Содержание

Введение. 3

1. Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента. 4

2. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента. 8

3. Доминирующие инстинкты.. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 18

Введение

         В последнее время исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или их комплексов. Постановка в форме наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс, и результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности[1].

         Необходимо отметить еще один момент, что любая деятельность требует от человека определенного стиля поведения, не говоря уже о том, что необходима предрасположенность к этой (конкретной) деятельности.

         Таким образом, цель данной работы – исследование взаимосвязи между темпераментом человека, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным стилем деятельности.

         Задачи данной работы:

-       изучить теоретическую литературу по данной теме;

-       выявить физиологические основы темперамента;

-       раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;

-       рассмотреть доминирование инстинкта.

1. Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента

         Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.[2]

         Темперамент — это определенное устойчивое состояние психодинамических свойств личности, проявляющихся в общении и деятельности.

         Можно выделить следующие хзарактеристики темперамента:

1.     Темперамент характеризует меру динамического напряжения и отношения человека к миру, людям к себе, деятельности.

2.     Темперамент наследуется.

3.     Темперамент устойчив в течение жизни человека.

4.     Темперамент не зависит от содержания деятельности.

5.     Темперамент — это универсальное свойство и проявляется оно во всех сферах жизни

6.     Рано проявляется в детстве.

7.     Высоко коррелирует со свойствами нервной системы.

         Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент[3], но, тем не менее, это будет зависеть от качества нервной системы (сильная или слабая).

         Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо нам в повседневной жизни, в общении, в работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

         Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности являются проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

         Были также установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

-       сила процессов возбуждения и торможения;

-       уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

-       подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

         Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

         Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию[4].

         Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.

         Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

         Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

         Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильных, длительных и концентрированных раздражителей. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.

         Сильный уравновешенный тип, отличаясь сильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

         Сильный уравновешенный подвижный тип - процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

         Сильный уравновешенный инертный тип - сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

         Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.

         Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев[5].

         Индивидуальные особенности нервной системы характе­ризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупнос­тью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет ти­пы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.

         Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и прони­зывают все стороны психики человека, существенно определя­ют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сфе­ру, отражаются в побуждениях и действиях человека.

         В.И.Слободчиков считает, что для составления характеристик четырех типов темпера­мента выделяют его следующие свойства:

1.     Активность — это свойство показывает, насколько ин­тенсивно человек воздействует на внешний мир и определяет устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности.

2.     Реактивность — сила и длительность реакции на внеш­ние и внутренние раздражители равной силы (проявляется в эмоциональных реакциях на критический тон, замечание, обид­ное слово, наказание и пр.).

3.     Чувствительность (сензитивность) — тонкость вос­приятия внешнего мира.

4.     Пластичность и ригидность — свойство, показываю­щее быстроту адаптации к изменившимся условиям. Пластич­ность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко (пластичность) или насколько инертно (ригидность) че­ловек приспосабливается к внешним воздействиям, к новой обстановке, задачам, и др.

5.     Экстраверсия и интроверсия. Экстраверсия — откры­тость человека внешнему миру. Интроверсия — замкнутость, направленность в мир своих мыслей и чувств.

6.     Темп реакции — свойство, характеризующее скорость протекания различных психических реакций и процессов (бы­строта речи, гибкость ума, динамика движений, выразитель­ность мимики и др.)[6].

2. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента

         Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.

         С.Л.Рубинштейн отмечает, что психологическое изучение деятельности включает в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент.

         Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы человеческой деятельности многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни[7].

         Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответ­ствовать общим потребностям, которые можно обнаружить прак­тически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

         Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

         Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченно­го развития.

         Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляю­щие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколь­ко есть различных способов выполнения действия, столько мож­но выделить различных операций.

         Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бес­сознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

         Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно вы­полнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

         Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознатель­ного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком так­же можно назвать автоматизированный компонент действия.

         Большое значение в формировании всех типов умений и на­выков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматиза­ция навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и на­выков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систе­матических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

         Еще один прием деятельности — привычка. От умения и навы­ков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получе­ние какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре слож­ных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосоз­нанной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически.

         Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

         Самостоя­тельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демон­стрируют образцы деятельности и включают человека в совмес­тную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основ­ную линию интериоризации, в ходе которой формируются пси­хологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

         Деятельность всегда носит продуктивный харак­тер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внеш­нем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, спо­собностях и т. д.

         В зависимости от того, какие изменения игра­ют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выде­ляются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

         Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че­ловека и ее динамическим особенностям определенные требова­ния, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной дея­тельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятель­ности («политики»), меланхолики — для творческой деятельно­сти в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для пла­номерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для не­которых видов деятельности, профессий противопоказаны опре­деленные свойства человека, например, для деятельности лет­чика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и ме­ланхолики психологически мало пригодны для подобной дея­тельности[8].

         Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес­ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От тем­перамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

         Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

         Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

         Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный под­ход).

         Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования поло­жительного отношения к деятельности и соответствующих мо­тивов.

         Четвертый, основной и наиболее универсальный путь при­способления темперамента к требованиям деятельности — фор­мирование ее индивидуального стиля[9].

         Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную сис­тему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных ре­зультатов деятельности[10].

         Темперамент накладывает отпечаток на способы поведе­ния и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не­принужденно, новая необычная ситуация его только возбужда­ет, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и дол­го не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь воз­никает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

         Продуктивность работы человека тесно связана с особен­ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви­ника может принести дополнительный эффект, если работа тре­бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен­тированность деятельности, приводит его к быстрому утомле­нию. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

         В поведенческом общении можно и нужно предвидеть осо­бенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекват­но на них реагировать.

         Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность[11].

3. Доминирующие инстинкты

         При доминировании одного инстинкта односторонни тенденции развития личности. У Сталина безраздельно господствовал инстинкт, доминирования, Подавивший все ос­тальные инстинкты, кроме инстинкта самосохранения. У академика А. Сахарова доминировали инстинкты альтруиз­ма, свободы, сохранения достоинства и исследовательский, что и предопределило творческий потенциал, многогран­ность личности. Естественно, потом были воспитание, сре­да и жизнь, раздумья, личный выбор, но многое в судьбе человека начинается с того, какой доминирующий инстинкт был дан ему природой.

         Генетическая программа развития гармонична: домини­рующему инстинкту соответствуют определенный темпера­мент, определенная конституция телосложения, определен­ные свойства нервной системы.

         Люди холерического темперамента — активные, целе­устремленные, эмоционально страстные, «несдержанно-го­рячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен ин­стинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинствами исследователь­ский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они по телосложению сухощавы, жи­листы, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опро­метчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно не­сдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

         Люди сангвинического темперамента быстры, легко пере­ключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориенти­рованы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Сред­нее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обду­манные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрас­ную приспособляемость к людям, изменяющимся соци­альным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.

         Люди флегматичного темперамента медлительны, замкну­ты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминиру­ют альтруистический инстинкт и инстинкты самосо­хранения, продолжения рода. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. По телос­ложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное на­строение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в вой­ны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восста­навливают города и села после войны флегматики.

         Люди меланхолического темперамента склонны к обо­стренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуаль­ными, творческими, порой художественными способностя­ми. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, со­зерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. По телосложению они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, уд­линёнными и худыми конечностями, обладают слабой не­рвной системой, которая в напряженных стрессовых ситу­ациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ухуд­шения результатов деятельности или ее прекращения, сто­пора.

         В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвраще­нию, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолики).

Заключение

         В течение многих столетий, прошедших со времен антич­ной науки, выдвигались различные гипотезы с целью объяс­нить природу темперамента. Это удалось сделать И. П. Павлову, кото­рый определил, что физиологической основой темперамента — являются типы нервной системы (типы высшей нервной дея­тельности).

         Фундаментальными процессами нервной системы являют­ся возбуждение и торможение. Возбуждение — это функцио­нальная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение — это затухание активности нервных кле­ток и центров коры головного мозга.

         Соотношения возбуждения и торможения образуют свой­ства нервной системы: силу, уравновешенность и подвиж­ность.

         Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы человека. Признаком силы возбудительного процесса может служить устойчивая активность, возможность длитель­ных и напряженных усилий в умственной и физической рабо­те, умение спокойно находить выход из трудных ситуаций. Си­ла по торможению характеризуется, например, устойчивой со­средоточенностью на выполняемой деятельности, способнос­тью долго удерживать произвольное внимание, а также легко осуществлять нужные задержки движений и поступков. Сла­бости нервных процессов проявляется, к примеру, в постоян­ной вялости и расслабленность в одних случаях, легкой возбу­димости при быстрой истощаемости в других.

         Уравновешенность возбуждения и торможения указывает на их соотношение. Если эти процессы уравновешены, то че­ловек равномерно выполняет работу, имеет выдержку и само­обладание, ровно ведет себя в общении, стабилен в настрое­нии, адекватно возбудим в любой деятельности. О неуравнове­шенности этих процессов красноречиво говорят, например, по­вышенная эмоциональная возбудимость и нервные срывы, длительность переживаний после неудач, нестабильность на­строения.

         Индивидуальные особенности нервной системы характе­ризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупнос­тью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет ти­пы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.

         Итак, сильный уравновешенный подвижный тип нерв­ной системы лежит в основе сангвинического темперамента, а сильный уравновешенный инертный — флегматического. Сильный неуравновешенный тип нервной системы соответ­ствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.

         Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и прони­зывают все стороны психики человека, существенно определя­ют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сфе­ру, отражаются в побуждениях и действиях человека.

Список литературы

1.     Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997.

2.     Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004.

3.     Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998.

4.     Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989.

5.     Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.

6.     Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999.

7.     Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004.

8.     Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

9.     Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

10.                       Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991

 


[1] Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. – С.326.

[2] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – С.89.

[3] Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С.348.

[4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004. – С.47.

[5] Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999. – С.61.

[6] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – С.291.

[7] Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – С.261.

[8] Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – С.44-45.

[9] Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. – С.40.

[10] Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – С.38.

[11] Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989. – С.20.