода общения ограничивается запретами вести переговоры устно, письменно или с использованием любых средств связи. Под арестом обвиняемый (подозреваемый) содержится "дома", поэтому он как правило не изолируется от совместно проживающих с ним лиц и имеет право с ними общаться. Не могут быть ограничены и процессуальные права обвиняемого (на общение с защитником, отправку жалоб).
Специальным условием избрания домашнего ареста является наличие оснований для заключения под стражу, но нецелесообразность этого в силу старческого возраста обвиняемого, его плохого состояния здоровья, особого должностного положения и других обстоятельств.
УПК РФ внес ряд революционных изменений в российское уголовное судопроизводство. В частности, несомненно позитивным результатом является установленный им судебный порядок избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения[11].
Суд указывает тот орган или должностное лицо, на которые возлагается надзор за соблюдением установленных ограничений и срок действия данной меры пресечения по аналогии со сроком заключения под стражу.
Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, которая представляет собой содержание под стражей обвиняемого (подозреваемого) в целях обеспечения его надлежащего поведения. Содержание под стражей – это пребывание обвиняемого (подозреваемого) в следственном изоляторе или ином месте.
Заключение под стражу избирается только по судебному решению и при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения.
Специальным условием избрания заключения под стражу является обвинение (подозрение) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 2 лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана и при обвинении (подозрении) в совершении преступления, за которое грозит наказание в виде лишения свободы менее чем 2 года, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) Обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) Не установлена его личность;
3) Он нарушил ранее избранную меру пресечения;
4) Он скрылся от органов расследования или суда.
Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) может быть заключен по стражу только при условии, что он обоснованно обвиняется (подозревается) в совершении умышленного преступления, за которое может быть назначено наказание свыше 5 лет лишения свободы. В исключительных случаях заключение под стражу применяется к несовершеннолетнему и при наличии в отношении его обвинения (подозрения) в совершении преступления средней тяжести.
В досудебном производстве прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании заключения под стражу, о чем выносится мотивированное постановление.
Постановление о возбуждении ходатайства с приложениями незамедлительно направляется в районный суд. Если подозреваемый задержан в порядке ст. 91-92 УПК, то судья должен получить указанные материалы не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Ходатайство об избрании заключения под стражу рассматривается единолично судьей районного (гарнизонного военного) суда по месту предварительного расследования в течение 8 часов с момента поступления ходатайства в суд. В судебном заседании обязательно участвуют обвиняемый (подозреваемый), защитник, прокурор. Наряду с прокурором могут участвовать следователь или дознаватель. Неявка участников процесса (кроме прокурора, обвиняемого или подозреваемого) не является препятствием для рассмотрения ходатайства.
По общему правилу в судебном заседании о рассмотрении ходатайства об избрании заключения под стражу обязательно участие самого обвиняемого (подозреваемого). Исключение составляет тот случай, когда обвиняемый объявлен в международный розыск.
В результате рассмотрения ходатайства судья выносит одно из трех мотивированных постановлений: об избрании заключения под стражу, об отказе в удовлетворении ходатайства, о продлении срока задержания на 72 часа для представления дополнительных доказательств, подтверждающих обоснованность или необоснованность заключения под стражу (7 ст. 108 УПК).
Решение суда об избрании меры пресечения может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 суток со дня вынесения. Обжалование решения не приостанавливает его немедленного исполнения.
Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу провозглашается и направляется следователю (дознавателю), который возбудил ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому). Копия решения суда должна быть направлена и начальнику места содержания под стражей.
О месте содержания под стражей, а также об изменении места содержания под стражей ведущий процесс орган незамедлительно уведомляет: родственников обвиняемого (подозреваемого), командование воинской части (если обвиняемый или подозреваемый является военнослужащим), посольство или консульство того государства, гражданином которого является обвиняемый (подозреваемый), защитника обвиняемого (подозреваемого).
Исполнение заключения под стражу как непроцессуальная деятельность регулируется Федеральным законом РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и изданными на его основе Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей.
Первоначально срок содержания под стражей в стадии предварительного расследования составляет 2 месяца с момента фактического задержания. Этот срок может быть продлен в четыре этапа.
1) Первое продление производится до 6 месяцев (еще на 4 месяца) судьей районного или военного суда соответствующего уровня в порядке, предусмотренном для избрания данной меры пресечения при невозможности закончить предварительное следствие в 2 месячный срок и избрания иной, более мягкой меры пресечения.
2) Второй этап продления срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, но до 12 месяцев допускается с согласия прокурора субъекта РФ по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях при особой сложности уголовного дела.
3) Третий этап продления срока содержания под стражей от 12 до 18 месяцев допускается при наличии особых условий: а) исключительных обстоятельств; б) при обоснованном обвинении в совершении особо тяжкого преступления; в) при согласии Генерального прокурора РФ или его заместителя; г) решение принимается судьей суда уровня субъекта РФ.
4) Четвертый этап предусматривает продление предельного - 12 или 18 месячного - срока содержания под стражей только для ознакомления обвиняемого с материалами оконченного предварительного следствия, при условии, что ознакомление было начато не позднее 30 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и этого времени оказалось недостаточно стороне защиты для ознакомления с делом. На четвертом этапе срок содержания под стражей продляется судом уровня субъекта РФ с согласия прокурора этого же уровня.
Срок содержания под стражей в судебном производстве составляет 6 месяцев с момента поступления дела в суд или с момента избрания судом данной меры пресечения. По истечении шестимесячного срока содержания под стражей подсудимого суд вправе неоднократно продлевать этот срок каждый раз не более чем на 3 месяца по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях.
Как в досудебном, так и в судебном производстве решение суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в кассационном порядке[12].
Основания избрания мер пресечения изложены в ст. 97 УПК РФ. К ним относятся наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного расследования и суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Перечень оснований является исчерпывающим. Это означает, что если указанные основания отсутствуют, то мера пресечения избираться не может. Кроме того, согласно ст. 99 УПК РФ (при наличии установленных ст. 97 оснований при решении вопроса о конкретной мере пресечения) должны учитываться тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Обычно органы предварительного расследования практически в каждом ходатайстве указывают основания, предусмотренные ст. 97 УПК РФ, как повод к заключению под стражу: возможность того, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного расследования и суда (данная мотивировка характерна для более чем 70 процентов ходатайств). В то же время они либо не мотивируют эти утверждения (3 процента), либо обосновывают наличие указанного основания тем, что:
- обвиняемый совершил тяжкое либо особо тяжкое преступление (65 процентов), либо умышленное тяжкое преступление (7 процентов);
- не проживает по месту регистрации либо не имеет регистрации (34 процента);
- нарушил подписку о невыезде либо был объявлен в розыск (3 процента);
- ранее судим (3 процента) [13].
Таким образом, получается, что наличие такого основания, как возможность того, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного расследования и суда, обосновывается органами предварительного расследования теми обстоятельствами, которые должны быть учтены уже при его наличии и доказанности, чтобы решить вопрос об избрании конкретной меры пресечения.
Европейский Суд по правам человека подчеркивал в своих решениях, что опасность уклонения от правосудия не может измеряться только в зависимости от суровости возможного наказания. Она должна определяться с учетом ряда других факторов, которые могут либо подтвердить существование опасности уклонения от правосудия, либо сделать ее настолько незначительной, что это не может служить оправданием содержания под стражей. При этом необходимо учесть характер обвиняемого, его моральные качества, его средства, связи с государством, в котором он преследовался по закону, и его международные контакты. Кроме того, Европейский Суд по правам человека указал, что при обосновании возможного побега необходимо принять во внимание целый ряд факторов, в том числе те, которые позволили бы предположить, что последствия и опасность побега являются меньшим злом, чем продолжение заключения[14].
Как показывает анализ материалов, в большинстве случаев (88 процентов) из числа обращений в суд с ходатайством об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу суд выносит решение об избрании такой меры. Причем зачастую суд не указывает, почему он не считает возможным применить более мягкую меру пресечения, отклоняет доводы, например, защитника либо обвиняемого и принимает доводы прокурора.
4. Иные меры процессуального принуждения
Под иными мерами принуждения в уголовном процессе понимаются иные, помимо перечисленных в гл. 12 и 13 УПК РФ, меры внешнего воздействия, которые побуждают участника процесса совершить определенные действия (например, явиться по вызову следователя) либо подчиниться определенным, установленным законом ограничениям своих прав.
Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень иных мер принуждения и не допускает его расширительного толкования. Часть 1 ст. 111 УПК РФ содержит перечень иных мер принуждения, которые могут быть применены к обвиняемому (подозреваемому), а ч. 2 ст. 111 УПК РФ – перечень иных мер принуждения, которые могут быть применены к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому.
Следует иметь в виду различия в мерах принуждения, применяемых к обвиняемому (подозреваемому), и к иным участникам судопроизводства. Только к обвиняемому (подозреваемому) могут быть применены такие меры принуждения, как наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности.
Иные меры процессуального принуждения содержат определенные ограничения прав указанных участников процесса. Именно поэтому так важно, чтобы их применение было законным и обоснованным.
Часть 1 ст. 111 УПК РФ указывает на основания применения иных мер принуждения к обвиняемому (подозреваемому), которыми являются обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия на него в целях обеспечения установленного УПК порядка уголовного судопроизводства и (или) надлежащего исполнения приговора.
Часть 2 ст. 111 УПК РФ устанавливает, что основания применения конкретной иной меры принуждения к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому, содержатся в нормах, регламентирующих каждую из мер принуждения в отдельности.
Избрание меры принуждения должно быть обоснованно, т.е. должно быть вызвано действительной необходимостью ограничения прав гражданина. При этом цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод граждан.
Иные меры принуждения могут быть применены только по возбужденному уголовному делу и их применение может быть обжаловано.
Обязательство о явке выступает процессуальной гарантией явки обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего или свидетеля к следователю (дознавателю), прокурору, в суд.
Эта мера принуждения носит превентивно-обеспечительный характер и связана с предотвращением возможного в будущем нарушения процессуального порядка. Основанием ее применения служит обоснованное предположение о возможном процессуальном нарушении. Это предположение не требует наличия процессуальных доказательств.
Обязательство о явке возлагает на участника процесса исполнение двух требований: 1) своевременно являться по вызовам следователя (дознавателя), прокурора или в суд; 2) незамедлительно сообщать о перемене места жительства. "Незамедлительно" означает буквально "не медля" ни дня.
Обязательство о явке отбирается только у тех участников, на которых УПК РФ возложена обязанность являться по вызовам и которые могут быть подвергнуты приводу. Перечень этих участников ограничен обвиняемым (подозреваемым), потерпевшим и свидетелем.
Процессуальный порядок применения обязательства о явке включает в себя: принятие решения об этом, получение письменного обязательства, разъяснение последствий его нарушения.
Срок действия обязательства о явке определяется следователем (дознавателем) и может быть им определен до дня окончания предварительного расследования.
При нарушении обязательства о явке участник процесса может быть подвергнут приводу. Кроме того, при нарушении обязательства о явке обвиняемым (подозреваемым) в отношении него может быть избрана мера пресечения.
Привод подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля по уголовному делу является принудительной мерой, предусмотренной статьей 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для привода является поступившее в орган внутренних дел постановление органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, вынесенные в соответствии с частью 7 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Привод лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, производится с уведомлением его законных представителей либо администрации по месту его работы или учебы. Иной порядок привода несовершеннолетних допускается лишь в случаях, когда это оговорено в постановлении (определении) о приводе.
Привод не может производиться в ночное время[15]. Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства, к которым могут быть отнесены, например, случаи, когда промедление с приводом определенного лица может привести к утрате доказательств, помешать задержанию соучастников, отысканию похищенного, пресечению совершения нового преступления.
Привод имеет ярко выраженный принудительный характер и направлен на предупреждение или прекращение неправомерных действий, связанных с уклонением от явки по вызову следователя (дознавателя), прокурора или суда.
Привод не является лишением свободы. Побег при осуществлении привода не может приравниваться к побегу из-под стражи. Применение оружия для пресечения такого побега недопустимо.
Часть 1 ст.113 УПК РФ указывает на одно основание привода, которым является неявка участника процесса по вызову без уважительных причин.
Решению о приводе должна предшествовать проверка причин неявки (имеется ли расписка о вручении повестки, нет ли сообщения о болезни либо уведомления о других причинах, препятствующих явке, и т.д.).
О приводе выносится постановление, которое объявляется лицу, подлежащему приводу.
Статья 114 УПК РФ: 1) предусматривает судебный порядок принятия решения об отстранении обвиняемого (подозреваемого), являющегося должностным лицом, от должности; 2) подчеркивает временный характер применения данной меры принуждения.
Обстоятельствами, которые обусловливают избрание данной меры принуждения, могут выступать сведения о том, что обвиняемый (подозреваемый) намерен изъять (уничтожить) документы, воздействовать на свидетелей из числа подчиненных и др.
Следует иметь в виду, что данная мера принуждения может применяться только к должностным лицам. Для них установлен особый порядок уголовного судопроизводства.
Временное отстранение лица от должности возможно при условии привлечения его в качестве обвиняемого либо при наличии оснований для признания его подозреваемым.
Отстранение от должности носит временный характер. Ходатайство следователя (дознавателя), прокурора о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности оформляется постановлением.
Отстраняя обвиняемого (подозреваемого) от должности, суд вправе предоставить должностному лицу по просьбе администрации время для передачи дел по должности.
Временное отстранение обвиняемого (подозреваемого) от должности отменяется постановлением следователя (дознавателя), если необходимость в применении этой меры принуждения отпадет.
УПК РФ предусматривает порядок выплаты ежемесячного государственного пособия обвиняемому (подозреваемому), временно отстраненному от должности. Размер пособия составляет пять минимальных размеров оплаты труда. При этом УПК не связывает выплату государственного пособия с тем, работает где-либо обвиняемый (подозреваемый) в другом месте или нет[16].
Наложение ареста на имущество – это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в ограничениях права собственности (иного вещного права) для предупреждения ее сокрытия или отчуждения с целью обеспечить исполнение приговора в части имущественных взысканий.
Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение[17].
К имущественным взысканиям относятся: а) удовлетворение гражданского иска, заявленного в уголовном деле; б) назначение дополнительного уголовного наказания в виде конфискации имущества; в) другие имущественные взыскания с обвиняемого или гражданского ответчика, связанные с данным уголовным делом (взыскание процессуальных издержек с осужденного, наложение денежного взыскания в порядке ст. 117 УПК).
Специальным условием данной меры принуждения является возможность взыскания имущества, а основанием – обоснованное предположение о его возможном сокрытии или отчуждении.
Арест накладывается на имущество, принадлежащее подозреваемому, обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность по закону за их действия. Арест имущества, находящегося у других лиц (добросовестных приобретателей), возможен при условии, что оно получено в результате преступных действий обвиняемого (подозреваемого) и не является вещественным доказательством (которое изымается путем обыска или выемки). Арест не налагается на имущество, на которое не может быть обращено взыскание.
Наложение ареста на имущество производится только по решению суда. Порядок исполнения постановления о наложении ареста на имущества аналогичен порядку производства обыска.
Наложение ареста отменяется на основании постановления ведущего процесс следователя, дознавателя, прокурора, судьи и определения суда, когда отпадают основания для применения ареста.
Существенными особенностями обладает исполнение решения о наложении ареста на имущество трех отдельных видов.
1. Арест денежных средств и иных ценностей, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
2. Арест недвижимого имущества;
3. Арест ценных бумаг. Не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящегося у третьего лица - добросовестного приобретателя.
Заключение
Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли.
Основанием применения мер процессуального принуждения является необходимость достижения целей правосудия, обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации меры процессуального принуждения делит на три группы:
1) Задержание подозреваемого;
2) Меры пресечения;
3) Иные меры принуждения.
Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Меры пресечения – это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.
Под иными мерами принуждения в уголовном процессе понимаются иные, помимо задержания подозреваемого и мер пресечения, меры внешнего воздействия, которые побуждают участника процесса совершить определенные действия (например, явиться по вызову следователя) либо подчиниться определенным, установленным законом ограничениям своих прав. К ним относятся: обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СПС Гарант
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) // СПС Гарант.
3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. на март 2005 г.) // СПС Гарант.
4. Инструкция о порядке осуществления привода. Утверждена приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 // СПС Гарант.
5. Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. – М.: Юристъ, 2004 г.
7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Радченко – М.: Юстицинформ, 2004
8. Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"/Под ред. Михлина А.С., Селиверстова В.И. - ИД "Юриспруденция", 2005 г.
9. Андреева О.И. Решение вопроса об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу: проблемы правоприменения. // "Журнал российского права", N 2, февраль 2005 г.
10. Гранкин М. Залог как мера пресечения // Российская юстиция, N 2, февраль 1998 г.
11. Кошаева Т.О. Уголовная ответственность как вид юридической ответственности // Журнал российского права, N 8, август 2004 г.
12. Никодимов А. Заключение под стражу - "любимая" мера пресечения российского уголовного процесса? // Российская юстиция, N 6, июнь 2004 г.
13. Трунова Л. Домашний арест как мера пресечения // Российская юстиция, N 11, ноябрь 2002 г.
14. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. / Под ред. К.Ф. Гуценко. - "Зерцало", 2005 г.
15. Чернышова О. Некоторые аспекты гарантий прав личности в уголовном процессе в решениях Европейского Суда по правам человека // Российский бюллетень по правам человека. М.: Институт прав человека, 2001. Вып. 14.
[1] Кошаева Т.О. Уголовная ответственность как вид юридической ответственности // Журнал российского права, N 8, август 2004 г.
[2] Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену. – СПб.: Питер, 2003. – с.54
[3] Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. / Под ред. К.Ф. Гуценко. - "Зерцало", 2005 г.
[4] Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) // СПС Гарант. – п. 5 ст. 11
[5] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. на март 2005 г.) // СПС Гарант.
[6] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И.Радченко - М.: Юстицинформ, 2004 – комментарий к ст.97
[7] Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) // СПС Гарант. – ст. 102
[8] Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) // СПС Гарант. – ст.104
[9] Гранкин М. Залог как мера пресечения // Российская юстиция, N 2, февраль 1998 г.
[10] Трунова Л. Домашний арест как мера пресечения // Российская юстиция, N 11, ноябрь 2002 г.
[11] Никодимов А. Заключение под стражу - "любимая" мера пресечения российского уголовного процесса? // Российская юстиция, N 6, июнь 2004 г.
[12] Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену. – СПб.: Питер, 2003. – с.56
[13] Андреева О.И. Решение вопроса об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу: проблемы правоприменения. // "Журнал российского права", N 2, февраль 2005 г.
[14] Чернышова О. Некоторые аспекты гарантий прав личности в уголовном процессе в решениях Европейского Суда по правам человека // Российский бюллетень по правам человека. М.: Институт прав человека, 2001. Вып. 14. С. 26.
[15] Инструкция о порядке осуществления привода. Утверждена приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 // СПС Гарант. – п. 1-3
[16] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. -М.: Юристъ, 2004 г.
[17] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Радченко – М.: Юстицинформ, 2004 – комментарий к ст. 115