Содержание
Введение.. 3
1. Теоретический аспект развития «подвижных» качеств на уроках физкультуры... 5
1.1. Характеристика быстроты и форм ее проявления. 5
1.2. Упражнения для развития скоростных качеств. 10
2. Методика развития скоростных качеств в футболе.. 13
2.1 Этапы подготовки футболистов на уроках физкультуры.. 13
2.2 Планирование на этапе углубленной подготовки на уроках физкультуры 17
2.3 Микроцикл и принципы его построения на этапах 13 - 14 лет и 15 - 16 лет 19
2.4. Понятие тренирующего эффекта средств силовой подготовки у футболистов на уроках физкультуры.. 21
Заключение.. 30
Список литературы... 32
Введение
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра -- одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгайте через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей.
Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.
В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то, следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое.
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Цель работы – рассмотреть особенности подвижных игр на уроках физкультцры.
Задачи работы – раскрыть теоретический аспект развития подвижных качеств; изучить методику развития скоростных качеств в футболе.
1. Теоретический аспект развития «подвижных» качеств на уроках физкультуры
1.1. Характеристика быстроты и форм ее проявления
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
4. Частоту движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.
При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС.
Для
развития быстроты простой реакции используют повторное, максимально быстрое
выполнение тренируемых движений или упражнений по сигналу. В самостоятельных
занятиях сигналом может быть звук брошенного предмета, магнитофонная запись и
др. Большую пользу принесут упражнения в облегченных условиях. К упражнениям
такого рода можно отнести, например, бег со старта на 10-
Однако в рукопашном бою во многих случаях приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо: 1) адекватно оценить ситуацию; 2) принять двигательное решение; 3) оптимально его выполнить. При этом необходимо помнить, что чем больше имеющихся альтернатив для принятия решения, тем более затруднено само его принятие и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при сокращении ее моторного компонента.
Чем менее трудным и более автоматизированным является движение, тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система и тем короче реакция и быстрее движение. Отрабатывая технику рукопашного боя в различных "стандартных" комбинациях ударных и защитных действий, Вы как раз и решаете проблемы ускорения принятия решений.
Гипоксия, сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к ухудшению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.
Сложные реакции на движущийся объект (РДО) идентифицируются в основном с быстротой реагирования на удары и передвижения соперника. Время реакции может составлять от 0,25 до 1,0 секунды. На сенсорную ее фазу уходит примерно 0,05 секунды. Основное значение для быстроты реагирования на действия противника имеет способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект. На это и должна быть направлена тренировка. Тренировочные требования должны при этом постепенно усложняться путем: 1) увеличения скорости перемещения; 2) внезапности появления объекта; 3) сокращения дистанции реагирования.
Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки в рукопашной схватке, ведь противник может атаковать любой рукой или ногой в самой неожиданной последовательности. При тренировке такой реакции необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных альтернатив, что и используется при отработке связок ударов и защит различной сложности[1].
Во всех видах единоборств у мастеров большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции выбора играет фактор предвосхищения ситуации, когда опытный боец реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему противника. Это связано с тем, что в каждом движении есть две фазы:
1) познотоническая, выражающаяся в трудноуловимом изменении позы человека и перераспределении напряжения мышц;
2) собственно движение. Мастера умеют реагировать уже на первую фазу. Этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты. К сожалению, самостоятельно, без партнера, отрабатывать в упражнениях сложную реакцию с выбором из нескольких альтернатив, да еще с предвосхищением действий соперника, практически невозможно.
Несмотря на важность быстроты реагирования на действия противника, в рукопашном бою все же наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - ударов, защит, изменений положения тела, перемещений и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявлять человек зависит не только от быстроты его двигательной реакции, но и от других способностей: динамической, силы, гибкости, координации, уровня владения техникой. Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством[2].
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у хорошо физически подготовленных людей, как правило, не наблюдается. Это говорит о том, что если Вы хотите повысить скорость выполнения каких-то специфических (ударных или защитных) действий, то должны тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
Для развития скоростных Способностей используют упражнения, которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям:
1) возможности выполнения с максимальной скоростью;
2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его
выполнения;
3)во время тренировки не должно происходить снижение скорости
выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.
При выполнении серии движений с максимальной частотой какому-либо сегменту тела вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц-антагонистов, и этому же сегменту придается обратное ускорение, и т.д. В связи с этим, с ростом частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы не успевают за такие малые промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться. Работа мышц при этом приближается к изометрическому режиму. Поэтому в ходе тренировки необходимо работать над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Высококвалифицированные спортсмены как раз и отличаются способностью к сокращению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности релаксации мышц, в том числе и аутотренингом.
При решении задач изучения и совершенствования техники скоростных движений (ударов, защит) необходимо учитывать и возникающие при этом трудности сенсорной коррекции при их выполнении. Для решения этой задачи рекомендуется соблюдать два правила:
1. Изучение необходимо проводить на скорости, близкой к максимальной (как говорят, в 9/10 силы), для того, чтобы биодинамическая структура движений по возможности не отличалась при их выполнении на предельной скорости и чтобы был возможен контроль над техникой движений, такие скорости называются контролируемыми).
2. Необходимо варьирование скоростью выполнения упражнения от предельной до субмаксимальной.
Важным условием повышения эффективности и экономичности серий скоростных движений в рукопашном бою выступает возможность использования энергии рекуперации эластических структур мышц и связок, т.е. способности накапливать энергию их упругой деформации в подготовительных фазах и реализация этой энергии в рабочих фазах движений. Вклад такой "неметаболической" энергии в общем объеме энерготрат увеличивается с повышением скорости движений. Поэтому необходимо повышенное внимание к развитию гибкости и улучшению эластичности мышц, обеспечивающих основные действия в бою, и целенаправленное совершенствование способности к рекуперации энергии.
При этом увеличение скорости выполнения одиночных ударов почти не отразится на частоте выполнения их серией, или быстроте реакции на действия противника, или на скорости передвижения. Поэтому в тренировках необходимо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для эффективного ведения рукопашного боя. И тот, кто этого не поймет, и не будет целенаправленно работать над решением проблемы, может остаться беспомощным перед своими противниками, даже обладая хорошей техникой.
В самостоятельных тренировках, направленных на развитие быстроты, рекомендуется применять аналитический метод, основанный на относительно избирательном совершенствовании отдельных ее форм. Ниже приводятся наиболее простые и достаточно эффективные для самостоятельного решения поставленных задач упражнения. Следует лишь помнить, что работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления. Обычно такая тренировка сочетается с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.
1.2. Упражнения для развития скоростных качеств
1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью: а) в воздух; б) на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием:
подвесить газетный лист и наносить удары по нему - если скорость в финальной части удара достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги.
Упражнение выполняется по 5-10 одиночных повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить. Это же упражнение можно вначале выполнять с утяжелителями, но затем -обязательно без отягощения и с установкой на достижение максимума скорости и с контролем за техникой исполнения. Отдых между сериями 1-2 минуты.
2. Нанесение серий ударов в воздух или на специальных снарядах (грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной частотой. Всего выполняется 5-6 серий по 2-5 ударов в течение 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза через 1-2 минуты отдыха, в течение которого необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие основную нагрузку в упражнениях, 3. Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Всего упражнение выполняется в разных вариациях в течение 3 минут.
4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове.
5. Поочередное выполнение с максимальной частотой в течение 10 секунд сначала ударов руками, а затем бега на месте с последующим отдыхом в течение 20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут.2
6. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте.
7. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество.
8. «Бой с тенью», в процессе которого осуществляется выполнение
одиночных ударов или серий по 3-4 удара с максимальной скоростью в сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными защитами, представляя перед собой конкретного противника:
техничного или "силовика", высокого или низкого и т.д. Выполнять в течение 2-3 раундов продолжительностью по 2-3 минуты каждый. Отдых между раундами 2-4 минуты.
9. Бег со старта из различных
положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре
лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять; [5-6 раз по 10-
10. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами, блоками и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Чередовать серии: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнять 3-4 раза. Обратить внимание на меры безопасности.
И. Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой. Движения могут выполняться вправо-влево (А), вверх-вниз (Б) или - круговые (В), в нескольких сериях по 5-10 секунд..
12. Передвижение в различных стойках вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Упражнение выполняется ритмично, в чередовании с подскоками на месте по 10-20 раз подряд.
13. Потряхивание с максимальной частотой кистями рук или ступнями ног вправо-влево или вверх-вниз. Выполнять 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется медленным, расслабленным и плавным выполнением различных связок и формальных комплексов.
Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого используйте медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.
Вывод:
Имеются данные, позволяющие утверждать, что развитию скорости однократных движений в большой степени способствует вариативный метод (например, когда попытки со стандартным весом ядра выполняются на фоне (свежих) мышечных ощущений, полученных при толкании легкого снаряда). При изолированном толкании снаряда различного веса разница между средними результатами существенна и статистически достоверна. Это говорит о том, что легкое и тяжелое ядро с разницей в весе 250 г метатели толкают с разной скоростью. При поочередном толкании снарядов разного веса между средними результатами статистически существенных различий не обнаружено. Однако сближение средних величин оказалось возможным лишь при разнице в весе 250 г, а при разнице 500 г сближения результатов не наблюдалось.
2. Методика развития скоростных качеств в футболе
2.1 Этапы подготовки футболистов на уроках физкультуры
Если задачей предыдущего этапа (13 -14 лет) была отработка навыков и умений технической подготовки, то задача следующего (15 - 16 лет) этапа подготовки - добиться надежности и стабильности выполнения технических приемов, а также выполнения технических приемов в игровых ситуациях, как, впрочем, и решение ситуаций различными способами и приемами.
На этой стадии подготовки тренеру необходимо серьезно пересмотреть ее направленность. К 15 - 16 годам точность стереотипов почти достигает уровня взрослого футболиста. И если рассматривать отличия планирования и построения недельного цикла тренировок, то здесь имеются принципиальные изменения.
Основная идея подхода к планированию подготовки на этом этапе заключается в последовательности тренировочных средств, позволяющих сохранить надежность и стабильность технических приемов. Планирование должно осуществляться таким образом, чтобы весь накопленный футбольный потенциал переложить на соответствующий уровень функциональной подготовки. Если на этапе обучения восстановление и изучение новых технических приемов проходило в начале занятий, а повышение устойчивости технических навыков в конце занятий, то сейчас, чтобы добиться надежности и стабильности выполнения приемов, вся работа над техникой проходит во второй части тренировки. Одним словом, идет параллельное решение тренировочных задач, физической и технической готовности.
Тренеры знают, что к концу игры не только падает двигательная активность футболиста, но и увеличивается количество технических ошибок даже в простых ситуациях, поэтому рост мастерства обеспечивается связью физической и технической подготовки.
Мы преждевременно затронули вопрос планирования, чтобы показать всю значимость физической подготовки на этом этапе.
Если характеризовать физическую подготовку (15 - 16 лет), отметим, что изменения, связанные с развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного периода тренировок. Этот возраст также характеризуется интенсивным развитием мышечной силы. Нагрузка таких занятий не должна быть высокой, чтобы не препятствовать достижению основных целей периода. Акценты и приоритеты остаются прежними: формирование умения учиться, но на другом функциональном уровне, когда происходит воздействие на скоростно-силовые качества, не упуская точного технического исполнения упражнений.
Этот возраст также характеризуется интенсивным развитием мышечной силы. Нагрузка таких занятий не должна быть высокой, чтобы не препятствовать достижению основных целей периода. Акценты и приоритеты остаются прежними: формирование умения учиться, но на другом функциональном уровне, когда происходит воздействие на скоростно-силовые качества, не упуская точного технического исполнения упражнений.
Для возраста 15-16 лет характерна неравномерность прироста показателей физического развития юношей, и в связи с этим остановимся на направленности решения задач.
Многократные повторения материала в постоянно меняющейся обстановке - обязательное условие прочного его усвоения. И, учитывая динамику развития физических качеств юношей по годам, усложнение выполнения делается в сторону повышения скорости, не меняя целевой направленности. Многие технические действия на скорости самоорганизуются, но здесь необходимо только постоянное их исполнение. Необходимо также развивать способность игрока работать самостоятельно и осознанно, сделать очевидным для учеников, что рост их результатов зависит от упорных систематических занятий.
Если задачей предыдущего этапа (13 -14 лет) была отработка навыков и умений технической подготовки, то задача следующего (15 -16 лет) этапа подготовки - добиться надежности и стабильности выполнения технических приемов, а также выполнения технических приемов в игровых ситуациях, как, впрочем, и решение ситуаций различными способами и приемами.
На этой стадии подготовки тренеру необходимо серьезно пересмотреть ее направленность. К 15-16 годам точность стереотипов почти достигает уровня взрослого футболиста. И если рассматривать отличия планирования и построения недельного цикла тренировок, то здесь имеются принципиальные изменения.
Основная идея подхода к планированию подготовки на этом этапе заключается в последовательности тренировочных средств, позволяющих сохранить надежность и стабильность технических приемов. Планирование должно осуществляться таким образом, чтобы весь накопленный футбольный потенциал переложить на соответствующий уровень функциональной подготовки.
Одним словом, идет параллельное решение тренировочных задач, физической и технической готовности.
В нашем случае в первой части занятия мы можем давать игру, общефизическую подготовку, целенаправленную работу на скорость и т. д., а во второй части занятия на фоне утомления повторить модель по технической подготовке.
Вывод, который очень важен для организации процесса стабилизации: функциональный режим выполнения упражнения должен соответствовать игре. Тренеры знают, что к концу игры не только падает двигательная активность футболиста, но и увеличивается количество технических ошибок даже в простых ситуациях, поэтому рост мастерства обеспечивается связью физической и технической подготовки.
Мы преждевременно затронули вопрос планирования, чтобы показать всю значимость физической подготовки на этом этапе.
Если характеризовать физическую подготовку (15 - 16 лет), отметим, что изменения, связанные с развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного периода тренировок. Этот возраст также характеризуется интенсивным развитием мышечной силы. Нагрузка таких занятий не должна быть высокой, чтобы не препятствовать достижению основных целей периода. Акценты и приоритеты остаются прежними: формирование умения учиться, но на другом функциональном уровне, когда происходит воздействие на скоростно-силовые качества, не упуская точного технического исполнения упражнений.
Этот возраст также характеризуется интенсивным развитием мышечной силы. Нагрузка таких занятий не должна быть высокой, чтобы не препятствовать достижению основных целей периода.
Для возраста 15-16 лет характерна неравномерность прироста показателей физического развития юношей, и в связи с этим остановимся на направленности решения задач. Необходимо отметить очень важный момент: в связи с этим заслуженный тренер В. В. Петровский писал, что, выполняя в течение длительного времени большой объем беговой работы со скоростью значительно ниже соревновательной, спортсмен будет приспосабливаться именно к такой работе и в нужный момент не сможет показать скорость, которой мог бы достичь при другом режиме тренировочной работы.
Многократные повторения материала в постоянно меняющейся обстановке - обязательное условие прочного его усвоения. И, учитывая динамику развития физических качеств юношей по годам, усложнение выполнения делается в сторону повышения скорости, не меняя целевой направленности. Многие технические действия на скорости самоорганизуются, но здесь необходимо только постоянное их исполнение. Необходимо также развивать способность игрока работать самостоятельно и осознанно, сделать очевидным для учеников, что рост их результатов зависит от упорных систематических занятий[3].
2.2 Планирование на этапе углубленной подготовки на уроках физкультуры
Прежде чем определить характер дальнейшей футбольной подготовки, нужно найти ответ, как соединить все необходимые для футбола качества, чем можно компенсировать недостатки (к примеру, рост, вес, выносливость и т. д.), как за счет своих индивидуальных качеств найти свое место в игре. Это этап, который определяется специфичностью.
Мы должны принципиально разобраться в этом процессе, тогда нам будут понятны цели, объединяющие все составные данные в логический недельный тренировочный цикл.
Как мы уже отмечали, задача этого этапа - создание необходимого задела стабильности и надежности технического мастерства. Необходимо все выученное и наработанное во время процесса обучения закрепить, поскольку в количественном отношении объем задач технической подготовки на предыдущем этапе был достаточно большим. Здесь обязательно учитывается взаимодействие занятий по смежным дням, поскольку объемы работ скростно-силовой подготовки растут.
все выученное и наработанное во время процесса обучения закрепить, поскольку в количественном отношении объем задач технической подготовки предыдущем этапе был достаточно большим. Здесь обязательно взаимодействие занятий по смежным дням, поскольку объемы работ сюростно-силовой подготовки растут.
В ряде случаев для усиления эффективности обучения или развития двигательных качеств занятие с одной направленностью может повторяться 2-5 дня подряд. Если на предыдущем этапе упражнения были большей частью однолелевые и выполнялись в парах, в тройках, без активного сопротивления, то на этом этапе мы добавляем конкретное двигательное содержание и сопротивление.
При правильном построении целей тренировки на этом этапе формируются установки на выполнение целого задания в различных игровых условиях. Ряд упражнений, широко используемых в процессе технической подготовки на начальном этапе, может не подойти по целям и интенсивности усилий к будущим тренировочным нагрузкам.
Планирование тренировочной нагрузки в микроциклах определяет непосредственно сам тренер.
Таким образом, на этом этапе планирование становится более осмысленным и начинают проявляться общие закономерности по периодам года.
Отметим сразу, что сознательно не указываются объемы нагрузок, поскольку только тренер, ориентируясь на возраст, квалификацию, текущее состояние игроков, решает вопрос о количестве необходимой тренировочной работы. Только тренер располагает информацией о физическом состоянии игроков и их физиологическом развитии.
По мере роста тренированности и повышения функциональных возможностей футболисты постепенно переходят на частично контролируемые нагрузки.
Если конкретно рассматривать построение недельного цикла, то отметим, что задачи обучения мы можем решать как в начале занятий, так и во второй половине тренировки. Мы целенаправленно можем дать в основной части занятия сначала игровую подготовку, а затем на фоне утомления повторить или закрепить пройденный материал по технической подготовке. Мы можем повторить на следующий день недостаточно усвоенный материал и дать игровую подготовку с акцентом на повторение элемента или связки.
Если мы планируем акцентированное занятие на какое-либо физическое качество (силу, скорость, выносливость), то обучение и закрепление проводится во второй части тренировки. Это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Если рассматривать специальную физическую подготовку в недельном цикле, то на этом этапе независимо от периода подготовки акцентированных занятий на силу должно быть не менее двух[4].
2.3 Микроцикл и принципы его построения на этапах 13 - 14 лет и 15 -16 лет
Если рассматривать два этапа подготовки, то отметим основную идею: техническая подготовка - это тот стержень, вокруг которого группируются все частные задачи тренировки. На этих этапах формируется и вырабатывается индивидуальный технический почерк, который впоследствии практически не меняется. Объем задач обучения, которые необходимо решить игрокам за этот период, огромен. Обычно футболисты проводят в неделю до 5 тренировочных занятий с различными целями, поэтому подготовка и построение тренировочного процесса требуют организованного и обоснованного управления.
В любом изучаемом предмете есть некая суть или основа. Важно не только механически тренировать какое-либо качество, важно видеть всю задачу недели и решать ее целиком, присовокупляя отдельные необходимые детали. Как мы уже отмечали, на всех этапах подготовки строительной единицей в фундаменте обучения должен быть микроцикл.
Планировать необходимо не одну тренировку, а весь недельный цикл, поскольку одна тренировка, даже если она прошла на хорошем эмоциональном уровне, ничего не дает, если она не вписывается в недельный цикл со всеми его задачами.
На всех периодах и этапах подготовки она имеет свои отличия и варианты построения, но для понимания некоторых особенностей мы напомним, что на стадии 13-14 лет микроцикл нес функцию обучения футбольной технике, когда в недельном цикле модели задач тренировки повторялись, усложнялись, менялись местами и т. д.
Планирование недельного цикла осуществлялось с учетом закономерностей адаптации и обучаемости группы. На этом этапе закладывалась основа техники футбола, создавалась база прочных навыков.
Вся тренировочная программа составлена из типичных микроциклов обучения, которая начинается с техники передвижения и заканчивается более сложными заданиями. Тренировочные модели должны быть технологичны (выполняемы), футболисты должны работать самостоятельно с конкретными и осмысленными целями.
Воспитательный процесс не настолько сложен, чтобы им нельзя было овладеть, но он должен быть организован и продуман, и тогда он будет продуктивен. Особенностью обучения этого периода является большое количество соревнований по малому футболу. В дальнейшем увеличение объема нагрузки должно сопровождаться адекватным приростом результата, что свидетельствует о необходимости перехода к тренировкам по программе углубленной специализации.
15-16 лет. Этап углубленной подготовки предусматривает закрепление всего наработанного технического потенциала. Микроцикл строится из задач технической и физической подготовки, а занятия по технической и тактической подготовке проходят на соответствующем функциональном уровне, и средства по воспитанию физических качеств и их повышение распределены в течение всего этапа равномерно. Постепенное повышение общего объема нагрузок обеспечивает стабильный определенный уровень физической готовности. Заметим, что на этом этапе добавляются занятия с непрерывным бегом.
Конечно, возможности развития функциональных систем ограничены генетическими факторами, и интенсивное воздействие на одну из систем (как, впрочем, и бездействие) может ограничить в дальнейшем их естественное развитие. Здесь, видимо, необходимо определить понятие «общая физическая подготовка» (ОФП). Под общей физической подготовкой понимается работа футболиста и его способность преодолевать трудности тренировки.
Если рассматривать рациональную схему построения недельных тренировочных занятий, то она будет выглядеть следующим образом. Решение во время одной тренировки двух задач, одна из которых -нагрузочного характера, а другая - по технической подготовке, дают четкую организационную структуру занятия, как и всего тренировочного процесса в целом. Задачи нагрузочного характера решаются игрой или игровыми упражнениями, а задачи технической подготовки решаются специализированными упражнениями. Техническую подготовку, как правило, дают во второй чисти занятий, добиваясь при этом стабилизации и надежности выполнения. Это и есть та основа, на которой базируются общие принципы управления тренировкой на данном этапе.
На этапе совершенствования (17 - 18 лет) предусматривается целенаправленное воздействие специальными упражнениями на то или иное физическое качество. Для каждого футболиста, независимо от уровня его подготовленности, необходимо определить среднюю интенсивность тренировки, а задача тренера состоит в подборе таких величин упражнения, которые соответствовали бы возможностям футболиста. Тренировочная работа, превышающая среднюю, составляет интенсивную часть тренировки и вызывает рост результатов физической подготовки.
Процесс совершенствования мы подробно разберем в последующих статьях, но сразу отметим лишь главное отличие будущего этапа - это совершенствование не отдельных элементов или их последовательности, а совершенствование индивидуальных и коллективных игровых задач в целом[5].
2.4. Понятие тренирующего эффекта средств силовой подготовки у футболистов на уроках физкультуры
Научные исследования последних лет и многолетний практический опыт дали богатый фактический материал, на основе которого строится современная методика силовой подготовки спортсменов. Однако надо отметить, что этот материал еще недостаточно обобщен, проанализирован и осмыслен теоретически. И хотя современные атлеты достигли высокого уровня спортивного мастерства, это еще не дает оснований говорить о наличии детально разработанной методической системы специальной силовой подготовки. Они приходят к мастерству в значительной мере за счет большого объема силовой работы и колоссальных затрат энергии. Ряд слабых сторон в организации специальной силовой подготовки касается подбора и использования ее средств.
Несмотря на кажущееся многообразие, круг средств силовой подготовки довольно ограничен. По существу, начинающие и квалифицированные спортсмены применяют одни и те же средства, разница лишь в объеме и интенсивности их выполнения. Это, во-первых, приводит к однообразию занятий, во-вторых, организм адаптируется к ставшему привычным раздражителю и не отвечает на него теми приспособительными перестройками, на которые рассчитывает спортсмен. При этом квалифицированные спортсмены затрачивают много времени на использование малоэффективных средств, ничего не прибавляющих к уровню их силовой подготовленности. Начинающие же спортсмены, наоборот, используют сильнодействующие средства, к которым они еще не готовы, и тем самым создают ничем не оправданные предпосылки к перегрузке организма и нарушению естественного хода процесса становления спортивного мастерства.
Существенным недостатком в организации силовой подготовки является и то, что спортсмены еще мало учитывают феномен качественной специфичности тренирующего эффекта силовых упражнений. Поэтому очень часто они применяют средства, которые по специфике тренирующего воздействия очень мало соответствуют требованиям, предъявляемым к организму при выполнении основного спортивного упражнения. Как правило, упражнения подбираются просто «на силу» и носят общеразвивающий характер. В качестве другой крайности надо отметить явно проявляющееся в последнее время стремление к подбору упражнений так называемых «структурно сходных» с основным упражнением. Это в принципе оправданное и правильное требование иногда доводится до абсурда, и спортсмены изобретают такие замысловатые упражнения, которые еще менее эффективны, чем традиционные общеразвивающие. Все это со всей очевидностью указывает на отсутствие научно обоснованной методической системы длиной подготовки, в которой должны найти свое определенное место как общеразвивающие, так и специализированные силовые упражнения.
Для разработки такой системы необходимо, прежде всего, решить вопрос об объективной оценке тренирующего эффекта силовых средств. Тренирующий эффект - это мера воздействия того или иного средства или комплекса средств на организм, выражающаяся в величине, качестве и стойкости его приспособительных перестроек. Следует выделить ряд специфических показателей, характеризующих тренирующий эффект, которые необходимо учитывать как при подборе средств, так и при разработке методической системы силовой подготовки[6].
Прежде всего, необходимо различать срочный и отставленный тренирующий эффект. Одномоментная реакция организма на применение того или иного средства может выражаться в кратковременном улучшении или ухудшении текущего функционального состояния спортсмена. В методическом аспекте это в зависимости от стоящей задачи определяет паузу отдыха перед выполнением следующего упражнения: она может быть увеличена, если требуется восстановление организма, или оптимально укорочена, если используется эффект наложения друг на друга следовых явлений в организме. Отдаленная реакция организма выражается и относительно устойчивой его функциональной перестройке, которая может быть существенной только в том случае, если тренирующие воздействия были достаточны по своему объему. Частный и кумулятивный эффекты соответственно характеризуют результат воздействия на организм одного или нескольких однонаправленных по своему воздействию средств или комплекса качественно разнонаправленных средств. В первом случае приспособительные перестройки в организме однозначно отражают ту качественную специфичность режима деятельности, которая свойственна применяемому средству (средствам). Во втором случае приспособительные перестройки носят интегральный, обобщенный характер. Однако это не просто сумма функциональных приобретений организма, а качественно новая форма его моторных возможностей, обладающая теми специфическими чертами, которые присущи применяемым в тренировке средствам. Поскольку тренировочный процесс включает в себя комплекс разнонаправленных по своей качественной специфике средств, то кумулятивный тренирующий эффект, по существу, - основной продукт подготовки спортсмена, определяющий уровень развития его ведущей способности. Поэтому от умения подобрать такой различный по тренирующей направленности спектр средств, который обеспечил бы требуемый кумулятивный тренировочный эффект, в значительной мере зависит успех подготовки спортсмена.
Следует также иметь в виду такие специфические показатели, характеризующие тренирующий эффект средств силовой подготовки, как абсолютная и относительная сила, качественная и количественная характеристики, стойкий и временный характер.
Об абсолютной силе тренирующего эффекта следует говорить в том случае, когда необходимо оценить эффективность двух или более средств для того, скажем, чтобы выбрать наиболее действенное из них. Относительная сила тренирующего эффекта - это та же оценка действенности средств, но уже с учетом реального уровня специальной подготовленности атлета. Качественная и количественная характеристика тренирующего эффекта выступает соответственно как оценка его специфического выражения и величины прироста в уровне функциональных показателей организма спортсмена. И, наконец, стойкий и временный характер тренирующего эффекта оценивают длительность его сохранения[7].
Рассмотренные специфические показатели и некоторые особенности тренирующего эффекта силовых средств недвусмысленно свидетельствуют о тех сложностях, с которыми сталкивается тренер, планируя содержание и направленность силовой подготовки спортсмена. И поскольку достаточно убедительных оснований к подбору силовых средств с учетом этих показателей и особенностей у него, к сожалению, еще очень мало, то и вероятность успеха в достижении желаемого уровня силовой подготовленности спортсмена также очень мала. Чтобы ликвидировать этот очевидный пробел, необходимо, во-первых, обратить серьезное внимание на объективную оценку тренирующего эффекта силовых упражнений, которыми располагает практика сегодняшнего дня и, во-вторых, организовать научный поиск, ориентированный на разработку теоретических положений и методических решений, связанных с реализацией кумулятивного эффекта комплексного применения силовых средств. Скажем прямо, что в этом отношении сделано еще очень и очень мало. Правда, некоторые обобщения уже возможны:
1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровня физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого с помощью этого средства.
2. Применяемые средства должны обеспечивать оптимальный по силе тренирующий эффект относительно текущего функционального состояния организма спортсмена.
3. Следы предыдущей работы изменяют тренирующий эффект любого средства.
4. Тренирующий эффект комплекса средств определяется не только и не столько суммой раздражителей, сколько их сочетанием, порядком следования и разделяющим их интервалом.
5. Состав средств специальной силовой подготовки в целом должен включать комплекс специфических раздражителей, обеспечивающих формирование требуемой для данного вида спорта структуры силовой подготовленности с учетом конкретного уровня спортивного мастерства атлета. Для разработки методики силовой подготовки очень важен еще один вопрос. Тренирующий эффект возникает в результате многократного и систематического повторения комплекса, средств. Вся сумма содержащихся в нем специфических воздействий на организм спортсмена понимается как тренировочная нагрузка.
Можно утверждать, что для разработки методики специальной силовой подготовки требуется решение на строго научной основе следующих проблем: во-первых, изучить тренирующий эффект средств, применяющихся в том или ином виде спорта, с учетом уровня подготовленности атлета и, во-вторых, определить рациональную последовательность, взаимосвязь и преемственность тренировочных средств как в годичном, так и в многолетнем периодах тренировки. Иными словами, совместные усилия ученых и специалистов-практиков должны быть направлены на подведение количественного содержания под следующую принципиальную схему организации специальной силовой подготовки: вклад тех или иных тренировочных средств в развитие ведущей двигательной способности уменьшается по мере роста спортивного результата; в то же время эти средства различны по своему тренирующему эффекту и применение каждого из них целесообразно только с учетом уровня подготовленности атлета. Иными словами, для роста спортивного мастерства необходима определенная последовательность введения средств в тренировочный процесс с учетом возрастания и преемственности их тренирующего эффекта — это основное условие неуклонного повышения уровня специальной работоспособности организма[8].
Следует отметить еще одно обстоятельство. Если применяемые средства не обладают достаточным тренирующим эффектом, то фактором, способным стимулировать Дальнейший рост специальной работоспособности, становится не столько объем тренировочной работы, сколько специализируемое упражнение, и только в том случае, если оно выполняется в условиях тренировки на уровне рекордных для данного атлета показателей. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что выполнение в условиях тренировки специализируемого упражнения в полную силу (“на результат”) следует рассматривать как прогрессивную тенденцию в методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако возведение этого частного методического приема в главную методическую идею, определяющую стратегию подготовки спортсменов, также нельзя признать правильной. Это означало бы не только отказ от тех принципов рационального построения тренировки, которые разработаны в ходе эволюции ее методики, но и возврат к примитивным исходным представлениям, с которых она начиналась.
Таким образом, проблема средства в теории и методике спортивной тренировки далеко не исчерпана, и тенденция к увеличению объема тренировочной нагрузки, характерная для настоящего времени, не должна умалять ее значения и отвлекать внимание специалистов от ее глубокого изучения.
Если теперь попытаться представить логическую последовательность, которой следует придерживаться как при практическом решении проблемы повышения эффективности методики специальной силовой подготовки, так и при выборе стратегии необходимого для этого научного поиска, то она укладывается в следующую принципиальную схему: режим—средства—методы—система—объем. Из схемы следует, что средства специальной силовой подготовки должны подбираться на основании объективных количественных представлений о двигательной специфике данного вида спорта и быть адекватны ей по режиму работы организма. Основной критерий при этом — гарантия их тренирующего эффекта для данного уровня специальной работоспособности организма. Следующий шаг — определение адекватного метода, т. е. способа использования средств исходя опять-таки из специфики двигательного режима, присущего данному виду спорта, а также уровня подготовленности спортсмена, задач текущего этапа тренировки и т. д. Весьма перспективным для совершенствования методики специальной силовой подготовки спортсменов представляется реализация принципа системного применения средств исходя из задачи получения необходимого кумулятивного тренировочного эффекта. И, наконец, в качестве последнего условия достижения необходимого уровня специальной силовой подготовленности выступает объем специальной работы, оптимальная величина которого должна определяться исходя из этапа и текущих задач подготовки спортсмена, календаря соревнований, степени интенсивности нагрузки.
Схема подчеркивает, что возлагать надежды на реализацию возможностей того или иного параметра нагрузки целесообразно только после исчерпания возможностей предыдущего параметра. Например, не использовав полностью возможности повышения тренирующего эффекта отдельных средств силовой подготовки и их системного применения, не разумно идти по пути увеличения объема нагрузки. Правда, реализация этого положения требует определенного мужества от специалистов, ибо для этого необходимы серьезные исследовательские усилия. И поскольку увеличить объем тренировочной работы легче и проще, чем найти действительно эффективные средства специальной подготовки, то такой путь очень легко принимается практикой[9].
Вывод:
Существенным недостатком в организации силовой подготовки является и то, что спортсмены еще мало учитывают феномен качественной специфичности тренирующего эффекта силовых упражнений. Поэтому очень часто они применяют средства, которые по специфике тренирующего воздействия очень мало соответствуют требовании, предъявляемым к организму при выполнении основного спортивного упражнения.
Внешняя сила, развиваемая мышцами, возникает прежде всего как результат волевого усилия. Однако в обычных условиях жизнедеятельности рабочее напряжение, вызванное волевым усилием, имеет определенные пределы. Чтобы увеличить внешнюю силу мышц, их необходимо стимулировать извне, например, путем механического раздражения. Возникающие при этом афферентные импульсы сигнализируют в Ц.Н.С. о степени внешнего воздействия (скажем, сопротивления перемещаемого груза) и вызывают соответствующее напряжение мышц. Чем больше в оптимуме сила и интенсивность внешнего раздражителя, тем сильнее эффекторная импульсация мышц, тем больше их внешняя работа. Таким образом, афферентация в нейромоторном механизме, осуществляющем движение, играет важную роль для качественной и количественной характеристики проявляемой человеком силы мышц. Поэтому стимулирование мышечного напряжения целью развития силы приобретает принципиальное значение.
Заключение
Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.
Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий[10].
Список литературы
1. Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Березин И.П., Ю. В. Дергачев "Школа здоровья". М.: ПРИОР, 2004.
3. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.
4. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.
5. Захаров Е. Рукопашный бой: Самоучитель. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Организация и методика проведения тестирования физической подготовленности школьников СССР по программе президентского Совета США по физической культуре и спорту / Утв. Л.Г. Санадзе. М.: ОИОМП НИД ВНИИФК, 1998.
7. Пономарев В. В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе // Валеология. - 2004. - № 2. - С. 70-74.
8. Решетнёва Г.А., Шнейдер О.С. Технология формирования здоровья детей средствами физической культуры. // Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века: Матер. междунар. конф. - Хабаровск: ХГПУ, 2005.
9. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,2005. - 352 с.
10. Физическая культура / Под ред. Т.Ю. Жиглова. М.: Спорт, 2001.
11. Физическая культура: Учебник / Под общ. Ред. Р.Э. Романова. М.: Юнити, 2003.
12. Физическое воспитание подростка / Под ред. Д.Л. Леонидова. М.: Просвещение, 1991.
13. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 2003.
14. Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура: Учебник для педагогических лицеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
15. Янкаускас И., Логинов Э. Моторика женского растущего организма: онтогенез двигательного гомеостаза. Вильнюс: Мокслас, 2002.
[1] Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 2003. С. 128.
[2] Янкаускас И., Логинов Э. Моторика женского растущего организма: онтогенез двигательного гомеостаза. Вильнюс: Мокслас, 2002. С. 80.
[3] Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 2003. С. 157.
[4] Физическое воспитание подростка / Под ред. Д.Л. Леонидова. М.: Просвещение, 1991. С. 205.
[5] Решетнёва Г.А., Шнейдер О.С. Технология формирования здоровья детей средствами физической культуры. // Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века: Матер. междунар. конф. - Хабаровск: ХГПУ, 2005. С. 114.
[6] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,2005. С. 103.
[7] Пономарев В. В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе // Валеология. - 2004. - № 2. - С. 70-74.
[8] Физическое воспитание подростка / Под ред. Д.Л. Леонидова. М.: Просвещение, 1991. С. 122.
[9] Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 115.
[10] Физическое воспитание подростка / Под ред. Д.Л. Леонидова. М.: Просвещение, 1991. C. 110.