Альтруизм 1.Родословная альтруизма
Проблема происхождения доброго начала в человеке спокон веков волнует мыслителей. В не столь уж далекие времена для большинства людей наиболее убедительным представлялось то объяснение, которое давала этой проблеме религия. Сегодня, когда мало кто всерьез относится к идее божественного происхождения добра, широко распространено убеждение, что воспитание - полный, единственный и безраздельный творец этических, моральных, нравственных начал в человеке, а их передача от поколения к поколению целиком обусловлена только социальной преемственностью. Роль преемственности бесспорна. Однако, бесчисленные мыслители приходили к выводу о существовании в человеке какого-то начала, заставлявшего из века в век (нередко вопреки всему, что пытались заложить в него воспитатели) подыматься на борьбу со злом даже при ничтожных шансах на победу, и тем самым признавали в человеке врожденное существование доброго начала. Но имеются ли хоть какие-либо основания для таких признаний? Иначе говоря, совместимо ли с современной наукой предположение, что, кроме порожденных воспитанием, кроме обусловленных социальной средой, есть еще какие-то, разумеется же не божественного происхождения, истоки доброго начала в человеке? "Почему, вследствие какого умственного или чувственного процесса человек, сплошь да рядом, в силу каких-то соображений, называемых нами "нравственными", отказывается от того, что несомненно должно доставить ему удовольствие. Почему он часто переносит всякого рода лишения, лишь бы не изменить сложившемуся в нем нравственному идеалу?" (П. А. Кропоткин, "Этика", Пб- М., 1922, т. 1, стр. 109). Успехи современного естествознания, успехи эволюционной генетики позволяют, по-видимому, ответить на этот вопрос. Есть основание считать - в наследственной природе человека заложено нечто такое, что вечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению. Рассматривая не только высших позвоночных, но и насекомых, особенно социальных, мы найдем почти у каждого вида такие инстинкты, способности, обычно считающиеся монополией человека, как героическая охрана потомства и забота о нем, взаимовыручка в опасности, самоотверженная защита стада и т. п. Не говоря даже о добродетелях дельфинов, мы все же обнаружим, что в совершенно разных ветвях эволюционного дерева независимо создавались многие "человеческие" свойства. Но для того чтобы из некоторых задатков наших обезьяноподобных предков за десятки тысяч поколений выработались человеческие качества, неизбежно требовался отбор по строго определенному направлению, "программированному" жестко взаимосвязанными изменениями: огромным ростом головного мозга и его мощи, удлинением срока заботы о потомстве, усложнением сотрудничества и усилением самоотверженности. Круг инстинктов и безусловных рефлексов, необходимых для сохранения потомства, огромен. Требуется не только храбрость, но храбрость жертвенная, сильнейшее чувство товарищества, привязанность не только к своей семье, но и ко всем детенышам стаи, выработка мгновенной реакции на защиту беременных и кормящих самок. В условиях постоянных нападений хищников многие из этих рефлексов должны были срабатывать молниеносно. Конечно, нельзя представить себе путь к человечеству только как путь усиления, совершенствования и расширения того начала, которое можно назвать альтруистическим. Во многих ситуациях избирательно выживал и оставлял больше потомства тот, над кем тяготел инстинкт самосохранения, чистый эгоизм. Борьба внутри стаи или племени за добычу, за самку сопровождалась отбором и на хищнические инстинкты. Вождь даже в современном южноамериканском охотничьем племени оставляет в четыре-пять раз больше детей, чем рядовой охотник. Но племя, лишенное этических инстинктов, имело, может быть, столь же мало шансов оставить взрослое потомство, как племя одноногих, одноруких или одноглазых. Стаи до человеков, орды, роды и племена человека могли не конкурировать и не воевать друг с другом, все равно природа безжалостно истребляла те общины, в которых недостаточно охранялись беспомощные дети, в которых недостаточно о них заботились. И если эволюция шла а направлении роста больших полушарий, то это могло происходить лишь при условии защиты долговременно беспомощного потомства. Если при этом неизбежно возрастали до гигантских, никем из животных и отдаленно не достигнутых размеров резервуары памяти, материальные основы безусловных, условных и экстраполяционных рефлексов, создавались сложнейшие механизмы мышления, то столь же неизбежно и быстро росла та система инстинктов и эмоций, на которую опирается совесть. Под названиями "совесть", "альтруизм" мы будем понимать всю ту группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям. Стада и орды дочеловеков и орды, роды, племена людей могли некоторое время обходиться без каких-либо коллективистических и альтруистических инстинктов. Лишь детеныши стай, орд, родов, племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только на. личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту коллектива в целом, на защиту молниеносную и инстинктивную, полусознательную и сознательную, имели шансы выжить. В условиях доисторических и даже исторических индивиды, у которых отсутствовали эти инстинкты, и общины, у которых они были редки, непрерывно устранялись естественным отбором за счет малой численности выживавших детенышей. Свойственное человеку стремление совершать благородные, самоотверженные поступки не является простой позой (перед собой или другими), не порождается только расчетом на компенсацию раем на небе, чинами, деньгами и другими материальными благами на земле, не является лишь следствием добронравного воспитания. Оно в значительной мере порождено его естественной эволюцией, направлявшейся по руслу развития умственных способностей, удлинению срока беспомощности детей и сопряженной с этим чрезвычайной интенсификацией отбора на альтруистические эмоции. Эволюционно-генетический анализ объясняет нам, почему связи родственные, любовь к родственникам, жертвенность по отношению к ним оказываются столь прочными. Рассмотрим предельно упрощенную схему генетика Гамильтона. Если индивид обладает наследственным задатком, который мы условно назовем геном альтруизма А, то, по законам Менделя, этим же геном должна обладать половина его братьев и сестер, четверть его племянниц и племянников, одна восьмая часть двоюродных племянников и т.д. Если наш индивид пожертвует собой ради спасения, например, четырех братьев и сестер, то с погибшим уйдет в небытие один ген А. Зато каждый из четырех оставшихся в живых, по законам Менделя, имеет 50 шансов из 100 быть обладателем гена А. Следовательно, два гена А будут сохранены. Предположим, что в течение нескольких поколений один из обладателей гена А будет жертвовать собой, каждый раз спасая десятки людей своего племени или рода, а среди спасенных несколько человек имеют тот же ген А. В таком случае частота этого гена будет быстро возрастать. Вывод: ген, индивидуально невыгодный, но способствующий сохранению ближайших родственников и даже менее близких, будет распространяться особенно интенсивно, если своим самопожертвованием индивид спа сает множество людей. Это положение хорошо объясняет, почему именно в условиях жестокой борьбы за существование так сильна клановая, племенная спайка, почему инстинкт героизма, самоотверженности встречал такую могучую поддержку в обычаях. Именно родственные и даже "земляческие" связи поддерживались естественным отбором, закреплялись обычаями. Истребительный обычай кровной мести, разумеется, тоже опирался на эту форму группового отбора, поддерживавшего принцип "все за одного, один за всех". Именно этот принцип в исторически сложившихся условиях не столько усиливал, сколько ограничивал межплеменную борьбу. Чужака, одиночку не следовало трогать - за ним стояли племя и угроза кровной мести, варварский, но относительно прогрессивный обычай, сменивший полную безнаказанность убийства и насилия. Анализ, основанный на эволюционно-генетических представлениях, позволяет по-новому осветить и вопрос о том, почему в человеческом обществе существует уважение к старости. Не является ли это почтение лишь продуктом традиции и воспитания? По-видимому, такое представление несколько сужено. Дело в том, что уже на заре организации человеческих сообществ с развитием речи все большее, а может быть, и решающее значение в борьбе племени за существование стал играть накапливаемый и передаваемый опыт. Объем знаний, умений и навыков, необходимых племени для выживания в борьбе с природой и врагами, неуклонно возрастал. Весь этот поистине энциклопедический арсенал знаний, получаемый от предков и накапливаемый, осваиваемый, проверяемый в жизни, при отсутствии письменности во всем своем объеме мог становиться достоянием лишь старых людей. Таким образом, эмоциональное почтение к старикам, их защита, оказание им помощи не относится к категории чувств, всецело искусственно привитых и противоестественных с позиции теории естественного отбора. Эта форма альтруизма тоже могла иметь наследственную основу, закрепляться групповым естественным отбором и только подкрепляться воспитанием. Прослеживая формирование наследственных инстинктов и эмоций под влиянием отбора, можно обратить внимание на то, что родители нередко переносят любовь, которую они питали к своим детям, на внучат. Нетрудно видеть, что и эти переключения эмоций с одного объекта на другой, более нуждающийся в заботе, неизменно давали преимущество в выживании и в распространении своих генов тем семьям и родам, родовым общинам, где оно существовало. "Никому, кроме бабушек, не следует ходить за ребенком, матери умеют только производить детей на свет". Сколько женщин, даже не зная этого афоризма Киплинга, ведут себя в полном соответствии с ним! Есть основания думать, что и самое поразительное по силе чувство, чувство половой любви, любви моногамной, в значительной мере порождено особой направленностью естественного отбора в ходе становления человечества. По-видимому, в условиях частого голода, холода, нападения хищников и врагов женщина и мужчина, часто менявшие партнеров, разрушавшие свою семью, значительно реже доводили своих детей до половой зрелости и реже передавали свои гены потомству, чем мужчины и женщины с прочным влечением друг к другу, с прочными семейными инстинктами. Когда исчез групповой брак, отбор на поддержание инстинктов целостности семьи, вероятно, начал идти с большой интенсивностью и длился во все исторические времена. Но инстинкты, эмоции моногамией любви, вероятно, укреплялись и другим способом. Не исключено, что здесь играл роль и естественный отбор, вызванный венерическими болезнями. Когда численность населения Земли достигла многих миллионов, венерические болезни стали широко поражать народы и племена. Вероятно, с этого времени начал усиливаться очень своеобразный естественный отбор на однолюбие, на способность к супружеской верности, на все эмоции, с этой верностью связанные. Сберегание девственности, которая иным представляется противоестественной и даже пережитком варварства, тоже, вероятно, относится к группе эмоций, мощно поддержанных естественным отбором по той же самой причине. Эти болезни мощно устраняли из человеческого генофонда наследственное предрасположение к сексуальным излишествам в форме частой смены партнеров. Эмоции моногамной любви, любви на всю жизнь, могут показаться противоестественными. Но тех, кто эти эмоции не способен был испытывать, естественный отбор отметал достаточно беспощадно, разумеется, не потому, что они сами гибли, а потому, что оставляли мало потомства, не оставляли его вовсе или оставляли потомство, зараженное внутриутробно либо в ходе родов. На материальной основе психики, созданной естественным отбором, возникает величественное здание эмоций, .связанных с чувством индивидуальной любви, такой, какой описывают ее поэты и художники. Таким образом, закон естественного отбора, самый могущественный из законов живой природы, самый безжалостный и "аморальный" среди них, постоянно обрекавший на гибель подавляющее большинство рождавшихся живых существ, закон уничтожения слабых, больных, в определенных условиях - и именно в тех условиях, в которых создавалось человечество - породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей нравственной силы.
2. Альтруизм и двойственная природа человека
Термин альтруизм ввел в прошлом веке Огюст Конт и провозгласил принцип «vivre pour autrui» — «жить для других», как «религию человечества». Он также утверждал, что животные способны к инстинктивному альтруистическому поведению. С момента выхода в свет статьи В. П. Эфроимсона «Родословная альтруизма» тезис о генетической обусловленности альтруистического поведения подвергался острой критике. Во многом это было обусловлено идеологичностью проблемы. Но тем не менее, теперь мало у кого вызывает сомнение, что корни альтруизма тянутся к нашим далеким животным предкам. Более того, у некоторых видов животных альтруистическое поведение выражено ничуть не меньше, чем у человека. Есть некоторый разброс в степени выраженности между отдельными особями вида, но подобный разброс существует и между представителями рода человеческого. Эксперименты подтверждают вышесказанное. То же самое происходит и в человеческом обществе. Если альтруистическое поведение животного связано с его генетическими характеристиками, то нет никаких оснований полагать, что у человека все обстоит иначе. Известно, что практически все способности человека могут развиваться и совершенствоваться воспитанием и обучением. Однако эти же способности в не меньшей мере контролируются генами. И такой генетический контроль может быть решающим. Если у человека нет музыкального слуха, то никакие условия, никакое обучение не помогут ему стать хорошим музыкантом, как бы он ни старался. Проблема альтруизма решается генетически. Это было аккуратно подсчитано еще 50 лет назад. Альтруизм — это значит: отдать свою жизнь или свое благо за ближнего. Степень близости вычисляется с помощью дифференциальных уравнений, о чем, собственно, было написано еще в 32-м году. Получается, что за сына, за дочь, за племянника гибнуть стоит, а за троюродного брата не стоит, потому что вероятность наследования моих генов уже слишком мала. Это и есть генетическая основа альтруизма, причем для всех. Генетика обусловливает так называемую норму реакции. Более того, норма реакции меняется в онтогенезе. Например, пес, который раньше загрыз бы каждого, кто приблизился к нему, в старости, в силу накопления гормона пролактина, становится таким «добрым», что может отдать жизнь за щенка, и даже недавно терзаемому им котенку позволить, есть из своей миски. Это гормонально обусловленный альтруизм, и тут больше ничего нет. У людей две линии наследования: через ДНК, генетическая, и через накопленное знание, через преемственность жизненного опыта, культуры. Распределение в популяции альтруистов и.эгоистов, какое бы оно ни было, показывает необходимость и тех и других. Упаси Бог, все бросятся на амбразуру, а размножаться кто будет! В силу того, что гены перемешаны, что есть общий фон, эгоисты столь же необходимы, сколь и альтруисты. Значит, в этом распределении есть центр, который питает оба полюса в зависимости от обстоятельств. Память человечества сохраняется и передается в поколениях через искусство. В былинах, в кратких лозунгах или в художественном творчестве, но обязательно. И это единственное, что отличает человека от животного с точки зрения нравственности. Без культуры не может быть нравственности. Не будет в нужный момент «формулы поведения», запечатленной в традициях и в искусстве, если герой не будет знать, что идея гибели безупречна — он не станет героем. Но есть и другой лозунг: «Кто носорогу дорогу уступит, тот, несомненно, разумно поступит...», Думать не нужно, нужно знать «формулу поведения». Это великое произведение великого писателя Заходера. «Любо толкаться ему, толстокожему, но каково же бедняге прохожему...» Если я не буду знать это стихотворение и из альтруистических соображений погибну — это будет напрасно. Поэтому без искусства, без той памяти, которая накапливается поколениями, никакого альтруизма и быть не может. Когда в конце июня 41-го года запела вся страна: «Вставай, страна огромная...» Что это было? И альтруисты и эгоисты, все пошли на призывные пункты, все нормальные люди. Все резко сместилось. Поэтому — естественный отбор по генетической и культурной линиям. И ничего сверх того. Согласно американским исследованиям, в детерминации альтруизма большую роль играет генотип. Исследования на монозиготных и дизиготных близнецах, которые или росли вместе (одинаковая среда) или были разлучены (разная среда), показывают, что большинство личностных характеристик детерминировано генами, а не средой. Например, по таким признакам как агрессивность — альтруизм, радикализм — традиционализм, отношение к смертной казни, предпочтения в музыке (классическая — электронная) монозиготные близнецы похожи независимо от того, росли они вместе или врозь. У дизиготных однополых близнецов личностные характеристики не коррелируют, независимо от среды. А приемные дети по характеру похожи на своих биологических родителей Исходя из того, что есть два канала информации — генетический, в котором она закодирована в последовательности нуклеотидов в ДНК, и лингвистический, в котором она передается от родителей к детям (причем язык может быть не только звуковой), великое достижение рода человеческого (и великое его проклятье) в том, что соотнесение, себя с другими он передоверил иному, чем у животных каналу — лингвистическому. Столь резкая перестройка не могла не оставить доказательств в результатах эволюции — в ныне живущих формах живых существ. Можно наметить три этапа такой перестройки: 1. Альтруистические поступки (как и все прочие) основаны на безусловных рефлексах. Работает один канал информации — генетический, через ДНК.. 2. Альтруистические поступки основаны на условных рефлексах. Можно привести много примеров, но самый любопытный — импринтинг, особенно характерный для птиц. Птица, воспитанная особью другого вида, признает ее за свою — и не признает собратьев. Лоренц пишет, что воспитанные им гусята признавали его за маму, а галка — за брачного партнера. 3. Правила отношений между особями вида (а это, в общем-то, и есть этика) полностью переключаются на лингвистический канал. Архитектор не может строить сложные сооружения инстинктивно, подобно пчеле. Так же и этика его неинстинктивна — он усваивает ее по моральным прописям, религиозным заповедям, притчам, историческим примерам. Плохо это или хорошо? Трудно сказать. Нужно учесть, что даже у животных «этические нормы» разные у разных популяций одного и того же вида. Как правило, они соблюдаются только среди относительно близких родственников (одного рода). По наблюдениям Эйбл-Эйбесфельдта, серые крысы живут колониями, ведущими начало от одной самки, и загрызают пришельцев из других колоний. Такая «двойная бухгалтерия» сохраняется и у примитивных человеческих общим. Альтруизм, вплоть до самопожертвования, взаимопомощь, вообще добрые отношения распространяются только на членов рода, при экзогамных брачных связях еще и на членов родов, откуда берутся мужья и жены. Члены других родов и племен вообще не считаются людьми — их не только можно, но и нужно убивать и съедать. В смягченных вариантах такая этика сохранилась кое-где и до наших дней, вплоть до чеченских тейпов и казахских жузов. Именно двойственной природой человека определяется сложность однозначного обозначения истоков и значения альтруизма. Ведь в человеке два начала - биологическое и социальное. Если говорить о биологическом начале, то удобной моделью для изучения генетического обеспечения социального поведения служат так называемые линейные мыши — с определенной наследственностью, хорошо изученные с генетической стороны. В любом животном сообществе, как известно, устанавливается определенная иерархия социальных отношений. Обязательно есть «лидер», его «приближенные» и «подданные», т. е. отношения строятся по вертикали. Иерархию у мышей демонстрируют следующие опыты: в ванночку с водой, где есть платформа с площадками разной высоты, опускают мышей. Они, естественно, стремятся выйти из воды и расположиться на платформе. Самую высокую площадку всегда захватывает одна, самая сильная мышь, площадку пониже — еще две-три мыши, которые активно не позволяют остальным вылезти из воды. Такое поведение характерно для большинства исследованных линий за исключением одной (линии 101/НУ). У этих мышей поведение было совершенно нетривиальным: все вылезли из воды, встали задними лапками на нижнюю площадку, передние положили на среднюю, а верхняя площадка не была занята никем. Это пример отношений по горизонтали, когда «уважается» каждая личность, независимо от ее свойств. Это пример альтруистического поведения, регулируемого на генетическом уровне, так как различия между линиями чисто генетические, и их можно изучать. Эти опыты были проведены в Институте нормальной физиологии имени П. К. Анохина. Они говорят о генетическом обеспечении альтруистического поведения. Животное — система сложная, и «подстраховка» поведения осуществляется и на следующих уровнях организации. В 70-е годы, в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья П. В. Симонова, где рассказывалось об очень интересных опытах с крысами. Когда крыса подбегала к кормушке, замыкалась электрическая цепь, и крысу в соседней клетке, отделенной прозрачной перегородкой, начинало бить током. Животные у кормушки видели ее страдания, но реагировали на них по-разному. Часть из них (20%), один раз увидев мучения соседки, больше не приближались к пище, предпочитая погибнуть от голода, но не причинять боль другому. Часть (тоже 20%) несмотря ни на что продолжали есть, даже когда уже были сыты. 60% подопытных вели себя «конформистски» — быстро подбегали к кормушке, схватывали пищу и убегали в безопасное место. Причем в этих опытах очень четко сохранялись количественные соотношения между альтруистами, эгоистами и конформистами. Стали выяснять, какие разделы мозга связаны с таким удивительным поведением, и оказалось, что это — особые структуры подкоркового слоя, так называемые амигдалы, миндалевидные скопления нервных клеток. Их удаление резко меняло поведение, но не всех животных, а только тех, которых можно назвать конформистами. У альтруистов и эгоистов оно ничего не меняло, а конформисты с удаленными амигдалами разделились на две группы: 50% альтруистов и 50% эгоистов. Эти опыты выявляют и генетические основы поведения и то, как оно «корректируется» на физиологическом уровне. Наличие амигдал помогает ориентироваться в определенной обстановке и регулировать поведение в ту или другую сторону. Такое же соотношение между альтруистами и эгоистами сохраняется и в человеческом обществе. Например, проводилось тестирование американских студентов, конечно, без оглашения цели испытаний. Им предлагали выполнить задание на стенде, предупреждая, что от этого зависит их карьера. При замыкании электрической сети в соседнем застекленном помещении актер, якобы студент, изображал муки от электрического шока. 20% студентов после первого же включения прибора отказались от участия в опытах, ставя крест на своей дальнейшей карьере. 20% — довели опыты до конца, несмотря на то, что видели мучения «коллеги». Эти данные опубликованы в научной литературе, и специалисты с ними хорошо знакомы. Удивительно, что при удалении из сообщества альтруистов и эгоистов в следующих поколениях они появлялись вновь, и соотношение между ними восстанавливалось. Это тоже было показано в опытах с крысами. Может быть, здесь проявляются законы наследственности Менделя? Если предположить, что ген альтруизма — рецессивный, а ген эгоизма — доминантный, то понятно, почему так редко встречаются альтруисты. А у конформистов есть и тот и другой ген, но присутствие альтруистического замаскировано эгоистическим. Однако их дети вполне могут быть или чистыми альтруистами или чистыми эгоистами, т. е. именно конформисты «поставляют» в общество и тех и других. Довольно часто встречаются рассуждения о том, что альтруисты эволюционно не выгодны, так как они первыми погибают в критических условиях и не оставляют потомства. Это действительно так, и в полной мере относится к человеческому обществу. Об этом писал А. Швейцер, говоря о безнравственности в послевоенное время, когда моральные нормы устанавливаются численно преобладающими преуспевающими эгоистами, а конформисты принимают правила игры. Но проходят годы, вновь появляются чистые альтруисты, и все возвращается на свои места. Эта закономерность проявляется в так называемом «законе Ключевского» — законе о третьем «небитом» поколении. Лишь третье поколение, выросшее без страха физического уничтожения, способно на активные действия. Вот примеры из русской истории: при Иване Калите кончились набеги татар на Русь, он сам собирал подати и отправлял их в Орду, тем самым предохраняя своих людей от физического уничтожения. Его внук (третье поколение) вывел войско на Куликово поле! Несчастный император Петр III за несколько месяцев своего правления успел выпустить Указ о вольности дворянства и через 60 лет, в 1825 году, в России открыто выступили декабристы (дворяне). В 1861 году отменили крепостное право — до 1917 года оставалось 56 пет! Если говорить о наших днях, то, как считает В. П. Лебедев, третье «небитое» поколение рождается сейчас. Отсчет идет от смерти Сталина: на каждое поколение приблизительно двадцать лет. Если мы не дадим втянуть себя а какую-либо военную авантюру наподобие Афганистана, то могут возникнуть условия для восстановления генетического обеспечения нравственности. Но имеет смысл возразить и тем, кто считает, что альтруисты эволюционно не выгодны, так как они первыми погибают в критических условиях и не оставляют потомства. Вовсе нет. Генетики, изучающие поведение мышей, рассказывают, что доминирующие особи так заняты охраной захваченной территории и упрочением своего главенствующего положения, что почти «забывают» о таком предназначении, как продолжение рода. Поэтому у особей, занимающих более низкое положение, потомство более многочисленное. Так сама природа регулирует соотношение между носителями, если можно так выразиться, разного представления о нравственности. И все-таки дело обстоит не так просто. Недостаточно считать, что гены альтруизма и эгоизма — обычные гены, наследуемые по законам «формальной», как говорили раньше, генетики. Ведь основной вывод из выше описанного опыта с крысами: альтруизм есть высшая форма эгоизма — суперэгоизм. Альтруисты — это особи (будь то крыса или человек), которые так любят себя, что предпочитают умереть, но не страдать от мучений других. Такой вывод, возможно, шокирует тех, кто хотел, чтобы добро было только добром, а зло — только злом. Но приведенные сведения — научный факт. Допустим, что ген альтруизма — это множественный ген, подобно гену черной окраски у кролика. Чем больше этих генов, тем больше черных пятен на белой шкурке, но до определенного предела это все-таки пятнистость. Но прибавляется еще такой же ген — белый цвет исчезает, и кролик становится полностью черным. Возможно, та же история и с альтруизмом, который многие считают вторичным по отношению к эгоизму. Подобное объяснение кажется вполне логичным, оно снимает таинственность с вопроса о появлении в биологическом мире такого «непрактичного» явления как альтруизм. Можно считать, что это — проявление на генетическом уровне такого общего закона, как переход количества в качество. Все это относится к биологической составляющей человека, - тому биологическому фундаменту, не учитывая который невозможно понять его социальную сущность. Очень важен моральный климат: альтруисты и эгоисты всегда останутся сами собой, но конформисты, которых большинство, будут такими, какими хочет видеть их общество. Здесь можно вспомнить о религии, о том, какой огромной нравственной силой она обладает. Хотим мы этого или не хотим, но все мы живем по нравственным правилам, установленным Церковью, а их нарушение считаем безнравственным. В свое время на меня большое впечатление произвели слова о том, что там, где уничтожается религия, начинается безнравственность. И последнее. Хочется, чтобы здесь прозвучало имя Дмитрия Петровича Филатова, основателя кафедры эмбриологии Московского университета. Это был талантливый ученый, очень много сделавший для экспериментальной эмбриологии в нашей стране. Сын богатого помещика, он унаследованную землю отдал крестьянам, формально продав ее за бесценок — по 5 копеек за десятину. Это привело к разрыву с семьей, и фактически он прожил жизнь отшельником, но очень многим помогал, и был очень доброжелательным человеком. Умер Д. П. Филатов в 1943 году, и когда разбирали оставшийся после него архив, нашли неизвестную рукопись. Это была глубокая философская работа «Норма поведения или мораль будущего с естественноисторической точки зрения. Написана она была в 1940 году, а напечатана в конце 60-х в сборнике «Пути в незнаемое». В ней он разбирает происхождение эгоизма и альтруизма, рассматривает биологические основы этих явлений и на примере литературных образов русских писателей показывает основные черты истинных альтруистов. Альтруисты, приходит к выводу Филатов, в основном встречаются среди людей малого достатка, и очень определенно отвечает, почему это так. «У людей физического труда и малообеспеченных ребенок приучается к тому, что кроме удовлетворения своих потребностей нужно удовлетворять и какие-то общие. Происходит подавление эгоистического начала (ведь первые слова в лексиконе ребенка — «дай», «мое» — уже связаны с противопоставлением себя всему остальному)». Поэтому надо, чтобы «большая часть поступков ребенка... была поставлена на службу не ему самому, но направлена на потребности других, родных или чужих. Так формируется поведение, которое отучает от привычки ставить себя в центр вселенной или не дает образоваться этой привычке». При воспитании ребенка «все внимание должно быть обращено на то, чтобы приучить формирующегося человека к мысли, что трудиться на пользу других так же необходимо, как необходимо не воровать, быть честным...» Филатов часто обращается к христианству, но с какой-то горечью и разочарованием. И хотя все его герои — христиане и истинно верующие люди, он считает это случайным и необязательным. Основное расхождение Филатова с христианскими догмами — неприятие представления о личном бессмертии. Он считает, что для истинных альтруистов, носителей морали будущего, основное — это любовь к жизни во всех ее ипостасях. Без этой любви к жизни в них бы не проявлялась огромная моральная сила, граничащая с самоотречением, которая заставляет жертвовать личным, чтобы сохранить гармонию целого. Такие люди настолько любят жизнь, что ради нее готовы умереть, в них нет страха смерти. «Любящий жизнь не боится смерти, а любящий житейские удовольствия — очень, очень боится». Таких людей, носителей новой морали, очень немного, но Филатов верил, что их будет все больше, и тогда «картина человеческих отношений изменится».
Заключение
Несомненно, человек является частью того мира, из которого он вышел. Исследование таких, казалось бы, «чисто человеческих» качеств, как агрессия и альтруизм, только подтверждает этот постулат. Такие факторы, как агрессия и альтруизм способствовали развитию социальности у приматов и их переходу от животных форм организации к ранним человеческим. Если бы на протяжении многих лет животные не выработали этих форм общения, - стадного общения в группах, сообществах, не могло бы возникнуть человеческое общество. Согласно Лоренцу, агрессия проистекает из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. И выливается в действие в ответ на определенные сигналы извне. Чем больше агрессивной энергии накопилось, тем меньшей силы нужен стимул, чтобы агрессия выплеснулась вовне; когда же ее накопится слишком много, агрессия может начаться и безо всякого к тому повода. Вот вам и «немотивированная агрессия». Один из самых важных выводов Лоренца стал достоянием культуры: все живые существа наделены возможностью сдерживать, подавлять свои стремления к насилию. И чем сильнее животное «вооружено» (когтями, клыками), тем сильнее в нем сдерживающее начало. Львы, тигры, волки, представляющие опасность не только для жертвы, но и друг для друга, умеют сдерживаться в драках с себе подобными специальными ритуалами, когда более слабый противник, подставляя сильному спину или незащищенную шею, может незамедлительно прекратить борьбу. А голуби, если их поставить перед необходимостью отстаивать территорию (в клетках и тесных вольерах), могут заклевать друг друга до смерти. Люди не очень опасные существа, от природы они слабо вооружены и совершают гораздо больше насилия к себе подобным, чем животные. Создание оружия массового поражения представляет угрозу выживания человека как вида. Но, к счастью, формы сдерживания тоже совершенствуются. С концентрацией оружия и власти наибольшую опасность представляют мировые лидеры. Лоренц объяснял стремление национальных лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения как раз тем, что у человека способность к насилию превалирует над сдерживающими началами. Генетики ищут наследственные механизмы порождения агрессии. Успехи их, следует признать, невелики — пока, по крайней мере; но, возможно, они останутся таковыми и в будущем, поскольку агрессия — акт синтетический, имеющий много причин, и лишь в отдельных случаях, например при поломке какой-либо детали, лежащей в основании целой пирамиды биохимических, нейрофизиологических и нейропсихологических взаимодействий, может быть разрушена вся эта пирамида. Генетические исследования интересны как раз тем, что в случаях, когда удастся найти такие относительно простые поломки на генетическом уровне, будет надежда обнаружить такие же достаточно простые «противоядия» — лекарственные средства для точечного воздействия на наследственные механизмы. И тем самым повлиять в конечном счете на образ поведения. Исследования последних лет убеждают, что в основе агрессии лежат страх, боязнь, неуверенность — прежде всего страх за свою безопасность, за свое выживание. Он может выливаться в конфликтах за самку, за территорию, за источники пищи в разных условиях и у разных видов животных по-разному. У человека же этот страх по большей части случаев глубоко спрятан в основе той пирамиды, на вершине которой рождаются поведенческие акты. Каким образом генетически программируется этот страх, в каких биохимических сцеплениях выражается действие центров мозга, отвечающих за самосохранение, изучение этого представляется серьезной исследовательской программой для ученых различных специализаций. Потому что тогда появится возможность, не посягая на глубинные инстинкты человека, модифицировать их проявление то ли лекарственными средствами, то ли новыми культурными формами поведения. Агрессия и альтруизм развиваются скоординировано под действием одних факторов. Альтруизм, как и агрессия, демонстрирует свои биологические корни, которые тянутся далеко к нашим животным предкам. Генетическая обусловленность альтруизма широко обсуждается и по сей день, но мне представляется весьма обоснованной роль закона естественного отбора в формировании «поведенческого аналога морали» (так К.Лоренц определил альтруизм). Наверное, вектор эволюции поведения наших далеких предков мог быть направлен как к преимущественному эгоизму, так и к преимущественному альтруизму. Не исключено, что обе тенденции могли развести разные популяции достаточно далеко друг от друга в популяционно-генетическом смысле. Неандертальцы, скорее всего, были в основном эгоистами в нашем понимании, а альтруистическое поведение стало одним из факторов выделения пинии ранних неандертальцев, которая привела к кроманьонцам. И победа кроманьонцев состоялась, несмотря на то, что неандертальцы были индивидуально сильнее и, очевидно, не глупее кроманьонцев. Одна морфологическая деталь позволяет антропологам предполагать большую, чем у неандертальцев, способность кроманьонцев подавлять свои эгоистические побуждения в интересах общества. При одинаковом в среднем объеме мозга у кроманьонцев лучше, чем у неандертальцев, развиты лобные доли, ответственные как раз за эту сторону поведения и за способность корректировать свое поведение а зависимости от прогнозируемого будущего. Опыты на животных только подтверждают генетическое обеспечение социального поведения. И уже не выглядят совпадением результаты «проверки на альтруизм» у людей и животных, показавших равные соотношения: 20% - альтруистов, 20% эгоистов и 60% - конформистов у тех и других. Более того, в экспериментах на мышах удалось выявить и генетические основы поведения, и то, как оно «корректируется» на физиологическом уровне. Оказалось, что наличие амигдал (особых структур подкоркового слоя, миндалевидных скоплений нервных клеток) помогает ориентироваться в определенной обстановке и регулировать поведение в ту или другую сторону. Удивительно, что при удалении из сообщества альтруистов и эгоистов в следующих поколениях они появлялись вновь, и соотношение между ними восстанавливалось. Это тоже было показано в опытах с крысами. Может быть, здесь проявляются законы наследственности Менделя? Если предположить, что ген альтруизма — рецессивный, а ген эгоизма — доминантный, то понятно, почему так редко встречаются альтруисты. А у конформистов есть и тот, и другой ген, но присутствие альтруистического замаскировано эгоистическим. Однако их дети вполне могут быть или чистыми альтруистами или чистыми эгоистами, т. е. именно конформисты «поставляют» в общество и тех и других. Но не следует забывать и о социальной природе человека, на нравственные общечеловеческие нормы, воспитании и обучении, которые также накладывают серьезнейший отпечаток на формирование тех или иных качеств личности. На то человек и обладает сознанием и волей - чтобы по возможности контролировать собственные проявления агрессии и стремиться к проявлению высших нравственных качеств. Может ли культурная эволюция высших нравственных ценностей обрести самостоятельный движущий импульс и полностью заменить генетическую эволюцию? Социобиология тут принципиальна — вряд ли. Гены держат культуру как бы на поводе. Пусть “поводья” и длинны, но ценности тем не менее будут оставаться вполне релятивными их следствиям на человеческий генный фонд. Не надо забывать: мозг — продукт эволюции, а посему нравственное человеческое поведение, как и глубиннейшие способности к эмоциональным реакциям — это тот особый путь, благодаря которому человеческий генный материал сохранялся и, хочется надеяться, будет сохраняться невредимым.
Список использованной литературы:
1.Бутовская М. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека.// ОНИС. 1998. №6. 2. Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев. Агрессивность, доминирование и иерархия - начало всех начал.// «Природа». 1993. № 1,2. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH4_W.HTM 3. Жамкочьян Маргарита. Агрессия не исчезает и не появляется.// «Знание - сила». 2000. №7 http://znanie-sila.ru/online/issue_865.html 4. Зеленко Григорий . Агрессия. Главное — модели поведения.// «Знание - сила». 2000. №7 http://znanie-sila.ru/online/issue_863.html 5. Истоки альтруизма. Круглый стол. //«Человек». 1995. № 5,6 6. Лалаянц Игорь. Слово — генетике.// «Знание - сила». 2000. №7 http://znanie-sila.ru/online/issue_869.html 7. Лоренц Конрад. Агрессия.// Хрестоматия. Сравнительная психология и зоопсихология//СПб.: Питер, 2003. стр. 203-321 8. Моисеева Л.А. Аспекты зоопсихологии (сравнительная психология).// М.: Издатель Воробьев А.В., 2001 9. Эфроимсон В. П. «Родословная альтруизма».// «Новый мир».1971. № 10. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH12W.HTM