Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение»
на тему «Психодиагностика конфликтов в деловом общении»
Ярославль – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Социально-психологическая диагностика конфликта, выделение в нем уровней: межличностного и внутриличностного. Картография конфликта………………………………………………………………..…..3
2. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации..……10
3. Практическое задание. Самообследование поведения в конфликтных ситуациях …………………………………………...……………….……...12
Литература……………………………………...………………….…..……13
1. Социально-психологическая диагностика конфликта, выделение в нем уровней: межличностного и внутриличностного. Картография конфликта. Выявление проблемы конфликта; определение интересов, потребностей, мотиваций и опасений конфликтующих партнеров; установления истинных причин конфликта.
В
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит время на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того, что и как делать, как несовместимые.
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласования производственных требований с личными потребностями и ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе, невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни.
Межличностный конфликт чаще всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянии ладить друг с другом. Например, два начальника, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. Трудно согласовывают свои действия два лидера в одном коллективе. [1.C,74]
2. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль компромисса, стиль сотрудничества.
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия часто применяют классификацию К.У. Томаса и Р.Х. Килменна, которые выделили пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
§ конкуренция или соперничество;
§ сотрудничество;
§ компромисс;
§ приспособление;
§ игнорирование или уклонение. (Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. – М.: Академический Проект, 2003, с.233)
Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте – стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас.
Однако следует иметь в виду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не подержать решения, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества. Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может. Известно, что брак, в котором одна сторона подавляет другую, приводит к неразрешимым противоречиям или даже полному разрыву. Не следует использовать этот стиль в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника и вы не имеете достаточных аргументов, чтобы доказать ее.
Сотрудничество. Или стратегия win win (обоюдный выигрыш). Это наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Сотрудничество означает готовность сторон начать поиск взаимовыгодного решения проблемы, забыть старые обиды, личные предрасположенности. Она состоит в том, чтобы предоставить противоположной стороне максимум полезной информации, сопровождаемой минимумом угроз и сопутствующего стресса.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной. (Психология и этика деловых отношений: Учеб. пособие для экономистов / Л.Ф. Лисенкова. – М.: Институт практической психологии, 1998, с.207)
Стиль компромисса. Он находится в середине сетки Томаса – Килменна. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этим он несколько напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем – то уступают друг другу.
Стиль приспособления. Означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот подход можно использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль уклонения или игнорирование. Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Этот стиль используется, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее. (Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Артов и др.; Под общей ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, с.92; Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА – М, 2003, с.221)