Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории экономики, политики и культуры
РЕФЕРАТ
по культурологии на тему:
« Готика Средневековья в западной Европе »
Ярославль 2008
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готики, ставшей после романовского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавших в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнение структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные войны). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте.
Готика ввела два принципиальных новшества в конструкцию сводчатого покрытия.
Во–первых, своды стали выполняться на нервюрах – каменных тягах или ребрах, несущих независимые друг от друга части свода – распалубки. Нервюры служат своего рода арматурой свода, его активным остовом и воспринимают основные рабочие усилия конструкции. Поэтому они выполняются из тщательно подобранных тесаных камней в отличие от распалубок, для которых используются маломерные камни. За счет введения нервюр конструкция свода становится легче и надежнее. Она получает гибкость, не свойственную тяжелой романской кладке крестового свода, работающего как одно монолитное целое. Раньше незначительная осадка или отклонение опоры вызывали губительные трещины покрытия. Теперь они не страшны: связевая конструкция нервюрного свода гораздо легче справляется с деформацией.
Во-вторых, боковой распор передается не на устои свода, а на контрфорсы – специальные опоры, вынесенные за пределы внутреннего пространства сооружения. Для передачи этих усилий служат специальные подпорки, выполненные в форме арочных конструкций – аркбутаны. Поскольку силы распора гасятся этой «приставной» конструкцией, внутренние опоры и стены несут лишь вертикальную нагрузку от перекрытия. Это позволяет сделать устои сводов тонкими, а впоследствии вообще превратить их в пучок нервюр, идущих таким образом без перерыва от вершины свода до основания опорного столба. Массивные романские стены тоже оказываются ненужными, они расчленяются громадными проемами. Стена как таковая исчезает, сохраняются лишь простенки сравнительно небольшого сечения.
Итак, всего два изобретения – нервюры и вынос бокового распора. Но теперь конструктивная идея обретает законченную форму выражения. Несущая рабочая часть конструкции (нервюры сводов, внутренние опоры, контрфорсы и аркбутаны) полностью отделяется от заполнения (распалубок сводов, проемов наружных стен). Готика открыла каркас.
Это открытие замечательно не только тем, что позволило экономить дефицитный в средние века строительный материал. Готический каркас взял от материала все, что тот способен дать, - камень работает в нем на пределе своих возможностей. Если античный ордер демонстрирует нам прекрасную игру богатой каменной мускулатуры, то готика сбрасывает все покровы с каменной конструкции, обнажая первородное совершенство ее скелета.
Открытие готического каркаса замечательно еще и тем, что оно наглядно демонстрирует значение конструкции в архитектурном формотворчестве. Вполне естественное стремление увеличить пролет сводчатой конструкции с минимальными затратами строительного материала приводит к решительному обновлению всего образного строя.
Ажурная вязь каменной конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремляется к небу. Стрельчатая форма арок, позволяющая уменьшить боковой распор сводов, еще больше подчеркивает это безудержное стремление ввысь. Вертикаль торжествует. Она подчиняет себе весь строй сооружения. Никогда еще сила преодоления тяжести не утверждала себя с такой непосредственностью и эмоциональной мощью. Ни один памятник мировой архитектуры не может сравниться в этом с готическим собором. Разве что первобытный менгир или современный небоскреб.
Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137 - 1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской богоматери – пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Он начат в 1163 г. и завершен в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф – трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII в. – начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, три больших окна с «розой» посредине, две башни. Все части украшены стрельчатыми арками. В конструкции Собора Парижской богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Раннеготический собор в Лане (1174—1226), трехнефный с трехнефным трансептом, имеет также романские черты: полуциркульные арки, невысокие окна, скупость декора, суровость стен, массивность опор. Особенностью Ланского собора является украшение верха башен фигурами 16 быков; существует легенда о том, что при строительстве собора, когда силы строителей иссякали, появился прекрасный белый бык, который помог завершить храм.
Щартрский собор (1194 - 1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. «Королевский портал» западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в. - северная, интерьер - чисто готический. Блестящий пример зрелой французской готики - собор в Реймсе (1212 - 1311). Известны его создатели в разное время: Жан д'Орбэ, Жан ле Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси. В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает казенное кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.
Самый большой и высокий готический собор во Франции - Амьенский. Его длина 145м, высота свода центрального нефа 42,5 м. Амьенский собор строился 40 лет, с 1218 по 1258 г., Робером де Люзаршем, Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Амьенский собор часто называют «готическим Парфеноном».
К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. Последнее замечательное творение готики в этот период - капелла Людовика IX (при Парижском дворце), «святая часовня» Сен - Шапель. Ее строитель - Пьер де Монтро (1243 - 1248). Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже - капелла богоматери, в верхнем - личная капелла короля и реликварий с терновым венцом Христа.
С XIV в. начинается период поздней готики, во Франции он длится XIV и XV столетия. XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV - XV вв.).
Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.
Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато.
Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) - это особняк банкира короля Карла VII Жака Кера в городе Бурж.
Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики, а в рельефе - тяга к высокому рельефу – горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта - Нового завета, на северном - Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «страшного суда» и «конца мира». Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской богоматери (1210 - 1225): история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в XIII в., в период высокой готики.
В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Так, западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем (скульптура так называемого «королевского портала»). Но и при скованности поз, при всем лаконизме форм сохраняется пластичность, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (Св. Иероним, св.Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре долгое время работали не только разные артели, но разные поколения мастеров.
Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Не случайно, например, благословляющего Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали прекрасным богом. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225 - 1240) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (например, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.
Готика - это и расцвет монументальной живописи, витража. Особенно славилась на всю Францию Шартрская мастерская. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв. м. Самым старым считался витраж хора церкви Сен Дени, погибшей конце XVIII в. Сюжеты витражной живописи те же, что и скульптурного декора. Главные особенности старого витража - это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. XIII век во Франции справедливо считался золотым веком витража.
Французский витраж - и фигуративный, и орнаментальный (узор фона и бордюра, а иногда и центральное поле заполнены сплошь орнаментом), был всегда условным, плоскостным, графическим по стилю (например, витражи в соборах Парижа, Лана, Буржа, Руана). С середины XIII в. изменяется колорит витража: совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет (красный и синий, например, дает лиловый), именно этот эффект использован в витражах капеллы Сен - Шапель.
XIV век - время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу. Становятся заметными даже движения кисти, исчезает пленительная полихромия этой живописи.
В XIII - XIV вв. продолжает развиваться книжная миниатюра. Среди различных школ особенно знаменита Парижская, но в эти века можно различить не только отдельные школы, но и разные творческие индивидуальности. Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика святого, Парижская национальная библиотека). Книжная миниатюра - прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV - начала XV в. - настоящая энциклопедия французской жизни в позднее средневековье). Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. С XV столетия появляется гравюра, что оказало огромное влияние на дальнейшие пути развития книжной миниатюры. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр.) развивается в общем русле французского готического искусства.
Готическое искусство Германии не так едино, как французское. На это есть целый ряд причин, прежде всего слабость императорской власти, постоянная борьба феодалов с горожанами.
Не приходится доказывать влияние французской архитектуры на немецкую, многие немецкие мастера просто учились во Франции, работали во французских строительных артелях. Но это не помешало сохранить свое национальное лицо. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской. Конец XIII - начало XIV в. - рубеж ранней и высокой готики, конец XIV - начало XVI в. - высокой и поздней.
Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге, XIII - XIV вв.; собор в Ульме, 1377 – XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII – начало XIV в.). Так называемая кирпичная готика вообще характерна для Северной Европы, особенно в гражданской архитектуре.
Из - за запаздывания готики по сравнению с французской в Германии готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее. Пример ранней готики – церковь св. Елизаветы в Марбурге.
Кельнский собор (начат в 1248 г., строился до XVI в., башни возведены в XIX в.) сходен в плане с Амьенским, даже есть венец капелл и аркбутаны, но своды выше (высота центрального нефа 46 м, башен – 160 м, соотношение среднего нефа к боковым 5:2), «розу» заменило стрельчатое окно.
Скульптурный декор, как и в романский период, в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза, стук.
Самыми характерными чертами немецкой монументальной скульптуры является индивидуализация образов и драматизм повествования. Французское влияние не заслонило специфического своеобразия немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью.
Самым знаменитым циклом скульптур периода готики, без сомнения, по справедливости считается скульптурный декор собора в Наумбурге. Рельефы «Страстей Христовых», изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», « Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В самом помещении хора наумбургские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т. д. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.
В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм. Утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кельнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Знаменательно, что ростки нового искусства Возрождения появляются скорее всего в немецкой живописи, в то время как архитектура и скульптура в XV в. развиваются еще в русле средневековья. Готика Англии возникла очень рано, в конце XII в., и просуществовала до XVI в. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестье - доминанту собора. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики - собор в Солсбери (1220 - 1270), воспетый позже в пейзажах Констебла. Это трехнефный собор длиной в 140 м, с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м, и завершается шатровым покрытием. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. В готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш, контрастирующих с двумя высокими башнями средокрестья. Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевная сеть.
По формам декора в английской готике различают следующие стили: ранний («ланцетовидный»), «украшенный» и «перпендикулярный». Кентерберийский собор (XII - XV вв.) - главный готический собор Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня - демонстрирует развитие английской готики от ранней (восточная часть храма, величественная в своей простоте) к поздней (западная часть, значительно более вычурная). Над всеми разновременными объектами возвышается огромная башня средокрестья.
Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронации и погребения английских королей со времени Вильгельма - Завоевателя, впоследствии усыпальница |великих людей Англии, близок к французской готике. С французскими храмами его роднит наличие обхода и венца капелл, аркбутанов и контрфорсов, большая, чем это принято в английских церквях, высота центрального нефа по отношению к боковым. Вестминстерский собор был начат еще в раннюю готику, и его восточная часть древнее западной.
Начиная со Столетней войны строительство в Англии сокращается. Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже, капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и пр.). Все эти поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в декорировке - перпендикулярного (последняя четверть XIV - середина XVI в.), характеризующегося легкостью стен кружевным узором звездчатых и сетчатых сводов из веером расходящихся нервюр (собор в Уэльсе). Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XIV b.) с его Вестминстер-холлом площадью в 1500 кв. м.
Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена архитектуре. В период «украшённого» и «перпендикулярного» стилей в соборе так много скульптурного декора, что, по справедливому замечанию исследователей, создается впечатление «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэльсе (западный фасад). Находит развитие также мемориальная пластика.
Монументальная готическая живопись Англии развита очень слабо. Из живописи наиболее интересна, по давней английской традиции, книжная миниатюра, особенно школы кентерберийская и винчестерская. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов подлинной реальной жизни (например, светские хроники и богослужебные книги восточноанглийской школы XIV в., из которых самая знаменитая - Псалтырь королевы Марии, 1320).
В XIII - XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII столетие - время наиболее ожесточенной борьбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев - феодалов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируется испанская культура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архитектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие орнаментики (соборы в Леоне, 1205 - 1303 - XIV в.; в Бургосе, 1221 - 1238, достроен в XIV - XV вв.; в Толедо, 1227 - 1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались из мечетей, а колокольня Севильского собора, например, перестроена из минарета. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т. е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построенные зодчими-арабами из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.
Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры, особенно Восточной Испании, в Каталонии и Валенсии (ратуша в Барселоне, так называемая Шелковая биржа в Валенсии).
Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел воплощение в испанских алтарях - ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV век.
Особое место в европейской художественной культуре XIII - XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе - так называемого Проторенессанса. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229 - 1372; в Орвието, 1295 - 1310). Пример поздней итальянской готики - это огромный, вмещающий в себя до 40 000 человек Миланский собор, самый большой храм Европы (1378 - XV в., заканчивался в Х1Х в.). Его строили не только итальянские, но немецкие и французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.
В Италии сохранилось много гражданских построек периода готики.
До сих пор украшением Венеции являются ее мраморные дворцы с аркадами, отражающимися в воде каналов или лагун (Дворец дожей, 1310 - XVI в.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены - черта, характерная для восточной архитектуры.
Готическое искусство представлено также памятниками архитектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге, 1376 - 1421 гг., Брюсселе, 1402 - 1450 гг., Лувене, 1448 - 1563 гг.); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г. - середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII - вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV - XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV - XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша 1477 - 1489 гг.); Скандинавии (собор в Турку, XIII - XIV вв.)
Искусство средневековья, просуществовав тысячелетие, выдвинуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному облику человека, к тому, что определяется более общо словом «духовность».
Список используемой литературы:
1) Ильина Т. В. «История искусств. Западно – европейское искусство»: Учебное пособие – Москва: «Высшая школа», 1983. – 317 с ил.
2) Гнедич П. П. «Всемирная история искусств». – Москва.: Современник, 1996. – 494 с.: ил.
3) Гутнов А. Э. «Мир архитектуры: Язык архитектуры» - Москва: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика).
4) Муратова К. М. «Мастера французской готики XII – XIII веков» - Москва «Искусство», 1988.
5) Горелов А.А. «Культурология»: Учеб. Пособие. – Москва: Юрайт – М, 2002. – 400 с.