Глава 9. Институты денежно-кредитной политики

 

   

Появление банков предшествовало монетной эмиссии. Первые банки – «деловые дома» появились еще на Древнем Востоке. Особое развитие они получили в Нововавилонском царстве (VIII – VI вв. до н.э.). Наибольшую известностью там обладали «деловые дома» Эгиби, Иддин-Мардука, Мурашу и др. Среди многообразных функций, которые они выполняли, были и банковские: прием и выдача вкладов, предоставление кредита, учет векселей, оплата чеков, безналичный расчет между вкладчиками, финансирование внутренней и внешней торговли. Заемщики платили 20% годовых, вкладчики получали 13%.

В Древнем Египте централизованный сбор урожая и его хранение на государственных складах также привели к развитию дипозитарно-банковской системы. Хранилища принимали письменные распоряжения на проведение операций с зерном от и владельцев, что стало прообразом безналичного денежного оборота. 

Дальнейшее развитие банковское дело получило в античную эпоху в Греции и Риме. Так, в Греции в VI в. до н.э. существовали трапезиды (или трапецарии)[1], которые брали на хранение ценности, и выдавали ссуды. Часть банкиров-трапизидов исполняла роль менял и за размен брала определенную плату. Другие производили более разнообразные операции, несколько напоминающие операции современных банков. Операциями этими занимались как частные лица, так и духовные учреждения. В этих учреждениях часто накапливались крупные денежные суммы. Чаще всего ссуда давалась под корабли и товары, а также под залог драгоценных предметов, имений, домов и рабов.

После того, как в Западной Римской империи развитие торговли и промышленности пало, заглохла и банкирская деятельность, тесно связанная с торговыми предприятиями, и только в Византии деятельность эта не прекращалась даже после взятия Константинополя турками (в 1453 г.).

В средние века банкирская деятельность начинает вновь возрождаться, и особенно сильно – Италии. В то время функции банков выполняли монастыри. Уровень ведения дел сначала значительно отставал от античности. Официальная каноническая доктрина осуждала ростовщичество. Однако очень скоро были найдены «законные» основания для получения процента. Для этого достаточно было выдать «бесплатную» ссуду на короткий срок (например, на 3 месяца), а дальше брать высокие проценты, мотивируя это «понесением убытка». Процент на ссуды в XII-XIV вв. колебался на очень высоком уровне – 40 -60%.

Первый известный нам средневековый банковский контракт был заключен в Генуе в 1156 г.: два брата-крестоносца занимали 115 генуэзских фунтов, с обещанием спустя месяц вернуть 460 золотых византийских солидов агентам банка в Константинополе.  

Банковское дело современного типа развилось в результате деятельности менял. Сам термин «банк» происходит от «banco» (итал. – скамья, стол). Менялы не только осуществляли обмен одних монет на другие и хранение ценностей, но и способствовали появлению денежного (вексельного) оборота. В начале XV в. возник первый банк современного типа – Банк св. Георгия в Генуе. В XVI-XVII вв. купеческие гильдии североитальянских и ряда немецких городов создавали специальные жиробанки (от итал. giro – круг[2]), которые осуществляли безналичные расчеты между своими постоянными клиентами.

9.1. Банковская система

 

Функционирование денежного обращения и денежно-кредитной политики в большой степени зависит от институциональных особенностей банковской системы каждой конкретной страны, которая, в свою очередь, формируется и развивается под влиянием комплекса факторов: исторических, географических, национальных, экономических, политических и т.п.

 

Банковская система – это форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившихся исторически и закрепленная законодательно.

 

Современная модель банковской системы, как правило, состоит из двух уровней (рис. 9.1).  

Первый уровень банковской системы представлен центральным банком страны. Это – эмиссионный банк, особый орган государственного управления и экономической политики. Центральный банк является самостоятельной, но подконтрольный государству кредитной организацией, обеспечивающий осуществление денежно-кредитной политики и эффективное функционирование банковской системы страны.

Кроме того, во многих странах, к первому уровню банковской системы часто относится то или иное ведомство по контролю над банками. Так, в США – это Федеральная корпорация страхования депозитов, в Германии – Федеральное ведомство по контролю над банками, во Франции – Национальный кредитный совет, Комитет кредитных учреждений и Банковская комиссия, в Италии - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и т.п.

  

В России вскоре после финансового кризиса августа 1998 г. Правительством и Банком России было учреждено Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в качестве небанковской кредитной организации (НКО). В задачи АРКО водила работа по восстановлению банковской системы после кризиса, а также по ликвидации обанкротившихся банков.

Уже в первый же год своей деятельности АРКО продемонстрировала высокую эффективность своей работы. Финансовое состояние большинства банков,  находящихся под контролем АРКО, значительно улучшилось. Существенно возросло доверие инвесторов и кредиторов к банковскому сектору России.  Однако уже в конце 2000 г. в правительственных кругах стал обсуждаться вопрос о необходимости дальнейшей работы АРКО, а в июле 2004 г. Президент России подписал закон о ликвидации Агентства[3].

Второй уровень банковской системы состоит из следующих институтов (см. рис. 9.1).

 1. «Государственные» банки – кредитные учреждения с контрольным пакетом в акционерном капитале, принадлежащим государству (Центральному банку, Правительству, региональным властям). Эти кредитные институты осуществляют банковскую деятельность под более или менее жестким контролем государства, но обладают высокой гарантией надежности, а потому, пользуются высоким уровнем доверия. В России к таким банкам принадлежит Сбербанк, а также «Банк Москвы».

В Китае четверка крупнейших государственных коммерческих банков проводит государственную денежно-кредитную политику под руководством центрального банка страны.

2. Универсальные коммерческие банки – кредитные учреждения, которые осуществляют все или почти все банковские операции. Они доминируют в основных западноевропейских странах. Сочетая коммерческую и инвестиционную деятельность, они более устойчивы, чем специализированные. Такие банки выполняют от 100 до 300 видов операций и связаны практически со всеми сферами экономики. В современной России большинство банков являются универсальными.

3. Специализированные коммерческие банки осуществляют один или несколько видов банковской деятельности (рис. 9.1). Различают функциональную, отраслевую, территориальную и технологическую специализацию. В некоторых странах до недавнего времени не было универсальных банков. К странам, где специализация законодательно утверждена, относятся США, Канада и Япония. 

Среди специализированных банков большое значение имеют инвестиционные банки, которые выполняют функцию организации эмиссии и размещения ценных бумаг корпоративных ценных бумаг. Свои ресурсы они формируют путем выпуска собственных ценных бумаг. Инвестиционные банки могут выступать в роли андеррайтеров. При этом они берут на себя размещение ценных бумаг фирмы полностью или частично за соответствующее вознаграждение, и при этом несет соответствующие риски. При этом инвестиционный банк может предоставлять кредиты фирмам и государству, но не принимает вкладов и не проводит расчетно-кредитных операций.

Сберегательные (ссудо-сберегательные) банки аккумулируют сбережения населения и представляют ссуды на потребительские нужды. Они могут быть как частными, так и государственными. Весьма развита эта форма сберегательных банков в виде сберегательных касс в Германии и во Франции. Эти банки работают главным образом со средним классом и малообеспеченным населением, предоставляя кредиты местному населению.

Ипотечные банки специализируются на предоставлении кредитов под залог недвижимости, то есть ипотечных кредитов. Формирование ресурсов этих банков происходит посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг – закладных листов, обеспеченных недвижимостью, заложенной по договору ипотеки. Закладные листы по своему классу относятся к ценным бумагам с фиксированным процентом рынка капитала. Эти достаточно надежные ценные бумаги торгуются на вторичном рынке ценных бумаг, т.е. их можно в любое время продать или купить. Ипотечные банки функционируют в условиях государственного покровительства и поддержки, что значительно снижает кредитные риски.             

Инновационные банки кредитуют долгосрочные программы, связанные с научными исследованиями. При этом эксперты банка определяют перспективность инновационного проекта и на основе этого определяют размеры ссуд, условия предоставления и сроки погашения.

Особым типом инновационных банков являются венчурные банки, которые создаются для кредитования особо рискованных научно-технических проектов. Кредитные ресурсы венчурного банка в значительной степени формируются за счет государства (особенно в США) и спонсорской помощи фирм и частных лиц (характерно для Японии).

Отраслевые специализированные банки имеют своей целью стимулировать развитие определенных отраслей или сфер экономики: жилищное строительство, аграрный сектор, мелкий и средний бизнес, внешнюю торговлю, иностранные инвестиции. Эти банки, как правило, находятся под покровительством государства, получая порой довольно значительную поддержку.

4. Небанковские кредитные организации – НКО (кредитные учреждения банковского типа) обладают рядом особенностей.  Эти кредитные учреждения осуществляют одну или несколько банковских операций, составляющих совокупность признаков банка, но не в полном комплексе (см.: рис. 9.2).  НКО характеризуются особой формой организации: как правило, на кооперативных началах (как с долевым участием, так и без паевых взносов). В число пайщиков могут водить жители конкретной местности, города, предприятия, лично знающие друг друга люди.

В настоящее время особое развитие НКО получили в США, где объединяют большую группу кредитно-финансовых институтов. Важнейшими из них являются: инвестиционные компании, финансовые компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения, страховые компании, ломбарды.

Инвестиционные компании – это корпорации, деловые трасты, общества с полной или ограниченной ответственностью, которые выпускают собственные ценные бумаги и на полученные от этих бумаг средства ведут инвестиционные операции с ценными бумагами других эмитентов. Инвестиционные компании вкладывают полученные от инвесторов средства на коллективной основе, и каждый инвестор разделяет прибыль или убытки от деятельности пропорционально доле его участия в компании.

Компании открытого типа предлагают для продажи или имеют в обращении любые подлежащие погашению ценные бумаги, эмитентами которых они являются. Акции компании постоянно предлагаются для продажи, что означает капитализацию открытого типа.

Закрытые компании не предлагают свои акции постоянно, непосредственно или через брокера и не погашают свои цепные бумаги пот требованию их держателя.

Финансовые компании привлекают средства путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций и облигаций или заимствуя у банков. Полученные ресурсы они используют для предоставления кредитов (чаще всего небольших) на потребительские и коммерческие нужды. Процесс посредничества для финансовых компаний можно описать следующим образом: они заимствуют крупные суммы, а ссужают небольшие и тем отличаются от банков, которые аккумулируют денежные средства на депозитах небольшими суммами, а в кредит предоставляют крупные суммы.

Среди финансовых компаний важное место занимают холдинг-компании. Покупка обязательств позволяет им держать крупные пакеты акций компаний и осуществлять контроль над их деятельностью.

К финансовым компаниям относятся и кредитные учреждения, обслуживающие оптовую и розничную торговлю, и в частности, действующие в сфере потребительского кредита.

Пенсионные фонды создаются фирмами для выплат пенсий рабочим и служащим. Создание таких фондов позволяет снизить налоговые платежи фирмы и использовать их средства для покупки акций других компаний, что способствует укреплению финансовой мощи данной корпорации. Работодатели, профсоюзы и частные лица могут стать участниками пенсионного фонда, который аккумулирует средства за счет приема взносов. Пенсионные фонды могут быть частными или государственными.

Особенно многочисленной группой являются сберегательные учреждения. Сберегательные кассы – это государственные учреждения, принадлежащие местным органам власти (муниципалитетам) или создаваемые при государственных почтовых учреждениях. Они привлекают капиталы мелких вкладчиков, приобретая на него облигации государственных займов. В США существуют три вида сберегательных учреждений: сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации и кредитные союзы.

Особенностью сберегательных банков является то, что они покупают ценные бумаги (ипотека, облигации государственных и местных органов власти). Сберегательные банки могут быть собственностью клиентов (взаимно-сберегательные банки) или функционировать как акционерные общества Фондовые сберегательные банки). В США существуют также гарантийные сберегательные банки, вкладчики которых либо получают стабильный процент по вкладам («обычные вкладчики»), либо процент, колеблющийся в зависимости от итогов деятельности банка («специальные вкладчики»).

Ссудо-сберегательные ассоциации продают сертификаты своим клиентам. Они принимают на свои счета сберегательные вклады и другие чековые депозиты и выдают ссуды под залог недвижимости. Ссудо-сберегательные ассоциации могут быть организованы либо как кооперативы (взаимные компании), либо как акционерные общества (фондовые компании).

Кредитные союзы являются разновидностью кооперативов, создаваемых отдельным группами населения с целью объединения средств для решения практических проблем. Кредитные союзы образуются на паях для краткосрочного кредитования их участников (для строительства или ремонта дома, покупки автомобиля и  т.д.). Это малые кооперативные ссудные учреждения, организованные отдельными группами участников (членами одного профсоюза или сотрудниками одной фирмы). Члены союза, или пайщики, вносят сбережения исключительно с целью их выдачи другим пайщикам. Высщим органом союза является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями – правление. Как правило, члены кредитных союзов являются их совладельцами, поэтому такие союзы невелики; активы большинства их не превышают 10 млн. долл.

Страховые компании осуществляют страхование жизни, здоровья или имущества.

Ломбарды (pawnshops) – финансовые учреждения, которые предоставляют мелкие ссуды на очень короткий срок. Ломбарды являются кредиторами тех лиц, у которых нет доступа к основным кредитным рынкам. Ссуды в ломбардах выдаются под заклад личной собственности заемщика (часы, ювелирные изделия, телевизоры, стереосистемы, фотоаппараты и т.п.) под процент, значительно более высокий, чем взимают основные депозитные учреждения. На Западе годовой процент в ломбардах колеблется от 30 до 240%.

Ломбарды существуют не одну сотню лет[4]. В наиболее развитых странах ломбарды как бизнес находится в упадке. Например, в Великобритании в 1900 г. было около 3000 ломбардов, а в 2000 г. – около 150. Если клиент не возвращает ссуду (а так делает от 15 до 25% современных заемщиков), заложенное имущество становится собственностью ломбарда по прошествии заранее оговоренного срока. Обычно размер ссуды составляет 50-60% продажной цены заложенного имущества. Тем не менее, большинство владельцев ломбардов предпочитают, чтобы клиент выкупал заклад, так как такой клиент часто приходит снова. На постоянных клиентов обычно приходится около 70-80% оборота ломбардов.

Существование ломбардных операций объясняется ростом стоимости услуг банков и других финансовых учреждений и одновременным существованием доли населения, которые относятся к категории лиц с низким доходом: банковские ссуды под более низкую ставку процента для них недоступны.  

     9.2. Посреднические функции коммерческих банков

 

Банки выполняют следующие функции: 1) посредничество в кредите; 2) посредничество в платежах; 3) мобилизация сбережений и денежных доходов с их последующим превращением в капитал; 4) создание кредитных орудий обращения (банкноты, чеки и др.), облегчающих оборот и сокращающих издержки обращения (см. рис. 9.3).

1. Функция посредничества в кредите является самой старой функцией, которая выполняется банками. Сами банки появились в результате специализации этой функции: менялы и посредники в платежах превратились в банкиров. Банки устраняют многочисленные препятствия, возникающие в отношениях между кредиторами и заемщиками. Эти препятствия связаны: 1) размерами запрашиваемого и предлагаемого капитала; 2) с несовпадением сроков запрашиваемого капитала и сроков предложения капитала; 3) с кредитными рисками.  При предоставлении кредитов банк обязан выполнять «золотое правило банкира»: сроки предоставления кредитов должны соответствовать срокам депозитов. Другими словами, долгосрочные кредиты должны предоставляться только за счет долгосрочных вкладов, а краткосрочные вклады могут служить источником только краткосрочных кредитов.

Банки способны осуществлять трансформацию множества мелких вкладов в небольшое число крупных кредитов. В условиях современной экономики важность этой функции всемерно возрастает.

Выступая посредником между кредитором и заемщиком, банк трансформирует риск кредиторов. Дело в том, что благодаря рассредоточению денежных средств по отраслям, регионами и целям использования, банки способны снизить собственные совокупный риск банка и риск своих клиентов.   

2. Аккумуляция сбережений и превращение их в инвестиции. В настоящее время эта функция играет важнейшую роль в экономической политике государства. В свое время «японское экономическое чудо» во многом стало возможно потому, что банковская система страны сумела мобилизовать сбережения населения для развития экономики страны. Напротив, в России в результате серии афер типа МММ и других «финансовых пирамид» (апофеоз – «шоковая терапия», крах ГКО в 1998 г., в результате чего миллионы вкладчиков потеряли свои вклады) население существенно утратило веру в надежность отечественной финансовой системы, что стало мощным тормозом экономического развития страны. Растеряв доверие населения, банки  утратили огромный источник мобилизации сбережений. Для восстановления доверия потребуется еще немало времени и усилий.

3. Эмиссионно-учредительская функция. Банки организовывают выпуск и размещение ценных бумаг.  В данном случае банки осуществляют посредничество между инвесторами (владельцами свободных денежных средств) и фирмами, нуждающимися в их привлечении (эмитентами). Особенность посредничества в данном случае заключается в том, что его инструментом выступает не денежная ссуда, а ценные бумаги, которые банки могут приобретать как за свой счет, так и за счет и по поручению клиентов. организуя выпуски и размещения ценных бумаг фирм, банки способствуют трансформации сбережений в инвестиции, чем расширяют возможности экономического роста.      

4. Посредничество в платежах. По поручению своих клиентов банки занимаются ведением кассы: принимают деньги от клиентов, ведут их на соответствующих счетах, учитывают все поступления и выдачи, хранят наличные деньги, осуществляют необходимые платежи и т.д. Все это обеспечивает экономию издержек обращения.

5. Консультационное обслуживание клиентов. В процессе своей деятельности банки аккумулируют солидную и весьма ценную информацию о состоянии финансового рынка и общих микро- и макроэкономических тенденциях развития. Эта информация способствует существенному повышению качества обслуживания банковских клиентов.

 6. Создание и уничтожение денег. Банки создают и уничтожают деньги, то есть управляют денежной массой. Механизм данного процесса был довольно подробно рассмотрен в параграфе 4.5 «Деньги коммерческих банков (безналичные деньги)».

7. Передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка.  Центральный банк определяет общий объем денежной массы, а коммерческие банки передают экономике импульсы денежно-кредитной политики центрального банка. Это важнейшая функция в современных условиях, так как она определяет денежно-кредитную политику государства.

В параграфе 8.1.2 был рассмотрен трансмиссионный механизм, который запускается после импульса денежно-кредитной политики центрального банка. Коммерческие банки соответственно реагируют на данный импульс, а центральный банк при помощи определенных денежно-кредитных инструментов (см.: главу 11 – «Инструменты денежно-кредитной политики») стремится направить процесс в необходимое русло.

   9.3. Операции коммерческих банков[5]

 

Все операции коммерческого банка, как это изображено на рис. 9.4., можно условно разделить на кредитные: пассивные и активные, а также активно-пассивные (доверительные или комиссионно-посреднические).

Пассивные операции – это операции по привлечению средств в банки, формированию их ресурсов.

Пассивы коммерческого банка состоят из собственных средств (капитала) и обязательств.

К собственным средствам коммерческого банка относится уставный капитал, резервный фонд, специальные фонды, страховые резервы, нераспределенная в течение года прибыль.

Уставный капитал акционерного банка формируется за счет эмиссии обыкновенных и привилегированных акций, а уставный капитал  паевого банка – за счет долевых взносов участников банка.

Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений от прибыли и предназначен для возмещения убытков по активным операциям.

Специальные фонды также формируются за счет прибыли банка для производственного и социального развития самого банка.

Страховые резервы являются составной частью капитала банка и образуются за счет его прибыли; они предназначены для сглаживания негативных последствий фактического снижения рыночной стоимости активов.  

Нераспределенная прибыль остается после уплаты налогов и поступает в распоряжение банка.

Обязательства коммерческого банка состоят из привлеченных, а также заемных средств.

Привлеченные средства состоят из депозитов до востребования, срочных депозитов и овердрафта[6].

К заемным средствам относятся кредиты центрального банка, а также эмитированные банком долговые обязательства: векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты.

Активные операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. По степени убывания ликвидности можно выделить следующие банковские активы.

Кассовые остатки и остатки на корреспондентских счетах в Центральном банке и собственно коммерческих банках в виде банкнот и монет для обеспечения выполнения банком текущих обязательств и платежей в наличной форме, главным образом, для расчета с физическими лицами. Эти средства образуют так называемые первичные резервы или наличные активы, которые в любой момент и без всяких ограничений и дополнительных затрат могут быть использованы для выполнения обязательств банка.

Ценные бумаги для перепродажи и иные инструменты для поддержания ликвидности. Сюда относятся инвестиции в ценные бумаги рынка денег[7] типа казначейских векселей. Это так называемые вторичные резервы.

Инвестиционные ценные бумаги рынка капитала: облигации, векселя, акции.

Кредиты – основные виды банковских активов, на которые приходится от половины, до трех четвертей всей стоимости активов.

Основные средства и нематериальные активы – остаточная стоимость зданий и оборудования, инвестиции в дочерние фирмы и т.п. Стоимость материальных средств называют также фиксированными активами.

Если банки все полученные денежные средства  оставляли бы в качестве наличных активов (резервов), их ликвидность была бы 100%, так как они могли бы вернуть все депозиты вкладчикам по первому требованию. Однако при этом возникает другая проблема. Если все полученные у населения средства банк держал бы у себя, то он не смог бы начислить проценты по вкладам. Банк должен найти выгодное приложение полученных денег, чтобы получить прибыль от их использования (рис. 9.5).

Чем больше срок, на который банк вкладывает средства, тем рискованней операция, выше прибыль, но ниже ликвидность банка, т.е. его способность  выдавать деньги по первому требованию вкладчиков. Поэтому банки заинтересованы в срочных вкладах, которыми можно свободно оперировать в пределах оговоренного срока (срока вклада). Для различных категорий вкладов определяется своя резервная норма.

В России одним из инструментов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы, которые может устанавливать Банк России согласно ст. 62 Федерального закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».[8]

Комиссионные операции. Кроме кредитных операций банки выполняют разнообразные комиссионные операции. С известной долей условности их можно объединить в 5 групп.

Содержание переводных операций заключается в том, что наличные деньги переводятся посредством банка третьим лицам. Аккредитивные операции также являются формой перевода  денег от одного клиента другому с помощью банка. При товарном аккредитиве условием оплаты выступает получение банком товара или документа об отправке товара. Денежный аккредитив представляет собой документ, позволяющий клиенту получить определенную сумму денег в другом городе.  Инкассовые операции – это денежные операции, которые осуществляет банк от имени и за счет своих клиентов по различным документам. Доверительные операции означают временное управление имуществом, передачу наследства, а также прием различных ценностей на хранение. Клиенту могут быть предоставлены сейфы или специальные камеры, используемые обычно для хранения ценных бумаг В период длительного отсутствия клиента банк может по его поручению получать дивиденды, проценты и т.д. Наконец, торгово-комиссионные операции – это операции с золотом, валютой и ценными бумагами.

   9.4. Центральный банк: его статус и функции

 

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться этим имуществом как собственник. Этим центральный банк отличается от собственно государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяется его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. При этом, как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

Природа взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах.

В законодательстве 5 стран – США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии – предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако такие случаи на практике довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

9.4.1.Независимость центрального банка от исполнительной власти

Выполнение юридически возложенных на центральный банк целей его деятельности[9]. При этом независимость центрального банка от правительства подразумевает две его формы: политическую и экономическую.

Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего, одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов.

Степень независимости центрального банка в разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает Немецкий Бундесбанк. Довольно высокой независимостью от исполнительной власти располагает ФРС США. Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Испании. По мнению ряда экономистов, различная степень независимости центральных банков от правительств коррелирует с темпами инфляции в этих странах.

К примеру, Алесина А. и Саммерс Л.Х. Провели следующую градацию независимости центральных банков (см. табл. 9.1).

Табл. 9.1. Индекс независимости центральных банков[10]

Страна

Индекс независимости (от 1 до 4)

Темпы инфляции

Испания

Новая Зеландия

1,0 – наиболее зависимые центральные банки

Около 12%

Австралия

Италия

1,5

От 10 до 12%

Великобритания

Финляндия

Франция

Дания

Бельгия

Швеция

Норвегия

2,0

От 6 до 9%

Канада

Нидерланды

2,5

От 5 до 8%

Япония

США

3,0

От 5 до 7%

Швейцария

ФРГ

4,0 – наименее зависимые

От 3 до 4%

Представляется, однако, что данная корреляция трактуется несколько поверхностно. На самом деле, независимость центрального банка в большей мере пропорциональна степени зрелости рыночной экономики в целом и к тому же во многом определяется условиями и спецификой исторического развития; но сводить степень зрелости экономики к показателю инфляции – значит заведомо упрощать действительность.

Независимость центрального банка, в частности, при провелении денежно, кредитной политики, определяется следующими объективными факторами[11]:

- участием государства в капитале центрального банка в распределении прибыли;

- процедурой назначения (выбора) руководства банка;

- степенью подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности;

- законодательно установленным правом государственных органов на их вмешательство и денежную политику;

- наличием законодательного ограничения кредитования правительства.

По степени независимости центрального банка не следует делать вывод о том – хороша или плоха банковская система страны. Главное – чтобы степень этой независимости наилучшим образом соответствовала уровню экономического развития страны и оптимальным образом обеспечивала достижение целей «магического четырехугольника».

 

Центральный банк является основным проводником денежно-кредитной политики. Он регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Обычно центральный банк по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Для современных  центральных банков развитых стран характерна своеобразная двойственность положения: с одной стороны, несомненна их связь с правительством, с другой – сохраняются их обособленность от исполнительной власти и известная самостоятельность в проведении текущей экономической политики.

9.4.2. Функции центрального банка

Основными функциями центрального банка являются функции: 1) эмиссионного центра страны; 2) банка банков; 3) банкира правительства; 4) органа регулирования страны денежно-кредитными методами и прочие (рис. 9.4).

1. Эмиссионный центр страны. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных (банкноты и монеты).

Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за центральным банком как представителем государства только в отношении банкнот (в некоторых странах – и монет). Однако когда говорят об эмиссии в широком смысле, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств (деньгами центрального банка и деньгами коммерческих банков). Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Если коммерческие банки «создают деньги» в процессе депозитно-ссудной эмиссии для развития своих операций, то центральный банк делает это либо для регулирования ликвидности банковской системы, либо для поддержания курса национальной валюты, либо для финансирования государственного бюджета.

Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но чаще всего их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у казначейства монеты по номиналу, а эмиссионная прибыль идет в госбюджет. Центральный банк имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны.

2. Банк банков. Данная функция заключается в том, что центральные банк совершает свои операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, предоставляет кредиты (кредитор в последней инстанции). С одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – оказывает им необходимую кредитную поддержку.

Функция банка банков конкретизируется в функциях: а) кредитора в последней инстанции, б) надзора и контроля за коммерческими банками и в) главном расчетом центре страны.

2 а. Кредитор в последней инстанции. Выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, центральный банк предоставляет им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг.

Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах. Напротив, развитые страны, стараются избегать такой политики.

 Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что центральный банк может в известных случаях осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.

2 б. Надзор и контроль над коммерческими банками включает в себя контроль за функционированием кредитно-банковской системы и валютный контроль.

Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или рефинансирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, и контроль за ними.

Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жесткости которых зависит от общего экономического положения страны.

2 в. Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия для проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Центральные банки могут непосредственно участвовать в организации межбанковских расчетов, а также осуществлять контроль за частными расчетно-клиринговыми системами. Как правило, в функции центральных банков развитых стран входит регулирование платежей, клиринга и расчетов, включая: а) участие в работе расчетно-клиринговых палат; б) общий контроль и надзор за деятельностью расчетно-клиринговых палат; в) выполнение отдельных платежных операций; г) предоставление кредитов для завершения расчетов.

3. Банкир правительства. В условиях ограниченной финансовой базы, несбалансированности финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Основной формой финансирования государственных расходов и государственного бюджета являются государственные займы. Государственный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

К другим основным методам финансирования государственного долга относится денежная эмиссия и прямые кредиты центрального банка.

Помимо управления государственным долгом, центральный банк может участвовать в кассовом исполнении бюджета, если в стране существует банковская или смешанная система кассового исполнения бюджета.

В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк выступает кассиром правительства.

В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федеральных и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других операций.

4. Денежно-кредитное регулирование. В настоящее время эта функция стала наиболее значимой, в связи с тем, что денежно-кредитному регулированию в индустриально развитых странах уделяется первостепенное значение в сфере экономической политики государства. Методы денежно-кредитного регулирования носят административный (прямой), экономический (косвенный) либо смешанный характер (см. рис. 9.4). Они будут подробно рассмотрены в 11 главе.

5. Дополнительные функции Центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной валюты), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относится: а) управление государственным долгом, б) проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, в) изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру неодинаковы и неравнозначны в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгии, Германии, Франции, Нидерландах, Японии) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных.

Большинство центральных банков осуществляет исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (в США, Японии, Германии, Франции, Англии и др.).

Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Испания). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.

Задача всех центральных банков – выпуск в обращение банкнот и обеспечение их обращения на территории страны. При этом лишь немногие банки (Италии, Британии, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот[12].  

 

     &     Литература

  1. Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. М. 1992.
  2. Бобраков Ю.И. США: Центральный банк и экономика. М. 1988.
  3. Брагинский С.В. Кредитно-денежная политика в Японии. М. 1989.
  4. Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Банковские системы зарубежных стран. М. 2004.
  5. Горина С.А., Козьменко С.Н. Банковская система и экономика. Реструктуризация на фоне глобализации. М. 2001.
  6. Дёринг Х.У. Универсальный банк – банк будущего. М. 2001.
  7. Динкевич А.И. Финансовая и денежно-кредитная система Японии. М. 1977.
  8. Диянский А.В. Проблемы реформирования банковской системы России и международный опыт построения банковских систем. М. 2000.
  9. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб. 1994.
  10. Дробозина Л.А. Финансовая система Англии. М. 1971.
  11. Дробозина Л.А. Можайсков О.В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии. М. 1976.
  12. Живалов В.Н. Финансовая система: эффективность и устойчивость коммерческих банков. М. 1999.
  13. Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Современные банковские системы. М. 2000.
  14. Лакшина О.А. Регулирование центральным банком денежного обращения в развитых капиталистических странах. М. 1990.
  15. Логинов Е.Л., Лукин В.К. Экономическая преступность в коммерческих банках. Краснодар. 2000.
  16. Максимова Л.М. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М. 1989.
  17. Максимова Л.М. Механизм денежно-кредитного регулирования ФРГ. М. 1984.
  18. Масленников В.В. Зарубежные банковские системы. Иваново. 2000.
  19. Масленников В.В. Факторы развития национальных банковских систем. М. 2000.  
  20. Масленников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система. М. 2002.
  21. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. М. 1994.
  22. Мельников А.Б., Логинов Е.Л., Карлеба В.А. Криминальные стратегии организованных преступных групп в финансовой системе. Краснодар. 2002.
  23. Немецкий федеральный банк. Денежно-политические задачи и инструменты. М. 1993.
  24. Печникова А.В. Денежно-кредитное регулирование экономики Великобритании. М. 1986.
  25. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996.
  26. Пятенко С.В. Кредитно-денежная политика в США. М. 1988.
  27. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. М. 1993.
  28. «Риксбанк»: инструменты денежно-кредитной политики и роль в системе расчетов. М. 1995.
  29. Рогова О.Л. Стратегический потенциал денежно-кредитной системы страны //Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию /Под. Ред. В.К. Сенчагова. М. 2004. С. 111-137.
  30. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. М. 1997.
  31. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. 2-е изд. М. 2004.
  32. Рябинина Э.Д. Кредитно-банковская система современной Индии. М. 1972.
  33. Симановский А.Ю. Финансово-банковский сектор российской экономик: вопросы формирования и функционирования. М. 1995.
  34. Смит В. Происхождение центральных банков. М. 1996.
  35. Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики. М. 2004.
  36. Тенденции развития немецкой банковской системы и опыт для России. СПб. 2002.
  37. Тосуян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. 3-е изд. М. 2000.
  38. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М. 1993.
  39. Усоскин В.М. Финансовая и денежно-кредитная система США. М. 1976.
  40. Федеральная резервная система: назначение и функции. Уфа. 1992.
  41. Ферцева Н.А. Реорганизация банковской системы в переходной экономке. М. 1999.
  42. Центральные банки и банковские системы зарубежных стран: сборник статей. М. 1995.
  43. Центральный банк в банковской системе Италии: сборник статей /Под ред. О.Н. Антиповой, Л.А. Московкиной. М. 1995.
  44. Чернявский С.П. Международный оффшорный бизнес и банки. М. 2002.
  45. Шенаев В.Н. Банки и кредит в системе финансового капитала ФРГ. М. 1967.
  46. Шенаев В.Н., Макаров В.С. Финансовая и денежно-кредитная система ФРГ. М. 1977.
  47. Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М. 1994.
  48. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. М. 1993.
  49. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. М. 2001.

[1] В Греции банкиры назывались «трапезидами» (от греческого слова «трапеза», что означает «стол»).

[2] Итальянское слово “giro” происходит от латинского “circus” – «круг», так как первоначально клиентами жиро-банка являлся замкнутый тесный круг лиц, по устному приказу которых банк списывал необходимые суммы со счета одного клиента на счет другого.

[3] Ликвидацию АРКО следует оценивать как очередное проявление крайностей «радикального либерализма». Молодая и неокрепшая банковская система России настоятельно нуждается в деятельности организации типа АРКО в долгосрочном периоде.

[4] Знаменитым завсегдатаем ломбардов был великий писатель – Ф.М. Достоевский, который во время своих визитов в ломбарды находил там прототипы некоторых своих героев – обитателей «дна». Сам Достоевский был часто вынужден обращаться в ломбарды, чтобы получать средства для выплаты долгов, вызванных его страстью к азартным играм. Он, как и многие другие клиенты ломбардов в прошлом и настоящем, не мог найти других кредиторов – ни среди частных лиц, не среди учреждений – из-за своей склонности не возвращать ссуды.

[5] Данный вопрос подробно рассматривается в курсе «Основы банковской деятельности». Мы, поэтому ограничимся лишь кратким изложением главных моментов, необходимых для уяснения нашего курса.

[6] Овердрафт (англ. overdraft – сверх плана) кредит, выдаваемый при недостатке средств на расчетном счете клиента для проведения текущих платежей.

[7] Здесь полезно вспомнить о классификации денных бумаг: см. параграф 4.3 «Инструменты финансового рынка», а также рис. 4.2. «Классификация финансовых инструментов по риску и доходности».

[8] Эти нормативы конкретизированы в Инструкции Банка России от 16.01.2004 г. №110-И «Об обязательных нормативов банков». Она заменила прежнюю Инструкцию от 1.10.1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». Среди этих нормативов особое значение имеют следующие.

   Норматив достаточности собственных средств Н1 = (минимальное отношение собственных средств к активам). Для банков с размером капитала не менее 5 млн. евро, Н1 ≥ 10%, для более мелких банков Н1 ≥11%.

   На 1 января 2002 г. Н1 по России оценивался в 20,3%, на  1 января 2003 г и 2004 гг. – по 19,1%, а на начало 2005 г. – 17%. Наименьшее значение Н1 на 1 апреля 2005 г. было у Уральского банка реконструкции и развития (10,1%), Газпромбанка (10,3%), банка «Северный морской путь» (10,4%), Транскредитбанка (ТКБ, 10,6%), Росбанка (10,7%), Пробизнесбанка (10,9%), банка «Союз» (11%), Промсвязьбанка (11,11%). В целом в России наблюдается устойчивая тенденция к падению уровня капитализации банковской системы. (См.: Ведомости. 6.06. 2005. Б.1). 

  Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 = (минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования). При этом Н2 ≥ 15%.

    Норматив текущей ликвидности банка Н3 = (минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования на срок до 30 календарных дней). При этом Н3 ≥ 50%.

   Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 = (максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, к собственным средствам банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года. Установлено, что Н4 ≤ 120%. 

   Норматив общей ликвидности банка Н5 = (минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка). При этом Н5 ≥ 20%.

    Кроме того, действуют нормативы предоставления крупных кредитов: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1. Все они изучаются в курсе «Основы банковской деятельности».

[9] См.: Параграф 8.1.1. «Общие цели денежно-кредитной политики и ее проблематика».

[10] Alesina A., Summers L.H. Central bank independence and macroeconomic performance: some comparative evidence //Journal of money, credit and banking. 1993. No 25. P. 151-162.

[11] Савин С.А., Гнатюк П.М., Осколкова Н.С. Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999. С. 54.

[12] См.: Савин С.А., Гнатюк П.М., Осколкова Н.С. Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999. С. 45-53.