Содержание
Введение. 3
1. Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента. 4
2. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента. 8
3. Доминирующие инстинкты.. 13
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение
В последнее время исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или их комплексов. Постановка в форме наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс, и результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности[1].
Необходимо отметить еще один момент, что любая деятельность требует от человека определенного стиля поведения, не говоря уже о том, что необходима предрасположенность к этой (конкретной) деятельности.
Таким образом, цель данной работы – исследование взаимосвязи между темпераментом человека, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным стилем деятельности.
Задачи данной работы:
- изучить теоретическую литературу по данной теме;
- выявить физиологические основы темперамента;
- раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;
- рассмотреть доминирование инстинкта.
1. Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.[2]
Темперамент — это определенное устойчивое состояние психодинамических свойств личности, проявляющихся в общении и деятельности.
Можно выделить следующие хзарактеристики темперамента:
1. Темперамент характеризует меру динамического напряжения и отношения человека к миру, людям к себе, деятельности.
2. Темперамент наследуется.
3. Темперамент устойчив в течение жизни человека.
4. Темперамент не зависит от содержания деятельности.
5. Темперамент — это универсальное свойство и проявляется оно во всех сферах жизни
6. Рано проявляется в детстве.
7. Высоко коррелирует со свойствами нервной системы.
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент[3], но, тем не менее, это будет зависеть от качества нервной системы (сильная или слабая).
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо нам в повседневной жизни, в общении, в работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности являются проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Были также установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
- сила процессов возбуждения и торможения;
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
- подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию[4].
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильных, длительных и концентрированных раздражителей. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип, отличаясь сильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип - процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип - сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.
Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев[5].
Индивидуальные особенности нервной системы характеризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупностью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет типы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.
Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и пронизывают все стороны психики человека, существенно определяют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, отражаются в побуждениях и действиях человека.
В.И.Слободчиков считает, что для составления характеристик четырех типов темперамента выделяют его следующие свойства:
1. Активность — это свойство показывает, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и определяет устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности.
2. Реактивность — сила и длительность реакции на внешние и внутренние раздражители равной силы (проявляется в эмоциональных реакциях на критический тон, замечание, обидное слово, наказание и пр.).
3. Чувствительность (сензитивность) — тонкость восприятия внешнего мира.
4. Пластичность и ригидность — свойство, показывающее быстроту адаптации к изменившимся условиям. Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко (пластичность) или насколько инертно (ригидность) человек приспосабливается к внешним воздействиям, к новой обстановке, задачам, и др.
5. Экстраверсия и интроверсия. Экстраверсия — открытость человека внешнему миру. Интроверсия — замкнутость, направленность в мир своих мыслей и чувств.
6. Темп реакции — свойство, характеризующее скорость протекания различных психических реакций и процессов (быстрота речи, гибкость ума, динамика движений, выразительность мимики и др.)[6].
2. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента
Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.
С.Л.Рубинштейн отмечает, что психологическое изучение деятельности включает в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент.
Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы человеческой деятельности многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни[7].
Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.
Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Еще один прием деятельности — привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосознанной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически.
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).
Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д.
В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности[8].
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля[9].
Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности[10].
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность[11].
3. Доминирующие инстинкты
При доминировании одного инстинкта односторонни тенденции развития личности. У Сталина безраздельно господствовал инстинкт, доминирования, Подавивший все остальные инстинкты, кроме инстинкта самосохранения. У академика А. Сахарова доминировали инстинкты альтруизма, свободы, сохранения достоинства и исследовательский, что и предопределило творческий потенциал, многогранность личности. Естественно, потом были воспитание, среда и жизнь, раздумья, личный выбор, но многое в судьбе человека начинается с того, какой доминирующий инстинкт был дан ему природой.
Генетическая программа развития гармонична: доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, определенная конституция телосложения, определенные свойства нервной системы.
Люди холерического темперамента — активные, целеустремленные, эмоционально страстные, «несдержанно-горячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинствами исследовательский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.
Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.
Люди флегматичного темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. По телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики.
Люди меланхолического темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. По телосложению они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлинёнными и худыми конечностями, обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или ее прекращения, стопора.
В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолики).
Заключение
В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные гипотезы с целью объяснить природу темперамента. Это удалось сделать И. П. Павлову, который определил, что физиологической основой темперамента — являются типы нервной системы (типы высшей нервной деятельности).
Фундаментальными процессами нервной системы являются возбуждение и торможение. Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Соотношения возбуждения и торможения образуют свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы человека. Признаком силы возбудительного процесса может служить устойчивая активность, возможность длительных и напряженных усилий в умственной и физической работе, умение спокойно находить выход из трудных ситуаций. Сила по торможению характеризуется, например, устойчивой сосредоточенностью на выполняемой деятельности, способностью долго удерживать произвольное внимание, а также легко осуществлять нужные задержки движений и поступков. Слабости нервных процессов проявляется, к примеру, в постоянной вялости и расслабленность в одних случаях, легкой возбудимости при быстрой истощаемости в других.
Уравновешенность возбуждения и торможения указывает на их соотношение. Если эти процессы уравновешены, то человек равномерно выполняет работу, имеет выдержку и самообладание, ровно ведет себя в общении, стабилен в настроении, адекватно возбудим в любой деятельности. О неуравновешенности этих процессов красноречиво говорят, например, повышенная эмоциональная возбудимость и нервные срывы, длительность переживаний после неудач, нестабильность настроения.
Индивидуальные особенности нервной системы характеризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупностью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет типы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.
Итак, сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента, а сильный уравновешенный инертный — флегматического. Сильный неуравновешенный тип нервной системы соответствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.
Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и пронизывают все стороны психики человека, существенно определяют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, отражаются в побуждениях и действиях человека.
Список литературы
1. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997.
2. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004.
3. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998.
4. Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989.
5. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.
6. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
10. Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991
[1] Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. – С.326.
[2] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – С.89.
[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С.348.
[4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004. – С.47.
[5] Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999. – С.61.
[6] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – С.291.
[7] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С.261.
[8] Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – С.44-45.
[9] Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. – С.40.
[10] Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – С.38.
[11] Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989. – С.20.