Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Роль маркетинга кА функция управления предприятием.......... 5

1.1. Сущность и принципы маркетинга.................................................................................... 5

 1.2. Цели и функции маркетинга в организации..................................................................... 9

1.2. Цели и функции маркетинга в организации.................................................................... 10

1.3. Роль маркетинга в деятельности предприятия............................................................ 14

Глава 2. Система маркетинга на примере ОАО «Правдинка Плюс»..... 20

2.1. Общая  характеристика предприятия............................................................................ 20

2.2.     Управление маркетингом на предприятии ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС»........... 22

Закелючение..................................................................................................... 26

Список литературы........................................................................................ 29

Введение

Маркетинг – эффективный инструмент перестройки подхода хозяйственных руководителей к управлению, перехода от ориентации на всемерный рост производства к ориентации на максимальное удовлетворение потребностей, «экономизации» народного хозяйства. Именно он может помочь преодолеть крайне негативное и парадоксальное положение, когда наряду с нехваткой многих видов продукции наблюдается крупномасштабное затоваривание, практически на склад работают многие производства; впустую расходуются колоссальные объемы доброкачественного (и к тому же остродефицитного) сырья, труд десятков и даже сотен тысяч людей.

В условиях рыночной экономики маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Основополагающие принципы в его деятельности – производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В результате производство продукции предприятия перестраивается в соответствии со спросом на нее.

Успех на рынке может быть достигнут только в том случае, если предприятие изучает рынок, спрос, вкус и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом; воздействует на рынок и спрос в своих интересах.

Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу.

Любая организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей среды. Конкретная цель или программа фирмы обычно ясна с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации и появления у нее новых товаров и рынков программа может потерять свою четкость.

Почувствовав, что фирма начинает плыть по воле волн, руководство должно вновь заняться поисками цели.

Следует отметить, что разработанность данной темы, на сегодняшний день не представляется достаточной, так как постоянные изменения во всех сферах нашего общества неизбежно требуют новых подходов и более свежих решений.

Теоретическая значимость работы определяется совершенствованием методов и средств управления  маркетингом на предприятии.

Практическая значимость состоит в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести «ПРАВДИНКА ПЛЮС» для повышения эффективности своей деятельности.

Объект исследования –  ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС».

Предмет исследования – маркетинговая деятельность ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС».

Целью курсовой работы является анализ  роли маркетинга на ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» и разработка рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности.

Для достижения  цели были поставлены следующие задачи:

-                     определить сущность маркетинга и его  роль в жизнедеятельности предприятия;

-                     ознакомиться с характеристикой ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС», его организационной структурой;

-                     разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности и формированию маркетинговой стратегии ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС».

Глава 1. Роль маркетинга кА функция управления предприятием

1.1. Сущность и принципы маркетинга

Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить [3, С.97]:

1.                          надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

2.                          создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

3.                          необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

В чем состоят основные принципы маркетинга?

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают [5, С.15]:

    Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

   Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

   Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

   Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с целенаправленным одновременным воздействием на них.

Методы маркетинговой деятельности (см. рис. 1) заключаются в том, что проводятся [4, С.154]:

1.                               Аанализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

2.                               Анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

3.                               Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.

4.                               Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;

5.                               Обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;

6.                               Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.

7.                               Удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что, означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;

8.                               Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

 1.2. Цели и функции маркетинга в организации

Маркетинг затрагивает множество людей такими разнообразными способами, что неизбежно порождает противоречия. Некоторые активно недолюбливают деятельность по современному маркетингу, обвиняя его в разрушении окружающей среды, бомбардировке публики глупой рекламой, создании ненужных потребностей, заражении молодежи чувством алчности и целом ряде других прегрешений. Другие яростно защищают маркетинг.

Вероятное и уже происходящее регулирование маркетинга во всемирном масштабе наводит на самый существенный вопрос: какова же истинная цель системы маркетинга? Предлагается четыре альтернативных варианта ответа: Достижение максимально возможного высокого потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; представление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни.

Достижение максимально возможного высокого потребления

Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. Эта точка зрения находит отражение в типичных заголовках: "Оптики вводят моду на очки, чтобы стимулировать спрос", "Сталелитейная промышленность намечает стратегию роста продаж", "Автомобилестроители пытаются взвинтить сбыт". [1, С. 56].

За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. "Чем больше - тем лучше" - так звучит этот боевой клич. Однако некоторые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Их кредо: "Чем меньше - тем больше" и "немного - это здорово".

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности

Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности.

К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.

Предоставление максимально широкого выбора.

Некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а, следовательно, и получить наибольшее удовлетворение.

К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требует затрат. Во-первых, товары и услуги станут дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов. Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления. Во-вторых, увеличение разнообразия товаров потребует от потребителя больше времени и усилий на знакомство с различными товарами и их оценку.  В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора. Когда в рамках товарной категории насчитывается множество марочных товаров с незначительными отличиями друг от друга, ситуация эта называется марочным изобилием и потребителю предоставляется мнимый выбор. И, наконец, сами потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, встречая в определенных товарных категориях избыток товара, испытывают чувство растерянности и беспокойства.

Максимальное повышение качества жизни

Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни".  Это понятие складывается из:

1)       качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;

2)        качества физической среды;

3)       качества культурной среды.

Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни - цель благородная, но признает, что качество это измерить не легко, а толкования его порой противоречат друг другу.

Основными функциями маркетинга являются [6, С.154]: анализ окружающей среды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.

     

Субъекты маркетинга включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Как показано на рисунке 2, у каждого из них своя роль. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.

По многим причинам один субъект обычно не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций [5, С.103]:

многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга (даже фирма "Дженерал моторс", одна из крупнейших корпораций в мире не может себе позволить выполнять все маркетинговые функции.);

прямой маркетинг часто требует от производителей выпуска соответствующей продукции или продажи соответствующих товаров других фирм;

организация может не мочь или не хотеть выполнять определенные функции и ищет для этого специалистов по маркетингу (так многие компании прибегают к услугам спе5циализированных рекламных агентов; используют исследовательские организации для разработки вопросников, сбора и анализа данных.);

многие слишком организации малы для эффективного выполнения определенных функций;

для многих товаров и услуг уже существуют отработанные методы реализации, и обойти их трудно;

многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар, пользоваться самообслуживанием и т. д. [6, С.54].

1.3. Роль маркетинга в деятельности предприятия

В рыночной экономике, по логике экономических законов, предприятие должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в том случае, если все время развивается, идет в ногу с прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать аккумулирование средств, позволяющих содержать себя, осуществлять обновление и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответственно вести расширенное воспроизводство. Такое аккумулирование предприятие может обеспечить только при успешной реализации своего продукта на рынке. Современный рынок, между тем, весьма изменчив. Пассивный подход к его рассмотрению означал бы, что свое положение предприятие вручало бы воле рынка пускало бы все "на самотек", чего допускать нельзя. Чтобы сознательно влиять на ход продажи своего продукта на рынке, а тем самым и на обеспечение дохода, позволившего бы "обновлять кровь", необходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть, на самом деле, олицетворение такой активной позиции.

Каждое предприятие обладает определенными ресурсами - финансовыми, производственными, кадровыми и т. д. Эти ресурсы оно должно мобилизировать и направить на то, чтобы использовать существующий рыночный потенциал наиболее рентабельным образом, обеспечивающим аккумуляцию средств, делающую возможным существования предприятия и его развития. При этом оно должно вести отбор и ориентироваться на такие рынки, которые обладают хорошим потенциалом для реализации необходимого объема продаж и получения необходимой прибыли.

Предприятиям, применяющим концепцию маркетинга, следует исходить из следующего [8, С.21]:

1) Меры, которые предприятие принимает ради наилучшего использования существующего рыночного потенциала, должны быть двоякого характера. С одной стороны, предприятие должно предложить потребителям продукты, удовлетворяющие их потребностям и желаниям и по цене, которую они хотят и могут за эти продукты заплатить. С другой стороны, оно должно предпринимать продуманные акции воздействия на потребителя, чтобы они покупали их продукты. Второе вне маркетинга рассматривалось как главная и, практически, единственная задача, стоящая перед только службой продажи. С развитием концепции маркетинга стало видно, что политика продажи и работа служб продажи могут быть успешными, а потребители могут быть "пойманы на крючок" только когда продукты удовлетворяют их потребностям, а цены для них приемлемы, а это уже задача абсолютно всех служб предприятия.

2) Финансовый эффект должен быть основным критерием принятия хозяйственных решений. Объем продаж, обеспеченный правильной ориентацией на удовлетворение потребностей потребителя, и все остальные меры по наибольшему использованию рыночного потенциала - не самоцель. Не важен и объем производства, как таковой. Важен финансовый эффект. Конечная цель маркетинга состоит в осуществлении удовлетворительного финансового эффекта, делающим возможным аккумуляцию средств, дающую возможность предприятию жить и развиваться. Отсюда увеличение объема производства и объема продаж имеет смысл постольку, поскольку просматривается удовлетворительный финансовый результат хозяйствования.

Основным в маркетинге является взаимодополняющий подход. Это тщательное и всесторонне изучение рынка, а также активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга – в этом-то и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности. Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

В основе маркетинга лежит идея человеческих потребностей, т.е. потребностей в пище, одежде, тепле и безопасности, а также в духовной близости, влиянии и привязанности и др.

Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскивать потенциальных потребителей, выяснять их потребности, а затем создавать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта и предложения чего- либо в замен.

В условиях маркетинговой деятельности различают два вида рынков.

Рынок продавца – это, как правило, дефицитный рынок, на котором продавцы имеют больше власти и наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателем. Рынок покупателя – это, как правило, насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели, и наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.

Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, т.е. доведение продукции до потребителя. Основная задача каждого изготовителя- продавца и потребителя- получение удовлетворительного коммерческого итога. Коммерческий успех непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынка осуществляется с двух позиций: его характерных особенностей, потребностей и возможностей и его емкости, степени насыщенности, состояние конкуренции, вероятности появления товаров- аналогов и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя.

Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется в случае, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование уже выпускаемого. Основная задача при этом сходится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.

Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, когда деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга – изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной ниши. Маркетинг этого типа – важнейшая часть коммерческой деятельности в целом, так как без  изучения запросов потребителей предприниматель обойтись не может. Что же касается маркетинга  первого типа, то он не всегда необходим, ибо так без «атак на потребителей» в ряде случаев можно обойтись, особенно если речь идет о дефицитном рынке.

Для хозяйственной деятельности промышленного предприятия целесообразно  применять оба типа маркетинга одновременно. Только всесторонний анализ возможностей предприятия со стороны производства и со стороны рынка способен обеспечить настоящий коммерческий успех. Такая комбинированная маркетинговая деятельность получила название интегрированного маркетинга.

В рамках маркетинга осуществляются следующие задачи:

-                     комплексное изучение рынка;

-                     выяснение потенциального спроса и неудовлетворенный потребностей;

-                     планирование товарного ассортимента и цен;

-                     разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

-                     планирование и осуществление сбыта;

-                     разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производных мощностей нового высокопроизводительного автоматического оборудования и прогрессивной технологии предопределяются маркетингом.

В рамках маркетинга разрабатывается и применяется система мер воздействия  на рынок, на потребительский спрос с учетом возможностей получения прибыли за счет максимального удовлетворения запросов потребителя.

Фирма, базирующая свою деятельность на принципах маркетинга, разрабатывает программу по новым товарам, производства и сбыта которых она намечает осуществить в результате маркетинговых исследований рынка. Маркетинг представляет собой процесс, целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей, «Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось выпустить, а производите то, что у вас, безусловно, будет куплено» - основополагающий принцип маркетинга. Другими словами, работа  предприятия на принципах маркетинга меняет философию производителя товара или поставщика услуги. Вместо привычного принципа: главное произвели продукцию возможно в большом объеме, а уж продать ее потребителю – дело второе, надо суметь произвести экономично такой объем продукции, который обязательно будет реализован.

Опыт зарубежных фирм свидетельствует, что успех на рамке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от использования маркетинга, ориентированного на установленный платежеспособный спрос, т.е. на потребителя.

Сбытовая деятельность в маркетинге состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в таком количестве и такого качества, которые требуются.

При маркетинге достижение целей производства происходит через оценку удовлетворения требований потребителей. Маркетинг создает условия для выхода   ( или как иногда говорят прорыва) на рынок. [2, С.161]

Вывод по 1 главе:

Принадлежность маркетинга к управлению оправдывает понятие «маркетинговое управление», т. е. управление, построенное на принципах маркетинга. Распространившееся же в литературе, особенно отечественной, понятие «управление маркетингом» можно смело назвать тавтологией, поскольку не может быть управления управленческой концепцией или управленческой функцией предприятия.

Глава 2. Система маркетинга на примере ОАО «Правдинка Плюс»

2.1. Общая  характеристика предприятия

ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» зарегистрирован администрацией Ботанического района г. Екатеринбурга Российской Федерации 10 октября 1997 года. Местонахождение: г. Екатеринбург, ул. Каслинская, д. 15. 10 октября 2003 года фирме исполнилось 6 лет. На сегодняшний день ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» является самым крупным производителем и поставщиком специй, супов быстрого приготовления, а также макаронных изделий и разнообразных напитков и продуктов из фруктов. С 01 апреля 2000 года предприятие является официальным представителем ОАО «Аргоном» в г.Екатеринбурге. Предприятие ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» также работает с другими предприятиями, распространяющими продукцию ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС». На сегодняшний день в ассортименте фирмы более 100 наименований товаров собственного производства, более 100 наименований приобретенных товаров на обмен нашей продукции. Каждую неделю ассортимент постоянно увеличивается за счет поступления новых товаров. Основным принципом ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» является долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество, индивидуальный подход в работе с каждым клиентом, а также продуманная система скидок, ориентированная на финансовые возможности каждого конкретного покупателя как оптового, так и розничного. Именно поэтому предприятие ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» пользуется уважением и доверием клиентов, круг которых постоянно увеличивается. Поставщиками ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» являются крупные оптовые фирмы. В Екатеринбурге предприятие работает с 20 клиентами, 15 из которых - частные предприниматели и 5 - организаций. Предприятие работает не только на территории города Екатеринбурга, но и с клиентами из городов Магнитогорска, Озерска, Кусы, Миасса, Красногорска и других городов Свердловской области. Предприятие стремиться наладить деловые контакты с покупателями города Челябинска, в перспективе панируется выход а рынки Курганской, Челябинской областей, а также Казахстана.

Цели  деятельности фирмы

Главная цель, стоящая перед ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» - увеличение прибыли  и расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоёванных позиций с помощью расширения ассортимента производимых товаров. Возможность повышения прибыльности производства обусловлена следующими моментами:

-                   в настоящее время предприятие работает прибыльно; имеется потенциал прироста прибыли примерно на 5%;

-                   наблюдается тенденция прироста сбыта продукции ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» на 3%;

-                   проведенный финансовый анализ деятельности предприятия выявил наличие и других источников повышения прибыльности (без учета ценовых факторов):

1.                 сокращение затрат за счет поиска внутренних резервов;

2.                 сокращение времени оборота и величины дебиторской задолженности;

3.                 расширение клиентурной базы.

 Таким образом, в целях исследования стратегии развития предприятия тактический (на год – полтора) план выглядит следующим образом:

1.                 Использование внутренних потенциальных возможностей для повышения качества продукции ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС».

2.                 В сегодняшних экономических условиях сохранение отпускных цен на продукцию при стабильной рентабельности.

3.                 Формирование покупательских предпочтений в сторону продукции ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС».

4.                 Расширение клиентурной базы в пределах города и области.

5.                 Обеспечение поддержки торговым представителям со стороны ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС».

6.                 Разработка и реализация тренинговых проектов.

7.                 Организация четкой обратной связи с клиентами.

8.                 Продвижение продукции предприятия всеми доступными рекламными средствами.

9.                 Обеспечение динамики развития конкурентных преимуществ – цены, качества, стабильности на рынке.

10.            Диверсификация продукции на основе разработки новых видов продукции.

2.2.     Управление маркетингом на предприятии ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС»

ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» ориентируется в основном на «высокое качество/низкая цена».

 Торговые точки отмечают следующие основные критерии:

КАЧЕСТВО – ДОСТАВКА – ЦЕНА - АССОРТИМЕНТ

 На их выбор влияет наличие упаковки, система скидок и внимание менеджера. Многие торговые точки предпочитают более высокую цену, но красивую упаковку и тару.

 Проведенные иссследования позволили сделать следующие выводы. Городской рынок  насыщен и стабилен. Рынок макаронных изделий имеет тенденцию к расширению за счет макроэкономических условий. Это происходит в основном за счет сокращения импорта аналогичной продукции и роста цен на неё, роста цен на сырьё внутри страны, резкого повышения цен на прочие продукты питания.

 Завоевание рынка следует проводить путем расширения ассортимента  изделий за счет разработки новых видов изделий, а также за счет усиленного продвижения с помощью рекламной компании уже разработанных видов продукции. Необходимо осваивать технологически новые виды продукции  и изделий. Для этого включить в план технического развития установку технологического оборудования для производства  изделий из слоёного теста. При сохранении стабильно высокого качества выпускаемой продукции рассмотреть возможность корректировки ценовой политики для сохранения высокой рентабельности товаров. Постоянно повышать качество и эффективность маркетингово - сбытовой деятельности.

Угловой сегмент ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС» -дизайн.

Упаковка — это часть планирования продукции, в ходе которой предприятие изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.

Непосредственно тарой на нашем предприятии является картонный ящик, целлофановая упаковка, стеклянная, алюминиевая посуда или банка, бумажный пакет или их сочетание. Продукция часто помещается более чем в одну упаковку. Например, изделия из дробленого зерна упаковывают в небольшие картонные коробки и затем перевозят в больших гофрированных ящиках.  Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования. Вкладыши — это детальные инструкции и указания о мерах предосторожности и способы приготовления.   С ростом массовой торговли и самообслуживания производители осознали важность упаковки как инструмента маркетинга. В настоящее время это важнейший элемент стратегии разработки продукта фирмы, который может быть составной частью самого продукта (например, пакет для супа). Более 5 тыс. долл. расходуется ежегодно на упаковку, это в среднем 10 % розничной цены товара. Расходы на оборудование и полное изменение дизайна для важного товара  составляют несколько сот долларов. Решения по упаковке должны удовлетворять как каналы сбыта, так и конечных потребителей. По этим и другим причинам предприятие тратит массу усилий на дизайн упаковок. Дизайн упаковки часто меняют, если существующая слишком дорога, получает плохие отзывы от каналов сбыта и потребителей или если предприятие ищет новый сегмент рынка, по-новому определяет продукт или изменяет его положение на рынке.

Существуют шесть основных функций упаковки: вмещение и защита, использование, коммуникации, сегментация рынка, сотрудничество с каналами сбыта и планирование новой продукции. Жидкие, гранулированные и другие делимые продукты упаковка собирает в нужном объеме и форме. Упаковка также защищает товар при транспортировке, хранении и обращении с ним от воздействия света, тряски, вибрации, поломки, испарения и протекания. Упаковка должна облегчать использование продукции. В компании пришли к выводу, что продажи  продукции возрастут, если  упаковку можно будет употреблять повторно, когда закончится содержимое. Один из видов желе долго продавался в декоративной посуде, которая могла использоваться в дальнейшем для питья.

Упаковка - важный метод коммуникации с потребителем. Она демонстрирует марку, указывает состав и направления использования, отражает образ марки и демонстрирует продукцию, выделяет ее через дизайн, цвет, форму и материалы. Дизайн упаковки должен воздействовать на образ, который предприятие ищет для своей продукции. Цвет, форма, материалы — все это влияет на представление потребителей о фирме и ее продукции.

Групповая упаковка соответствует групповой марке. При этом предприятие использует единый элемент на каждой упаковке своей номенклатуры. Следует также учитывать стоимость упаковки — как абсолютную, так и относительную. Предприятие  выбирает из ряда упаковочных материалов картон, пластик, металл, стекло, целлофан и т.д. При этом бывают необходимы компромиссы. Например, целлофан позволяет показывать товары, но очень легко рвется; картон относительно дешев, но труден для открывания. Кроме того, нужно определить, насколько новаторской должна быть упаковка.

Затем предприятие выбирает размеры, цвет и форму своих упаковок. При выборе размеров нужно учитывать период хранения (как долго продукт сохраняет свою свежесть), удобство, традиции и конкуренцию. В торговле продуктами питания резко увеличился сбыт продукции за счет новых ее видов и больших размеров. Выбор цвета и формы зависит от образа, который создается для марки. Количество вариантов упаковок для одного товара зависит от конкуренции и использования фирмой множественной сегментации. Продавая товар в упаковке всех размеров, существующая предприятие может затруднить новой фирме получение поддержки каналов сбыта и максимального пространства на полках, а также выход на различных потребителей; сделать все это более дорогостоящим. Должны быть также определены место, содержание, размер этикетки, а также насколько она должна выделяться. На ней должны быть указаны названия компании и марка. Вкладыши в упаковку включают рецепты, указания по использованию, меры безопасности, купоны для будущих покупок и т.д.

Закелючение

Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно, нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике. В России  маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке.

Руководители подавляющего большинства  предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д. Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции -  характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Надо подчеркнуть что качество, понимаемое как мера степени удовлетворения запросов потребителя, есть понятие всеобъемлющее. Необходимо принимать в расчет также степень устаревания произведенной продукции, поскольку вышедший из употребления продукт не может иметь высокое качество по сравнению с конкурирующим товаром. Качество также не может быть связано с производственными функциями: все функции предприятия способствуют определению качества. Один тот факт, что продукция должна бы быть продана без дефектов, без задержки, в соответствии со всеми нормами, требует безупречной координации работ структур производства. Известно, что принцип «только своевременно» является, по мнению его сторонников, наиболее важным для достижения безупречности товара. Это расширение требований качества на всех уровнях производства оправдывает, по мнению ряда специалистов, распространение понятия «тотальное качество». Качество продукции может быть определено как высшее, отличное, равное, ниже уровня, плохое.

При разработке стратегии повышения качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламы сертифицированных товаров.

Исследовав систему сбыта ОАО «ПРАВДИНКА ПЛЮС», я предложила усовершенствовать ее на основе рассмотренных мной теоретических данных. Мною было предложено введение прямого канала сбыта и составлен прогноз экономического эффекта от мероприятия. По моим прогнозам в результате введения прямых продаж в короткие сроки значительно увеличивается валовая выручка и прибыль при низком сроке окупаемости (2 месяца).

Приведенный анализ показывает, что экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности  предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность маркетинга предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.

Список литературы

1.           Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993. – 734с.

2.           Маркетинг: Учебник, практикум и учебно- методический комплекс по маркетингу/Р.Б. Ноздрева,Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков.-М.: Юристъ,2000.-568с.

3.           Маркетинг. Учебник / Под ред. А.Н.Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. 560с.

4.           Панкрухин А.П. Маркетинг. Учебник.-М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2002.-398 с.

5.           Панкрухин А.П. Маркетинг; учебник для вузов. М.: «Омега –Л», 2002.- 356с.

6.           Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: ЦЭИМ, 1996. - 207с.

7.           Азоев Г.Л. Реклама промышленной   продукции. Учебное пособие. М.: Г АУ, 2003. -  70с.

8.           Азоев Г.Л., Мишин В.М. Реклама товаров. М.: МНЭПУ.1995- 65 с.

9.           Академия рынка: маркетинг / Под ред. проф. А.Г.Худокормова. -.М.: Экономика, 2003. - 572с.

10.      Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга: практическое руководство. – М.: Фолиум, 2002. – 100с.

11.      Афанасьев М.П. Маркетинг. Стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 2000. -120с.

12.      Баззел Р.Д., Кокс Д.ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге М.: Финстатинформ, 1993. - 95 с.

13.      Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. - М.: Экономика. 2000.

14.      Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр. «Академия»; «Мастерство», 2002.- 285с.

15.      Блэк С. Паблик рилейшнз: что это такое? М.: Новости, АСЭС-М., 2000. - 239 с.