Часть 3. Банки и денежно-кредитная политика

 

Глава 8. Основы денежно-кредитной политики

 

 

Денежно-кредитная (или монетарная) политика – это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило – центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно)  спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

 

Различают: а) стратегическую и б) текущую денежно-кредитную политику.

 

А. Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны, и является прерогативой парламента и правительства.

 

Носителями стратегической денежно-кредитной политики являются институты, которые обладают прерогативой устанавливать как цели, так и инструменты денежно-кредитной политики.

Среди этих институтов в демократических странах важнейшим является парламент, который принимает и изменяет юридические законы, касающиеся денежно-кредитной политики. Эти законы определяют задачи, права и полномочия центрального банка, правительства и денежно-кредитных институтов в области монетарной политики.

Важным носителем кредитно-денежной политики является правительство, которое через соответствующие распоряжения, предписания, указы и директивы конкретизирует, уточняет и расширяет принятые парламентом законы, а также издает соответствующие правила и положения.

Наконец, к носителям стратегической денежно-кредитной политики можно причислить также центральный банк страны[1], в области, в которой он сотрудничает с центральными банками и банковскими системами других стран.

Цели стратегической денежно-кредитной политики, как правило, прописываются в Законе о центральном банке страны. Однако они могут уточняться и конкретизироваться и в иных законах, распоряжениях, предписаниях, указах и директивах. В большинстве стран в законе о центральном банке приоритетной целью устанавливается стабильность денежного обращения. Эта цель обязывает центральный банк заботиться о поддержании устойчивости национальной валюты, противодействовать инфляционным и дефляционным процессам.  Во многих странах, в качестве второй цели указывается поддержание устойчивого обменного курса национальной валюты, и центральный банк страны стремится этот исполнять посредством соответствующей политики.

К прочим целям стратегической денежно-кредитной политики относятся: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Инструментами стратегической денежно-кредитной политики являются все законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся кредитно-денежной политики.

 

Б. Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов, и является прерогативой центрального банка.

 

На рынке денег с течением времени происходят постоянные изменения между предложением денег и спросом на деньги. Эти изменения определяются склонностью к кредитным заимствованиям небанков: предпринимателей, домашних хозяйств, государства, сектора заграницы, а также коммерческих банков при изменяющейся денежной базе и условий кредитования системы коммерческих банков центральным банком и сектором заграницы.

Задачей текущей монетарной политики в рамках стратегической денежно-кредитной политики является достижение денежно-политических целей посредством текущего использования денежно-кредитных инструментов. Долгосрочные денежно-политические цели и инструменты, а также носители денежной политики задаются стратегической денежно-кредитной политикой.

Независимо от денежно-кредитной стратегии, текущая монетарная политика должна нейтрализовать в денежном секторе нежелательные помехи и препятствующие импульсы. Подобные импульсы могут возникать в реальном секторе (стихийные бедствия, экономический цикл, и т.п.), в денежном секторе (внезапные изменения в денежных потоках, или в создании или уничтожении денежной массы и т.п.), в области психологии (изменения в обществе склонности к потреблению и сбережения, и т.п.).   

Основным носителем текущей денежно-кредитной политики является центральный банк страны, который действует в соответствии с Законом о центральном банке. Помимо этого, некоторые функции текущей кредитной политики может выполнять федеральное, областные, республиканские и муниципальные правительства.

Своих целей текущая денежно-кредитная политика пытается достичь посредством манипулирования денежной массой, процентной и кредитной политикой.

     

8.1. Цели денежно-кредитной политики

 

8.1.1.Первичные цели денежно-кредитной политики

Следует отличать 1) первичные, 2) тактические и 3) промежуточные цели денежно-кредитной политики (рис. 8.1). Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

Первичные или основные цели (ultimate targets) денежно-кредитной политики, также как и политики фискальной (бюджетно-налоговой), конъюнктурной, экономического роста и т.п. – сводятся к достижению ориентиров «магического четырехугольника»[2]:

• стабилизация уровня цен (процент инфляции),

• достижение полной занятости (процент безработицы),

• соразмерный и стабильный экономический рост (прирост ВВП),

• внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров.

Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. В таблице 8.1 приводятся законодательно закрепленные первичные цели ряда стран мира. На основании данной таблицы следует сделать следующие выводы.

Таблица 8.1. Законодательно закрепленные первичные цели денежно-кредитной политики

Национальные денежные власти

Первичная цель денежно-кредитной политики

ФРС США

Максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен

Китайский народный банк

Экономический рост и стабильность валютного курса юаня

Немецкий бундесбанк

Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства

Национальный банк Польши

Ценовая стабильность и поддержка правительственной экономической политики настолько, насколько она не противоречит основной цели банка.

Банк России

Защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Франции, Национальный банк Швейцарии, Банк Испании, Шведский Риксбанк, Болгарский национальный банк, Национальный банк Румынии, Банк Латвии.

Ценовая стабильность

Банк Италии, Национальный банк Бельгии, Национальный банк Дании, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Банк Нидерландов, Чешский национальный банк, Национальный банк Румынии, Национальный банк Словакии, Банк Словении, Банк Литвы.

Стабильность национальной валюты

Во-первых, в двух странах – мировых экономических лидерах, к которым относятся США и Китай[3], первичная цель денежно-кредитной политики четко увязана с экономическим ростом, при этом США основное внимание уделяет стабильности цен (так более мощная держава), а Китай – стабильности национальной валюты (как держава, в несколько большей степени зависимая от конъюнктуры мирового рынка). Таким образом, США и Китай четко выделяют два ориентира из «четырех магических».

Во-вторых, наиболее взвешенной и теоретически оправданной следует считать первичную цель денежно-кредитной политики Германии, которая четко исходит из приоритетов «магического четырехугольника».

Национальный банк Польши имеет схожую первичную цель, но все же в большей мере делает упор на один ориентир магического четырехугольника: достижение ценовой стабильности (борьба с инфляцией), и уже на этой основе поддерживает (или не поддерживает) общую экономическую политику правительства,  направленную на достижение экономического роста, полной занятости и равновесия платежного баланса.  

В-третьих, большинство центральных банков стран мира в качестве первичной цели указывают на стабильность курса национальной валюты (как правило, в большей мере зависимые от международной экономической конъюнктуры), либо на ценовую стабильность (как правило, обладающие более крупным потенциалом национальной экономики).

В-четвертых, Россия в целом примыкает к последней группе стран. В связи с этим, хотелось бы отметить, что данная первичная цель  (норма инфляции) для экономических условий России не является оптимальной, и что следовало бы в данном случае брать пример либо с Германии, либо – с США и Китая. Однако проблема заключается в том, что в российской общеэкономической стратегии до сих пор отсутствует четко разработанная государственная стратегия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, программы занятости и т.п. В основе общеэкономической стратегии России заложен весьма сомнительный приоритет: борьба с инфляцией. Однако очевидно, что эта цель не может быть в современных условиях для России приоритетной: она реализуется попутно при достижении здорового экономического развития и динамичного экономического роста в целом.

Конфликты целей. Денежно-кредитная политика должна быть скоординирована с фискальной политикой для исключения или минимизации возможности возникновения ситуации конфликтов целей. Приведем в качестве примеров две ситуации, иллюстрирующие вероятный конфликт целей.

Пример 1.  В целях предотвращения утечки национального капитала за рубеж и привлечения в страну иностранного капитала, государство осуществляет политику высоких процентных ставок. Однако, если данное мероприятие реализуется в фазе экономической депрессии, то это приводит к торможению спроса на кредит, и еще более обостряет экономический спад. Подобная ситуация являлась типичной для России середины 1990-х гг. и закончилась знаменитым кризисом 17 августа 1998 г.

Пример 2. Осуществление в фазе экономического подъема денежно-кредитных мероприятий по стимулированию кредитов и государственных расходов может привести к «перегреву экономики» и нарушению  внутри- и внешнеэкономической стабильности. Нечто подобное произошло в годы советской перестройки 1985-1991 гг., когда, после создания в 1988 г. нескольких специализированных банков, государство утратило контроль над денежной эмиссией, и экономическая лихорадка конца 1980-х гг. привела к катастрофическому обвалу.  

Очевидно, что для достижения экономических целей необходима координация всех видов экономической политики: денежной, фискальной и иных.

Достижению целей денежно-кредитной политики могут препятствовать всевозможные факторы. Эти факторы могут находиться:

• в денежном секторе экономики;

• в сфере реальной экономики;

• либо в области «механизма торможения».

Рассмотрим эти вероятные препятствия более подробно.

1. В денежном секторе препятствующие факторы могут сводиться:

к поведению коммерческих банков, преследующих собственные интересы, порой значительно расходящиеся с интересами общей экономической политики. Например, в фазе экономического подъема коммерческие банки могут способствовать его перегреву, активно кредитуя бизнес, создавая дополнительный ажиотаж на рынке ценных бумаг и т. п.  

к поведению публики, которая может повлиять на скорость обращения денег, например, посредством массового изъятия банковских вкладов. 

2. В области реальной экономики факторы, препятствующие осуществлению денежно-кредитной политики, могут быть следующими:

поведение инвесторов, которые сокращают спрос на кредиты даже при относительно низкой процентной ставке, в случае, если их ожидания относительно перспектив развития экономики пессимистичны и наоборот.

поведение потребителей, которые при пессимистических ожиданиях  могут сократить потребление и повысить сбережение, что может способствовать усилению экономической депрессии.

3. «Механизм торможения» способен замедлять реакцию экономики на монетарные импульсы, либо вызывать ее не вовремя.  

При реализации мероприятий денежно-кредитной политики весьма важную роль весьма важную роль играют временные лаги (time lags) роль при переносе монетарного импульса в область реальной экономики (трансмиссионный механизм). При этом следует выделять внутренние и внешние временные лаги (inside lagoutside lagсм. рис. 8.2).

Внутренний лаг (Inside lag) включает в себя время, необходимое для осуществления подготовительной работы для организации мероприятия (импульса монетарной политики).  Определенное время требуется для оценки экономической ситуации (recognition lag), для принятия экономического решений (decision lag),  и для административного исполнения этих решений (administration lag).

После осуществления денежного импульса, проходит какой-то период времени, после которого денежный импульс начинает оказывать заметное воздействие на предложение кредита собственно в монетарной области. Этот период времени составляет промежуточный лаг (intermediate lag). Это период действия трансмиссионного механизма, речь о котором пойдет в следующем параграфе.

 

 

Дальнейшее действие трансмиссионного механизма переносит воздействие денежного импульса из монетарной сферы в реальный сектор экономики – и под воздействием оказывается реальный национальный доход, занятость, уровень цен. С точки зрения денежно-кредитной политики этот временной отрезок составляет внешний лаг (outside lag). Замедления во времени осуществления монетарного импульса могут в результате не только самой природы трансмиссионного механизма, но и в результате посторонних эффектов, действие которых имеет противоположную направленность относительно монетарного импульса  (feed back-effects). Например, экспансивная денежная политика ведет к снижению процентной ставки, это увеличивает инвестиции, а значит и спрос на кредиты, и тем самым повышает процентную ставку: налицо своеобразное противодействие первоначальному импульсу.

Денежно-кредитная политика может быть весьма эффективной, если хорошо изучен и умело использован ее механизм.

     8.1.2.Трансмиссионный механизм

 

Монетарный трансмиссионный механизм – это система взаимно адаптированных и совместно функционирующих экономических переменных, передающих денежные импульсы на реальный сектор экономики.

В разных секторах экономики (рынок денег, рынок ценных бумаг и рынок благ) денежный трансмиссионный механизм проявляет себя по-разному (см. рис. 8.3).

Рынок денег: нулевая трансмиссия. При возрастании объема наличных денег (М0) некоторые экономические субъекты могут позволить себе повысить собственную ликвидность, т.е. увеличить собственные сбережения в форме наличности. Тем самым, возникший в результате увеличения  М0 эффект дохода не окажет никакого воздействия на рынок благ и рынок ценных бумаг, так как весь прирост денег преобразован в пассивную наличность (idle cash balances)[4], как говорится, «спрятан в кубышку». В этом крайнем случае, если общество решит сберечь все дополнительные деньги, операционный эффект равен нулю: трансмиссия не существует.

Рынок ценных бумаг: косвенная трансмиссия. При увеличении денежной массы (М) и соответствующем снижении ставки процента (i) на рынке ценных бумаг возникает косвенный трансмиссионной механизм.

Экономические субъекты: (а) оценивают изменившийся курс ценных бумаг, (б) оценивают соответствие количества имеющихся ценных бумаг по отношению к изменившейся ситуации и (в) определяют их доходность. Эффекты, возникшие при изменении доходности ценных бумаг (в) могут быть весьма разнообразными (рис. 8.3).

Во-первых, это (а) эффект издержек капитала, то есть эффект влияния процентной ставки (i) на инвестиции (I): снижение рыночной процентной ставки приводит к увеличению инвестиций, и наоборот.

Во-вторых, (б) эффект дохода. Эффект дохода при снижении процентной ставки на рынок благ в суммарном итоге будет нулевым: то что выиграют кредиторы (получившие более высокие дивиденды по ценным бумагам), потеряют заемщики.

Наконец, (в) эффект замены способен привести ко многим вариантам реакции экономического субъекта (см. рис. 8.4). Этот эффект может: 1) побудить экономического субъекта либо докупить ценные бумаги; 2) либо приобрести другие ценные бумаги; 3) либо продать ценные бумаги и увеличить свои сбережения (S); 4) либо продать ценные бумаги, чтобы оплатить долги; 5) либо продать ценные бумаги и увеличить собственное потребление (С). В случае, если все же экономические субъекты покупают больше ценных бумаг (а они делают это за деньги, то есть денежная масса в обращении еще больше возрастает), то рыночная ставка процента снижается еще больше, а значит удешевляются кредиты для фирм и домашних хозяйств. В итоге растет совокупный спрос (AD).  Общий вид косвенного трансмиссионного механизма имеет вид:

M ↑→ M > L → i ↓ → I ↑; → S↑; → C ↑; → AD.                             (8.1)

 

Вывод. Косвенная трансмиссия на рынке ценных бумаг не дает однозначного результаты: рост денежной массы и падение ставки процента могут привести к самым разнообразным и неоднозначным эффектам.

Рынок благ: прямая трансмиссия. При увеличении предложения денег (М) экономические субъекты получают дополнительную наличность и будут склонны считать, что их положение улучшилось. Логичной реакцией домашних хозяйств станет увеличение уровня потребления (C). Таким образом увеличение наличных денег напрямую (прямой операционный эффект) повлияло на эффект реальных балансов. Иными словами реальное потребление (С/Р) является функцией реального дохода (Y/P), и реальных наличных балансов (М/Р), то есть:

C/P = f(Y/P, M/P),

где Р – уровень цен.

Общий вид прямого трансмиссионного механизма можно выразить следующим образом:

M↑ → M > L → AD↑.                                                                 (8.2)

То есть, увеличение предложения денег (М) привело к его превышению над спросом на деньги (L), что, в свою очередь, привело к увеличению совокупного спроса на рынке благ (AD). Такова природа прямого трансмиссионного механизма.

Изменение обменного курса. Обменный курс представляет собой важный косвенный трансмиссионный механизм в том случае, если страна (а) обладает высокой долей импорта и экспорта и (или) потоков капитала по отношению к ВВП; и (б) применяет систему плавающего валютного курса.

Увеличение предложения денег увеличивает спрос на импорт и иностранные активы. Это вызовет увеличение национальной валюты, идущей за рубеж. В результате произойдет падение обменного курса (е),  сделает экспорт (Е) более конкурентным (дешевым),  импорт (Z) же станет более дорогим, и многие покупатели перейдут от потребления иностранных товаров к потреблению товаров национальных (CD); совокупный спрос (AD) возрастет.

Общий вид косвенного трансмиссионного механизма через обменный курс можно выразить следующим образом:

M­ ® e ¯ ® E­; CD­ ® AD­,                                                     (8.3)

где e – обменный курс.

Кейнсианцы и монетаристы расходятся между собой в оценке масштабов и длительности роста совокупного спроса (AD) в результате деятельности трансмиссионного механизма.

Кейнсианцы считают, что основная трансмиссия идет через рынок ценных бумаг, а потому ее результаты могут быть весьма неопределенными. Это служит дополнительным аргументом отрицательного отношения кейнсианцев к монетарной политике.

В отличие от кейнсианцев, монетаристы считают, что основная трансмиссия идет через рынок благ, а потому является величиной вполне предсказуемой. В дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

  8.1.3. Тактическая цель денежно-кредитной политики

Вернемся к рис.8.1, и рассмотрим роль тактической цели денежно-кредитной политики. Тактическая цель определяет выбор формы кривой предложения денег. При вертикальной линии предложения денег изменения в спросе на деньги меняет лишь ставку процента, оставляя неизменной денежную массу. При другом крайнем случае – горизонтальной линии предложения денег – сдвиг линии спроса на деньги изменяет лишь количество денег в обращении, не влияя на фиксированную ставку процента. При наклонной линии предложения денег изменение спроса на деньги изменяет как денежную массу, так и ставку процента (см. рис. 8.5).    

Разумеется, что изменение ставки процента оказывает важное влияние на экономическую конъюнктуру, так как повышение ставки процента удорожает кредит, а, значит, способствует снижению объема производства, особенно в таких чувствительных к изменению процентных ставок отраслях экономики, как жилищное и гражданское строительство, автомобилестроение, производство капитального оборудования. С другой стороны, увеличение количества денег ведет к разогреву экономической конъюнктуры.

Какая кредитно-денежная политика является оптимальной: та, которая реагирует на изменения в спросе на деньги посредством управления процентными ставками, количеством денег, либо комбинаторная? Ответ на этот зависит от причин сдвига спроса на деньги. Рассмотрим три варианта.

1.                      Сдвиг в спросе на деньги произошел из-за изменения скорости обращения денег (V). Подобные изменения могут произойти вследствие введения новых правил банковских операций, либо модификации общей стратегии контроля и регулирования денежного обращения. Исходя их количественной формулы денег:

M V = P y

нетрудно прийти к выводу об уместности мероприятий кредитно-денежной политики, изменяющих денежную массу обратно пропорционально изменению скорости обращения денег. Здесь предпочтительна горизонтальная линия предложения денег.

2.                      Сдвиг в спросе на деньги произошел в результате изменения реального объема производства (у). Вероятно, в данном случае, следует увеличить процентную ставку при циклическом расширении производства и снизить процентную ставку при падении производства. Здесь предпочтительна наклонная или вертикальная линии предложения денег.

3.                      Сдвиг в спросе на деньги происходит в результате роста уровня цен (Р). В данном случае лучшей является вертикальная линия предложения денег.

Однако, следует учитывать, что реальная действительность очень многократна, поэтому ни одна из рассмотренных тактических целей, как правило, не способна полностью соответствовать реальным условиям.

Тактические или операционные цели центрального банка задаются на определенный период времени (горизонт таргетирования), которому соответствует коли количественное значение цели (целевой уровень или диапазон). Например, операционная цель может служить для ежедневного поддержания ликвидности банковской системы на среднемесячном уровне. В таком случае центральный банк заключает операционную цель в своеобразный коридор – он сглаживает пики и падения спроса и предложения ликвидности.

8.1.4. Индикаторы или промежуточные цели

Вернемся к рис. 8.1 и рассмотрим роль индикаторов или промежуточных целей (intermediate targets) денежно-кредитной политики.

Промежуточная цель – это экономическая переменная, которую центральный банк выбирает в качестве объекта своего контроля, так как считает, что это согласуется с основными целями монетарной политики.

 

Промежуточная цель отличается от основных целей «магического четырехугольника» (над которыми центральный банк не способен осуществлять прямой контроль) может рассматриваться в качестве вспомогательной задачи для достижения основных целей центрального банка.

Существует множество переменных, которые могли бы исполнять роль промежуточных целей. При выборе промежуточной цели необходимо заботиться о том, чтобы потенциальная промежуточная цель была тесно связана с основными целями «магического четырехугольника». Обычно выбор промежуточной цели является результатом компромисса среди политиков, экономистов-теоретиков и финансистов при проведении кредитно-денежной политики.

Каждое мероприятие центрального банка в области кредитно-денежной политики способно вызвать весьма неоднозначную реакцию экономической системы, что следует учитывать при выборе промежуточной цели. Рассмотрим, например, как могут отреагировать коммерческие банки на денежный импульс, созданный центральным банком.

Вернемся еще раз к рис. 8.1 и рассмотрим несколько более подробно варианты промежуточных целей кредитно-денежной политики.

8.1.4.1. Денежная масса как промежуточная цель

Сторонники монетаристского направления в экономической мысли считают, что темпы роста денежной массы наиболее соответствуют высшим задачам промежуточной цели. По их мнению, темп роста количества денег в обращении должен подстраиваться наиболее точным и близким образом к темпу роста ВВП в долгосрочном периоде.  В этом случае будет достигнута полная занятость и стабильность цен. При этом наиболее эффективным индикатором, по мнению монетаристов, является агрегат М2. Агрегат же М1, по их мнению, менее предсказуем[5].

При использовании денежной массы в качестве промежуточной цели центральный банк корректирует положение линии предложения денег таким образом, чтобы сохранить номинальную денежную массу на заданном уровне М*. При постоянном уровне цен это позволяет линии предложения денег оставаться неизменной[6]. Рассмотрим в связи с этим рис. 8.7 а.

При тергетировании денежной массы центральный банк устраняет колебания денежного мультипликатора, который приводит к изменению номинальной денежной массы (от М* к М1 или к М2). Такие колебания при отсутствии таргетирования денежной массы вызвали бы смещение линии LM (рис. 8.7 б) в положение LM1 и LM2. Однако таргетирование денежной массы позволяет стабилизировать положение линии LM.

При таргетировании необходимой величины денежной массы (рис. 8.8) центральный банк должен определить положение линии IS и на основе этого определить значение М*, которое согласуется с основной целью - обеспечения реального дохода у*.

Преимущество таргетирования денежной массы. Если линия LM вертикальна (если спрос небанковского сектора на деньги абсолютно неэластичен по процентной ставке), то изменение положения линии IS никак не скажется на величине реального дохода – он неизменно останется на уровне y*. В связи с этим становятся очевидны мотивы по которым развитые страны прибегают именно к этому показателю при таргетировании. Вспомним (параграф 6.2), что в современных высокоразвитых странах положение линии LM практически вертикально. Естественно, возникает и закономерная реплика: такое таргетирование неприемлемо для России, хотя Россия, копируя опыт высокоразвитых стран, применяет именно таргетирование денежной массы.

Недостатки таргетирования денежной массы. Недостаток таргетирования денежной массы заключается в том, что колебания спроса на деньги могут отразиться на положении линии LM, что в свою очередь, приведет к колебанию равновесного дохода (y*).

Помимо этого следует учитывать и такие соображения. Между таргетируемыми агрегатами денежной массы существуют не только значительные количественные расхождения, но они обладают различной динамикой и степенью «регулируемости» со стороны центрального банка. Из всех агрегатов только М1 и М2 поддаются надежному регулирующему воздействию центрального банка. Их динамика обладает более стабильной и определенной связью с динамикой номинального ВВП, которая поддается прогнозированию. Элементы, включенные в агрегаты М3 и выше, не попадают под контроль и потенциально могут сыграть роль дестабилизирующего фактора.

Наконец, строгое разграничение агрегатов денежной массы на практике имеет  условное значение, что существенно осложняет их прогнозирование. Основной недостаток использования денежной массы в качестве индикатора денежно-кредитной политики состоит в том, что она является «слепым» индикатором, в котором не учитывается конъюнктурная панорама.

 

8.1.4.2. Номинальная ставка процента как промежуточная цель

По мнению ряда экономистов, денежная масса только тогда является относительно надежным индикатором, когда кредитно-денежная политика и фискальная полтика движутся в едином направлении (напр.: экспансивная монетарная и экспансивная фискальная и т.п.). Если же упомянутые политики движутся в противоположных направлениях (напр.: экспансивная монетарная и контрактивная фискальная и т.п.), то более надежным индикатором является ставка процента, а денежная масса дает неверную информацию.

Механизм таргетирования номинальной процентной ставки. Итак, центральный банк выбирает процентную ставку (i*) в качестве промежуточной цели. Этому соответствует точка А – пересечение линии реального спроса на деньги (l0) и линии реального предложения денег – реальной кассы (M0/P0) как это изображено на рис. 8.9.а. Если спрос на деньги увеличивается по каким-либо причинам (положение l1), то центральный банк для поддержания процентной ставки обязан увеличить реальную денежную массу (допустим, покупкой ценных бумаг на открытом рынке) и сдвинуть линию предложения денег вправо (M1/P0). В противном случае процентная ставка увеличится до уровня i1. Если спрос на деньги уменьшился (положение линии l2), то центральный банк обязан уменьшить реальную денежную массу и «сдвинуть» линию предложения денег влево (M2/P0), иначе процентная ставка упадет до уровня i2.     

 

На рис 8.9.б данные действия изображены при помощи модели LM. Увеличение спроса на деньги сдвигает первоначальную линию LM0 в положение LM1. Это приводит росу ставки процента. Напротив, сокращение спроса на деньги сдвигает линию LM0 в положение LM2. Чтобы предотвратить колебания процентной ставки центральный банк вынуждено проводить соответствующие манипуляции с предложением денежной массы. Это приводит к тому, что линия LM приобретает горизонтальное положение.

Процентная ставка является излюбленным индикатором кейнсианцев. Измерения в области процентной ставки, менее сложны, чем денежной массы, поскольку структура процентных ставок более устойчива, чем структура денежной массы. Однако при всех преимуществах процентных ставок в качестве индикатора, их стабильность не может быть обеспечена денежно-кредитной политикой в течение продолжительного периода времени.

Очевидно, что таргетирование процентной ставки в условиях России является наиболее уместным, так как в российских условиях положение линии LM (вспомним еще раз параграф 6.2) весьма близко к горизонтальному.

Определение значения ставки процента. Каким же образом центральный банк выбирает нужное значение процентной ставки? Для этого рассмотрим рис. 8.10. Как известно, точка пересечения линий IS и LM дает значения ВВП страны (y) и процентной ставки (i). Если правительство в качестве стратегической цели выбирает ВВП, равный y*, то центральный банк должен определить положение линии IS и, зная y* вычислить необходимое значение i*.

Преимущества таргетирования процентной ставки. Основным преимуществом таргетирования процентной ставки является то, что оно автоматически стабилизирует реальный доход при имеющихся колебаниях спроса на деньги. Поддерживая номинальную процентную ставку на заданном уровне, центральный банк сохраняет состояние равновесия в экономике, что соответствует основной цели – обеспечении реального дохода.

Недостатки процентной ставки как промежуточного индикатора. Во-первых, стабильность процентных ставок на желаемом уровне возможна, когда на открытом рынке предметом сделок является большое количество ценных бумаг. Однако таким количеством ценных бумаг центральный банк может и не располагать.

Во-вторых, контролирование процентных ставок не является прямой компетенцией центрального банка. Последний представляет собой лишь один из многочисленных органов, которые воздействуют на рынок капиталов. Он в состоянии установить лишь доходность лишь некоторых ценных бумаг, не может определить структуру ставок на все активы.

В-третьих, интерпретация связей между количеством денег и процентными ставками часто оказывается ошибочной. Например, когда центральный банк желает поддерживать низкие процентные ставки, он приобретает ценные бумаги, цена которых повышается на открытом рынке. Параллельно усиливает снабжение ресурсами банковских учреждений второго ранга, которые, в свою очередь, получают возможность увеличить свое предложение денег путем предоставления кредитов. Следовательно, монетарные власти делают вывод о том, что увеличение предложения кредита направлено на уменьшение процентных ставок, но, как известно, это происходит в начале процесса, поскольку впоследствии быстрый темп роста количества денег стимулирует расходы. В конце концов, цены повышаются, и первоначальное понижение ставок оказывается в таком случае перевернутым. Следовательно, низкие процентные ставки на продолжительный период могут  быть сохранены лишь ценой усложненных операций.

В-четвертых, стабильность ставок устанавливается лишь после длительного периода. Например, низкие процентные ставки могут свидетельствовать о жесткости политики предшествующей, а не действующей в данное время.

В-пятых, если центральный банк стремится поддерживать постоянную процентную ставку в длительном периоде, то тем самым это есть не что иное, как ее искусственное поддержание. Но все искусственное отвергается рынком.

И, наконец, номинальный уровень процентных ставок постоянно находится под прессингом инфляционных ожиданий. Таким образом, применяемые индикаторы денежно-кредитной политики – денежная масса и процентные ставки – наряду с преимуществами имеют и определенные недостатки, которые делают  их уязвимыми. Стало быть, они не являются идеальными с точки зрения предъявляемых к индикаторам основных требований. Очевидно, этим объясняются различия в выборе индикатора  в разных странах.     

8.1.4.3. Номинальный доход как промежуточная цель

Некоторые экономисты выдвигают в качестве промежуточной цели постоянство темпов роста номинального ВВП. На рис. 8.11 изображена модель таргетирования номинального дохода.

Предположим, что целью центрального банка является поддержание номинального ВВП страны на уровне Y* = Py = 6000 млрд. руб. Это означает, что при уровне цен (Р = 1), реальный доход (у) составит 6000 млрд. руб., при Р = 2, у = 3000 млрд. руб., и т.д.

На графике 8.11 эти, и другие комбинации уровня цен и номинального дохода изображены с помощью гиперболы. Допустим, объем естественного уровня производства страны изображен с помощью долгосрочной линии предложения ySLR. Линия же краткосрочного предложения – yS, а линия спроса – yD.

Предположим теперь, что в стране сократился объем совокупного спроса (рис. 8.12) из положения yD в положение yD1.

Результатом станет стагнация: падение уровня цен (Р) и объемов реального ВВП (у). Но центральный банк страны может в ответ на это увеличить объем денежной массы в обращении и «вернуть» тем самым линию совокупного спроса «на место». Результатом будет стабилизация номинального ВВП.

Рассмотрим теперь, что произойдет, если сократится совокупное предложение (рис. 8.13). Это может случится при повышении цен на сырье, в результате стихийных бедствий и т.п. Линия долгосрочного предложения сместилась из первоначального положения ySLR влево в положение ySLR2. Это падение выпуска сопровождается ростом цен. В ответ на это центральный банк может сократить денежную массу в обращении, чтобы сократить совокупный спрос при том, чтобы номинальный ВВП остался бы неизменным. Линия совокупного спроса также сдвинется влево. Падение производства осталось на прежнем низком уровне, но теперь увеличение цен не столь высоко.

Недостаток таргетирования номинального дохода. Недостатки этого вида таргетирования сводятся к следующему. Параметр ВВП, в отличие от количества денег, находящихся в обращении, лежит вне пределов прямой досягаемости центрального банка. Поскольку точная информация об уровне номинального ВВП появляется в распоряжении центрального банка лишь через определенное время со дня реального события, то центральный банк не способен оперативно реагировать на изменение ВВП.

8.1.4.4. Инфляционное таргетироваие

В последние годы некоторые экономисты выдвигают в качестве возможной промежуточной цели таргетирование инфляции. К примеру С.Р. Моисеев весьма активно рекламирует необходимость внедрения этой цели как главного промежуточного индикатора в практику Банка России. С.Р. Моисеев утверждает, что этот таргет довольно успешно применялся во многих развивающихся и переходных экономиках: Перу, Чехии, Польше, Чили, Индоонрезии, Израиле и т.п. Автор предлагает «принять поправки к Закону о центральном банке: увеличить его открытость и траспорентность, конечную цель изменить на ценовую стабильность. Возможно, но время переходного периода имеет смысл  официально придерживаться двойного  таргетирования – инфляции и денежных агрегатов – режима, используемого Европейским центральным банком. По мере улучшения организационно-правовых и макроэкономических детерминант эффективности инфляционного процесса Банку России необходимо отказаться от денежных агрегатов и полностью перейти на таргетирование инфляции»[7].

В соответствии с этой концепцией центральный банк обязан увеличивать количество денег, находящихся в обращении всякий раз, когда уровень цен снижается и, соответственно, сокращать объем денежной массы при повышении уровня цен. 

Однако постоянство уровня цен, выбранное в качестве промежуточной цели кредитно-денежной политики, не свободно от ряда существенных недостатков. Главный недостаток заключается в том, что повышение уровня цен может спровоцировать центральный банк на резкое сокращение предложение денежной массы и усилить экономическую депрессию. В связи с этим следует отметить, что навязчивая идея укрощения инфляции посредством ограничения денежной массы явилась одной из существенных причин драматичного сокращения ВВП России в 1990-е годы.    

 

& Литература

   

  1. Алехин Б.И. Кредитно-денежная политика. М. 2004.
  2. Долан Э.Дж., Кэмпбэлл К.Д., Кэмпбэлл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб. 1994.
  3. Левченко Д.В. Выбор целей денежно-кредитной политики в условиях развития рыночных отношений. Автореферат дисс. к.э.н. М. 2002.
  4. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М. 2000.
  5. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005.
  6. Поляков В.П., Московкина Л..А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996.
  7. Рогова О.Л. Стратегический потенциал денежно-кредитной системы страны //Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию /Под. Ред. В.К. Сенчагова. М. 2004. С. 111-137.
  8. Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М. 1991.
  9. Савин С.А. Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999.
  10. Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. СПб. 2005.
  11.  Соколов А.А, Основные принципы денежно-кредитной политики. М. 1927.
  12. Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики. М. 2004.

[1] Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционный статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который принят Государственной думой 27 июля 2002 г., а также другими федеральными законами.

[2] Понятие «магического четырехугольника» раскрывается в курсе макроэкономики. См.: Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. Гл. 18. СПб. 2005.

[3] В настоящее время официальная статистика Всемирного банка ставит Китай на 5 место в мире, исходя из пересчета ВВП страны по номинальному курсу юаня. Однако с учетом того, что номинальный курс юаня занижен в 3-5 раз относительно покупательной способности, то следует считать, что китайская экономика является второй в мире, а через 10-15 лет выйдет на первое. См.: Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.

[4] См.: глава 5, рис. 5.6.

[5] В различных странах и в различные периоды в качестве целевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы. Выбор того или иного денежного агрегата в качестве регулирования обычно определяется конечной целью денежно-кредитной политики. Так, агрегат М1 ассоциируется с масштабами покупательной способности физических лиц. Более широкие денежные агрегаты М2 и М3 включают в себя значительную часть финансовых активов, которые не могут использоваться немедленно. В зависимости от оттого, какие цели преследует центральный банк, - только лишь снижение темпов инфляции или достижение экономического роста, для ориентира выбирается тот или  иной агрегат. Например, в Великобритании центральный банк устанавливает денежные ориентиры «на широкую денежную массу» по большому кругу показателей. Поэтому в 1980-е годы адекватным денежным агрегатом для таргетирования был признан М3.

В Германии целевой ориентир устанавливается на более «узкую» денежную массу. В США долгое время в качестве целевого ориентира использовался денежный агрегат М1. С 1979 г. ФРС перешла к установке целевого ориентира также для М2  и М3, а в 1990-гг полностью отказалась от М1 (См.: Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996. С. 55-57).      

[6] В реальной действительности уровень цен – величина изменчивая, но для упрощения модели будем считать, что уровень цен – величина фиксированная.

[7] См.:  Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005. С. 287; его же: Инфляционное таргетироване. М. 2004.