Существует ли зло само по себе?

         Проблема происхождения и природы зла относится к числу наиболее сложных и богословских, и философских проблем. Человеческая мечта о справедливости и обретении смысла жизни во все исторические эпохи выражалась в стремлении понять и оправдать присутствие в мире зла. Существует множество философских концепций и религиозных учений, посвященных этой проблеме.

         В соответствии с позицией некоторых христианских богословов можно утверждать, что зло как таковое не существует, и отсюда прийти к выводу, что зло есть иллюзия. Но эта идея привлекала к проблеме зла многих философов. Зло часто представляется активным и обладающим огромной силой. Со злом люди встречаются в этой жизни слишком часто, поэтому говорить о том, что зло не существует, мне кажется неправомерным.

         Русский религиозный философ Николай Бердяев в своих работах говорит о Безосновном, пребывающем в сфере Божественного и являющемся потенциальным источником зла. Философ и психоаналитик Карл Юнг делает попытку найти источник того зла, с которым все мы сталкиваемся в жизни. Он приходит к идее, что христианского Бога должна символизировать не Троица, а Четверица. Он помещает в Бога еще одного Сына, противоположного Христу, — Антихриста.

         Но, по моему мнению, сведение сущности зла только теологическим истокам не совсем правильно. К проблеме относительности добра и зла обращался в своей пьесе «Дьявол и Господь Бог» Жан-Поль Сартр (1960). Главный герой этой пьесы - Гец, порочный и безжалостный военный лидер, совершающий в силу своих необузданных амбиций множество преступлений и злодеяний. Однако, воочию увидев ужасы чумы, вспыхнувшей в городе, осажденном и захваченном его войсками, он преисполняется страхом смерти и дает Господу обет стать другим человеком, если Господь спасет ему жизнь. В этот момент чудесным образом появляется некий монах и помогает ему уйти из города через потайной подземный ход. Гец сдерживает свое слово - отныне жизнь его неуклонно направлена к добру. Но, оказывается, эта новая жизнь приносит еще больше зла, чем былые жестокие битвы. Эта пьеса являет собой ярчайший пример того, как безжалостное насаждение проповеди любви может привести к злодеяниям и стать причиной огромных страданий.

         Если Бог, как утверждает традиционное христианство, благ и справедлив, всеведущ и всемогущ, то каким образом можно объяснить огромное зло, существующее в мире? Как это возможно, что миллионы детей гибнут от руки жестоких убийц или умирают от голода, рака и инфекционных болезней, не успев совершить в своей жизни никаких грехов? Здесь христианская теология обычно предлагает следующее объяснение: Бог карает этих людей заранее, так как предвидит, что из них вырастут грешники. По-моему, звучит это не слишком убедительно. Понятие кармы и перевоплощения, существующее в некоторых религиях, несколько лучше объясняет эту ситуацию. Оно учитывает также чудовищные несправедливости среди взрослых и различия в их судьбах.

         Можно на миг представить себе, что мы можем устранить из миропорядка все, что обычно считается дурным или злым, - все элементы, которые, как нам кажется, не должны быть частью жизни. Поначалу может создаться впечатление, что тем самым мы сотворим идеальный мир - подлинный рай на земле. Однако далее мы замечаем, что ситуация гораздо сложнее. Допустим, мы начинаем с уничтожения болезней, и представляем себе, что их никогда не существовало. Вскоре мы обнаружим, что это вовсе не изолированное вмешательство, которое искореняет только один выбранный нами аспект мирового зла, оно глубочайшим образом воздействует на многие позитивные аспекты жизни и творения, нами высоко ценимые.

         Вместе с болезнями мы уничтожаем всю историю медицины - медицинские исследования и полученные таким образом знания, открытие причин опасных болезней, а также средства для их лечения. Нет больше чудес современной медицины - операций, спасающих людям жизнь, трансплантаций органов и генной инженерии. Нет нужды в любви и сострадании всех тех, кто заботится о больных, начиная от врачей и медсестер и кончая множеством добросердечных людей.

         Еще один очевидный аспект зла - это существование репрессивных режимов, тоталитарных систем, геноцида и войн. Если мы сосредоточим свои усилия на санации этой сферы, то уничтожим значительную часть человеческой истории и потеряем все героические подвиги борцов за свободу, которые во все времена жертвовали жизнью ради справедливости. Устранение насилия из космической драмы, естественно, сильно отразится и в мире искусства. Библиотеки, художественные музеи, музыкальные коллекции и киноархивы значительно обеднеют, если мы уберем из них все произведения, вдохновленные насилием и борьбой против него.

         Отсутствие метафизического зла значительно уменьшит необходимость религии, ведь без мощного противника Бог станет само собой разумеющимся, гарантированным удобством. Все связанное с обрядовой и духовной жизнью человечества будет изъято из миропорядка, и исторические события, вдохновленные религией, будут стерты, как будто их и не было.

         Режиссеры, которые свободны выбирать для своих фильмов любые темы, обычно не останавливаются на слащавых бессобытийных историях со счастливым концом. В их фильмах, как правило, присутствуют приключения, опасности, трудности, серьезные эмоциональные конфликты, секс, насилие и зло. И, разумеется, на самих создателей фильмов в значительной степени влияют вкусы и требования зрителей. И если Бог сотворил людей по своему образу и подобию, было бы не удивительно, если бы космическое творение следовало тем же принципам, что управляют творческой деятельностью и развлечениями в нашем мире. Поставь Голливуд фильм, отражающий такую реальность, кинотеатры наверняка были бы пусты. В популярном пособии для сценаристов подчеркивается, что напряжение, конфликт и драма – это необходимая предпосылка успеха фильма.

         Если мы обратимся к реальной жизни, то увидим то же самое. Для меня остается тайной источник зла в человеке, но то, что оно есть в каждом из нас – это факт!

         Если вспомнить события последних лет (да и не только последних), то можно с уверенностью сказать, что прогрессирующие войны, террористические акты и другие не менее значимые события происходят только под влиянием зла. Только для каждого человека критерий зла остается своим. Для кого-то отнять жизнь у паучка, букашки может оставить неизгладимый эффект, для кого-то убийство огромного число людей является нормой. Самое интересное в данной ситуации остается то, что каждый человек рождается почти одинаковый, то есть, нет изначальной патологии зла. Но дальнейшая жизнь изменяет это.

         Кто не сталкивался с жестокостью, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона? У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима. Такого рода жестокость не ведет к разрушению, она лишь выполняет роль сторожа наших интересов. Можно ее даже назвать «доброкачественной агрессией».

         Совсем по-другому определяется стремление человека господствовать, что нередко в нашем обществе, или разрушать, или развлечь себя способами, подчас отличающимися невиданной жестокостью. Такую агрессию можно назвать «злокачественной».

         У человека гораздо более сильное возбуждение вызывают гнев, бешенство, жестокость и жажда разрушения, чем любовь или творчество. Такая деструктивная деятельность человека может проявляться и в стремлении узнавать о преступлениях, рассказывать о них. Нелишне было бы отметить, что для каждого от пассивного удовольствия до действительно жестокого поведения - один шаг. Возникает момент, когда нужно почувствовать, что ты можешь оказать воздействие на другого человека, что ты существуешь.

         Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует жестокость, как одно из проявлений зла. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область.

         Зло и жестокость проявлялась и проявляется как в древнем мире, так и в современном обществе. И если для первобытных и средневековых людей жестокость была нормой поведения, то для современного мира она – нонсенс, но,  который присутствует в той или иной мере.

         Изменилось общество, изменились нравы, но агрессия и жестокость остались и присутствуют в различных формах. Как правило, в современном обществе и агрессия, и жестокость проявляются там, где есть слабые.

         Человек, с одной стороны, сродни многим видам животных, особенно в том, что он ведет борьбу с представителями своего собственного рода. Но, с другой стороны, среди многих тысяч биологических видов, борющихся друг с другом, только человек ведет разрушительную борьбу. Поэтому в данной ситуации можно с уверенностью говорить о том, что зло существует. И не только абстрактно, но и вполне реально.

         Каждый из нас сталкивался со словами «агрессия» и «жестокость». Что означают эти слова в современном обществе? Они употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно также употребить их и по отношению к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода.

         В каждом из нас в той или иной мере присутствует «агрессия» и «жестокость». Вопрос лишь в том, какие формы они принимают и какими они могут быть.