Медиапланирование в интернете Опубликовано: 5 июля 2005

Введение

Некоторые рекламные агентства избегают размещения рекламы в интернете только потому, что не знают, каким образом проводить рекламную кампанию и измерять ее. Беда в том, что в интернете зачастую отсутствуют инструменты проведения и измерения рекламной кампании, к которым они привыкли, имея дело с обычными или электронными СМИ. Что толку в высочайшей измеримости результатов рекламной кампании, если баннеропоказы и клики не переводятся в GRP и не сводятся в стандартные отчеты! Данная статья призвана уменьшить разрыв между рекламными агентствами и рекламными площадками интернета.

Начнем с небольшого ликбеза, предназначенного для немаркетологов. Профессиональные рекламисты могут спокойно пропустить несколько последующих разделов и начать непосредственно с раздела «Показатели, используемые в области интернет-рекламы».

Что такое 5М?

Как известно, при разработке рекламной программы необходимо определить целевой рынок и мотивы покупателей, сегментируя рынок. Необходимо четко определить, кто будет заказчиком продукции предприятия, а кто – реальным потребителем. Целевая аудитория – это не потребители, а заказчики, что не всегда одно и то же. Скажем, детские игрушки должны нравиться матери больше, чем ее ребенку, а компьютеры для предприятия обычно выбирают отнюдь не их будущие пользователи. Особенности целевой аудитории оказывают главное влияние на решение маркетолога о том, когда, где, как и к кому он будет обращаться, и в чем будет заключаться его сообщение.

Затем нужно ответить на пять основных вопросов, раскрывающих содержание рекламной программы, известных как 5 «М»:

1. Mission – миссия: в чем состоят задачи (цели) рекламной кампании? Например, «Доведение числа заказов, принятых с сайта, до 100 в день», или «Оповещение 100000 пользователей интернета о новой услуге», или «Увеличение в течение года посещаемости сайта до 500 человек в сутки». Обычно интернет не является единственным используемым маркетинговым инструментом, поэтому наряду с универсальными задачами вполне допустимо формулировать частные рекламные задачи, ограничиваясь доступными средствами и целевой аудиторией в интернете, а не аудиторией всего рынка.

2. Money – деньги. Необходимо определить оптимальный рекламный бюджет, не слишком маленький (может не быть результата) и не слишком большой (тогда часть средств уйдет впустую). Обычно объем необходимой интернет-рекламы недооценивается, что связано с отсутствием опыта проведения рекламных кампаний в интернете. Однако, если известно, какую аудиторию необходимо охватить, бюджет сравнительно легко рассчитать заранее (см. ниже).

3. Message – сообщение. Необходим творческий подход для формирования рекламного сообщения. Не секрет, что рекламный креатив обычно важнее денег.

4. Media – средства распространения рекламы. В данном случае речь идет об интернете и его творческих сочетаниях с другими видами рекламы. Могут использоваться графические рекламные блоки, реклама в новостной ленте, переключатели на список ресурсов, объявления и т.д.

5. Measurement – измерения. Необходимо оценить охват аудитории и рассчитать число необходимых контактов с учетом повторений и силы воздействия. Скажем, реклама в баннерообменных сетях имеет значительную меньшую силу воздействия, чем блочная реклама на порталах. В ходе медиапланирования приходится рассчитывать экономически эффективное для данного бюджета сочетание показателей охвата аудитории, частоты контактов и силы воздействия.

Медиа-план

Определение. Медиа-план – это план-график размещения рекламы в разрезе СМИ, рекламных носителей, временных рамок проведения кампании и т.д.

Определение. Медиапланирование (иногда также пишут через дефис: «медиа-планирование») – это составление медиа-плана.

О медиапланировании написаны целые книги, поэтому мы ограничимся лишь кратким изложением материала. Читайте специализированную маркетинговую литературу! Средним и крупным предприятиям лучше, конечно, пользоваться услугами специализированных агентств в области интернет-рекламы, однако нужно внимательно следить за их действиями. Вполне возможно, что они заказывают для Вас рекламу не там, где нужно Вашему предприятию, а там, где им дают большие скидки.

Медиапланирование состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Отталкиваясь от цели маркетинговой кампании, определяют, какие инструменты маркетинговых коммуникаций будут использованы для достижения эффекта у целевой аудитории.

Как правильно выбрать тип маркетинговых коммуникаций? На разных стадиях жизненного цикла товара применяются различные средства продвижения. В начале жизненного цикла, на этапе внедрения товара, необходимы реклама и общественные связи, немного – стимулирование сбыта для подталкивания к опробованию товара. На этапе роста роль продвижения несколько уменьшается (но никогда не исчезает), так как начинается стихийное распространение информации о товаре (устные отзывы). На этапе зрелости важность стимулирования сбыта возрастает, товар и выпускающая его марка известны, и нужно лишь напоминать о них потребителям. На стадии упадка рекламой только напоминают, общественные связи отменяют, но стимулирование сбыта все еще активно проводят.

В целом, в В2С-маркетинге большая часть рекламного бюджета идет на классическую рекламу и стимулирование сбыта. В то же время для В2В-маркетинга более характерно применение прямого маркетинга, общественных связей и личных продаж.

Этап 2. Определившись с инструментами, необходимо определить, что и где размещать, какие коммуникации будут основными, а какие – вспомогательными. Определяется, каков необходимый объем рекламы необходимо разместить, и на каких интернет-ресурсах это делать.

Этап 3. Узнав цены, следует определить бюджет маркетинговой кампании и утвердить его.

Этап 4. Приобретение рекламных площадей, разработка рекламных носителей и размещение их в интернете.

Этап 5. Измерение результатов маркетинговой кампании.

Разумеется, на практике пройдет немало итераций с неизбежным возвратом на предыдущие этапы планирования прежде, чем план будет принят.

Структура медиа-плана

Медиа-план весьма напоминает бизнес-план и включает в себя: - исходные данные для решения поставленной маркетинговой задачи: задача рекламной кампании (по меткому выражению одного рекламиста, «описание того, как этот медиа-план изменяет мир»), предельный бюджет и т.д.; - исследование и описание целевой аудитории, сегментирование рынка; - описание медиа-стратегии (что и где закупаем); - описание (задание на разработку) рекламных носителей; - определение мест размещения рекламы; - план-график проведения маркетинговой кампании с распределением ответственных за каждый пункт плана; - расчет бюджета на проведение маркетинговой кампании.

Для интернета как рекламного носителя характерны возможности диалога с потребителем и относительная дешевизна. Наиболее очевидным недостатком интернета является сравнительно небольшой охват аудитории.

Особенность интернет-рекламы состоит в том, что не она идет к потребителю (как в случае с телевидением или радио), а он – к ней, выбирая, какой сайт посетить. Поэтому так важно задействовать все креативные возможности интернет-рекламы.

А теперь рассмотрим подробнее, как же осуществляется медиапланирование на практике. Прежде чем подробно рассмотреть каждый этап по порядку, договоримся о средствах измерения.

Классические показатели медиапланирования

Вот какими количественными показателями оперируют специалисты в области классической рекламы при отборе инструментов и определении объема рекламных показов.

Совокупный охват – численность аудитории, хотя бы раз увидевшей рекламу. Совокупный охват соответствует аудитории всех сайтов, на которых размещалась реклама. Если речь идет о показе статического баннера, то совокупный охват составляет число загрузок всех страниц с этим баннером. Таким образом, условно считается, что при каждом показе его видел другой человек.

Совокупное рейтинговое число (GRP) – это процент увидевших рекламу хотя бы раз от общего числа целевой аудитории. Например, считая, что ежедневно на рекламной площадке бывает 5% целевой аудитории Вашего предприятия, и считая, что каждый день рекламу видят новые люди, мы получаем, что рейтинговое число при 4 показах рекламы составляет GRP = 5%х4=20.

GRP одного и того же рекламного сообщения на различных площадках можно складывать, получая итоговое рейтинговое число. Чем больше GRP, тем больше охват аудитории.

Оба перечисленных показателя – совокупный охват и совокупное рейтинговое число – основаны на абстрактном предположении о том, что при каждом показе рекламу видят новые люди, которое, мягко говоря, не соответствует действительности.

В то же время существует и чистый охват – процент тех людей из числа целевой аудитории, которые видели рекламу хоть один раз за время показа. К счастью, существуют службы интернет-статистики (SpyLOG, HotLog, Акавiта), которые с достаточной степенью точности предоставляют цифры дневной, недельной и месячной аудитории конкретных страниц рекламных площадок.

Важен и такой показатель, как цена рейтингового пункта (CPR). По этому показателю удобно сравнивать качество рекламных площадок. Так, если стоимость охвата 1% аудитории на одном портале составляет 1000 долл, а на другом стоимость охвата 2% той же аудитории – 1500 долл, то CPR первой площадки составляет 1000 долл, а CPR второй – 1500:2=750 долл, следовательно, эффективнее размещать рекламу на втором портале.

Частота показа – это отношение GRP к чистому охвату. Этот показатель характеризует, сколько раз в среднем человек видел данную рекламу. Здесь речь идет о средней частоте показа. Важно, однако, и качество показов, т.е. действительно ли каждый человек посмотрел какую-либо рекламу дважды, или половина посетителей рекламной площадки посмотрела рекламу четырежды, а половина не видела ни разу. В этом случае речь идет о частотном распределении показов.

Существует эффективная частота – частота, при которой все (или почти все) люди хотя бы один раз заметили рекламу. Считается, что эффективная частота выше средней частоты в 2-3 раза, хотя единого мнения среди специалистов нет. Его и быть не может, т.к. эффективная частота больше всего зависит от качества изготовления и содержания самой рекламы.

Поскольку интернет и рекламные площадки очень молоды, их специальные исследования не проводились, и данные о частотном распределении обычно отсутствуют. Мы приводим эти определения, чтобы Вы знали, о чем идет речь, чтобы на равных разговаривать с профессиональными рекламистами. А показатель, являющийся в классическом медиапланировании самым необходимым и наиболее сложным для оценки – чистый охват – с большой точностью измеряется в интернете.

Показатели, используемые в области интернет-рекламы

Для оценки частотной эффективности интернет-рекламы используется показатель CTR – Click-Through Ratio, или кликабельность. Речь идет об отношении числа кликов мышью по рекламному баннеру к общему числу показов. Показатель CTR зависит от качества рекламной площадки, качества изготовления и размещения рекламы и, конечно же, от содержания самого предложения, воплощенного в рекламном сообщении. Измеряется CTR в процентах. Никаких нормативов CTR не существует. Типичный CTR баннеров баннерообменных сетей – 0,1-0,5%, статических баннеров (рекламных модулей-блоков), размещенных на рекламных площадках – 1-5%. CTR на специализированных тематических ресурсах с большим процентом целевой аудитории или порносайтах кликабельность может достигать 20-25% и даже выше. Критерием выбора рекламной площадки является не CTR, а цена контакта с представителем целевой аудитории и охват целевой аудитории. Тем не менее, размещение рекламы при CTR менее 1% во время целевых рекламных кампаний обычно считается неэффективным.

Для оценки ценовой эффективности рекламных вложений в классической рекламе используется такой показатель, как СРМ – стоимость тысячи показов, представляющий собой затраты для того, чтобы показать рекламу 1000 раз. Что же касается собственно интернета, цены баннеропоказов принято давать в долларах на тысячу показов – это и есть СРМ.

Существует и другой показатель ценовой эффективности инвестиций в интернет-рекламу – CPC (Cost per Click), который измеряется как цена клика мышью на баннер.

Иногда для измерения качества рекламной кампании используются еще более требовательный к качеству контакта показатель СРА – стоимость действия. В данном случае действием может быть заказ товара, регистрация на сайте, обращение в службу сбыта (CPL), новый клиент и т.д.

Некоторые рекламные площадки берут деньги за показы (CPM), некоторые – за клики (CPC). Обе модели имеют достоинства и недостатки. При использовании CPM акцент делается на числе показов, которое в целом характеризует охват аудитории. При использовании CTR, CPC или CPA акцент делается на клики и их последствия. Одно время всем казалось, что вторая модель, будучи ориентированной на конечный результат, безоговорочно победит. Однако вскоре обнаружилось, что число кликов не вполне характеризует маркетинговый эффект и к тому же легко подделывается путем имитации кликов либо путем привлечения нецелевой аудитории. В то же время первая модель прекрасно служит для брэндинга, при котором клики вообще не являются главной целью.

Таким образом, обе рекламные модели хороши, только первая больше подходит для брэндинга, а вторая – для прямого маркетинга и стимулирования сбыта (например, для привлечения аудитории электронных магазинов), и обе модели обычно подходят для типичных рекламных кампаний (хотя мы все себе должны отдавать отчет, что «типичных» рекламных кампаний нет и не может быть!)

Таким образом, из всего разнообразия показателей медиапланирования в интернет-рекламе обычно говорят о чистом охвате (или просто охвате) аудитории, о цене на показы CPM, о CTR – частоте отклика и о СРС – цене клика. Любопытно, что в интернете легче всего контролируются те показатели, которые в классической рекламе задать и оценить сложнее всего. Таким образом, почти полный контроль за рекламной кампанией – одно из главных преимуществ рекламной кампании в интернете.

Рекламные площадки широко используют все описанные показатели для ценообразования. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть цены на размещение рекламы на таких ресурсах, как www.tut.by, www.yandex.ru или www.google.com.

Коммуникативные цели

Как только определены целевой сегмент рынка и его характеристики, маркетолог должен решить, чего он хочет добиться от аудитории.

Различают следующие коммуникативные цели:

1. Осведомленность. Если большая часть аудитории не осведомлена о предмете (товаре, услуге, идее), задача маркетолога – донести необходимую информацию до потребителей. Поставленная цель может быть достигнута с помощь простых обращений, в которых повторяется название торговой марки.

2. Знание. Аудитория располагает сведениями о существовании предприятия или продукции, но не более того. Если осведомленность невелика, то предстоит задача формирования знания о предоставляемых продуктах или услугах.

3. Расположение. Если представители целевой аудитории имеют определенное представление о товаре, то неизвестно, как они к нему относятся. Если отношение аудитории к предприятию неблагоприятно, нужно выяснить, почему. Если негативное отношение основано на реальном положении вещей, то, сколько ни увещевай, лучше относиться не будут. Предприятию придется сначала решить свои проблемы, а только затем рекламировать качество обновленной продукции. Иными словами, хорошие связи с общественностью требуют «хороших поступков, за которыми следуют хорошие слова».

4. Предпочтение. Возможно, аудитории нравится продукция, но она не отдает ей предпочтения. В этом случае задача маркетолога – формирование новой системы предпочтений. Следует пропагандировать качество товара, его ценность, эффективность и другие характеристики.

5. Убеждение. Целевая аудитория отдает предпочтение определенному товару, но еще не убеждена в необходимости его покупки. Работа маркетолога на данном этапе заключается в формировании убеждения в том, что наилучший выбор потребителей – покупка продукции компании.

6. Приобретение. Некоторые члены целевой аудитории убеждены в необходимости покупки товара, но по тем или иным причинам отказываются сделать ее. Они ожидают дополнительную информацию или относят приобретение товара на более поздний срок. Маркетолог должен подвести их к окончательному решению – предложить продукт по более низким ценам, устроить розыгрыш призов или попросить потребителей испытать продукцию.

Содержание обращения

Разрабатывая обращение, маркетологи стремятся создать призыв, тему или идею, заставляющие аудиторию обратить внимание на предлагаемый продукт. Именно креатив в рекламе позволяет усилить эффективность рекламы и снизить затраты на нее.

Пример 1. Необычно высокий отклик (10% на портале TUT.BY) вызвал верхний баннер «Сколько заработал Александр Лукашенко?», продвигающий российско-белорусский новостной сайт «Союз-Инфо» www.sinfo.ru.

Пример 2. В марте 2003 г. туристическая фирма SMOK Travel разместила в новостной ленте того же портала рекламную новость под названием «В Египте у статуи сфинкса обнаружили маленьких сфинксенят». Открыв новость, читатель обнаруживал текст с пометкой «На правах рекламы», призывающий отправлять детей на отдых в Египет. Хотя несколько посетителей, ожидавших увидеть репортаж о научном открытии, сочли рекламу недобросовестной и даже открыли соответствующий форум, новость открыло рекордное (на тот момент) число посетителей портала – более 6000.

В каждом обращении необходимо помещать рациональные, эмоциональные и нравственные призывы. Рациональный призыв содержит обращения, информирующие потребителей о качестве продукта, его экономичности, ценности или эффективности – например, товар может экономить время, деньги, беречь нервы, здоровье, давать улучшенное качество и т.д. На рациональный призыв больше всего реагируют бизнес-покупатели и планирующие серьезные покупки потребители.

Если товар не превосходит продукцию конкурентов, но у потребителей с ним связаны уникальные ассоциации, возможно использование эмоционального призыва. Обычно к эмоциям взывают производители марочных товаров, связывая с маркой целый комплекс потребительских ощущений. Автомобили «Ролл-Ройс», мотоциклы «Харли-Дэвидсон», швейцарские часы или духи «Шанель» покупают не потому, что они объективно лучше других, а исключительно по эмоциональным соображениям.

Наконец, нравственный призыв воздействует на чувство справедливости аудитории и напоминает о необходимости поддержки общественных мероприятий (охрана окружающей среды, помощь инвалидам, национальное возрождение). Типичные примеры – рекламные кампании Госналогслужбы РФ (различные вариации на тему «Заплати налоги и спи спокойно») и Комитета по делам беженцев при ООН («Эйнштейн, Чаплин… все они были беженцами»).

В рекламном обращении необходимо изложить только аргументы «за» и разбросать их по всему обращению. В конце надо не забыть сделать вывод. Необходимо также предусмотреть обратную связь, о чем говорилось выше.

Последовательность аргументации заключена в формуле AIDA (Attention–Interest–Desire–Action, или по-русски ВИЖД – «внимание-интерес-желание-действие»). Согласно ей, продавец сначала привлекает внимание, затем поддерживает интерес, пробуждает желание и, наконец, добивается действия, т.е. совершения покупки. Конечно, эти рекомендации носят общий характер. Вопросы разработки рекламы, в том числе и в интернете, мы здесь рассматривать не будем. Во-первых, вопрос достаточно полно изложен в доступной литературе. Во-вторых, разработкой рекламы должны заниматься рекламные агентства, дизайнеры и копирайтеры. Поэтому заказывать интернет-рекламу Вы чаще всего будете специализированному агентству интернет-рекламы или своей студии дизайна, которая часть работы выполнит сама, а часть перезакажет рекламным площадкам или агентствам интернет-рекламы. Ваше дело – организовать тестирование для оценки качества и эффективности изготовленной рекламы.

Оформление: общие принципы

В В2В-текстах и дизайне В2В-сайтов нельзя злоупотреблять оформлением. Наоборот, оно должно быть почти спартанским. В лучшем случае используйте колонтитулы, колонки, логотип и минимальные элементы дизайна. Фон В2В-сайтов должен быть белым или хотя бы прозрачным. Согласно рекомендациям дизайнеров, чем дороже и элитнее продукция предприятия, тем больше «воздуха» должно быть в рекламе. В то же время важнее, чтобы цветовая гамма сайта соответствовала цветовой гамме логотипа. Было бы нелепо, если бы, например, сайт компании Coca-Cola оказался не «красным», а «белым».

При продаже неосязаемых услуг, скажем, компьютерных программ, крайне желательно разнообразить текст на экране одной, максимум двумя копиями экранов программ, которые явятся своеобразными материализованными свидетельствами существования услуг. Так, корпорация Microsoft использует в качестве свидетельств (одного из трех дополнительных «Р» для услуг) фотографии коробок с программным обеспечением.

Текст должен быть строго форматирован и структурирован. Длинные тексты лучше разделить на короткие разделы с выделенными, хорошо заметными заголовками.

Никогда не используйте на одной странице более двух, максимум трех различных комбинаций шрифтов и элементов форматирования (типов, размеров, наличия/отсутствия курсива и т.д.) – это смотрится безвкусно, аляповато и несолидно. Не злоупотребляйте крупным или жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, заглавными буквами. Лучше постоянно использовать для выделения что-то одно из перечисленных приемов выделения. Курсив, особенно мелкий, вообще читается с трудом. В любом случае выделенных элементов или гиперссылок должно быть немного, иначе выделение теряет смысл, а текст приобретает вид лоскутного одеяла.

Учитывайте возраст. Молодые посетители хорошо различают мелкие шрифты, в то время как после 40 лет зрение человека объективно ухудшается. Тексты страниц сайта должны быть намного короче аналогичных текстов страниц печатных материалов – брошюр, буклетов и т.д., ибо читать текст с экрана намного труднее, чем с бумаги.

Тестирование рекламного обращения

Проводить тестирование по всем правилам маркетинга могут себе позволить только гигантские корпорации с миллионными рекламными бюджетами. Я же приведу лишь несколько практических советов, применимых в наших условиях.

Во-первых, не слишком доверяйтесь своему собственному вкусу. Самая лучшая реклама отвергается, как правило, именно руководством заказчика или членами его семьи. Поэтому привлеките к оценке рекламы кого-либо из потенциальных потребителей, а также всех, кого можете: коллег, друзей, родственников и т.д. Помните: реклама должна нравиться не начальству и не Вам, а потенциальным потребителям! Об этом чрезвычайно важном моменте на предприятии часто забывают, «примеряя» рекламу на себя.

Пример. Типичные примеры плохой рекламы, разработанной на предприятии, – логотипы известных отечественных предприятий. Самые чудовищные логотипы выдуманы их ключевыми сотрудниками, которые считали себя вправе самостоятельно заниматься разработкой или вмешиваться в процесс разработки, навязывая профессиональным рекламистам свои собственные идеи по воплощению миссии предприятия. Любительские логотипы легко распознать по «лобовым» ассоциациям с производимыми товарами или оборудованием, используемым в процессе производства: бревнами, пилами, шестеренками, лопатами, отверстиями от перфоленты, а также использованию аббревиатур названия предприятия или товара (типа «СБ» для службы быта). Разработчики этих логотипов не знали, что по законам жанра ассоциации, вызываемые логотипом, работают чисто на подсознательном уровне и никогда не должны вызывать ассоциаций с конкретными объектами. Представляете, какие ассоциации должны порождать серп и молот?! Во-вторых, определите, соответствует ли реклама фирменному стилю, выдерживаются ли фирменные цвета и содержит ли реклама логотип предприятия. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда стиль сайта не имеет отношение к фирменному стилю предприятия или торговой марки.

Пример. В 2000-2001 гг. логотип одного белорусского телеканала отображался в углу экрана ярко-зеленым цветом, на календариках – синим, на бумажных буклетах – белым на темном фоне, на экранах телевизоров в заставках – желтым, хотя формально логотип разрабатывался бирюзовым. Только два года спустя это было исправлено.

В-третьих, оцените, правильно ли в рекламном сообщении отражены мотивы потребителей, нет ли в сообщении чего-то, противоречащего им. Ведь рекламист не знает каких-то вещей, специфических для предприятия. Оцените, не раздражает ли реклама Ваших потенциальных потребителей. Наконец, главное: тестируйте на практике. Запустите небольшую пробную рекламную кампанию и понаблюдайте за посещаемостью сайта и числом обращений в службу сбыта. К счастью, тестирование в интернете проще и дешевле проводить пробами, а не опросами потребителей – в этом тоже проявляется специфика интернета.

Выбор рекламной площадки

Мы уже многократно говорили о том, что проведение рекламных кампаний в интернете не менее важно, чем наличие собственного сайта. Рекламу размещают на различных посещаемых ресурсах, на жаргоне интернет-рекламистов называемых рекламными площадками.

Для выбора рекламной площадки необходимо выяснить ее посещаемость и демографический портрет аудитории.

Существуют два основных показателя, характеризующих посещаемость ресурса – охват аудитории и частота посещения страниц. Зная размер аудитории, можно оценить аудиторию, охватываемую данной рекламной кампанией. Зная частоту посещения страниц, можно рассчитать, сколько раз в среднем реклама будет показана одному пользователю за заданный период. Стоит ли показывать одну и ту же рекламу одному и тому же посетителю, необходимо решать в каждом конкретном случае. Исследования, проводимые в США, показали, что лояльность к марке и прочие показатели с каждым показом рекламы увеличиваются. К тому же постоянная кампания брэнд-маркетинга может служить фоном для акций по стимулированию сбыта. Недостаточно, однако, оценить посещаемость, важно и качество аудитории. Во избежание ошибки нужно получить демографический портрет аудитории в разрезе страны и места жительства, возраста, пола, рода занятий, образования. Всегда хорошо, когда данные подтверждены регистрационными анкетами пользователей. Опросы интернет-аудитории в этом смысле куда менее надежны, т.к. на анкеты традиционно отвечает несколько более молодежная аудитория, более «мужская» и более «городская» (по сравнению с общей выборкой).

Чем более специализирован ресурс, тем уже его аудитория, тем меньше рекламных показов необходимо выполнить для достижения требуемого числа контактов с целевой аудиторией, тем менее важны цифры его посещаемости, т.к. число обратившихся по целевой рекламе может достигать 10% и более. На крупных универсальных порталах с разнообразной аудиторией для достижения аналогичного результата важна высокая посещаемость. Поэтому для В2В-маркетинга наиболее эффективна реклама на специализированных ресурсах, а в качестве имиджевой рекламы – публикации корпоративных пресс-релизов в новостных разделах порталов.

В то же время товары народного потребления наилучшим образом рекламируются на универсальных посещаемых ресурсах – различных порталах и развлекательных ресурсах (анекдоты, музыка и т.д.). Каждый раз необходимо рассчитать цену контакта и оптимизировать рекламу по критерию цены контакта и величине охвата аудитории.

Выбор мест размещения

 На каждой рекламной площадке существуют специальные места, отводимые под рекламу. Вот типичные виды сдаваемых в аренду рекламных мест.

Временные:

— специально выделенные или вновь создаваемые места для прямоугольной блочной рекламы, как графической (баннеры), так и текстовой («ушки» и т.д.); — специальные места под баннеры баннерообменных сетей; — формы входа в Ваш ресурс. Например, на портале может стоять блок подписки на новости Вашего сайта или форма регистрации покупателей Вашего электронного магазина; — в бесплатных почтовых службах – приписки к последним строкам исходящих писем, а также экраны веб-интерфейса («Список папок», «Входящие», «Написать письмо», «Письмо отправлено» и др.); — в каталогах и поисковых машинах – приоритетные места и рекламные блоки в результатах поиска; — на новостных ресурсах – публикация корпоративных пресс-релизов под видом новостей; — на контент-ресурсах – публикация «заказных» статей.

Перечисленные виды рекламы хороши тем, что ими можно пользоваться эпизодически, перебирая один за другим, выбирая наиболее эффективные из них.

Постоянные места:

— «новые» пункты меню и ссылки, не относящиеся к собственно рекламной площадке. По выбору «новых» ресурсов открывается рекламируемый сайт; – указания о некой особой роли Вашего предприятия в существовании площадки: копирайт © разработчика сайта или поставщика контента, указание о спонсорстве ресурса и т.д.

Наконец, для рекламы могут использоваться нестандартные места, обычно никогда не сдающиеся под рекламу. Они хороши своим эффектом неожиданности и обладают повышенной эффективностью. В то же время Вы не всегда сможете найти понимание у рекламной площадки.

Выбор продолжительности маркетинговой кампании

Здесь нет готовых рецептов, есть только наблюдения и общие закономерности. Приведенные ниже цифры, во-первых, индивидуальны, во-вторых, спорны, в-третьих, зависят от самого рекламного носителя, рекламной площадки, контекста и т.д. Их легко оспорить, тем более что многое зависит от конкретных обстоятельств. Поэтому воспринимайте эти цифры не как прямое руководство к действию, а скорее как общее напоминание о том, что рекламы не должно быть ни слишком мало, ни чересчур много. Итак, можно с достаточной степенью уверенности утверждать следующее:

– «долгоиграющие» виды рекламы и общественных связей (спонсорство и т.д.) должны заказываться на длительные промежутки времени, обычно на годы;

– считается, что для получения оптимального соотношения «эффект-затраты» рекламу нужно показывать каждому посетителю не менее двух раз, а, начиная с 3-4 раза и выше, эффективность рекламы снижается и не оправдывает вложенных средств;

– после 7-10 показов одной и той же рекламы она начинает раздражать посетителей (хотя это и не свидетельствует о снижении ее эффективности). Некоторые специалисты считают, что с наступлением стадии раздражения и начинается самый эффективный период рекламной кампании! – примерно через 15-20 показов рекламы ее перестают замечать. Нужно перемещать рекламу в другое место, «снимать» совсем, заменять баннер либо использовать другой маркетинговый инструмент.

При выборе постоянных видов рекламы (пункты меню, спонсорство) Ваш сайт маскируется под составную часть ресурса рекламной площадки, и, когда Вы завершаете рекламную кампанию, и пункт меню с Вашим ресурсом исчезает, большинство пользователей станет недоумевать, почему Ваш ресурс… закрылся! Более того, часть пользователей настолько привыкает входить в Ваш ресурс через рекламную площадку, что не помнит имя Вашего сайта! Поэтому, если Вы выбрали подобные виды рекламы, Вам скорее всего придется заказывать их много лет подряд. В случае прекращения рекламной кампании необходимо особым образом оповещать пользователей Вашего ресурса (и, возможно, пользователей рекламной площадки) о том, что Ваш ресурс больше не будет ресурсом рекламной площадки, и почему, чтобы избежать недоуменных вопросов.

Реклама в новостных сайтах самая «недолговечная» – одиночную новость помнят максимум 2 дня. Обычно новый товар или магазин ежедневно рекламируют 2-4 недели подряд, после чего изредка напоминают о них раз в 1-2 недели. Затем вся рекламная кампания повторяется.

При выводе новой марки на рынок кампания должна длиться от 3 недель до 3 месяцев, из которых первые 6 недель формируется имидж марки, который закрепляется в последующие 4 недели. Только после этого делают перерыв.

Обычно импульсная подача рекламы работает лучше, чем непрерывная подача рекламы в течение полугода или даже целого года. После интенсивной рекламы эффект сохраняется в течение 3 месяцев. Нет смысла показывать рекламу не в сезон.

Вывод

Чем дольше автор исследует интернет-маркетинг, тем меньше ему видится различий между маркетингом в интернете и при помощи других инструментов. Специфика интернета – кажущаяся: на интернет-рекламу распространяются совершенно те же законы, которые действуют в «обычной» рекламе: телевизионной, газетной и пр. В то же время исследования показали, что эффективность интернет-маркетинга гораздо более высока, чем традиционного, т.к. интернет – дело новое, и пользователи интернета обращают на рекламу гораздо больше внимания, чем в электронных и бумажных СМИ. Вот почему рекламодателям и рекламным агентствам стоит обратить самое пристальное внимание на мощнейшие средства, предоставляемые для управления рекламными кампаниями в интернете, и использовать их при проведении большинства рекламных кампаний.

Впервые опубликовано в Журнале TUT.BY по электронному бизнесу, #12, 2004г.

Юрий Зиссер Все публикации | Июль 2005 | Июнь 2003 | Март 2003

Медиапланирование

Медиапланирование – это выбор наиболее оптимальных с точки зрения эффективности и стоимости рекламных площадок и рекламных инструментов, доступных на этих площадках. Медиапланирование полностью зависит от поставленных перед рекламной кампанией задач, а его главной целью является наибольший отклик, или, иными словами, наибольшее количество привлеченных рекламой клиентов из целевой аудитории.

В современном Интернете в роли рекламных площадок выступают популярные сайты (почтовые службы, поисковики, отраслевые и новостные ресурсы и др.) и электронные рассылки (периодические издания, в которых, как и в обычных газетах, можно разместить рекламный модуль). Рекламные инструменты делятся на 3 основные группы: баннеры, рич-медиа (rich-media) и контекстная реклама (см. Словарь Интернет-рекламы).

И рекламные площадки, и инструменты различаются по многим параметрам – стоимости, эффективности, решаемым при их помощи задачам и т.д. Наши специалисты составят медиаплан с учетом всех этих параметров и исходя из задач, целей и стратегии рекламной кампании.

В процессе составления медиаплана определяются не только используемые средства, но и «вырисовывается» временная линейка проведения рекламной кампании. Это позволяет сразу же по окончании медиапланирования приступить непосредственно к продвижению товара или услуги.

Отправить эту статью товарищу Отправить товарищу   Версия для печати Версия для печати

Что представляет собой процесс создания рекламы? По мнению одних специалистов, это ремесленная рутина, которая как процесс может быть обеспечена определенными технологиями. По представлениям других — это таинственный, часто интуитивный процесс, который не поддается технологическому описанию, технологической регламентации. Чем же является процесс создания рекламы, или рекламное дело, на самом деле — технологией, творчеством, а, может, просто ремеслом? Спектр мнений по этому поводу огромен.

В связи с этим имеет смысл выстроить ряд концептуальных позиций (представлений), раскрывающих данную тему, и рассмотреть, каким образом выбор позиции может предопределять конкретную практику разработки и создания рекламы или, другими словами, насколько позиция, которую занимает рекламист, обусловливает его конкретную работу и ее успешность.

Три представления — три этапа развития деятельности рекламиста

Первая, "архаичная" (то есть самая ранняя по времени возникновения) концептуальная позиция определяет рекламу как ремесло. Имея собственное содержание, эта позиция содержит в себе потенциально (эвентуально) две других позиции: технологическую и креативную, которые сегодня, на современном этапе развития рекламной деятельности, разведены по разные стороны своеобразных концептуальных баррикад. В содержании ремесленной деятельности сплавлены два практических момента: некое ноу-хау, изобретенное мастером (собственно элемент творчества) и его тиражирование в продукте (элемент технологизма).

Действительно, ремесло зиждется на определенного рода приемах, способах выработки, принадлежащих отдельному мастеру, который способен производить определенный продукт, применительно к рассматриваемой сфере — рекламный. Как правило, приемы, применяемые конкретным человеком, не отчуждаемы от этого человека-мастера, от того, кто производит рекламу. А такой способ деятельности и порождения рекламного продукта, как говорят специалисты, фактически не рефлектируется или слабо рефлектируется самим носителем приемов. Мастер может порождать продукт, но описать способ его создания ему не удается. В процессе созидания рекламы это характерно для первоначального этапа становления профессии рекламиста. А поскольку реклама как массовидная деятельность существует не так давно, то и особенности ее организации все еще очень похожи на ремесленный способ порождения продукта.

Можно утверждать, что сейчас в рекламе работает множество ремесленников, породивших когда-то свой личный прием, обеспечивший эффективность их деятельности как рекламистов. Этот прием они хранят как свое ноу-хау, некое личное изобретение, и пользуются им, чтобы создавать рекламный продукт. Ремесленнический прием позволяет воспроизводить тот же самый продукт, но с меньшей унификацией, и только тому человеку, который этот прием фактически создал. Или передавать его "по наследству" — через особого рода деятельность, организованную по типу подражания — ученики, включенные в деятельность по порождению этого продукта, сами не рефлектируя, овладевают некоторыми секретами мастерства своего учителя. Этот тип обучения сейчас может иметь место, но он недостаточно эффективен, такое штучное воспроизводство не закрывает нишу спроса на специалистов в области рекламы. И ко всему прочему такой способ обучения крайне дорог. Он фактически не окупается и оказывается неконкурентоспособным на том рынке, который сейчас выстроен по технологическому типу организации.

Отчуждение приема от его создателя и возможность воспроизведения его любым другим человеком является, по сути, родовой характеристикой технологии, позволяющей тиражировать и унифицировать продукт. Для этого технология, собственно говоря, и создается, в том числе и рекламная.

Те приемы, которые были авторизованы и слиты с самим создателем приемов на этапе ремесленничества, начинают приобретать особую цену, товарную характеристику и входят в оборот, в систему воспроизводства этого мастерства, в процесс обучения. По мере того как профессия становится массовидной, люди, которые занимались ремеслом на интуитивном уровне, вынуждены учиться описывать свою деятельность технологически, или это делает за них кто-то другой, наблюдая за процессом со стороны. А технология уже, в отличие от ремесленных методов, способна быть воспроизводимой и передаваемой, транслируемой от одного человека к другому. Становление профессиональной технологической культуры является признаком и сопутствующим моментом массового профессионального создания рекламы, что мы сейчас и наблюдаем.

По мере того как спрос на рекламу резко возрастает, рекламное дело в силу своей технологизации становится более однообразной, рутинной деятельностью. Все, что рождается с помощью унифицированных приемов, неизбежно несет на себе печать технологического шаблона. И пока рекламная ниша заполнена не очень плотно и есть вакуум, который можно и нужно быстро заполнять на основе технологического тиража, такое положение рынок устраивает. Спрос на рекламу сегодня все еще удовлетворяется в основном за счет технологической оснастки.

Однако уже начинается процесс перенасыщения рекламой такого рода. Появляется запрос на эксклюзивную рекламу — уникальную и по своему содержанию и по своей форме. Такого рода рекламный продукт основан на порождении новых способов создания рекламы. Именно в этом случае создается уникальный рекламный продукт и его создание подчиняется уже не законам технологического воспроизводства, а законам психологии творчества.

Для каждого уникального продукта должен существовать свой, уникальный метод порождения этого продукта. Уникальный рекламный продукт — это нечто, выпадающее, или даже выламывающееся, из контекста типовой рекламной продукции, которая сейчас переполняет рынок. Именно такой продукт решает задачи заказчика — быструю капитализацию бренда, создание конкурентного преимущества в имиджевом поле и т.д. Соответственно, востребуемое рынком свойство уникальности рекламного продукта оставляет значительную нишу для творческого компонента разработки рекламы, как особого созидательного процесса. Чем больше рынок рекламы заполняется типовыми рекламными продуктами, тем больше нарастает потребность в продуктах эксклюзивных. Я бы рассматривал этот процесс как третий отдельный самостоятельный этап становления профессии рекламиста. Здесь уже будут вступать в действие другие законы профессиональной деятельности, поскольку деятельность, построенная по ремесленному, технологическому или креативному типу, — это разные виды деятельности, разные этапы становления профессионального мастерства. Именно в этой сфере есть интересные психологические и в каком то смысле мировоззренческие наработки, которые могут предопределять перспективу развития рекламного дела как особого вида деятельности.

Творческая составляющая в технологической, ремесленной и креативной деятельности

Определим, чем отличается собственно креативная деятельность рекламиста от технологической и от ремесленной. Это непросто. Элементы творчества есть и в ремесленной деятельности и в технологически выстроенной. Причем в первой их больше, чем во второй. Эти элементы творчества носят преимущественно ситуативный характер.

В ремесленной деятельности человек, как правило, создает некое свое, индивидуальное средство, которым он дальше овладевает. Этот секрет профессиональной деятельности обеспечивает ему эффективность и конкурентоспособность. Средство воспроизводится, позволяя создавать более-менее унифицированный продукт с небольшими ситуативными вариациями внутри этого стиля. Вариации крайне ограничены и определены изначально порожденным способом (пример — Гжель, школы в живописи). Средство, порожденное когда-то автором, закрыто, а продукт имеет репродуктивный характер. Таким образом, в ремесле творческая составляющая фактически одноразовая — когда изобретается само ноу-хау, дальше идет ремесленная рутина.

В технологической позиции ситуация еще более унылая и рутинная. Потому что средство не порождается, а лежит в ряду использования, а продукт многократно тиражируется. Технология хороша тем, что варьирование продукта деятельности возможно, это происходит при смене или рекомбинации средств производства рекламы, поскольку их можно брать из разных источников, они описываются и транслируются в профессиональной образовательной культуре. Единственное ограничение — существующий перечень имеющихся на данный момент технологий.

Технология задает определенный тип субъектности, который, неся на себе технологию, производит достаточно унифицированный продукт. Если в ремесле субъект порождает средство деятельности и частично владеет им, то здесь средство почти полностью подчиняет себе субъекта, определяет его, и уже подчиненный технологии субъект выдает некий продукт.

При креативном типе деятельности субъект все время производит разные средства деятельности, которые обеспечивают, с одной стороны, уникальность продуктов. С другой стороны, если произведенный продукт признан профессиональным сообществом эффективным и качественным, то вторым шагом будет унификация и технологизация средства, которое под этот продукт изобреталось. А дальше это унифицированное технологическое средство позволяет выдавать продукты, близкие к некоему эталону, уже теми, кто осваивает это средство как технологию.

Почему всегда апологеты, последователи, как правило, не могут превзойти своего учителя? Потому что они воспроизводят его способ как технологию. Значит, их продукт фактически является всего лишь вариацией первоначального продукта, не более. Эталон всегда задается творческой личностью. И только тогда продукт является произведением рекламного искусства и становится культурной ценностью, когда он несет в себе функцию эталона по отношению к подобиям.

Творческий субъект деятельности как раз и определяется тем, что он порождает не одно средство, а разные, под каждый конкретный случай, каждый конкретный продукт, каждый конкретный заказ. Этим и отличается креативная реклама от технологической и ремесленной.

Итак, можно сказать, что появление мощных информационных средств ставит на поток разработку технологических способов порождения рекламы. В этом смысле технология становится собственным могильщиком. Максимальное развитие технологической оснащенности рекламной деятельности приводит к обратным эффектам по отношению к технологической традиции: спрос на типизированный рекламный продукт оказывается все меньше и меньше. Его крайне легко порождать, то есть этот процесс массовизируется и обесценивается как в прямом, так и в переносном смысле. Типовые рекламные продукты начинают переполнять собой рынок. Соответственно, уже сегодня возникают объективные предпосылки, взрывающие данную профессиональную позицию изнутри. Компьютерная графика, мультимедийные средства вынуждены перефункционализироваться: они переходят из области технологий самой рекламной деятельности в область инструментов творческой деятельности рекламиста. Именно творческой, потому что разработка нового средства рекламы предшествует порождению нового рекламного продукта. И каждый раз процесс созидания рекламы возобновляется.

Психологическая специфика современной рекламной деятельности

Может ли ремесленник или технолог стать креатором? Конечно. На самом деле это не просто разные виды организации деятельности и разные этапы, но в каком то смысле это еще и разные профессиональные позиции, каждая из которых может быть занята специалистом по рекламе при определенных условиях. Перекочевать из одной культуры профессиональной деятельности в другую, прежде всего, трудно психологически — надо менять тип мышления. С психологической точки зрения рекламист-ремесленник закрыт, он хранит свое ноу-хау, как нечто неприкосновенное, и чем больше он его охраняет от других, тем больше он для себя закрывает возможность использования других способов производства конкурентоспособной рекламы. И теряет конкурентоспособность. Но, с другой стороны, чем больше он упорствует в своей самобытности, тем больше у него шансов порождать новые способы деятельности.

У рекламиста-технолога есть большой соблазн не производить самому средства, потому что это затратно, в первую очередь затратно психологически. Ему проще обратиться к спектру возможных других технологических приемов, которые выложены в разных учебниках, в интернете, в профессиональных тусовках. Ему проще взять новое средство со стороны и пустить его в свой профессиональный оборот.

Здесь может возникнуть закономерный вопрос: насколько вообще полезно для производителя рекламы системное знакомство с другими средствами, постоянная оглядка на соседей?

Для ремесленника это разрушительно. Потому что он вынужден либо отказаться от своего способа, либо его подновлять, но тогда он теряет своё ноу-хау. Креатору это одновременно и полезно и вредно. Все зависит от того, с каким прицелом он смотрит на другие средства и технологии. Если он видит в них материал, из которого он может создавать свое новое средство, а не способ воспроизводить эту технологию для порождения рекламного продукта, тогда это знакомство полезно. Бывает, что креатор «смотрит по сторонам» и сваливается в позицию технологиста, то есть начинает брать готовое средство и его использовать. Технологическая позиция соблазнительна тем, что, находясь в ней, легко производить продукты, но она одновременно и опасна, поскольку специалист по существу отказывается от собственной креативности, а, значит, и той доли своей конкурентоспособности, которая рынком востребована в виде спроса на эксклюзивные рекламные продукты.

У субъекта должен существовать баланс между взглядом на сторону и внутрь себя в поисках творческой энергии, способной вырабатывать новые средства производства новых продуктов рекламы.

Человек, который хотел бы стать профессионалом в сфере рекламы, может занять любую позицию. Он может сначала работать как ремесленник, потом перейти к технологическому способу производства рекламы... Но, как правило, эти переходы очень трудны и имеют много психологических издержек.

Система образования в рекламном бизнесе

Вы заметили, что большинство наших наиболее заметных рекламистов первым имеют, в основном, техническое образование? Тому есть несколько причин.

Первая. Помимо того, что техническое образование в России традиционно весьма основательно, его главным достоинством является привитие определенной системы мышления — технологической. Сегодня даже в российской экономике доминирующей формой профессионального мышления и самой деятельности является именно технологическое мышление. Но дело не в этом. Технологическая деятельность породила целый спектр направлений, которые позволяют осуществлять эту самую деятельность достаточно эффективно. Именно в технике были разработаны так называемые «креативные технологии». Парадоксальное словосочетание, не правда ли? Ведь технология по определению не может быть креативной. Тираж, унификация и утилизация — вот три главные составляющие технологизма. Тогда как понять и осмыслить само это словосочетание?

Дело в том, что в рамках технологии все-таки возможен некоторый зазор для творчества и лежит он в сфере компиляции, в сфере комбинаторики средств. Если средств несколько, а не одно как в ремесле, мы можем получать некоторое разнообразие продуктов за счет того, что будем компилировать или комбинировать при получении продукта уже имеющиеся средства его производства. В этом и заключается искусство инженера, сама специфика инженерно-технологического труда. По существу инженер по определенным нормам комбинирует средства деятельности, следовательно он имеет возможность и некоторое пространство для технологического творчества. В этом смысле можно говорить о том, что какие-то элементы творчества возможны в рамках технологических процессов, но они ограничены возможной системой комбинации средств.

Вторая причина. Именно в рамках технической культуры были разработаны мета-технологии, мета-методы, как бы над-технологии. На самом деле это так называемые эвристические методики, которые способны помочь человеку задать пространство, масштабы и метрику комбинирования простых технологий в более сложные. Большинство технических изобретателей пользуется именно такими эвристическими методами. Есть методы ИПИД, ТРИЗ, синергетика и др., которые используются рекламистами. Уже лет 15 назад в технике существовало более 150 таких мета-технологических систем, которые позволяли изобретателю оптимизировать процесс изобретения новых технических решений. Введение некоторое время назад в хороших технических ВУЗах России предметов, связанных с технологией изобретательства, привело к тому, что среди инженеров, техников и технологов появились специалисты, которые смогли стать достаточно конкурентоспособными и в других сферах, в том числе и в рекламной деятельности.

Если говорить о процессе обучения рекламной деятельности в целом, о том, как выбрать наиболее оптимальную стратегию современного образования рекламистов, то в первую очередь очень важно сделать доминантной не технологическую, а креативную стратегию, и уже на этом фоне формировать системные знания, умения и навыки студента о других способах организации рекламной деятельности. Но с оглядкой на то, чтобы не впасть в тупое воспроизведение и тиражирование имеющихся образцов. К сожалению, в большинстве ВУЗов, готовящих рекламистов, дают некие образцы технологий и дальше смотрят, насколько произведенный обучающимся рекламный продукт приблизится к эталону. Близко — значит, технологию освоил.

В сферу же целостного, а не компилятивно-технологического креатива, в сферу воспитания профессионала как творческой личности образование все еще практически не заходит. Хотя именно в этом секторе происходит самое важное — становление профессионала, ориентированного не только на потребу дня сегодняшнего, но и завтрашнего.

Комплексный характер образования, ассимилирующего в целостную систему сильные стороны креативной, технологической и ремесленной составляющей деятельности современного рекламиста, требует помимо особой системы отбора форм и содержания самого образования еще и того состава преподавателей, которые смогут такую систему воплотить в профессиональную жизнь своих учеников. В ремесленничестве и технологии много рутины, а креативная деятельность мучительна — каждый раз необходимо рождать что-то новое. Не каждый способен посвятить себя этой «сладкой муке». Тот, кто по своим личностным возможностям или нежеланию не способен это делать, может осваивать преимущественно технологический или ремесленный сегмент профессиональной деятельности рекламиста и становиться исполнителем творческого замысла креатора. В современных рекламных фирмах возможен симбиоз разных специалистов.

Организация рекламного производства

На самом деле креатор не чужд технологии как таковой. Посмотрим, как строится организация в развитом модельном бизнесе, в сфере производства моды. Изобретено новое средство, а за ним произведен и новый продукт. Средство некоторое время держится в секрете, как ноу-хау, это порождает максимальный ажиотаж и спрос на рынке на новый продукт. Когда спрос на продукт уже есть, на рынке появляется спрос на средство его производства. Технологи оформляют ноу-хау как технологию, средство трансформируется в профтехнологию, что дает вторую часть прибыли от изобретения. Креатор же продолжает работать в сфере креатива. Дальше технология осваивается массово. В результате мы имеем три градации: сначала появляется коллекция одежды от кутюр, потом коллекция прет-а-порте, а затем уже ширпотреб. Фактически производственная деятельность, устроенная по креативному типу, позволяет получать три формы прибыли. Это распространяется и на рекламную мастерскую.

Сегодня наша беда в ограниченности организационных форм, которые используются в профессиональной среде рекламистов. На данном этапе развития рекламного рынка мы имеем преимущественно технологическую или ремесленную организацию, креативный же тип организации рекламного производства представлен пока весьма скудно.

Будущее за описанным комплексным типом организации, наиболее затратным, но и наиболее конкурентоспособным. Именно такие производства будут снимать сливки с рынка рекламы троекратно.

Психологические концепции творчества: случай, технология или рефлексия

В основании всех приведенных выше рассуждений лежат три психологические концепции творчества.

Относительно недавно мне и моему коллеге Игорю Семенову удалось на материале психологии обосновать различение трех типов методологических ориентаций в профессиональном сознании и, соответственно, трех типов профессионального мышления, которые воспроизводятся в современной культуре: натуралистический (естественнонаучный), технический и гуманитарный (культурологический). Каждый из этих типов мышления имеет свою специфику (их ключевые признаки описаны в книге: С.Степанов «Рефлексивная практика творческого развития человека и организации», 2000, изд. «Наука»). Это различение было применено к рассмотрению психологических моделей творчества.

Из истории психологии творчества явствует, что на первом этапе была создана и отработана модель так называемого «творчества как естественного процесса», где главным механизмом творческого процесса является по существу «его величество Случай». Целый ряд экспериментов (Отто Зельца, Карла Дункера, Макса Вертгаймера, С.Л. Рубинштейна) показал, что для того, чтобы человек что-то открыл, должна возникнуть проблемная ситуация и должен подвернуться счастливый случай в виде «подсказки» к ее разрешению (вспомним миф о ньютоновом яблоке, о мартышках Кеккуле и т.п.). Единственное условие — чтобы оказаться в позиции творца, надо быть способным не пропустить этот счастливый случай. К этому себя надо специальным образом готовить и пройти комплекс мероприятий, настраивающих на творческое восприятие действительности.

Вторая модель творчества, разработанная в психологии (Т. Кудрявцев, В.Пушкин, Л.Гурова, Г.Алтшульер), — это модель так называемого «творчества как технологии». В рамках этой модели основные механизмы творчества описывались в виде комбинации разных элементов или средств деятельности. Эвристические приемы разрабатывались именно в рамках этой традиции. Чтобы заниматься такого вида творчеством, человек должен иметь некоторое к нему предрасположение, он должен быть способным к комбинированию разных элементов и суметь выбрать оптимальную уникальную комбинацию — это и есть его основное преимущество как субъекта творчества.

Третье представление о творчестве, третья модель — это «творчество как рефлексивно-инновационный процесс» (И.Семенов, С.Степанов). В рамках этой модели творческий процесс рассматривается как процесс рефлексивного преодоления шаблонов и стереотипов, как процесс переосмысления собственного опыта. На основе этой модели была разработана система развития творческого потенциала специалиста. Метод рефлексивных инверсий (методика автора) является ядром этой системы. Опишем его подробнее.

Будет так, как ты захочешь

С помощью особой рефлексивной работы человека с инверсиями ему дается возможность высвободиться из стереотипов, прожив несколько разных ипостасей своего творческого «Я», своего возможного существования как профессионала, а, соответственно, изжить груз стереотипов своего и чужого опыта, переплавив его в энергию творческой деятельности.

Импровизационная работа в рамках амплуа творческой личности — главное в методике рефлексивных инверсий. Дело в том, что человек свою личностную ресурсность (а именно она является самым главным потенциалом творческого процесса), как правило, расходует экономно и всячески себя ограничивает. При этом обычно он считает, что уже к началу своей профессиональной деятельности он сложился как творец. Если же дать человеку возможность обнаружить в себе такие пласты креативной энергетики, которые он не умеет использовать, то его ресурсность многократно возрастет. Это особая психологическая работа. Поясним, как это делается.

Фактически разрабатываются новые типы личностного творческого амплуа при опоре на глубинные установки личности. Основные базовые ключевые личностные инварианты в человеке закладываются, как правило, в детстве. И когда человек вспоминает своего любимого, например сказочного или литературного, героя, он вскрывает в себе некоторые первоистоки своего творческого «я». В определенной степени можно считать, что персонаж, который произвел в детстве на душу ребенка наибольшее впечатление, фактически заложил базовые характеристики (возможности и ограничения) его творческой судьбы (не последнюю роль в этом играет и семейное воспитание).

Чтобы осуществить выход за пределы ограничений, которые человек сам на себя накладывает, может быть вполне бессознательно, его просят инвертировать имя, а, значит, и судьбу названного героя. Имя переиначивается таким образом, чтобы по звучанию оно оставалось близким к первоначальному, но становилось совершенно иным — корявым, смешным... любым. Здесь нет ограничения для полета фантазии. Важно, чтобы человек некоторым образом вскрыл те рамки, которые были навязаны ему определенным бессознательным образцом. После этого предлагается придумать жизненные истории персонажей, получивших новые имена. Таким образом, мы выходим в сферу коллективного бессознательного, которое зашифровано в мифах, сказках, легендах, а также мы выходим в сферу индивидуального бессознательного специалиста, с которым осуществляем психологическую подготовку.

Дальше человек должен идентифицироваться с той или иной историей, с тем или иным психологическим характерологическим ядром своей новой личности. А поскольку он сам творчески порождает эту историю, то он сам в этом процессе движется к новому горизонту своего личностного творческого «Я».

А теперь самое интересное — в новом личностном амплуа специалист получает новое творческое задание. И обнаруживается, что новая личностная творческая ресурсность становится мощным катализатором абсолютно нового взгляда на вещи, на предмет его деятельности, на задачу, которая ранее могла представляться как не решаемая или трудно решаемая. В новом раскрепощенном амплуа человек достаточно легко способен обнаружить абсолютно нетривиальные вещи, которые раньше даже не могли бы прийти ему в голову.

Придумывая инверсию, человек фактически наделяет новое амплуа теми качествами, которое делает это имя личностно насыщенным и органичным. Погружаясь в такую атмосферу, человек раскрывается как креатор, начинает писать стихи, сказки, делает непривычные вещи, ранее для него закрытые, например, в области актерского мастерства, так как рабочие ситуации и жизнь в этих амплуа осваивается в особом спонтанно-импровизационном режиме. Человек решает проблему, будучи идентифицированным с новым амплуа, и открывает в себе ранее не обнаруженные способности. Работая с такого рода психологическими структурами, мы фактически выходим на такие пласты ресурсности, которые человеку в запрограммированном его историей существовании не были даны.

Каждая такая творческая подкачка открывает для человека новые творческие горизонты, однако то, что происходит потом, как он распорядится этим креативным потенциалом, как выстроит свою дальнейшую профессиональную и личностную линию, зависит всецело от него самого.

Здесь, в заключение статьи, уместно привести одну очень старую притчу.

В стародавние времена жил мудрец. Однажды один из его учеников решил посрамить своего учителя. И в тот момент, когда пред мудрецом собралось много слушателей и пришли все его ученики, дерзкий ученик подходит к мудрецу и, пряча за спиной в кулаке пойманную ранее птичку, спрашивает: — У меня в руке живое или мертвое? А сам при этом думает: если учитель скажет, что живое, я сожму руку, и птичка умрет. А если учитель скажет, что мертвое, я разожму руку, и все увидят, что он ошибся. Мудрец ответил просто: — Будет так, как ты захочешь.

Поэтому три разные позиции, о которых мы говорили выше: ремесленника, технолога и креатора, — это позиции, которые, по существу, предлагают специалисту по рекламе пространство для его профессионального самоопределения.

Читатель, выбор за вами!

Источник: Сергей Степанов Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations"

Опубликовано: Среда, 17 декабря, 2003 г. - 17:18 GMT+3