Содержание

Земельно-правовые сделки, влекущие за собой смену собственника земельного участка. 3

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков. Нормы предоставления земельных участков на территории Тюменской области. 8

Задача. 11

Список источников и литературы.. 14

Земельно-правовые сделки, влекущие за собой смену собственника земельного участка

Согласно земельному законодательству РФ к числу сделок, влекущих за собой смену собственника земельного участка, можно отнести сделки купли-продажи земельных участков, земельных долей, обмена земельных участков и земельных долей, дарения земельного участка (ст. 572-582 ГК РФ), а также договоры купли-продажи земельной недвижимости собственниками приватизированных предприятий или гражданами и их объединениями для предпринимательской деятельности, поскольку при них всегда происходит смена собственников земли на другое имущество (ст. 554-557 ГК РФ).

К подобного рода сделкам относится также наследование земельных участков и земельных долей. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащие ему земельный участок или земельную долю переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Собственник земельного участка или земельной доли вправе передать их гражданину, юридическому лицу, а также государству по договору дарения, в качестве вклада. Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков и земельных долей, вправе передавать (вносить) земельный участок, а также земельную долю в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ в качестве пая в производственные и потребительские кооперативы с утратой этими гражданами и юридическими лицами права собственности на данные земельные участки и земельные доли.

Сделки с землей регулируются нормами ЗК, ГК РФ федеральных законов, с учетом особенностей, установленных законодательством о недрах, об охране окружающей среды, водным, лесным и иным специальным законодательством.

При совершении сделок с землей самовольное изменение целевого назначения земельных участков не допускается. Это можно сделать только в порядке, установленном законодательством. Совершение сделки с земельным участком возможно только при отсутствии земельного спора о принадлежности данного земельного участка.

Не допускаются сделки с земельным участком, если они приводят к нарушению агротехнических, градостроительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил и нормативов) или к невозможности соблюдения целевого назначения земельного участка и условий его разрешенного использования. Земельные участки, переданные гражданам в собственность для ведения садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, а также приусадебные земельные участки могут продаваться и приобретаться без изменения целевого назначения с совместно созданной на них другой недвижимостью. В случае продажи приусадебного, садового или дачного земельного участка его собственник не может оставить за собой сверхнормативную неприватизированную часть земельного участка, и она переходит к покупателю на том же праве. Покупатель может приватизировать ее в установленном порядке.

Доходы от продажи незастроенных и неосвоенных земельных участков, находящихся в частной собственности менее пяти лет, подлежат прогрессивному налогообложению в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Другие правила купли-продажи земельных участков регулируются гражданским законодательством.

По договору купли-продажи продавец земельного участка обязуется в Установленном законом порядке передать земельный участок в собственность покупателю, а покупатель обязуется в установленной законом форме принять этот участок и оплатить за него определенную сделкой денежную сумму. При этом расходы, возникающие при оформлении земельно-правовой сделки купли-продажи, стороны распределяют между собой по взаимной договоренности (ст. 549 ГК РФ). При продаже земельного участка стороны не вправе изменять целевое назначение его, за исключением случаев, предусмотренных законом, а поэтому покупатель может использовать купленный земельный участок только в соответствии с теми целями, которые закреплены в документе, определяющем правовой режим этого участка. Кроме того, независимо от целевого назначения покупатель обязан использовать купленный участок в соответствии с требованиями закона: эффективно использовать землю, повышать ее плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки на земельном участке в результате своей хозяйственной деятельности и т. п.

Перед началом совершения земельно-правовой сделки у сторон возникают информационные права и обязанности, т. е. потребность в сведениях о «чистоте» права собственности продавца на продаваемый им земельный участок (нет ли на этот участок прав третьих лиц, надлежаще и законно ли само право собственности у собственника на этот участок), о правоспособности и дееспособности сторон по совершению данной земельно-правовой сделки и др.

Земельно-правовые сделки купли-продажи земельных участков осуществляются двумя основными путями: путем свободной продажи и путем продажи земли через конкурсные или аукционные торги. Последнее применяется лишь в случаях, когда действующее законодательство содержит прямое указание на данный способ осуществления сделки.

Если при свободной купле-продаже юридическое значение имеет свободное волеизъявление двух сторон — покупателя и продавца, то при аукционно-конкурсной продаже господствующей является воля покупателя - победителя данного конкурса (аукциона). При этом воля продавца земельного участка, выставившего его на конкурс (аукцион), теряет юридическое значение, и он не вправе в одностороннем порядке изменить условия данного конкурса (аукциона) и его последствия.

Процедура аукционно-конкурсной продажи земельных участков значительно жестче процедуры свободной продажи земельных участков, поскольку если нарушения первой являются основанием к признанию торгов недействительными, то нарушения второй признать таковыми основаниями практически невозможно. Процедура свободной продажи земельных участков усложняется, если продается доля в объединенном земельном массиве, принадлежащем нескольким земельным собственникам, поскольку при продаже доли общей собственности другому лицу . остальным участникам общей долевой собственности предоставляется право преимущественной покупки продаваемой доли. Следовательно, нарушение процедуры выявления волеизъявления сособственников на покупку продаваемой доли может быть признано судом по иску любого из них основанием для признания сделки купли-продажи земельного участка недействительной.

Процедура свободной продажи земли зависит от того, находился ли продаваемый земельный участок в чьей-либо собственности или он выделяется из земельного массива (земель запаса) и продается впервые (например, местной администрацией). В последнем случае процедура продажи дополняется землеустроительной процедурой (отвод участка в натуре на местности, установление границ его, составление документа, определяющего целевое назначение участка, и т. п. Наконец, процедура свободной продажи земельных участков зависит от того, кто является продавцом его. Если продавец — местная администрация, то процедура усложняется подачей и рассмотрением заявления покупателя о продаже земельного участка, процедурой коллегиального и по отделам администрации рассмотрения заявления, принятием решения о продаже, на основе которого и оформляется купчая на продаваемый земельный участок. Поскольку земля является недвижимостью, то, как правило, продажа земельного участка осуществляется совместно с продажей построенных на нем строений, сооружений, коммуникаций и других недвижимых объектов, сделки с которыми урегулированы общими нормами гражданского права. В силу этого процедура продажи земельных участков с находящимися на них, к примеру, жилыми домами включает в себя одновременную процедуру оформления и имущественной, и земельно-правовой сделок.

Юридическое оформление земельно-правовых сделок по купле-продаже земельных участков не всегда совпадает с фактической реализацией этой сделки, поскольку земля — не вещь, которую продавец может завернуть в бумагу и отдать покупателю. Процесс передачи проданного участка занимает определенную часть времени и связан с осмотром, приведением в оговоренное сделкой купли-продажи состояние земли. Покупатель вправе, если это состояние не соответствует оговоренному в сделке, требовать от продавца приведения продаваемого участка в состояние, соответствующее договору купли-продажи земельного участка. Продавец не вправе задерживать исполнение законного требования покупателя, поскольку за каждый день задержки передачи земельного участка в требуемом состоянии покупатель вправе взыскивать с продавца убытки. Наконец, покупатель вправе сам за счет своих средств привести купленный земельный участок в оговоренное сделкой состояние со взысканием через суд с продавца стоимости понесенных расходов и убытков, которые возникли за период нахождения участка в ненадлежащем состоянии. При обнаружении в проданном земельном участке недостатков, которые не оговорены продавцом, и обнаружение которых было невозможно установить обычным путем (заражение участка бактериальными, химическими и иными веществами), продавец вправе потребовать либо уменьшения покупной цены, либо возмещения расходов, затраченных на мероприятия по очистке участка, либо по суду расторжения договора купли-продажи этого участка.

Основным признаком, отличающим земельно-правовые сделки купли-продажи земельного участка от схожих сделок мены земельного участка, является использование в качестве платежа за участок денежных сумм, а не имущества или иных объектов (ст. 567—571 ГК РФ).

Основными видами земельно-правовых сделок, влекущих за собой смену собственника земельного участка, являются купля-продажа, дарение и мена, наследование земельных участков и земельных долей, а так же передача земельных участков и земельных долей в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, в качестве пая в кооператив; эти отношения урегулированы гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных нормами земельного законодательства.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков. Нормы предоставления земельных участков на территории Тюменской области

Статья 29 ЗК РФ определяет способ реализации установленных гражданским законодательством правомочий публичного собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. В соответствии со ст.124 ГК Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

При этом от имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Гражданское законодательство определило равные права как для вышеперечисленных публичных субъектов общественных отношений, так и для граждан и юридических лиц. Однако Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не могут абсолютно свободно участвовать в гражданских правоотношениях. Пределы такой свободы устанавливаются актами, определяющими их компетенцию. При этом компетенция может быть установлена как в положениях об этих органах, так и в других нормативных правовых актах.

Указанное неравенство выражается также в форме участия публичных субъектов в гражданских отношениях. Так, если гражданин продает земельный участок другому лицу, он заключает договор купли-продажи земельного участка. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заключения договора органами государственной власти или органами местного самоуправления принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность.

В связи с этим любое предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование осуществляется на основании решения соответствующих органов власти. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на этот земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта РФ, муниципальная собственность).

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Указанное положение не исключает возможность предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) земельных участков в аренду путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка.

Вместе с тем орган государственной власти или орган местного самоуправления могут принять решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Это возможно, если имеется только одна заявка при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков. При этом земельный участок предоставляется только в аренду.

Предельные нормативы (максимальные и минимальные размеры) предоставления в Тюменской области земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются в следующих размерах для ведения:

а) крестьянского (фермерского) хозяйства: максимальный - 140 га; минимальный - 5 га;

б) животноводства: максимальный - 5 га; минимальный - 1 га;

в) садоводства: максимальный - 0,4 га; минимальный - 0,05 га;

г) огородничества: максимальный - 0,4 га; минимальный - 0,04 га;

д) дачного строительства: максимальный - 0,2 га; минимальный - 0,04 га.

В пределах установленных нормативов земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности области, предоставляются в размерах, определяемых положением, утверждаемым Правительством области.

Максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и дачного строительства из земель, находящихся в собственности Тюменской области.

Задача

Директор ООО «Промстрой» обратился в департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о переводе участка лесных земель в нелесные, где ему был рекомендован следующий пакет документов (см. схему ниже). Укажите в решении отсутствующие документы в схеме.

Наименование документа

Заявление о выборе участка

Ходатайство органа власти или органа местного самоуправления

Акт выбора

Устав

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц

Акт технического обследования участка лесного фонда. Материалы межевания

Копия плана размещения всех объектов строительства на участке с указание очередности освоения по годам

Проект рекультивации земель

Справка территориального геологического управления об отсутствии полезных ископаемых

Заключение органов по земельным ресурсам

и землеустройству

Заключение органов по охране окружающей среды

Заключение органов санэпеднадзора района

Заключение органов санэпеднадзора области

Заключение лесхоза

Заключение архитектуры района

Заключение архитектуры области

Заключение УГПН ГУ ГО и ЧС Тюменской области

Согласование акта выбора комитетом по охране и использованию объектов историко -культурного наследия

Согласование акта выбора главным управлением по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Ответ:

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) Правительством Российской Федерации в отношении иных земель.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.

Список источников и литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.           Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

3.           Закон Тюменской области от 7 апреля 2003 г. N 131 "О предельных нормативах предоставления земельных участков" (с изменениями от 11 марта 2004 г., 6 октября 2005 г.)

4.           Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2001. 420 с.

5.           Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. 780 с.

6.           Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. 365 с.

7.           Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. 280 с.

8.           Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. 630 с.

9.           Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003. 220 с.

10.      Романова Е.В.,Третьякова Т.В. Земельное право. Учебник для вузов. М., 2004. 275 с.