Раздел 1 Качество продукции показатели и методы оценки его уровня

Тема 1.1 Качество продукции: основные понятия, термины и определения

 

Следующая тема

Содержание

 

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402—94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».

Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.

Согласно ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства, пищевые продукты и т.д.) и не овеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, относятся только к овеществленным результатам труда.

Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции — это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки технических устройств (ручной, дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер имеют только два взаимоисключающих варианта, например: наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие или отсутствие дефектов. В швейных изделиях использование взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армированные, лавсановых или капроновых — качественный многовариантный признак.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

Рассмотренные понятия «признак», «параметр», «показатель качества продукции» позволяют определить взаимосвязи между ними, что, и показано на рисунке 1.1.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение.

Тема 1.2. Классификация показателей качества промышленной продукции

 

Следующая тема

Содержание

 

План:

1.2.1 Классификация показателей качества по количеству характеризуемых свойств

1.2.2 Классификация показателей качества по характеризуемым свойствам

1.2.3 Определяющие, обобщающие, оптимальные показатели качества

1.2.4 Сорт, марка, класс

 

В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам (таблица 1.1).

Помимо приведенных в таблице 1.1 основных признаков классификации и групп показателей качества используются и такие, как однородность характеризуемых свойств (функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные) и форма предоставления характеризуемых свойств (абсолютные, относительные, удельные).

 

Таблица 1.1 - Классификация показателей качества продукции

Признаки классификации показателей

Группы показателей качества продукции

По количеству характеризуемых свойств

Единичные

Комплексные

Интегральные

По характеризуемым свойствам

Назначения

Надежности

Экономичности

Эргономические

Эстетические

Технологичности

Стандартизации и унификация

Патентно-правовые

Экологические

Безопасности

Транспортабельности

По способу выражения

В натуральных единицах (кг, мм, баллы и др.)

В стоимостном выражении

По этапам определения значений показателей

Прогнозные

Проектные

Производственные

Эксплутационные

 

1.2.1 Классификация показателей по количеству характеризуемых свойств

По количеству характеризуемых свойств показатели качества делятся на: единичные, комплексные и интегральные.

Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: наработка изделия на отказ (часы), удельный расход топлива (г/л. с.), мощность (л. с.), максимальная скорость движения (км/ч).

Комплексным показателем качества продукции называется показатель, характеризующий несколько ее свойств. Комплексные показатели могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие объективные законы природы, а могут быть некоторой комбинацией их, соответствующей определению комплексного показателя.

Пример 1

Комплексными показателями транспортабельности лесоматериала являются объем партии (в кубометрах) и масса партии (в килограммах).

Каждый из этих комплексных показателей связан с единичными следующими функциональными  зависимостями:

 

V = n * L * d * h;

m =  * V =* n * L * d * h;

 

где Vобъем лесоматериала в партии, м3

      m масса лесоматериала партии,  кг

     L, d, h – соответственно длина, ширина и толщина досок стандартных размеров, м

     - плотность древесины, кг/ м3

Пример 2

Комплексным показателем назначения является годовая производительность автобуса (Wa)

 

где - соответственно коэффициент использования парка автобусов, пробега автобуса и его вместимости при номинальной вместимости q, чел;

        V – эксплуатационная скорость автобуса, км/ч

        tм – средняя продолжительность времени в наряде, ч

В случае, когда комплексный показатель качества невозможно выразить через единичные с помощью объективной функциональной зависимости, применяют субъективный способ образования комплексных показателей по принципу средневзвешенного:

 

Наименование комплексного                                                Математическое выражение

показателя качества

 

Среднее арифметическое взвешенное                                      ;    

 

 

Среднее геометрическое взвешенное                                     ;    

 

где - знак суммы

        - знак произведения

      Pi – значение i-го показателя качества

      Qi   - относительный i-й показатель качества

     mi  - параметр весомости i-го показателя

     i  = 1, 2 …nчисло показателей, составляющих средневзвешенное.

В том случае, когда параметры весомости удовлетворяют условию , они называются коэффициентом весомости.

Сложная задача определения параметров весомости показателей качества часто решается так называемым «экспертным» методом.

Среднее арифметическое взвешенное используется преимущественно тогда, когда в комплексный показатель качества  объединяются однородные единичные показатели, а разброс между слагаемыми невелик.

Пример 3

Основными единичными показателями качества отечественного кокса являются содержание в нем серы Sо, зольности Ао, прочность По(1) и По(2). При увеличении каждого из этих показателей на 1% производительность доменной печи в первых трех случаях снижается соответственно на 20, на 2 и на  3%, а в четвертом - повышается на 1,3%. При этих условиях комплексный показатель, характеризующий зависимость производительности доменной печи от качества кокса, представляется в виде среднего арифметического взвешенного

 

W = m1 Sо + m2 Aо + m3 По(1) + m4 По(2),

 

где коэффициенты весомости выбраны равными изменению производительности доменной печи при увеличении значений перечисленных показателей качества кокса на 1%. При значениях показателей качества кокса Sо = 0,7%; Ао =  11%; По(1) = 8%; По(2) = 78% средне арифметическое взвешенное (W)

 

W = -0,2 * 0,007 – 0,02 * 0,11 – 0,03 * 0,08 + 0,013 * 0,78 = 4,14 * 10-3,

 

            Среднее геометрическое взвешенное  применяется при комплексировании неоднородных показателей качества, в том числе разнородной продукции, соответствующих разным условиям ее применения и имеющим значительный разброс.

            Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, является интегральный показатель качества.

            Интегральный показатель качества продукции характеризует отношение полезного суммарного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание, эксплуатацию или потребление.

            Пример 4

            Интегральным показателем качества буровой установки является удельная глубина бурения

 

где      НΣ – суммарная глубина проходки буровой установки до капитального ремонта, м;

            Зс, Зэ – соответственно себестоимость и затраты на эксплуатацию буровой установки до капитального ремонта.

 

            Пример 5

Расчет интегральных показателей (И) по техническим устройствам со сроком службы более одного года можно произвести по формуле:

 

 

где ПЭТ полезный суммарный эффект от эксплуатации технического устройства за расчетный период или полезный срок использования (например, выработка электроэнергии энергоблоком в кВт/ч, работа грузового автомобиля в т-км);

      Зсt затраты на создание технического устройства (разработку, изготовление, монтаж) в году t,

      Зэt затраты на эксплуатацию технического устройства (техническое обслуживание, ремонт и другие эксплуатационные расходы) в году t,

        коэффициент приведения (дисконтирования) разновременных затрат к одному году;

      T расчетный период (полезный или нормативный срок службы).

Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характеризующим свойствам.

 

Вернуться

 

1.2.2 Классификация показателей качества по характеризуемым свойствам

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они подразделяются на показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани); конструктивные (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости); показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность показывает свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов.

Ремонтопригодность — это свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления. Восстановляемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления.

Сохраняемость свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояния в течение после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы. Понятие «ресурс» применяется при характеристике долговечности по наработке изделия, а «срок службы» — при характеристике долговечности по календарному времени.

Эргономические показатели, характеризующие систему «человек — изделие — среда использования» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, делятся на следующие группы:

гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);

антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);

физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);

психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации).

Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление). Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).

Показатели технологичности имеют отношение к таким свойства конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они является определяющими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности — удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

 

Вернуться

 

1.2.3 Определяющие, обобщающие, оптимальные показатели качества

Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Свойства, учитываемые определяющим показателем, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными (обобщающими) показателями качества.

Обобщающие показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.

Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах и ее создание и эксплуатацию (потребление). Рассмотренные выше показатели качества могут быть использованы в основном для оценки продукции производственного назначения. Им аналогичны показатели качества предметов потребления, однако они должны учитывать специфику назначения и использования этих предметов.

Например, для оценки качества домашних электрических холодильников используются следующие показатели: функциональные (объем холодильной и морозильной камер, номинальная температура последней); эстетические и эргономические (внешний вид — дизайн, формы, удобство пользования камерами, дверцами); экономичности (удельное потребление энергии на единицу массы продукта, средние межремонтные сроки, средние потери от производимых ремонтов).

 

Вернуться

 

1.2.4 Сорт, марка, класс продукции

При оценке отечественных товаров для населения применяются такие показатели, как сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая радиоаппаратура), марка (цемент, кирпич), категория качества (видеокассеты).

В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация (класс, сорт) — категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1 (с понижением соответственно до 2, 3 и т.п.), а при обозначении количеством каких-либо знаков, например, звездочек, обычно низший класс имеет меньшее количество таких знаков.

Согласно Федеральному Закону РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. по товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы, а по продуктам питания, парфюмерным товарам, медикаментам, товарам бытовой химии — срок годности. Эти два показателя устанавливают сроки, по истечении которых товар представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению.

Особенности оценки качества продукции производственно-технического назначения и предметов потребления отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область применений.

 

Тема 1.3 Стадии формирования качества

 

Опрос по темам 1.1 - 1.3

Следующая тема

Содержание

 

Формирование и поддержание качества продукции происходит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию (потребление) и ремонт.

На начальной стадии проводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, создание проекта, научно-исследовательские работы и подготовку технического задания.

Основные требования по разработке и постановке на производство новой (модернизированной) продукции производственно-технического назначения установлены ГОСТ 15.001—88 и соответствующими рекомендациями по его применению. Техническое задание, как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, основание для разработки, цель и назначение разработки, технические требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения. Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50—-601—5—89, а конкретно его определяют заказчик (основной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке — (только разработчик). Функции заказчика могут выполнять потребители заказываемой продукции, организации, представляющие интересы потребителей, изготовители.

Заказчик формирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основываться на прогнозировании потребности рынка в данном виде продукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенствования производственных процессов и сферы услуг, где будет использоваться продукция.

Разработчик осуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом результатов выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, требований внешнего и внутреннего рынков. Техническое задание может разрабатываться на конкретное изделие и на их группу — типоразмерный ряд или его часть. На группу изделий, характеризуемых общностью конструкции и назначения, может разрабатываться типовое техническое задание.

В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различных вариантов технических решений устанавливаются окончательные требования к техническим характеристикам и показателям качества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям единой системы конструкторской документации - ЕСКД (эскизный, технический проекты и рабочую документацию).

Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов разработки:

- виды изготовленных образцов (экспериментальных, опытных, головных);

- категории испытаний;

- рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;

- документы, предоставляемые на приемку;

Действие технического задания заканчивается после утверждения акта приемочной комиссии.

Изготовитель определяет необходимость участия разработчика в подготовке и освоении производства продукции. При необходимости совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства на основе единой системы технологической подготовки производства - ЕСТПП, проводят квалификационные испытания.

Важнейшими задачами на стадии производства являются: обеспечение стабильного качества продукции, анализ данных об эксплуатации (потребления), выявление возможных направлений совершенствования изделий, выполнение работ по подготовки к сертификации и организации сервисного обслуживания.

Тема 1.5 Методы оценки уровня качества продукции

 

Опрос по темам 1.4, 1.5

Следующая тема

Содержание

 

План:

1.5.1 Дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества продукции

1.5.2 Оценка качества разнородной продукции, индексы качества и дефектности

 

Уровень качества продукции — это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовым значением показателя является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

1.5.1 Дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества продукции

Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца, и значения каких наиболее отличаются от базовых. Расчет относительных показателей качества продукции (Qi) ведется по формуле:

 

 

где Рi значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

      Рib значение i-го базового показателя;

     i = 1, ..., п количество оцениваемых показателей качества.

В результате расчетов, произведенных по формуле, улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя, например увеличение относительного показателя для единичной мощности (производительности и т.п.) либо его уменьшение для материалоемкости. При наличии нормативных (проектных) ограничений для показателей качества относительный показатель вычисляют по формуле:

 

 

где Рin нормативное (проектное) значение i-го показателя.

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которой существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.

Комплексный метод основан на использовании обобщенного комплексного показателя качества.

Если часть значений относительных показателей больше, а часть меньше единицы, а также в случае, когда качество продукции нужно выразить в абсолютной мере одним числом (которое будет означать, во сколько раз это качество выше или ниже эталонного), объединяют относительные показатели в обобщенный комплексный показатель качества.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей оценки качества продукции.

При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель, при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

          Пример           

              Сравнить по качеству отечественный кокс, имеющий следующие показатели (содержание серы Sо=0,7%; зольность Ао=78%; прочность По(1)=8%; прочность По(2)=78%), с английским коксом, имеющий следующие значения тех же показателей: (Sа=1,2%; Аа=9,8%; Па(1)=9,8%; Па(2)=70%)

Решение: Сравним значения показателей качества по шкале отношений:

 

                        

 

              На основе полученных данных трудно предположить качество каждого из коксов выше. Перейдем, поэтому к сравнению обобщенных комплексных показателей.

              Для отечественного кокса обобщенный комплексный показатель, как среднее арифметическое взвешенное:

 

(см. пример 3, тема 1.2)

 

            Для английского кокса при аналогичных условиях (см. пример 3, тема 1.2) обобщенный комплексный показатель:

 

               

 

              Таким образом: качество отечественного кокса в 2 раза выше английского.

 

Оценка качества разнородной продукции, индексы качества и дефектности

Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности.

Индекс качества к) — это комплексный показатель качества разнородной продукции (выпущенной за рассматриваемый период времени), который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Определяется он по следующей формуле:

 

 

где Вi коэффициент весомости i-го вида продукции;

      Кi комплексный показатель качества i-го вида продукции;

      К базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции;

     i= 1,..., s количество видов продукции.

В свою очередь, коэффициент весомости Вi определяется так

 

 

где Ci — стоимость продукции i-го вида в рассматриваемый период.

Индекс дефектности (Ид) — это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции (коэффициентом дефектности называется среднее взвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции). Определяется Ид по формуле:

 

 

где Qi— относительный коэффициент дефектности продукции i-го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.

Коэффициент дефектности (Q) можно вычислить следующим образом:

 

 

где   Д — значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в рассматриваемом периоде;

        Дб базовое значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в базовом периоде.

Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.

Тема 1.6 Надежность. Основные понятия и термины. Методы оценки надежности
 
Опрос по теме 1.6
Следующая тема

Содержание

 

План:

1.6.1 Основные понятия в области технического обеспечения надежности

1.6.2 Количественные показатели надежности

 

1.6.1Основные понятия в области технического обеспечения надежности

Надежность представляет собой понятие, связанное, прежде всего с техникой. Его можно трактовать как "безотказность", способность выполнять определенную задачу или как "вероятность выполнения определенной функции или функций в течение определенного времени и в определенных условиях".

Как техническое понятие "надежность" представляет собой вероятность (в математическом смысле) удовлетворительного выполнения определенной функции. Поскольку надежность представляет собой вероятность, для ее оценки применяются статистические характеристики.

В технике применяется также понятие "удовлетворительное выполнение". Точное определение этого понятия связано с определением его противоположности — неудовлетворительного выполнения или отказа.

Под отказом понимают появление первых признаков неправильной работы или неполадки в работе аппаратуры. Каждый отказ характеризуется определенным временем его возникновения.

Отказы системы могут быть обусловлены ошибками в  конструкции деталей, браком при их изготовлении или неправильной эксплуатацией системы.

В современных условиях большое внимание уделяется надежности электронного оборудования.

Общему понятию надежности противостоит понятие "собственно надежность образца оборудования", которая представляет собой вероятность безотказной работы в соответствии с заданными техническими условиями при установленных проверочных испытаниях в течение требуемого промежутка времени. При испытаниях надежности измеряется собственно надежность. Она представляет по существу операционную надежность оборудования и является следствием двух факторов: собственно надежности и эксплуатационной надежности. Эксплуатационная надежность, в свою очередь, обусловлена соответствием аппаратуры ее использованию, порядком и способом оперативного применения и обслуживания, квалификацией персонала, возможностью ремонта различных деталей, факторами окружающей среды и др.

На каждую характеристику, подлежащую измерению, в технических условиях задается допуск, нарушение которого рассматривается как отказ. Допуск, определяющий отказ, должен быть оптимальным с необходимой надбавкой на износ деталей, т. е. он должен быть шире нормального заводского допуска. Поэтому заводские допуски устанавливают с учетом того, что детали со временем изнашиваются.

Основными понятиями, связанными с надежностью, являются:

1.    1.    Исправность состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так и в отношении второстепенных параметров, характеризующих удобства эксплуатации, внешний вид и т.п.

2.    2.     Неисправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

3. Работоспособность состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

4. Отказ событие, заключающееся в полной или частичной утрате изделием его работоспособности.

5. Полный отказ отказ, до устранения которого использование изделия по назначению становится невозможным.

6. Частичный отказ отказ, до устранения которого остается возможность частичного использования изделия.

7. Безотказность свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени.

8. Долговечность свойство изделия сохранять работоспособность (с возможными перерывами для технического обслуживания и ремонта) до разрушения или другого предельного состояния. Предельное состояние может устанавливаться по изменениям параметров, по условиям безопасности и т.п.

9. Ремонтопригодность свойство изделия, выражающееся его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта, т. е. к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов.

10. Надежность (в широком смысле) — свойство изделия, обусловленное безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью самого изделия и его частей и обеспечивающее сохранение эксплуатационных показателей изделия в заданных условиях.

11. Восстанавливаемость свойство изделия восстанавливать начальные значения параметров в результате устранения отказов и неисправностей, а также восстанавливать технический pecypc в результате проведения ремонтов.

12. Сохраняемость свойство изделия сохранять исправность и надежность в определенных условиях и при транспортировки.

Для предвидения отказов в будущем необходимых фактических данные о частоте отказов за время использования оборудования по назначению.

При обработке информации применяется величина, обратная частоте отказов, — среднее время между отказами.

 

Вернуться

 

1.6.2 Количественные показатели надежности

Все возможные виды изделий разделяют на невосстанавливаемые (неремонтируемые) и восстанавливаемые (ремонтируемые).

К первым относятся обширная номенклатура радиоэлементов (полупроводниковые и электровакуумные приборы, конденсаторы, резисторы и т. д.), электротехнические изделия (осветительные приборы, реле, выключатели), детали машин и т. п. К невосстанавливаемым изделиям относятся также сложные изделия: аппаратура спутников и космических кораблей, бортовая аппаратура самолетов во время полетов и некоторых типов кораблей во время плавания.

К ремонтируемым изделиям относятся сложные изделия: автомашины, комбайны, стационарная электронная аппаратура.

Количественные показатели надежности невосстанавливаемых изделий

Безотказность невосстанавливаемого изделия характеризуется вероятностью безотказной работы P (t) в течение заданной наработки. Если P (t)=1 – это означает, что изделие непременно сохраняет работоспособность в течение наработки t . Если P (t)=0 – это означает, что изделие обязательно откажет в течение наработки t .

Вероятность безотказной работы невосстанавливаемого изделия оценивается по следующей формуле:

 

 

где N – число изделий, взятое для определительных испытаний;

      m – число отказавших изделий;

      t – время испытаний t, записанное в стандарте.

Безотказность невосстанавливаемых изделий характеризуется также интенсивностью отказов изделия (), т.е. вероятностью отказа изделия в единицу времени после данного момента времени при условии, что отказ до этого момента не возник.

Интенсивность отказов невосстанавливаемого изделия оценивается при помощи соотношения:

 

 

где N – число изделий, взятое для определительных испытаний;

      m - число отказавших изделий;

      t – время испытаний t, записанное в стандарте.

Размерность интенсивности отказов равно единица, деленная на час (1/ч). Например: если интенсивность отказов равна 0,2 1/ч, то это означает, что в час отказывает 20% изделий, оставшихся исправных к началу этого часа.

Предположим, что одновременно работают 1000 изделий, в первый час откажет 200 изделий, останутся исправными 800 изделий, во второй час откажет 160 изделий останутся исправными 640 изделий, в третий час откажет 128 изделий и т. д.

Сложные устройства, состоящие из большого числа компонентов, обычно подчиняются эксплуатационному закону надежности, при котором вероятность безотказной работы P (t) определяется соотношением:

 

 

где  = 2,71828 – основание натурального логарифма;

        - интенсивность отказов, имеющая постоянную величину.

Для устройства состоящего из n комплектующих изделий:

 

,

 

где - интенсивность отказов комплектующих изделий.

Тогда

 

.

 

Долговечность невосстанавливаемых изделий характеризуется наработкой изделия до предельного состояния, называемой ресурсом. Для оценки среднего ресурса невосстанавливаемых изделий необходимо все  изделия испытывать до отказа и фиксировать время работы каждого изделия. Оценка среднего ресурса (tср) вычисляется при помощи соотношения:

 

 

где tср – оценка среднего ресурса;

      - время работы изделий до отказа.

Сохраняемость невосстанавливаемых изделий характеризуется

а) показателями сохраняемости изделий в течение срока хранения. Таким показателем является гамма – процентный срок сохранности, т.е. срок хранения, в течение которого в среднем Ɣ процентов изделий окажутся работоспособными. Так, если 99 – процентный срок сохранности равен 1 году, это означает, что через 1 год 99 % изделий будут работоспособными.

б) показателями безотказности и долговечности изделия после срока хранения.

 

Количественные показатели надежности восстанавливаемых изделий

Безотказность восстанавливаемых изделий характеризуется средним значением наработки ремонтируемого изделия между отказами, называемым наработкой на отказ. Оценка наработки на отказ производится следующим образом. Для каждого образца фиксируются время работы между отказами и время, затраченное на восстановление после каждого отказа. Испытания ведут до тех пор, пока каждый из образцов откажет хотя бы один раз. Предположим, что при испытании N образцов за время t произошло m отказов. Тогда оценка наработки на отказ  определяется формулой:

 

 

где t1, t2 tm – время работы между отказами.

       m – количество отказов для N изделий за время t.

Оценка среднего времени восстановления определяется как:

 

 

где  - время на восстановление после отказа;

       m – количество отказов для N изделий за время t.

Для ремонтируемых изделий показателем безотказности является также вероятность безотказной работы.

Вероятность безотказной работы для восстанавливаемых изделий оценивается также, как невосстанавливаемых изделий (см. выше).

Вероятность безотказной работы за время t рассчитывается по формуле:

 

 

Интенсивность отказов оценивается при помощи соотношения:

 

 

В случае экспоненциального закона надежности эти показатели связаны следующей зависимостью:

 

 

где P (t) – вероятность безотказной работы за время t;

     T- наработка на отказ;

      = 2,71828 – основание натурального логарифма.

Показателями долговечности восстанавливаемых изделий являются срок службы и ресурс.

Сроком службы называется календарная продолжительность эксплуатации изделия до момента возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации или до списания. В случае необходимости применяются и другие показатели долговечности, связанные с календарной продолжительностью эксплуатации изделия, например, срок службы до первого капитального (среднего) ремонта, срок службы между капитальными ремонтами.

Ресурсом восстанавливаемого изделия называется наработка изделия до предельного состояния, оговоренного в технической документации. Ресурс измеряется в различных единицах в зависимости от вида работы, выполняемой изделием: км, м3 , ч и т. д. Могут употребляться также показатели: ресурс до капитального ремонта, межремонтный ресурс и др. Ресурс каждого из совокупности одинаковых изделий является различной величиной вследствие ряда случайных факторов, поэтому для характеристики долговечности употребляется показатель средний ресурс.

Часть календарного времени эксплуатации изделия тратится на восстановление его работоспособности после отказа. Время, затраченное на ремонт изделия зависит от характера отказа, опытности обслуживающего персонала, наличия ремонтного оборудования. В сложных устройствах много времени тратится на отыскание причин отказа. При ремонте станков, автомашин, двигателей основное время ремонта уходит на их разработку и сборку.

Показатели ремонтопригодности восстанавливаемых изделий служит среднее время восстановления работоспособности изделия или вероятность выполнения ремонта в заданное время.

Для оценки сохраняемости восстанавливаемых изделий используют две группы показателей:

1.      1.      показатели сохраняемости изделий в течение срока хранения;

2.      2.      показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности изделия после срока хранения.

В таблице 1.3 приведены основные показатели надежности изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3 – Показатели надежности изделий

Характеристика изделий

Качественный показатель

Количественный показатель

Невосстанавливаемые (неремонтируемые) изделия

Безотказность

 

 

 

 

 

 

 

Долговечность

 

Ремонтопригодность

 

Сохраняемость

 

 

а) вероятность безотказной работы в течение заданной наработки

б) интенсивность отказов простых устройств

в) интенсивность отказов сложных устройств

 

средний ресурс

 

показатель отсутствует

 

а) в течение срока хранения

б) после срока хранения: безотказность, долговечность

Восстанавливаемые (ремонтируемые) изделия

Безотказность

 

 

 

 

Долговечность

 

 

Ремонтопригодность

 

 

 

 

 

Сохраняемость

а) среднее время безотказной работы (наработка на отказ)

б) вероятность безотказной работы

 

а) срок службы

б) ресурс, средний ресурс

 

а) среднее время восстановления работоспособности или вероятность выполнения ремонта в заданное время

 

а) в течение срока хранения

б) после срока хранения: безотказность, долговечность, ремонтопригодность.

Тема 1.7 Оценка технического уровня продукции.

 

Следующая тема

Содержание

 

Оценка технического уровня продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Технический уровень продукции является относительной характеристикой, основанной на сопоставлении показателей, отражающих только техническое совершенство оцениваемой продукции по сравнению с базовыми соответствующими показателями (оно определяется по специальным картам технического уровня).

Принципиальный подход в оценке технического уровня основан на сопоставлении значений единичных показателей качества продукции со значениями соответствующих показателей лучших мировых аналогов, учете значимости каждого показателя в условиях эксплуатации, определении комплексного показателя технического уровня (КПТУ) и принятии заключения о соответствии продукции современному мировому техническому уровню.

Аналог продукция отечественного или зарубежного производства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функционального назначения и условий применения.

Анализ исходных данных и оценки технического уровня, как правило, проводит группа экспертов, состав которой комплектуется специалистами в данной области науки и техники, представляющими заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя. Последовательность проведения работ по оценке технического уровня продукции показана на рисунке 1.3.

Содержание работ по этапам оценки

1. Продукция, подлежащая оценке, проверяется на соответствие требованиям действующих международных, государственных и отраслевых стандартов на данную группу продукции. При невыполнении требований стандартов по безопасности и экологии она должна исключаться из процесса дальнейшей оценки как не имеющая право на реализацию.

2. Принадлежность к группе однородной продукции устанавливается по действующему перечню групп однородной продукции, а при необходимости выделяются и подгруппы.

3. Установление номенклатуры основных и дополнительных показателей технического уровня осуществляется согласно методическим рекомендациям, представленным в таблице 1.2.

4. Аналоги выбираются из выпускаемой отечественной и зарубежной промышленностью новой продукции и разрабатываемых перспективных образцов той же группы однородной продукции. При отсутствии прямых аналогов могут быть рассмотрены косвенные аналоги, близкие по назначению. Значения параметров аналогов устанавливаются следующим образом:

- для зарубежных образцов — по справочникам, каталогам, проспектам ведущих фирм, протоколам измерений, расчетов и испытаний, международным стандартам;

- для отечественных образцов, находящихся в разработке, — на основе требований, установленных в техническом задании, актов экспертных или приемочных комиссий, а для изделий, находящихся в производстве, — на основе технических условий на поставку. Базовый образец выбирается из предварительно отобранной группы аналогов, включая оцениваемое изделие.

5. Методы расчета комплексных (обобщенных) показателей оценки технического уровня (КПТУ) основаны на положениях, рассмотренных в теме 1.5 настоящего раздела.

6. Для окончательной оценки технического уровня рассчитанный КПТУ сравнивается со значением обобщенного показателя базового образца, равного единице. Решение принимается с учетом следующего: если КПТУ больше и равен единице, изделие соответствует либо превышает мировой технический уровень, а если он меньше единицы, то не соответствует.

 

Тема 1.8 Карта технического уровня и качества продукции

 

Опрос по темам  1.7, 1.8

Следующая тема

Содержание

 

Карта технического уровня и качества продукции (карта уровня) входит в состав технической документации на вновь осваиваемую, модернизируемую продукцию, отражая ее техническое совершенство. Она используется для обоснования целесообразности разработки продукции, постановки ее на производство (снятия с производства и эксплуатации) или модернизации, при сертификации и определении конкурентоспособности, анализе соответствия основных показателей лучшим мировым образцам, а также при государственной регистрации.

Карта уровня составляется на конкретную продукцию, разработка и постановка, на производство которой осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ 15001-88. Обязательным являются разработка карты уровня на следующую продукцию: подлежащую сертификации; предусмотренную перечнем продукции машиностроения, имеющую важное народно-хозяйственное значение; подлежащую государственной регистрации. Для продукции, образующей типоразмерный (параметрический) ряд, и группы продукции, которая не образует параметрический ряд, но планируется к выпуску по единой технологии и одному нормативно-техническому документу, допускается составлять карту  уровня на типового представителя этой группы продукции.

Карта технического уровня и качества продукции включает пять форм:

1. Общие данные: назначение, область применения и характеристика продукции; головная организация; организация разработчик; предприятие-изготовитель; страны, в которых продукция обладает патентной чистотой; результаты оценки технического уровня и др.

2. Определение технического уровня качества: наименование показателей; значения показателей оцениваемой продукции, базового, перспективного и заменяемого образцов, лучших отечественных и зарубежных аналогов.

3. Сведения о представителях типоразмерного ряда, группы продукции: наименование представителя продукции, наименование и значение показателей технического уровня продукции и др.

4. Данные об аналогах: код продукции; страна и предприятие-изготовитель; год постановки продукции на производство.

5. Сведения о качестве продукции: результаты государственных испытаний, данные о сертификации.

Карту уровня разрабатывает и ведет головной разработчик продукции, начиная с этапа подготовки технического задания и кончая снятием продукции с производства. Составляя эту карту, он на всех стадиях жизненного цикла продукции должен использовать результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ, патентных исследований, учитывать требования международных и национальных стандартов на аналогичную продукцию, результаты государственных испытаний опытных образцов, чтобы своевременно вносить изменения и дополнения.

Головная организация по данному виду продукции (если она не является разработчиком) представляет разработчику информацию о техническом уровне и качестве лучших отечественных и зарубежных аналогов. При ее непосредственном участии определяется единая номенклатура показателей качества для группы однородной продукции, включаемая в карту уровня в соответствии с рекомендациями по применяемости показателей (см. таблицу 1.2).

Карту уровня подписывают следующие лица: разработчик — на этапе составления технического задания; заказчик (основной потребитель) продукции — одновременно с согласованием технического задания. Копии карт уровня разработчик передает головной организации, заказчику, базовой (головной) организации стандартизации, головному изготовителю, а дубликат подлинника — в установленном порядке для государственной регистрации продукции.

Управление качеством в условиях современного предприятия (автореферат диссертации)


...Брать с собой вещи, которые безупречно добротны, Ибо так как добротность обеспечит доверие к вашим товарам, Которое вырастает со временем, так и обманный или поддельный товар Навлечет на вас и на все ваши товары презрение и дурную славу... (Р.Гаклют, 1553-1616 г.г.)

Обоснование темы и её актуальность

Успех любой организации в значительной мере определяется качеством и стоимостью предоставляемых товаров или услуг. Для того, чтобы добиться эффективной работы, организация должна обеспечить конкурентоспособное качество и конкурентоспособные цены своих товаров и услуг. Качество - это относительный термин, имеющий разный смысл для разных людей. Качество можно рассматривать с позиции характеристики производственного процесса, продукта или услуги и требований потребителя.

Систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики и конкурентоспособности фирмы. В рыночных условиях между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость, они дополняют друг друга.

Ведущие фирмы с мировым именем строят свою политику в конкурентной борьбе на "индустриализации", основанной на комплексном управлении качеством [1], а критерием производительности фирмы служит не увеличение объема производства, а расширение выпуска продукции широкого качества. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера - основного условия успешного бизнеса.

Качество - это совокупность свойств продукции, услуги или процесса, обуславливающих их способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением.

Требуемое качество продукции или услуг может быть обеспечено, если они обладают определенными свойствами. Эти свойства характеризуются параметрами, признаками и условными характеристиками качества. Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении, проявляется и реализуется в процессе эксплуатации и потребления.

Качество нельзя ограничить совокупностью характеристик продукции, определяемых самим производителем. В настоящее время понятие "качество" существенно расширено и наряду с физическими характеристиками в него включают всю совокупность свойств, признанных способствовать удовлетворению потребностей покупателя.

Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятия - его рентабельность, долю на рынке, перспективы производства. Но степень этого влияния в большой степени зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества.

Управление качеством продукции - это комплекс мероприятий, осуществляемых в процессе создания и эксплуатации готовой продукции с целью установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества.[2]

"Качество не является приоритетом конструкторско-технологического отдела, производства и обслуживающих подразделений, отдела маркетинга и административного персонала. Качество - это поистине дело всех и каждого", - кредо всемирно известной компании IBM.

Обзор состояния темы

Конечной целью управления качеством является выпуск высококачественной продукции, способной удовлетворять запросы потребителей.

Процессы управления качеством в общем виде можно подразделить на две группы:

-Поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.

-Переводящие систему производства на более высокий уровень, то есть обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества.

Все функции управления как процесса (планирование, организация, мотивация и контроль - основные функции; коммуникации и принятие решений - связующие функции) присущи и управлению качеством продукции.

Механизм управления качеством продукции включает в себя:

-Определение плана (заданного уровня качества), разработку программы управления, планирование повышения качества продукции.

-Организацию выполнения этого плана (получение и анализ информации о состоянии любого изделия или процесса, влияющего на качество продукции; принятие решения по управлению качеством; выдача управляющих воздействий).

-Побуждение исполнителей к выполнению планов и принятых решений по качеству.

-Получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями.[3]

Система управления качеством продукции включает следующие функции:

- Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

- Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

- Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

- Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

В 1987 году Международной организацией по стандартизации (ИСО/ISO) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

- ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

- ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

- ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

- ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

- ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".[4]

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Таким образом, система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.[5]

Система управления качеством включает:

- Задачи руководства (политика в области качества, организация).

- Система документации и планирования.

- Документация требований и их выполнимость.

- Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).

- Качество во время закупок (документация, контроль).

- Обозначение изделий и возможность их контроля.

- Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

- Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).

- Контроль за испытательными средствами.

- Корректирующие мероприятия.

- Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

- Документирование качества.

- Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.

- Обучение.

- Применение статистических методов.

- Анализ качества и систем принимаемых мер.[6]

Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается в конструкторской и технологической документации, и та, и другая должны соответствующим образом оцениваться.[7]

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Отметим, что на предприятиях электронной промышленности из-за миниатюрных размеров изделий часто брак исправить вообще невозможно. Поэтому современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепциями "Регулирование качества" и "Ноль дефектов".

Под планом статистического контроля понимают систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует примять, забраковать или продолжить контроль.[8]

Стремление Украины к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

Нерешенные вопросы рассматриваемой темы

Современная ситуация на международном рынке предъявляет высокие требования к качеству продаваемых товаров. Поэтому для того чтобы товар был конкурентоспособным, производителю требуется постоянно повышать характеристики и свойства выпускаемой продукции.

Одним из методов, внедряемых на предприятиях Украины, является японский подход к управлению качеством.

Японский подход заключается в том, чтобы в изучении, развитии и реализации методов управления качеством участвовали все подразделения и все работники фирмы. Японский метод предусматривает всеобщее участие в управлении качеством. С этой целью, в частности, предусмотрено постоянное и целеустремленное обучение рабочего персонала, широко распространено и поощряется движение кружков качества.[9]

Также много спорных вопросов возникает при выборе программы по управлению качеством. Некоторые фирмы используют готовые (как бы типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их. Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно. В Германии, например, небольшие фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа "ноль дефектов".

Отрицая реальное воплощение в жизнь принцип "ноль дефектов" и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции. Основные из них - это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип "эстафетной палочки"), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений.[10]

Всё это необходимо учитывать и в той или иной степени внедрять на современных производственных предприятиях Украины.

Научная новизна работы. Методы и средства

Процесс управления качеством можно осуществить в три этапа.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять следующим требованиям:

9001 - требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.

9002 - требования к системе организации производства.

9003 - требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Этот этап наиболее актуален в условиях современного предприятия.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей. Здесь немаловажными являются вопросы маркетинга (исследование рынка, жизненный цикл товара)[11]

Практическая ценность работы

Стремление украинских предприятий к соответствию мировому уровню качества продукции, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства. Практическая ценность работы заключается в рассмотрении спорных вопросов в сфере управления качеством в условиях современного производственного предприятия, так как наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

Обзор состояния темы

Перейдя к рыночной экономике, Украинским предприятиям необходимо формировать новый подход к решению проблемы качества. В настоящие время, одной из серьезных проблем в этой области является создание систем качества на предприятиях, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособной продукции и открывающих доступ на международный рынок.

В связи с эти данный вопрос является не только актуальным, но и весьма широко рассматриваемым как в печатных изданиях, так и в Internet. Однако, необходимо отметить, что крайне мало внимания уделяется внедрению новых систем, методов и концепций по управлению качеством на современных предприятиях Украины.

Основные материалы исследования

Исследование вопросов управления качеством целесообразно проводить на основе схемы Исикавы, используемых при определении факторов, влияющих на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество.

Также немаловажной является контрольная карта, представляющая собой процедуру, которая накапливает информацию для использования при принятии решений. Она разработана американским статистиком И.Пейджем в 1954 году. Для исследования, таким образом, необходима соответствующая статистическая, учетная и аналитическая информация с предприятий.

Выводы по работе

При рассмотрении вопросов управления качеством следует отметить, что успех любой организации в значительной мере определяется качеством и стоимостью предоставляемых товаров или услуг. Систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики и конкурентоспособности фирмы. Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении, проявляется и реализуется в процессе эксплуатации и потребления. Качество нельзя ограничить совокупностью характеристик продукции, определяемых самим производителем. Современная ситуация на международном рынке предъявляет высокие требования к качеству продаваемых товаров. Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям международных стандартов ИСО. Также необходимо уделять большее внимание внедрению новых систем, методов и концепций по управлению качеством на современных предприятиях Украины.

Перспективы исследований

С учетом постоянного повышения роли управления качеством в современной экономической системе степень исследованности данного вопроса растет, что позволит в ближайшем будущем внедрять на украинских производственных предприятиях не только уже сложившиеся системы по управлению качеством, а и разработанные новые методы и концепции, учитывающие особенности украинской экономики и менеджмента.

Перечень ссылок

1. Качество и управление / под редакцией И.В.Лепникова. - М.: ИНФРА-М, 1999

2. http://www.standard.ru/public/publications-txt1.phtml

3. М.В.Дробуш. Управление качеством. - Х.: Основа, 2001

4. http://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook.shtml

5. Р.Лекнова. Производственный менеджмент. - Х.: Одиссей, 2002

6. К.Исикава. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1998

7. http://www.akdi.ru/avt-upr/upr_upr/aris-iso.htm

8. http://www.cadmaster.ru/articles/15_technologisc_and_iso9000.cfm

9. С.Ф.Поважный, И.Ю.Рудницкий, И.Н.Михайлов. Менеджмент качества. - Донецк, 1997

10. Г.Д.Крылова. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Издательство стандартов, 2001

11. Декрет Кабинета министров Украины №289 "О стандартизации и сертификации" / Ведомости верховного совета. - 1993. - №27