Оглавление

Введение. 3

1. Современное состояние малого предпринимательства в России. 4

2. Государственная поддержка на региональном уровне РФ.. 5

3. Развитие малого предпринимательства в Новосибирской области. 7

Задача. 9

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России невелик и остается заметно ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Россия существенно уступает этим странам и по степени "насыщенности" малыми предприятиями на 1 тыс. жителей и по прочим показателям. Крайне негативно выглядит и картина распределения малых предприятий по отдельным регионам субъектам Российской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами существует большое количество территорий, где развитие и самого малого предпринимательства, и систем его государственной и общественной поддержки находится в зачаточном состоянии и не оказывает практически никакого влияния на процессы регионального социально-экономического развития.

Серьезную озабоченность вызывает и то, что стабилизация и даже сокращение числа малых предприятий в российской экономике не сопровождается ожидаемыми сдвигами в его отраслевой структуре, в первую очередь, в направлении повышения удельного веса МП производственной и инновационной направленности.

Целью настоящей работы является исследование современных тенденций развития малого предпринимательства на региональном уровне. В качестве практической части взяты материалы программы развития малого предпринимательства на примере Новосибирской области.

В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать оценку современного состояния малого предпринимательства в России;

2. Рассмотреть государственную поддержку регионов в России;

3. На примере региона дать оценку развитию малого предпринимательства.

1. Современное состояние малого предпринимательства в России

Создание эффективной экономики любой страны предполагает ее интеграцию в мировое сообщество. Важную роль в этом процессе играет малый бизнес. В России малый бизнес, несмотря на трудности, развивается и становится важным экономическим фактором. С ростом числа малых предприятий решается проблема создания рабочих мест, рынок товаров и услуг становится более насыщенным, увеличивается поступление налогов в бюджет, растут доходы граждан. Все это должно обеспечить в конечном итоге высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Однако уровень развития малого предпринимательства в нашей стране, по сравнению с ведущими экономическими державами, явно недостаточен. Малые и средние предприятия в этих странах создают более 50% ВВП, в отличие от России, где этот показатель составляет всего 10–12%[1].

Еще более сложная ситуация характеризует региональное и местное звено политики развития и поддержки малого предпринимательства. Здесь хроническая нехватка средств усугубляется отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, формальным подходом к разработке и реализации соответствующих региональных целевых программ, отсутствием или слабой подготовленностью региональных (местных) администраций по делам малого бизнеса.

Все это делает исключительно важной и актуальной реализацию программ, нацеленных на радикальное улучшение практики поддержки малого бизнеса в регионах России. Такие программы позволят разработать и практически реализовать более современные системы и практические меры поддержки, ориентированные на новые источники необходимых средств.

2. Государственная поддержка на региональном уровне РФ

Малый бизнес, как правило, имеет определенную региональную направленность и осуществляет деятельность, как правило, исходя из потребностей и возможностей насыщения и спроса местного рынка на товары и услуги. Поэтому в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малое предпринимательство следует рассматривать как одно из важнейших средств реализации структурной перестройки экономики регионов.

В целях проведения такой политики в системе исполнительной власти субъектов Федерации вопросами малого предпринимательства в той или иной мере занимается множество органов и структур с различными функциями и полномочиями (исполнительные органы власти и предпринимательские объединения). В некоторых регионах образованы специализированные департаменты развития и поддержки малого предпринимательства. Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации.

В некоторых регионах, помимо структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, сложилась инфраструктура, позволяющая достаточно эффективно осуществлять поддержку малого предпринимательства.

Кроме того, в Российской Федерации сегодня действует около 200 объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес инкубаторы, технопарки, региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса). С их участием осуществляется обучение по предпринимательским дисциплинам, и создаются новые рабочие места, разрабатываются бизнес-планы и т.п. В каждом регионе функционируют десятки объединений предпринимателей и торгово-промышленные палаты[2].

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации располагают в настоящее время значительными возможностями для проведения активной политики поддержки и развития малых предприятий. Однако различия в динамике развития малых предприятий свидетельствуют о различии ситуации в сфере государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. В ряде регионов содействие развитию малого предпринимательства происходит достаточно активно: созданы фонды поддержки малого предпринимательства и другие объекты инфраструктуры.

В 69 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства, которые содержат в себе комплекс мер по развитию предпринимательства регионов, выделяются бюджетные ассигнования, применяются налоговые льготы, реализуются международные проекты[3]. В ряде регионов РФ законодательными и нормативными актами предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на поддержку малых предприятий за счет части средств, поступающих от приватизации.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при софинансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе Соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Очевидно, что большая часть задач региональной политики должна решаться непосредственно на уровне регионов в соответствии с их расширяющейся компетенцией.

Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации и во многом зависит от персонального отношения власти на местах. В связи с изложенным необходимо постоянное изучение и обобщение опыта реализации региональной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

3. Развитие малого предпринимательства в Новосибирской области

Малое предпринимательство является важнейшим элементом рыночной структуры и эффективной формой организации производственной и непроизводственной деятельности. Городская Программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новосибирске на 2005—2007 годы» (далее по тексту — Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», законом Новосибирской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области».

В последние годы отраслевая структура малого предпринимательства в России и в городе Новосибирске практически не меняется. По состоянию на 01.01.2004 на территории города действовало 22618 малых предприятий, что составляет 88,8 % от количества предприятий города. Доля предприятий торговли и общественного питания в структуре малых предприятий города остается самой высокой и в 2003 году составила 55,6 %; промышленность — 12,2 %; строительство — 9,5 %; транспорт — 4 %; наука и научное обслуживание — 1,9 %.

Малыми предприятиями города Новосибирска в 2003 году произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 35810,4 млн. рублей, в том числе по основному виду деятельности — 32255,2 млн. рублей (25,3 % от городского объема производства товаров и услуг).

Выручка от реализации товаров, работ, услуг в 2003 году составила 105328,4 млн. рублей. В 2003 году на малых предприятиях города работало на постоянной основе 111889 человек, что составляет 20,5 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики города.

Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в 2003 году занималось 39150 человек (по данным Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Новосибирской области).

В 2003 году малыми предприятиями осуществлено инвестиций в основной капитал на 2373,2 млн рублей (18 % от городского объема).

Большинство малых предприятий многопрофильные, что объясняется колебаниями спроса и предложений на рынке и другими причинами. Многопрофильность малых предприятий обеспечивает их устойчивость за счет работы в различных сегментах рынка.

Динамика развития малых предприятий в стране показывает, что после бурного роста в начале девяностых годов в последние годы количество малых предприятий практически не изменилось (отклонения по годам составляли не более 1 — 3 %)[4].

Активизация действий государственных и муниципальных органов в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить начавшийся экономический рост. Для этого, прежде всего, необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой базы регулирования деятельности малых предприятий.

Насущной задачей является также развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в кредитах и инвестициях.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы трудовых отношений и социальной защиты для сотрудников малых предприятий, соответствующую сегодняшнему уровню развития рыночной среды.

Основной целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в городе Новосибирске.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и средств коммерческих структур, общественных объединений предпринимателей, участвующих в реализации Программы.

Задача

Определить абсолютную величину сокращения длительности одного оборота, если в базисном году стоимость реализованной продукции равна 9млн. руб.; доля прибыли – 0,2; среднегодовой остаток оборотных средств в базисном году составлял 400тыс. руб. В отчетном году реализованная продукция возрастает на 15%, прибыль также на 15%, а величина среднегодового остатка оборотных средств остается неизменной.

Решение:

Д.об.=360 / Коб.,

где Д.об – длительность оборота в днях,

Коб. – коэффициент оборачиваемости активов.

Коб. = Выручка от продаж / Ср. величина оборотных средств

Коб. баз. = 9000/400=22,5

Д.об.баз.= 360/22,5=16 дней.

Выр. отч.=9000+9000*15/100=10350тыс. руб.

Коб. отч. = 10350/400=25,9

Д.об.отч.= 360/25,9=14дней.

∆Д.об.=16-14=2дня.

Длительность одного оборота в абсолютном выражении сократилась на 2 дня. На это повлияло, прежде всего, увеличение выручки от продаж.

Заключение

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффективности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. По существу, несмотря на известные институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предпринимательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» этапа в развитии российского малого предпринимательства.

В осуществляемых мерах поддержки есть некая негативная тенденция изоляции малого бизнеса, его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ; недостаточно понимание того, что долговременное стабильное развитие МП тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных и крупнейших предприятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного кооперационного и иного взаимодействия с малым и средним бизнесом.

Тем не менее, тенденции развития малого предпринимательства российских регионов есть. Цифры, приведенные в третьей главе данной работы, об этом свидетельствуют.

В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Дана оценка современного состояния малого предпринимательства в России;

2. Рассмотрена государственная поддержка регионов в России;

3. На примере региона дана оценку развитию малого предпринимательства.

                                     Список литературы

1. Комков К. И. Малое предпринимательство в России и за рубежом //Коммерсант, 2005. - №96.

2. Орлов А. Малое предпринимательство: Старые и новые проблемы// Вопросы экономики. - 2005. - №4. С. 131; 132.

3. Разумнова И. Программа поддержки малого предпринимательства в Новосибирске и Новосибирской области на 2005-2007гг. //Вечерний Новосибирск. - 2005. - №5.

4. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики. - 2006. №4. - с. 65.

5. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в России. // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №5 . - с. 87.


[1] Комков К. И. Малое предпринимательство в России и за рубежом //Коммерсант, 2005. - №96.

[2] Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики. - 2006. №4. - с. 65.

[3] Орлов А. Малое предпринимательство: Старые и новые проблемы// Вопросы экономики. - 2005. - №4. С. 131; 132.

[4] Разумнова И. Программа поддержки малого предпринимательства в Новосибирске и Новосибирской области на 2005-2007гг. //Вечерний Новосибирск. - 2005. - №5.