Содержание
11. Природные опасности. Классификация природных опасностей. 3
16. Техногенные опасности. Общая характеристика. 4
20. Характеристика радиационно опасных объектов. Защита населения при авариях на них. 5
21. Характеристика химически опасных объектов. Защита населения при авариях на них. 8
24. Основные направления деятельности государства по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве. 11
25. Производственный травматизм и меры его предупреждения. 12
27. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация. 14
28. Техногенные чрезвычайные ситуации. 16
31. Основные способы и средства защиты населения. Оповещение населения. 18
33. Проведение эвакомероприятий. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 20
Список литературы.. 24
11. Природные опасности. Классификация природных опасностей
К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей (землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, камнепады, наводнения, штормы, цунами, смерчи, молнии, туманы, космические излучения и многие другие явления). Между природными опасностями существует связь, одно явление может послужить причиной последующих. Число опасных природных явлений на Земле с течением времени не растет или почти не растет, но человеческие жертвы и материальный ущерб увеличивается. Предпосылкой успешной защиты от природных опасностей является изучение их причин и механизмов. Зная сущность процесса можно их предсказать[1].
16. Техногенные опасности. Общая характеристика
Аварии,
катастрофы, пожары, обрушения и другие бедствия в России за последние годы
оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую
обстановку. Рост числа техногенных чрезвычайных ситуаций, усугубление
последствий и масштабов воздействия, массовые случаи инфекционных заболеваний,
пищевых отравлений достигли такого размаха, что начали заметно сказываться на
безопасности государства и его населения. Стоит вспомнить такие события, как
Чернобыльская катастрофа, крупная авария с выбросом радиоактивного облака под
Томском в апреле
Причины:
Во-первых, современное производство все усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые 11 агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей.
Во-вторых, упала производственная дисциплина. Невнимательность, расхлябанность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования. Все это приводит к трагическим последствиям, огромным материальным убыткам.
20. Характеристика радиационно опасных объектов. Защита населения при авариях на них
В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки во все более возрастающих масштабах используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Особенно высокими темпами развивается ядерная энергетика. Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют аварии на атомных станциях в США, Англии, Франции, Японии и в СССР (Чернобыльская). Атомные установки эксплуатируются на ледоколах и лихтеровозах, на крейсерах и подводных лодках, в космических аппаратах.
Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Все эти операции создают дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира.
Радиационноопасный объект (РОО) - предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения.
Радиационная авария - происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.
Радиационные аварии подразделяются на три типа:
- Локальная - нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения.
- Местная - нарушение в работе РОО. при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия.
- Общая - нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.
К типовым радиационноопасным объектам следует отнести: атомные станции, предприятия по изготовлению ядерного топлива, по переработке отработавшего топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте.
Классификация аварий на радиационноопасных объектах
Классификация производится с целью заблаговременной разработки мер, реализация которых в случае аварии должна уменьшить вероятные последствия и содействовать успешной ликвидации.
Классификация возможных аварий на АЭС и других радиационноопасных объектах проводится по двум признакам: во-первых, по типовым нарушениям нормальной эксплуатации и, во-вторых, по характеру последствий для персонала, населения и окружающей среды.
При анализе аварий их принято характеризовать цепочкой: исходное событие - пути протекания - последствия.
Аварии, связанные с нарушениями нормальной эксплуатации, подразделяются на проектные, проектные с наибольшими последствиями и запроектные. При этом под нормальной эксплуатацией АЭС понимается все ее состояние в соответствии с принятой в проекте технологией производства энергии, включая работу на заданных уровнях мощности, процессы пуска и остановки, техническое обслуживание, ремонты, перегрузку ядерного топлива.
Причинами проектных аварий, как правило, являются исходные события, связанные с нарушением барьеров безопасности, предусмотренные проектом каждого реактора. Именно в расчете на эти исходные события и строится система безопасности АЭС.
Первый тип аварии - нарушение первого барьера безопасности, а проще - нарушение герметичности оболочек твэлов (тепловыделяющих элементов) из-за кризиса теплообмена или механических повреждений. Кризис теплообмена - это нарушение температурного режима (перегрев) твэлов.
Второй тип - нарушение первого и второго барьеров безопасности. При попадании радиоактивных продуктов в теплоноситель вследствие нарушения первого барьера дальнейшее их распространение останавливается вторым, который образует корпус реактора.
Третий тип - нарушение всех трех барьеров безопасности. При нарушенных первом и втором теплоноситель с радиоактивными продуктами деления удерживается от выхода в окружающую среду третим барьером - защитной оболочкой реактора. Под ней понимается совокупность всех конструкций, систем и устройств, которые должны с высокой степенью надежности обеспечить локализацию выбросов.
Причиной ядерной аварии может быть также образование критической массы при перегрузке, транспортировке и хранении твэлов.
В тяжелых случаях нарушения контроля и управления цепной ядерной реакцией могут произойти тепловые и ядерные взрывы. Тепловой может возникнуть тогда, когда вследствие быстрого неуправляемого развития реакции резко нарастает мощность и происходит накопление энергии, приводящей к разрушению реактора со взрывом.
Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей. Под внешним понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников гамма-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего излучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источников альфа-, бета- и гамма-излучения.
21. Характеристика химически опасных объектов. Защита населения при авариях на них
Аварийные выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ) могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать АХОВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы.
Химически опасный объект (ХОО) - предприятие народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений сильнодействующими ядовитыми веществами (АХОВ).
Применяются они в промышленности и других отраслях, при выбросе (выливе) могут приводить к заражению воздуха с поражающими концентрациями.
Зона химического заражения - территория, зараженная сильнодействующими веществами в опасных для жизни людей пределах.
Очаг поражения - территория, в пределах которой в результате аварии на химически опасном объекте произошли массовые поражения людей, животных, растений.
Токсичность - свойство веществ вызывать отравления (интоксикацию) организма. Характеризуется дозой вещества, вызывающей ту или иную степень отравления.
Токсодоза - количественная характеристика опасности АХОВ, соответствующая определенному уровню поражения при его воздействии на живой организм. Для ингаляционных и для кожно-резорбитных поражений она определяется по-разному.
Концентрация - количественная характеристика облака зараженного воздуха, измеряется в г/м3 или мг/л.
Главный поражающий фактор при авариях на ХОО - химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся в зоне действия АХОВ. Его масштабы характеризуются размерами зон заражения. Различаются следующие зоны: смертельных токсодоз, выводящих из строя, и пороговых токсодоз.
Типовые химические объекты, с точки зрения ГО, подразделяются по признакам: количество, токсичность, технология хранения АХОВ, а по производственному признаку - на производящие и потребляющие АХОВ.
Классификация аварий на химически опасных объектах
В химических отраслях аварии делят на две категории:
- I - аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции и для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций.
- II - аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное техническое оборудование, инженерные сооружения, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции и для восстановления производства требуются затраты более нормативной суммы на плановый капитальный ремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.
С точки зрения интересов ГО, классификация аварий должна отвечать на вопросы о степени опасности. Поэтому она выглядит следующим образом:
частная - авария, либо не связанная с выбросом АХОВ, либо произошла незначительная утечка ядовитых веществ;
объектовая - авария, связанная с утечкой АХОВ из технологического оборудования или трубопроводов. Глубина пороговой зоны менее радиуса санитарно-защитной зоны вокруг предприятия;
- местная - авария, связанная с разрушением большой единичной емкости или целого склада АХОВ. Облако достигает зоны жилой застройки, проводится эвакуация из ближайших жилых районов и другие соответствующие мероприятия;
региональная - авария со значительным выбросом АХОВ. Наблюдается распространение облака в глубь жилых районов;
глобальная - авария с полным разрушением всех хранилищ со АХОВ на крупных химически опасных предприятиях. Такое возможно в случае диверсии, в военное время или в результате стихийного бедствия.
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории России в результате использования источников ионизирующего излучения:
для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (1 мЗв) или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта (70 мЗв);
для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта (20 мЗв) или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту (1000 мЗв).
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенноизмененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами при проведении медицинских рентгено-радиологических процедур и лечения.
24. Основные направления деятельности государства по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и соответствующих нормативных актов осуществляется:
· Государственными органами и инспекциями (Госгортехнадзор).
· Профсоюзами.
· Ведомствами.
Высший надзор осуществляется генпрокурором РФ.
К специальным государственным органам относятся:
· Госсанэпиднадзор РФ - контролирует проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; комплекс мер, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.
· Госгортехнадзор РФ - осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в т.ч. и в угольной промышленности. Контроль за соблюдением ПБ, ТБ осуществляется через управление округов[2].
25. Производственный травматизм и меры его предупреждения
Производственная травма – внезапное повреждение организма человека и потерю им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве.
Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется – производственным травматизмом. Несчастные случаи делятся:
- по количеству пострадавших – на одиночные (пострадал 1 человек) и групповые (пострадало одновременно 2 и более человека).
- по тяжести – легкие (уколы, царапины, ссадины), тяжелые (переломы костей, сотрясения мозга), с летальным исходом (пострадавший умирает).
- в зависимости от обстоятельств – связанные с производством, не связанные с производством, но связанные с работой, и несчастные случаи в быту.
Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой, или к несчастным случаям в быту.
Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами.
Администрация несет ответственность только за несчастные случаи, связанные с производством. Если же увечье или иное повреждение здоровья работника явилось следствием не только не обеспечения предприятием безопасных условий труда, но и грубой неосторожностью самого работника, либо нарушение им правил внутреннего распорядка, то устанавливается смешанная ответственность.
Обстоятельства несчастных случаев, связанных с работой, а также бытовых травм выясняют страховые делегаты профгруппы и сообщают комиссии охраны труда профсоюзного комитета.
При нарушении норм производственной санитарии и воздействие производственных вредностей работающий может подвергнуться профессиональному отравлению или заболеванию.
Профессиональные отравления могут возникнуть при вдыхании вредных веществ, всасывании их через кожу и попадании внутрь через пищеварительный тракт.
Профессиональные отравления и профессиональные заболевания, возникшие в течение короткого промежутка времени (одной смены или суток), называются острыми, а возникшие в течение более длительного срока – хроническими.
Производственный травматизм и профессиональные отравления и заболевания нетерпимы в нашем обществе и если они происходят, то исключительно по причине организационных или технических недоработок. Поэтому каждый несчастный случай, каждое профессиональное отравление и заболевание расследуется и учитывается в строгом соответствии с установленным в РФ порядком. Существующая единая для всех предприятий система расследования и учета несчастных случаев, профессиональных отравлений и заболеваний, позволяет сопоставлять и анализировать причины их возникновения и своевременно предотвращать.
Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на: технические и организационные.
Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п.
Организационные причины – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производством и др.
27. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация
Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природного происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
При этом под нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому население и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.
Чрезвычайные условия - характерные меры общей обстановки, сложившиеся в соответствующей зоне (на объекте, в регионе и др.) в результате чрезвычайного события и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе местных особенностей.
Чрезвычайная ситуация - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного характера, а также под влиянием возникших чрезвычайных условий.
Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.), в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних условиях.
К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:
• аварии;
• крупные аварии;
• опасные природные явления;
• стихийные бедствия;
• экологические бедствия;
• экологические катастрофы;
• социальные, политические, национальные явления.
Авария - ЧС, происходящее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам, а также из-за случайных и внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Крупная авария (производственная, транспортная катастрофа) - авария, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасное природное явление - ЧС природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и функционирования экономики.
Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.
Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.
Для правильной оценки возникающих происшествий и явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной. Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.
28. Техногенные чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как но причинам их возникновения, так и но масштабам. По характеру явлений их подразделяют на 6 основных групп:
- Аварии на химически опасных объектах
- Аварии на радиационно опасных объеках
- Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах
- Авари на гидродинамически опасных объектах
- Аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, метро)
В ряде отраслей промышленности (химической, газоперерабатывающей, нефтеперерабатывающей и др.) сохраняется вероятность аварийных ситуаций с высокими концентрациями выбросов вредных веществ в атмосферу, разливом нефтепродуктов, химических опасных веществ.
Проверка уровня безопасности эксплуатации потенциально опасных объектов и проведения организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также снижению тяжести их последствий осуществляется государственными надзорными органами совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям городов и районов области и Главным управлением по делам ГОЧС области.
В качестве проведения превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера целесообразно обеспечить реализацию и выполнение требований федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[3] в части, касающейся заключения договоров с аварийно-спасательными формированиями на обслуживание потенциально опасных промышленных объектов или создания на них собственных профессиональных или нештатных аварийно-спасательных формирований.
Для предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах собрана и обобщена информация о бесхозных хранилищах нефтепродуктов, в настоящее время принимаются меры по их безопасному содержанию.
Для выработки единого комплекса мер по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на потенциально опасных объектах, осуществляющих транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов в соответствии с утвержденной структурой[4].
31. Основные способы и средства защиты населения. Оповещение населения
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановки, которая может сложиться в результате, химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются:
1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны советских органов, руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.
2. Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства.
3. Защита населения планируется и проводится дифференцирование с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства.
4. Мероприятия по защите населения планируются и проводятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами РФ.
5. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического и социального развития республики, края, области, города и объекта народного хозяйства.
Под режимом защиты понимается применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев заражения, отравления либо облучения людей и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.
Способами защиты населения являются:
1. своевременное оповещение населения;
2. мероприятия противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ);
3. укрытие в защитных сооружениях;
4. использование средств индивидуальной защиты;
5. проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуации населения из городов в загородную зону).
Помимо этого организуется и проводится всеобщее обязательное обучение населения способам защиты. Также проводится защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов на подземных источниках воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами, радиационная, химическая и бактериологическая разведка, установление режимов защиты рабочих, служащих и производственной деятельности объектов, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль.
Оповещение. В разных звеньях РСЧС порядок его таков. Дежурные службы МЧС России, используя действующую автоматизированную систему централизованного оповещения, а также каналы оперативной связи, передают необходимую информацию руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы управления ГОЧС последних по внутриобластным (краевым, республиканским) системам оповещения и каналам оперативной связи информируют глав администраций городов (районов) и руководителей органов местного самоуправления. Наконец, органы управления ГОЧС городов (районов), а также руководство отраслей экономики по своим ведомственным каналам связи оповещают руководителей подчиненных объектов. Население же получает сообщения об эвакуации, обстановке и о порядке действий с помощью средств местного вещания.
33. Проведение эвакомероприятий. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Рассредоточение и эвакуация населения из категорированных городов эвакоорганы организуют и проводят после получения соответствующих распоряжений.
С получением распоряжения на приведение ГО в общую готовность осуществляется ряд мероприятий по подготовке и развертывании территориальных, отраслевых и объектовых эвакоорганов. Уточняются численность эвакуируемых, расчеты на их вывоз транспортом и вывод пешим порядком, организация медицинского обеспечения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности движения. Проверяется готовность маршрутов и транспортных средств, систем связи и оповещения к осуществлению эвакомероприятий. Готовятся пункты посадки людей на транспорт, районы их размещения в загородной зоне, привлекаемые к проведению эвакомероприятий силы и средства.
Начальники ГО, эвакоорганы и органы управления ГОЧС категорированных городов (районов в городах):
· уточняют задачи подчиненным звеньям, руководителям объектов экономики по проведению эвакомероприятий, а также начальникам маршрутов пешей эвакуации, вручают последним схемы марша;
· осуществляют контроль за оповещением, сбором людей, формированием колонн и выводом их в исходные пункты;
· контролируют готовность транспорта к перевозкам, уточняют порядок его использования;
· поддерживают связь с начальниками маршрутов и администрацией загородной зоны, информируя ее об отправке колонн;
· высылают в районы размещения в загородной зоне представителей для решения вопросов приема, размещения и обеспечения защиты эвакуируемых.
Начальники ГО, эвакоорганы и органы управления ГОЧС объектов экономики:
· уточняют номера эшелонов (колонн), выделяемых объекту, сроки их подачи;
· организуют оповещение, сбор и регистрацию персонала объекта и членов их семей на сборных эвакопунктах;
· формируют пешие колонны, уточняют маршруты движения, исходные пункты и порядок выхода к ним;
· выдают начальникам пеших и автоколонн выписки из схемы марша, средства связи, осуществляют их инструктаж;
· организуют и контролируют посадку людей на транспорт и отправку колонн;
· оказывают необходимую помощь органам местного самоуправления загородной зоны.
Начальники сборных эвакопунктов:
· уточняют с руководителями объектов, приписанных к данному СЭП, численность эвакуируемых и порядок их отправки;
· организуют регистрацию и учет прибывающих, формирование колонн и эшелонов, посадку людей на транспорт и отправку колонн на исходные пункты и пункты высадки;
· докладывают в эвакокомиссию города (района) об отправке колонн;
· руководят работой всех звеньев СЭП, инструктируют начальников эшелонов и колонн;
· организуют оказание медицинской помощи нуждающимся, охрану общественного порядка, укрытие людей по сигналам ГО на СЭП;
· по завершении мероприятий организуют эвакуацию администрации сборного эвакопункта.
Начальники маршрутов пешей эвакуации с группой управления и во взаимодействии с силами службы охраны общественного порядка ГО:
· обеспечивают разведку маршрутов и оповещение эвакуированного населения;
· обеспечивают организованное движение пеших колонн;
· докладываю эвакокомиссии города (района) о времени прохождения ими исходного пункта и о прибытии в места привалов, на промежуточные и конечные пункты эвакуации.
Начальники ГО, эвакоприемные комиссии и органы управления ГОЧС загородной зоны:
· готовят пункты высадки, разворачивают приемные эвакопункты, уточняют численность прибывающих, порядок подачи транспорта и вывоза эвакуируемых с пункта высадки и промежуточных пунктов эвакуации в конечные;
· контролируют работу руководителей объектов экономики загородной зоны по приему и размещению прибывающих.
Эвакуируемые берут с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в загородной зоне (не более 50 кг на одного взрослого человека), продукты питания на 2-3 суток. Больные, находящиеся на излечении в лечебных учреждениях города, эвакуируются в загородную зону с этими учреждениями.
После объявления об эвакуации население города самостоятельно пребывает на СЭП, проходит регистрацию, инструктаж, распределяется по транспортным средствам и организованно направляется на посадку. Выводимые пешим порядком формируются в колонны и направляются на исходные пункты, откуда начинают марш по установленному маршруту движения. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны – 3-4км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами – до 500 метров. Через каждый 1-1.5ч движения назначаются малые привалы (не более 15-20 мин.), а в начале второй половины суточного перехода – большой привал (1.5-2 часа), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.
Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности. Не допускается скученность колонн. По сигналу «Воздушная тревога» эвакуируемые укрываются в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Районы радиоактивного загрязнения и химического (бактериологического) заражения, находящиеся в пути, пешие колонны обходят с наветренной стороны, если обход невозможен – преодолеваются в средствах защиты и ускоренным темпом.
При внезапном нападении противника эвакомероприятия проводятся из городов, не подвергшихся нападению. Для сокращения сроков эвакуации все физически здоровое население выводится в загородную зону пешим порядком по незараженным маршрутам. Из городов, по которым нанесены удары противника, население выводится одновременно с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ и оказанием медицинской помощи пострадавшим[5].
Список литературы
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принят 20.06.1997 г.
2. Покрута Ю.Б. Безопасночть жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. М.: Центр ОСЬ-2001.
3. Сюньков В.Я.. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва: Центр инновации в педагогике, 2001.
4. Тимофеева С.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Иркутск, 2001.
5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – Ростов, 2004.
[1] Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – Ростов, 2004. С. 89.
[2] Покрута Ю.Б. Безопасночть жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. М.: Центр ОСЬ-2001. С. 577.
[3] См.: Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принят 20.06.1997 г.
[4] Сюньков В.Я.. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва: Центр инновации в педагогике, 2001. С. 160.
[5] Тимофеева С.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Иркутск, 2001. С. 103.