Областной центр мониторинга образования
Мониторинг состояния веб-сайтов органов управления образованием г.Новосибирска и Новосибирской области
Информатизация общества становится важнейшим инструментом качественного современного образования. В российском секторе Интернет заметным явлением служит Новосибирская областная образовательная сеть. Однако могут ли получить достаточную информацию родители, определяющие в какое образовательное учреждение отдать своего ребёнка; старшеклассники, выбирающие будущий профиль обучения или профессию; пользователи, имеющие потребность сориентироваться в сети образовательных учреждений? Как выглядит система управления образованием области в информационной сети?
В феврале 2005 года специалистами Областного центра мониторинга образования было проведено повторное исследование «Мониторинг состояния веб-сайтов управлений образованием Новосибирской области».
Целью предпринятого исследования явилось изучение вопроса о качестве и количестве информации о системе образования Новосибирской области с сети Интернет.
Задачи исследования:
1. Изучение и оценка содержания сайтов управлений образованием Новосибирской области.
2. Анализ состояния сайтов управлений образованием г.Новосибирска (2003-2004, 2004-2005 уч. г.).
В ходе исследования были изучены сайты управлений образованием г.Новосибирска (7) и Новосибирской области (7). Результаты представленного исследования предполагается представить на заседании общественного Совета по развитию Интернет-образования в Новосибирской области.
Веб-сайты управлений образованием Новосибирской области по сути своей должны являться одновременно официальным и производственно-практическим электронным изданием, которое «публикуется от имени государственных органов и содержит материалы нормативного или директивного характера» и «содержит сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей производственной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации» (ГОСТ 7.83-2001 «Межгосударственный стандарт СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные требования» от 01.07.2001).
Все изученные веб-сайты управлений образованием Новосибирской области различны по своей структуре, поэтому их изучение, согласно «Перечня обязательной регулярной информации для размещения органами исполнительной власти в Российском сегменте Сети Интернет» от 27.06.2001, сводилось к выявлению шести блоков информации:
1. Организационная структура управления образованием района, координаты сотрудников управления.
2. Информация об образовательных учреждениях района.
3. Информация о текущей работе управления образованием и её результатах.
4. Информация о нормативно-правовой деятельности управления образованием.
5. Информация о работе по развитию и модернизации системы образования района.
6. Наличие гиперссылок на другие образовательные ресурсы.
На взгляд авторов наличие таких информационных блоков наиболее значимы для пользователей.
Оценка этих блоков происходила по следующей шкале:
0 – информация отсутствует;
1 – информация устаревшая (или неполная);
2 – информация имеется;
3 - информация имеется развёрнутая, со ссылками.
Результат зафиксирован в таблицах 1 и 2.
Изучение состояния веб-сайтов
управлений образованием г.Новосибирска
Таблица 1. Состояние сайтов управлений образованием г. Новосибирска
(в баллах)
Район города |
Информационные блоки |
Всего баллов (максимум 18) |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
2003-2004 |
2004-2005 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2003-2004 уч. г. |
2004-2005 уч. г. |
|
Дзержинский |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
5 |
Железнодорожный |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
5 |
Калининский |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
Кировский |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
7 |
Октябрьский |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
4 |
Советский |
1 |
- |
2 |
- |
2 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
1 |
- |
6 |
- |
Центральный |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
6 |
Данное исследование позволяет зафиксировать следующие наблюдения:
1. В трёх районах города (Зальцовский, Ленинский, Первомайский) управления образованием не имеют своих сайтов. Сайт Советского района на момент обзора не доступен для пользователя.
2. Последнее обновление новостной информации сайта Центрального района было в ноябре 2004 года. На остальных сайтах изменений по сравнению с результатами прошлого года нет. Устаревшая новостная лента находится на сайте Калининского района: последнее обновление в 2001 году. Такая же картина на сайтах Железнодорожного, Кировского и Октябрьского районов: последнее обновление в 2002 году.
3. Ни один анализируемый сайт не содержит материалов по работе в плане модернизации системы образования района (результаты участия в эксперименте по введению ЕГЭ, работа по переходу к профильному обучению и предпрофильной подготовке и т.д.).
Сайт Дзержинского района содержит такие странички, как «Формирование адаптивной системы обучения» и «Экспериментальные площадки».
4. Нормативную базу (11 документов) содержит сайт Железнодорожного района, хотя с 2002 года она не обновлялась; положения о проводимых конкурсах, конференциях, олимпиадах – сайты Октябрьского и Центрального районов.
5. Интересные находки содержатся на сайте Центрального района: страничка «Этюды о науке и учёных», «Учительские находки» (разработки уроков с использованием новых информационных и компьютерных технологий), «Имидж» (статьи из одноимённого журнала), «Полезные ссылки».
6. Сайты Центрального и Калининского районов содержат ссылки на другие образовательные ресурсы.
Изучение состояния веб-сайтов
управлений образованием Новосибирской области (2004-2005 уч.
г.)
Таблица 2. Состояние сайтов управлений образованием Новосибирской области (в баллах)
Города и районы Новосибирской области |
Информационные блоки |
Всего баллов (максимум 18) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
г.Барабинск |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
5 |
г.Куйбышев |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Куйбышевский |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Мошковский |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Новосибирский |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Черепановский |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Кыштовский |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
6 |
Данное исследование позволяет зафиксировать следующие наблюдения:
1. Из 36 существовавших в 2004 году территориальных органов управления образованием Новосибирской области имеют сайты только 7 управлений образованием.
2. Сайты управлений образованием Черепановского и Кыштовского районов и г. Куйбышева обновлены в 2004 году, остальные сайты содержат устаревшую информацию.
3. Ни один из сайтов не содержит информации о нормативно-правовой деятельности управления образованием, лишь сайт г.Барабинска содержит «Страницу директора», на которой представлены некоторые инструкции. Положения о проводимых конкурсах, конференциях, олимпиадах отсутствует на всех сайтах. Информация о программе развития образования в районе и план работы управления образованием на 2004 год представлены только на сайте Кыштовского района.
На сайтах Куйбышевского и Черепановского районов представлена информация о летнем отдыхе детей.
4. Интересные находки содержатся на сайтах г.Барабинска (страничка «Галерея памяти», на которой представлен список педагогов, имеющих отраслеые награды), г.Куйбышева (информация о всех руководителях управления образованием и их вклад в организацию системы образования района) и Новосибирского района (страничка «Найди меня»,которая содержит фотографии и информацию о детях, подлежащих усыновлению). Необычное оформление первой страницы сайта управления образованием Мошковского района - «Сказание о земле Мошковской».
5. Странички истории районов содержат сайты г.Барабинска, г.Куйбышева, Мошковского, Кыштовского районов.
6. Ни один анализируемый сайт не содержит ссылок на другие образовательные ресурсы.
Предложения по итогам исследования:
1. Считать работу над совершенствованием и наполнением веб-сайтов одним из направлений деятельности управлений образованием районов Новосибирской области и г. Новосибирска; повысить ответственность руководителей за состояние официальной информации и новостной ленты на сайтах управлений образованием.
2. Предложить управлению образования Новосибирской области:
- выработать рекомендации по структуре, содержанию и режиму обновления сайтов управлений образованием районов, по их стилевому и цветовому решению, наличию ссылок на образовательные и информационные ресурсы и др.;
- запланировать обучающие семинары и консультации для работников органов управлений образованием, ответственным за ведение сайта.
3. Начальникам управлений образованием назначить ответственных за ведение сайтов управлений из числа специалистов с внесением соответствующей записи в должностные инструкции.
4. Провести повторное исследование в феврале 2006 года.
Ведущий специалист отдела мониторинга Пиотух Е.И.
Тел. 64-36-94