Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте (опыт городской поликлиники)

Муниципальное учреждение здравоохранения “Городская поли клиника № 5” – это многопрофильное лечебное учреждение, одно из крупных амбулаторно-поликлинических учреждений г. Балаково Саратовской области, по проекту рассчитано на 380 посещений в смену (работа организована в две смены).

Медицинскими работниками обслуживается население численностью 44 247 человек по участковому принципу.

Врачебная узкоспециализированная помощь оказывается населению по 36 специальностям.

Основные структурные подразделения учреждения:

– два терапевтических отделения (22 терапевтических участка); – отделение узких специалистов: окулист, отоларинголог, невролог, нефролог, пульмонолог, гастроэнтеролог, иммунолог, аллерголог, эндокринолог, гериатр, подростковая служба; – хирургическое отделение: хирург, онколог, уролог, эндоскопист, проктолог; – физиотерапевтическое отделение; – отделение восстановительного лечения; – рентгеновское отделение; – отделение функциональной диагностики; – отделение диспансеризации; – диагностический центр; – дневной стационар на 12 коек (функционирует в 2 смены); – клиническая биохимическая лаборатория.

В состав МУЗ “Городская поликлиника № 5” входят два здравпункта, обслуживающие промышленные предприятия и организации.

Работа среднего и младшего медперсонала организована по бригадному методу. Отчасти поэтому в нашем лечебном учреждении повышенное внимание уделяется воспитательной работе с молодыми специалистами – средними медицинскими работниками.

Таблица 1

Штатное расписание и укомплектованность поликлиники кадрами

Наименование единиц

Штатные единицы

Занятые единицы

Физические лица

Укомплектованность физическими лицами (%)

Врачи

92,25

92,25

53

57

Средние медработники

191

191

160

84

Младший мед. персонал

65,25

65,25

32

49

В МУЗ “Городская поликлиника № 5” разработано Положение о Совете по наставничеству медицинских работников. Совет наставников возглавляет одна из опытных старших медсестер, имеющая высшую квалификационную категорию. Общее руководство Советом наставников осуществляют заместитель главного врача по лечебной части и главная медсестра.

Совет наставников является одной из форм работы сектора по работе с кадрами при Совете медсестер. Состав Совета наставников утверждается главным врачом поликлиники и выполняет следующие функции:

– координирует работу по вопросам подготовки молодых специалистов с целью совершенствования их профессионального уровня, повышения профессиональной ответственности за выполнение функциональных обязанностей; – контролирует работу наставников молодых специалистов; – организует семинары, лекции, конференции и другие формы обучения наставляемых.

Совет наставников собирается на заседания не реже одного раза в квартал. Заседание оформляется протоколом, решения доводятся до сведения коллектива на заседаниях Совета медсестер поликлиники.

Совет наставников ежегодно отчитывается о проведенной работе за год на Совете медсестер.

С 1988 по 2002 г. в поликлинику был трудоустроен 31 средний медицинский работник – молодые специалисты. 95% из них работают и до настоящего времени, повысили свой профессиональный уровень и имеют квалификационные категории.

В настоящее время в МУЗ “Городская поликлиника № 5” работают 7 молодых специалистов.

Таблица 2

Квалификационные категории среднего медицинского персонала поликлиники

Средний медпер- сонал

Всего физичес- ких лиц

Из них молодых специалистов

Прошли специа- лизацию

Квалификационная категория

Имеющие квалифи- кационную категорию (%)

выс-шая

пер-вая

вто-рая

Медицинские сестры

140

6

114

22

24

10

40

Фельдшеры

20

1

19

0

14

0

70

Всего

160

7

133

23

38

10

44,37

44,37% средних медицинских работников имеют квалификационные категории, 83,1% прошли специализацию на базе Балаковского медицинского училища и Саратовского училища повышения квалификации средних медицинских работников.

Текучесть кадров среднего медперсонала в МУЗ “Городская поликлиника № 5” очень низкая. Это связано с повышенным вниманием администрации к медработникам и использованием как материальных (бригадная форма оплаты труда по конечному результату), так и моральных стимулов. Коллектив в поликлинике дружный, сплоченный, грамотный. Молодой специалист, окруженный вниманием чуткого и внимательного наставника, уверенно чувствует себя в рабочей обстановке, его поддерживают и морально, и материально при хороших показателях в работе. Наставник, который прикреплен к молодому специалисту, – это учитель, руководитель, который советует, как поступить в той или иной ситуации, нацеливает на рабочий процесс, дает практические рекомендации, помогает адаптироваться в коллективе и реализовать на практике знания, полученные в медицинском училище.

Первое знакомство молодых специалистов с коллективом начинается в кабинете главной медсестры, где они знакомятся с летописью коллектива. Летопись МУЗ “Городская поликлиника № 5” оформлена в журналах, где рассказывается о становлении коллектива, о его работе и отдыхе, трудностях и радостях. В каждом отделении старшая медсестра ведет паспорт отделения, где молодой специалист уже узнает конкретно о работе по своей специальности, о наставнике и коллективе, в котором ему предстоит работать, т. е. с этого момента начинается адаптационный период молодого специалиста, который имеет очень большое значение в работе.

Адаптационный период длится от трех месяцев до года. Это зависит от характера и личности специалиста. В адаптационный период молодому специалисту необходимо помочь приспособиться не только к коллективу, но и к должностным обязанностям, к трудовому и внутреннему распорядку поликлиники и четко их выполнять. Трудовая дисциплина – это одно из главных звеньев работы. Без соблюдения ее требований молодой специалист не научится правильно выполнять свои обязанности, поэтому наставник постоянно контролирует и помогает ему. Контроль сводится к обсуждению с наставляемым всего, что касается работы за определенный период. Наставник четко объясняет, какие достигнуты успехи и над чем еще предстоит работать.

Таким образом, между наставляемым и наставником существует обратная связь, способствующая четкому выполнению молодым специалистом своих функциональных обязанностей, стремлению к получению практических знаний и навыков. У молодого специалиста должно выработаться чувство ответственности за выполнение своей работы, а без четкого контроля и личного примера наставника хороших результатов в работе быть не может.

Для того чтобы оценить уровень знаний, полученных в учебном заведении, с молодым специалистом при поступлении на работу главная медицинская сестра проводит собеседование.

В основном молодые специалисты проявляют неуверенность в выполнении инъекций. Поэтому в нашей поликлинике они проходят 2–3-недельную стажировку в процедурных кабинетах. Там их обучает наставник, который является работником процедурного кабинета, следовательно, иногда у молодого специалиста может быть не один наставник. Контроль же осуществляется непосредственно закрепленным за ним наставником, с ним же обсуждаются недочеты, которые имеются в работе молодого специалиста.

Молодой специалист первые три месяца работы может иметь не одного, а несколько наставников, чтобы глубже овладеть всеми необходимыми знаниями по своей должности, например:

– как правильно сделать прививку – могут научить только в прививочном кабинете;

– по измерению внутриглазного давления – в кабинете окулиста;

– проверить себя на практике по выполнению инъекций – в процедурном кабинете и т. д.

Таким образом, отработав определенное время в процедурном кабинете, молодой специалист уже овладевает смежной специальностью.

Адаптационный период постепенно переходит в период практического, самостоятельного выполнения должностных обязанностей и требований, предъявляемых к молодому специалисту как к сотруднику поликлиники. Практически в течение года молодой специалист овладевает своей специальностью, но наставник продолжает с ним свою работу. Наставник ведет специальный лист наблюдения (приложение 1).

Между наставником и наставляемым заключается договор, в котором определены основные обязательства обеих сторон. Заключение такого договора дисциплинирует и наставника, и наставляемого. Наставник несет ответственность за порученное дело, а наставляемый – за знания, которые он должен получить и реализовать на практике (приложение 2).

В поликлинике разработана форма дневника индивидуального наблюдения, который ведется в первый год работы молодого специалиста. В дневнике ежемесячно делается отметка о работе молодого специалиста, о его успехах и недоработках (приложение 3).

Каждый наставник и наставляемый имеет план работы на год. План утверждается председателем Совета наставников (приложение 4).

Один раз в квартал наставника и наставляемого заслушивают на Совете наставников, результаты обсуждаются и выносится решение о их совместной работе. Председатель Совета наставников один раз в полугодие отчитывается о проделанной работе сектора на Совете медицинских сестер поликлиники.

Международный день медицинской сестры в коллективе отмечается посвящением в профессию. Праздник отмечается в празднично оформленном зале. Приглашается администрация и другие гости. Молодые специалисты делают краткий отчет о своей работе за год.

С поздравлением выступает главный врач МУЗ “Городская поликлиника № 5” и один из старейших работников поликлиники.

В ответном слове молодые специалисты дают клятву свято хранить честь и достоинство коллектива, через всю жизнь пронести незапятнанным звание медицинского работника (приложение 5).

С напутственным словом выступает главная медицинская сестра.

Праздник обычно заканчивается конкурсом на лучший санбюллетень. В нем принимают участие молодые специалисты вместе с наставниками.

В течение года молодые специалисты привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым Советом медсестер поликлиники, в том числе к конкурсам:

– “Лучший по профессии”;

– “Лучший терапевтический участок”;

– “Лучший кабинет”;

– “Лучший здравпункт”;

– “Мир наших увлечений”.

Администрация никогда не оставляет без внимания и наставников, поощряя их за нелегкий труд наставничества почетными грамотами министра здравоохранения Саратовской области, губернатора области, главного врачагорода и района, мэра города, а также ценными подарками.

Со стороны главного врача я как главная медицинская сестра имею как материальную, так и моральную поддержку для работы с наставниками и наставляемыми, так как проведение любых мероприятий требует затрат.

С января 2002 г. на базе МУЗ “Городская поликлиника № 5” функционирует городская школа по наставничеству

Многолетний опыт показывает, что наставничество – это необходимое звено в работе всего коллектива, где наставники, медицинские сестры и фельдшеры, работают с большой охотой и интересом на добровольных началах. Эта форма работы должна существовать во всех лечебных учреждениях.