Содержание

Введение. 3

1. Понятие и сущность ожидаемой финансовой информации. 4

2. Порядок проведения исследования ожидаемой финансовой информации. 6

2.1 Цели и задачи исследования ожидаемой финансовой информации. 6

2.2 Процедуры, применяемые при исследовании ожидаемой финансовой информации. 9

Заключение. 12

Список литературы.. 14

Введение

В МСА предусматривается использование при подготовке предполагаемой финансовой информации двух видов прогнозов: оперативного (forecast) и перспективного (projection). Оперативный прогноз предполагает использование допущений о будущих событиях, основанный на тех событиях и действиях руководства экономического субъекта, которые происходят на момент подготовки прогнозной финансовой информации. Перспективные прогнозы предполагают использование разнообразных допущений о будущих событиях и организационных решениях, разветвленные сценарии типа "если ..., то ..." и т.п. Очевидно, что степень доверия к прогнозам с различной глубиной планирования должна быть различной.

В настоящей работе рассмотрены основные понятия и этапы исследования ожидаемой финансовой информации в соответствии с международными стандартами аудита.

Целью работы является формирование знаний по международным стандартам аудита, в частности МСА 810.

Задачи работы – отразить цели и задачи исследования ожидаемой финансовой информации, а также порядок проведения исследования и составления отчета о проделанной аудиторами работе.

1. Понятие и сущность ожидаемой финансовой информации

 Исследование ожидаемой финансовой информации регламентируется Международным стандартом аудита (МСА) N 810 "The Examination of Prospective Financial Information".

Под ожидаемой информацией понимается информация о будущем  финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта[1].

Проверка ожидаемой финансовой информации экономического субъекта является сопутствующей аудиту услугой. Она может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности данного экономического субъекта.

Проверка ожидаемой финансовой информации не может проводиться аудиторской организацией, оказывавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной ожидаемой финансовой информации, а именно: услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также в случае, если аудиторская организация осуществляла выбор допущений, лежащих в основе данной ожидаемой финансовой информации[2].

Она не может проводится аудиторской организацией, оказывающей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной ожидаемой финансовой информации, то есть услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также осуществившей выбор допущений, составляющих основу данной ожидаемой финансовой информации.

Ожидаемая финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза. Основу одновариантного прогноза составляют допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта; основу многовариантного прогноза – допущения о различных возможных будущих событиях и действиях руководства экономического субъекта в целях выработки различных мер развития экономического субъекта.

Ожидаемая информация может быть подготовлена для внутренних управленческих нужд: для оценки величины необходимых финансовых вложений, предоставления третьим лицам (например, потенциальным инвесторам и кредиторам).

В зависимости от целей ожидаемая финансовая информация может быть представлена в виде свода показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

Ответственность за содержание ожидаемой информации несет руководство экономического субъекта; ответственность за выражение мнения о ней – аудиторская организация[3].

2. Порядок проведения исследования ожидаемой финансовой информации

2.1 Цели и задачи исследования ожидаемой финансовой информации

Цели и задачи исследования ожидаемой финансовой информации аудиторской организацией следующие:

- установить, применимы ли допущения, принятые экономическим субъектом при подготовке прогнозной финансовой информации;

- убедиться в том, правильно ли экономический субъект готовил прогнозную финансовую информацию исходя из принятых допущений;

- выяснить, адекватно ли представлена экономическим субъектом такая информация.

Проверка ожидаемой финансовой информации аудиторской организацией проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность ее использования, а также правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления.

В связи с тем, что основу ожидаемой финансовой информации составляют события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты (в том случае, если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено).

Проверка ожидаемой финансовой информации включает оценку:

а) допущений, лежащих в основе ожидаемой финансовой информации;

б) правильности подготовки ожидаемой финансовой информации;

в) формы представления ожидаемой финансовой информации.

При выборе процедур проверки ожидаемой финансовой информации и определении их объема аудиторская организация должна опираться на свое профессиональное суждение.

Аудиторская организация должна убедиться, что принятые допущения отвечают целям подготовки ожидаемой финансовой информации и, следовательно, потребностям ее потенциальных пользователей.

При оценке применимости допущений аудиторская организация должна опираться на фактическую информацию о деятельности экономического субъекта, рассматриваемой с точки зрения экономической ситуации в стране (регионе) в целом и ее отраслевых особенностей.

Аудиторская организация должна учитывать, что чем больший период охватывает ожидаемая финансовая информация, тем меньше применимость допущений, принятых при ее подготовке, и тем больше вероятность возникновения искажений в расчетах.

При проверке правильности подготовки ожидаемой финансовой информации аудиторская организация использует следующие процедуры: выборочные расчеты прогнозируемых показателей, оценка непротиворечивости данных, в основе расчета которых лежат одни и те же допущения, и др.

Аудиторская организация должна обратить особое внимание на те показатели, искажения которых могут существенно повлиять на прогнозируемые результаты.

При выявлении существенных искажений в расчетах аудиторская организация должна оценить их влияние на правильность прогнозируемых результатов. Аудиторская организация должна учитывать взаимосвязь отдельных показателей ожидаемой финансовой информации.

В случае если фактическая информация приведена как часть ожидаемой финансовой информации, аудиторская организация, основываясь на профессиональном суждении, должна определить, в какой степени фактическая информация должна быть проверена и какие процедуры в отношении нее должны быть проведены[4].

Аудиторская организация должна получить от руководства экономического субъекта письменные разъяснения в отношении целей использования ожидаемой финансовой информации и применимости допущений, лежащих в основе ожидаемой финансовой информации. Письменные разъяснения руководства экономического субъекта должны подтверждать ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозно-финансовой информации.

В случае если результат прогноза представлен диапазоном значений, аудиторская организация должна убедиться, что в ожидаемой финансовой информации раскрыто обоснование границ диапазона и прогноз, сделанный исходя из данных границ, не вводит в заблуждение потенциальных пользователей.

Отчет о результатах проверки ожидаемой финансовой информации должен содержать мнение аудиторской организации о применимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления.

Аудиторская организация может включить в отчет мнение о возможности использования ожидаемой финансовой информации в определенных экономическим субъектом целях, а также рекомендации по ограниченному использованию и распространению ожидаемой финансовой информации. Возможно включение в отчет и иной информации, имеющей отношение к работе, проведенной аудиторской организацией.

Если аудиторская организация установила, что:

а) допущения, принятые при подготовке ожидаемой финансовой информации, неприменимы;

б) ожидаемая финансовая информация неверно подготовлена на основе принятых допущений;

в) ожидаемая финансовая информация представлена неадекватно,      то в отчете о результатах проверки ожидаемой финансовой информации должны быть изложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации.

2.2 Процедуры, применяемые при исследовании ожидаемой финансовой информации

Характер и объем процедур, проводимых аудиторской организацией, как правило, определяются:

а) вероятностью наличия в ожидаемой финансовой информации существенных искажений;

б) знанием аудиторской организацией финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, например полученным при оказании ему каких-либо услуг в предыдущие периоды;

в) степенью использования профессионального суждения при подготовке ожидаемой финансовой информации;

г) другими факторами.

Исходя из характера и сложности ожидаемой финансовой информации, подлежащей проверке, аудиторская организация может использовать работу эксперта.

При оценке применимости допущений аудиторская организация должна использовать фактическую информацию о деятельности экономического субъекта и учитывать то обстоятельство, что чем больший период охватывает ожидаемая информация, тем меньше применимость допущений, принятых при ее подготовке, и тем больше вероятность возникновения искажений в расчетах.

При проверке правильности подготовки ожидаемой финансовой информации аудиторская организация использует такие процедуры, как выборочные расчеты прогнозируемых показателей, оценка непротиворечивости данных, в основе расчета которых лежат одни и те же допущения и др.

При выявлении существенных искажений в расчетах аудиторская организация должна учитывать взаимосвязь отдельных показателей и оценивать их влияние на правильность прогнозируемых результатов.

Если фактическая информация приведена как часть ожидаемой финансовой информации, аудиторская организация, основываясь на профессиональном суждении, определяет, в какой степени фактическая информация может быть проверена и какие процедуры в отношении нее должны быть проведены.

В отчете о результатах проверки ожидаемой финансовой информации должна содержаться следующая информация:

- название документа – «Отчет о результатах проверки ожидаемой финансовой информации», адрес, телефон аудиторской организации, дата отчета, адресат отчета;

- указание на то, что проверка ожидаемой финансовой информации  проводилась в соответствии с международным стандартом аудита;

- указание на ответственность руководства экономического субъекта за содержание ожидаемой финансовой информации;

- указание на отсутствие или наличие фактов, свидетельствующих о неприменимости допущений, принятых при подготовке ожидаемой финансовой информации,  и на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых;

- мнение аудиторской организации в отношении правильности подготовки ожидаемой финансовой информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления;

Подпись аудиторской организации, осуществившей проверку ожидаемой финансовой информации.

Аудиторская организация может привести в отчете свое мнение о возможности использования ожидаемой финансовой информации в определенных экономическим субъектом целях, а также рекомендации по ограниченному использованию и распространению ожидаемой финансовой информации. Возможно включение в отчет и иной информации, имеющей отношение к работе, проведенной аудиторской организацией.

Если аудиторская организация установила, что допущения, принятые при подготовке ожидаемой финансовой информации, неприменимы, ожидаемая финансовая информация неверно подготовлена на основе принятых допущений, то в отчете о результатах проверки ожидаемой финансовой информации должны быть изложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации.

При невозможности по каким-либо причинам провести необходимые процедуры, аудиторская организация обязана отказаться от выражения своего мнения в отчете о результатах проверки ожидаемой финансовой информации и изложить в нем обстоятельства, обусловившие ограничение объема работ.

  Аудиторская организация должна отказаться от проведения проверки ожидаемой финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности использования ожидаемой финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.

Если по каким-либо причинам аудиторская организация не в состоянии провести необходимые процедуры, аудиторская организация в отчете о результатах проверки ожидаемой финансовой информации должна отказаться от выражения своего мнения и изложить в нем обстоятельства, вызвавшие ограничение объема работ.

Заключение

Итак, обобщая вышеизложенное можно сказать следующее. В МСА 810 предписывается согласование пунктов аудиторского задания с клиентом, что должно быть отражено в письме-обязательстве о согласии на выполнение задания. Если задание явно нереалистично или его результаты не подходят для предполагаемого использования, аудитору следует отказаться от задания или прекратить его выполнение

В МСА 810 вопросам изучения аудитором в ходе выполнения задания специфики деятельности экономического субъекта посвящен самостоятельный раздел[5]. Особо рассматривается влияние периода времени, охваченного прогнозом, на надежность и саму возможность выполнения аудиторского задания. Рекомендуется учесть соотношение между сроком прогнозирования и продолжительностью нормального производственного цикла, наличие необходимых для целей производства основных средств либо связь с периодом прогнозирования их долгосрочной аренды. Важно и целевое назначение прогноза: если речь идет о данных, подготавливаемых для потенциального долгосрочного инвестора, требования к ожидаемой информации будут одни, а если о подтверждении возвратности краткосрочного займа — другие.

В пункте 31 МСА 810 указано, что отчет аудитора может быть не только положительным, но условно-положительным или отрицательным.

Такому важному вопросу, как принятие аудитором задания, в МСА N 810 посвящен самостоятельный раздел, состоящий из трех пунктов. При этом согласно МСА аудитор должен учитывать следующее:

- предполагаемое использование прогнозной информации;

- предназначение информации (для ограниченного или неограниченного распространения);

- природа используемых допущений (являются ли прогнозы оперативными или перспективными);

- составляющие прогнозной финансовой информации;

- период времени, на который распространяется прогноз.

В МСА также предписывается согласование пунктов аудиторского задания с клиентом, что должно быть отражено в письме - обязательстве о согласии на проведение задания. В случае если задание "является явно нереалистичным" или не подходит для предполагаемого использования, аудитору следует отказаться от задания или прекратить его выполнение.

Список литературы

1.  Маренков Н.Л. Международные стандарты бухгалтерского учёта, аудита и учётная политика российских фирм. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

2.  Панкова С.В.  Международные стандарты аудита. – М.: Юристъ, 2004.

3.  Панкова С.В. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита. – М.;Международный бухгалтерский учёт.  2002. - №1.

4.  Подольский В.И. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.  Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 


[1] Панкова С.В.  Международные стандарты аудита. – М.: Юристъ, 2004.-с. 174.

[2] Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. – М.: Финансы и статистика, 2005.-с.57.

[3] Панкова С.В.  Международные стандарты аудита. – М.: Юристъ, 2004.-с.155.

[4] Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. – М.: Финансы и статистика, 2005.-с.61.

[5] Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. – М.: Финансы и статистика, 2005.-с.95.