2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Проектирование и строительство общедоступных предприятий общественного питания осуществляют на основе СНиП 2.07.01— 89 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы проектирования».
Предприятия общественного питания городской застройки и сельских населенных пунктов должны располагаться с учетом градостроительных параметров расселения, системы транспортных магистралей и размещения производственных, культурно-бытовых объектов и сооружений.
Общую потребность в сети общедоступных предприятий общественного питания на расчетный срок и на первую очередь строительства определяют по нормативным данным, приведенным в Методических указаниях по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий розничной торговли и общественного питания в развитие генеральных планов городов (табл. 2.1).
Поскольку нормативы развития сети общедоступных предприятий общественного питания установлены в целом по городу, при обосновании необходимой проектной мощности предприятия учитывают: численность населения города в целом; район предполагаемого строительства проектируемого предприятия; систему размещения предприятия в структуре застройки города.
В современном градостроительстве размещение предприятий общественного питания обусловлено характером сложившейся системы расселения, планировочными и социально-демографическими условиями каждого конкретного города. Особое значение при этом приобретает решение проблемы взаимосвязи системы размещения со структурой расселения в городе и зоне его влияния и соответственно со структурой внутригородских транспортных связей.
Предприятия общественного питания рекомендуется размещать: на территории микрорайонов, жилых районов и комплексов, жилых кварталов (предприятия общественного питания местного значения); в центре города, общественных центрах планировочных районов (зон), городских административно-деловых, спортивных, культурных центрах, местах концентрации населения, связанной с большими транспортными потоками, крупными торговыми, культурными и просветительными предприятиями (универмаги, музеи, театры, дворцы культуры и т.п.), вблизи крупных транспортных узлов (предприятия городского значения).
Главная особенность размещения предприятий общественного питания заключается в том, что предусматриваемое деление на предприятия местного и городского значения не связывается с конкретными членениями территории, а образует единую гибкую (открытую) систему в городе в целом, построенную на учете общегородских связей и интересов населения, его пространственной мобильности. Соответственно и размещение предприятий общественного питания увязывают с общей пространственной структурой города так, чтобы предприятия местного значения, располагаясь на открытых (территориально не замкнутых) улицах и магистралях, дополняли систему предприятий городского значения и включались в общую архитектурно-пространственную структуру города.
Предприятия общественного питания местного значения, расположенные в жилой зоне, целесообразно размещать в структуре города с учетом системы расположения транспортных остановок там, где основные потоки населения переходят от транспортного к пешеходному движению по пути к месту жительства или работы. Такое размещение (с учетом обязательной пешеходной доступности остановок общественного транспорта) одновременно обеспечивает охват каждым предприятием обслуживаемой зоны в пределах пешеходной доступности 5—7 мин (400—500 м) независимо от границ микрорайонов. При этом полностью учитываются интересы проживающего населения.
Предприятиями общественного питания местного значения в соответствии с выполняемыми ими функциями являются: столовые, которые в вечерний период могут работать как кафе (ресторан); диетические столовые; магазины кулинарии с отделом заказов; предприятия по отпуску обедов на дом; специализированные предприятия общественного питания.
Предприятия городского значения (в зависимости от конкретных условий размещения) включают: рестораны; предприятия быстрого обслуживания; кафе, специализированные с организацией досуга по тематическим программам — молодежные, литературные и т. п.; крупные магазины кулинарии (в том числе фирменные) с отделами заказов.
Общую потребность города в предприятиях общественного питания на расчетный срок и первую очередь строительства определяют в соответствии с нормативами развития сети общедоступных предприятий общественного питания на 1000 жителей (табл. 2.1).
Потребность в предприятиях общественного питания местного значения, размещаемых в жилой зоне, определяют по формуле:
(2.1)
где N — численность населения города, чел.; Р— число мест в предприятиях общественного питания местного значения; Рн — норматив мест на 1000 жителей (табл. 2.2).
Необходимое число мест в предприятиях общественного питания, расположенных в j-й жилой зоне (микрорайоне, жилом районе и т. д.), рассчитывают по формуле:
(2.2)
где .N — численность населения, проживающего в j-м районе, чел.; Рн — норматив мест на 1000 жителей (см. табл. 2.2).
Таблица 2.1.
Нормативы развития сети общедоступных предприятий общественного питания
Группы городов с населением, тыс. чел. |
Число мест на 1000 человек для городов |
||||||||||
без административных функций |
Районных центров |
областных центров |
центров союзных и автономных республик |
||||||||
не являются центром системы расселения |
центры систем расселения |
не являются центром системы расселения |
центры систем расселения |
центры систем расселения |
|||||||
малых |
средних |
малых |
средних |
малых |
средних |
крупных |
средних |
крупных |
|||
1. На расчетный срок |
|||||||||||
До 50 |
31 |
32 |
— |
33 |
34 |
— |
— |
|
— |
— |
— |
50-100 |
33 |
34 |
35 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
— |
— |
— |
100-250 |
36 |
— |
37 |
38 |
— |
39 |
— |
40 |
— |
42 |
— |
250-500 |
— |
— |
— |
— |
— |
43 |
— |
46 |
47 |
47 |
48 |
500-1000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
52 |
— |
52 |
Свыше 1000 |
По специальному расчету |
||||||||||
Средний норматив по стране — 40 мест |
|||||||||||
2. На первую очередь |
|||||||||||
До 50 |
19 |
20 |
— |
20 |
21 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
50-100 |
20 |
21 |
22 |
21 |
22 |
23 |
23 |
24 |
— |
— |
— |
100-250 |
24 |
— |
25 |
26 |
— |
28 |
— |
29 |
— |
31 |
— |
250-500 |
— |
— |
— |
— |
— |
30 |
— |
32 |
33 |
33 |
34 |
500-1000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
40 |
— |
40 |
Свыше 1000 |
По специальному расчету |
||||||||||
Средний норматив по стране — 28 мест |
Примечания: 1. К общедоступным предприятиям общественного питания относят предприятия, обслуживающие непосредственно население города и не связанные с обслуживанием контингента какого-либо определенного производственного предприятия, учебного заведения, учреждения или организации.
2. При расчете сети учитывают общедоступные предприятия общественного питания независимо от их ведомственной принадлежности (предприятия минторгов, урсов, орсов, военторгов, потребкооперации, министерств и ведомств).
3. В расчетах общей потребности в сети предприятий общественного питания учитывают общедоступные предприятия, входящие в состав заготовочных предприятий, размещаемых на селитебной территории города.
4. В городах-курортах и городах — центрах туризма потребность в сети предприятий общественного питания определяют по специальному расчету (сверх установленных нормативов исходя из планируемого количества отдыхающих и приезжающих, приказ Минторга СССР от 29 декабря 1984г. №340).
5. Предприятия общественного питания, предназначенные для обслуживания зрителей и посетителей спортивных сооружений, зрителей в учреждениях культуры и искусства, проживающих в гостиницах, мотелях, посетителей предприятий бытового обслуживания, пассажиров на вокзалах, пристанях, в аэропортах, размещаемых в их зданиях, рассчитывают по соответствующим главам СНиП или ведомственным нормам технологического проектирования; такие предприятия не включают в состав общедоступных предприятий общественного питания и не учитывают их при определении обеспеченности этой сетью населения города.
6. Нормативы расчета сети общедоступных предприятий общественного питания, кроме сети на курортах, не включают сезонную сеть, ее организуют дополнительно с учетом местных конкретных условий.
Таблица 2.2.
Нормативы развития (на 1000 чел.) сети предприятий общественного питания
Период времени |
Число мест |
Торговая площадь, м2 |
На расчетный срок |
13 |
5 |
На первую очередь |
10 |
3 |
Примечания: 1. Нормативы применяют для всех городов независимо от их величины, административного значения и роли в системе расселения.
2. Предприятия общественного питания, магазины кулинарии размещают в жилой зоне (микрорайоны, жилые районы, жилые комплексы, кварталы, межмагистральные территории и т.п.).
Потребность в предприятиях общественного питания городского значения определяют как разность между общей потребностью, рассчитанной для города в целом, и числом мест в предприятиях, размещаемых в жилой зоне. При расчете предприятий общественного питания городского значения рекомендуется учитывать внутригородскую миграцию населения — приезжающих из жилых районов с деловыми, культурно-бытовыми и другими целями, а также внутригородской транзитный пассажиропоток. В связи с этим вместимость предприятий общественного питания определяют индивидуально для каждого из предполагаемых мест сосредоточения потребителей с учетом всех конкретных градостроительных условий.
Общее количество мест распределяется между отдельными типами предприятий общественного питания в соотношении, указанном в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Примерное соотношение мест в различных типах предприятий общественного питания
Тип предприятия |
Удельный вес мест, % |
|
на расчетный срок |
на первую очередь |
|
Столовые диетические |
6 — 7 |
5 — 6 |
Столовые |
12 — 16 |
20 — 24 |
Рестораны |
30 — 35 |
25 — 30 |
Кафе и закусочные |
40 — 45 |
40 — 45 |
Долю специализированных кафе, закусочных и баров в общем числе мест на общедоступных предприятиях принимают в зависимости от численности населения города (%)
До 50 тыс. чел. |
15 — 20 |
Свыше 50 до 100 тыс. чел. |
20 — 25 |
Свыше 100 до 250 тыс. чел. |
25 — 35 |
Свыше 250 до 500 тыс. чел. |
35 — 45 |
Свыше 500 до 1000 тыс. чел. |
45 — 50 |
В областных центрах, а также в столицах удельный вес специализированных предприятий может быть увеличен с учетом местных условий. В среднем по стране долю специализированных предприятий принимают равной 30 % на первую очередь и 35 % — на расчетный срок.
Примерное распределение сети специализированных предприятий по типам осуществляют в следующем соотношении (по числу мест) (%)
Кафе |
30—35 |
Закусочные |
20—25 |
Предприятия быстрого обслуживания |
35—30 |
Бары |
15—10 |
В городских зонах массового отдыха населения крупнейших и крупных городов организуют постоянно действующие и сезонные, открытые в весенне-летний сезон предприятия общественного питания.
Общую потребность в сети предприятий общественного питания определяют по нормативным данным, приведенным в Методических указаниях по организации общественного питания в городских зонах массового отдыха населения крупнейших и крупных городов.
Сеть постоянно действующих предприятий общественного питания в городских зонах массового отдыха в целом по городу рассчитывают исходя из нормативов мест на 1000 человек населения с учетом обеспеченности его общедоступной сетью (табл. 2.4).
Таблица 2.4.
Расчетные показатели постоянно действующих предприятий общественного питания
Города с населением, тыс. чел. |
Число мест на 1000 чел. населения с учетом степени обеспеченности общедоступной сетью, % |
На перспективу (расчетный срок) |
||
до 50 |
51 — 75 |
76 — 100 |
||
Свыше 250 до 500 |
0,55 |
0,8 |
1,1 |
1,6 |
Свыше 500 до 1000 |
0,7 |
1,1 |
1,4 |
1,8 |
Пример. Рассчитать число мест в предприятиях общественного питания, расположенных в городских зонах массового отдыха, на первом этапе строительства для города с численностью населения 600 тыс. человек.
В городе обеспеченность сетью общедоступных предприятий общественного питания составляет 50 %. При данной степени обеспеченности норматив мест на 1000 человек равен 0,7 (табл. 2.4).
Расчетное число мест в предприятиях общественного питания, расположенных в городских зонах массового отдыха, составит Р= 420 (600 • 0,7).
Необходимое число мест в предприятиях общественного питания в j-й городской зоне отдыха
(2.3)
где N — среднедневная численность отдыхающих в зоне, человек; Кк — коэффициент концентрации отдыхающих в часы пик; принимается равным 0,55; Кс — коэффициент спроса отдыхающих на услуги предприятий общественного питания, принимается равным 0,7; t — продолжительность одной посадки, принимается в среднем равной 20 мин (0,33ч); Т— продолжительность обслуживания отдыхающих в часы пик, принимается равной 3 ч; 0,85 — средний коэффициент загрузки зала.
Общее число мест в предприятиях общественного питания, расположенных в городских зонах массового отдыха населения крупнейших и крупных городов, распределяют между отдельными типами предприятий общественного питания в соотношении, указанном в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Примерная структура типов предприятий общественного питания (по числу мест) в различных городских зонах массового отдыха, % к итогу
Тип предприятия |
Соотношение типов предприятий |
|||||
Вся сеть предприятий, размещенных |
В том числе |
|||||
в общегородских парках культуры и отдыха |
в экскурсионно-познавательных местах отдыха |
постоянно действующих |
сезонных |
|||
в общегородских парках культуры и отдыха |
в экскурсионно- познавательных местах отдыха |
в общегородских парках культуры и отдыха |
в экскурсионно-познавательных местах отдыха |
|||
Столовая |
— |
5 |
— |
15—20 |
— |
— |
Ресторан |
7 |
7 |
15—20 |
20—25 |
— |
— |
Кафе(закусочная) |
70 — 75 |
70—75 |
70—80 |
50—55 |
70—75 |
80—85 |
Бар |
6—10 |
3 |
5—10 |
5—10 |
10 |
— |
Буфет |
10—15 |
10—15 |
— |
— |
15—20 |
15—20 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечания: 1. При организации сети постоянно действующих предприятий общественного питания в общегородских парках культуры и отдыха и экскурсионно-познавательных местах отдыха в городах с численностью населения свыше 250 до 500 тыс. человек, а также в районных парках культуры и отдыха крупнейших и крупных городов принимают следующее соотношение между типами предприятий (по числу мест): кафе и закусочные — 80—85 %, бары — 10 %, буфеты — 15— 20%.
2. При организации сети постоянно действующих предприятий общественного питания в детских общегородских и районных парках крупнейших и крупных городов принимают следующее соотношение между типами предприятий (по числу мест): кафе и закусочные — 80—85 %, буфеты — 15—20 %.
Общую потребность в сети предприятий общественного питания на курортах определяют по нормативным данным. На 1000 человек расчетной численности населения города-курорта предусмотрено 70 мест на первую очередь строительства и 90 мест на расчетный срок для группы бальнеологических курортов, а также соответственно 100 и 120 мест для группы климатических.
Расчетная численность населения города-курорта складывается из численности местного населения и всех групп организованно и неорганизованно отдыхающих и принимающих лечение в пересчете на односменное пребывание (заезд) на курорте в месяц пик (июль, август) курортного сезона (май — октябрь).
Рекомендуемая структура сети общедоступных предприятий общественного питания приведена в табл. 2.6.
Таблица 2.6.
Рекомендуемая структура сети общедоступных предприятий общественного питания на курортах, % к общему числу мест общественного питания
Тип и специализация общедоступных предприятий общественного питания |
Бальнеологические курорты |
Климатические курорты |
|
||||
Все предприятия |
В том числе |
Все предприятия |
В том числе |
|
|||
постоянная сеть |
сезонная сеть |
постоянная сеть |
сезонная сеть |
||||
Ресторан |
15 |
10 |
5 |
30 |
10 |
20 |
|
Столовая |
50 |
40 |
10 |
20 |
15 |
5 |
|
Кафе |
20 |
15 |
5 |
25 |
13 |
12 |
|
Закусочная |
11 |
7 |
4 |
20 |
5 |
15 |
|
Бар и прочие предприятия |
4 |
3 |
1 |
5 |
2 |
3 |
|
Итого |
100 |
75 |
25 |
100 |
45 |
55 |
|
Сеть: |
|
||||||
специализированная |
15 |
10 |
5 |
25 |
15 |
10 |
|
диетпитания |
50 |
40 |
10 |
20 |
15 |
5 |
|
детского питания |
8 |
5 |
3 |
15 |
5 |
10 |
|
К общедоступным предприятиям относятся предприятия, размещаемые при гостиницах, вокзалах различного типа и железнодорожных станциях, а также некоторые другие предприятия.
Вместимость предприятий общественного питания, размещаемых в зданиях железнодорожных, речных вокзалов, аэровокзальных комплексов и аэропортов, определяют в зависимости от пассажирского потока по табл. 2.7.
Таблица 2.7.
Нормативы мест на предприятиях общественного питания при вокзалах и аэропортах
Пассажирский поток вокзала, человек единовременно |
Число мест в зале |
Наименование предприятия общественного питания |
Железнодорожных вокзалов: |
|
|
50 — 200 |
6 — 24 |
Буфет |
300 |
31 |
» |
500 |
45 |
Кафе |
700 |
70 |
» |
900 |
78 |
» |
1500 |
125 |
» |
Свыше 1500 |
По заданию на проектирование |
Буфет, кафе, ресторан |
|
|
|
Речных вокзалов: |
|
|
Свыше 100 до 400 |
20—10 |
Буфет |
|
25 |
Кафе |
Свыше 400 |
16—20 |
Буфет |
|
20—30 |
Кафе |
|
100 |
Ресторан |
|
|
|
Аэропортов: |
|
|
600 |
50 |
Ресторан |
|
50 |
Кафе |
|
74 |
Буфет |
|
|
|
|
174 |
|
|
|
|
1000 |
50 |
Ресторан |
|
100 |
Кафе |
|
132 |
Буфет |
|
|
|
|
282 |
|
|
|
|
1500 |
100 |
Ресторан |
|
150 |
Кафе |
|
182 |
Буфет |
|
|
|
|
432 |
|
|
|
|
2000 |
150 |
Ресторан |
|
200 |
Кафе |
|
238 |
Буфет |
|
|
|
|
588 |
|
При гостиницах размещают рестораны, кафе, бары, буфеты и столовые. Рестораны, кафе и бары используют для обслуживания проживающих в гостиницах, а также населения близлежащих районов; буфеты предназначаются в основном для обслуживания проживающих в гостинице, столовые — для питания обслуживающего персонала гостиниц. Вместимость залов ресторанов, кафе и баров равна количеству человек, проживающих в гостиницах. Однако с помощью соответствующих технико-экономических расчетов вместимость можно изменить.
Все предприятия общественного питания при гостиницах проектируют с общими помещениями для приемки и хранения продуктов, служебными, бытовыми, производственными и техническими помещениями.
Рестораны, кафе, бары и столовые рекомендуется располагать в зданиях, пристроенных к жилым зданиям гостиниц. Буфеты можно размещать и на жилых этажах гостиниц при обеспечении удобной связи для доставки в них продуктов из складских и производственных помещений и для удаления освободившейся тары.