Справка

о состоянии и перспективах развития муниципальной системы

дошкольного образования в г. Новосибирске

Вопрос развития системы дошкольного образования неоднократно рассматривался на коллегиях управления образования мэрии.

Последняя коллегия проходила в апреле 2004 года. Итоги ее работы стали отправной точкой для интенсивной деятельности органов управления образования, дошкольных образовательных учреждений по расширению спектра образовательных услуг и внедрения новых форм в организации дошкольного образования. Во исполнение решения коллегии был проведен анализ существующей сети ДОУ и ее использования, органами управления образования администраций районов составлен план по расширению сети МДОУ до 2007 года.

Приняты распоряжения мэра от 21.12.2004 № 7330 и от 28.12.2005 № 10777 по созданию дополнительных мест, эффективному использованию зданий и помещений ДОУ.

Упорядочена постановка детей дошкольного возраста на учет на получение мест в ДОУ (приказ управления образования мэрии от 28.12.05 № 835).

За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Значительно вырос спрос на качественные дошкольные образовательные услуги со стороны родителей, что побудило активизировать работу органов управления образованием, МДОУ по расширению образовательных услуг и наполнению их деятельности новым содержанием.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает систему образования, в частности дошкольного, как совокупность трех взаимодействующих:

·        сети дошкольных образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

·        преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности;

·        органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В г. Новосибирске на 01.01.2006 (по данным государственной отчетности)  функционирует 234 муниципальных дошкольных учреждения, что по сравнению с 2003 годом  возросло на 16. Только в 2005 году принято от ведомств 12 муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Детские сады посещают 32774 человека, что составляет 37% от общей численности детей дошкольного возраста, проживающих в городе (численность детей дошкольного возраста 88000 чел.), и 78% от потребности.

По сравнению с 2003 годом количество детей, посещающих МДОУ, увеличилось на 5014 человек.

Однако потребность в местах в детские сады тоже значительно возросла. Это обусловлено, прежде всего, двумя факторами:

- осознанием родителей необходимости получения их детьми дошкольного образования;

- повышением рождаемости: только за последних 4 месяца 2005 года в Новосибирске родилось более 2600  детей – потенциальных воспитанников ДОУ, которые через год встанут на очередь для получения путевки в детский сад.

Вопрос сохранения и увеличения сети дошкольных учреждений постоянно рассматривается на заседаниях городской комиссии по вопросам эффективности использования зданий (помещений) дошкольных учреждений под председательством начальника департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики Владимира Андреевича Афанасьева.

В результате целенаправленной работы согласно распоряжения мэра от 24.12.04 № 7330-р в 2005 году с учетом разнообразных форм удалось создать дополнительно 2323 места для дошкольников (от 2000 запланированных).

В 2006 году работа по увеличению мест в ДОУ продолжена (распоряжение мэра от 28.12.05 № 10777–р). Планируется создать дополнительно 90 групп на 1750 мест.

Для упорядочения постановки детей дошкольного возраста на учет для получения мест в ДОУ, введения единых правил приема в муниципальные дошкольные учреждения пересмотрено и утверждено  Положение о порядке приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения,  определен порядок формирования очередности на получение мест в ДОУ (приказ управления образования мэрии от 28.12.2005 № 835).

За последние три года наблюдаются положительные тенденции в использовании разнообразных форм дошкольного образования, таких, как:

·        группы выходного дня;

·        группы круглосуточного пребывания;

·        группы кратковременного пребывания;

·        группы (классы) для детей предшкольного возраста.

 Группы выходного дня открыты в дошкольных учреждениях Центрального (1 группа), Кировского, Ленинского районов (по 2 группы).

Группы круглосуточного пребывания функционируют в Ленинском районе (15 групп), Кировском (5 групп), Октябрьском (3 группы), Центральном (2 группы).

В МДОУ открыто 30 групп кратковременного пребывания детей (по две в Дзержинском, Железнодорожном, Заельцовском, одна в Калининском, 10 в Кировском, 5 в Ленинском, 7 в Советском, 1 в Центральном районах),  которые посещает 308 человек.

Стоит отметить интересный опыт работы по поэтапному введению в эксплуатацию ранее закрытых групп в ДОУ № 451 Центрального и ДОУ № 476 Железнодорожного районов. В связи с тем, что не все помещения групп, освобожденных от арендаторов, готовы для 12-часового функционирования, на их базе открыты адаптационные группы кратковременного пребывания. Дети, посещающие их,  получили путевки в РОО в порядке очередности. Когда все групповые помещения будут полностью готовы, группы будут функционировать 12 часов. Это позволит уменьшить очередность  на получение мест в  ДОУ, снизить заболеваемость детей, которые после адаптационной группы будут приняты в общеразвивающую.

С 2005 года в Новосибирске появилась инновационная форма дошкольного образования - «предшкольное» образование. Распоряжением мэра от 15.09.05 №6800-р создана городская экспериментальная площадка по отработке модели «предшкольное образование».

На базе 38 образовательных учреждений функционирует 41 класс, который посещает 701 ребенок старшего дошкольного возраста  (приказ управления образования мэрии от 20.09.2005 №614 «Об организации эксперимента по «предшкольному» образованию»).

Содержание образовательного процесса в предшкольных группах и классах определяется  в основном комплексными программами дошкольного образования: «Школа-2100», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, «Радуга», «Предшкольная пора». В 10% учреждений используются модифицированные программы, составленные на основе программ «Детство», «Радуга» и др.

Кадровое обеспечение «предшкольного» образования:

·        учителя  начальных классов (61%);

·        учителя начальных классов и воспитатели (26%);

·        воспитатели (13%).

94% педагогов «предшкольного» образования аттестованы. Из них:

·        12%  имеют высшую квалификационную категорию;

·        51% первую квалификационную категорию;

·        31% вторую квалификационную категорию.

С педагогами начальных классов, воспитателями в тесном сотрудничестве работают и другие специалисты: медицинские работники, психологи, логопеды, учителя-предметники.

Однако пространственная организация среды для функционирования «предшкольных» классов, материально-техническое оснащение, оборудование помещений не везде соответствуют санитарно-гигиеническим нормам:

·        50% школ не имеют отдельную рекреацию для организации «предшкольного» образования;

·        в 34% помещения оборудованы мебелью, не соответствующей росту и возрасту детей;

·        40% помещений не оборудованы спортивными уголками;

·        84% «предшкольных» классов не имеют комнату или уголок релаксации.

Совершенствование материально-технической базы для реализации модели «предшкольное образование» - это одна из задач, стоящая перед управлением образования мэрии в 2006 году.

Несомненно, «предшкольное образование» - это полноправное  звено в системе общего образования. Но пока оно не имеет полноценной, конкретной нормативно-правовой базы.

Обобщив опыт эксперимента по «предшкольному образованию» 2005-2006 учебного года, мы сумеем подготовить рекомендации по дальнейшей организации «предшкольного образования» в Новосибирске, что станет «ступенькой преемственности» между школой и детским садом.

Важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования  является  состояние  здоровья  детей.

Здоровьесберегающая среда значительно улучшена во всех дошкольных образовательных учреждениях, однако особое значение в развитии детей с ослабленным здоровьем имеет создание специальных групп. В системе дошкольного образования 22  МДОУ компенсирующего вида.

Всего в городе открыто 694 группы компенсирующего вида (42 % от общего числа групп), в том числе:

341 группа для детей с нарушением речи,

50 – с нарушением зрения,

6 – с нарушением слуха,

115 – с нарушением опорно-двигательного аппарата,

11 – с задержкой психического развития,

140 –для тубинфицированных,

30 – других (аллергодерматозных, для часто и длительно болеющих детей).

Их посещают 10172 ребенка (31% от числа дошкольников 3-7 лет, посещающих ДОУ).

С целью социальной адаптации детей дошкольного возраста в городе практикуется создание интегрированных групп (группы для детей с ДЦП в ДОУ№ 322, группа для детей с ЗПР в ДОУ № 472).

Решен вопрос с предоставлением мест незрячим дошкольникам в ДОУ для детей с нарушением зрения. Изучается  вопрос об открытии отдельной группы для тотально слепых детей на базе ДОУ № 164 Железнодорожного района.

Квалифицированную коррекционную помощь детям, имеющим особые образовательные потребности, оказывают специалисты, которые работают в тесном контакте с воспитателями и совместно с администрацией дошкольного учреждения отвечают за укрепление и охрану здоровья воспитанников, развитие их психофизических способностей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического и профилактического режима. В целом, все это способствует оказанию ранней квалифицированной коррекционной помощи дошкольникам с особыми образовательными потребностями. 

Вместе с тем, специалистам управлений (отделов) образования, методистам, руководителям ДОУ необходимо иметь обстоятельные обоснования для открытия групп компенсирующего вида. Значительно меньшая наполняемость таких групп по сравнению с группами общеразвивающими в какой-то мере мешает оперативному решению вопроса уменьшения очередности в ДОУ.

В связи с изменением требований законодательства в области образования, условий работы ДОУ, системы финансирования, в определенной степени меняются подходы к управлению дошкольным учреждением. Наряду со школами система управления в ДОУ становится общественно-государственной. С целью укрепления материальной базы дошкольных учреждений, привлечения дополнительных финансовых ресурсов в детских садах организуются попечительские советы и, как их организационно-правовая форма, некоммерческие фонды (организации, партнерства). В МДОУ создано 144 попечительских совета и 43 некоммерческих фонда.

Однако следует отметить, что механизм и нормативно-правовая база общественно-государственного управления в МДОУ до конца не проработаны, требуют тщательного изучения и выработки единых подходов к его организации в Новосибирске. Поэтому управлению образования мэрии, отделам (управлениям) образования администраций районов необходимо взять под контроль работу МДОУ в этом направлении.

Наблюдается положительная тенденция к повышению квалификации педагогических работников дошкольного образования, получению высшего образования, в том числе по дефектологии.

Вместе с тем, рабочая группа отмечает, что за 2005 год увеличилось количество руководителей МДОУ пенсионного возраста. На сегодня это более трети заведующих ДОУ (35,3 %; в МОУ СОШ этот показатель -17,2%). 

 

Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется программой дошкольного образования. Программное обеспечение является одним из компонентов общей системы образования.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программ из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием. Большинство детских садов, стремясь повысить качество образовательного процесса,  используют в работе парциальные программы.

Из комплекса программ, реализуемых в ДОУ Новосибирска, доминирует «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (171 ДОУ – 73%).

Другие используемые программы:

•         «Детство» (9% ДОУ);

•         «Радуга» (7% ДОУ);

•         «Школа 2100» (6% ДОУ);

•         «Развитие» (3% ДОУ);

•          «Сообщество» (2% ДОУ).

Неоднократно педагогическим сообществом поднималась проблема преемственности ДОУ и школы. Очень медленно осуществляется переход на программу «Школа 2100», способную ее обеспечить.

Наряду с обязательными программами в муниципальной системе дошкольного образования используются авторские программы (технологии), чаще по следующим направлениям:

- экологическое воспитание,

- здоровьесбережение,

- художественно-эстетическое развитие; 

- коррекция проблем развития.

56 авторских программ, используемых в ДОУ, прошли внешнюю экспертизу и имеют рецензию; 62 авторские программы рецензии не имеют.

В ряде ДОУ научно-методическое сопровождение обеспечивается научными руководителями (консультантами).

Вместе с тем, методистам и специалистам районных отделов (управлений) образования необходимо взять под особый контроль использование авторских программ и технологий для обеспечения стандарта образования.

Определяющим фактором для успешной реализации программ дошкольного образования является система посещения детьми ДОУ.

В ходе подготовки материалов коллегии было изучено положение дел с состоянием средней посещаемости детьми ДОУ более чем в 30 дошкольных учреждениях Железнодорожного, Заельцовского, Калининского, Кировского, Ленинского, Октябрьского, Центрального районов. Изучение вопроса показало, что списочный состав детей в проверенных ДОУ соответствует предельной наполняемости или превышает ее.

Однако средняя посещаемость за квартал в проверенных районах составила: Железнодорожный район – 68%, Кировский – 68%, Заельцовский – 69%, Октябрьский – 73%, Ленинский – 75%, Центральный -76%, Калининский – 80%. При этом количество необоснованных пропусков детьми детского сада в 2-3 раза больше количества пропусков по болезни.

Высокая посещаемость в ДОУ № 491 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Калининского района. В IY квартале она составила в среднем 92%. Родители, видя результаты проводимой специалистами планомерной и целенаправленной коррекционной работы, с желанием водят ребенка в детский сад, не допуская необоснованных пропусков.

Кроме того, в посещенных детских садах изучался вопрос эффективности использования помещений. Выявлено, что не во всех дошкольных учреждениях по назначению используются групповые помещения (в ДОУ № 357 Калининского района – две группы, в ДОУ № 504 Октябрьского района – одна группа, в ДОУ № 451 Центрального района – две группы, в ДОУ № 411 – одна группа и др.).

В связи с ближайшим переходом дошкольных образовательных учреждений на нормативное финансирование перед органами управления образованием встала задача пересмотра структуры учреждений дошкольного образования с ориентиром на их укрупнение. Так, в 2005 году к ДОУ № 262 Дзержинского района присоединено два здания, объединены детские сады № 3 и № 8 Калининского района, детский сад № 87 Первомайского района присоединен к детскому саду № 78. Первый опыт реструктуризации ДОУ в Новосибирске уже есть. Но процессы идут медленно. Инициатива в этом должна принадлежать самому ДОУ при непосредственном участии органов управления образованием района, так как это определяет путь дальнейшего совершенствования и развития учреждения. В дальнейшем работа по укрупнению и реструктуризации ДОУ будет продолжена.

Таким образом, районным отделам (управлениям) образования необходимо вести целенаправленную работу по повышению показателя посещаемости детьми детского сада, снижению процента заболеваемости, уменьшению количества необоснованных пропусков детьми ДОУ, принимать своевременные  меры по эффективному использованию зданий и помещений ДОУ, пересмотру структуры учреждений дошкольного образования.

Развитие системы дошкольного образования является одной из приоритетных задач деятельности муниципалитета.

В целях стимулирования работы ДОУ, формирования общественного мнения особое внимание уделяется проведению городских мероприятий.

В 2005 году проведены:

- первый городской конкурс “Детский сад – дом радости”;

- городской фестиваль детей дошкольного возраста “Маленькие фантазеры”.

Названные мероприятия продемонстрировали умение руководителей детских садов разрабатывать стратегию и тактику развития учреждения с учетом психофизических возможностей и индивидуальных особенностей детей, кадрового потенциала, потребностей родителей.

 

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод.

Муниципальная система дошкольного образования стабильно функционирует и имеет тенденции к развитию.

Дальнейшее развитие и повышение эффективности системы дошкольного образования в Новосибирске будет зависеть от правильности принятых управленческих решений, от умения руководителя ОУ видеть завтрашний день своего дошкольного учреждения.

Начальник отдела

дошкольного образования

управления образования мэрии                                         Е. В. Симантовская

КОЛЛЕГИЯ

                                          УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

                                              МЭРИЯ НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

От____________2006г                                                                          №__________

О состоянии и перспективах

развития системы

муниципального дошкольного

образования в г. Новосибирске

Заслушав информацию о состоянии и перспективах развития системы дошкольного образования в г. Новосибирске, коллегия отмечает, что в муниципальном образовательном пространстве города сложилась, стабильно функционирует и развивается система дошкольного образования.

Вопрос сохранения и увеличения сети дошкольных учреждений находится на контроле управления образования мэрии и управлений (отделов) образования районных администраций.

За последние три года число муниципальных дошкольных образовательных учреждений возросло с 218 до 234, количество детей, посещающих МДОУ увеличилось с 27760 до 32774 человек.

В городе развивается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, спектр вариативных образовательных услуг, предоставляемых населению, целенаправленно внедряются новые формы дошкольного образования. Значительно вырос спрос на качественные дошкольные образовательные услуги со стороны родителей.

Сложившаяся в городе система компенсирующего дошкольного образования (в 2005 году в дошкольных учреждениях города функционирует 694 группы для детей со специальными образовательными потребностями) соответствует современным требованиям и оказывает своевременную помощь детям, нуждающимся в квалифицированной коррекционной помощи.

Районным отделам (управлениям) образования следует и дальше вести целенаправленную работу по увеличению мест в детских садах,  повышению показателя посещаемости детьми детского сада, снижению процента заболеваемости, уменьшению количества необоснованных пропусков детьми детского сада.

В целях эффективного использования бюджетных средств, в связи с переходом на нормативное финансирование образовательных учреждений города, необходимы:

        - пересмотр структуры учреждений дошкольного образования с целью их укрупнения, как это сделано в Дзержинском, Калининском и Первомайском районах (к ДОУ № 262 присоединено два здания, объединены детские сады № 3 и № 8, детский сад № 87 присоединен к детскому саду № 78);       

        - поиск внутренних резервов развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений путем использования помещений закрытых групп по прямому назначению.

Однако наряду с положительными результатами следует отметить ряд нерешенных проблем:

- не по назначению используются групповые помещения в ряде действующих дошкольных образовательных учреждениях (в ДОУ № 357 Калининского района – две группы, в ДОУ № 504 Октябрьского района – одна группа, в ДОУ № 451 Центрального района – две группы, в ДОУ № 411 Кировского района – одна группа);

- недостаточно целенаправленно в дошкольных учреждениях ведется работа по  повышению показателя посещаемости, снижению процента заболеваемости, уменьшению количества необоснованных пропусков детьми детского сада (Железнодорожный, Кировский, Калининский районы);

- не проработан механизм и нормативно-правовая база общественно-государственного управления в МДОУ;

- требует тщательного изучения и доработки вопрос программно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

На основании изложенного коллегия решила:

1. Информацию о сложившейся муниципальной системе дошкольного образования и перспективах ее развития принять к сведению.

2. Управлению образования мэрии, начальникам управлений (отделов) администрации районов города:

2.1. Продолжить целенаправленную работу по принятию в муниципальную собственность от ведомств зданий дошкольных образовательных учреждений, восстановлению сданных ранее в аренду, перепрофилированных помещений МДОУ и использованию их по прямому назначению.

3. Управлению образования мэрии:

3.1. В целях дальнейшего развития дошкольных учреждений организовать разработку нормативов финансирования на содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях в соответствии с необходимыми расходами.

3.2. С целью привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования дошкольных образовательных учреждений изучить вопросы внедрения качественно новых моделей общественно-государственного управления системой дошкольного образования.

4.Органам управления образования администраций районов:

4.1. Пересмотреть структуру  учреждений дошкольного образования, подготовить предложения по их укрупнению.

4.2. Продолжить целенаправленную работу по:

- поиску внутренних резервов развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений за счет введения в эксплуатацию помещений ранее закрытых групп;

- расширению спектра вариативных образовательных услуг путем внедрения новых форм дошкольного образования,

- повышению показателей посещаемости детьми детского сада, снижению процента заболеваемости, уменьшению количества необоснованных пропусков детьми ДОУ;

- изучению возможности интегрированного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях (группах) общеразвивающего вида.

5. Городском Центру образования и здоровья «Магистр»  провести мониторинг качества работы дошкольных учреждений (групп) компенсирующего вида и подготовить  предложения о совершенствовании и целесообразности их работы.

6. Городскому Центру развития образования осуществлять поддержку практико-ориентированных научных исследований в области дошкольного образования, повысить роль методических служб в качественном дошкольном образовании.

7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на Копаеву Н.Н., заместителя начальника управления образования мэрии.

Председатель коллегии, начальник

управления                                                                                     Г.А.Старцев

Повестка

заседания коллегии управления образования мэрии

№ ________                                                                                             от_________

№ п.п.

Рассматриваемые вопросы

Время

Докладчик

1.

О развитии муниципальной системы дошкольного образования

15 мин

Симантовская Елена Викторовна, начальник отдела дошкольного образования управления  образования мэрии

2.

3

Выступают:

1.     Состояние и перспективы развития муниципальных дошкольных учреждений Октябрьского района

2.     Роль органов управления образованием в развитии системы дошкольного образования в районе.

3.     Реализация модели «предшкольное» образование в условиях гимназии

4.     Проблемы и перспективы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида

Обсуждение и принятие решения коллегии

 5 мин.

 5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

Рудницкая Лариса Францевна, начальник отдела образования администрации Октябрьского района

Щитова Анна Васильевна, ведущий специалист отдела образования администрации Первомайского района

 Михно Ирина Михайловна, директор муниципальной гимназии № 2

Клинова Галина Васильевна, заведующая МДОУ ЦРР – детским садом № 491

Члены коллегии

Приглашенные:

- Афанасьев Владимир Андреевич, начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии;

- Москаленко Татьяна Алексеевна, главный специалист управления общего образования департамента образования Новосибирской области;

- Оберемок Светлана Михайловна, заведующая лабораторией «Педагогическое проектирование» ГЦРО;

- Медведева Татьяна Викторовна, закедующая лабораторией дошкольного здоровья ГЦОиЗ «Магистр»;

Специалисты районных отделов образования:

- Растовцева Валентина Ивановна, главный специалист отдела образования администрации Дзержинского района;

- Вязникова Наталья Александровна, ведущий специалист отдела образования администрации Железнодорожного района;

- Есикова Людмила Александровна, главный специалист отдела образования администрации Заельцовского района;

- Балашова Тамара Михайловна, главный специалист отдела образования администрации Калининского района;

- Хлуднева Любовь Николаевна, главный специалист управления образования администрации Кировского района;

- Берлизева Валентина Марковна, начальник дошкольного отдела управления образования администрации Ленинского района;

- Агарева Екатерина Алексеевна, главный специалист отдела образования администрации Октябрьского района;

- Сианихина Людмила Николаевна, ведущий специалист отдела образования администрации Советского района;

- Лунева Татьяна Васильевна, ведущий специалист отдела образования администрации Центрального района.

КОЛЛЕГИЯ

                                          УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

                                              МЭРИЯ НОВОСИБИРСКА

                                                             РЕШЕНИЕ

От____________2006г                                                                          №__________

О состоянии и перспективах

развития системы

муниципального дошкольного

образования в г. Новосибирске

Заслушав информацию о состоянии и перспективах развития системы дошкольного образования в г. Новосибирске, коллегия отмечает, что в муниципальном образовательном пространстве города сложилась, стабильно функционирует и развивается система дошкольного образования:

Вопрос сохранения и увеличения сети дошкольных учреждений находится на контроле управления образования мэрии и управлений (отделов) образования районных администраций.

За последние три года число муниципальных дошкольных образовательных учреждений возросло с 218 до 234, количество детей, посещающих МДОУ увеличилось с 27760 до 32774 человек.

В городе развивается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, спектр вариативных образовательных услуг, предоставляемых населению, целенаправленно внедряются новые формы дошкольного образования. Значительно вырос спрос на качественные дошкольные образовательные услуги со стороны родителей.

Районным отделам (управлениям) образования следует и дальше вести целенаправленную работу по увеличению мест в детских садах,  повышению показателя посещаемости детьми детского сада, снижению процента заболеваемости, уменьшению количества необоснованных пропусков детьми детского сада.

В целях эффективного использования бюджетных средств, в связи с переходом на нормативное финансирование образовательных учреждений города, необходимы:

- пересмотр структуры учреждений дошкольного образования с ориентиром на их укрупнение, как это сделано в Дзержинском, Калининском и Первомайском районах (к ДОУ № 262 присоединено два здания, объединены детские сады № 3 и № 8, детский сад № 78 присоединен к детскому саду № 87);       

-поиск внутренних резервов развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений путем использования помещений закрытых групп по прямому назначению.

Сложившаяся в городе система компенсирующего дошкольного образования (в 2005 году в дошкольных учреждениях города функционирует 694 группы для детей со специальными образовательными потребностями) соответствует современным требованиям и оказывает своевременную помощь детям, нуждающимся в квалифицированной коррекционной помощи.

Однако наряду с положительными результатами следует отметить ряд нерешенных проблем:

- не проработан механизм и нормативно-правовая база общественно-государственного управления в МДОУ;

- требует тщательной доработки вопрос программно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений;

- не по назначению используются групповые помещения в ряде действующих дошкольных образовательных учреждениях (в ДОУ № 357 Калининского района – две группы, в ДОУ № 504 Октябрьского района – одна группа, в ДОУ № 451 Центрального района – две группы, в ДОУ № 411 – одна группа).

На основании изложенного коллегия

решила:

3. Информацию о сложившейся муниципальной системе дошкольного образования принять к сведению.

4. Отметить целенаправленную работу по развитию системы муниципального дошкольного образования во всех районах города.

5. Управлению образования мэрии:

2.2. Продолжить практику принятия от ведомств в муниципальную собственность зданий дошкольных образовательных учреждений.

2.3. С целью привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования дошкольных образовательных учреждений изучить вопросы внедрения качественно новых моделей государственно-общественного управления системой дошкольного образования.

2.4. В целях дальнейшего развития дошкольных учреждений разработать норматив на содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях в соответствии с необходимыми расходами.

3. Городском Центру образования и здоровья «Магистр» до 01.06.2006года  провести мониторинг качества работы дошкольных учреждений (групп) компенсирующего вида и до 01.08.2006 года внести предложения о продлении их работы.

4. Городскому Центру развития образования повысить роль методических служб по повышению качества образования детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе программно-целевого подхода и осуществлять поддержку практико-ориентированных научных исследований в области дошкольного образования, а также образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность:

-  в течение 2006 года провести цикл семинаров для руководителей и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений по программно-методическому обеспечению учреждения;

- подготовить и до 01.09.2006 года представить в управление образования мэрии предложения по поддержке и реализации инновационных проектов в сфере дошкольного образования, механизму проведения внешней экспертизы авторских программ и технологий.

5.Начальникам отделов (управлений) образования администраций районов города

5.1. Пересмотреть структуру  учреждений дошкольного образования с ориентиром на их укрупнение. План мероприятий представить в управление образования мэрии до 01.09.2006 года.

5.2.         Расширить спектр вариативных образовательных услуг, предоставляемых населению за счет:

- внедрения новых форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания и др.);

- подготовки неорганизованных детей к обучению в школе;

5.3. Продолжить поиск внутренних резервов развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений путем введения в эксплуатацию помещений ранее закрытых групп и до 01.09.2006 года подать в управление образования мэрии предложения по дополнительному открытию групп в 2007 году.

5.4. Проводить целенаправленную работу по повышению показателя посещаемости детьми детского сада, снижению процента заболеваемости, уменьшению количества необоснованных пропусков детьми ДОУ. Информацию о работе представить в управление образования до 01.09.2006 года для рассмотрения на городской комиссии по эффективному использованию зданий и помещений муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

5.5. Изучить возможность интегрированного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях (группах) общеразвивающего вида.

6. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на Копаеву Н.Н., заместителя начальника управления образования мэрии.

Председатель коллегии, начальник

управления                                                                                     Г.А.Старцев

Повестка

заседания коллегии управления образования мэрии

№ ________                                                                                             от_________

№ п.п.

Рассматриваемые вопросы

Время

Докладчик

1.

О развитии муниципальной системы дошкольного образования

15 мин

Симантовская Елена Викторовна, начальник отдела дошкольного образования управления  образования мэрии

2.

3

Выступают:

5.     Состояние и перспективы развития муниципальных дошкольных учреждений Октябрьского района

6.     Роль органов управления образованием в развитии системы дошкольного образования в районе.

7.     Реализация модели «предшкольное» образование в условиях гимназии

8.     Проблемы и перспективы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида

Обсуждение и принятие решения коллегии

 5 мин.

 5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

Рудницкая Лариса Францевна, начальник отдела образования администрации Октябрьского района

Щитова Анна Васильевна, ведущий специалист отдела образования администрации Первомайского района

 Михно Ирина Михайловна, директор муниципальной гимназии № 2

Клинова Галина Васильевна, заведующая МДОУ ЦРР – детским садом № 491

Члены коллегии

Приглашенные:

- Москаленко Татьяна Алексеевна, главный специалист управления общего образования департамента образования Новосибирской области;

- Оберемок Светлана Михайловна, заведующая лабораторией «Педагогического проектирования» ГЦРО;

- Медведева Татьяна Викторовна, закедующая лабораторией «Дошкольного развития ГЦОиЗ «Магистр»;

Специалисты районных отделов образования:

- Растовцева Валентина Ивановна, главный специалист отдела образования администрации Дзержинского района;

- Вязникова Наталья Александровна, ведущий специалист отдела образования администрации Железнодорожного района;

- Есикова Людмила Александровна, главный специалист отдела образования администрации Заельцовского района;

- Балашова Тамара Михайловна, главный специалист отдела образования администрации Калининского района;

- Хлуднева Любовь Николаевна, главный специалист управления образования администрации Кировского района;

- Берлизева Валентина Марковна, начальник дошкольного отдела управления образования администрации Ленинского района;

- Агарева Екатерина Алексеевна, главный специалист отдела образования администрации Октябрьского района;

- Сианихина Людмила Николаевна, ведущий специалист отдела образования администрации Советского района;

- Лунева Татьяна Васильевна, ведущий специалист отдела образования администрации Центрального района.