Глава 11. Инструменты денежно-кредитной политики
Рассмотрим теперь более подробно регулирующую функцию центрального банка, о которой уже упоминалось (см. параграф 9.1 и рис. 9.4). Данная функция реализуется с помощью совокупности инструментов денежно-кредитной политики (ДКП) (см. рис. 11.1).
11.1. Политика вкладов
В соответствии с законодательством развитых стран, институты государственного сектора, как правило, держат свои ликвидные средства на счетах центрального банка. Это делается для того, чтобы не увеличивать кредитный потенциал коммерческих банков за счет государства. При этом центральные банки обыкновенно не обладают полномочиями управлять размещением вкладов государственных институтов. Поэтому институты общественного сектора способны увеличивать свои вклады в центральном банке и сокращать – в банках коммерческих (как, впрочем, и наоборот). И подобные изменения денежной базы происходят без вмешательства центрального банка: инициатива в данном случае исходит от институтов государственного сектора.
Политика вкладов способствует регулированию предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка, причем в данном случае общественный сектор (государственные институты) является инициатором этого процесса, перенося свои вклады из коммерческих банков на счет центрального банка (контрактивная деятельность), либо перенося свои счета из центрального банка в коммерческий банк (экспансивная деятельность).
«Политику вкладов» не следует причислять к эффективным (действенным) инструментам ДКП, учитывая ее ограниченные возможности и порой сомнительную мотивацию.
11.2. Регулирование процентных ставок
Государство может регулировать цены (т.е. процентные ставки) и объемы кредитов.
Административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков наиболее характерно для развивающихся государств, хотя до 1970-х гг. данный метод активно использовался и в промышленно развитых странах.
При административном регулировании процентных ставок власти контролируют уровень, нижний или верхний предел, а также амплитуду колебаний по всем или отдельным видам банковских операций. Чаще всего устанавливается нижний уровень ставок по вкладам и верхний уровень ставки по кредитам, а также льготные ставки по межбанковским кредитам.
При ограничении верхних пределов процентных ставок спрос на кредит соответственно возрастает, что способствует оживлению экономики и целенаправленному распределению финансовых ресурсов. Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним фирмам; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.
Прямой контроль над уровнем процентных ставок широко используется на ранних стадиях развития рыночных отношений. Так, в 1960 – 1980-е гг. эту практику активно использовал Банк Кореи. Как правило, при достижении определенного уровня экономической зрелости, государства снижают интенсивность использования этого нерыночного инструмента. Нередко административное регулирование процентных ставок связано с мероприятиями государства по ограничению объемов кредитов («кредитные потолки»).
Кредитный потолок – это ограничения на объем предоставляемых банками кредитов. Кредитный потолок может осуществлять центральный банк по отношению к банкам и публике, а также банки – по отношению к небанкам.
Кредитный потолок для коммерческих банков, как правило, устанавливается в результате заключения «джентльменских соглашений» (см. параграф 11.4) между центральным банком и коммерческими банками.
Установление кредитных объемов может осуществляться также в форме кредитного рационирования, при котором центральный банк устанавливает квоту максимального объема кредита для каждого коммерческого банка.
Установление кредитного потолка – мероприятие весьма трудоемкое и плохо контролируемое. К тому же административное вмешательство в процессы кредитования нарушает функционирование рыночного механизма со всеми вытекающими последствиями.
В развивающихся странах важную роль играет селективная кредитная политика, которая проявляется в обязательствах коммерческих банков приобретать определенные виды государственных ценных бумаг или в предоставлении кредитов на развитие приоритетных отраслей национальной экономики. С одной стороны, такая политика может способствовать существенному изменению кредитных потоков, но с другой стороны – препятствовать нормальному функционированию кредитно-финансовой системы, так как возникает субсидирование проектов за счет бюджетных средств, иностранных заимствований и т.п. Кроме того, дешевые кредиты часто принимают характер безвозмездных ссуд.
11.3. Политика «увещевания» (moral suasion)
При помощи политики увещевания (moral suasion) центральный банк пытается корректировать мероприятия ДКП для того, чтобы избежать мер прямого вмешательства. Посредством убеждения (через призывы к коммерческим банкам, обращениям к публике, предостережениям в адрес правительства) центральный банк пытается способствовать сдерживающим или, напротив, поощрительным денежно-кредитным мероприятиям.
Например, посредством убеждения центральным банк пытается добиться уменьшения коммерческими банками объема кредитов, для того, чтобы «остудить перегретую экономику» при:
• распределении кредитов среди коммерческих банков,
• финансировании дефицита государственного бюджета и т.п.
Подобные увещевания могут иметь высокую эффективность, особенно если они подкрепляются соответствующими законодательными и денежно-кредитными мероприятиями.
11.4. Джентльменское соглашение
Джентльменское соглашение – это неформальная, основанная на взаимном доверии, договоренность между частными и (или) государственными сторонами. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Джентльменское соглашение носит добровольный характер и не предусматривает санкций за его невыполнение, но оно, как правило, выполняется, чтобы не наносить ущерба партнеру и не вызывать с его стороны соответствующей реакции.
В международном масштабе джентльменские соглашения могут заключаться между государственными органами, например, между центральными банками.
11.5. Политика рефинансирования
Политика рефинансирования является важной составляющей политики центрального банка. Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком страны использовалось для оказания воздействия на денежно-кредитное обращение. Постепенно наряду с этим рефинансирование все чаще стало применяться как инструмент оказания помощи коммерческим банкам. Выполняя функции банка банков и кредитора в последней инстанции[1], центральные банки стали предоставлять ссуды кредитно-банковским институтам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По срокам использования кредиты рефинансирования бывают краткосрочные (от одного дня до нескольких дней) и среднесрочные (3-4 месяца).
Вместе с тем, доступ к кредитам центрального банка отнюдь не свободен, а является определенной привилегией. Возможность получения кредитов рефинансирования и их масштабов зависит от общего состояния финансового рынка, от целей и задач ДКП, а также от финансового положения кредитополучателя. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По форме обеспечения различают учетные и ломбардные кредиты. В соответствии с политикой рефинансирования центральный банк уполномочен устанавливать учетную (дисконтную) ставку предоставления кредитов.
Политика рефинансирования при помощи маневрирования дисконтной и ломбардной процентной ставок относится к классической процентной политике центрального банка. Механизм политики рефинансирования можно проиллюстрировать при помощи банковских балансов рыночных партнеров.
Центральный банк |
Коммерческий банк |
|||
(1) Ценные бумаги (+) |
(2) Вклады банков (+) |
(2) Активы в центральном банке (+) (1) Ценные бумаги (-) |
||
Допустим, что центральный банк получает от коммерческого банка вексель (1), и в качестве ответной услуги предоставляет вклад коммерческому банку (2). При этом увеличивается денежная база в обладании коммерческих банков, и они получают возможность предоставлять дополнительные кредиты. Возрастает предложение кредитов. При данном спросе на деньги ставка процента понижается. Если в экономике возникают ожидания увеличения кредита, то коммерческие банки способны придержать кредитование. При этом возрастает их ликвидность.
Рассмотрим подробнее дисконтную и ломбардную политику центрального банка.
11.5.1. Учетная (дисконтная) политика
Учетные (дисконтные) кредиты – это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам в порядке переучета векселей.
Проводя дисконтную политику, центральный банк устанавливает в рамках политики рефинансирования условия, при которых коммерческие банки могут брать кредиты у центрального банка. Чтобы получить кредиты в деньгах центрального банка, коммерческие банки должны перевести центральному банку вексель (редисконт).
Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.п. В законе о центральном банке каждой страны дается подробный перечень этих требований.
К переучету в центральных банках допускаются только векселя, имеющие поручительства гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям.
Центральный банк может устанавливать особые требования к векселю. Центральный банк может селективно дискриминировать векселя отдельных отраслей (например, строительный вексель), либо, напротив, преферировать векселя (например, повышать контингент векселей экспортных отраслей). Общая сумма ссуд центральных банков, предоставляемых под учет векселей, лимитируется на конкретную сумму.
При расчете кредитного лимита используется единый для всех кредитных институтов мультипликатор, величина которого зависит от общей суммы лимита учета. При этом для каждого кредитного института определяется индивидуальный кредитный лимит, срок действия которого ограничен одним годом.
Центральный банк может повышать или понижать уровень учетных лимитов, исходя из соображений ДКП.
Как правило, на все виды векселей, учитываемых в центральном банке, распространяются единые учетные (дисконтные) ставки. Но в некоторых странах иногда действуют льготные ставки для определенных видов векселей.
Дисконтная (учетная) ставка или ставка рефинансирования (iD) – это цена кредита центрального банка коммерческим банкам в порядке переучета векселей.
Дисконт взимается в форме процентных вычетов от кредитной суммы. Дисконтная (учетная) ставка является своего рода ведущим процентом, который оказывает влияние на изменения общей процентной ставки в экономике. Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Тем самым политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.
Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным) инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования с помощью изменения официальной учетной ставки довольно прост. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредиты рефинансирования, и наоборот.
Однако центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Возможна ситуация, когда повышение учетной ставки центрального банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения.
Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного рынка, но и рынка ценных бумаг. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, а это уменьшает спрос на ценные бумаги. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Возрастает предложение ценных бумаг и снижается их рыночная стоимость.
Учетная ставка является своего рода барометром экономической конъюнктуры для деловых кругов. Тем самым, центральный банк осуществляет своего рода «сигнальную миссию»: снижение учетной ставки расценивается как ориентация на экспансивную политику центрального банка, и – наоборот.
При повышении дисконтной и ломбардной ставки (контрактивная политика), естественно увеличиваются кредитные издержки банков. В ответ на это коммерческие банки стремятся свои возросшие издержки рефинансирования хотя бы частично переложить на заемщиков. При этом уровень процента повышается как на рынке денег, так и на рынке капитала. В таком случае коммерческие банки стремятся получать необходимые им деньги посредством продажи своих ценных бумаг и сокращать получение дисконтных кредитов.
В результате коммерческие банки реже обращаются к центральному банку за получением кредита, а это ведет сокращению денежной базы (Н). Сокращение спроса на кредиты (KD) способствует сокращению предложения кредитов (KS), а затем и к общему сокращению кредитов (К), а это ведет к уменьшению денежной массы агрегата М1. Использование дисконтных кредитов приводит также к изменению денежной массы центрального банка. Таким образом, повышение ставки дисконтирования (id) приводит к следующим последствиям:
id↑ → H↓, KS, KD ↓, K↓, M1 ↓.
11.5.2. Ломбардная (залоговая) политика
При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефинансирования центральный банк устанавливает условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог депонированных в банке ценных бумаг в деньгах центрального банка по ломбардной процентной ставке, которая может ежедневно меняться. Ломбардная процентная ставка обычно превышает официальную учетную ставку примерно на один процентный пункт и изменяется одновременно с ней. [2]
Ломбардный кредит[3] применяется только для краткосрочного кредитования. При этом, исходя из соображений ДКП, он может периодически ограничиваться или полностью отменяться.
В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, которые допускаются к учету в центральном банке. Как правило, в каждом центральном банке разработан перечень принимаемых под залог ценных бумаг. Ломбардные кредиты предоставляются на срок от 1 дня до 4 месяцев.
Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. К примеру, Немецкий бундесбанк предоставляет ломбардные кредиты под те виды ценных бумаг, которые перечислены в «Перечне ценных бумаг, принимаемых в залог Немецким бундесбанком (Ломбардном перечне)». При этом Бундесбанк предоставляет ломбардные кредиты в размере дл 9/10 номинальной стоимости указанных ценных бумаг, а под все остальные – до ¾ их курсовой или номинальной стоимости.
Движение ставки рефинансирования в России. Во время советской власти и вплоть до 1995 г. Госбанк СССР, а затем и Банк России осуществлял централизованное распределение кредитных ресурсов, осуществляя прямое кредитование коммерческих банков по мере поступления от них кредитных заявок. С 1995 г. Банк России рефинансировал банковскую систему не основе кредитных аукционов, а в 1996 г. были внедрены ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг. С 1998 г. выдача ломбардных кредитов осуществляется только на аукционной основе.[4]
На протяжении 1991-1995 гг. ставка рефинансирования многократно пересматривалась. Так, в 1991 г. максимальный уровень ставки рефинансирования составлял 20% годовых, в 1992 г. – 80%, в 1993 г. – 210%. С апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, но затем снова повышалась, и в январе 1995 г. достигла 200%.
С мая 1995 г. по ноябрь 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%, в феврале 1998 г. – до 42, а в конце мая – до 150%, в конце июня с 60 до 80%.
В 1998 г. Банк России пересматривал ставку рефинансирования 9 раз (в том числе 5 раз в сторону понижения). С июля 1998 г. началось постепенное снижение ставки.
В 1999 г. действовала установленная в 1998 г. ставка рефинансирования 60%, в июне 1999 г. она была снижена до 55%, 24 января 2000 г. – до 45%, 7 марта 2000 г. – до 38%, 7 марта 2000 г. – до 33%, в ноябре 2000 – до 25%.
В 2001 г. ставка не изменялась, а с 9 апреля 2002 г. ее размер составлял 23%, с 7 августа 2002 г. – 21%, с 17 февраля 2003 г. – 18%, с 21 июня 2003 г. – 16%, с 15 января 2004 г. – 14%. В настоящее время (конец 2005 г.) ставка рефинансирования составляет 13%.
11.6. Политика минимальных резервов
Как уже отмечалось в параграфе 4.4, в рамках политики минимальных резервов центральный банк в соответствии с требованиями ДКП устанавливает норму резервирования (резервный коэффициент или норму минимальных резервов) – rMD, т.е. – установленное центральным банком соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Резервные коэффициенты могут дифференцироваться в зависимости от размера кредитной организации (резервный класс), видов обязательства (вклады до востребования, срочные, накопительные, долговые ценные бумаги), кредиторов и некоторых других условий.
Напомним также, что резервные требования (минимальные или обязательные резервы) – это отчисления кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Резервы могут храниться в определенной форме, как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка.
Мы знаем также, что резервная база – это объем обязательств кредитной организации, служащий основой для расчета резервных требований.
Норма резервирования как инструмент денежно-кредитной политики отличается простотой применения и довольно высокой степенью эффективности. Впервые этот инструмент был внедрен в США в 1863 г., то есть ровно за 50 лет до создания Федеральной резервной системы.
При повышении норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Напротив, снижение нормы резервов увеличивает возможности кредитования.
Резервные требования выполняют следующие функции:
1) создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности (регулятор ликвидности);
2) играют роль денежного буфера: во время резкого дефицита ликвидности на рынке межбанковского кредитования, как правило, краткосрочная процентная ставка совершает резкий скачок; в ответ на это центральный банк резко снижает норму резервирования.
3) являются ограничителем кредитной эмиссии (регулятор предложения денег);
4) резервные обязательства являются источником сеньоража (резервные требования являются своеобразным налогом на банки).
Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. При этом механизм использования резервных требований существенно различается по странам, как в количественном, так и в качественном отношении. В настоящее время наиболее распространены резервные требования как норма процента от общей суммы пассивов банка или отдельных их статей. При этом обычно нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов[5]. Однако в ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) действуют единые нормы минимальных резервных требований.
Период расчета резервов равняется времени (в днях), в течение которого рассчитывается резервная база. Обычно период расчета равен одному месяцу (Франция, Япония), или 2 недели (США).
Период поддержания резервов равняется времени (в днях), на протяжении которого резервы хранятся.
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц. При этом имеются возможности варьирования расчетного периода и периода хранения.
Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах: от 25% до 0%. При этом центральные банки могут изменять величину нормы обязательных резервных требований в пределах максимально установленных величин. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает этот инструмент монетарной политики гибким и действенным. Но с другой стороны, частые изменения могут повлечь за собой нежелательные последствия (издержки адаптации и т.п.).
В последе десятилетие XX в. центральные банки многих стан мира снижали до минимума (Франция и Финляндия) или полностью отказывались от резервных требований (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Швеция, Дания, Великобритания).
Большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков.
Эффективность политики минимальных резервов. При снижении нормы минимальных резервов (rMD) и при прежней величине денежной базы (Н), коммерческие банки увеличивают возможность предоставления кредитов. Если при этом существует избыточный спрос на кредиты, то объем кредитов, действительно возрастает. Если же избыточного спроса на кредит нет, возросшее предложение кредита снижает рыночную ставку процента (i). Увеличение кредитов приводит к росту денежной массы (М1).
Со снижением ставки минимального резервирования и при прежней денежной базе возникают свободные ликвидные резервы в форме избыточных резервов, что увеличивает объем денег центрального банка (Cz).
Монетарный импульс в результате снижения нормы минимального резервирования (rMR) можно представить в виде следующей последовательности:
Импульс: rMR ↓, H → UR ↑, i ↓, KD, K ↑, M1 ↑ →, UR↓, H, Cz ↑.
Политика минимальных резервных требований в России. Нормативы обязательных резервов кредитных обязательств были введены 1 июня 1991 г. (см.: рис. 11.3) – 2% для всех типов депозитных обязательств.
С 1 февраля 1992 г. резервная база была разделена на 2 статьи: 1) вклады до востребования плюс счета со сроком погашения до одного года (по этой группе коэффициент резервирования был увеличен с 5 до 15%); 2) обязательства свыше одного года (по ним коэффициент резервирования был увеличен с 10 до 20%).
В 1995-1998 гг. нормы резервирования пересматривались раз в полгода, а резервная база была разделена на 5 статей. После кризиса 1998 г. активность использования резервных требований снизилась ввиду нестабильности денежного мультипликатора, и с января 2000 г. Банк России постепенно понизил коэффициент резервирования до 3,5% при последовательной унификации резервной базы (см. табл. 11.3).
В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой резервные требования более разнообразны, чем в развитых. Тем нее менее, наблюдается тенденция к унификации минимизации значений резервирования как инструмента денежно-кредитной политики.
План 100% резервирования М. Фридмана. Основатель монетаризма Милтон Фридман в 1959 г. воскресил идею 100% резервирования, сформировавшуюся еще в годы Великой депрессии в США. Основная мысль этого плана сводится к тому, что депозиты могут быть изъяты по первому требованию вкладчиков, кредиты же не обладают таким свойством. Поэтому план 100% резервирования создал бы безопасный механизм для функционирования банковской системы в периоды экономической нестабильности. В противном случае необходимы немалые затраты по страхованию депозитов и кредитных операций от рисков.
При реализации плана 100% резервирования банки обязаны размещать все свои активы в высоколиквидные и безрисковые финансовые инструменты. Это должно укрепить доверие вкладчиков, сократить государственное вмешательство в экономику, эффективно контролировать инфляцию.
План М.Фридмана активно обсуждался и в 1980-е гг., но положительного решения по его внедрения в жизнь принято не было, вероятно, потому, что банковская система при этом потеряла бы свою гибкость, так как начала бы функционировать на основе принципа полного обеспечения денежной эмиссии, который действовал в эпоху золотого стандарта. При полном резервировании объем денежной массы равнялся бы денежной базе. А это означает, что денежный мультипликатор был бы равен единице.
11.7. Политика на открытом рынке
Операции на открытом рынке (ООР) представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (казначейские векселя, векселя государственных корпораций, промышленных компаний и банков, векселя, учитываемые центральным банком), а также ликвидные ценные бумаги рынка капитала.
Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.
Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным. При покупке ценных бумаг за деньги центрального банка, центральный банк увеличивает денежную массу в обращении, тем самым осуществляет экспансионистскую политику открытого рынка. Напротив, продавая ценные бумаги, центральный банк осуществляет рестриктивную политику открытого рынка.
Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование определенных технических процедур. Они различаются по:
- условиям сделок (прямая сделка или операция outright; операция РЕПО; учет векселей; валютный своп; ломбардная ссуда; эмиссия собственных ценных бумаг).
- объектам сделок (операции с государственными или частными ценами бумагами);
- срочности сделок (краткосрочные сделки – до 3 месяцев, долгосрочные – на год и более);
- сфере проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынком ценных бумаг);
- способу установления процентных ставок (центральным банком или рынком).
Наибольшее распространение операции на открытом рынке получили в странах с высокоразвитым денежным рынком (США, Канада, Британия, Германия, Япония, Франция и Италия).
В развивающихся странах, где отсутствует рынок высококачественных ценных бумаг, операции центрального банка с ценными бумагами мало способны эффективно и серьезно влиять на денежную базу и величину резервов коммерческих банков.
По условиям сделок с ценными бумагами на открытом рынке, как отмечалось, наибольшее распространение получили прямые сделки, операции РЕПО, учет векселей, валютный своп, ломбардная ссуда и эмиссия собственных бумаг центрального банка.
Исторически первой формой операций на открытом рынке явились прямые сделки (операции outright), то есть операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах – частных векселей и векселей центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня завершения сделки. В настоящее время в развитых странах применяют центральные банки Канады, Японии, Англии и США. Однако более активно используются в современных условиях операции РЕПО и ломбардный кредит.
Обратные операции на открытом рынке (операции РЕПО) – это операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более мягким методом регулирования. Это делает их более привлекательными и расширяет масштабы их использования. В высокоразвитых странах операции РЕПО составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции РЕПО на открытом рынке активно используются во всех развитых странах (за исключением Дании).
Ломбардный кредит в качестве условий сделок на открытом рынке – также широко используется во многих развитых странах (за исключением США и Англии).
Что касается эмиссии собственных ценных бумаг, то большинство центральных банков отказываются от подобной практики: они хотят избавиться от излишнего вмешательства в сферу финансового посредничества и стремятся поддержать правительственные ценные бумаги в качестве базового ориентира для участников финансовых рынков.
Учет векселей в качестве операции на открытом рынке используется немногими странами (Япония, США). То же касается валютного свопа (Австралия, Швейцария, Новая Зеландия).
Объектами сделок операций на открытом рынке чаще всего являются правительственные ценные бумаги, а также ценные бумаги правительственных агентств. В меньших объемах применяются ипотечные ценные бумаги, и еще реже – ценные бумаги финансовых институтов и частного промышленного сектора.
В традиционном, классическом понимании операции на открытом рынке осуществляются на вторичном рынке ценных бумаг. Однако в странах, где вторичный рынок не получил достаточного развития, к операциям на открытом рынке приравниваются и операции на первичном рынке, хотя в этом случае желаемый результат достигается не прямо, а опосредованно.
При сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. Но по мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективного воздействия и на количественные параметры денежного рынка.
Ценные бумаги открытого рынка могут предлагаться центральным банком либо:
• методом процентной ставки, при котором центральный банк устанавливает лишь отпускную ставку процента (ставку процента, при которой ценные бумаги продаются), но не ставку процента обратной покупки. При этом центральный банк предоставляет коммерческим банкам право выбора: покупать ценные бумаги или нет. Коммерческие банки решают это сами, исходя из соображений доходности.
• методом тендера (объявления конкурса), когда на открытом рынке объявляются титулы продаваемых ценных бумаг, и продажа осуществляется на рыночной основе.
Эффективность политики открытого рынка. Когда центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, коммерческие банки покупают их за деньги центрального банка, которые возвращаются в центральный банк. Денежная база сокращается, в результате чего коммерческие банки уменьшают свои возможности предоставления кредитов, при этом сокращается объем денежной массы М1 .
Естественно, что операции на открытом рынке оказывают воздействие на уровень процентной ставки. Так, при проведении контрактивной политики на открытом рынке центральный банк продает ценные бумаги рынка денег (то есть краткосрочные ценные бумаги). При этом курс данных ценных бумаг будет снижаться, а ставка процента на денежном рынке возрастет. Если одновременно при этом центральный банк покупает ценные бумаги рынка капитала (долгосрочные ценные бумаги), то такие одновременные операции с противоположной направленностью называются twist operation. В результате процентная ставка на рынке капитала снижается.
При помощи twist operation можно, например, ограничить экспорт капитала и одновременно стимулировать инвестирование внутри страны. Однако, как правило, эффект подобной политики носит краткосрочный характер, так как процентные ставки на рынке денег и рынке капитала имеют тенденцию к сближению.
Однако коммерческие банки в ответ на продажу центральным банком ценных бумаг на открытом рынке могут вместо снижения предложения кредита (KS↓), могут увеличить предложение ценных бумаг (BS↑), что уменьшит срочные (Т) и накопительные (S) вклады клиентов. Тем самым, связанная прежде ликвидность коммерческих банков вновь высвободилась, и при помощи этой высвободившейся ликвидности коммерческие банки способны без ограничения своих срочных вкладов приобретать бумаги на открытом рынке у центрального банка. При этом денежная масса М1 осталась неизменной, а денежная масса М3 сократилась. Данные две реакции коммерческих банков на действие центрального банка на открытом рынке схематично можно изобразить следующим образом:
→ KS↓, i↑, KD, K↓, M1 ↓, M3↓
Импульс ООР → Н ↓ −
→ BS↑, T↓, S↓, M3↓(M1)
Насколько импульс от операций на открытом рынке повлияет на М1 – зависит от того – по какой ветви преимущественно пойдет реакция. Однако, в любом случае, денежная масса М3, и – соответственно М2 – сократится.
Рассмотрим размещение ценных бумаг на открытом рынке при помощи тендерного метода.
Количественный тендер. При количественном тендере центральный банк предлагает определенное количество ценных бумаг при фиксированной процентной ставке (тендер с фиксированной процентной ставкой). Со своей стороны, кредитные институты заявляют о своих потребностях на данную ценную бумагу.
Эта ситуация изображена на рис. 11.6. Спрос коммерческих банков на ценные бумаги составил 40 денежных единиц, а предложение центрального банка – только 20. Поэтому каждый коммерческий банк в соответствии со своей квотой получит только 50% запрашиваемых ценных бумаг по ставке 8%.
|
Преимущество этого метода заключается в том, что тендер проходит по заранее установленной ставке процента.
Однако есть и недостаток. Он заключается в том, что покупатели (коммерческие банки) зная о пропорциональном распределении ценных бумаг, могут объявить завышенный объем спроса.
Процентный тендер. Процентный тендер центральный банк может проводить методом голландского, либо американского аукциона.
При голландском аукционе центральный банк начинает торги с максимальных ставок, постепенно снижая их (рис.11.7). Понижение осуществляется до тех пор, пока не оказываются проданные все ценные бумаги, вынесенные на аукцион. Минимальная цена ценных бумаг называется ценой отсечения. Именно по этой цене будут проданы ценные бумаги, которые подали заявки на покупку ценных бумаг (независимо от того, при какой цене были поданы эти заявки).
Если последняя заявка превышает лимит продаваемых ценных бумаг (в нашем случае – 20 млрд.), то она выполняется частично. Все предыдущие заявки выполняются в полном объеме.
Недостаток голландского аукциона заключается в том, что некоторые (особенно мелкие покупатели), в надежде на более низкую цену отсечения подают заявки с самого начала, порой, не учитывая в достаточной степени, собственную ликвидность. Эта практика искажает функционирование рыночного механизма, и для преодоления этого недостатка применяется американский аукцион (рис. 11.8).
При американском аукционе торги проводятся также от максимальной цены на понижение. Однако каждый участник получит ценные бумаги именно по той цене и в том количестве, которые им были заявлены. Это дисциплинирует рынок и предотвращает ценовые манипуляции.
10.8. Внешняя денежно-кредитная политика
Как правило, центральный банк является проводником государственной валютной политики.
Валютная политика – это комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость национальной валюты.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
- регулирование валютного курса;
- управление официальными валютными резервами;
- валютное регулирование и валютный контроль;
- международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и в той или иной степени практически все инструменты ДКП.
11.8.1. Политика своповой ставки
Мы уже упоминали об операции своп (swap) в параграфе 2.9. Рассмотрим теперь этот вопрос более подробно. Своповую политику следует рассматривать в качестве отправной точки внешней ДКП, с помощью которой центральный банк имеет возможность косвенно воздействовать на денежную массу и (или) ставку процента в стране. С помощью своповых операций центральный банк ограничивает нежелательные воздействия международной конъюнктуры на экономику страны, влияет на функционирование на валютном рынке с тем, чтобы предотвратить нежелательные притоки или оттоки валюты, влияющие на обменный курс. Напомним определение операции своп.
Своп (swap - обмен) – это операция на валютном рынке, сочетающая куплю-продажу валют на условиях ее немедленной поставки (сделка спот) с одновременной контрсделкой на определенный срок (форвардной сделкой) с теми же валютами.
Таким образом, на валютной бирже существует принципиальное различие между валютным рынком спот (где контракты и валютные сделки совершаются сегодня) и срочным валютным рынком (контракт с установленным обменным курсом сегодня с исполнением сделки через определенный период времени, как правило, в течение трех месяцев). При этом валютный курс спот и валютный курс форвард могут между собой различаться.
Отклонения между валютным курсом спот espot и валютным форвардным курсом eforward выравниваются при помощи арбитража. Допустим, если уровень процента за границей ниже, чем в данной стране, то в данную страну потечет зарубежный денежный капитал, и центральный банк должен будет конвертировать этот приток валюты (если центральный банк придерживается режима полной конверсии). В связи с этим центральный банк будет вынужден неконтролируемо увеличивать эмиссию национальной валюты.
Предположим, что российский импортер может приобрести американский товар А, и имеет для этого необходимую сумму в долларах. Но российской компании необходимы валютные средства в данный момент для других целей в рублях. В то же время эта российская компания может предоставить гарантии, что через 3 месяца у нее будет необходимая сумма в долларах. Для этого импортер может воспользоваться свопом: компания импортер обменяет доллары на рубли сегодня на валютном рынке спот и рубли на доллары на форвардном валютном рынке. В этом случае компания решит проблему с рублями, необходимыми в данный момент, и с долларами, которые понадобятся через 3 месяца, осуществив при этом одну сделку.
Обычно большое число такого рода сделок могут проводить только компании с большими запасами валюты. Эти сделки более типичны для банков, которые хранят значительный объем вкладов в иностранной валюте и которым необходимы рубли для осуществления ежедневных операций с клиентами. Более того, банки и другие кредитно-финансовые институты иногда заключают валютные свопы регулярно с целью получения прибыли от свопов. Другие осуществляют такие сделки в качестве брокеров между сторонами сделки для того, чтобы получить за это соответствующие комиссионные.
Если рыночные ставки процента на внутреннем и внешнем рынке равны между собой (i = i*), то для арбитражера имеет смысл запрашивать иностранную валюту на рубли на рынке спот и одновременно рубли на иностранную валюту на рынке форвард, если espot > eforward; если же espot < eforward – то следует осуществлять обратную операцию.
При международных различиях процентной ставки, арбитраж прибылен до тех пор, пока курсовая разница между espot и eforward не уравняется разницей процентных ставок внутри страны i и за рубежом i*.
Для импортера капитала подобные сделки имеют смысл до тех пор, пока основная сумма капитала х (в иностранной валюте) включая процентный доход и, принимая во внимание обменный курс в стране, приносит более высокий доход, чем за рубежом, то есть:
(11.1)
где e = обменный курс, то есть «национальная валюта, выраженная в иностранной валюте».
Из уравнения 11.1 получим условие импорта капитала:
(11.2)
при этом выражение в левой части формулы 10.2 называется ставкой своп; а выражение в правой части формулы – чистой разницей рыночных процентных ставок. Арбитраж теряет экономический смысл если:
. (11.3)
Центральный банк может проводить своповую политику, при которой официальная своповая ставка фиксирована и находится выше или ниже свободной рыночной своповой ставки. Если официальная своповая ставка выше (ниже) рыночной своповой ставки, то импорт капитала возрастает (ограничивается или начинается экспорт капитала).
11.8.2. Политика валютной интервенции
Валютная интервенция – это прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка путем купли-продажи иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты.
Валютная интервенция применяется при осуществлении политики фиксированного валютного курса. Широкое распространение валютная интервенция получила в 1930-е гг. после краха золотого стандарта (хотя применялась еще в XIX в.). При Бреттонвудской международной валютной системе (1944-1971 гг.) валютные интервенции являлись инструментом поддержания фиксированных валютных паритетов и курсов. При плавающих курсах валютные интервенции используются для сглаживания колебаний курса национальной денежной единицы. Валютная интервенция центрального банка на валютной бирже оказывает обременяющее влияние на формирование денежной массы внутри страны.
Поясним механизм валютной интервенции с помощью рис. 11.9. Допустим, величина поддерживаемого валютного курса равна e0. Тогда превышение спроса на валюту над предложением составляет DD0 – DS0. Этот курс можно удержать в том случае, если центральный банк уравновесит избыточный спрос дополнительным предложением валюты (валютной интервенцией).
Эту интервенцию центральный банк вынужден проводить до тех пор, пока линия предложения валюты DS* не пересечется с линией спроса на валюту DD на уровне поддерживаемого валютного курса (e0). В противном случае, обменный валютный курс вырос бы до e1, что привело бы к обесценению национальной валюты.
При увеличении предложения иностранной валюты национальная валюта стягивается в центральный банк и уходит из денежного обращения. Депозиты в национальной валюте коммерческих банков в центральном банке сократятся; тем самым, сократится и денежная база. Таким образом, поддержка обесценивающегося обменного курса центральным банком приводит к контрактивному денежному эффекту: замораживает экономическую активность. Другими словами, валютная интервенция способна оказывать на экономику такое же воздействие, как и политика на открытом рынке.
Одним из методов регулирования валютного курса является дисконтная политика, осуществляемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки.
11.8.3. Валютные резервы[6]
Валютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и иностранной валюты, находящиеся в распоряжении центрального банка страны, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги.
Официальные валютные резервы необходимы по следующим причинам:
• формальное обеспечение внутренней валюты;
• инструмент проведения валютной политики (регулирование волатильности и уровня валютного курса);
• обеспечение ликвидности на финансовых рынках во время кризисов;
• обслуживание валютных обязательств;
• потенциальный инвестиционный фонд страны.
Официальные валютные резервы периодически пересчитываются в национальные валюты, и данные о них публикуются.
Иностранные валюты стали использоваться в качестве официальных резервных средств с 1922 г. После отмены золотомонетного стандарта практически все страны мира начали использовать иностранные валюты наряду с золотом для создания официальных валютных резервов.
Для многих стран мира и, главным образом, для слаборазвитых стран валютные резервы центрального банка являются самым крупным национальным финансовым активом и важным инструментом денежно-кредитной и валютной политики. При этом, чем менее развита страна, тем, как правило, большим объемом золотовалютных резервов в сопоставлении с ВВП эта страна стремится располагать. Таблица 11.2. содержит данные по движению международных резервных активов России за 1997-2005 гг.
Таблица 11.2. Международные резервные активы РФ в 1997-2005 гг.
(млн. долларов США)
Дата |
Международные резервные активы[7] |
В том числе: |
||||
Резервные активы в иностранной валюте |
СДР |
Резервная позиция в МВФ[8] |
Золото[9] |
Другие резервные активы |
||
1.01.1997 1.07.1997 1.01.1998 1.07.1998 1.01.1999 1.07.1999 1.01.2000 1.07.2000 1.01.2001 1.07.2001 1.01.2002 1.07.2002 1.01.2003 1.07.2003 1.01.2004 1.07.2004 1.01.2005 1.07.2005 |
15324 24549 17784 16169 12223 12152 12456 20996 27972 35053 36622 43579 47793 64430 76938 88226 124541 151575 |
11271 20389 12771 10906 7801 8189 8455 17682 24263 31234 32538 39838 44051 60681 65134 69460 103742 113532 |
5 5 122 253 0 1 1 2 1 16 3 8 1 8 1 0 1 2 |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 |
4047 4153 4889 5008 4422 3964 3998 3312 3708 3801 4080 3731 3739 3739 3763 3763 3732 3802 |
Данные не публиковались - - - - - - - - - - - 10038 15000 17063 34236 |
Составлено на основе данных Центрального банка РФ за соответствующие годы.
В настоящее время в качестве резервных валют используются доллар США, евро, фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк.
Официальные валютные резервы некоторых стран состоят из иностранных валют и других компонентов, не включающих золото. Официальная статистика стран – членов МВФ приводит данные об объеме официальных валютных резервов, как включая золотой запас, так и за его вычетом.
В понятие «официальные валютные резервы» включаются как собственные активы в иностранной валюте, так и заемные средства. В зависимости от источника образования выделяют валовые валютные резервы и чистые резервы. Валовые валютные резервы состоят из собственных и заемных валютных средств, чистые валютные резервы представлены собственными средствами.
Официальные валютные резервы находятся в ведении министерства финансов (или казначейства) и центрального банка. При этом их собственником является государство. В некоторых странах часть официальных резервов находится у центрального банка, а часть – у министерства финансов (казначейства). Если же валютные резервы переданы в распоряжение казначейства, то на центральный банк возлагаются лишь технические функции по ведению соответствующего счета (Банк Англии). В Германии все официальные валютные резервы находятся в Бундесбанке, а в США – половина.
Концентрация официальных валютных резервов в центральном банке и наделение его полномочиями по управлению ими способствует более эффективному использованию валютных запасов. В связи с этим страны – члены ЕВС в ходе унификации их национальной валютной и денежно-кредитной политики постепенно переходят к такой практике.
Уровень официальных валютных резервов зависит от состояния внешней торговли, от уравновешенности платежного баланса, от режима валютного контроля, от инвестиционного климата, от характера интервенционной политики, от режима валютного курса.
В целях поддержания валютных резервов на приемлемом для той или иной страны уровне центральные банки осуществляют комплекс мероприятий, именуемых управлением валютными резервами.
Управление валютными резервами – это формирование их оптимальной структуры и рациональное размещение.
Прежде всего, определяется временная структура валютных резервов. В зависимости от временного критерия валютные резервы разделяются на три категории:
- ликвидные краткосрочные (требования и обязательства, срок которых не превышает 3 месяца);
- среднесрочные (до трех лет);
- долгосрочные (более трех лет).
В структуре валютных резервов краткосрочные ликвидные средства составляют не менее половины совокупных объемов, в странах с неустойчивой экономикой – до 100%.
При выборе временной структуры валютных резервов центральный банк исходит, прежде всего, из предполагаемого использования валютных резервов. Если валютные резервы предназначаются для проведения валютных интервенций, то степень их ликвидности должна быть максимально высокой и в их структуре должны доминировать краткосрочные активы, легко реализуемая в наличность без серьезных потерь. Если же валютные резервы полагается использовать на цели урегулирования международных платежей, то их структура должна быть более диверсифицированной, что даст возможность увеличить их стоимость. Центральные банки зарубежных стран прибегают преимущественно к формированию валютных резервов из краткосрочных и среднесрочных активов.
Не менее важным в процессе управления валютным резервами являются определение валютной корзины, а также выбор инструментария. При предназначенности валютных резервов в первую очередь для проведения валютных интервенций валютная корзина диверсифицирована в минимальной степени. В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои запасы, продолжает оставаться доллар США, вместе с тем повышается удельный вес евро. Все чаще используются иена, фунт стерлингов.
При оценке размещения валютных резервов центральный банк исходит из 3 основных критериев: ликвидности, наличия государственных гарантий и рентабельности.
Обычно центральный банк использует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещенные в банках за границей. Наиболее привлекательными являются государственные ценные бумаги США, которые отвечают всем трем предъявляемым требованиям.
Помимо ценных бумаг центральные банки размещают официальные валютные резервы в депозиты, преимущественно краткосрочные, на международном межбанковском рынке. В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов. Поэтому центральные банки устанавливают лимиты размещения депозитов по странам и по каждому банку-контрагенту.
& Литература
- Алехин Б.И. Кредитно-денежная политика. М. 2004.
- Алпатов С.Б. Валютный рынок: принципы функционирования и роль центрального банка в его урегулировании (на примере стран Западной Европы). М. 1996.
- Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М. 1992.
- Берже П. Денежный механизм. М. 1996.
- Брагинский С.В. Кредитно-денежная политика Японии. М. 1989.
- Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой /Под ред. В.М Крашенинникова. М. 2003.
- Валютный рынок и валютное регулирование /Под ред. И.Н. Платоновой. М. 1996.
- Василишен Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. М. 1995.
- Долан Э.Дж., Кэмпбэлл К.Д., Кэмпбэлл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб. 1994.
- Дробозина Л.А. Финансовая система Англии. М. 1971.
- Дробозина Л.А., Можайсков О.В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии М. 1976.
- Епифанов М.А. Валютная политика и валютное регулирование в РФ: актуальные проблемы. М. 2003.
- Лифанова Н.В. Необходимость, принципы и методы валютного регулирования. СПб. 2003.
- Максимова Л.М. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М. 1989.
- Максимова Л.М. Механизм денежно-кредитного регулирования ФРГ. М. 1984.
- Масленников В.В. Факторы развития национальных банковских систем. СПб. 2000.
- Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005.
- Моисеев С.Р. Инфляционное таргетирование. М. 2004.
- Печникова А.В. Денежно-кредитное регулирование экономики Великобритании. М. 1986.
- Политика регулирования валютного курса как составная часть общеэкономической политики (сравнительный анализ практики стран Центральной и Восточной Европы) /З.Н. Кузнецова и др. М. 2002.
- Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996.
- Пятенко С.В. Кредитно-денежная политика в США. М. 1988.
- Рогова О.Л. Стратегический потенциал денежно-кредитной системы страны //Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию /Под. Ред. В.К. Сенчагова. М. 2004. С. 111-137.
- Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М. 1991.
- Савин С.А., Гнатюк П.М., Осколкова Н.С. Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999.
- Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. СПб. 2005.
- Серебрякова Л.А. Новые тенденции в регулировании денежно-кредитного обращения в западноевропейских странах и Японии. М. 1989.
- Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики. М. 2004.
- Федоренко В.М., Федоренко А.В. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. Киев. 1989.
- Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процесс экономического регулирования. М. 1994.
- Центральные банки и банковские системы зарубежных стран. Сб. статей. М. 1995.
[1] См.: Параграф 9.4. «Центральный банк: его статус и функции».
[2] В некоторые периоды в отдельных странах разница между учетной и ломбардной ставками колеблется от 0,5 до 4,0 процентных пункта, но в любом случае ломбардная ставка превышает учетную.
[3] Термин «ломбардный кредит» произошел от названия местности в Италии – Ломбардии, на территории которой в средние века менялы («ломбарды») предоставляли краткосрочные кредиты под залог ликвидного имущества. Выдаваемые ими кредитные письма назывались “Litterae Lombardorum” («письма ломбардов»). В XVII-XVIII вв. ломбардные кредиты начали предоставляться банками, при этом, обеспечением стали служить драгоценные металлы или товары.
[4] В настоящее время в ломбардный список, то есть в список приемлемого обеспечения по ломбардным кредитам входят ГКО, ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФД; облигации правительств Москвы, Башкортостана и Самарской области; Облигации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Московского ипотечного агентства. С 4.07.2005 г. Банк России расширил ломбардный список на 5 позиций: это облигации «Газпрома», Внешторгбанка, «Российских железных дорог», «ЛУКойла» и Тюменской нефтяной компании (ТНК). (См.: Эксперт. 2005. № 26. С. 39).
[5] В Германии минимальные резервные требования дифференцированы следующим образом: (1) бессрочные вклады резидентов (максимальная ставка rD = 30%); (2) срочные вклады резидентов сроком до 4-х лет, как и эмитированные банками владельцев долговых расписок сроком до 2-х лет (максимальная ставка rT = 20%); (3) накопительные вклады резидентов с законодательным сроком (максимальная ставка rS = 10%).
[6] В российской литературе широкое распространение получил термин «золотовалютные резервы». Однако в соответствии с классификацией МВФ более точным является выражение «иностранные резервы».
[7] Международные
резервные активы представляют собой
высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и
Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные
резервные активы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного
золота, специальных прав заимствования
(СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. В категорию активов в иностранной валюте входят
валютные активы Банка России и Правительства Российской федерации в форме
наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже
«А» по классификации “Fitch
IBCA” и “Standard
and Poor’s” или “A2” по
классификации “Moody’s”); а также государственных и других ценных бумаг, выпущенных
нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. В категории другие резервные активы учитываются средства в форме обратных репо.
Из перечисленных активов, начиная с 1 января
[8] Резервная позиция в МВФ – это часть международных резервных активов страны, в пределах которых страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в МВФ.
[9] Монетарное золото оценивается исходя из 300 долларов
США за тройскую унцию (