Содержание

Введение.. 3

1. Понятие административного правонарушения.. 5

2. Юридическая сущность  административной ответственности.. 9

2.1. Обстоятельства,  исключающие, отягчающие  и смягчающие  административную ответственность. 9

2.2. Понятие, сущность, цели  и основания применения  административных взысканий. 12

3. Состав административного правонарушения. Элементы и виды административных составов.. 14

4. Квалификация административных   правонарушений   22

5. Динамика административных правонарушений в Новосибирске.. 24

Заключение.. 27

Список литературы... 29

Введение

Административные правонарушения, во-первых, совершаются людьми, не силами природы, предметами или животными, правонарушения неразрывно связаны с правом, которое регулирует только общественные отношения, т.е. отношения людей (отдельных индивидов или их организаций). Лишь применительно к древности и средним векам, когда людям еще не была достаточно ясна природа права и юридической ответственности как чисто общественных явлений, когда юридическая ответственность распространялась в некоторых случаях не только на животных, но и на неодушевленные предметы, можно весьма условно говорить о «правонарушениях» как действиях не только людей, но и сил природы, животных. Новейшая история человеческого общества таких случаев не знает. Административные правонарушения могут совершаться отдельными индивидами - гражданами России (в качестве граждан или должностных лиц), лицами без гражданства, иностранцами. Субъектами правонарушений могут быть также организации. Раскрытие понятия административного правонарушения - важная предпосылка для глубокой научной разработки проблемы ликвидации рассматриваемого общественного явления[1].

Тема данной курсовой работы - «Административные правонарушения: понятие, состав, виды» - актуальна в силу того, что, во-первых, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, во-вторых, с каждым годом число правонарушений в Российской федерации увеличивается, появляются новые виды деятельности преступников, а, следовательно и новые виды правонарушений, это связанно с большим числом различных факторов, как исторических, культурных, так и социальных, в-третьих, детальное рассмотрение теоретических знаний о правонарушениях и мерах борьбы с ними в лице юридической ответственности, поможет достичь практической цели: разработать и осуществить такие научно обоснованные мероприятия, которые помогли бы снизить влияние таких социально-отрицательных, можно даже сказать, социально-опасных явлений как правонарушения.

Значение темы: проблема административных правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда. Главная задача теории государства и права при изучении правонарушений в обществе состоит в раскрытии социальной сущности этого явления. Но для того, чтобы анализировать их социальную сущность, необходимо прежде всего знать, что такое правонарушение. Иначе говоря, следует охарактеризовать те общие признаки, которые свойственны всем разновидностям административных правонарушений (преступлений, гражданско-правовых, административных и иных проступков) и отличают их от других общественных явлений.

Предмет исследования: административное правонарушение.

Целью данной работы является описать сущность административного правонарушения.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается понятие административного правонарушения;

2. рассматриваются признаки административного правонарушения;

3. представляется характеристика состава правонарушения;

4. квалифицируется административное правонарушение.

1. Понятие административного правонарушения

     Под административным правонарушением понимается  посягающее  на государственный  или общественный порядок, собственность,  права  и свободы  граждан,  на установленный порядок управления, противоправное, виновное действие  или  бездействие, за которое  административным  законодательством  установлена  административная  ответственность[2].

Правонарушение всегда выступает как социальный и юридический антипод правомерного поведения. В любом обществе правонарушения носят, как правило, далеко не единичный характер и наносят ему немалый материальный и моральный вред. «Правонарушение - это социальный и юридический антипод правомерному поведению, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность антисоциального, противоправного поведения»[3]. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений. Так, преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, посягают на основы государственного строя, на личность, ее политические и экономические или социальные права, общественный порядок и иные социальные блага. Другие правонарушения, хотя и не являются столь общественно опасными, все же наносят вред общественным отношениям, личности, природной среде и т.д. Конечно, отдельные правонарушения не могут представлять опасности для общества в целом. Однако, взятые в совокупности, они представляют существенную опасность для него, нарушают режим законности, установленный правопорядок. Массовое явление, состоящее из совокупности преступлений, совершаемых в государстве в определенный временной период, называется преступностью. Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт. Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным[4]. Рассмотрим основные признаки правонарушения:

1. Правонарушение - акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.

2. Правонарушениями считаются только волевые действия т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением т.к. не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного. Поэтому правонарушениями являются варианты поведения только дееспособных (деликтоспособных) людей. Малолетних и душевнобольных закон деликтоспособными не считает.

3. Правонарушением признается только такое деяние совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.

4. Правонарушение - это действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Общеизвестно, что никто не может быть ограничен в своих правах и свободах и никакие действия, совершаемые в пределах правовых предписаний, не могут быть признаны противоправными. В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормой права, а могут вытекать «из духа» закона или типа регулирования (раз решено все, что не запрещено), противоправные деяния в виде их запретов должны быть четко сформулированы в правовых нормах. Излишний «формализм» противоправности обеспечивает единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.

5. Правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.). Повреждение или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция - все это негативные последствия правонарушения. Деяние может - не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные, ценности под его угрозу (таково, например, нетрезвое со стояние водителя). Степень общественной вредности может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение. Следовательно, не является правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания, но не наносящий ущерба, социально полезный. Действие, хотя и социально опасное, но осуществляемое в рамках правовых предписаний, тоже не считается правонарушением, как не считается таковым и противоправное действие недееспособного лица.

2. Юридическая сущность  административной ответственности

2.1. Обстоятельства,  исключающие, отягчающие  и смягчающие  административную ответственность

Административная ответственность представляет собой  вид юридической ответственности, выражающейся  в применении   уполномоченным  должностным лицом  административного взыскания  к лицу, совершившему правонарушение.

Выше  уже  указывалось на то, что  основанием для применения  административной ответственности   может быть не  только административное, но и финансовое, налоговое, экологическое  правонарушение.

Выделяя  административную ответственность  в числе  иных видов  административной ответственности, следует  отметить  ее  отдельные  особенности.

Во-первых, административная ответственность  устанавливается  достаточно широким кругом нормативных актов.  В отличие  от административной  ответственности  уголовная, например, может устанавливаться  исключительно действующим  Уголовным кодексом, меры  гражданско-правовой ответственности могут устанавливаться, помимо нормативного регулирования, соглашением сторон обязательства.   

Субъектами административной ответственности  являются  как физические, так и юридические лица, в то время как субъектом уголовной  ответственности может быть только физическое лицо.

За совершение  административного правонарушения  предусмотрены  административные  взыскания, применяемые  широким  кругом лиц -  органами исполнительной власти,  местного самоуправления, судом.  Уголовное наказание, в отличие  от административного взыскания, может быть назначено исключительно судом.

Административные  взыскания  налагаются  органами  и должностными лицами, которым  лицо, совершившее правонарушение, служебно не подчинено.   Дисциплинарные  взыскания    - напротив -  налагаются  начальниками на подчиненных.

Применение   административного взыскания, в отличие от  уголовного наказания, не влечет судимости и, в отличие  от дисциплинарного взыскания, не влечет прекращения трудовых правоотношений. 

Что касается  источников права, регулирующих институт административной ответственности, то на сегодняшний день нет  единого нормативного акта.  Большая  часть  Особенной части  действующего КоАП  касается  административной ответственности физических лиц.

Административная ответственность юридических лиц в большинстве  своем определяется  специальными законами, такими как  ФЗ «Об административной ответственности  организаций за  нарушение законодательства  в области  использования  атомной энергии», ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и предпринимателей  за  правонарушения  в области производства  и оборота  этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции»[5].

Действующий КоАП  содержит  перечень обстоятельств, наличие которых исключает  административную ответственности.  К ним относится  крайняя необходимость, необходимая оборона,  невменяемость, передача материалов    об    административном       правонарушении  на  рассмотрение товарищеского суда,  общественной  организации или трудового коллектива,  а также малозначительность  правонарушения. 

К обстоятельствам, смягчающим  ответственность  за    административное правонарушение, в соответствии со ст. 34 КоАП  относятся  следующие обстоятельства:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием  сильного  душевного  волнения   либо   при   стечении   тяжелых   личных  или  семейных  обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Обстоятельствами,     отягчающими      ответственность      за административное правонарушение, в соответствии со ст. 35 КоАП,  признаются:

1) продолжение    противоправного   поведения,   несмотря   на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное    в    течение   года   совершение   однородного       правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;  совершение  правонарушения  лицом,  ранее  совершившим  преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение  правонарушения  в  условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение  правонарушения  в  состоянии  опьянения[6]. 

2.2. Понятие, сущность, цели  и основания применения  административных взысканий

Под административным   взысканием понимается  мера  ответственности  за совершение  административного правонарушения.  Административные  взыскания выражаются, как правило, либо в  моральном, либо в материальном воздействии на  лицо, совершившее правонарушение, хотя  в некоторых случаях, административное  взыскание   включает в себя оба  вида воздействия.

 В качестве  целей  применения  административной ответственности  надлежит  выделить следующие:

1.     воспитание  лица, совершившего  административное  правонарушение, в духе соблюдения  законов, уважения  к правопорядку, предупреждение  совершения им новых правонарушений (так называемая  частная превенция).

2.     Предупреждение  совершения правонарушений другими лицами (общая превенция).

Необходимо отметить, что указанные  цели  преследуются  при применении  любого вида  юридической ответственности.

Основанием  для применения  является  совершение  лицом  правонарушения. Причем, это может быть не только собственно административное правонарушение, но и  иные  виды правонарушений, за совершение которых предусматривается административная ответственность.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никак больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного правонарушения являются:

-        Антиобщественность;

-        Противоправность;

-        Виновность;

-        Наказуемость деяния;

Антиобщественность – причиняющий вред интересам граждан, общества и государства.

Противоправность – совершение деяние, нарушающую нормы права.

Виновность – деяние совершено умышленно или по неосторожности.

Наказуемость деяния – только то деяние, за которое предусмотрена административная ответственность[7].

3. Состав административного правонарушения. Элементы и виды административных составов

Состав административного правонарушения – совокупность закрепленных нормативно-правовыми  актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторяемость по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторяемость служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторяемость необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящиеся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом несколько тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения признаются:

-        физические лица;

-        организации;

Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности.

Субъективная сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. Вина является обязательным признаком административного правонарушения. Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последовательность.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть  факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. Только при наличии состава административного правонарушения, лицо его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью; в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений; в-пятых, постоянно идет процесс декриминации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, а также внешне сходных, совпадающих по ряду своих параметров преступлений и административных правонарушений в особенности.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Состав административного правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Только при наличии состава правонарушения может быть решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Под составом правонарушения принято понимать единую целостность таких элементов как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Таки образом, состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правововыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административного воздействия.

1. Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

- причинением вреда субъектом общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);

- путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

- путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

2. Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Как правило указывается в диспозиции статьи КоАП.

Действие предполагает активное поведение.

Бездействие - это пассивное поведение в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на пассивном противоправном поведении. О наличии объективной стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало сознательное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, так что у правонарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением. Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность и повторность.

3. Субъектом административного правонарушения могут быть как физические (дееспособные и достигшие установленного законом возраста) лица так и юридические.

4. Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям выраженное в форме вины.

Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Классические формы вины:

В форме умысла:

- Прямой умысел означает, что лицо совершившее деяние, сознавало его противоправный характер, предвидело его вредные последствия и желало их наступления

- Косвенный умысел означает, что лицо, осознавая противоправность своих деяний, не желало, но предвидело и сознательно допускало наступление вредных последствий

В форме неосторожности или небрежности:

- Неосторожность присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно-опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить

- Небрежность присутствует, когда лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные - мотив и цель.

Они являются квалифицирующими признаками правонарушения. То есть деяние признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Например самовольное использование в корыстных целях электрический либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Орудие совершения – это то, чем непосредственно совершается противоправное деяние, предмет умышленно используемый для его непосредственного совершения.

Средство совершения - это то, с использованием чего совершается противоправное деяние, предмет сознательно и умышленно используемый как средство для достижения поставленной цели, без которого не получилось бы этой цели достигнуть.

Итак, состав  административного правонарушения   включает  четыре элемента, наличие  которых является необходимым  и достаточным  основанием для  признания  деяния  административным  правонарушением.  Это объект, объективная  сторона, субъект и  субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения  являются общественные  отношения, урегулированные  нормами права  и  охраняемые  мерами административной ответственности.  Основные  объекты   административных правонарушений  были  перечислены  при  определении  понятия  административного правонарушения.

Объективная   сторона  отражает  проявление административного правонарушения  в объективной  реальности  и может быть  выражена  в  действии либо бездействии.  Наличие  объективной стороны  законодатель зачастую ставит  в зависимость от  времени, места, способа, характера совершения  деяния, наступивших вредных последствий, совершения  противоправного деяния   в прошлом и др.  Если наличие  объективной стороны  связывается   с наличием таких обстоятельств, это фиксируется  в диспозиции соответствующей  нормы административного права.

В качестве  субъектов  административного правонарушения  могут выступать  как физические лица, так и организации. Рассматривая  физических лиц  как  субъектов  административного правонарушения  можно выделить  две  разновидности субъектов – та называемый  общий  субъект  и субъект специальный. Если  к общим  субъектам  можно отнести  всех без исключения  граждан, обладающих  свойством  вменяемости и достигших возраста административной ответственности, то  субъектами  отдельных категорий  административных правонарушений  могут быть исключительно субъекты  специальные – то есть физические лица, обладающие такими специальными  индивидуализирующими признаками как определенное должное  положение,  выполнение  лицом  предусмотренной законом  профессиональной  или социальной  функции, принадлежность  к  религиозным объединениям, гражданство.

Категорию специальных  субъектов, в свою очередь, можно разделить на субъектов,  специфические особенности  которых обуславливают дополнительные  основания для административной ответственности (водители, должностные лица, работники торговли) и субъектов,  для  которых индивидуализирующие обстоятельства  являются  основанием для ограничения  применения  мер административной ответственности (беременные  женщины  и  женщины, имеющие детей до 12 лет, лица, не достигшие  совершеннолетия, инвалиды).

Для правильного применения на практике  норм  административного права  об административных правонарушениях надлежит различать такие понятия как субъект административного правонарушения и субъект административной ответственности, ввиду  того, что не ко всякому  субъекту административного правонарушения  административная ответственность может быть применена.

Под субъективной стороной административного правонарушения  понимается  психическое отношение  субъекта  к совершенному  противоправному  действию либо бездействию и наступившим последствиям.

Вина  (субъективная сторона)  может быть выражена  в форме  умысла и  неосторожности.  Умышленная вина выражается  в том, что  лицо, совершившее правонарушение, осознавало  противоправность  совершаемого деяния, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступления  этих последствий.

Неосторожная  вина имеет  место в случаях, когда  субъект правонарушения  предвидел возможность  наступления последствий, но легкомысленно надеялся  их предотвратить (легкомыслие), либо не предвидел, но мог и должен был их предвидеть (небрежность).

Факультативными признаками   субъективной стороны  в предусмотренных законом случаях являются  мотив, цель правонарушения.  В качестве  признаком  объективной стороны  они  используются только  в случаях прямого указания  на них соответствующей  нормой административного права.

4. Квалификация административных правонарушений

Из приведенного выше понятия  административного правонарушения вытекают признаки, которым  должно отвечать то или  иное  деяние для признания  такового административным правонарушением:

1.     Антиобщественность

2.     Противоправность

3.     Виновность

4.     Наказуемость

 В первую очередь  административное правонарушение представляет собой  деяние – акт волевого поведения субъекта  правоотношения.  Деяние  может быть выражено в   одной  из двух форм – действие  либо  бездействие.  

Сущность действия  составляет  активное   поведение, выражающееся в активном  невыполнении   возложенной на субъект обязанности или  законного требования, нарушение  запрета.  Так,  действием  будет считаться  неостановка   водителем   транспортного средства  по требованию сотрудника ГИБДД.

Под  бездействием  понимается  пассивное невыполнение  обязанности.

Однако, не  всякое  деяние  может быть признано  административным  правонарушением, а лишь то, которое  по своей  социальной значимости является  антиобщественным, противоправным, причиняющим  вред охраняемым  законом  правоотношениям.

Причем,  административным правонарушением  будет считаться  не только то деяние,  которое  причиняет  вред  правоотношениям,  составляющим предмет  административного права , но и  деяние, нарушающее нормальное развитие  правоотношений, являющихся предметом права  финансового, налогового,  трудового, гражданского. 

Принципиальным моментом  здесь  будет то, что  за нарушение  нормального развития  правоотношения  предусмотрена  именно  административная ответственность.[8]

Виновность  деяния выделяется   в качестве   основополагающего признака  административного правонарушения и предполагает в первую очередь способность  субъекта осознавать, что  совершает  административное правонарушение и  формировать  психологическое  отношение к нему.

Наказуемость  деяния  предполагает, что административным  правонарушением  будет  признано только то деяние, наступление  ответственности  за совершение   которого предусматривается  применение  мер административной ответственности.

     Указанные  признаки практически повторяют элементы  состава  административного правонарушения, однако, их надлежит различать.  Это имеет  не только теоретическое, но и важное практическое  значение, так как   не всякое  деяние, содержащее признаки  административного правонарушения,  будет признано таковым. Для  признания  деяния  административным  правонарушением необходимо  наличие  состава  правонарушения[9].

5. Динамика административных правонарушений в Новосибирске

Среди наиболее значимых административных правонарушений в Новосибирске можно назвать нарушения правил дорожного движения.

Быстрый рост автомобильного парка города и когда просто получить права на вождение приводит к значительной аварийности на дорогах. Общее числа автомобилей в городе на конец 2002 года составляло более 171 тысячи единиц, из которых 88% личный транспорт. За последние четыре года рост парка автомобилей составил 0,5% в год. Количество ДТП и число пострадавших за последние шесть лет остается постоянным, но на достаточно высоком уровне.

Рисунок 1. Динамика ДТП в Новосибирске

Рис.2 Динамика нарушений правил дорожного движения

 

 

 

 Рис. 3. Задержано водителей в состоянии опьянения

 

Информация о ДТП с участием детей 

Информация о ДТП с участием пешеходов

 

Несмотря на то, что в городе постоянно ведутся работы по улучшению дорожных условий движения и всплеск аварийности в 2000 году трудно объясним[10].

Заключение

Итак, подведем итоги:

В подведении итогов можно сделать следующие выводы.

Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной «стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации. С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному. Правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. Существуют два основных направления в проблеме исследования причин правонарушений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление, представители другого - как явление биологическое. Известны и попытки соединения двух этих направлений в одно. Правонарушения были, есть и, по-видимому, будут. Задача правоохранительных органов вести активную последовательную борьбу с ними, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений. Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании. Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками. Отечественная наука изучает правовые явления в социально-историческом аспекте, подчеркивая, что преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.

Список литературы

Нормативная литература:

 

1.                         Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2.                         Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп., вкл. от 8 июля 1999 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301; 1996 г. - № 9. – Ст. 773; № 34. – Ст. 4026; 1999 г. - № 28. – Ст. 3471.

3.                         Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ред. от 01.01. 2006.

4.                         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 31 октября 2002 года № 133-ФЗ, от 30 октября 2002 года № 130-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ).

5.                         Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

6.                         Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2002).

7.                         Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ред. от 01.01.2006).

8.                         Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ (ред. от 19.06.2001)

Научная литература:

9.   Административное право. Часть 2. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева. – М: МЮИ МВД России. Издательство «Щит – М». 2006 – 313 с.

10. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М.: Юристъ, 2006. – 728 с.

11. Денисов   Ю.А.   Общая   теория   правонарушения   и   ответственности.   Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983.

12. Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. - 2006 г., 18 июня.

13. Ковалев Л. М. Правонарушение и закон // Правоведение. 1995 г. № 3.

14.  Малеин  Н.С.  Правонарушения:  понятие,  причины,  ответственность. М.: «Юридическая литература», 2005 г.

15.      Самощенко     И. С.      Понятие     правонарушения     по      советскому законодательству. - М.: Юридическая литература, 1963.


[1]  Самощенко     И. С.      Понятие     правонарушения     по      советскому законодательству. - М.: Юридическая литература, 1963. С. 30.

[2]   Самощенко     И. С.      Понятие     правонарушения     по      советскому законодательству. - М.: Юридическая литература, 1963. С. 41.

[3] Ковалев Л.М. Правонарушение и закон // Правоведение. 1995. № 3. С. 17.

[4] Ковалев Л.М. Правонарушение и закон // Правоведение. 1995. № 3. С. 19.

[5] Малеин  Н.С.  Правонарушения:  понятие,  причины,  ответственность. М.: «Юридическая литература», 2005 г. С. 100.

[6] Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М.: Юристъ, 2006. С. 118-119.

[7] Малеин  Н.С.  Правонарушения:  понятие,  причины,  ответственность. М.: «Юридическая литература», 2005 г. С. 102-104.

[8] Административное право. Часть 2. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева. – М: МЮИ МВД России. Издательство «Щит – М». 2006. С. 82.

[9] Денисов   Ю.А.   Общая   теория   правонарушения   и   ответственности.   Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983. С. 115.

[10] Катанян К. Четыре категории преступлений // Независимая газета. - 2006 г., 18 июня. С. 30.