Экономическое воспитание дошкольников
Л.А.Голуб
к.э.н., профессор кафедры
прикладной экономики и управления
МГПУ
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.
В былые времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал за счет чего это осуществилось. Он знал , что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.
Сегодня практически все изменилось в укладе нашей жизни.
Возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества,. Это мы, старшие, еще помним как было и, может быть, не во всем еще успели перестроиться, а он, наш дошкольник, пришел в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников. В результате допускаются досадные «опечатки» в работе с детьми.
Нередко экономика подменяется арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству); ботаникой
( например, эксперимент с комнатными растениями, который предлагает Е.А. Корнак в работе «Экономическое воспитание дошкольников» М.2002. с.40-41.,а итог, который подводит воспитатель после такого занятия совсем не закладывает никакого экономического понимания . Хотя можно было бы провести аналогию с выращиванием овощей на дачном участке и с тем какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);
,в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.).
Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Скажем под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.
Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.
Нельзя не отметить наличие очень удачных находок в работе энтузиастов экономического воспитания. Разработаны интересные игры, задачи, занятия ручным трудом, подобрана художественная литература, в которой не просто обозначается то или иное экономическое понятие, но доводится оно до такого уровня, когда ребенок почувствует возможность использования своих знаний на практике.
Наличие удачных и не очень, аспектов в решении вопросов экономического воспитания дошкольников – свидетельство актуальности этого аспекта воспитательной работы и желания специалистов – педагогов им заниматься. Это хорошо.
В статье не предполагается подвергнуть критике того, что уже сделано, хочу лишь высказать еще и свое видение проблемы
Экономика – это прежде всего решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства ( не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве.
Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.
Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
Ведь мы знаем, каким должен быть итог нравственного, эстетического, физического и других направлений воспитательного процесса, так вот итогом экономического воспитания, должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться. Результат почувствуют родители, в этом убедятся педагоги, вовлекая детей в беседы, игры, организовывая дискуссии, давая возможность самостоятельно принимать решения.
Что же нужно сделать, чтобы получить желаемый результат?
Нам представляется необходимым:
Во-первых, повысить экономическую грамотность воспитателей и родителей;
Во-вторых, разработать (или уточнить имеюшиеся программы), программу экономического воспитания, положив в ее основу системный подход, а не фрагментарный.
В- третьих, отобрать приемы и методы, которые окажутся более всего действенными, чтобы процесс экономического воспитания дал желаемый результат.
В четвертых, внедрить программу в воспитательный процесс с дошкольниками в ДОУ и добиться активного участия в ее реализации родителей.
Как реализовать все эти во – первых, во- вторых….
Повышение экономической грамотности воспитателей следует, на наш взгляд, возложить на учебные заведения высшие и средние, где экономические дисциплины должны преподаваться на ряду с познанием общих постулатов экономики, но с акцентом на то, что выпускникам нужно будет использовать полученные знания в процессе воспитательной работы. Поэтому студентам не лишне показать как это делать.
С родителями полезно проводить постоянные консультации, беседы, давать им рекомендации о том, как следует общаться с их ребенком в плане экономического воспитания, а также рекомендовать художественные произведения и указывать на что следует обратить внимание ребенка. Все это будет способствовать продолжению занятий начатых в группе детского сада.
Программа экономического воспитания дошкольников, как представляется, будет более эффективной, если знакомить ребят не с отдельно взятыми понятиями разобщенно друг от друга, а системно, цельно, используя тот опыт, который уже имеет ребенок. Более всего для этого подходит экономика семьи. Ведь на этом материале можно проследить все, практически, экономические категории: товар, продукт, услуга, доходы и их элементы, то же по расходам, деньги, банки и даже инфляцию, налоги, цены, и т.д., показать роль дошкольника в экономических процессах семьи. Чтобы еще более осознать свою значимость, дошкольник должен увидеть себя не только в семье, но в обществе, как участника создания крепкого здорового государства, так и в его праве пользоваться тем, что общество ему может предоставить, в его разумном экономическом поведении и результатах этого поведения.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем включить в программу экономического воспитания такие ключевые темы:
1.Моя страна и моя семья.
2.Доходы семьи
3.Расходы семьи.
4.Текущий и перспективный семейный бюджет.
5.Семейные сбережения и их использование.
Рассматривая перечень тем становится очевыдным, что они очень объемные и если их рассматривать в полном объеме, дошкольнику это может оказаться не по силам, да может и не следует этого делать.
Видимо в начале следует обозначить те основные понятия и экономические категории, которые должны содержать полном объеме темы. После этого разработать несколько т.н. ручейков из отобранных для этого понятий. Каждый воспитатель, по своему усмотрению выбирает какой-то из «ручейков», вырабатывая собственную программу, обеспечивает ее набором приемов и методов, которые следует использовать, чтобы добиться максимального результата и работает.
Для примера и первоначальной ориентации предлагаем ознакомиться с содержанием нижеследующей таблицы:
Тема |
Основные понятия и категории |
«ручейки» понятий для конкретной программы |
||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
||
1.Моя страна, моя семья |
Страна,государство, герб,флаг, семья,ге- неалогическое дре- во,функции госу-дарства по отно-шению к семье, функции семьи. |
На 1 и 2 занятиях следует использовать все основные категории и понятия |
||
2.Доходы семьи |
1.Состав совокуп-ного дохода семьи: зарплата сдельная и повременная, пен-сии, стипендии, по-собия, доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от собственности, доходы от пред-принимательской деятельности; 2.Деньги, бартер, инфляция,товар,про- дукт,услуга, 3.Реклама, 4.Банки,ценные бу-маги 5.Бизнес, предприни- мательство |
Зарплата Сдельнаяи повремен- ная;Деньги, инфляция; Реклама; Банки, цен- ные бумаги |
Доходы от личного подсобного хозяйства; Товар,про- дукт, услу- га; деньги, бартер. |
Пенсии,сти- пендии, по- собия;До- ходы от личного подсобного хозяйства; Услуги; Деньги, ин- фляция; |
3.Расходы семьи |
Виды расходов: На питание,одежду, Развлечения,на жилище,образование, Газеты и журналы, Подарки,праздники, Неразумные расхо- ды семьи,отдых,при- обретение предметов роскоши и предме- тов длительного пользования. Налоги и обяза-тельные платежи, Потребности,воз- можности,бережли- вость,скупость, рас- точительность, рек-лама(в ракурсе рас-ходов семьи)Эффективность расходов Цена и стоимость, |
Обязатель- ные расхо- ды семьи; Налоги Потребности И возмож- ности; бережливость, скупость, расточитель- ность, эф- фективность расходов. Реклама. Цена,стои- мость |
Расходы на Развлечения, Подарки, Игрушки, Неразмные расходы Потребнос- ти возмож-ности; Расточитель-ность;эф- фективность расходов; Налоги Цена, стоимость |
Расходы на жили- ще; Налоги; Потреб- ности Возмож- Ности, Эффек- тивность расходов, бережли- вость, расточи- тель- ность; Налоги, Цена, Стоимо- сть |
4.Текущий и перспективный бюджет семьи |
Бюджет, бюджет семьи,бюджет школь-ника и дошкольника, |
Бюджет семьи, бюджет дошкольника |
||
5.Семей- ные сбереже- ния и их использо- вание |
Сбережения,накопле- ния, банк, копилка, ценные бумаги, банковский процент,
|
Все основные категории и понятия темы |
Конечно, приведенный пример – это не догма. Здесь поле деятельности воспитателя. Главное уметь ограничить объем информации, но при этом не потерять основного содержания темы.
В итоге, дошкольник должен
знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях ;
уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным , их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи- это денежные средства, которые могут остаться если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п.
осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это прежде всего на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
Результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.