Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты финансов............................................... 5
1.1. Сущность и необходимость финансов............................................................................... 5
1. 2. Теоретические аспекты функций финансов................................................................... 14
ГЛАВА 2. Текущее развитие финансов........................................................ 17
2.1 Структура финансовой системы государства и финансовый механизм.................. 17
2.2 Макроэкономический анализ ситуации в РФ................................................................... 20
Заключение...................................................................................................... 27
Список литературы........................................................................................ 29
Введение
Термин “финансы” появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”, “платеж в срок”. Финансовые отношения возникли раньше и историки точно не называют дату их зарождения. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме - Древний Рим, Вавилон, Египет - где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме. Иные полагают, что это произошло еще раньше - при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения слабо развиты, в основном ресурсы государства формировались за счет натуральных податей. С приходом на Русь монголо-татаров произошли изменения; Золотая Орда требовала уплату дани(выкупа) в форме драгоценных металлов - золота, серебра, что в какой-то степени стимулировало развитие финансовых отношений.
Актуальность темы связана с тем, что финансы являются одной из самых важных экономических категорий.
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию “финансов” упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемую государством и некоторыми другими участниками денежных отношений. В дореволюционном словаре приведено следующее определение финансов: финансы - совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государствами различных общественных групп.
Для научного определения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, ведь на самом деле подразумеваются определенные операции с денежными средствами, их движение. Любая финансовая операция имеет ввиду перемещение денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями денежных средств или перемещение денежных средств в те или иные денежные фонды. В процессе этого перемещения возникают экономические отношения (например при выплате пенсий, уплате налогов).
Таким образом, финансы - экономическая категория, она выражает часть экономических отношений.
Объектом исследования являются финансы.
Предметом исследования являются финансовые отношения
Цель работы заключается в рассмотрении сущности финансов, как специфичной экономической категории.
Данная цель разворачивается в решение ряда задач:
- Рассмотреть сущность и необходимость финансов
- Раскрыть теоретические аспекты функций финансов
- Показать структуру финансовой системы и финансовый механизм
- Привести финансовые механизмы
Практическая значимость работы заключается в определении и совершенствовании роли государственных финансов в формировании финансовых ресурсов страны.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты финансов
1.1. Сущность и необходимость финансов.
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств [4, с. 54].
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.
На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.
Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.
Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов[7, с. 104].
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.
На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей [18, с. 101]
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Цена и кредит
Как экономическая категория кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств — ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.
Кредит, выступающий в денежной форме, нельзя отождествлять с деньгами. Кредитные отношения отличаются от денежных:
1) составом участников. В денежных отношениях участвуют продавец и покупатель, при этом стоимость в товарной форме переходит в денежную. В кредитных отношениях действуют кредитор и заемщик, между которыми возникают отношения по поводу движения и возврата стоимости (как правило, в денежной форме);
2) функциями. Деньги выполняют пять функций, тогда как функции кредита совсем иные (о них ниже);
3) участием денег и кредита в самом процессе отсрочки платежей. Деньги при платежах в рассрочку (Т — О и О — Д) проявляют свою суть в момент оплаты обязательств, т.е. на втором этапе, тогда как кредит как экономическая категория — на самом этапе отсрочки.
4) потребительной стоимостью, получаемой участниками отношений. Деньги как всеобщий эквивалент обладают всеобщей потребительной стоимостью, тогда как кредит удовлетворяет участников в момент предоставления ссуженной стоимости: кредитора — получением дохода, заемщика — получением ссуды, здесь действует лишь единичная потребительная стоимость.
С внешней стороны кредит — временное позаимствование денежных средств, сущность его лежит в общественных отношениях, связанных с движением стоимости.
При анализе сущности кредита следует различать три элемента: 1) субъект, 2) объект, 3) ссудный процент.
Субъекты кредитных отношений. Это кредитор и заемщик.
Кредитор предоставляет ссуду на время, оставаясь собственником ссуженной стоимости. Для выдачи ссуды кредитору необходимо иметь определенные средства. Их источником могут стать собственные накопления, а также заемные средства, полученные от других хозяйствующих субъектов.
В современных условиях банк-кредитор предоставляет ссуду за счет собственного капитала, привлеченных средств, хранящихся на счетах его клиентов, а также мобилизованных с помощью эмиссии ценных бумаг. При размещении ссуженной стоимости кредитор контролирует ее производительное использование, чтобы кредит был получен и за него он имел доход.
Заемщик, получает ссуду и обязуется ее возвратить к обусловленному сроку. Заемщик не является собственником ссуженного капитала, он лишь временный его владелец. Он использует ссуду в производстве или обращении, чтобы извлечь доход, и возвращает ссуду после ее участия в кругообороте и получения дополнительной прибыли. Заемщик платит за кредит ссудный процент, он должен обладать определенным имущественным обеспечением, гарантирующим возврат кредита по требованию кредитора.
Взаимодействие кредитора и заемщика выступает как единство противоположностей. Как участники кредитной сделки они заинтересованы друг в друге. В то же время кредитор и заемщик имеют противоположные интересы: кредитор заинтересован в получении более высокого процента, а заемщик — в низком проценте. Заемщик зависит от кредитора, диктующего ему свою волю.
Объект кредитных отношений. Это ссуженная стоимость, при капитализме — это ссудный капитал.
Ссудный капитал — денежный капитал, обособившийся от промышленного, имеющий особую форму движения и обладающий определенной спецификой:
• это капитал — собственность, владелец которой продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное владение;
• это своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется способностью приносить заемщику прибыль;
• имеет своеобразную форму отчуждения, т.е. передача его заемщику и возврат кредитору различен во времени;
• в отличие от промышленного и торгового капитала ссудный капитал всегда выступает в денежной форме.
С развитием кредитных отношений единственным источником образования ссудного капитала выступают временно свободные денежные средства государства, юридических лиц и населения, на добровольной основе передаваемые финансовыми посредниками для последующей капитализации и извлечения прибыли. Ныне такие денежные средства концентрируются на депозитных счетах в кредитных организациях и обеспечивают их собственникам фиксированный доход в форме процента по этим вкладам.
Стоимость ссудного капитала — это способность к обмену между кредитором и заемщиком, а потребительная стоимость — способность производить прибыль, часть которой заемщик отдает кредитору в виде ссудного процента.
Ссудный процент. Это своеобразная цена ссуженной стоимости, передаваемой кредитором заемщику во временное пользование с целью ее производительного потребления. В отличие от обычного товара, цена которого выражает его стоимость в денежной форме, ссудный процент представляет собой иррациональную форму цены, а не действительную цену, поскольку она является условием использования ссудного капитала для получения прибыли. Эта прибыль, добытая заемщиком, подразделяется на две части: одна присваивается заемщиком, получившим ссуду, в виде предпринимательского дохода, вторая передается кредитору в виде ссудного процента.
Ссудный процент (цена кредита) есть часть прибавочной стоимости, величина которого зависит от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного труда. Деление прибыли на предпринимательский доход и ссудный процент происходит на рынке в конкурентной борьбе. При делении прибыли возникают противоречия между ссудными и функционирующими капиталистами: ссудные заинтересованы в высоком уровне процента и в низком предпринимательском доходе, а другие — в обратном.
Цена кредита определяется спросом и предложением на рынке ссудных капиталов и зависит от следующих факторов:
• цикличности развития производства (при спаде ссудный процент, как правило, растет, а при подъеме снижается);
• инфляционного процесса;
• эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через центральный банк при кредитовании коммерческих банков;
• динамики денежных накоплений физическими и юридическими лицами;
• сезонного производства (в России, к примеру, ставка ссудного процента традиционно повышается ближе к осени при необходимости кредитования сельского хозяйства и завоза товаров Крайнему Северу);
• размеров государственного долга.
На рынке ссудных капиталов через механизм конкуренции определяется норма ссудного процента, которая представляет собой отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к общей сумме ссудного капитала:
Нс.п.=
где Нс.п. – норма ссудного процента
Дс.к. – годовой капитал
СК – общая сумма ссудного капитала
Норма процента зависит от спроса и предложения на рынке ссудного капитала в каждый данный момент, а также государственного регулирования.
Сущность кредита находит свое проявление в элементах кредита, в основных принципах кредита, в функциях и роли кредита.
Финансовые отношения
На рис. 1 показаны укрупненные группы финансовых отношений предприятия и сопровождающие их денежные фонды.
Главными направлениями финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта являются формирование и использование денежных фондов, через которые обеспечиваются денежными средствами производственно-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.
Рис. 1. Финансовые отношения предприятия и денежные фонды
Основой рыночных отношений являются деньги.
Рыночные отношения - это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели.
Отношения с финансово-кредитной системой многообразны.
Прежде всего это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислениями.
Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.
1. 2. Теоретические аспекты функций финансов
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму) [18, с. 107].
Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.
Однако распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости [11, с. 104].
Тем не менее финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь ”распределительной”, как финансы.
ГЛАВА 2. Текущее развитие финансов
2.1 Структура финансовой системы государства и финансовый механизм
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Финансовый механизм. Функция финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.
В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:
1)информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
2)комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики,
4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:
• первый год — это год, на который составляется бюджет;
• следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.
2.2 Макроэкономический анализ ситуации в РФ.
Таблица 1
Значения основных макроэкономических показателей
Показатели |
Дата |
Изменение к соответствующему периоду, % |
Валовой внутренний продукт |
2002 |
4.2% к 2001 г. |
Объем промышленного производства |
2002 |
3.7% к 2001 г. |
Инвестиции в основной капитал |
2002 |
2.5% к 2001 г. |
Из таблицы 1 видно, что с февраля 2002 года в основном сохранялась положительная динамика большинства макроэкономических показателей, несмотря на замедление динамики ВВП в ноябре-декабре 2002 г. В I квартале 2003 г. рост ВВП возобновился, средним темпом 0.5% в месяц[1].
Рис. 2. Динамика ВВП с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1), (январь 1995 г. (2) - 100%)
Рис. 3. Динамика инвестиций с исключением сезонной и календарной составляющих (март 1996 г. - 100%)
В целом в 2002 - начале 2003 гг. темпы инфляции замедлились. За январь-ноябрь 2002 г. инфляция на потребительском рынке составила 13.3% против 16.7% за соответствующий период 2001 года. За I квартал 2003 г. потребительские цены увеличились к декабрю 2002 года на 5.2% против 5.4% за I квартал 2002 г., причем замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения.
Рис. 4. Индексы потребительских цен
Рис. 5. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (январь 1995 г. (2) - 100%)
Этот рост продолжается уже третий год. Ускорение роста реальных доходов населения является дополнительным признаком происходящего экономического оживления. Вместе с тем экспансия потребительского импорта серьезно ослабляет роль потребления как фактора экономического роста [25, с. 4].
Рис. 6. Динамика промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1), (январь 1995 г. (2) - 100%)
На фоне роста промышленного производства и производительности труда в промышленности несколько обострилась ситуация на рынке труда в большинстве субъектов Российской Федерации. На конец февраля 2003 года в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1.6 млн. человек.
Главным итогом в денежно-кредитной сфере стало то, что Россия эффективно использовала свалившиеся на нее нефтедоллары, увеличив золотовалютные резервы, выплачивая долговые обязательства и создавая резерв, более чем на треть увеличив денежную массу:
В принципе итоги 2002 года можно считать хорошими, наметившийся в ноябре-декабре спад был успешно скомпенсирован началом 2003 года.
Приостановка роста в конце прошлого года отражает два фундаментальных ограничения экономического подъема, вытекающие из особенности российской экономики.
Первое - сохраняется высокая зависимость от сырьевого экспорта. Падение цен на нефть и металлы неизбежно приводит к уменьшению объемов экспорта и сокращению платежного баланса.
Второе - низкая конкурентоспособность обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на товарное покрытие внутреннего спроса. Это проявилось в опережающем росте импорта по сравнению с внутренним спросом, что дополнительно повлияло на сокращение платежного баланса.
Прогнозы на конец 2003 - 2004 гг.
Итоги I квартала текущего года позволяют, с учетом накопленной траектории, оценивать положительную динамику в целом за 2003 год по важнейшим макроэкономическим показателям, причем по большинству показателей темпы роста сравнимы или даже несколько превышают достигнутые в 2002 году:
По разным сценариям развития планируется рост ВВП на 3,5-4,7%. Это попытка переломить тенденцию к торможению роста, которая наблюдается с 2000 года.
Рост промышленного производства возможен в размере 3,3-4,7%.
Многое зависит от международных цен на экспортируемые товары: металлы и энергоносители, в частности на нефть. Соответственно, возрастают геополитические риски, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке. Те самые запланированные 3,5% роста возможны при условии, что нефть будет стоить порядка 18,5 $ за баррель. В случае же теоретически возможного сни-жения цен на нефть до $13 - 13,5 за баррель, правительству придется форси-ровать проведение всего комплекса реформ (естественных монополий, ЖКХ, налоговой системы, банковского сектора и административную), в 2004 - 2006 гг. в экономике начнется спад, а в долгосрочной перспективе темпы роста окажутся крайне низкими (2,5 - 3% в год).
Сальдо торгового баланса будет оставаться на стабильном уровне
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
Экспорт, всего млрд. долл. США |
101,6 |
106,9 |
119,3 |
116,6 |
Импорт, всего млрд. долл. США |
53,7 |
60,5 |
69,2 |
72,1 |
Данный профицит торгового баланса будет по прежнему способствовать укреплению реального курса и накоплению резервов. В этих условиях среднегодовой обменный курс не превысит в 2003 г. 33 руб. за $, а инфляция 10-12%.
Таким образом, ситуация в 2003-2004 гг. коренным образом не изменится и должен произойти рост экономики.
Заключение
Таким образом, финансы - это инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.
Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.
Отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, называются финансовыми.
Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность .
Сущность любой экономической категории, в том числе и финансов, проявляется в ее функциях. Функции показывают какими методами реализуется сущность экономической категории.
Функции финансов - диалектически взаимосвязанные между собой стороны одной экономической категории.
Управление - это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата.
Совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы финансовых отношений, позволяющих образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, называется финансовой системой.
Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям, — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности [27, с. 9].
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»
2. Постановление правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-p О Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг) Опубликовано 31.07.2001 г.
3. Антонюк В. С. Региональный экономический кругооборот и его воздействие на параметры макроэкономического равновесия // Финансы и кредит, 2000, №9, с. 5.
4. Белолипецкий В. Г. О финансовой стабилизации в России // Финансы, 1999, №1. С. 4.
5. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. - М.: Консалтбанкир, 1997. – 354 с.
6. Булатов А. Капиталообразование в России // Вопросы экономики, №3, 2001. – с. 3-6.
7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики №3, 2000.
8. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998.
9. Инвестиционный вестник Интерфакса, N 12 (119) от 30 марта 1998 года.
10. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 861с.
11. Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. М.: 1994. 617 с.
12. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. 1997. №3. С. 12.
13. Коновалова О. А. Финансовый анализ и макроэкономическая статистика // Финансы, 1998, №10, с.59-61.
14. Кураков В. С. "Российская экономика: состояние и перспективы": 1999
15. Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г. 247 с.
16. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.
17. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 1998. № 5. С. 18.
18. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 6. С. 12.
19. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит, 1996, N7. С. 5.
20. Международные инвестиции и международные закупки/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В. Е. Есипова: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998, 313с.
21. Могилевский В.Д. Методология систем. М: Экономика,1999. – 317 с.
22. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год. //Деньги и кредит, 1996, N 12, С.3.
23. Поздняков Е. И. О финансовой стабилизации// Финансы, 1998, №10. – с.3.
24. Покровская В. Международные коммерческие операции и их регламентация: Внешнеторг. практикум. - М.: ИНФРА-М, 1996. – с.99.
25. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. М. А. Портной.- М: 2000. – с. 147.
26. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году // Финансы. 2001. №9. с.3-6.
27. Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс. 1996. 412 с.
28. Трансформация экономических институтов в постсоветской России. // Под ред. Р.М. Нуреев - М, 2000. – с.211.
29. Финансы / Под ред. М.В.Романовского и др. М: «Перспектива», «Юрайт», 2000. – с. 412.
30. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – с. 358.
31. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Г. В. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – с. 395.
32. Шахназаров. А. "Инвестиции: ситуация и перспективы". М., Ж. "Экономист", N 1, 2000. – с. 6.
33. Экономическая теория / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д: "Феникс", 2002. – с. 487.
[1] Данные: Госкомстата РФ