Содержание

Введение. 3

1. Сущность и механизм государственного регулирования оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы в России. 4

2. Анализ уровня и динамики заработной платы работников бюджетной сферы, их оценка в соответствии с общероссийским уровнем и прожиточным минимумом  6

3. Основные направления совершенствования оплаты труда работников в бюджетной сфере. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 16

Введение

         Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

         Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

         Цель данной работы – рассмотреть государственное регулирование оплаты труда в бюджетной сфере.

         Задачи: рассмотреть механизм регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы; изучить уровень и динамику заработной платы; выявить возможности и пути реформирования заработной платы.

1. Сущность и механизм государственного регулирования оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы в России

         Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в рыночных экономиках является установление минимума заработной платы (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении соглашений и коллективных договоров. В этих документах также оговариваются величины доплат, дифференциация заработной платы в зависимости от уровня квалификации и т.д. Причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение.

         В документах МОТ сформулировала цель установления государством размера минимальной заработной платы - обеспечить «гарантированный минимальный уровень жизни». В большинстве стран нижний уровень вознаграждения всем работающим определяется законодательством[1].

         В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»[2] и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

         Федеральный закон «О системах  оплаты труда работников бюджетных учреждений»[3] устанавливает правовые основы организации оплаты труда работников бюджетных учреждений в Российской Федерации в целях обеспечения единых принципов государственной политики в этой сфере. Действие Федерального закона распространяется на работников государственных и муниципальных учреждений, содержание которых финансируется из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

         Отраслевые системы оплаты труда формируются на основе следующих принципов:

-       обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ и условий труда по отраслям бюджетной сферы;

-       обеспечение существенного роста оплаты труда работников бюджетных учреждений;

-       тарификация работ и работников с учетом требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника  по должностям руководителей, специалистов и служащих;

-       поэтапное приближение минимальной тарифной ставки (оклада) к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.

-       систематизация доплат за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, достижение единых подходов к их применению в отдельных отраслях бюджетной сферы;

-       совершенствование порядка установления оплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей;

-       использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифной части оплаты труда, а также премирования за особые достижения в труде.

         Отраслевые системы оплаты труда включают тарифную  и надтарифную части.

         Отраслевые системы оплаты труда предусматривают минимальные государственные гарантии по оплате труда работников бюджетных учреждений, особенности формирования фонда оплаты труда бюджетных учреждений, включая порядок установления размеров должностных окладов, тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок и других элементов отраслевой системы оплаты труда, а также порядок их повышения (индексации)[4]. 

2. Анализ уровня и динамики заработной платы работников бюджетной сферы, их оценка в соответствии с общероссийским уровнем и прожиточным минимумом

         Согласно Федеральному закону о прожиточном минимуме в РФ (1997 г.), потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ в субъектах РФ определяются не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций с участием общероссийских объединений профсоюзов. Потребительская корзина в целом по России устанавливается федеральным законом, а в субъектах РФ - законодательными органами субъектов РФ с учетом местных особенностей потребления. Величина прожиточного минимума на душу населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

         При определении условий и размеров оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатываются законодательные и нормативные правовые акты по следующим вопросам:

-       об организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

-       о тарифной ставке (окладе) первого разряда ЕТС;

-       о дифференциации в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам ЕТС;

-       об отнесении к разрядам оплаты труда ЕТС должностей и профессий работников;

-       о показателях и порядке отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей;

-       об установлении повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности и др.);

-       о порядке оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ;

-       о размерах и порядке выплат компенсационного характера;

-       о размерах и порядке выплат стимулирующего характера;

-       об отраслевых особенностях организации и оплаты труда работников бюджетной сферы;

-       об источниках и порядке финансирования оплаты труда работников бюджетных учреждений.

         Сегодня практически никто не сомневается в необходимости реформирования системы оплаты труда бюджетников. Ставки и оклады даже тех категорий работников, которые оплачиваются по высшим разрядам ЕТС, соответствуют лишь величине прожиточного минимума. Подавляющее же большинство специалистов-бюджетников не получают и этого. Среднемесячная заработная плата бюджетников составляет 50-70% среднего ее уровня по стране. В ряде регионов задержки с выплатой зарплаты приобрели хронический характер. Поэтому неудивителен негативизм, проявляемый как некоторыми учеными, так и «объектами» действия ЕТС по отношению к самим принципам оплаты учителей, врачей, работников науки, культуры, искусства, заложенным в ЕТС.

         Переход к отраслевым системам его сторонники нередко связывают с переходом к отраслевым принципам тарификации работ и работников, что внешне выглядит как «демократизация» этих процессов. Но это нарушает один из концептуальных принципов рациональной организации оплаты труда - единство тарифного нормирования вне зависимости от сфер приложения труда. По сути дела, предлагается отказаться от обязательности применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих и ЕТКС работ и профессий рабочих.

         В качестве негативного момента в условиях применения ЕТС можно отметить «смещение» тарификации работников (диапазона разрядов оплаты в сторону высоких разрядов) и тем самым снижение возможностей дифференциации оплаты работников в зависимости от индивидуальной квалификации и трудовых достижений. Переход на проектируемые отраслевые системы оплаты может решить эту проблему лишь частично, поскольку в условиях сохранения относительно низких уровней проектируемых ставок и окладов нельзя реально обеспечить заметную дифференциацию в оплате. Использование для этих целей выплат из внебюджетных источников в какой-то мере позволит решить проблему индивидуализации заработной платы, но нахождение таких источников весьма проблематично.

         Увеличение заработной платы в социально-культурных отраслях на 33% кардинальным образом проблемы не решит, тем более что ориентировочно 20% «съест» инфляция.

         Чрезвычайно актуальной становится проблема изменения бюджетной политики государства в сторону существенного увеличения доли расходов бюджета на реализацию социальной политики вообще и развитие социальных отраслей, в частности. Важную роль в этом могли бы сыграть меры по увеличению бюджетных доходов: например, за счет природной ренты, а также возврата к прогрессивному налогообложению индивидуальных сверхдоходов.

3. Основные направления совершенствования оплаты труда работников в бюджетной сфере

         Зарплатная ситуация в социальном секторе во многом зависит от экономических возможностей государства. Однако существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и бюджетной сфере свидетельствуют о серьезных дефектах ЕТС. Очевидно, что принципы жесткого зарплатного регулирования, не обеспечивающие требуемой эффективности, полностью себя дискредитировали.

         В условиях высокой инфляции ЕТС сыграла положительную роль, компенсировав рост потребительских цен и обеспечив необходимую дифференциацию оплаты труда в соответствии с его сложностью. Сегодня Единая сетка полностью исчерпала свои возможности.

         Жесткие рамки ЕТС, а также требования нового ТК не позволяют осуществить систематизацию действующих зарплатных нормативов. В условиях снижающейся инфляции становится неоправданной и жесткая схематизация должностей, не позволяющая учитывать особенности труда бюджетников, не мотивирующая их к росту производительности, не повышающая их заинтересованности в эффективном функционировании бюджетных организаций, скажем, школы или больницы.

         С изменением системы межбюджетных отношений принципы функционирования ЕТС вступили в противоречие и с действующим законодательством: региональные и муниципальные бюджеты сегодня самостоятельны и вправе финансировать соцсектор местного подчинения за свой счет.

         Единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко в не полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по субъектам Федерации, что обусловливает необходимость разноуровневой зарплаты по регионам[5].

         О том, что условия жизни в разных районах Российской Федерации неодинаковы, свидетельствуют следующие данные: подсчитано, что, например, в Сибири человек расходует боль­ше, чем в центральных районах, на питание — на 6,7 %; на одежду, белье, обувь — на 16,6 %; на топливо — на 108,6 %. Эти различия условий жизни и труда компенсируются рабо­тающим через районные коэффициенты к заработной плате по тарифу. Они устанавливаются для работников предприя­тий, расположенных в северных районах, на Дальнем Восто­ке. Размер этих коэффициентов колеблется от 1,1 до 2,0.

         При формировании каждой из отраслевых систем, прежде всего, учитываются содержание и условия труда, объемы бюджетных ассигнований и наличие внебюджетных средств. Поскольку результаты труда бюджетников в меньшей степени, чем на производстве, поддаются прямому учету, главными факторами зарплатной дифференциации являются уровень образования, квалификация, специальный стаж, сложность и качество труда. Что касается зарплатной структуры, то она меняется в пользу основной - тарифной части. В этой связи предусматривается упорядочение системы надтарифных выплат, совершенствование нормирования труда, перевод работников некоторых профессий (должностей) на срочные трудовые договоры и т.д.

         Еще одна особенность реформы связана с расширением прав региональных и муниципальных органов власти в части принятия решений о размерах тарифных ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат. Районные коэффициенты учитывают существенные региональные различия, связанные с климатическими условиями жизни, с другими факторами, но не решают зарплатную проблему. Следует иметь в виду, что РК существенно изменились со времени установления, а также то, что в ряде регионов они вводились, например, для привлечения рабочей силы. Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы население каждого региона имело возможность получать достойную зарплату (особенно это касается бюджетников) вне зависимости от климатических, экономических и социальных условий.

         Установление эффективного минимума заработной платы может повлечь за собой повышение производительности труда. Увеличение ставок в связи с установлением минимума заработной платы, по всей видимости, побудит фирмы использовать труд низкооплачиваемых более эффективно, в результате чего производительность труда возрастет. Более высокая зарплата, как известно, мотивирует работников к более продуктивному труду.

         Каждая из отраслевых систем оплаты труда должна соответствовать общим правилам, которые сводятся к следующим позициям:

-       величину заработной платы надо поставить в зависимость от квалификации работников, сложности выполняемых работ и условий труда, уровня образования и стажа работы по профессии;

-       тарификацию работ и работников следует производить исходя из требований тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника по должностям руководителей, специалистов и других служащих. Иными словами, нужно сохранить единство тарифного нормирования;

-       поэтапно сближать минимальную тарифную ставку и минимальный оклад с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения по регионам страны;

-       выработать единые подходы в систематизации и унификации компенсационных выплат к основной тарифной оплате;

-       поощрение за высокие результаты и качество выполнения работы необходимо осуществлять преимущественно с помощью индивидуальных доплат и надбавок стимулирующего характера;

-       при формировании фондов оплаты труда в бюджетных организациях следует ориентироваться не только на ассигнования из бюджета, но и на средства, получаемые от разрешенной законодательством коммерческой деятельности, а также из благотворительных и спонсорских фондов.

         Отраслевые системы оплаты труда, которые в настоящее время готовятся соответствующими министерствами и ведомствами, охватывают: тарифные ставки и должностные оклады работников отрасли, устанавливаемые на основе тарификации и аттестации работ и работников; системы доплат и надбавок за условия, отклоняющиеся от нормальных, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Предусматривается упорядочение надтарифных выплат, улучшение нормирования труда, составление перечней профессий (должностей), которые могут быть переведены на срочные трудовые договоры (контракты).

         Использование отраслевых тарифных сеток позволит полнее учесть в величине заработка не только квалификацию, но и результативность труда.          Дифференцированные ставки (оклады) и поощрительные выплаты, учитывающие специфику отрасли и конкретных видов деятельности, должны, как ожидается, справиться с решением этой задачи.

         Высокие результаты труда и качество выполнения должностных обязанностей могут поощряться с помощью преимущественно разового премирования за особые достижения в труде (годового или как минимум полугодового). Установление ставок или окладов в виде «вилки» позволит отразить результативность труда в размерах основной (тарифной) оплаты.

         При переходе к организации оплаты труда бюджетников с применением отраслевых систем необходимо соблюсти единство в принципах их построения, что достигается, в частности, благодаря единому подходу к тарификации работников во всех учреждениях отрасли (подотрасли). В этой связи особую важность приобретает сохранение за Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Тарифно-квалификационными характеристиками руководителей, специалистов и служащих статуса нормативных документов, обязательных к применению[6].

Заключение

         Условия оплаты труда, установленные федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы, независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

         Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации:

-       в отношении работников учреждений бюджетной сферы всех уровней - обязательны для применения на всей территории Российской Федерации;

-       в отношении работников федеральных государственных учреждений - обязательны для работников этих учреждений.

         Условия оплаты труда, установленные Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений регионального и муниципального подчинения.

         Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система заработной платы работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, работников муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.

Установление новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.

         Правительство Российской Федерации устанавливает размеры и условия оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений.

         Размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

         Принятые размеры и условия оплаты труда предусматриваются в правовых актах органов местного самоуправления. За органами местного самоуправления закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по муниципальным бюджетным учреждениям (кроме муниципальных общеобразовательных учреждений).

Список литературы

1.     ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

2.     ФЗ «О системах  оплаты труда работников бюджетных учреждений»

3.     Волгин Н. О необходимости законодательного регулирования фондов оплаты труда. // Человек и Труд. – 2003. - №7.

4.     Кириллова Н. Оплата труда бюджетников: новая модель. // Человек и Труд. – 2003. - №2.

5.     Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда нечеловеческого дос­тоинства. - М: Академия, 2001.

6.     Хрусталев А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт. //  Человек и Труд. – 2001. -  № 10.


[1] Хрусталев А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт. //  Человек и Труд. – 2001. -  № 10.

[2] ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

[3] ФЗ «О системах  оплаты труда работников бюджетных учреждений»

[4] Волгин Н. О необходимости законодательного регулирования фондов оплаты труда. // Человек и Труд. – 2003. - №7.

[5] Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда нечеловеческого дос­тоинства. - М: Академия, 2001.. – С.48.

[6] Кириллова Н. Оплата труда бюджетников: новая модель. // Человек и Труд. – 2003. - №2.