Пояснительная записка
к областной государственной целевой программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области» на 2006 – 2010 гг.
При разработке Программы использовались:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (с изменениями от 23 декабря 2004 г.).
2. Рекомендации рабочих групп Совета по предпринимательству при губернаторе Иркутской области.
3. Рабочие материалы Общероссийского совещания руководящего состава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Иркутск, июнь 2005 г.
4. Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2005-2008 гг.
5. Решения стратегической сессии «Эффективная программа поддержки и развития предпринимательства в Иркутской области», г. Иркутск, июль 2005 г.
6. Рекомендации Круглого стола «Программа развития предпринимательства в Иркутской области» на 2006 – 2010 гг. и материалы предпринимательского форума, 2005 г.
7. Рекомендации 6-й Всероссийской конференции представителей малых предприятий.
8. Предложения муниципальных образований Иркутской области.
9. Результаты опросов субъектов малого предпринимательства Иркутской области.
Состояние развития малого предпринимательства в Иркутской области
Количество и динамика роста СМП
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. По состоянию на 1 января 2005 года в Иркутской области действовало 8999 малых предприятий и более 106 тысяч индивидуальных предпринимателей. За последние 3 года наблюдается постоянный рост числа субъектов МП (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Динамика роста числа субъектов МП в Иркутской области *
|
|
* По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области
В ведущих странах мира на долю малого предпринимательства приходится более 50% в общем объеме производства продукции, работ, услуг. В Иркутской области вклад малых предприятий в областные показатели значительно меньше (Таблица 1):
Таблица 1
Доля МП в областных показателях
Показатели |
Ед. изм. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Объем промышленной продукции |
% |
4,0 |
3,3 |
3,7 |
Объем розничного товарооборота |
% |
7,6 |
6,7 |
12,0 |
Объем подрядных работ |
% |
15,7 |
26,7 |
25,1 |
Объем валового выпуска продукции, работ, услуг |
% |
4,7 |
6,0 |
7,5 |
В 2004 году доля валового выпуска продукции, работ, услуг по всем видам деятельности МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг составила 7,5 % против 6,34 % в 2003 году (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Доля малого предпринимательства в
региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг
Существующий тренд позволяет прогнозировать увеличение доли МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг до 9,37% к 2010 году при сохранении существующих тенденций. В то же время доля МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг в других субъектах СФО достигает 13% (Новосибирская область). Поэтому одной из задач реализации Программы является увеличение доли МП в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг до 13%.
Доля субъектов малого предпринимательства в обеспечении занятости среди экономически активного населения в Иркутской области достаточно высока (Диаграмма 3) .
*Вклад ПБОЮЛ в обеспечение занятости рассчитывался исходя из данных о количестве ПБОЮЛ из данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. По данным Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области и УОБАО в 2004 году обязательную перерегистрацию из 106 тысяч прошло около 50 тысяч предприятий.
Диаграмма 3
Доля малого предпринимательства в обеспечении занятости *
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля и сфера общественного питания (45,2%), остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная (данные на конец 2004 г.). В промышленности сосредоточено 16,7% предприятий от общего количества МП. В общем объеме промышленного производства области их доля составляет 3,9%. В строительстве функционирует 12,8% малых предприятий.
Таблица 2
Структура малого предпринимательства в Иркутской области
в разрезе количества произведенной продукции, товаров и услуг
Виды деятельности |
2000 г., тыс.руб. |
2001 г., тыс.руб. |
2002 г., тыс.руб. |
2003 г., тыс.руб. |
2004 г., тыс.руб. |
Торговля |
4 673 879 |
4 247 350 |
3 773 007 |
6 106 508 |
11 365 138 |
Промышленность |
3 745 441 |
5 074 487 |
4 658 727 |
4 972 073 |
7 361 257 |
Строительство |
1 819 161 |
2 904 036 |
2 050 402 |
3 459 767 |
4 391 692 |
Инновации |
192 418 |
230 802 |
159 022 |
96 916 |
230 671 |
Транспорт |
156 468 |
235 742 |
429 581 |
488 104 |
1 029 256 |
Сельское хозяйство |
146 618 |
52 273 |
87 710 |
647 928 |
353 555 |
Информационное обслуживание |
65 210 |
59 410 |
109 836 |
84 862 |
166 457 |
Заготовки |
47 069 |
26 651 |
13 387 |
35 684 |
38 096 |
Связь |
34 993 |
77 960 |
178 837 |
160 451 |
422 477 |
Геология |
28 043 |
91 451 |
36 915 |
104 959 |
92 119 |
Операции с недвижимым имуществом |
27 664 |
92 333 |
189 186 |
92 649 |
506 940 |
ЖКХ |
15 163 |
13 152 |
33 290 |
25 637 |
84 963 |
Бытового обслуживание населения |
12 470 |
8 529 |
47 992 |
218 793 |
172 614 |
Лесное хозяйство |
11 325 |
23 934 |
11 456 |
507 425 |
71 450 |
Малое предпринимательство в МО Иркутской области
Развитие малого бизнеса – ключ к эффективной реформе местного самоуправления. В сфере малого предпринимательства трудится наиболее активная в экономическом плане часть населения. А вовлечение населения в предпринимательскую деятельность - это, в первую очередь, снижение социально-экономических рисков. Малое предпринимательство следует рассматривать как социальный демпфер, с помощью которого решаются вопросы занятости, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе. Кроме того, малый бизнес работает на развитие территорий, формируя налоговую базу местных бюджетов.
Уровень развития малого предпринимательства в МО Иркутской области неравномерен (Приложение 1).
Проведенный в 2004 году опрос субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях показал, что значительная часть предпринимателей не знают, или не оценивают позитивно существующие муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Поэтому важным элементом работы является координация усилий областной и муниципальной власти в разработке программ поддержки малого предпринимательства и единых стандартов оценки эффективности такого рода программ.
Иркутская область среди других субъектов СФО
Среди регионов Сибирского федерального округа уровень развития малых предприятий Иркутской области выглядит следующим образом (Таблица 3):
Таблица 3
Уровень развития малого предпринимательства в СФО за 2004 год
Кол-во МП в расчете на 1000 жителей |
В расчете на 1 малое предприятие |
|||||
Кол-во работающих, чел. |
Выпуск продукции, товаров, услуг, млн.руб. |
Розничный товарооборот, млн.руб. |
Оборот общественного питания, млн.руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн.руб. |
||
Иркутская область |
3,7 |
8,3 |
2,4 |
1,0 |
0,01 |
0,03 |
Красноярский край |
3,8 |
8,6 |
1,5 |
0,97 |
0,03 |
0,05 |
Кемеровская область |
4,9 |
7,5 |
1,5 |
0,6 |
0,02 |
0,16 |
Республика Бурятия |
3,2 |
6,9 |
1,2 |
0,3 |
0,01 |
0,05 |
Читинская область |
2,3 |
6,6 |
1,1 |
0,2 |
0,01 |
0,02 |
Томская область |
7,3 |
8,4 |
1,7 |
0,6 |
0,03 |
0,19 |
Доля налоговых поступлений от СМП
Определение доли налоговых поступлений от малого бизнеса на основе существующих данных невозможно, так как отчетность формируется по видам налогов в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, а не в разрезе налогоплательщиков. В этой связи, при оценке вклада МП в налоговые поступления, могут рассматриваться налоги, имеющие своей целевой аудиторией субъекты малого предпринимательства – единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и единый налог, взимаемый по упрощенный системе налогообложения (ЕНУС), определяемые в бюджетной классификации, как налоги на совокупный доход.
Доля этих налогов в формировании консолидированных бюджетов субъектов СФО по-прежнему невелика (Таблица 4).
Таблица 4
Доля налогов, уплаченных субъектами МП по упрощенной форме (ЕНУС и ЕНВД) в бюджетах субъектов СФО за 2004 год
|
Доля в консолидированном бюджете субъектов РФ |
Доля в бюджете субъектов РФ |
Доля в местном бюджете |
Иркутская область |
1,7 |
0,4 |
2,8 |
Республика Тыва |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Республика Алтай |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
Республика Хакасия |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
Читинская область |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
Республика Бурятия |
0,7 |
0,8 |
0,6 |
Томская область |
0,7 |
0,8 |
0,6 |
Кемеровская область |
1,7 |
0 |
3,1 |
Красноярский край |
1,8 |
0 |
3,3 |
Алтайский край |
1,7 |
0 |
3 |
Омская область |
1,7 |
2 |
1,6 |
Новосибирская область |
2,4 |
2,7 |
2,1 |
В тоже время поступление ряда налогов, играющих значительную роль в формировании консолидированных бюджетов субъекта Российской Федерации, таких, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и ПБОЮЛ и ряд других налогов от СМП не отражаются существующей статистикой в разрезе СМП.
Кроме того, следует отметить, что с 2006 году определение регулирующих коэффициентов по ЕНВД передано на уровень МО, что, безусловно, повлияет на объемы поступлений от налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Иркутской области.
По экспертным оценкам объем налоговых поступлений от субъектов МП составляет 7 - 10 % от общего объема налоговых поступлений консолидированного бюджета. Однако объемы налоговых поступлений, оцененные на основании только экспертных оценок, не могут быть объектом управления Программы.
Анализ выполнения областной целевой программы
«Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области» на 2003 – 2005 гг.
Достижение основных целевых показателей, предусмотренных областной целевой программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области» на 2003-2005 гг. приведены в таблице 5:
Таблица 5
Показатели достижения целей Программы
Показатели |
Цели программы 2003 - 2005г. |
Прогноз 2005г. |
Отклонение |
Увеличение численности занятых в малом предпринимательстве, тыс. чел. |
198,0 |
180,7 |
-8,7% |
Повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Иркутской области, % |
18 |
23,8 |
+5,8% |
Увеличение объема выпускаемой продукции, товаров и услуг субъектами МП с ежегодным приростом 5%, млрд.руб. |
18,7 |
24,0 |
+28,3% |
Увеличение средней заработной платы до 4500 рублей |
4500 |
4500 |
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что основные цели областной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области» на 2003 – 2005 гг. достигнуты: доля занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 5,8%., объем выпущенной продукции, работ, услуг – на 28,3%, средняя заработная плата достигла показателя, планируемого Программой. При этом нужно отметить, что по сравнению с 2002 годом средняя заработная плата выросла на 85%.
В связи с изменением системы предоставления налоговой отчетности в администрацию Иркутской области можно говорить только о поступлении налогов от субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Только за 2005 год предполагается получить налогов от деятельности субъектов малого предпринимательства на сумму 1110,9 млн.рублей.
В связи с тем, что малое предпринимательства в разрезе территорий развито неравномерно ставилась задача об увеличении показателя уровня развития малого бизнеса в районах и городах с низким уровнем развития. Данный показатель исчисляется как отношение количества малых предприятий на 1000 жителей.
Средне областной показатель на начало реализации программы – 3 МП, 2005г. – 3,7 (прогноз). Увеличение составило 23%. В разрезе территорий: если на начало реализации программы количество малых предприятий менее одного на 1000 жителей было в 12 муниципальных образованиях, то на конец - их количество уменьшилось вдвое и составило 6 МО.
Структурных изменений в сфере малого предпринимательства не произошло, по-прежнему основная часть (45,3%) занято в торговле и общественном питании. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Приложение 1 к пояснительной записке |
Состояние развития малого предпринимательства
в МО Иркутской области (данные МО на конец
Город, район |
Кол-во МП, ед. |
Кол-во МП на 1 тыс. населения |
Численность, чел./доля занятых в МП, % |
Объем продукции/ доля,% |
Выручка/ доля, % |
Кол-во ПБОЮЛ, чел. |
Средняя заработная плата, (руб) |
|
Ангарск |
1267 |
4,8 |
12303 |
2949,0 |
9883,7 |
16729 |
3 527 |
|
13,8 |
||||||||
Бодайбо |
208 |
7,7 |
1563 |
793,4 |
927,9 |
1083 |
4 299 |
|
8 |
10 |
11 |
||||||
Братск |
1268 |
4,9 |
13632 |
5734,2 |
10029,4 |
Нет данных |
4123 |
|
16,9 |
12,9 |
19,3 |
||||||
Зима |
67 |
1,9 |
1011 |
5,1 |
337 |
553 |
3 106 |
|
11,1 |
8,1 |
54,6 |
||||||
Иркутск |
4966 |
8,4 |
36987 |
15893,7 |
46920,9 |
н/д |
3 583 |
|
Нижнеудинск |
39 |
0,8 |
833 |
39,5 |
109,5 |
1436 |
2 595 |
|
4,3 |
11,3 |
13,6 |
||||||
Саянск |
54 |
1,2 |
901 |
354,9 |
1039 |
1089 |
4 328 |
|
4,7 |
5,2 |
13,5 |
||||||
Тайшет |
86 |
1,6 |
1064 |
н/д |
47,9 |
1898 |
1 793 |
|
5,4 |
15,6 |
|||||||
Тулун |
91 |
1,8 |
1510 |
16,3 |
296,2 |
2073 |
2 490 |
|
8,4 |
2,5 |
29 |
||||||
Усолье-Сибирское |
239 |
3,0 |
3412 |
644,4 |
1206,3 |
7281 |
2 914 |
|
13,6 |
15 |
14,5 |
||||||
Усть-Кут |
123 |
2,1 |
2400 |
307,6 |
271 |
н/д |
4 284 |
|
12,1 |
25 |
12 |
||||||
Усть-Илимск |
309 |
3,1 |
5947 |
1745,6 |
2949,9 |
2590 |
4 297 |
|
15,3 |
14 |
19,8 |
||||||
Черемхово |
89 |
1,2 |
1355 |
н/д |
846 |
- |
3 773 |
|
6,5 |
31 |
|||||||
Шелехов |
231 |
3,9 |
2694 |
1505,1 |
2400 |
н/д |
3 200 |
|
11,9 |
20 |
|||||||
Балаганский р-н |
11 |
1,1 |
140 |
27,7 |
30,6 |
194 |
2 875 |
|
4,9 |
29 |
26 |
||||||
Братский р-н |
171 |
2,6 |
2635 |
456,4 |
1338 |
н/д |
3 613 |
|
11,3 |
14,1 |
33,2 |
||||||
Жигаловский р-н |
18 |
1,7 |
676 |
179 |
173,5 |
н/д |
3 722 |
|
21 |
62 |
69,5 |
||||||
Заларинский р-н |
54 |
1,7 |
364 |
21,1 |
29,8 |
н/д |
2 082 |
|
3,9 |
||||||||
Зиминский р-н |
45 |
3,1 |
320 |
214 |
214 |
86 |
3 536 |
|
6,9 |
28,4 |
28,4 |
||||||
Иркутский р-н |
441 |
7,3 |
5233 |
1519,8 |
4088,8 |
н/д |
3 717 |
|
32,5 |
55,1 |
65,2 |
||||||
Казачинско-Ленский р-н |
92 |
4,4 |
810 |
73 |
94 |
620 |
5 000 |
|
11,2 |
17,1 |
15 |
||||||
Катангский р-н |
10 |
2,2 |
164 |
42 |
79,2 |
50 |
н/д |
|
9,4 |
66,9 |
78,7 |
||||||
Качугский р-н |
12 |
0,6 |
189 |
13,5 |
14,2 |
255 |
1 849 |
|
4,1 |
6,6 |
|||||||
Киренский р-н |
27 |
1,1 |
390 |
103,7 |
105,6 |
251 |
н/д |
|
3,9 |
8,3 |
|||||||
Куйтунский р-н |
17 |
0,5 |
435 |
43,4 |
45,3 |
996 |
2 870 |
|
5,5 |
12 |
11 |
||||||
Мамско-Чуйский р-н |
9 |
1,2 |
42 |
13,1 |
14,8 |
214 |
4 484 |
|
1,2 |
5,1 |
5,3 |
||||||
Нижнеилимский р-н |
108 |
1,7 |
1175 |
571,2 |
807,6 |
746 |
3 344 |
|
5,5 |
9,5 |
12,8 |
||||||
Нижнеудинский р-н |
23 |
0,7 |
525 |
98,6 |
96,6 |
233 |
2 731 |
|
6,5 |
10,6 |
12,4 |
||||||
Ольхонский р-н |
12 |
1,3 |
177 |
18,5 |
19,6 |
|
2 307 |
|
Слюдянский р-н |
102 |
2,3 |
1315 |
- |
39,3 |
1479 |
3 852 |
|
3,1 |
2,5 |
|||||||
Тайшетский р-н |
84 |
2,3 |
1212 |
692,7 |
286 |
162 |
1 510 |
|
8,3 |
42 |
20 |
||||||
Тулунский р-н |
32 |
1,1 |
919 |
173,7 |
182,9 |
327 |
3 671 |
|
10,2 |
6,9 |
16 |
||||||
Усть-Удинский р-н |
27 |
1,6 |
906 |
193 |
197 |
192 |
2 579 |
|
17 |
48 |
49 |
||||||
Усольский р-н |
53 |
1,0 |
671 |
105,3 |
147,2 |
Н/д |
2 805 |
|
4 |
5,4 |
6,4 |
||||||
Усть-Илимский р-н |
39 |
1,8 |
985 |
284,8 |
295 |
- |
6 716 |
|
10,8 |
9,6 |
10,3 |
||||||
Чунский р-н |
37 |
0,9 |
680 |
40 |
42 |
782 |
3 777 |
|
4,5 |
6,3 |
4 |
||||||