Содержание

Введение. 3

1. Экологический ущерб в Заельцовском, Центральном районах. 4

2. Стоимость жилья в Заельцовском и Центральном районах в зависимости от состояния окружающей среды.. 12

Заключение. 13

Приложение. 16

Введение

К концу первой четверти XXI в. ежегодный рост городского населения в развивающихся странах по одному из прогнозов ООН составит примерно 90 млн.человек. Это ведет к поглощению городами сельскохозяйственных земель. Но именно в большинстве развивающихся стран, где нередко (особенно в Африке) часть городского населения занимается сельским хозяйством, особенно болезненно проявляется растущая нехватка сельскохозяйственных угодий. Такое "расползание" городов также ухудшает и экологическое состояние урбанизированных территорий в развивающихся странах.

Современная урбанизация сопровождается ухудшением состояния городской окружающей среды, особенно в развивающихся странах. В них оно стало угрожающим для здоровья населения, стало тормозом преодоления хозяйственной отсталости. В городах развивающихся стран переплетаются проявления и последствия ряда кризисов, оказывающих пагубное воздействие на все стороны их жизни. К числу этих кризисов относятся продолжающийся в развивающихся странах "демографический взрыв", голод и недоедание значительной части их населения, вызывающее "ухудшение качества человеческого потенциала". Особенно неблагополучно состояние окружающей среды в городах в крупнейших центрах с населением свыше 250 тыс. жителей. Происходит разрушительное нарушение экологического равновесия в крупнейших и крупных центрах всех регионов и стран "третьего мира".[1]

Цель работы рассмотреть ущерб окружающей среде. Задачи работы рассмотреть:

1. Экологический ущерб в Заельцовском, Центральном районах

2. Стоимость жилья в Заельцовском и Центральном районах в зависимости от состояния окружающей среды

1. Экологический ущерб в Заельцовском, Центральном районах

Обеспечение экологической безопасности многофункционального города, каким является Новосибирск – сложнейшая задача. Характер современного технологического и социально-экономического развития способствует росту экологических рисков, то есть ведет к загрязнению окружающей среды и негативно влияет на здоровье всего населения.

В процессе градообразования Новосибирска экологические риски практически не учитывались, в результате вредные для здоровья людей промышленные предприятия оказались расположенными в центральной части города, занимая, кстати, ценнейшие земли. Недостаточные контроль и регулирование состояния природно-техногенной среды города предопределили высокий уровень загрязненности её химическими и радиоактивными веществами, неконтролируемыми электромагнитными полями, шумами.

Основными источниками загрязнений атмосферы города является автомобильный транспорт (до 66 %), ТЭЦ (до 25 %), коммунальные котельные (до 4 %), предприятия (до 4,5 %) и выбросы частного сектора (печные трубы). Ежегодно в воздушный бассейн выбрасывается 300÷360 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе тех, концентрация которых превышает предельно допустимые уровни. Более всего воздух в городе загрязнен: формальдегидом (от 3 до 4,5 ПДК), бенз(а)пи­реном (до 3 ПДК), диоксидом азота (до 1,2–1,3 ПДК), аммиаком (до 1,2 ПДК), фтористым водородом (до 1,1 ПДК). пылью (до 1,2 ПДК). Именно автомобильный транспорт определяет уровень загрязнения атмосферы города наиболее опасными канцерогенными и мутагенными веществами: на 82,2 % бенз(а)пиреном и на 99,3 % – формальдегидом, а также другими загрязняющими веществами – оксидом углерода (92,9 %) и оксидом азота (28,3 %).

В Ленинском районе расположены ТЭЦ 2, ТЭЦ 3, ТЭЦ 5.

ТЭЦ, принадлежащие ОАО «Новосибирскэнерго», выбрасывают от 64 до 75 тыс. тонн вредных веществ. Выбросы в атмосферу, главным образом угольной золы, оксида углерода и других вредных веществ от ТЭЦ и котельных, обусловлены сложившейся структурой топливного баланса, т.е. преобладанием в нем твердого и жидкого топлива. Предприятия города выбрасывают в атмосферу от 10 до 14 тыс. тонн вредных веществ ежегодно.

Уровень загрязнения атмосферы Новосибирска, как и многих крупных городов, зависит не только от количества выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ, но и от наличия неблагоприятных метеорологических условий – штилей, инверсий температур, туманов – способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха. При неблагоприятных для рассеивания примесей метеороло­гических условиях, происходит рост концентраций окислов азота, оксида углерода, сажи, пыли. Кроме того, при температуре воздуха свыше 22-24oС и ее небольшом изменении в течение суток в городской атмосфере происходит увеличение содержания формальдегида. В целом рассеивающие способности атмосферы в районе Новосибирска выше чем, например, в Кузбассе и Восточной Сибири, но существенно ниже по сравнению с европейской территорией России, что и отражает повышенный метеопотенциал загрязнения атмосферы.

В городе систематически ведется работа, направленная на снижение загрязнения атмосферы. Существенно сократилось вредное влияние автотранспорта после перевода его в 2000 году на неэтилированный бензин и малосернистое дизельное топливо. Это в частности на 90 % избавило горожан от выбросов автомобилями свинца. Муниципальный транспорт оснащается оборудованием, где в качестве моторного топлива используется сжатый природный газ, что позволяет сократить выбросы оксида углерода в 5 раз, оксидов азота и углеводородов – вдвое, а канцерогенных веществ почти в 100 раз. За последние годы в Новосибирске прошли экологический контроль более 100 тыс. автомобилей. На ТЭЦ постоянно проводятся работы по росту КПД котлоагрегатов, улучшению газоочистки, повышению эффективности золоулавливания, а также подавлению пыления золоотвалов. Введение новых технологий на ряде промышленных предприятий наряду с усилением технологической дисциплины позволило уменьшить загрязнение воздуха в городе.

Актуальной экологической проблемой города является качество воды в её источниках. В реках Обь и Иня большая часть загрязнений поступает транзитом от «сопредельных территорий». В настоящее время весь организованный и неорганизованный поверхностный сток с территории Новосибирска в объёме более 65 млн. м3/год поступает в реки Обь, Иня и их притоки без очистки, загрязняя их взвешенными веществами (27 тыс. тонн/год), нефтепродуктами (1,1 тыс. тонн), плавающими веществами (около тысячи м3, органическими и биогенными веществами, а также химическими веществами различной степени вредности, попадающими без очистки в водоемы (20% от общегородского сброса). В 1982 году в городе построены крупнейшие в Сибири очистные сооружения с полной биологической очисткой общегородского стока, а в 1995 году введена вторая очередь загородного самотечного коллектора. Однако до настоящего времени системой ливневой канализации не охвачено около 70 % территории города. Поэтому замеры обнаруживают содержание загрязнений вод в городе выше допустимых рыбохозяйственных нормативов.[2]

Водоснабжение из реки осуществляется четырьмя насосно-фильтровальными станциями, которые обеспечивают со скоростью около 10 м2/сек. подачу потребителям питьевой воды по водопроводным сетям протяженностью около 1300 км. Подготовка питьевой воды осуществляется по классической технологической схеме с применением реагентов, отстаиванием и фильтрованием; обеззараживание производится хлорированием. В коммунальной системе очистки воды в последнее время используются также флокулянты, которые позволяют улучшать бактериологические показатели воды, а также вызывают коагуляцию твердых дисперсных веществ, после чего они легче осаждаются и фильтруются. В результате качество питьевой воды, контролируемое в Новосибирске по 47 различным показателям, существенно улучшилось. Новосибирск даже вошел в 2002 году в пятерку городов страны, в которых качество питьевой воды максимально приближено к санитарным нормам.

Большая экологическая проблема города – промышленные, бытовые, строительные и другие отходы, общий объем которых в Новосибирске составляет 1,4 млн тонн в год. Около 870 тыс. тонн образуется в промышленном производстве, из них более 700 тыс. тонн токсичных. Основными источниками токсичных промышленных отходов являются: ОАО «НОВОСИБИРСКЭНЕРГО», ОАО «Новосибирский стрелочный завод» и др. Отходы на территории города размещаются на 19 крупных объектах: полигонах (свалках) твердых бытовых отходов, золошлакоотвалах ТЭЦ, шламоотвалах, шлакоотвалах, а также стихийно возникающих неорганизованные свалках, которых ежегодно выявляется до 170 штук. Основная масса токсичных промышленных отходов складируется на площадях предприятий или закрепленных за ними территориях. Даже организованные места складирования отходов часто не обустроены, технология и оборудование не соответствуют современным требованиям. В результате: высокие концентрации вредных и ядовитых веществ, заражение подземных вод выщелоченными продуктами, неприятный запах, разброс отходов ветром, самопроизвольное их возгорание, бесконтрольное образование метана, неэстетичный вид и т.д.

Непростая в Новосибирске и радиационная обстановка. Источниками радиоактивного загрязнения городской среды являются повышенный естественный (природный) радиоактивный фон, техногенные загрязнения, выпавшие еще десятки лет назад радиоактивные осадки от подземных и воздушных ядерных испытаний, проводимых в Казахстане, использование радиоактивных пород в качестве строительных материалов, применение источников ионизирующего излучения в медицинских целях. Определенную опасность для города представляет собой озеро-отстойник в пойме речки Пашенки, куда по трубе-пульпопроводу ранее поступали радиоактивные отходы НЗКХ. Но, пожалуй, наиболее острыми является проблемы, связанные с радиационным воздействием на жителей города природного радона. Новосибирск расположен на гранитных массивах с повышенным содержанием урана-238, продуктом распада которого является радон-222. Суммарная активность радона в почвенном воздухе на территории города по данным ГПП «Березовгеология» изменяется в диапазоне 1000-91000 Бк/м3, в то время как допустимая концентрация составляет всего 200 Бк/м3.

Основным источником акустического загрязнения городской среды, также неблагоприятно воздействующего на здоровье населения, является автомобильный и другие виды транспорта. Установлено, что модальное значение уровня шума транспортных потоков достигает 71÷79 дБ. Высокая же интенсивность движения по основным магистралям города автомобильного транспорта производит шум, достигающий на отдельных участках 110÷120 дБ. Наиболее неблагоприятная акустическая ситуация наблюдается на Красном проспекте, по улицам Большевистской, Восточному проезду, Фабричной, Кошурникова, Ипподромской, Троллейной, Дуси Ковальчук, Нарымской, Советской и других. Существенный вклад в формирование шумового режима города вносит рельсовый транспорт (трамвай и железная дорога, расположенная в границах города).[3]

Другим мощным источником внешних шумов являются энергетические объекты города (ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-5), на которых помимо шума от работы технологического оборудования сильно шумят вентиляционные системы, а сравнительно кратковременные, но акустически мощные «воздушные» операции на отдельных ТЭЦ имеют максимальную звуковую мощность, достигающую уровня 120 дБ и выше.

Масштабы электромагнитного загрязнения среды городов стали столь существенны, что ВОЗ включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества. Электромагнитные поля влияют на нервно-гуморальную систему человека, вызывают нарушения обмена веществ, участвуют в сенсибилизации организма. Если ранее основным источником этого рода загрязнений были излучающие электромагнитную энергию 50 Гц высоковольтные линии электропередачи, то за последние годы в городах резко увеличилось количество разнообразных источников электромагнитных полей во вceм частотном диапазоне, вплоть до десятков ГГц. Это системы сотовой связи, большое количество систем мобильной радиосвязи, станций спутниковой связи, радары ГАИ, несколько новых телеканалов и десятки радиовещательных станций, нагревательные элементы и приборы с микроволновым и инфракрасным излучением, терминалы и компьютеры и другие технические системы. [4]

Одним из основных факторов, определяющих экологическую обстановку в Новосибирске, является недостаточно системное размещение зеленых насаждений, их структурное несовершенство, низкая обеспеченность населения озелененными территориями, бедность дендрологического ассортимента.

Общая площадь всех насаждений, включая лесные участки в черте города, составляет 16,2 тыс. га, или около 34 % от всей городской территории. Обеспеченность насаждениями составляет 9,2 м2/чел. (при нормативной величине – 27 м2/чел.). Более половины районов города обеспечено зелеными насаждениями в 6-7 и более раз меньше норматива. В городе отсутствует полноценное водоохранное, санитарнозащитное и другое озеленение специального назначения (ветро-, снего-, шумо-, пылезащитное), а рекреационное озе­ленение в лесопарках находится в бесхозном состоянии.

В процессе своего развития Новосибирск значительно потеснил и городские, в основном чисто сосновые, либо с примесью березы, леса, площадь которых, составляющая сегодня по материалам последнего лесоустройства 10,1 тыс. га, существенно сократилась. Удельная обеспеченность горожан пригородными лесами при этом (с учетом также и постоянного роста численности населения города до 1990 года) за 50 лет снизилась более чем в 35 раз и составляет сегодня всего 0,02 га/чел. Сократились и объемы выполняемых ежегодно лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, не ведётся строительство парков, лесопарков. Работы по благоустройству территории лесного фонда, созданию малых архитектурных форм, строительству дорожно-тропиночной сети и других объектов рекреационного назначения ведутся в совершенно недостаточных объемах. [5]

Успех в обеспечении экологической безопасности во многом определяется уровнем экологической культуры населения, мерами, направленными на образование и воспитание жителей города по вопросам охраны окружающей среды. В Новосибирске с 2000 года действует система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения, к которой привлечены учреждения среднего и высшего образования, общественные организации, библиотеки и т.д. Тем не менее, эта деятельность должна быть существенно расширена.

Показатели

Значе­ние в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

Индекс загрязнения атмосферы ИЗА5

10,8

9,5÷10,0

8,0÷9,0

6,5÷8,0

5,0÷7,0

Индекс загрязнения воды ниже городских очистных сооружений

3,07

2,6÷2,8

2,0÷2,4

1,4÷2,0

0,8÷1,5

Доля территории, оборудованной ливневой канализацией, %

30

32÷34

36÷40

40÷47

45÷57

Доля в общем объеме потребления воды, отоб­ранной из артезианских источников, %

2

3÷7

5÷12

8÷15

10÷30

Общая площадь нарушенных земель, захламлённых твердыми отходами, га

484,5

450÷470

410÷450

360÷420

300÷380

Обеспеченность жителей города зелеными насаждениями, м2/чел. 

9,2

10,0÷10,6

11,0÷12,2

12,0÷14,0

13,0÷16,0

2. Стоимость жилья в Заельцовском и Центральном районах в зависимости от состояния окружающей среды

Стоимость жилья зависит в первую очередь не только от состояния жилой площади, престижности района, в котором расположена квартира, но и от состояния окружающей среды.

Заельцовский и Центральный районы считаются самыми престижными районами в городе. Стоимость жилья в них превышает среднюю стоимость жилья по всему городу.

В зависимости от состояния окружающей среды стоимость квартир распределяется следующим образом:[6]

Район

Улица

Количество комнат

Площадь

Состояние окружающей среды

Стоимость

Центральный

Депутатская

1

40/18/9

загрязненное

1750

Заельцовский

Линейная

1

43/18/11

чистая

2100

Центральный

Серебриниковская

2

44/30/6

удовлетворительное

3850

Заельцовский

Калинина

2

46/30/7

удовлетворительное

3900

Центральный

Депутатская

3

74/51/9

удовлетворительное

3700

Заельцовский

Дуси Ковальчук

3

74/51/9

чистая

3800

Как видно из таблицы в Заельцовском районе окружающая среда менее загрязнена, поэтому стоимость квартир в нем несколько больше, чем в Центральном.

Заключение

Для стабилизации и постоянного улучшения природоохранной деятельности и стратегического обеспечения экологической безопасности города требуется:

·  поставить и решить задачу смены менталитета новосибирцев в области  охраны природы и природопользования, осуществить переход от планового снижения отдельных показателей загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды и среды обитания с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга;

·  составить экологическую карту (паспорт) Новосибирска по всем экосредам;

·  создать единую систему планирования и финансирования природоохранных мероприятий;

·  целенаправленно формировать экологическую инфраструктуру города на основе зеленых насаждений и акваторий;

·  разработать и реализовать городскую комплексную программу мер по экологической безопасности транспортных средств; в том числе подготовить и ввести в действие нормативно-правовые акты для поэтапного введения на территории города запрета использования автотранспорта, не отвечающего экологическим требованиям; разработать и реализовать предложения по упорядочению дорожно-транспортной и маршрутной сети, созданию дорожных развязок и систем «зеленая волна»; предусмотреть подпрограммы массовой газификации автотранспорта, внедрения катализаторов, организации выпуска нейтрализаторов отработанных автомобильных газов, создания схемы упорядочения транспортных потоков с учетом экологической обстановки в городе и т.п.;

·  осуществить реорганизацию производственной сферы на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий, оптимизируя их взаимоотношения с окружающей средой,  размещать новые производства в соответствии с требованиями экологической безопасности;

·  обеспечить эффективную санитарную защиту городских водозаборов, развить дублирующие системы водообеспечения из артезианских скважин, исключить сброс неочищенных промышленных ливневых и иных стоков, провести поэтапную  реконструкцию водозаборов города;

·  организовать переработку твердых отходов на основе современных технологий;

·  разработать и реализовать городскую программу снижения облучения населения от радиоактивных природных источников, предусмотрев в ней зонирование территории города по радоноопасности, создание стандартов по проведению радиофизических инженерных изысканий, проектированию защиты от радона в жилых и общественных зданиях, определению удельной активности строительных материалов и т.д.;

·  организовать восстановление и рекультивацию нарушенных территорий;

·  сохранять, расширять воспроизводство и улучшать качество прилегающих к городу лесов, как единого массива и основы природного каркаса города, организовать мониторинг, зонирование леса с выделением и оборудованием зон рекреации и зон покоя;

·  создавать, сохранять и увеличивать биологическое разнообразие экосистем города, обеспечивая их устойчивое развитие и существование;

·  создать центр экологического просвещения населения.

Список литературы

1.     Газета Левобережный Навигатор/ Частные объявления/ № 23. с. 48

2.     Концепции современного естествознания: Сер. Учебники и учебные пособия/ Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 576 с.

3.     Кравцов В.М. География Новосибирской области. Новосибирск: ИНФОЛИО Пресс, 2005.-368с.

4.     Мелешкин М. Т., Зайцев А.П., Маринов X. Экономика и окружающая среда: взаимодействие и управление. - М.: Экономика, 2000.-641с.

5.     Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 476 с.

6.     Царегородцев Г.И.  Условия жизни и здоровья населения. М.: Медицина, 2001.-357с.

Приложение

Рис. 1. Защита окружающей среды

Рис. 2. Индекс загрязнения атмосферы

Рис. 3. Обеспеченность жителей районов города зелеными насаждениями


[1] Концепции современного естествознания: Сер. Учебники и учебные пособия/ Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –268с.

[2] Кравцов В.М. География Новосибирской области. Новосибирск: ИНФОЛИО Пресс, 2005.-159с.

[3] Кравцов В.М. География Новосибирской области. Новосибирск: ИНФОЛИО Пресс, 2005.-177с.

[4] Царегородцев Г. И.  Условия жизни и здоровья населения. М.: Медицина, 2001.-193с.

[5] Мелешкин М. Т., Зайцев А.П., Маринов X. Экономика и окружающая среда: взаимодействие и управление. - М.: Экономика, 2000.-241с.

[6] Газета Левобережный Навигатор/ Частные объявления/ № 23. с.43