Содержание

Введение. 3

1. Роль и значение социальной сферы деятельности предприятий. 4

2. Виды мероприятий, реализующих развитие социальной сферы.. 7

3. Мероприятия, направленные на развитие социальной сферы.. 10

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

         Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло до того, как  оно стало предметом социальных исследований. Присуще людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря,  управления совместной деятельностью. Управление зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее важнейших факторов.

         Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

         Цель данной работы – рассмотреть управление социальной средой организации.

         Задачи:

выявить роль и значение социальной сферы деятельности предприятий;

выявить виды мероприятий, реализующих развитие социальной сферы;

изучить состав мероприятий, направленных на развитие социальной сферы.

1. Роль и значение социальной сферы деятельности предприятий

         Переход нашей страны к рыночной экономике выявил ряд закономерностей. Во-первых, немало предприятий с различной формой собственности, особенно в области бизнеса и предпринимательства, а также посреднических фирм на первых порах достигают определенных позитивных результатов и даже имеют неплохие финансовые результаты. Затем появляются другие, аналогичные предприятия, создавая конкуренцию первым. Нередко эти первые предприятия разоряются. Причин тому много. Первоначально созданные предприятия, найдя свою нишу в бизнесе и предпринимательстве, сосредоточили основное внимание на получении прибыли, не позаботившись о стратегии фирмы, а поэтому изменения в налоговой системе, недостаточная подготовка кадров, отсутствие должной информации о конкурентах ведут их к разорению.

         Во-вторых, фирмы и отдельные предприниматели, увлекшись получением прибыли, забывают о роли организации, мотивации и контроле, что неминуемо приводит к банкротству[1].

         Однако было бы ошибочно полагать, что стратегия в деятельности фирм является панацеей от всех бед. Какие бы комфортабельные здания, лечебные корпуса, современное оборудование не имелись в лечебном учреждении (профилактории, санатории, курорте), они принесут мало пользы для людей, прибывших сюда поправить свое здоровье, если не будет четкой организации, предусматривающей прием назначенных врачом процедур. Мало будет пользы от лечения, если в лечебном учреждении не будет должной мотивации всего персонала, побуждающей к более сознательному и бескомпромиссному выполнению своих прав и обязанностей; не будут действовать стимулы к повышению и обновлению имеющихся знаний в области медицины. Наконец, ничто не приведет к полноценному лечению, если будет отсутствовать соответствующий контроль на всех уровнях системы управления.

         Все это позволяет считать, что основой успеха в бизнесе и предпринимательстве является наличие стратегии и учет основных ее факторов организации, мотивации и контроля.

         Стратегия в бизнесе и предпринимательстве способствует разработке прогноза будущих проблем и возможностей, а также выработке наиболее оптимальных решений, снижая риск ошибочности принятия решений ввиду недостаточного объема информации или устаревшей ее по времени действия.

         Основная задача при стратегическом планировании — адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять ситуацию внутри организации, ее слабые и сильные стороны и активные силы.

         При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную, опасность для деятельности организации, а с другой — открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.

         Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.

         Для эффективно функционирующей экономики предприятия необходим и определенный тип работника: ориентированного на максимальные достижения в труде, инициативного и предприимчивого, берущего на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу общего дела, знающего свои права и рассчитывающего, прежде всего, на свои силы. Такой работник стремится к повышению своей квалификации, так как именно с ней связывает свои возможности в труде. В свою очередь, формирование активной позиции работника предопределяют профессиональные и экономические знания. Такие знания работника приводят не только к его дисциплинированности и инициативности, но и к активному вмешательству в структуру связей и способы их реализации с целью ликвидации недостатков, изыскания резервов совершенствования организации и повышения эффективности производства.

         Исследование, проведенное на крупнейших промышленных предприятиях, показало, что характеристики работников по многим параметрам удовлетворяют предъявляемому уровню требований. Анкетный опрос выявил, что 94% опрашиваемых работников считает себя перспективными, способными к обучению (за исключением пенсионеров или работников предпенсионного возраста), и 90% хотят повысить свой профессиональный квалификационный уровень. Это говорит, прежде всего, о низкой материальной базе отечественных промышленных предприятий, не способных обучать и совершенствовать свой персонал, и о незначительных инвестициях в его развитие.

         Конечно же, можно рассматривать проблему повышения эффективности трудовой деятельности и в материальном аспекте (повышение заработной платы, премии), но этот момент является довольно очевидным и несколько проблематичным для самого предприятия. Поэтому предлагаемая концептуальная модель повышения эффективности труда за счет проведения групповой оптимизации приводит к совершенствованию организационной деятельности персонала с наименьшими затратами для предприятия. Разработанные идеи по совершенствованию функционирования персонала и профессиональных групп на промышленном предприятии можно в упрощенном варианте представить в виде следующей концептуальной модели повышения эффективности трудовой деятельности.

         Рациональное использование материальных и трудовых затрат предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия для достижения общих целей на основе мотивации их труда.

         Проблема повышения эффективности производства всегда связа­на с поиском путей максимального использования потенциальных возможностей всех ресурсов. В полной мере это может быть отнесено к наиважнейшему ресурсу — трудовому потенциалу и, конечно же, от степени развития и его использования зависит и восприимчивость к инновациям, и конкурентоспособность предприятия.

         2. Виды мероприятий, реализующих развитие социальной сферы

         Чтобы оценить потенциальные возможности российских предприятий в современных условиях хозяйствования, необходимо иметь четкое представление о внутренних проблемах, которых достаточно много. Задачи, с которыми приходится сталкиваться подавляющему большинству крупных и мелких предприятий, идентичны — это, как правило, неэффективное использование ресурсов, главным образом трудовых. Важность наличия трудовых ресурсов (их количественных и качественных показателей) описывалась выше.

         Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

         В качестве мер профилактики социальных конфликтов в системе социального управления необходимо выделить следующие:

-       создание рабочих мест, способствующих обеспечению эквивалентного материального вознаграждения за затрачиваемые усилия;

-       повышение уровня развития социальной инфраструктуры (детских дошкольных учебных заведений, общеобразовательных учебных заведений, позволяющих получить законченное среднее образование, учреждений здравоохранения, учреждений клубного типа и т.д.), с целью повышения культурного и духовного развития людей и т.д.

         Разработка эффективной социальной политики является одной из важнейших задач новой российской власти. От того, как будет решаться эта задача, зависят не только условия жизни простых людей, но и перспективы социального и экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение российского государства. Кроме того, ориентация социальной политики на рыночный тип ее организации выдвигает на первый план задачу специальных исследований, которые ясно определяют роль и место социальной политики в системе государственного управления. К сожалению, следует признать, что, несмотря на имеющиеся достижения и наработанный опыт в сфере социального обслуживания, в настоящее время социальная политика в России в прикладном ее понимании на низовом уровне реализуется пока еще весьма слабо и неэффективно. Ее процессы управляются часто некомпетентными кадрами специалистов, которые не имеют соответствующей подготовки. Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как:

-       образовавшийся «разрыв» между поставленными самой жизнью социальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационного и управленческого плана;

-       противоречия между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению — с другой;

-       противоречия между органами социальной политики социального центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организации конкретной предметной работы и реализации социальных программ;

-       противоречия, обусловленные явным несоответствием между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлении социальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности, как на федеральном, так и на национально-территориальном и территориально-административном уровне[2].

         Очевидно, что широта интересов людей в группе выходит за рамки их производственных задач, и каждый индивид имеет потребность в том или ином общении. Из-за неоднородности состава группы, различия интересов, целей, отношения к выполняемым трудовым поручениям и т. д., возможно возникновение так называемых малых неформальных группировок. Члены неформальной группировки дружны между собой и сохраняют некоторый психологический барьер по отношению к другим работникам. Это явление может носить и резко отрицательный характер, в подобных группировках могут вырабатываться свои нормы, ценности, и установки поведения, резко расходящиеся с общепринятыми. Как правило, это может увеличить уровень конфликтности группы, а, следовательно, снизить эффективность ее работы. Рабочий настрой людей, как массовое явление, подчиняется социально-психологическим закономерностям и зависит, прежде всего, от морально-психологического климата, сложившегося в трудовом коллективе и мер, принимаемых администрацией по улучшению их жизни.

         Совершенствование организации труда является понятием комплексным и включает в себя множество направлений, но не все его формы в равной степени мотивируют работников к более эффективному труду. Оптимальные условия труда, обстановка — одна из важнейших потребностей человека.

         Для повышения эффективности использования потенциала работ­ников необходимо установление и поддержание взаимосвязи между личными интересами участников трудового процесса и интересами предприятия. Можно сделать вывод, что состояние психологического климата, психологических особенностей функционирования индивидов, социальных факторов и профессионально-квалификационного уровня, с одной стороны, и эффективного функционирования профессиональных групп (следовательно, и всего коллектива), с другой стороны, взаимосвязаны. Чтобы привести в действие резервы роста трудового потенциала, необходим комплекс внутренних эффективных решений совершенствования группового функционирования. Принятие таких решений и реализация их на практике являются прямой обязанностью как служб управления персоналом, так и руководителей предприятий[3].

         3. Мероприятия, направленные на развитие социальной сферы

         С начала 1990-х годов под воздействием радикальных социально-экономических реформ далеко не сразу, медленно, но все же происходит существенное изменение основных акцентов социальной политики. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространение социального риска. В ситуации резкого падения уровня жизни населения, роста безработицы, преступности, бедности, отставания заработной платы от цен потребительского рынка правительство России было вынуждено идти на постоянное повышение зарплаты, пенсий и пособий, несмотря на требования Международного валютного фонда о снижении социальных расходов. Дальнейшее углубление экономического кризиса потребовало радикально реформировать существующие социальные обязательства государства, приведя их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х годов обсуждаются новые принципы российской социальной политики[4], концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению, стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы[5].

         В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, стремятся способствовать социальному равновесию и стабильности. По мнению Е.Ш. Гонтмахера[6], управление социальными процессами в экономически развитых российских регионах проходит сегодня по совершенно другим механизмам, чем в советское время. Если раньше была строго централизованная вертикальная система управления, и можно было напрямую регулировать процессы в любом регионе вплоть до административных районов, то сейчас эти рычаги практически не действуют. Становление трехуровневой власти (федеральный центр, региональная власть, местное самоуправление) означает принципиальный переворот в системе социальной политики. По мнению экспертов, влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначительным (не более 20%), тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль (70%), а вот местное самоуправление весьма ограничено в своих возможностях: степень влияния местных органов власти на реализацию социальной политики на местах составляет сегодня не более 10%[7]. Отметим, что роль муниципалитетов в решении социальных проблем местного сообщества постепенно возрастала в течение 1990-х годов, причем во многом это зависело от наличия финансовых ресурсов и социального капитала органов местного самоуправления. Важная особенность советской социальной политики состояла в ее прочной экономической связи с так называемыми градообразующими предприятиями крупных индустриальных центров[8]. Речь идет о том, что на протяжении десятилетий в целом ряде городов советской России организация и финансирование деятельности всех направлений социального обслуживания во многом определялись функциями крупных индустриальных предприятий. Администрация этих предприятий аккумулировала мощный социальный капитал, становясь фокусом системы социальных связей промышленного города. С конца 1980-х годов многие из этих предприятий подвергались реструктуризации и банкротству, лишив тысячи людей работы и средств к существованию. В течение всего постсоветского периода происходило не только изменение структуры собственности на промышленных предприятиях России, но и трансформировалась социальная роль предприятия в рамках местного сообщества.

         Предприятие утрачивало присущие ему в советское время патерналистские функции, что в отсутствие прочных механизмов социального партнерства приводило к ситуации социального исключения. Экономический кризис и недостаточность ресурсов местной власти во многих случаях привели к сокращению числа социальных сервисов, их перепрофилированию, сокращению числа оказываемых услуг. По сути дела, права на пользование целым рядом социальных услуг (в частности, детскими садиками, санаториями, рекреационными учреждениями) работниками, жителями районов и городов в ходе муниципализации оказались под угрозой.

         Наряду с экономической деятельностью каждое предприятие осуществляет социальную деятельность, масштабы и направления которой определяются результатив­ностью экономической деятельности. Чем выше финансовый результат экономической деятельности, тем большими воз­можностями располагает предприятие в проведении соци­альных мероприятий, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним мероприятиям соци­ального характера могут быть отнесены следующие:

-       оплата стоимости путевок в санатории, дома отдыха, туристических путевок;

-       расходы по эксплуатации социально-бытовых объек­тов, числящихся на балансе предприятия;

-       финансирование строительства новых объектов производственного назначения;

-       расходы по развитию подсобного хозяйства предприятия;

-       затраты на проведение культурно-массовых и оздоровитель­ных мероприятий;

-       оплата стоимости обучения детей сотруд­ников предприятия;

-       компенсация удорожания стоимости питания в заводских столовых и буфетах;

-       расходы по оказа­нию помощи пенсионерам — бывшим работникам предприя­тия и другие.

         Внешние мероприятия социального характера отражают использование прибыли на благотворительные цели, оказание спонсорской помощи и другие аналогичные расходы.

         Средства, направляемые на финансирование мероприятий социального характера, в соответствии с уставом или решени­ем распорядительного органа предприятия зачисляются в фон­ды социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сме­ты расходов на социальные нужды трудового коллектива и бла­готворительные цели. Размер средств, направляемых в соот­ветствующие фонды (сметы), зависит не только от общей сум­мы получаемой предприятием прибыли, но и целого ряда дру­гих факторов. Например, если налоговое законодательство предусматривает льготы по реинвестированию прибыли или на­правлению ее на благотворительные цели, то это создает пред­посылки стимулирования именно таких направлений исполь­зования прибыли[9].

         Разработка стратегических программ социально - экономического развития предприятия включает:

-       анализ и пути повышения эффективности использования производственного потенциала предприятия;

-       анализ и разработка рекомендаций по финансовому планированию в предприятии. Анализ финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по его улучшению;

-       оценка налоговой тяжести предприятий и пути ее снижения;

-       разработка рекомендаций по методике анализа финансовой отчетности;

-       разработка рекомендаций по методике начисления амортизации основных фондов;

-       совершенствование форм внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственном производстве;

-       экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и обоснование путей повышения эффективности их работы.

Заключение

         Итак, социальная политика предприятия как составная часть менеджмента представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

         Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми (обеспечение существования) или предлагаются только в интересах привлечения квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они создают заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия (организации).

         Как инструмент мотивации работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся:

-       выбора приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.д.);

-       выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;

-       оценки величины возможных выплат исходя из доставленных задач и финансовых возможностей;

-       избирательности в предоставлении льгот и услуг, дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач.

         К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности и др.

Список литературы

1.     Викулина Т.Д. Регулирование доходов населения и социальная политика государства. - М.: МГСУ, 2000.

2.     Внутрифирменное планирование: Учебное пособие. / Под ред. П.П.Табурчака. – СПб.: Синтез, 2006. 

3.     Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России: Актуальные проблемы, вопросы теории и практики. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1998.

4.     Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии // Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ,  2000.

5.     Григорьев О., Романов П. Муниципализация социальной инфраструктуры предприятий: перспективы социологического анализа. Саратов: АБРИС, 2000.

6.     Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004.

7.     Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: МГСУ «Союз», 2000.


[1] Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г.Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – С.107.

[2] Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: МГСУ «Союз», 2000. - С. 234

[3] Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. Комарова А.Г., Муфтиева Г.Г. – СПб.: Питер, 2004.

[4] Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России: Актуальные проблемы, вопросы теории и практики. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1998. – С.56.

[5] Викулина Т.Д. Регулирование доходов населения и социальная политика государства. - М.: Моск. гос. строит. ун-т , 2000. – С.21.

[6] Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии // Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ,  2000. – С.16–18.

[7] Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. - М.: МГСУ «Союз», 2000. - С.184.

[8] Григорьев О., Романов П. Муниципализация социальной инфраструктуры предприятий: перспективы социологического анализа. Саратов: АБРИС, 2000. – С.39-40.

[9] Внутрифирменное планирование: Учебное пособие. / Под ред. П.П.Табурчака. – СПб.: Синтез, 2006. – С.107.