Содержание

Введение. 3

1.  Понятие и методы государственного регулирования экономики. 4

1.1. Сущность государственного регулирования экономики. 4

1.2. Методы государственного регулирования экономики. 4

2. Экономическая безопасность хозяйственных систем. 15

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Приложение

Введение

Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике региона и наносит урон экономической безопасности. Показатели (индикаторы), по которым определены пороговые значения, являются системой показателей экономической безопасности.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, когда весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Все зависимости между показателями безопасности и их пороговыми значениями, как правило, рассматриваются в динамике и тщательно исследуются.

Развитие экономики региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны - способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса региональных и федеральных интересов[1].

Цель работы – изучить государственное регулирование экономики и экономическую безопасность хозяйственных систем.

Задачи работы – рассмотреть понятие и методы государственного регулирования экономики; охарактеризовать особенности экономической безопасности хозяйственных систем.

1.  Понятие и методы государственного регулирования экономики

1.1. Сущность государственного регулирования экономики

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства в ее функционирование.

Классики политической экономии, прежде всего А. Смит, полагали, что рыночная экономика вполне способна к саморегулированию и самоорганизации, а поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться двумя сферами — защитой права частной собственности и свободы экономического выбора. Для этого государство должно использовать такой механизм, как принятие нормативно-правовых актов[2].

В рыночной экономике основным регулятором выступает все же рынок, а государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы, в силу различных причин, неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Государство воздействует на экономику с помощью экономической политики, которая определяется как разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей[3].

1.2. Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики — система социально-экономических и политических мер, осуществляемых органами государственной власти для реализации главной цели экономической политики. Система методов государственного регулирования разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются. Одна из популярных классификаций — выделение административных и экономических методов[4].

Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция — обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой действия государства, влияющие на определенные аспекты функционирования рынка. К ним относят финансово-бюджетную, денежно-кредитную политику, прогнозирование, планирование и т.д.

Некоторые авторы дополнительно выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д[5].

Наиболее часто используемая классификация — деление методов на прямые и косвенные. Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов, не создавая никому преимуществ в конкурентной борьбе. Косвенные методы связаны с опосредованным воздействием государства. К ним, в частности, относят:

— кредитную политику (регулирование учетной ставки банковского процента, установление и изменение минимальных резервов кредитных организаций);

— таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).

Прямые методы призваны воздействовать на отрасли производства или хозяйствующих субъектов. Они связаны с прямым вмешательством государства в экономическую жизнь. Сюда относятся государственные инвестиции, льготы, дотации.

К прямым методам также относят фискальную и амортизационную политику (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация). При этом косвенные методы преобладают над прямыми и воспринимаются хозяйствующими субъектами как неизбежные.

Кроме прямых и косвенных методов, некоторые авторы выделяют методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование) и государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долями акций, принадлежащих государству)[6]. Для эффективной реализации экономической политики нужно обеспечить комплексность и взаимосвязь всех методов государственного воздействия на экономику.

О каких бы методах государственного регулирования экономики мы ни говорили, всегда следует иметь в виду, что форма реализации государственного вмешательства не изменилась со времен А. Смита. По-прежнему наиболее эффективным способом реализации государственной экономической политики является закрепление используемых методов государственного регулирования в нормативно-правовых актах.

С юридической точки зрения принципиально важно, что любое регулирующее воздействие государства проводится с помощью правовых инструментов. Именно посредством издания нормативно-правовых актов реализуются меры воздействия государства на рынок. Более того, именно с помощью нормативно-правовых актов можно определить ту самую меру государственного воздействия, за пределы которой государство выйти не вправе. Даже сторонники минимального воздействия государства на экономику признают, что именно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, и контроль над их исполнением.

Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка. Отметим, что основы государственного регулирования экономики России закреплены в Конституции.

Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты: производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, — влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Основы бюджетной политики закладываются Бюджетным кодексом. Именно в нем раскрываются принципы построения бюджетной системы, основные положения, касающиеся формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней, бюджетного дефицита и управления государственным долгом. Кроме того, бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента страны[7]. Например, в Бюджетном послании на 2006 г. установлена важнейшая задача бюджетной политики — обеспечение макроэкономической устойчивости, последовательное снижение инфляции в 2006-2008 гг.

Остановимся кратко на такой составной части фискальной политики, как налоговая политика.

Главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления функций государства. У налогов множество функций, но для раскрытия темы настоящей статьи необходимо упомянуть об одной из них — регулирующей. Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует изменению налоговой нагрузки на экономических субъектов, влияет на экономический рост и способствует разрешению важнейших социально-экономических проблем.

Основными (но не единственными) методами налоговой политики являются налоговые ставки и налоговые льготы. Изменяя налоговую ставку, государство влияет на уровень налогового изъятия в экономике и, следовательно, на уровень доходов бюджета. Через установление неодинаковых ставок происходит перелив капиталов из одной сферы производства в другую, так как инвесторы выбирают более выгодные условия для вложения средств[8].

Налоговые льготы снижают уровень налоговых изъятий для некоторых категорий плательщиков. Предоставляя налогоплательщикам налоговые льготы, государство активизирует экономическую деятельность в тех или иных сферах, поддерживает низкодоходные, но социально важные сферы экономической деятельности, способствует развитию малого предпринимательства.

Налоговая политика государства отражается в Налоговом кодексе. Одновременно основные направления налоговой политики как составная часть бюджетной политики отражаются Президентом в его Бюджетном послании.

Итак, рассмотрены далеко не все методы государственного регулирования. Они довольно разнообразны и имеют свойство изменяться со временем, приспосабливаясь к экономическим отношениям. Для того чтобы просто перечислить все методы, потребуется более обширное исследование.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы; изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Степень активности государственного вмешательства может изменяться в зависимости от экономической ситуации. Оно активизируется при необходимости стимулировать экономический рост, поощрить прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре и снижается при необходимости простого поддержания экономического равновесия. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выйти из кризиса можно лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер обеспечения экономического роста. Эффективность государственного регулирования далеко не безгранична, и избыточное присутствие государства в экономике может принести вред.

Согласно статье 192 Бюджетного кодекса, одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год Правительство вносит в Государственную Думу, в частности:

— предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;

— прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

— основные направления бюджетной и налоговой политики в очередном финансовом году;

— план развития государственного и муниципального секторов экономики;

— прогноз Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год;

— прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год;

— проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

— проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

— проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

— проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год.

Именно в этих актах подводятся итоги мероприятий по государственному регулированию экономики за прошедший год и определяются подобные меры на следующий год. Законодательство не предусматривает необходимости утверждения перечисленных актов Федеральным Собранием. Показатели, приведенные в этих актах, ложатся в основу федерального бюджета и, таким образом, опосредованно проходят одобрение законодательного органа власти. Но выработка экономической политики в большей мере остается приоритетом деятельности исполнительной власти.

Реализация государственной экономической политики возложена на Правительство России. Правда, Конституция в статье 114 относит к полномочиям Правительства только обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, но не упоминает иные аспекты экономической политики. Конкретизирует эти полномочия Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[9]. Согласно статьям 14 и 15 этого Закона, Правительство Российской Федерации:

— осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента регулирование экономических процессов;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и выполняет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет общее руководство таможенным делом;

— принимает меры к защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает и реализует налоговую политику;

— обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

— осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

— разрабатывает и проводит единую политику цен.

Наибольшую роль в выработке и осуществлении экономической политики Правительства играет Министерство экономического развития и торговли. Согласно Положению о данном органе, именно Министерство является федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и занимающимся нормативно-правовым регулированием в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов РФ муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ[10].

При этом законодательство не содержит каких-либо прямых механизмов контроля над экономической политикой исполнительной власти со стороны власти законодательной, за исключением упоминавшейся возможности оценки экономических планов Правительства при рассмотрении проекта федерального бюджета. С одной стороны, это логично, поскольку выработка и реализация экономической политики — задача непростая и требует специальной подготовки. С другой стороны, такой контроль возможен при принятии федеральных законов в рассматриваемой сфере, что не всегда эффективно, поскольку значительная часть мер экономической политики, в том числе все оперативные меры, реализуются посредством подзаконных актов Правительства.

Контролирует эффективность проводимой Правительством экономической политики в ограниченной мере Счетная палата. К ее задачам законодательство отнесло определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности[11]. Эта задача — прообраз так называемого аудита эффективности, активно применяемого за рубежом. Такой вид контроля становится сейчас преобладающим видом контроля над исполнением бюджета в большинстве государств с развитой экономикой[12]. Отчеты контроля эффективности обычно содержат не только перечень выявленных недостатков в управлении государственными средствами, но и конструктивные предложения об их устранении[13]. Однако Счетная палата не наделена полномочиями изменять ситуацию, когда она выявляет неэффективное использование денежных средств федерального бюджета, а поэтому подобная деятельность Счетной палаты недостаточно эффективна. Кроме того, иные аспекты экономической политики, помимо связанных с расходованием бюджетных средств, остаются вне поля зрения Счетной палаты и Парламента России.

Итак, контроль Федерального Собрания, как органа законодательной власти, над экономической политикой Правительства необходим. В силу этого, одним из возможных способов может быть внесение изменений в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми Федеральное Собрание не только знакомилось бы с документами по экономической политике, вносимыми вместе с проектом федерального бюджета, но и утверждало бы их вместе с бюджетом на очередной год[14].

2. Экономическая безопасность хозяйственных систем

Объектами экономической безопасности региона являются социально-территориальная общность и все предприятия, учреждения и т.д., на ней расположенные, т.е. хозяйственная система региона - региональная экономика.

Субъект экономической безопасности - социально-территориальная общность. Социально-территориальная общность - это общность людей в основе единства которой лежит принадлежность к одной территории.

По сферам реализации общественной жизни и человеческой деятельности локальная безопасность Субъекта РФ разделяется на отдельные ее виды.

Итак, структура субъекта экономической безопасности представляется такой:

-         локальная безопасность социальных слоев,

-         локальная безопасность групп населения,

-         локальная безопасность каждого человека (индивидуума) в отдельности.

К основным принципам экономической безопасности на региональном уровне относятся:

-         поддержание устойчивых темпов экономического роста в хозяйственной системе региона, бюджетной обеспеченности и достаточности;

-         поддержание стабильности трудовых ресурсов и уровня занятости в соответствии с воспроизводственными потребностями региона;

-         способность осуществлять (или начать осуществление) крупные экономические проекты (не ожидая помощи от Федерации) по неотложным социально-взрывным ситуациям на территории, связанным с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;

-         сохранение достойного уровня жизни населения

-         возможность проводить собственную экономическую политику в рамках системы экономического федерализма и адекватно реагировать на форс-мажорные ситуации федерального уровня.

Региональная кризисная экономическая ситуация с одной стороны может угрожать экономической безопасности РФ, а с другой - катаклизмы национальной экономики, в свою очередь, не могут не сказаться отрицательно на уровне экономической безопасности регионов[15].

Приоритетными задачами региональной экономической политики по повышению экономической безопасности региона являются:

-               реструктуризация экономики с преимущественным развитием, с одной стороны, отраслей, наиболее прибыльных и перспективных на данный период, с другой стороны, отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;

-               реанимация или активизация собственных источников развития, включая агропромышленный комплекс и предприятия, использующие преимущественно местные сырьевые и другие виды ресурсов;

-               формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюнктурные изменения;

-               развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством территории;

-               локализация и преодоление депрессивного состояния отдельных регионов, а в случае необходимости придания статуса <районов (экономического бедствия).

Учитывая тесную взаимосвязь между экономической безопасностью региона и страны, центральные органы управления должны решать следующие задачи по повышению экономической безопасности региона. Под этим подразумеваются:

-               разработка и осуществление республиканских программ поддержки регионального развития;

-               размещение республиканских госзаказов;

-               выработка системы экономических стимулов, льгот, субсидий и т.п., призванных обеспечить социально-экономические условия отдельных регионов не ниже минимальных по принятым нормам и стандартам, стимулирование сохранения и наращивания соответствующих производств, выдерживание экологических требований;

-               финансирование с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, через специальные фонды развития и местные бюджеты программ, способных предотвратить возникновение опасности для экономики региона;

-               создание благоприятного климата для развития экономической инфраструктуры в регионе;

-               подготовка кадров на региональном уровне к системным преобразованиям и регулированию экономики;

-               недопущение или ограничение суммы задолженности по заработной плате;

-               создание системы государственного регулирования в сфере производства социально значимых товаров и услуг;

-               разработка государственных программ поддержки производства убыточной, но социально необходимой продукции, развития перспективных и высокодоходных производств.

В свою очередь, органы управления в регионах должны соблюдать все нормы и правила, регламентирующие порядок взаимоотношений с собственными юридическими и физическими лицами. Только тесное взаимодействие с другими регионами, центральными органами управления, взвешенное международное сотрудничество, а главное - максимально полное использование внутренних возможностей, могут способствовать достижению высокого уровня экономической безопасности региона (см. Приложение).

Важными понятиями в экономической безопасности региона являются критерии и показатели.

Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Экономическая безопасность регионов оценивается с помощью системы критериев и показателей, которые позволяют определить:

-   природно-ресурсный потенциал региона;

-   уровень эффективности использования в регионе производственных фондов, капитала и труда (сопоставив его с достигнутой величиной в других регионах, развитых странах мира, можно установить пороговое значение, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму);

-   конкурентоспособность экономики;

-   а так же состояние социальной стабильности в регионе и условия предотвращения и разрешения возможных социальных конфликтов.

Конкурентоспособность региона определяется в первую очередь конкурентоспособностью фирм и предприятий, расположенных на его территории, а их успех в конкурентной борьбе зависит от созданных социально-экономических условий, характеризующих состояние конкурентной среды. Формирование условий для развития конкурентных отношений внутри региона и страны в целом - один из основных региональных и национальных приоритетов любой страны, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Таким образом, можно сформулировать определение конкурентоспособности региона как способности местных властей функцией управления и регулирования создавать условия рационального использования экономического потенциала территории для более полного удовлетворения возрастающих потребностей общества.

Следует отметить, что Регион не может быть конкурентоспособен во всех секторах и сферах экономической деятельности. Важно региональным органам власти привлечь или создать достаточно прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, где есть у региона конкурентные преимущества или потенциал для их создания, развития[16].

Заключение

Такое понятие как Экономическая безопасность каждого и всех регионов страны в совокупности гарантирует экономическую безопасность государства в целом. Экономическая безопасность региона является составляющей экономической безопасности страны, т.к. регион, являясь целостным социально-экономическим образованием, в тоже время есть часть единой социально-экономической системы государства, поэтому столь необходимо соблюдение баланса региональных и общенациональных интересов.

Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских социально-экономических тенденций, все же имеет свои специфические проблемы обеспечения безопасности, которые определяются особенностями самого региона, например, его геополитическим положением, климатическими условиями, обеспеченностью природными ресурсами, структурой отраслей экономики, национальным составом населения. Регионы в праве самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, региональной инфраструктуры, поддержания правопорядка. Но при этом необходимо сохранить единое социально-экономическое пространство страны, обеспечивающее свободное движение товаров, трудовых ресурсов, капитала.

Экономическая безопасность не может рассматриваться изолированно, она входит составным элементом, наряду с государственной, политической, общественной, национальной, в социальную безопасность. Последняя в свою очередь неразрывно связана в рамках безопасности страны с безопасностью культуры (инвестиционной и интеллектуальной безопасностью) и экологической безопасностью.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167; 2002. – № 28. – Ст. 2790; 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 33. – Ст. 3370. № 49. – Ст. 4844.

2.     Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; 1998. – № 1. – Ст. 1; 2004. – № 25. – Ст. 2478; № 45. – Ст. 4376; – 2005. № 23. – Ст. 2197.

3.     Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства России от 27 августа 2004 г. № 443 // СЗ РФ. – 2004. – № 36. – Ст. 3670; 2005. – № 22. – Ст. 2121; 2006. – № 9. – Ст. 1017.

4.     Аверьянова А.М. Экономико-социологические аспекты анализа экономической безопасности региона. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5.     Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку // Ведомости, 2006, № 41.

6.     Бюджетное послание Президента России Федеральному Собранию от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» // Парламентская газета. – 2005. – № 93.

7.     Лазарева Н.В. Методы государственного регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.

8.     Медушевская И. Е. К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект. // Экономика, 2001. № 6.

9.     Меньшиков С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку // Аргументы и время, 2006, № 114.

10.                       Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Л.П. Павлова, Н.Е. Заяц, Е.Ф. Киреева и др. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 19-21.

11.                       О Среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 2005-2006 годы // Аргументы и время, № 65.

12.                       Рахматуллин Э. Понятие и методы государственного регулирования экономики // Право и жизнь, № 3, 2006.

13.                       Синюков В.Н. Российская правовая система. – Саратов, 2006.

14.                       Финансовое право / Под редакцией О.Н. Горбуновой. – М., 1996.

15.                       Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.

16.                       Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

17.                       Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2003.

Приложение

Показатели экономической безопасности[17]

 

Пороговые значения

Фактическое соотношение

Соотношение фактического и порогового значения*)

1

2

3

4

1. Объем валового внутреннего продукта:

 

 

 

в целом

75% от среднего по “семерке”

29%

0,39

на душу населения

50% от среднего по “семерке” и 100% от среднемирового

19% и 25%

0,38 0,25

2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

70%

50%

0,71

3. Доля в промышленном производстве машиностроения

20%

15%

0,75

4. Объемы инвестиций в процентах к ВВП

25%

13%

0,60

5. Затраты на оборону в процентах к ВВП

5%

3,5%

0,70

6. Расходы на научные исследования в % к ВВП

2%

0,5

0,25

7. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции

6%

2,6% (1994 г. машиностроение)

0,43

8. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

7%

22% (сентябрь 1996 г.)

0,32

9. Продолжительность жизни населения

70 лет

64 года

0,91

10. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп

8 раз

13 раз

0,62

11. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

5 тыс.

6 тыс.

0,83

12. Расходы на образование в процентах к ВВП

10%

0,7%

0,07

13. Уровень безработицы по методологии МОТ

7%

9,3%

0,75

14. Уровень инфляции за год

20%

21,8% (за 11 месяцев 1996 г.)

0,92

15. Объем внутреннего долга в процентах к ВВП за сопоставимый период времени

30%

33%

0,9

16. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета

25%

100%

0,25

17. Объем внешнего долга в процентах к ВВП

25%

31%

0,8

18. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета

30%

45% (проект бюджета на 1997 г.)

0,66

19. Дефицит бюджета в процентах к ВВП

5% (за январь-сентябрь 1996 г.)

4,1%(за 11 месяцев 1996 г.)

1,22

20. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте

10%

50%

0,2

21. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей

25%

100%

0,25

22. Денежная масса (М2) в процентах к ВВП

50%

12%

0,24

23. Доля импорта во внутреннем потреблении. Всего

30%

53%

0,56

в том числе продовольствие

25%

30%

0,83

24. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

1,5

5 раз

0,3


[1] Медушевская И. Е. К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект. // Экономика, 2001. № 6. С. 12.

[2] Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку // Ведомости, 2006, № 41. С. 2

[3] Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2003. – С. 463.

[4] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 452.

[5] Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 375.

[6] Лазарева Н.В. Методы государственного регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – С. 47–52.

[7] Бюджетное послание Президента России Федеральному Собранию от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» // Парламентская газета. – 2005. – № 93.

[8] Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Л.П. Павлова, Н.Е. Заяц, Е.Ф. Киреева и др. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 19-21.

[9] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; 1998. – № 1. – Ст. 1; 2004. – № 25. – Ст. 2478; № 45. – Ст. 4376; – 2005. № 23. – Ст. 2197.

[10] Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства России от 27 августа 2004 г. № 443 // СЗ РФ. – 2004. – № 36. – Ст. 3670; 2005. – № 22. – Ст. 2121; 2006. – № 9. – Ст. 1017.

[11] Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 167; 2002. – № 28. – Ст. 2790; 2003. – № 27 (ч. 1). – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; № 33. – Ст. 3370. № 49. – Ст. 4844.

[12] Финансовое право / Под редакцией О.Н. Горбуновой. – М., 1996. – С. 195.

[13] Синюков В.Н. Российская правовая система. – Саратов, 2006. – С. 110.

[14] Рахматуллин Э. Понятие и методы государственного регулирования экономики // Право и жизнь, № 3, 2006. С. 10.

[15] Меньшиков С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку // Аргументы и время, 2006, № 114. С. 4.

[16] Аверьянова А.М. Экономико-социологические аспекты анализа экономической безопасности региона. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 115.

[17] О Среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 2005-2006 годы // Аргументы и время, № 65. С. 3.