Пояснительная записка

к областной государственной целевой программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области» на 2006 – 2010 гг.

При разработке Программы использовались:

1.                Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (с изменениями от 23 декабря 2004 г.).

2.                Рекомендации рабочих групп Совета по предпринимательству при губернаторе Иркутской области.

3.                Рабочие материалы Общероссийского совещания руководящего состава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Иркутск, июнь 2005 г.

4.                Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2005-2008 гг.

5.                Решения стратегической сессии «Эффективная программа поддержки и развития предпринимательства в Иркутской области», г. Иркутск, июль 2005 г.

6.                Рекомендации Круглого стола «Программа развития предпринимательства в Иркутской области» на 2006 – 2010 гг. и  материалы предпринимательского форума, 2005 г.

7.                Рекомендации 6-й Всероссийской конференции представителей малых предприятий.

8.                Предложения муниципальных образований Иркутской области.

9.                Результаты опросов субъектов малого предпринимательства Иркутской области.

Состояние развития малого предпринимательства в Иркутской области

Количество и динамика роста СМП

Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. По состоянию на 1 января 2005 года в Иркутской области действовало 8999 малых предприятий и более 106 тысяч индивидуальных предпринимателей. За последние 3 года наблюдается постоянный рост числа субъектов МП (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Динамика роста числа субъектов МП в Иркутской области *

* По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области

В ведущих странах мира на долю малого предпринимательства приходится более 50% в общем объеме производства продукции, работ, услуг. В Иркутской области вклад малых предприятий в областные показатели значительно меньше (Таблица 1):

Таблица 1

Доля МП в областных показателях

Показатели

Ед. изм.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Объем промышленной продукции

%

4,0

3,3

3,7

Объем розничного товарооборота

%

7,6

6,7

12,0

Объем подрядных работ

%

15,7

26,7

25,1

Объем валового выпуска продукции, работ, услуг

%

4,7

6,0

7,5

В 2004 году доля валового выпуска продукции, работ, услуг по всем видам деятельности МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг составила 7,5 % против 6,34 % в 2003 году (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Доля малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг

Существующий тренд позволяет прогнозировать увеличение доли МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг до 9,37% к 2010 году при сохранении существующих тенденций. В то же время доля МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг в других субъектах СФО достигает 13% (Новосибирская область). Поэтому одной из задач реализации Программы является увеличение доли МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг до 13%.

Доля субъектов малого предпринимательства в обеспечении занятости среди экономически активного населения в Иркутской области достаточно высока (Диаграмма 3) .

*Вклад ПБОЮЛ в обеспечение занятости рассчитывался исходя из данных о количестве ПБОЮЛ из данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. По данным Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области и УОБАО в 2004 году обязательную перерегистрацию из 106 тысяч прошло   около 50 тысяч предприятий.

Диаграмма 3

Доля малого предпринимательства в обеспечении занятости *

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля и сфера общественного питания (45,2%), остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная (данные на конец 2004 г.). В промышленности сосредоточено 16,7% предприятий от общего количества МП. В общем объеме промышленного производства области их доля составляет 3,9%. В строительстве функционирует 12,8% малых предприятий.

Таблица 2

Структура малого предпринимательства в Иркутской области

в разрезе количества произведенной продукции, товаров и услуг

Виды деятельности

2000 г., тыс.руб.

2001 г., тыс.руб.

2002 г., тыс.руб.

2003 г., тыс.руб.

2004 г., тыс.руб.

Торговля

4 673 879

4 247 350

3 773 007

6 106 508

11 365 138

Промышленность

3 745 441

5 074 487

4 658 727

4 972 073

7 361 257

Строительство

1 819 161

2 904 036

2 050 402

3 459 767

4 391 692

Инновации

192 418

230 802

159 022

96 916

230 671

Транспорт

156 468

235 742

429 581

488 104

1 029 256

Сельское хозяйство

146 618

52 273

87 710

647 928

353 555

Информационное обслуживание

65 210

59 410

109 836

84 862

166 457

Заготовки

47 069

26 651

13 387

35 684

38 096

Связь

34 993

77 960

178 837

160 451

422 477

Геология

28 043

91 451

36 915

104 959

92 119

Операции с недвижимым имуществом

27 664

92 333

189 186

92 649

506 940

ЖКХ

15 163

13 152

33 290

25 637

84 963

Бытового обслуживание населения

12 470

8 529

47 992

218 793

172 614

Лесное хозяйство

11 325

23 934

11 456

507 425

71 450

Малое предпринимательство в МО Иркутской области

Развитие малого бизнеса – ключ к эффективной реформе местного самоуправления. В сфере малого предпринимательства трудится наиболее активная в экономическом плане часть населения. А вовлечение населения в предпринимательскую деятельность - это, в первую очередь, снижение социально-экономических рисков. Малое предпринимательство следует рассматривать как социальный демпфер, с помощью которого решаются вопросы занятости, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе. Кроме того, малый бизнес работает на развитие территорий, формируя налоговую базу местных бюджетов.

Уровень развития малого предпринимательства в МО Иркутской области неравномерен (Приложение 1).

Проведенный в 2004 году опрос субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях показал, что значительная часть предпринимателей не знают, или не оценивают позитивно существующие муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Поэтому важным элементом работы является координация усилий областной и муниципальной власти в разработке программ поддержки малого предпринимательства и единых стандартов оценки эффективности такого рода программ.

Иркутская область среди других субъектов СФО

Среди регионов Сибирского федерального округа уровень развития  малых предприятий Иркутской области выглядит следующим образом (Таблица 3):

Таблица 3

Уровень развития малого предпринимательства в СФО за 2004 год

Кол-во МП  в расчете на 1000 жителей

В расчете на 1 малое предприятие

Кол-во работающих, чел.

Выпуск продукции, товаров, услуг, млн.руб.

Розничный товарооборот, млн.руб.

Оборот общественного питания, млн.руб.

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

Иркутская область

3,7

8,3

2,4

1,0

0,01

0,03

Красноярский край

3,8

8,6

1,5

0,97

0,03

0,05

Кемеровская область

4,9

7,5

1,5

0,6

0,02

0,16

Республика Бурятия

3,2

6,9

1,2

0,3

0,01

0,05

Читинская область

2,3

6,6

1,1

0,2

0,01

0,02

Томская область

7,3

8,4

1,7

0,6

0,03

0,19

Доля налоговых поступлений от СМП

Определение доли налоговых поступлений от малого бизнеса на основе существующих данных невозможно, так как отчетность формируется по видам налогов в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, а не в разрезе налогоплательщиков. В этой связи, при оценке вклада МП в налоговые поступления, могут рассматриваться налоги, имеющие своей целевой аудиторией субъекты малого предпринимательства – единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и единый налог, взимаемый по упрощенный системе налогообложения (ЕНУС), определяемые в бюджетной классификации, как налоги на совокупный доход.

Доля этих налогов в формировании консолидированных бюджетов субъектов СФО по-прежнему невелика (Таблица 4).

Таблица 4

Доля налогов, уплаченных субъектами МП по упрощенной форме (ЕНУС и ЕНВД) в бюджетах субъектов СФО за 2004 год

 

Доля в консолидированном бюджете субъектов РФ

Доля в бюджете субъектов РФ

Доля в местном бюджете

Иркутская область

1,7

0,4

2,8

Республика Тыва

0,1

0,1

0,1

Республика Алтай

0,1

0,2

0,1

Республика Хакасия

0,4

0,3

0,5

Читинская область

0,5

0,6

0,5

Республика Бурятия

0,7

0,8

0,6

Томская область

0,7

0,8

0,6

Кемеровская область

1,7

0

3,1

Красноярский край

1,8

0

3,3

Алтайский край

1,7

0

3

Омская область

1,7

2

1,6

Новосибирская область

2,4

2,7

2,1

В тоже время поступление ряда налогов, играющих значительную роль в формировании консолидированных  бюджетов субъекта Российской Федерации, таких, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и  ПБОЮЛ  и ряд других налогов от СМП не отражаются существующей статистикой в разрезе СМП.

Кроме того, следует отметить, что с 2006 году определение регулирующих коэффициентов по ЕНВД передано на уровень МО, что, безусловно, повлияет на объемы поступлений от налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Иркутской области.

По экспертным оценкам объем налоговых поступлений от субъектов МП составляет 7 - 10 % от общего объема налоговых поступлений консолидированного бюджета. Однако объемы налоговых поступлений, оцененные на основании только экспертных оценок, не могут быть объектом управления Программы.

Анализ выполнения областной целевой программы

«Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области» на 2003 – 2005 гг.

Достижение основных целевых показателей, предусмотренных областной целевой программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области» на 2003-2005 гг. приведены в таблице 5:

Таблица 5

Показатели достижения целей Программы

Показатели

Цели

программы 2003 - 2005г.

Прогноз

2005г.

Отклонение

Увеличение численности занятых в малом предпринимательстве, тыс. чел.

198,0

180,7

-8,7%

Повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Иркутской области, %

18

23,8

+5,8%

Увеличение объема выпускаемой продукции, товаров и услуг субъектами МП с ежегодным приростом 5%, млрд.руб.

18,7

24,0

+28,3%

Увеличение  средней заработной платы до 4500 рублей

4500

4500

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что основные цели областной целевой программы  «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области» на 2003 – 2005 гг. достигнуты: доля занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 5,8%., объем выпущенной продукции, работ, услуг – на 28,3%, средняя заработная плата достигла  показателя, планируемого Программой. При этом нужно отметить, что по сравнению с 2002 годом средняя заработная плата выросла на 85%.

В связи с изменением системы предоставления налоговой отчетности в администрацию Иркутской области можно говорить только о поступлении налогов от субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности и  единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Только  за 2005 год предполагается получить налогов от деятельности субъектов малого предпринимательства на сумму  1110,9 млн.рублей.

В связи с тем, что малое предпринимательства в разрезе территорий развито неравномерно ставилась задача об увеличении показателя уровня развития малого бизнеса в районах и городах с низким уровнем развития. Данный показатель исчисляется как отношение количества малых предприятий на 1000 жителей.

Средне областной показатель на начало реализации программы – 3 МП, 2005г. – 3,7 (прогноз). Увеличение составило 23%. В разрезе территорий: если на начало реализации программы количество малых предприятий менее одного на 1000 жителей было в  12 муниципальных образованиях, то на конец -  их количество уменьшилось вдвое и составило 6 МО.

Структурных изменений в сфере малого предпринимательства не произошло, по-прежнему основная часть  (45,3%) занято в торговле и общественном питании. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Приложение 1

к пояснительной записке

Состояние развития малого предпринимательства в МО Иркутской области  (данные МО на конец 2004 г.)

Город, район

Кол-во МП, ед.

Кол-во МП на 1 тыс. населения

Численность, чел./доля занятых в МП,  %

Объем продукции/ доля,%

Выручка/

доля, %

Кол-во ПБОЮЛ, чел.

Средняя заработная плата,  (руб)

Ангарск

1267

4,8

12303

2949,0

9883,7

16729

3 527

13,8

Бодайбо

208

7,7

1563

793,4

927,9

1083

 4 299

8

10

11

Братск

1268

4,9

13632

5734,2

10029,4

Нет данных

4123

16,9

12,9

19,3

Зима

67

1,9

1011

5,1

337

553

 3 106

11,1

8,1

54,6

Иркутск

4966

8,4

36987

15893,7

46920,9

н/д

 3 583

Нижнеудинск

39

0,8

833

39,5

109,5

1436

 2 595

4,3

11,3

13,6

Саянск

54

1,2

901

354,9

1039

1089

 4 328

4,7

5,2

13,5

Тайшет

86

1,6

1064

н/д

47,9

1898

 1 793

5,4

15,6

Тулун

91

1,8

1510

16,3

296,2

2073

 2 490

8,4

2,5

29

Усолье-Сибирское

239

3,0

3412

644,4

1206,3

7281

 2 914

13,6

15

14,5

Усть-Кут

123

2,1

2400

307,6

271

н/д

 4 284

12,1

25

12

Усть-Илимск

309

3,1

5947

1745,6

2949,9

2590

 4 297

15,3

14

19,8

Черемхово

89

1,2

1355

н/д

846

-

 3 773

6,5

31

Шелехов

231

3,9

2694

1505,1

2400

н/д

 3 200

11,9

20

Балаганский р-н

11

1,1

140

27,7

30,6

194

 2 875

4,9

29

26

Братский р-н

171

2,6

2635

456,4

1338

н/д

 3 613

11,3

14,1

33,2

Жигаловский р-н

18

1,7

676

179

173,5

н/д

 3 722

21

62

69,5

Заларинский р-н

54

1,7

364

21,1

29,8

н/д

 2 082

3,9

Зиминский р-н

45

3,1

320

214

214

86

 3 536

6,9

28,4

28,4

Иркутский р-н

441

7,3

5233

1519,8

4088,8

н/д

 3 717

32,5

55,1

65,2

Казачинско-Ленский р-н

92

4,4

810

73

94

620

 5 000

11,2

17,1

15

Катангский р-н

10

2,2

164

42

79,2

50

н/д

9,4

66,9

78,7

Качугский р-н

12

0,6

189

13,5

14,2

255

 1 849

4,1

6,6

Киренский р-н

27

1,1

390

103,7

105,6

251

 н/д

3,9

8,3

Куйтунский р-н

17

0,5

435

43,4

45,3

996

 2 870

5,5

12

11

Мамско-Чуйский р-н

9

1,2

42

13,1

14,8

214

 4 484

1,2

5,1

5,3

Нижнеилимский р-н

108

1,7

1175

571,2

807,6

746

 3 344

5,5

9,5

12,8

Нижнеудинский р-н

23

0,7

525

98,6

96,6

233

 2 731

6,5

10,6

12,4

Ольхонский р-н

12

1,3

177

18,5

19,6

 

 2 307

Слюдянский р-н

102

2,3

1315

-

39,3

1479

 3 852

3,1

2,5

Тайшетский р-н

84

2,3

1212

692,7

286

162

 1 510

8,3

42

20

Тулунский р-н

32

1,1

919

173,7

182,9

327

 3 671

10,2

6,9

16

Усть-Удинский р-н

27

1,6

906

193

197

192

 2 579

17

48

49

Усольский р-н

53

1,0

671

105,3

147,2

Н/д

 2 805

4

5,4

6,4

Усть-Илимский р-н

39

1,8

985

284,8

295

-

 6 716

10,8

9,6

10,3

Чунский  р-н

37

0,9

680

40

42

782

 3 777

4,5

6,3

4