Логистика: понятие, цели и задачи
Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток и все потоки, им создаваемые (информационные, финансовые, сервисные). В терминологическом словаре Родникова логистика определяется как "наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистика происходит от греческого слова "logistike", что означает искусство вычислять, рассуждать. Во французском языке слово "логистика" является военным термином, который обозначает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Особенно успешно логистика активно применялась в период второй мировой войны в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. В последствии как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Это было обусловлено несколькими причинами: быстрым ростом затрат на перевозки (вызванным ростом цен на нефть и последовавшим энергетическим кризисом); переход от рынка продавца к рынку покупателя и как следствие достижение предела эффективности производства. Для дальнейшего продвижения товара на рынке стало необходимо в частности улучшение работы в сфере распределения, что позволяет снижать цену товара и поставлять его точно в срок и нужного качества; развитием компьютерных технологий, позволяющим осуществлять обработку огромных массивов информации и обмениваться данными в реальном времени с минимальными затратами. В результате с середины 70-х годов можно говорить о развитии и постепенном внедрении логистики в хозяйственную практику. Результатом стало то, что в отличии от традиционного управление материальными потоками, осуществляемого людьми с древнейших времён, при использовании логистического подхода выделяется категория "сквозной материальный поток" и как следствие он становится объектом управления с контролируемыми качественными показателями. В узком понимании (с позиции хозяйствующего субъекта) логистика является интегральным инструментом менеджмента, способствующим достижению целей организации за счёт эффективного управления материальными и сопутствующими ему потоками. В данном контексте эффективность определяется с точки зрения общих затрат на обслуживание потоков и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг. В наиболее общем случае с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих потоков на определённом экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем стоящую перед ним цель и рассматриваемом как единое целое. Действия осуществляемые над материальным (или сопутствующим) потоком в такой системе, называются логистическими операциями (функциями). Материальный поток представляет собой находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (предметы труда), незавершённое производство, готовая продукция к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве. Одним из наиболее важных в логистике является понятие логистической системы (ЛС). ЛС - это сложная организационно завершённая (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причём задачи функционирования этих звеньев объединены общими целями организации бизнеса и (или) внешними целями. Как следует из этого определения любая логистическая система состоит из отдельных звеньев - неделимых обособленных частей выполняющих локальные логистические операции или функции. Звенья могут быть трёх основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие потоки. Могут встречаться смешанные звенья, в торорых указанные три типа комбинируются в различных сочетаниях. Несколько звеньев упорядоченных по какому-либо потоку образуют логистическую цепь (полная логистическая цепь - линейно упорядоченное множество звеньев, по которым проходят потоки от поставщика до потребителя). Полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им потокам в рамках ЛС называется логистической сетью. От понятия ЛС логистическую сеть отличает отсутствие логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы. Несколько звеньев упорядоченных по какому-либо потоку образуют логистическую цепь (полная логистическая цепь - линейно упорядоченное множество звеньев, по которым проходят потоки от поставщика до потребителя). Полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им потокам в рамках ЛС называется логистической сетью. От понятия ЛС логистическую сеть отличает отсутствие логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы. Очевидно, что в реальных организациях бизнеса полные логистические цепи (соответствующие определению) встречаются крайне редко. Поэтому концепцию общих издержек обычно связывают с понятием логистического канала. Л.К. - упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретных видов продукции, до её конечных потребителей