МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цели и задачи анализа рынка Методы проведения анализа рынка Источники данных и информации
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
Состояние отрасли Развитие отрасли в предыдущие годы Текущее состояние отрасли Тенденции развития отрасли Источники информации для анализа конкретной ситуации
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА
Характеристика целевого рынка Состояние спроса Емкость рынка Уровень цен Перспективы развития рынка Источники информации
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Изучение потребителей Характеристики групп потребителей Источники информации
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ
Конкурентная ситуация Факторы конкуренции Место размещения Анализ производителей мясных изделий Источники информации
УСЛОВИЯ "ВНЕШНЕЙ" СРЕДЫ НА РЫНКЕ
Условия "внешней" среды на рынке Политические и социальные аспекты Аспекты законодательства Источники информации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Цели и задачи анализа рынка
Прежде, чем начинать действовать на рынке, предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что на нем происходит. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления. Анализ рынка является важнейшим компонентом маркетингового подхода в компании. В задачи исследования входит сбор, анализ и обработка информации о товарах, клиентах, конкурентах и рынках.
Сбор и обработка информации производятся в целях принятия решений в области стратегии маркетинга и разработки практических шагов компании.
К сожалению, предприниматели, занятые в малом бизнесе, часто пренебрегают проведением маркетингового анализа. Иногда они просто не понимают, зачем им тратить силы и средства на эти работы. Конечно, сами по себе маркетинговые исследования не гарантируют 100 – процентного успеха в бизнесе. Их задача иная – они должны помочь оценить маркетинговые возможности предлагаемого продукта или услуги и снизить риск принятия неправильных решений.
Основными вопросами при изучении рынка являются следующие:
- Состояние отрасли
- Характеристика целевого рынка
- Изучение потребителей
- Конкурентная ситуация
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Методы проведения анализа рынка
План проведения исследования
Общая схема проведения маркетингового исследования состоит из нескольких этапов:
Определение целей маркетингового исследования. |
|
Предварительное («зондажное») поисковое изучение. Перед началом выполнения работ, для уточнения задач и получения представления об изучаемой области необходимо провести предварительное изучение интересующей проблемы. Здесь возможен опрос специалистов и экспертов по данной области, изучение литературы, групповые дискуссии. |
|
Разработка общей концепции исследования. Основным моментом на этом этапе является выработка предположений относительно того, что происходит на рынке, их проверка на практике, выявление причинно-следственных связей. |
|
Детальное планирование исследования. Здесь необходимо определить, что должно служить основным источником информации – уже собранный кем-то материал, т.е. «вторичные» данные (например, статистические данные, обзоры рынка) или сбор новых данных, т.е. «первичные» данные (например, выборочные опросы потребителей). Преимущества вторичных данных – простота доступа к информации, относительно небольшая стоимость, быстрота применения. Недостатки использования вторичных данных заключаются в том, что они могут быть устаревшими, неточными, неполными, для них не всегда может быть известен метод сбора и обработки информации. |
|
Отбор источников информации и сбор вторичных данных. Если есть альтернатива, следует начинать со сбора вторичных данных, используя их преимущества перед первичными. |
|
Оценка полноты и точности полученных данных и решение насколько необходимы дополнительные сведения, которые могут быть получены через первичные данные. |
|
Планирование сбора первичных данных. Здесь необходимо определить, какой метод сбора сведений будет применен – опрос, наблюдение, эксперимент (см. далее об этом более подробно). |
|
Проведение сбора первичной информации. |
|
Анализ полученных данных. |
|
Представление результатов исследования (маркетинговый отчет). |
Методы сбора данных Для получения требуемых данных в ходе маркетингового исследования используются следующие методы:
опрос (телефонный, личный, по почте) – выяснение мнений, представлений, знаний людей по различным вопросам |
|
наблюдение – изучение обстоятельств без воздействия на объект наблюдения |
|
эксперимент – исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле всех прочих факторов |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Источники данных и информации
К основным источникам информации по рынку и организации бизнеса можно отнести следующие:
Статистические органы (Федеральное агентство государственной статистики, региональные отделения статистики) |
|
Средства массовой информации (отраслевые и специализированные журналы, газеты) |
|
Отраслевая и справочная литература |
|
Российские и зарубежные отраслевые и исследовательские институты и организации |
|
Внутренняя отчетность изучаемых компаний (бухгалтерские балансы, финансовые и статистические отчеты) |
|
Торгово-промышленные палаты и организации содействия бизнесу (отчеты, исследования, адресная информация) |
|
Различные государственные органы (в области сертификации, лицензирования, налогообложения и др.) |
|
Данные маркетинговых исследований и опросов, выполненные различными информационными, консультационными и рекламными агентствами |
|
Отраслевые и специализированные выставки (проспекты, каталоги компаний) |
|
Адресные и адресно-профильные базы данных (телефонные справочники, специализированные справочники) |
|
Информация компаний – производителей и поставщиков оборудования |
|
Автоматизированные банки данных, собираемые специализированными компаниями (имеющие доступ в т.ч. через Интернет) |
|
Базы данных по законодательству ("Гарант", "Консультант плюс" и др.) |
Конкретные источники информации, использованные при анализе рынка и разработке стратегии маркетинга проекта указаны в конце соответствующих разделов.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ Состояние отрасли
Анализ отрасли необходим для получения данных о состоянии и объемах производства, динамики предложения товаров/услуг, трудностях развития рассматриваемой отрасли и влияющих на нее факторов. Цель такого изучения – получение общего представления о рынке предложения продукции и использование данных для принятия дальнейших решений о вступлении или не вступлении в рассматриваемый бизнес.
Контрольные вопросы |
Как отрасль развивалась на протяжении последних нескольких лет? |
Каково текущее состояние отрасли? |
Какие тенденции существуют в развитии отрасли? |
Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию об изучаемой отрасли с помощью описываемых в разделе "Методические рекомендации" приемов. В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. При этом, для выбора наиболее эффективных источников информации по каждому из них, следует сопоставлять затраты времени и средств на получение данных с точностью и полнотой получаемых сведений.
В рассматриваемой ситуации представлен анализ как существующего, так и предшествующего состояния розничной торговли продуктами питания (мясными изделиями).
В интересах региональных предпринимателей, в примере приводятся данные по российскому рынку, а так же региональным рынкам розничной торговли продуктами питания.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ Развитие отрасли в предыдущие годы
Переход к рыночной экономике резко изменил картину на потребительском рынке России. Низкий уровень доходов у большей части населения повлиял на изменение структуры потребления. Если в 1990 году население приобретало приблизительно в одинаковом процентном соотношении продовольственные товары, непродовольственные товары, товары легкой промышленности и вино-водочные изделия, то начиная с 1995г., произошло значительное увеличение доли потребления продтоваров.
Диаграмма 1. Структура российского рынка потребительских товаров (1997 год)
Несмотря на резкое увеличение доли пищевых продуктов в структуре потребления, объемы производства продукции пищевой промышленности в целом сократились, по сравнению с уровнем 1990 года. Это объясняется снижением спроса, связанного с падением реального жизненного уровня населения и вытеснением в период до кризиса 1998г. части отечественных продуктов питания более дешевыми импортными.
Диаграмма 2. Динамика объемов производства продукции пищевой промышленности России (в % к 1990 году)
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ Текущее состояние отрасли
В 1999г. оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в целом по РФ снизился по сравнению с предыдущим годом.
По данным Росстатагентства, оборот розничной торговли продовольственными товарами в III квартале 1998 года снизился на 1% по сравнению с III кварталом 1997 года, а в III квартале 1999 года снизился еще на 13% по сравнению с III кварталом 1998 года.
В настоящее время доля импортного пива на российском рынке не превышает 8%, что не позволяет ему оказывать значительное влияние на рыночную ситуацию и объемы внутреннего производства. Постепенно сокращается доля нелегального импорта дешевого пива. Импортное пиво оказывает конкуренцию российскому в секторе высококачественных и дорогостоящих сортов и на рынке крупных городов.
Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами по России
|
Тем не менее, августовский кризис 1994г. оказал положительное влияние на производство ряда отечественных продуктов питания, что было обусловлено резким ростом курса доллара по отношению к рублю.
По данным Госкомстата, из 20 наблюдаемых продуктов питания по 10 увеличился объем производства, в том числе значительно увеличилось производство вареных колбас.
Таблица 2. Производство, отгрузка и остатки готовой продукции - изделия колбасные вареные (выборочно по неделям за 1999год)
|
Производство сосисок и сарделек в 1999 году также несколько увеличилось, по сравнению с 1998 годом и остается стабильным в течение всего года.
Таблица 3. Производство, отгрузка и остатки готовой продукции – сосиски и сардельки (выборочно по неделям за 1999год).
|
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ Тенденции развития отрасли
Торговля продуктами питания и, в частности, торговля мясными изделиями - перспективное направление для частного бизнеса, так как мясные изделия являются продуктами первой необходимости, которые потребляют различные группы населения независимо от уровней доходов.
После кризиса 1998 года значительно уменьшился объем импорта продуктов питания, что позволило повысить конкурентоспособность продукции российских производителей, которая зачастую превосходит по качеству зарубежные аналоги.
Выездная торговля является удобным и мобильным видом бизнеса, позволяющим легко ориентироваться на изменение:
спроса на различные виды продукции |
|
географии ведения бизнеса |
|
цен на рынке |
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ Источники информации для анализа конкретной ситуации
Федеральное агентство государственной статистики (Росстат), Мосгоркомстат |
|
Cайт Росстата (http://www.gks.ru) |
|
материалы прессы |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА Характеристика целевого рынка
Анализ рынка позволяет получить данные о конъюнктуре – спросе, уровне цен на продукцию, о перспективах развития рынка. Главная задача – выявить имеющийся неудовлетворенный спрос. Цель анализа рынка – получить количественные и качественные характеристики по исследуемым вопросам для дальнейшего использования этих данных в маркетинговом плане.
Контрольные вопросы |
Каково состояние спроса на мясные изделия? |
Какова обеспеченность мясными изделиями населения Вашего региона? |
Насколько велик рынок? |
Каков потенциал рынка? |
Какова ценовая ситуация на рынке? |
Насколько перспективен рынок торговли мясными изделиями? |
Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию об изучаемом рынке. В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. При этом, для выбора наиболее эффективных источников информации по каждому из них, следует сопоставлять затраты времени и средств на получение данных с точностью и полнотой получаемых сведений. Как правило, информация по рынкам различных массовых товаров и услуг (в т.ч. прачечных) уже имеется и ее можно найти без значительных затрат и усилий.
В рассматриваемой ситуации подробно анализируются все основные составляющие рынка – спрос, цены, емкость рынка и его потенциал, а также перспективы развития. Анализ сделан не только по регионам России, но и отдельно по Ульяновску. Это самый емкий раздел маркетингового исследования. Полученные в этом разделе данные представляют тот необходимый минимум сведений, используя который можно принять предварительное решение об организации собственного бизнеса.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА Состояние спроса
Прожиточный минимум в России в апреле 1999 года составил 884 рубля в месяц в расчете на душу населения. По сравнению с мартом 1999г. он увеличился на 3,2 %, а по сравнению с апрелем прошлого года – вдвое.
Средняя зарплата одного работника составила в России по итогам апреля 1370 рублей. Номинальная зарплата увеличилась на треть. Однако, ее реальная величина на самом деле снизилась почти на 40 %, что не могло не повлиять на потребление продуктов питания.
(Денежные доходы населения России в 1999 г. см. в Приложении 6.)
На сегодняшний день, по данным из регионов России, потребление мясных изделий на душу населения, в лучшем случае, составляет 2,75 кг в месяц или 33 кг в год.
(Розничные цены на мясные изделия в некоторых городах регионов России см. в Приложении 3)
Ежемесячный расход в расчете потребления мясных изделий на душу населения составляет 168,75 руб. в месяц, что соответствует 16 % от средней и 27,5% от минимальной заработной платы.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА Емкость рынка
Средний размер потребления мясных изделий на душу населения в некоторых городах регионов России см. в Приложении 3.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА Уровень цен
Темпы роста потребительских цен России на мясо и мясопродукты в ноябре 1998г. составили 162,5 % к декабрю 1997г., в январе 1999г. - 113,8 % к декабрю 1998г., в апреле 1999г. - 120,6 % к декабрю 1998г.
Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в среднем по России в конце августа 1999 года составила 562,7 рубля в расчете на месяц и по сравнению с концом июля он стал дешевле на 6,7% (с начала года - подорожал на 32,2%). Структура стоимости набора основных продуктов питания представлена на Диаграмме 3.
Цены на мясные изделия зависят от заводов производителей, которые, в свою очередь, зависят от закупочных цен на сырье.
Мясокомбинаты ищут возможность не повышать цены на свою продукцию, стараются найти наиболее выгодных поставщиков, увеличивают ассортимент недорогой продукции, пользующейся наибольшим спросом среди населения.
Часто закупочная цена зависит от объема закупочной партии мясных изделий.
Структура стоимости набора из 25 основных продуктов питания в августе в процентах, в расчете на одного человека
По данным Межрегионального маркетингового центра в Ульяновске на октябрь 1999г. средняя закупочная цена на вареную колбасу составила 35,5 рублей, сосиски говяжьи - 30.1 руб., ветчину - 52,1 руб. (См. Приложение. 1)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА Перспективы развития рынка
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА Источники информации:
Росстат, комитет по статистике г. Ульяновска |
|
Базы данных Межрегиональных маркетинговых центров |
|
опросы жителей г. Ульяновска |
|
мониторинг цен на рынке Ульяновска |
|
телефонные опросы и ценовая информация по факсу от мясокомбинатов г. Ульяновска |
|
информация тематических сайтов в Интернете |
|
материалы прессы |
Ваш вариант
Проведите анализ рынка торговли выбранными продуктами питания в Вашем городе. Оптовые цены на некоторые мясные изделия в регионах России приведены в Приложении 1.
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Изучение потребителей
Анализ потребителей позволяет получить подробные сведения о существующих группах покупателей, мотивах совершения покупок. Цель такого изучения – определить для компании сегмент наиболее интересных из потенциальных потребителей и использовать эту информацию при разработке стратегии маркетинга.
Контрольные вопросы |
Какие группы потребителей выбранных продуктов существуют? |
Каковы характеристики основных групп потребителей? |
Какова удовлетворенность потребителей? |
Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию о потребителях. В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. Здесь целесообразно применить выборочные опросы потребителей, которые можно выполнить самостоятельно для минимизации расходов на их организацию и проведения. Возможно, что подобные опросы уже существуют в готовом виде – Вам нужно их только найти.
В рассматриваемой ситуации изучаются целевые группы потребителей мясной продукции, предлагаемой выездной торговлей. Здесь же выявляется степень удовлетворенности потребителей и мотивы свершения покупки. Полученные в этом разделе данные позволяют определить круг потенциальных потребителей и, при решении организации выездной торговли, определить ассортимент продуктов и стратегию продвижения товаров.
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Характеристики групп потребителей
По уровню доходов:
Потребителей мясных изделий можно разделить на несколько групп:
с высоким уровнем доходов |
|
с низким уровнем доходов |
По возрастному признаку:
трудоспособное население |
|
нетрудоспособное население |
Рассматривая показатели изменения продаж за 1999г., можно заметить, что сезонный всплеск потребления мясных изделий (колбасы вареные, сосиски, сардельки) приходится на весенние месяцы.
Таблица 4. Изменение продажи и запасов ряда мясных изделий в организациях розничной торговли выборочно по неделям 1999 года в % (сравнение с предыдущей неделей) по данным Росстатагентства
|
|
Выводы
Основным и постоянным спросом у всех групп населения Ульяновска пользуется ассортимент мясных изделий. К целевой группе потребителей выездной автолавки относятся жители Ульяновска со средним доходом свыше 1000 рублей в месяц, а также приезжие из Ульяновской области Пенсионеры с низким уровнем доходов также могут быть потенциальными потребителями мясных изделий, но их доля в общем объеме продаж будет минимальной. При организации торговли продуктами питания необходимо учитывать влияние на продажи фактора сезонности.
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Источники информации
базы данных Межрегиональных маркетинговых центров |
|
Ульяновский Межрегиональный маркетинговый центр |
|
каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России |
|
информация тематических сайтов в Интернете |
|
материалы прессы |
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ Конкурентная ситуация
Изучение конкурентов необходимо для получения данных о практике их деятельности на рынке, их сильных и слабых сторонах. Полученные данные должны быть «взяты на вооружение» компанией при планировании бизнеса вообще и разработке стратегии маркетинга в частности.
Контрольные вопросы |
Каковы основные факторы конкуренции? |
Какие фирмы являются Вашими основными конкурентами? |
Каковы особенности работы конкурентов? |
Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию по конкурентам с помощью описываемых методов и приемов "Методических рекомендаций". В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. Много информации можно получить при посещении одного или нескольких из существующих конкурентов в Вашем регионе. Практика работы, уровень цен, ассортимент и производители продуктов питания, уровень обслуживания, клиенты, интерьер, даже вид оборудования – все это можно узнать при минимальных затратах времени с Вашей стороны.
Полученная информация важна для организации предпринимателем собственного бизнеса в данной области.
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ Факторы конкуренции
Конкурентную ситуацию в сфере торговли мясными изделиями можно рассматривать применительно к конкретной географии размещения выездной автолавки.
Основными предметами конкуренции в торговой сфере являются:
ассортимент |
стоимость предлагаемого ассортимента |
объем предлагаемого ассортимента |
производители товаров |
место расположения торговой точки |
С точки зрения предложения так называемых «продуктов-заменителей», в качестве конкурентов торговым точкам, специализирующимся на продаже мясных изделий, могут быть рассмотрены торговые точки, специализирующиеся на продаже мяса, молочных, рыбных продуктов и в ряде случаев овощей.
Например, если клиент относится к малообеспеченной группе населения и может позволить себе купить что-то одно - сыр или колбасу, конкурентом торговой точки с мясными изделиями становится торговая точка молочными изделиями.
В ряде случаев домохозяйки предпочитают покупать мясо, которое стоит дешевле, чем готовые мясные изделия.
|
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ Место размещения
Выбор места размещения выездной автолавки является принципиальным для успеха данного вида бизнеса. Определение географии размещения автолавки обуславливает необходимость проведения анализа территории города.
Выбор месторасположения компании зависит от нескольких факторов:
от близости к потребителю |
|
от наличия необходимых условий для ведения бизнеса (разрешение на торговлю в выбранном месте, возможность подключения к источникам электропитания) |
|
от приемлемости условий оплаты торгового места |
|
от уровня конкуренции на рынке (количество конкурентов, широта предлагаемого ассортимента, стоимость продуктов питания) |
|
от общей емкости рынка (количества потребителей) |
|
от уровня спроса на предлагаемые продукты |
|
от условий «внешней среды» (отношение с властями, отношение населения, законодательные аспекты бизнеса) |
|
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ Анализ производителей мясных изделий
При проведении анализа производителей продуктов питания необходимо обратить внимание на следующие моменты:
ассортимент производимой продукции |
|
цены на предлагаемый ассортимент |
|
срок годности продукции |
|
минимальная закупочная партия |
|
скидки в зависимости от объема закупки |
|
объем производства (существующий и возможный) |
|
условия закупки товара (временной фактор) |
|
порядок расчетов |
|
качество продукции |
|
год создания производства |
|
качество, срок эксплуатации и производительность оборудования |
Перед принятием решения о закупке товаров у того или иного производителя необходимо исследовать предпочтения основной группы ваших потребителей.
Анализ производителей необходим для определения наиболее выгодной цены на мясные изделия, условий закупки, оптимальной закупочной партии товара.
|
Данные по мясокомбинатам в некоторых городах регионов России см. в Приложении 2.
Выводы
Главными факторами конкурентоспособности на рынке продовольственных товаров, являются стоимость, качество и ассортимент изделий. Наиболее приемлемыми местами торговли для выездной автолавки являются городские рынки. По результатам сравнительного анализа работающих мясокомбинатов в городе Ульяновске, был выбран в качестве потенциального поставщика мясных изделий, мясокомбинат "Ульяновский".
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ Источники информации
данные Ульяновского Межрегионального маркетингового центра |
|
информация порталов Ульяновска и Симбирска в Интернете |
УСЛОВИЯ "ВНЕШНЕЙ" СРЕДЫ НА РЫНКЕ Условия "внешней" среды на рынке
Анализ «внешней среды» позволяет более объективно рассмотреть условия работы на рынке с учетом существующих политических, экономических, законодательных, социальных, технологических аспектов, факторов «макроокружения». Изучение состояния и прогноз этих сил позволяет правильно рассчитать силы компании и спланировать практические действия.
Контрольные вопросы |
Какие политические факторы влияют на рыночную ситуацию? |
В чем проявляется влияние аспектов законодательства? |
Как воздействуют на рынок экономические факторы? |
Каким образом воздействуют на рынок социальные аспекты? |
Существенно ли влияние технологических аспектов на развитие рынка? |
Какие факторы окружающей среды оказывают непосредственное влияние на рынок? |
Для ответов на эти вопросы необходимо собрать маркетинговую информацию об условиях «внешней среды». В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. Воздействие тех или иных факторов «макросреды» зависит от вида рынка и далеко не всегда нужно учитывать все эти элементы.
В рассматриваемой ситуации анализируются только наиболее важные аспекты «внешней среды».
УСЛОВИЯ "ВНЕШНЕЙ" СРЕДЫ НА РЫНКЕ Политические и социальные аспекты
По данным опросов, социально-экономическая ситуация в Ульяновской области является достаточно стабильной. Предпринимательская среда также развивается динамично. Большую долю на ульяновском рынке составляют фирмы, находящиеся в стадии развития, поиска связей, партнеров (43,5%). 21,7% предпринимателей достаточно развернулись в своей деятельности и оценивают ее как стабильную. 13,7% частных фирм находятся в стадии формирования и 21% - в стадии бездействия. Подавляющее большинство фирм планирует продолжать свою деятельность или даже расширить ее и лишь 10,3% намеревается прекратить свою деятельность.
Развитие предпринимательства и, в частности, деятельности в области торговли продуктами питания, стало возможным благодаря поддержке администрации Ульяновска и Ульяновской области, которая большое значение придает торговле продуктами отечественных производителей и создает для этого благоприятные условия.
УСЛОВИЯ "ВНЕШНЕЙ" СРЕДЫ НА РЫНКЕ Аспекты законодательства
В Ульяновске действуют все федеральные нормативно-правовые акты, касающиеся малых предприятий, а также существует ряд региональных нормативно-правовых актов.
УСЛОВИЯ "ВНЕШНЕЙ" СРЕДЫ НА РЫНКЕ Источники информации:
Ульяновский Межрегиональный маркетинговый центр |
|
каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России |
|
информация тематических сайтов в Интернете |
|
материалы прессы |
Выводы
На развитие торговой деятельности в г. Ульяновске и Ульяновской области существенное влияние оказывает политика регионального правительства. Существующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты имеют целью поддержку и развитие малого бизнеса в регионе.
Вверх