Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы налогообложения. 5

1.1. Экономическая сущность и функции налогов. 5

1.2 Характеристика налоговой системы РФ... 13

2. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков в РФ.. 19

3. Проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков в РФ и пути их решения. 24

Заключение. 29

Список литературы.. 33

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства.

Современный этап реформирования налогообложения в РФ осуществляется в условиях динамичного изменения важнейших параметров экономического, социального и политического устройства страны, которые пока не нашли в силу качественной новизны и неординарности должного отражения в законодательных нормах и положениях. Во многочисленных разъяснениях налоговой службы, в профессиональной литературе одни и те же налоговые термины и процессы получают различное определение, порой прямо противоположенную трактовку внутреннего содержания.

Это касается также и фундаментальных понятий - таких как "налоговая система", "система налогообложения", "налоговое администрирование", "налоговый менеджмент" и др. Различные мнения высказываются и в части их иерархической подчиненности, ранжирования и взаимообусловленности.

Кардинальное изменение условий функционирования экономики в начале 90-х годов повлекло реформирование налоговой системы, которая в начальный период в существенной степени была скопирована с западных образцов. Однако механизмы, эффективно работающие на Западе, оказались плохо приспособленными к постсоветской действительности, а поспешное и неумелое копирование правовых схем породило множество недостатков в законодательстве, которыми повсеместно пользовались недобросовестные налогоплательщики. В частности, у них появилась возможность получать доход не за счет прибыли предприятия, а с помощью различных финансовых схем, позволявших концентрировать прибыль в разного рода дочерних или оффшорных компаниях, а затем переводить ее в неучтенные наличные деньги. Огромное количество фирм-однодневок, функционируя в пределах квартала (отчетного периода), уклонялось от подачи сведений в налоговые органы.

Необходимость проведения налоговых реформ продиктована экономическим состоянием страны, состоянием ее бюджета и пониманием роли государства в регулировании экономических процессов. История практически не знает примеров, когда налоговые реформы проводились без отсутствия веских предпосылок, таких, как дефицит бюджета и снижение налоговых поступлений.

Объект исследования: налогообложение прибыли коммерческих организаций.

Предмет исследования: налогообложение в рыночной экономике

Цель исследования: рассмотреть сущность и основные тенденции развития налогообложения банков.

1. Теоретические основы налогообложения

1.1. Экономическая сущность и функции налогов

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... »[1]. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги»[2].

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующая льгота: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет  соответствующую политику – экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования  финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную  реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной  «кровеносной артерией»  финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужд.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья  и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.[3]

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.

А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами  налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты установленные законом.[4]

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые» налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся в розыске).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.[5]

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

 В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

 Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

 Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

 Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т. е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.

Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.

 В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется в том, что в течение трех лет проведения реформ реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также катастрофических размеров достигла взаимная задолженность предприятий и организаций. Так как этот налог несомненно очень перспективен в рыночной экономике, то согласиться с предложениями о его ликвидации нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение ставки. Снижение ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемов производства, работ и услуг, что, как показывают расчеты, может значительно расширить ограниченные возможности бюджета. Кроме того, этого же можно было бы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий.

Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Косвенные налоги на потребление действуют практически во всех странах с развитой рыночной структурой. Обычно они выступают в двух основных формах: налог на добавленную стоимость или налог с продаж. Поэтому имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение этого налога в различных странах. В США одним из главных доходных источников бюджетов штатов является налог с продаж. Отчисления от него направляются и в муниципальные бюджеты. Ставка колеблется от 3% до 8, 25%. В Японии налог с продаж взимается по ставке 3%, в Канаде - 7, 5%. В европейских странах косвенные налоги на потребление обычно выше. Так, в Германии налог с продаж составляет 14%, а по основным продовольственным товарам - 7%. В Финляндии уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 19, 5%.

Сравнение позволяет сделать вывод о более фискальной, нежели стимулирующей роли налога на добавленную стоимость в нашей стране (его ставка на сегодняшний день от 10% до 20%), о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит даже ценой возможного сужения налоговой базы. Рассматривая перспективы развития, следует сделать вывод о возможности снижения налоговой ставки и расширении льгот.

1.2 Характеристика налоговой системы РФ

Под системой налогообложения понимается совокупность законодательных правовых норм, определяющих в данный момент в конкретном государстве перечень налоговых платежей, а также взаимоотношения сторон в процессе их взимания.

Понятие "система налогообложения" более широкое, чем понятия "налоговая система" и "налоговое администрирование". В нормативных документах и специальной литературе налоговая система трактуется часто как совокупность налогов, сборов, пошлин и установленных правил их исчисления и взимания. Именно так изначально в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 2) налоговая система определялась как "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке...".

Налоговое администрирование это направления и технология деятельности налоговых органов в сфере налоговых правоотношений для достижения целей налоговой политики конкретного периода.

Таким образом, понятие "система налогообложения" характеризует в динамике всю совокупность процессов, результатом которых является формирование конкретных налоговых доходов бюджета и других денежных фондов государства. В этом состоит главная (фискальная) задача системы налогообложения любого государства.[6]

Налоговая система Российской Федерации представляет собой финансово-экономический механизм регулирования отношений в обществе с рыночной экономикой. Она охватывает все стороны хозяйственно-экономической деятельности общества и состоит из исчерпывающего перечня:

1) рент, выполняющих функцию распределения прибавочной стоимости в направлении возмещения обществу издержек, связанных с использованием экономическими агентами различных видов ресурсов для целей своей деятельности и являющихся основным источником наполнения доходной части бюджетов всех уровней управления для выполнения возлагаемых на них функций;

2) налогов, выполняющих функцию регулирования экономических отношений между участниками процесса производства и обращения, работодателями и наемными работниками, между доходами по труду и доходами на капитал и являющихся резервным источником наполнения бюджетов всех уровней; субъектов - плательщиков налогов и рент по роду деятельности, определяемой экономическим критерием;

3) алгоритмов формирования рент и налогов и их ставок;

4) объектов и источников рент и налогов, а также исходных данных для расчета подлежащих уплате сумм;

5) банковской системы, образующей сеть учреждений для реализации закона и оказания кредитно-финансовых услуг участникам процесса производства и обращения на базе налоговой системы;

6) средств и принципов контроля со стороны налоговых органов правильности уплаты рент и налогов.

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов и т.д.

Налоговая система должна быть справедливой. Так считают руководители российских предприятий.

В Российской Федерации система налогообложения прошла несколько этапов своего развития. Первый этап (1992-1998 гг.) это период ее "запуска" и становления на основе принятия в декабре 1991 г. Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и соответствующих законов по конкретным видам налогов, период адаптации к рыночным условиям новых правоотношений. Высокий уровень инфляции, структурные изменения в экономике страны обусловливали нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых налогов. Практика показала необходимость кардинальной перестройки бухгалтерского учета во всех сферах хозяйствования, применительно к условиям рыночной экономики и действующей системы налогообложения. К числу серьезных недостатков последней относилось использование начисляемых в зависимости от выручки предприятий "оборотных" налогов, неточность и неоднозначное толкование многочисленных нормативных актов Госналогслужбы России, наличие многочисленных льгот и налоговых освобождений, а так же сравнительная легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств плательщиками.

Система налогообложения этого периода имела ярко выраженный фискальный характер, что обусловливало постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, рост масштабов теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы и не меняли его основ. Система налогообложения все в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.

Второй этап становления системы налогообложения в РФ связан с вступлением в действие с 1 января 1999 г. части первой ("общей") и с 1 января 2001 г. части второй ("специальной") Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) является федеральным конституционным законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения. Появление кодекса означало комплексную и качественную перестройку налогообложения в РФ.

Налогового кодекса формирует базовые моменты налогообложения в РФ: состав и структуру налогового законодательства, условия его применения и согласованности с нормативными законодательными актами других отраслей права, дает определения налогов и сборов, принципы их деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень. Соответствующие статьи части первой НК характеризуют участников налоговых отношений, их права и обязанности, виды налоговых нарушений и применяемые санкции.

Часть вторая Налогового кодекса фактически является сводом федеральных законов, каждый из которых "расписывает" порядок исчисления и взимания того или иного налога, предусмотренного системой налогообложения в РФ. С 1 января 2001 г. вступили в действие главы, регулирующие взимание налога на добавленную стоимость (гл. 21), акцизов (гл. 22), налога на доходы физических лиц (гл. 23) и единого социального налога (гл. 24). С 1 января 2002 г. начала действовать гл. 25 "Налог на прибыль организаций", гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей, гл. 27 "Налог с продаж" и раздел VII "Специальные налоговые режимы" в части гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог".

С 1 января 2003 г. введены в действие новые редакции гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства", гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", гл. 28 "Транспортный налог", объединивший ранее действовавшие налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся Федеральным законом "О дорожных фондах".

В течение 2003 г. была проведена большая работа по подготовке новых и доработке ранее принятых глав НК. В результате с 1 января 2004 г. вступили в действие главы: 25.1 "Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", 29 "Налог на игорный бизнес", 30 "Налог на имущество организаций". Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)" действует с 1 января 2004 г. в новой редакции (Федеральный закон от 11.11.2003 N 147). Кроме того, внесены изменения в механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, на лога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налогообложение малого бизнеса.[7]

В 2005 г. планируется завершить работу над частью второй НК. Для этого необходимо будет решить вопрос о снижении ставки единого социального налога, налога на добавленную стоимость до 15-16% с ликвидацией оставшихся льгот. Предстоит принять главы "Государственная пошлина", которая объединит все возможные платежи государству; "Налог на имущество граждан", "Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения", "Водный налог" и др. После завершения работы над частью второй НК РФ, с 2006 г. планируется "период налоговой стабильности", в течение которого законодательство о налогах и сборах существенно меняться не будет.

Принятие части второй НК в полном объеме позволит резко сократить число налогов и сборов. По состоянию на 1 января 2004 г. в соответствии с законом "Об основах налоговой системы в РФ" действовали 23 налога и сбора (вместо 44 ранее установленных) и 5 специальных налоговых режимов, при которых значительное число налогов заменяется для налогоплательщика уплатой одного налога.

Органами налоговой полиции в январе – мае 2005 г. проведено 13008 документальных проверок налогоплательщиков. По результатам выявлено 8718 нарушений законодательства, из которых 6944 нарушения – в крупных и особо крупных размерах. Сумма ущерба перевалила за 8852,4 млн. рублей. 8747,1 миллиона, или 98,8% - ущерб в крупных и особо крупных размерах. Из общего числа уголовных дел 9557 (75%) возбуждены по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Это почти в 3 раза превышает прошлогодние показатели. Нарушителям пришлось возместить 3541,3 млн. рублей. Кроме того, установлено в размере 790 млн. рублей по материалам, в результате рассмотрения которых отказано в возбуждении уголовных дел, из них 245 миллионов также возмещено. Следует отметить, что уже действуют те гуманные нормы в отношении лиц, впервые совершивших налоговые преступления, которые совсем недавно были заложены в законодательство. Так, 3937 уголовных дел, или 47,6% от оконченных производством, прекращено вследствие деятельного раскаяния и полного возмещения нанесенного ущерба. А сумма эта немалая – 2568,8 млн. рублей (72,55% от общей суммы)

2. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков в РФ

С 1 января 2002 г. обложение коммерческих банков и других кредитных организаций (далее - банки) налогом на прибыль регулируется главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. До указанной даты действовал Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Кроме того, особенности определения финансового результата и себестоимости услуг банков регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490.

Федеральным законом от 29.05.02 г. N 57-ФЗ в главу 25 НК РФ были внесены изменения, затрагивающие, в частности, и порядок исчисления налога на прибыль для банков. Большинству поправок, внесенных Законом N 57-ФЗ, была придана обратная сила, т.е. их действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. Однако, руководствуясь ст.5 НК РФ и определяя, какие из внесенных в главу 25 изменений ухудшают его положения, а какие улучшают, налогоплательщик может самостоятельно решить, применять ли такие изменения с 1 января 2002 г. или лишь с 1 января 2003 г. В то же время существует точка зрения, поддерживаемая и налоговыми органами, что ст.5 НК РФ говорит об актах законодательства как о едином целом, а не отдельных нормах. Следовательно, сторонники этой позиции утверждают, что применять или не применять Закон N 57-ФЗ с 1 января 2002 г. можно только в целом.

НК РФ определяет отличия исчисления налога на прибыль для банков от общеустановленного порядка. Согласно ст.290 к доходам банков, кроме доходов, предусмотренных ст.249 и 250 (т.е. кроме доходов от реализации и внереализационных доходов), относятся также доходы от банковской деятельности. Таким образом, НК РФ формально допускает возможность реализации банками товаров, что противоречит ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ с изм. по состоянию на 21.03.02 г.), согласно которой кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Перечень доходов и расходов от банковской деятельности в главе 25 НК РФ является открытым, о чем свидетельствуют примененная законодателем формула "в частности", а также выделенные отдельно подпункты "прочие доходы" и "прочие расходы".

Статьей 250 НК РФ внереализационными доходами являются признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Для налогоплательщиков, исчисляющих налоговую базу по налогу на прибыль по методу начисления, моментом определения таких доходов будет дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Таким образом, налогом на прибыль облагаются еще не полученные суммы штрафных санкций. А ведь еще в 1999 г. Конституционным судом Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации аналогичные нормы Закона N 2116-1, которые позволяли при начислении налога на прибыль банка включать в налогооблагаемую базу суммы присужденных, но неполученных штрафов, пеней и других санкций (см. постановление Конституционного суда Российской Федерации от 28.10.99 г. N 14-П). Следует заметить, что в соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" юридическая сила постановления Конституционного суда Российской Федерации не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Статьей 269 НК РФ установлены особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. С 1 января 2002 г. круг процентов, признаваемых расходами организации, расширен, так как теперь принимаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа - текущего и (или) инвестиционного. Исходя из норм первого абзаца п.1 ст.269 можно утверждать, что под долговыми обязательствами понимаются сделки, по которым одна сторона передает другой имущество в собственность на возвратной основе за вознаграждение, т.е. кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Поскольку НК РФ не содержит разъяснения понятия "иные заимствования", содержание статьи предполагает возможность расширительного толкования "долговых обязательств".

На расширение круга долговых обязательств, существенного для банков, направлены и изменения, внесенные Законом N 57-ФЗ (добавлены "банковские вклады", "банковские счета"). Это изменение поможет банкам увеличить состав расходов, причем скорректировать налоговую базу можно с 1 января 2002 г.

Проценты признаются расходом, только если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале и на сопоставимых условиях. При этом понятие "сопоставимые условия" носит оценочный характер и должно определяться каждым налогоплательщиком исходя из валюты собственных долговых обязательств, сроков, вида обеспечения и группы кредитного риска.

Достаточно много вопросов возникает и с учетом в целях налогообложения расходов на уплату налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в иностранной валюте. Согласно письму МНС России от 3.06.02 г. N ВГ-6-02/779@ перечень расходов, установленный главой 25 НК РФ, является открытым, т.е. в целях налогообложения можно учесть любые расходы, которые удовлетворяют общим требованиям обоснованности и документальной подтвержденности в соответствии со ст.252 НК РФ. Налоги и сборы, уплачиваемые по законодательству Российской Федерации, включаются в расходы для целей исчисления налога на прибыль на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ. Исключение составляют налоги и сборы, не подлежащие отнесению на расходы в соответствии со ст.270 НК РФ (платежи за загрязнение окружающей среды по сверхнормативным выбросам, налоги, предъявленные покупателям, а также налоги, ранее включенные в состав расходов).

Суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг включаются в расходы согласно п.п.20 п.2 ст.291 НК РФ с особенностями, предусмотренными ст.300 "Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность". Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, как установлено ст.2 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", являются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона. В соответствии с нормой ст.300 НК РФ резервы под обесценение ценных бумаг не вправе формировать профессиональные участники, осуществляющие брокерскую деятельность, клиринг и деятельность депозитария, а также организаторы торговли ценными бумагами. Для формирования резервов в целях налогообложения необходимо наличие у участника лицензии на дилерскую деятельность. Это согласуется с положениями ст.39 Закона N 39-ФЗ. Такая же позиция подтверждается и МНС России в письме от 3.06.02 г. N ВГ-6-02/779@.

Следует также учитывать, что суммы восстановленных резервов включаются на основании п.п.21 п.2 ст.290 НК РФ в доходы банков. Суммы резерва подлежат восстановлению в качестве доходов в случае утраты налогоплательщиком права на их формирование, а также в случае превышения суммы резерва на конец отчетного периода над расчетной величиной.

3. Проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков в РФ и пути их решения

Масштабная налоговая реформа, проводимая в Российской Федерации, призвана оптимизировать налоговый климат в стране, снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков и сократить количество налогов.

В рамках проводимой налоговой реформы принят Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который дополнил часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) главой 25 "Налог на прибыль организаций", вступившей в действие с 1 января 2002 года.

При определении налога на прибыль все организации независимо от форм собственности, осуществляемой деятельности и правил ведения бухгалтерского учета обязаны определять доходы и расходы в порядке, установленном налоговым законодательством.

Основным принципом при определении налоговой базы, установленным налоговым законодательством, признан метод начисления.

В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Какие налоговые послабления предусматриваются главой 25 НК РФ в отношении банков?

Прежде всего с введением норм главы 25 НК РФ значительно снижается налоговая ставка. Статьей 284 НК РФ устанавливается единая налоговая ставка для всех категорий налогоплательщиков, включая банки и другие кредитные организации, в размере 24% (по сравнению с действующей ставкой - 43%).

Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам) главой 25 НК РФ установлены особенности формирования доходов и расходов.

В частности, в особом порядке определяются доходы и расходы для банков в отношении налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Если действующим законодательством для целей налогообложения прибыли банки не учитывали убытки от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и результаты переоценки по ним, то в соответствии с п.5 ст.290 НК РФ в состав доходов банка включается переоценка по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью.

В соответствии со ст.291 НК РФ к расходам банка относятся также расходы в виде убытков по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью; расходы, образованные в связи с превышением отрицательной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над положительной переоценкой, а также расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монетах, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетами, содержащими драгоценные металлы.

В связи с переходом организаций в целях налогообложения на признание доходов и расходов по методу начисления главой 25 НК РФ предусмотрены особенности учета расходов на формирование резервов банков, в частности норма, устанавливающая порядок корректировки налоговой базы на сумму не погашенной в срок дебиторской задолженности по операциям, доходы от которых на дату их признания получены, подлежат включению в налоговую базу.

Согласно ст.266 НК РФ банки вправе создавать резервы по сомнительным долгам.

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного периода.

В соответствии с главой 25 НК РФ банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, кроме ссудной и приравненной к ней.

Согласно ст.292 НК РФ банки кроме резервов по сомнительным долгам вправе создавать в порядке, устанавливаемом Банком России в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах), суммы отчислений в который включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового периода).

В отличие от действовавшего порядка, установленного в соответствии с указаниями Банка России, при котором налогооблагаемую базу уменьшали отчисления в резерв по ссудной задолженности, относящейся ко 2, 3 и 4 группам риска, главой 25 НК РФ при определении налоговой базы расширен круг задолженности, по которой разрешено в целях налогообложения создавать резервы, уменьшающие налоговую базу. Так, в главе 25 НК РФ не учитываются расходы в виде отчислений в резерв, сформированный банками только под задолженность, относимую к стандартной в порядке, устанавливаемом Банком России, а также резервы, сформированные под векселя третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

В соответствии со ст.300 НК РФ банки - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность на основании соответствующей лицензии, имеют право относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг, в случае если банки определяют доходы и расходы по методу начисления.

Предусмотрен особый порядок переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

Согласно ст.290 НК РФ не подлежат включению в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов банков.

Согласно ст.291 НК РФ не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

В соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года порядком исчисления налога на прибыль в себестоимость банковских услуг включались затраты на оплату процентов по долговым обязательствам независимо от формы их оформления (например по таким, как вклады до востребования, межбанковские кредиты, включая централизованные кредиты и овердрафт, кредиты рефинансирования, приобретенные банком, ценные бумаги, включая векселя, депозитные счета и другие).

В целях главы 25 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются проценты по долговым обязательствам любого типа независимо от характера предоставления кредита или займа [текущего и (или) инвестиционного].

При этом расходами признаются проценты, начисленные по долговому обязательству за время фактического пользования заемными средствами любого типа при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20%) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по кредитам (займам), выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.

Расходы по оплате процентов, начисленных сверх указанных сумм, в целях налогообложения не учитываются.

Предусматривается отмена в 2002 году налога на операции с ценными бумагами (который будет заменен сбором за эмиссию ценных бумаг в составе государственной пошлины) и налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Заключение

Коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны. Но доля кредитов реальному сектору в совокупных активах банковской системы России на данный момент невысока (по данным Банка России, по состоянию на 01.03.2002 г. она составила 32,3%). Во многом это обусловлено причинами чисто экономическими: высокий уровень риска по данным кредитам (по данным Банка России, по состоянию на 01.03.2003 г. общий размер просроченной задолженности банкам, включая сумму основного долга и процентов, составил 45,7 млрд руб., или около 5%, от общей суммы задолженности), низкая доля длинных пассивов (т.е. пассивов, привлеченных на длительный срок), что с необходимостью влечет малую долю кредитов на длительные сроки (например, по данным Ассоциации Российских банков доля кредитов, выданных на срок более года, не превышает 8,5% в общей структуре кредитных ресурсов).

Система налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг). Активизация инвестиционного кредитования жизненно необходима для развития экономики.

И сегодня банки, как крупные, так и средние и мелкие, должны выступать не только кредиторами, но и брать на себя роль инвестора, заинтересованного в получении реального результата.

Также для формирования долгосрочных ресурсов в банковской системе необходимо активное развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Их экономическая деятельность связана с созданием долгосрочных резервов, значительная часть которых размещается в банковском секторе. Их экономическая деятельность связана с созданием долгосрочных резервов, значительная часть которых размещается в банковском секторе. Для этого нужно сделать услуги страховых компаний и пенсионных фондов экономически привлекательными. Здесь важное место может занять политика налогового стимулирования спроса на такие услуги.

То есть если мы хотим добиться инвестиционной активности банков, то существующие налоги должны поощрять долгосрочное страхование имущества, жизни и здоровья, а также пенсионные накопления. Должна быть гибкая политика в вопросах учета таких затрат при формировании налогооблагаемой базы предприятий и при уплате подоходного налога гражданами.

Но наиболее важное, на наш взгляд, направление, или стимулирующий фактор, инвестиционных вливаний в реальный сектор экономики страны со стороны банковского капитала - это формирование налоговой тактики и стратегии в отношении банков-инвесторов.

Также необходимо в целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, не увеличит существенно инвестиции в реальный сектор экономики, если не будет внесено изменений в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты. Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов банков и производителей. Для совпадения интересов коммерческих банков и производителей необходимо внести изменения в налоговое законодательство одновременно, освобождая от налога доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов, полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер - на период 3-5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства: налог на добавленную стоимость, налог с продаж и все другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы.

Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения, как у банков, так и у предприятий. Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российских коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства. Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

Введение предлагаемых условий не сократит поступлений в бюджет. Даже если предприятия в первый год после ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда (единый социальный налог, местные налоги).

Существует необходимость сформировать такую систему налогообложения банков, и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли, которая стимулировала бы банки к увеличению доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, к росту вложений в ценные бумаги предприятий, что в конечном счете приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Список литературы

1.                Конституция Российской Федерации от  12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ на 09.06.2001 N 679)

2.                Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2005 г., 1 января 2006г. )

3.                Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

4.                Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2005 г. "О бюджетной политике в 2006 году"

5.                Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2006 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2003 г. N 910-р (с изменениями от 6 июня 2004 г.)

6.                Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2005. –267с.

7.                Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. –М.: Новый юрист, 2005. – 212с.

8.                Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. –425с.

9.                Девери М.П.  Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2005. – 432с.

10.           Дмитриев Н.Г. Налоги и налогобложение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 –188с.

11.           Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — Алматы: ОФ «БИС», 2004. - 400 с.

12.           Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет, оценка прибыльности хозяйственных операций. – М.: ЭКЗАМЕН, 2004. – 540с.

13.           Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. –М.: МУФЭР, 2005. –270с.

14.           Кучеров И.И.  Налоговое право России. – М.: ЮрИнфоР, 2004. –349с.

15.           Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). –М., 2005. – 155с.

16.           Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В. А. Гюрджан, Н. Э. Масинкевич, В. В. Шевцова и др. / Под ред. В. А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2005. - 256 с.

17.           Налоги и налоговое право в схемах. Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс», 2002. – 230с.

18.           Налоги и налогообложение. Под ред. И.Г. Русаковой. В.А. Кашина.—М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 415с.

19.           Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Г. Князева, проф. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.

20.           Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. –М.: Книжный мир, 2004. –390с.

21.           Паскачев А. Б. Налоговый потенциал экономики России. — М.: Издательский дом «Мелап», 2004. — 400 с.

22.           Паскачев А. Б., Кашин В. А., Бобоев М. Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм / Под ред. Г. И. Букаева. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - 776 с.

23.           Пепеляева С.Г. Налоговое право. –М., 2005. – 336с.

24.           Перонко И.А. Налогообложение в России. –М., 2005. – 253с.

25.           Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. –М.: Юдрайт, 2005. –121с.

26.           Черник Д.Г. Налоги. –М.: Финансы и статистика, 2005. – 486с.

27.           Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятиии. – Ростов-на-Дону.: Март. 2005 – 390с.

28.           Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. –М.: Инфра-М, 2005. – 525с.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 171

[2] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3

[3] Налогообложение в России. – М. 1994. С. 121.

[4] Налоги в России: Налоговая система в России. – М. – 1994.С.73.

[5] Налоги и налогообложение. М. – 1998.С.214.

[6] Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность. // Налоговый вестник. Май 2001. – с.33–38

[7] Бабаев М. Р., Кашин В. А. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. — 2002. — №7. — С. 54 — 69.