Содержание

1. Каково определение понятия « инвестиционный налоговый кредит»?. 3

2. По каким налогам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?. 5

3. Каковы принципиальные отличия инвестиционного налогового кредита от налогового кредита, отсрочки и рассрочки?. 6

4. Какие существуют ограничения при установлении процентов на сумму инвестиционного налогового кредита?. 10

5. Какие проценты уплачивает организация , получившая инвестиционный налоговый кредит и нарушившая свои обязательства, в связи с исполнением которых он был получен?. 13

Запрос бухгалтера в ИМНС.. 14

Ответ налогового органа. 15

Список литературы.. 17

1. Каково определение понятия « инвестиционный налоговый кредит»?

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора), при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в корне отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований:

- проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей (подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ);

- осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом (подпункты 2, 3 п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ).

Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, достаточно велик и составляет от одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 6 ст. 67 НК РФ).

Из пункта 6 ст. 67 НК РФ следует, что инвестиционный налоговый кредит, так же как и налоговый кредит, предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформления поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.

2. По каким налогам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них.

3. Каковы принципиальные отличия инвестиционного налогового кредита от налогового кредита, отсрочки и рассрочки?

В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом. В форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита изменяется срок уплаты налога и сбора (ст.61 НК РФ). При этом изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Прежнее законодательство рассматривало отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит в качестве налоговых льгот. Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшего до введение в действие части первой НК РФ, по налогам могли устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, льготы, в частности целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов). В юридической литературе они относились к такой категории льгот, как "налоговые кредиты", которые заключались в изменении валового налога.

В настоящее время изменение срока уплаты налога не может рассматриваться в качестве льготы в силу определения, данного в ст.56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Напротив, решение вопроса об изменении срока платежа происходит в индивидуальном порядке, носит выраженный индивидуальный и, кроме того, условный характер. В то же время с изменением срока платежа у налогоплательщика связаны определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками, которые могут носить компенсационный характер (отсрочка, рассрочка и налоговый кредит) либо стимулирующий (инвестиционный налоговый кредит).

Согласно ст.66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока (от одного года до пяти лет) и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В зависимости от того, на какой срок переносится уплата налога, разделяют отсрочку, рассрочку (от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности) и налоговый кредит (от трех месяцев до одного месяца).

Индивидуально-правовому регулированию, осуществляемому в соответствии со ст.63 НК РФ финансовыми органами в форме изменения срока уплаты налога, близки действия налоговых органов, уполномоченных проводить реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам. В том и другом случаях имеет место проявление государственными органами властно-распорядительных полномочий. Однако по нормам ст.61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

НК РФ не предусматривает возможности реструктуризации задолженности. Она осуществляется на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, как правило, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Реструктуризация проводится в отношении образовавшейся недоимки и задолженности по пеням и фактически ведет к отмене обязанности по уплате налога. Главное различие между изменением срока уплаты налога и реструктуризацией задолженности заключается в правовых последствиях, которые влечет несоблюдение налогоплательщиком условий предоставления ему отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и условий реструктуризации.

В соответствии со ст.68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение об изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При этом при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им решения уплатить неуплаченную сумму задолженности (задолженность, определенная в решении о предоставлении отсрочки, рассрочки, и начисленные на нее проценты), а также пени за каждый день начиная с дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. В зависимости от того, какое нарушение условий договора об инвестиционном налоговом кредите послужило основанием для расторжения такого договора, ст.68 НК РФ установлены сроки уплаты суммы налога, соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора:

30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите;

не позднее трех месяцев со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Таким образом, если налогоплательщиком нарушены условия предоставления ему отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщиком должна быть исполнена обязанность по уплате налога.

Согласно ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В случае заключения уполномоченным органом соглашения о реструктуризации задолженности перед бюджетом срок уплаты налога, в связи с неуплатой которого возникла такая задолженность, не изменяется. Следовательно, при нарушении налогоплательщиком условий реструктуризации задолженности и исполнении налоговым органом обязанности по уплате налога он принудительно взыскивается с налогоплательщика в общем порядке.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Позиция арбитражного суда по вопросу соблюдения сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога изложена в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.03.03 г. N 71).

4. Какие существуют ограничения при установлении процентов на сумму инвестиционного налогового кредита?

В соответствии с п.1 ст.67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Согласно п.14 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" затраты по займам и кредитам включаются в текущие расходы в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, кроме случаев, предусмотренных п.15 ПБУ 15/01.

Проценты по полученным займам и кредитам организация начисляет в соответствии с порядком, установленным в кредитном договоре. Затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п.12 ПБУ 15/01). Затраты в виде процентов, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации, кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено. Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на текущие расходы организации в порядке, изложенном в п.14 ПБУ 15/01.

Подпунктом 2 п.1 ст.265 НК РФ установлено, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного) относятся к внереализационным расходам организации, участвующим в расчете налоговой базы по налогу на прибыль отчетного (налогового) периода. Статьей 269 НК РФ предусмотрено, что под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, НК РФ не предусматривает изъятий, согласно которым имелись бы ограничения в отношении возможности принятия расходов в виде процентов, уплачиваемых при изменении срока уплаты налога (инвестиционный налоговый кредит) на основании решения уполномоченного органа (или договора с налоговым органом), в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Кроме того, НК РФ устанавливает, что при соблюдении в отношении соответствующих расходов, предусмотренных Кодексом, условий (ст.252 НК РФ), эти расходы при налогообложении могут быть учтены и как другие обоснованные расходы в составе внереализационных расходов (п.п.20 п.1 ст.265 НК РФ).

Отметим, что в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Инвестиционный налоговый кредит обычно предоставляется по решению уполномоченных органов. Для его получения необходимо представить определенный пакет документов, подтверждающих экономическую обоснованность и целесообразность его привлечения, в частности бизнес-план и др. (приказ Минфина России от 30.09.99 г. N 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет"). Поэтому, как нам представляется, если инвестиционный налоговый кредит организацией был получен, то экономическую оправданность данных расходов (процентов) можно предполагать подтвержденной. Следовательно, соответствующие проценты, по нашему мнению, могут быть учтены при исчислении налогооблагаемой прибыли с учетом требований п.1 ст.269 НК РФ, т.е. на основании размера процентов, уплачиваемых по кредитам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, а при отсутствии таковых, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, может приниматься равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.

5. Какие проценты уплачивает организация , получившая инвестиционный налоговый кредит и нарушившая свои обязательства, в связи с исполнением которых он был получен?

Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 Налогового Кодекса Российской Федерации, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора, она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Запрос бухгалтера в ИМНС

В ИМНС г. Тюмени от

Залаловой Ю.Р. главного бухгалтера ОАО «Скарлет»

Правомерно ли организации применять ежемесячный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с момента утраты ею статуса "субъекта малого предпринимательства"?

4 июля 2006 г.

Главный бухгалтер                                                              Ю.Р. Залалова

ОАО «Скарлет»

Ответ налогового органа

исх. 406/3                                                                         Главному бухгалтеру

6 июля 2006г.                                                                  ОАО «Скарлет»

         Залаловой Ю.Р.

                                                                                 г. Тюмень, ул. Ленина, д. 29

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции изменений и дополнений) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании 1-го полугодия, 9 месяцев и года.

Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога.

Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и плательщиков, указанных в пункте 5 данной статьи, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года.

Таким образом, организация самостоятельно выбирает соответствующий способ исчисления и уплаты налога на прибыль исходя из действующих нормативно-правовых актов.

На основе изложенного, в случае если организация своевременно представила расчет налога по фактически полученной прибыли, составляемый ежемесячно в сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", то оснований для отказа в применении вышеназванного способа исчисления и уплаты налога на прибыль не имеется.

заместитель руководителя Управления

государственный советник налоговой службы III ранга   А.А. Глинкин

Список литературы

1.                Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 01.05 2006 г.).

2.                Инвестиционный налоговый кредит: Как получить и стоит ли игра свеч? (М.М. Меркулов, В.С. Давыдов, "Налоговый учет для бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.)

3.                Инвестиционный налоговый кредит... долговое обязательство или нет? (О. Ирзун, А. Юфа, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 12, март 2005 г.)

4.                Право налогоплательщика получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (Л. Гурьяков, "Финансовая газета", N 50, декабрь 2003 г.)

5.                Порядок предоставления строительным организациям инвестиционного налогового кредита (О.А. Романчук, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в строительстве", N 2, II квартал 2001 г.)

6.                Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (О.А. Красноперова, "Гражданин и право", N 5, ноябрь 2000 г.)