Содержание
1. Теоретические основы финансового механизма образовательных учреждений 3
1.1. Социально-экономическая ситуация в сфере образования. 3
1.2. Проблемы экономического реформирования системы образования. 16
Список литературы.. 33
1. Теоретические основы финансового механизма образовательных учреждений
1.1. Социально-экономическая ситуация в сфере образования
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.[1]
Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 10.01.2003 г.) и руководствуются Положениями об определенном типе образовательных учреждений, утвержденные соответствующими органами исполнительной власти.[2]
Россия имеет развитую сеть образовательных организаций (табл. 1 и 2). Несмотря на бурное развитие в последнее десятилетие негосударственных образовательных организаций, прежде всего в сфере профессионального образования, основу системы образования по-прежнему составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные (детские ясли, детские сады, семейные детсады, школы - детсады, детские сады – интернаты, детские дома);
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) – для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.[3]
Таблица 1 – Основные показатели развития сферы образования в РФ[4]
Виды образовательных учреждений |
1995 г |
2000 г |
2005 г |
1 |
2 |
3 |
4 |
Детские дошкольные учреждения, тыс. |
87,9 |
68,6 |
51,3 |
в них детей, млн. |
9,0 |
5,6 |
4,3 |
Дневные образовательные школы, тыс. |
67,6 |
68,4 |
67,0 |
В них учащихся, тыс. |
20328 |
21521 |
20074 |
Негосударственные образовательные школы |
525 |
607 |
1010 |
В них учащихся, тыс. |
45,8 |
60,6 |
121,3 |
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Учреждения начального профессионального образования |
4328 |
4203 |
3893 |
В них учащихся, млн. |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
Средние специальные учебные заведения |
2603 |
2634 |
2703 |
В них студентов, тыс. |
2270,0 |
1929,9 |
2360,8 |
Государственные высшие учебные заведения |
514 |
569 |
607 |
В них студентов, тыс. |
2966,1 |
2655,2 |
4270,8 |
Негосударственные высшие учебные заведения |
- |
193 |
358 |
В них студентов, тыс. |
- |
135,5 |
470,6 |
Число студентов вузов на 10000 населения |
190 |
189 |
294 |
Отдельные показатели деятельности общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений в 2004-2005 гг представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Отдельные показатели деятельности общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений в 2004-2005 гг.[5]
Виды образовательных учреждений |
2004 г |
2005 г |
1 |
2 |
3 |
Государственные дневные общеобразовательные учреждения |
66428 |
66171 |
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
В том числе гимназии |
1094 |
1141 |
лицеи |
774 |
795 |
В них учащихся, тыс. |
20013,3 |
19363,2 |
В том числе в гимназиях |
896,6 |
877,4 |
лицеях |
518,7 |
521,4 |
Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения |
635 |
662 |
В них учащихся, тыс. |
60,6 |
65,9 |
Государственные средние специальные учебные заведения |
2589 |
2621 |
В них студентов, тыс. |
2308,6 |
2409,9 |
Прием, тыс. |
842,4 |
850,8 |
Государственные высшие учебные заведения |
607 |
621 |
В них студентов, тыс. |
4270,8 |
4797,4 |
Прием, тыс. |
1140,3 |
1263,4 |
Негосударственные высшие учебные заведения |
358 |
388 |
В них студентов, тыс. |
470,6 |
629,5 |
Прием, тыс. |
152,2 |
198,2 |
Как видно из представленных в табл. 1 и 2 данных, в настоящее время сокращается число государственных учебных, высших и дошкольных образовательных учреждений. В то же время увеличивается число негосударственных учебных заведений, а также увеличивается количество обучающихся в них.
В соответствии с Положениями об определенном типе образовательных учреждений последними разрабатывается устав, регламентирующий их деятельность. Устав принимается высшим органом образовательного учреждения и утверждается органом по управлению образованием.
Как известно, Гражданский Кодекс РФ допускает возможность определения особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений специальными законами и иными правовыми актами (ст. 120 ГК РФ).[6] Особенности правового положения образовательных учреждений определяются, прежде всего, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 10.01.2003 г.).[7]
Главной особенностью образовательного учреждения является возможность наличия у него нескольких учредителей. В соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании», «учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
- отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
- граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (от 16.05.95 № 74-ФЗ) изменение состава учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается только в случае включения в него других учредителей из числа представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. В то же время негосударственное образовательное учреждение может изменять состав учредителей без ограничений.[8]
Проблема здесь состоит в том, что положения ст. 11 Закона об образовании, допускающие совместное учредительство образовательных учреждений, находятся в противоречии с определением учреждения, приводимом в ст. 120 ГК РФ: «Учреждением признается организация, созданная собственником, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Как видно, речь здесь идет о наличии лишь одного собственника, создающего учреждение.
В соответствии с положениями ГК, определяющими права собственности и их субъектов, наличие нескольких учредителей у учреждения становится возможным лишь в двух случаях: 1) учредителями являются исключительно органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции права собственника на имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 2) учредителями являются исключительно органы местного самоуправления, осуществляющие в рамках своей компетенции права собственника на имущество, находящееся в муниципальной собственности.[9]
Во всех остальных случаях учредителем может быть лишь одно юридическое лицо или гражданин. На сегодняшний день эта проблема пока не нашла своего конструктивного решения. Оно, как представляется, может быть выработано путём уточнения законодательства о некоммерческих организациях.
Образовательное учреждение приобретает статус самостоятельного юридического лица после прохождения регистрации в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут осуществлять свою деятельность только после получения лицензии на ведение образовательной деятельности, которая выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта РФ.
Под лицензированием, в соответствии с Временным положением «О лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации», утвержденным Приказом Госкомвуза России от 07.02.94 г. № 108, понимается «процедура, включающая проведение экспертизы, принятия решений, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям), уровням профессионального и программам соответствующего дополнительного образования».[10]
В сфере образования применяется также механизм государственной аккредитации образовательных организаций. В соответствии с Временным положением «О государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 г. № 6, «государственная аккредитация – это процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения. По положительным итогам государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации». Государственная аккредитация дает образовательным организациям право на выдачу выпускникам документов государственного образца о полученном образовании. Кроме того, государственная аккредитация учреждений общего образования дает им право на получение бюджетного финансирования.
Система образования в Российской Федерации в соответствии с законодательством представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным относятся программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.[11]
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.[12]
Согласно ст. 47 Закона «Об образовании», образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Последний пункт данного списка позволяет образовательным учреждениям заниматься практически любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством.
Понятие предпринимательской деятельности, данное в Законе «Об образовании», не полностью соответствует определению, установленному ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 45 Закона, получение дохода от оказания платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя (собственника) при реинвестировании этого дохода в данное образовательное учреждение не относится к предпринимательской деятельности. Согласно же ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании», включается:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
- установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
- установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;
- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом.
В Законе о высшем образовании (п. 3 ст. 8) дополнительно к этому определяется, что высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.[13]
Образовательные учреждения вправе:
- создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Порядок регистрации и деятельности образовательных объединений регулируется законом.
- выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества;
- участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью;
- оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;
- с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством РФ, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне, не ниже определенного нормативами, действующими на данной территории.
За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.
Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.
Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
1.2. Проблемы экономического реформирования системы образования
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
Однако осуществление образовательной реформы сдерживалось трудностями переходного периода. Эти трудности обусловлены как сокращением объемов производства и национального дохода, сделавшим неизбежным временное снижение бюджетного финансирования образования, и промедлением в создании нового организационно-экономического механизма самой образовательной сферы. Указанные причины привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы учебных заведений, обусловили задержки в оплате труда педагогического персонала, сказались на организации и качестве учебного процесса. Финансовая стабилизация, тенденция к экономическому росту позволяют не только преодолеть наметившиеся трудности, но и приступить к новому этапу реформирования системы образования.
На новом этапе предусматриваются глубокие изменения в деятельности образовательных учреждений. В коренном обновлении нуждаются содержание и структура системы образования. Предстоит создать условия для развития научных исследований, укрепить систему социальных гарантий, предоставляемых персоналу учебных заведений, обеспечить улучшение здоровья учащихся. Одним из ключевых аспектов реформы выступает создание нового организационно-экономического механизма, отвечающего условиям современной рыночной экономики и призванного обеспечить привлечение и рациональное использование ресурсов, необходимых для развития образования.
Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой. [14]
На достижение этой цели направлена реформа образования как комплекс мер государственной политики, обеспечиваемых финансово-экономическими, организационными, административными, рекомендательными и информационными методами.
В результате реформирования системы образования предполагается в сжатые сроки устранить предпосылки социальной напряженности в учебных заведениях, нормализовать их финансирование, создать условия для улучшения организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Это сделает возможным поэтапный переход к решению все более сложных экономических и социальных задач развития образовательной сферы с тем, чтобы в XXI век Россия вошла, располагая необходимыми условиями для роста образованности населения, его культурного уровня, подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, повышения научного потенциала страны.
Реформа образования на новом этапе ее проведения разрабатывается и осуществляется как комплекс мер государственной политики в сфере образования, обеспечивающих учет законных прав и интересов личности и основных общественных групп.
В ходе реформы должны быть выработаны организационные, экономические, правовые и социально-институциональные механизмы и инструменты, стимулирующие развитие учебных заведений, повышение образованности и культуры всех слоев общества, а также значительное улучшение профессионально-квалификационной структуры самодеятельного населения.
Предусматривается, что реформа будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- приоритетной роли образования для будущего страны, развития отечественной науки и культуры, становления гражданского общества и перехода к устойчивому экономическому росту на модернизируемой производственной базе;
- гуманистического характера реформы, ее направленности на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств, утверждение фундаментальных прав и свобод личности;
- практической ориентации реформы, концентрации усилий в ходе ее проведения на достижимых целях и осуществимых задачах, нововведениях и преобразованиях, обеспеченных имеющимися в распоряжении государства и общества ресурсах;
- безотлагательной стабилизации и постепенного существенного улучшения экономических условий образовательной деятельности на основе скоординированных усилий федеральных, региональных и местных органов по увеличению бюджетных ассигнований на образование в сочетании с привлечением внебюджетных средств и улучшением использования ресурсов учебных заведений;
- осуществления реформы в рамках процедур, предусмотренных конституционным устройством страны и действующим законодательством;
- тщательной экспериментальной проверки результативности разрабатываемых нововведений;
- сохранения и развития лучших отечественных традиций в сочетании с использованием оправдавшего себя международного опыта, поддержки сложившихся научно-педагогических школ;
- гласности мероприятий реформы, их подконтрольности академическому сообществу и обществу в целом, создания условий для реализации общественных и частных инициатив по реформированию образования.
В современных условиях развитие образования перестает быть исключительно делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных государственных органов с органами местного самоуправления, учащимися и их семьями, государственными и негосударственными образовательными учреждениями, профессиональным педагогическим сообществом, потенциальными работодателями, общественными и религиозными объединениями. Вместе с тем только государство способно успешно решить следующие задачи:
- обеспечить учет разнообразных общественно значимых интересов и прогресс сферы образования в целом;
- экономически гарантировать стабильное, долгосрочное развитие системы образования, в определенной мере независимо от текущего состояния рынка, в том числе обеспечить надежную социальную защиту учащихся и работников образовательной сферы.
В данной связи построение и совершенствование эффективного организационно-экономического механизма в сфере образования является одним из ключевых компонентов образовательной политики демократического государства. Реформирование системы образования Российской Федерации предполагает приведение организационно- экономического механизма этой системы в соответствие с новыми запросами общества и его ресурсными возможностями.
Одна из важнейших функций организационно-экономического механизма состоит в том, чтобы обеспечить связь сферы образования с экономической средой, которая приобрела рыночный характер. Это не означает, однако, что данный механизм, как таковой, должен стать преимущественно рыночным. Ведущую роль в нем призвано играть бюджетное финансирование образования, которое, при безусловном сохранении и повышении сложившегося уровня, должно стать значительно более целенаправленным и эффективным. В то же время наличие рыночной среды и формирование платежеспособного спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и семей создают предпосылки для привлечения в сферу образования дополнительных средств, расширяют возможности рационального использования ресурсов образовательных учреждений. [15]
Реформирование организационно-экономического механизма системы образования строится на основе:
- как минимум, не уменьшения бюджетных ассигнований на образование, обеспечения доступности бесплатного образования для всех слоев населения и сохранения реально существующих социальных гарантий для учащихся и работников системы образования;
- создания благоприятных условий для привлечения в сферу образования дополнительных внебюджетных ресурсов, в том числе с помощью налоговых льгот, а также льготных кредитов и страхования;
- реструктурирования потоков финансовых средств, усиления целенаправленности бюджетного финансирования и создания стимулов для повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, а также материально-технической базы учебных заведений;
- стимулирования увеличения расходов на образование в бюджетах субъектов Российской Федерации на основе целевых федеральных трансфертов.
В результате будет достигнуто:
- реализация свободы выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования (в том числе семейное, экстернатное, вечернее, заочное и т. п.). Этот выбор будет гарантироваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося, воспитанника и развитием федеральной системы контроля качества образования, включая национальное тестирование;
- изменение принципов определения государственного заказа и формирования государственных образовательных стандартов; сочетание государственного заказа на профессиональное образование с расширяющейся практикой прямых договоров с предприятиями и семьями; выделение регионального компонента государственного заказа в профессиональном образовании; постепенное замещение федерального финансирования регионального заказа финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации; привлечение потребителей образования к формированию заказа и стандартов;
- стимулирование платежеспособного спроса на образование, что позволит определить текущие (проявившиеся) потребности в профессиональном и стыкующимся с ним вариативном (специализированном) общем образовании;
- дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью.
Организационно-экономический механизм требует развития автономии образовательных учреждений, которая будет осуществляться на основе:
- внутреннего академического контроля (повышение роли педагогических и ученых советов, прозрачность финансовой и административно-хозяйственной деятельности для коллективов образовательных учреждений);
- внешнего контроля (укрепление системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, участие потребителей в формировании критериев оценки деятельности образовательных учреждений и в реализации контрольных процедур, формирование попечительских советов и советов учредителей);
- ослабления регламентации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений при условии выполнения ими установленных требований государственных образовательных стандартов.
Неотъемлемым условием функционирования предлагаемого механизма являются нормативное подушевое финансирование и новая организация финансовых потоков.
Необходимо обеспечить переход от постатейного финансирования к модели, в основе которой лежит нормативное подушевое финансирование с перечислением всех средств непосредственно учебным заведениям как бюджетополучателям и отнесение этих ассигнований к разряду защищенных статей бюджета.
В Концепции реформирования системы образования предлагается ежегодно утверждать нормативы бюджетного финансирования на одного обучающегося (в том числе при вечерней или заочной форме обучения) и нормативы дополнительного финансирования специальных образовательных программ (на уровне соответствующего бюджета).
Учитывая реальные бюджетные ограничения, первоначально нормативы бюджетного финансирования обеспечат, прежде всего, безусловное покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты (стипендии, питание).
Для стабилизации экономического положения системы общеобразовательных учреждений и усиления гарантий реализации конституционных прав граждан на получение среднего (полного) общего образования необходим переход к нормативному подушевому финансированию общеобразовательных учреждений. С его помощью будет реально поддерживаться взаимосвязь между численностью учеников и размером бюджетных ассигнований.
Принцип подушевого финансирования непосредственно неприменим к малокомплектной сельской школе, к сельской школе с малой численностью учащихся, к малокомплектной школе в городах в тех случаях, когда такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся. В указанных случаях, а также для детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования должен быть предусмотрен особый порядок их нормативного финансирования. Федеральные нормативы подушевого финансирования предстоит ежегодно устанавливать в федеральном законе о бюджете.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется при наличии соответствующих возможностей устанавливать нормативы финансирования на уровне, превышающем федеральный, имея в виду покрытие дополнительных расходов за счет собственных бюджетных средств.
Регистрация образовательных учреждений в качестве юридических лиц и передача им от органов управления прав бюджетополучателей позволит:
- превратить образовательные учреждения в самостоятельных субъектов финансово-хозяйственной деятельности (в рамках, устанавливаемых законом и органами управления образованием в пределах их компетенции), что создаст, с одной стороны, предпосылки для преодоления иждивенческих мотивов в деятельности администрации и трудовых коллективов школ, а с другой v стимулы к эффективному использованию средств, в том числе экономии и снижению неоправданных потерь на коммунальных и хозяйственных расходах и т.п.;
- более четко разграничить права и обязанности органов управления образованием и образовательных учреждений, их ответственность за осуществление и развитие образовательного процесса;
- существенно расширить возможности образовательных учреждений в привлечении внебюджетных средств, стимулировать благотворительные пожертвования в пользу образовательных учреждений, участие общественности, предприятий и родителей в поддержке образовательных учреждений;
- упорядочить и сделать «прозрачной» практику использования внебюджетных, в том числе родительских, средств на дополнительные образовательные услуги и на развитие материальной базы (сверх государственных нормативов).
Учебные заведения профессионального образования будут выполнять следующие виды заказов (контрактов) на подготовку: государственный федеральный заказ, государственный региональный заказ, муниципальный заказ, заказы предприятий и организаций, заказы граждан.
Финансирование госзаказа образовательным учреждениям должно осуществляться на основе нормативов в расчете на одного студента (учащегося), которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться без разбивки выделяемых средств на отдельные предметные статьи.
Реформирование содержания общего и профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы. В конечном счете, посредством реформирования содержания образования реализуются его новые ценности и смыслы, последовательно преодолевается унифицированный характер образовательной системы, обеспечивается гуманистическая направленность образования, усиливается учебная мотивация личности, создаются предпосылки для развертывания творческих возможностей педагогических работников.
В содержании образовательного процесса нашли более последовательное отображение специфические условия и потребности субъектов Российской Федерации, национально-культурная самобытность российских народов.
Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. По данным специалистов, хронические заболевания имеют 30-35 процентов учащихся первых классов. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число нарушений зрения и осанки, заболеваний нервной системы и органов пищеварения.
Такая динамика состояния здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся. На новом этапе образовательной реформы необходимо не просто переломить тенденцию к ухудшению показателей здоровья учащихся, но и существенно продвинуться в решении проблем:
- превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления всех уровней;
- коренного улучшения организации образовательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития;
- создания экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений учреждений системы образования, использования для оздоровления учащихся возможностей других ведомств и негосударственных организаций, привлечения внебюджетных средств, развития системы дополнительного медицинского страхования обучающихся;
- разработки научно-методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования.
В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.
Реформирование содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:
- в дошкольном образовании: развитие многообразных организационных форм и институциональных структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные учреждения по состоянию здоровья;
- в общем образовании: расширение многообразия общеобразовательных учреждений, в том числе создание новых видов образования и типов учебных заведений; развитие интеграции образовательных учреждений различных профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов; перестройку сети учреждений дополнительного образования детей; разработку и внедрение в системе дополнительного образования детей разнообразных моделей образовательных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских и др.);
- в профессиональном образовании: реальную ориентацию на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда; оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для этого необходимо:
- осуществить дифференциацию образовательных учреждений начального профессионального образования по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей); государственные v уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда); муниципальные образовательные учреждения (обеспечение потребностей в рабочих кадрах для муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);
- передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;
- реструктурировать по мере готовности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по профилям подготовки, произвести укрупнение и объединение учебных заведений; сформировать региональные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования;
- обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования и их кадрового потенциалов;
- усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;
- разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального образования, в том числе предусматривающих соучредительство, с соблюдением условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.
Реализация очередного этапа реформы системы образования требует разработки всего комплекса теоретических и практических проблем образования. Необходимо также обеспечить развитие научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности образовательных учреждений, превратить вузовский сектор российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-технического комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.
Дальнейшее осуществление реформы диктует необходимость значительного улучшения социального самочувствия педагогов, всех участников образовательного процесса. Назрела потребность корректировки существующих и выработки новых государственных социальных гарантий для работников учреждений образования и учащейся молодежи, пересмотра механизмов их реализации с учетом рыночных отношений и задач рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Необходимо восстановить роль оплаты труда работников образования как основного источника доходов, обеспечивающих им достойную жизнь, и создать социально-экономические условия, гарантирующие доступность всех уровней образования представителям малообеспеченных слоев населения.
В целях обеспечения общедоступности всех ступеней образования в условиях резкого усиления дифференциации доходов семей и ограниченности финансовых возможностей государства стипендиальное обеспечение должно приобрести адресный характер. Экономически неоправданно и социально неприемлемо дотировать с помощью стипендий высокообеспеченные семьи, дети из которых фактически имеют за счет ряда факторов, в том числе найма репетиторов, наибольший доступ к высшему образованию. В то же время государство призвано гарантировать студентам из малообеспеченных семей реальную возможность получения образования, что предполагает доведение размеров стипендии до уровня 50=процентов от прожиточного минимума для студентов, проживающих в семьях, и 2/3=v для малообеспеченных иногородних студентов.
Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы и практики управления образованием.
За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах.
Для совершенствования процесса принятия решений в образовательной сфере необходимо установить номенклатуру нормативных актов органов управления образованием всех уровней, которые не могут быть приняты без предварительной экспертизы профессиональных ассоциаций, объединений родителей и работодателей.
Рассмотрим основные реформирования системы образования на современном этапе.
Общие условия развития страны в течение последних лет оказали позитивное влияние на ресурсную обеспеченность отраслей социальной сферы и науки гражданского назначения. За последние годы государство постоянно увеличивало финансирование этой сферы. Не стал исключением и 2005 год.
Обязательства бюджета по финансированию каждой социально значимой отрасли и науки, в том числе по оплате труда работников бюджетных учреждений, выполнены в полном объеме.
Особенностью федерального бюджета 2005 года по расходам на образование явилась его социальная направленность в части, касающейся студентов высших учебных заведений.
С 1 сентября 2004 года размер средств, направляемых на обеспечение социальной поддержки нуждающихся студентов, обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения, был увеличен с 5 до 25 процентов от стипендиального фонда.
При этом основная нагрузка на федеральный бюджет по реализации данного решения пришлась на 2005 год.
Если в 2004 году на эти цели было направлено около 800 млн. рублей, то в 2005 году затраты федерального бюджета на эти цели составили около 2,4 млрд. рублей.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации в 2005 году дважды была повышена стипендия студентов вузов.
Расходы федерального бюджета 2006 года на образование составляют 136341,9 млн. рублей, что на 16,1 % превышает ожидаемое исполнение соответствующих расходов предыдущего года.
Дополнительные средства предусматривается направить на обеспечение реализации принятого в 2005 году решения о повышении размера стипендии студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с затратами федерального бюджета на эти цели около 3,2 млрд. рублей.
На обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию дополнительно предусмотрено 617,4 млн. рублей.
Кроме того, 1,8 млрд. рублей предусмотрено на повышение в 1,5 раза размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования, и в 2 раза стипендий Президента Российской Федерации и специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Значительно увеличены в федеральном бюджете на 2006 год средства на реализацию принятой на 2006-2010 годы Федеральной целевой программы развития образования, являющейся организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. В 2006 году на реализацию ее мероприятий предусмотрено 8038,7 млн. рублей против 4066,9 млн. рублей в 2005 году.
Наряду с вышеизложенным, основной особенностью расходов федерального бюджета 2006 года на образование является выделение значительных бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Образование».
На эти цели в 2006 году запланировано выделение 21,98 млрд. рублей, которые предполагается направить не только в образование федерального уровня, но также и на поддержку образования в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне.[16]
Так, в рамках раздела «Межбюджетные трансферты» предполагается выделение субъектам Российской Федерации: субсидий в размере 7,7 млрд. рублей на обеспечение выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных школ; субсидий в размере 3 млрд. рублей на внедрение в школах инновационных образовательных программ; субвенций в размере 1 млрд. рублей на поощрение лучших учителей.
Кроме того, предполагается 1,5 млрд. рублей направить на обеспечение подключения общеобразовательных школ к сети Интернет.
На внедрение инновационных программ в федеральных образовательных учреждениях предусмотрено направить 5 млрд. рублей и еще 3 млрд. рублей предполагается направить на создание двух национальных университетов в Сибирском и Южном федеральном округах, а также двух бизнес-школ с Санкт-Петербурге и Московском регионе.
200 млн. рублей предполагается израсходовать на поощрение талантливой молодежи и 300 млн. рублей на начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
При этом следует отметить, что реализация данного приоритетного национального проекта не ограничивается только 2006 годом.[17]
Финансирование направлений проекта «Образование» предполагается на среднесрочную перспективу (до 2008 года).
Своевременное и целевое использование указанных ассигнований и будет являться основной задачей 2006 и последующих лет.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным
голосованием
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ //Российская газета, N 25, 08.02.2006.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, в редакции, действующей с 01 января 2005 года
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят Государственной думой РФ 21.10.1994 г.), (ред. от 10.01.2003 г.).
Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 10.01.2003 г.).
5. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 05.04.2003 г.).
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
7. Федеральный Закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (от 16.05.95 № 74-ФЗ)
8. Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 г. N 6 «О проведении в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств».
9. Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 03.10.2002 г.).
10. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 N 179, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49)
12. Доклад Министерства Финансов РФ «Концепция реформирования государственных и муниципальных финансов на 2007-2009 гг» // www. budgetrf.ru
13. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 280 с.
14. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.-2002.- N 1 - с.6
15. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.
16. Клячко Т., Рождественская И. «Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования» М., ИЭПП, научные труды № 30Р, 2004.
17. Титова Л.Н., Синельникова О.П. Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы // Университетское управление. 2005. № 4(37). С. 78-80.
18. Токарев И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях». - М., «ИД ФБК Пресс», 2002 – 340 С.
19. Фалюшина Л. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 80 с.
20. Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования. - М: Академия, 2005. – 140 с.
21. Цветкова Т.В. Управление дошкольным образовательным учреждением: Научно-практический журнал. - 2005. - № 7 (25).
22. Официальный сайт Госкомстата РФ// www. gks.ru
[1] Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
[2] Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 10.01.2003 г.).
[3] Цветкова Т.В. Управление дошкольным образовательным учреждением: Научно-практический журнал. - 2005. - № 7 (25).
[4] По данным Госкомстата (www. gks.ru)
[5] По данным Госкомстата (www. gks.ru)
[6] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят Государственной думой РФ 21.10.1994 г.), (ред. от 10.01.2003 г.).
[7] Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 10.01.2003 г.).
[8] Федеральный Закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (от 16.05.95 № 74-ФЗ)
[9] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят Государственной думой РФ 21.10.1994 г.), (ред. от 10.01.2003 г.).
[10] Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 03.10.2002 г.).
[11] Клячко Т., Рождественская И. «Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования» М., ИЭПП, научные труды № 30Р, 2004.
[12] Титова Л.Н., Синельникова О.П. Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы // Университетское управление. 2005. № 4(37). С. 78-80.
[13] Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 05.04.2003 г.).
[14] Концепция реформирования системы образования РФ
[15] Клячко Т., Рождественская И. «Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования» М., ИЭПП, научные труды № 30Р, 2004.
[16] Доклад Министерства Финансов РФ «Концепция реформирования государственных и муниципальных финансов на 2007-2009 гг» // www. budgetrf.ru
[17] Доклад Министерства Финансов РФ «Концепция реформирования государственных и муниципальных финансов на 2007-2009 гг» // www. budgetrf.ru